Научная статья на тему 'Динамика профессиональных ожиданий студентов за период обучения в вузе'

Динамика профессиональных ожиданий студентов за период обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
408
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРИТЯЗАНИЯ СТУДЕНТОВ / СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / PROFESSIONAL SOCIALIZATION / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / PROFESSIONAL CLAIMS OF STUDENTS / SOCIALLY-PROFESSIONAL INTEGRATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарасенко Лариса Викторовна

В статье рассматриваются проблемы формирования профессиональных притязаний студентов вузов различного типа в динамическом аспекте за период обучения в вузе. Это позволяет выявить специфику процесса социально-профессиональной интеграции молодых специалистов в сферу трудовой занятости, в том числе, поиска способов и форм оптимизации ее профессионального самоопределения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тарасенко Лариса Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The dynamics of professional expectations for students studying at the university

This article discusses the problems of forming professional claims students of different types. These problems are analysed in a dynamic perspective for the period of study in high school. This allows you to identify the specificity of socio-professional integration of young professionals in the sphere of employment, including finding ways and forms of optimization of their professional self-determination.

Текст научной работы на тему «Динамика профессиональных ожиданий студентов за период обучения в вузе»

В современных условиях, когда российское общество пребывает в стадии трансформации всей системы общественных отношений и социально-культурного контекста жизни, существенно обостряется проблема профессиональной социализации подрастающего поколения. Актуализируется потребность научного осмысления состояния и тенденций процесса социально-профессиональной интеграции молодых специалистов в сферу трудовой занятости, в том числе, поиска способов и форм оптимизации ее профессионального самоопределения.

Приступая к исследованию, мы исходили из предположения о зависимости профессионального самоопределения от предшествующего ему процесса жизненного самоопределения. Именно это обстоятельство, синтезируясь в последующем с особенностями профессиональной направленности вуза, изначально диктует специфику протекания социализирующего процесса в условиях высшей школы.

Начальной точкой исследования стали положены данные, полученные в ходе исследования «Социализация и воспитание студенческой молодежи вузов Ростовской области», проведенного Социологическим центром мониторинга, диагностики и прогнозирования социального развития Южного федерального университета в 2011 г. под руководством доктора социологических наук В.И. Филоненко.

Очевидно, что первичная профессиональная социализация на уровне профессионального самоопределения происходит до поступления в вуз. Однако в ходе обучения в вузе данный процесс не прекращается, а видоизменяется. С целью получить общее представление о характере происходящих трансформаций студентам предлагалось ответить на вопрос: «В какой мере Вам сейчас нравится избранная специальность?».

Полученные результаты выглядят следующим образом (табл. 1).

Таблица 1

Вопрос: «В какой мере Вам сейчас нравится избранная специальность?»

№ Вариант ответа Кол-во, %

1 Очень нравится 34,7

2 Пожалуй, нравится 51,3

3 Пожалуй, не нравится 4,6

4 Совсем не нравится 1,2

5 Трудно сказать 8,2

Абсолютное большинство респондентов (86 %) позитивно оценивают избранную специальность. Полностью разочаровались в собственном профессиональном выборе 1,2 %. Однако 8,2 % затруднились ответить на вопрос.

Интересно проанализировать распределение ответов на данный вопрос по курсам. Хотя в целом тенденция, обозначенная в таблице 1, сохраняется, по некоторым позициям можно отметить определенную закономерную динамику. Например, гораздо больше первокурсников по сравнению со студентами 5 курсов выбрали вариант «очень нравится» (42,4 - 29,9 %, соответственно). По этому варианту вообще можно наблюдать постепенное снижение показателей (табл. 2).

Вопрос: «В какой мере Вам сейчас нравится избранная специальность?»

№ Вариант ответа Курсы, %

1 2 3 4 5

1 Очень нравится 42,4 36,9 35,3 29,6 29,9

2 Пожалуй, нравится 45,8 50,9 52,2 53,0 52,7

3 Пожалуй, не нравится 2,1 3,4 4,6 6,9 5,7

4 Совсем не нравится 1,0 1,1 0,8 1,3 2,3

5 Трудно сказать 8,7 7,6 7,0 9,2 9,3

Причины этого следует выявлять посредством уточняющих исследований, однако можно предположить, что «эйфория» от поступления в вуз постепенно снижается и проблемы трудоустройства, а возможно, и прохождение практики, позволяющее непосредственно включиться в профессиональную деятельность, наряду с другими факторами вызывают некоторое охлаждение при сохранении общего позитивного настроя.

Прямо противоположная тенденция отмечается в вариантах ответов, связанных с негативной оценкой будущей профессии. Хотя общее количество выбравших эти варианты невысоко, тем не менее, рост количества «разочаровавшихся» с 1 по 5 курс практически составляет от 3 до 8 %. А если добавить тех, кто затруднился ответить (на 5 курсе, как ни парадоксально, таких больше всего), можно говорить о некоторой тенденции не вполне благоприятной, т.к. это те выпускники, которые находятся в зоне повышенного риска, вероятно, не планируют работать по специальности, а возможно, и пополнят ряды безработных.

Проведенный опрос позволяет косвенно выявить изменение настроения студентов в зависимости от курса обучения. Если на первом курсе самыми главными являются проблемы, связанные с ощущениями перегруженности занятиями и объемом заданий, которые даются для подготовки (23,3 %), то к пятому внимание переключается на нехватку литературы по специальности (26,1 %), а ощущение перегруженности снижается почти в три раза (8,2 %). Неподготовленность студентов первых курсов к новым условиям деятельности проявляется также в трудностях выстраивания перехода к академической форме общения с преподавателями (13,8 %), которая переходит в разряд незначимых для пятикурсника (3,1 %). Теряет свою значимость и поиск цели и смысла обучения (13,1 и 8,9 %, соответственно), именно обучения, а не обретения профессии.

Вместе с тем растут требования к организации самого процесса обучения. От 1 к 5 курсу стабильно увеличивается число студентов, указывающих на повторяемость одних и тех же курсов (1 -5,67 %, 3 - 14,05 %, 5 - 15,04 %), недостаточной организации практик по специальности (1 - 16,13 %, 3 - 17,4 %, 5 - 20,65 %). В отношении организации практик по специальности к 5 курсу не наблюдается значимых различий по всему массиву. Это может служить подтверждением того, что процесс профессиональной социализации оказывает возрастающее с каждым курсом влияние на характер требований к организации образовательного процесса с позиций профессионального самоопределения.

1. Специфика профессионального самоопределения на этапе профессионального обучения связана с тем, что включает как профессионализацию личности, адаптацию к профессиональной деятельности, так и профессиональный выбор. Результаты многих социологических исследований 2000-х гг. свидетельствуют о том, что значительная часть студенчества (по разным специальностям от 30 до 60 %) выбор вуза вовсе не связывает с выбором профессии [6]. Профессиональная

направленность абитуриентов явно уступает притязаниям на общий жизненный успех: только 28 % из них отметили, что при выборе конкретного вуза для них решающее значение имела ориентация на собственные способности к овладению преподаваемыми в вузе дисциплинами. Для 47 % респондентов очень важен просто факт наличия диплома о высшем образовании [2].

Данные, полученные в ходе настоящего исследования, также как и результаты исследования 2006 г., позволяют сделать вывод о формировании новой тенденции, о чем уже упоминалось выше. Однако с целью уточнения необходимо рассмотреть распределение ответов студентов в зависимости от типа вуза. Так как в ходе исследования были опрошены студенты 22 вузов Ростовской области, все они были распределены на 3 группы (типа): естественно-гуманитарный, инженерно-технический, сельскохозяйственный. Ниже представлены результаты анализа полученных результатов (табл. 3).

Таблица 3

Вопрос: «Почему Вы выбрали именно эту профессию?»

№ Вариант ответа Тип вуза (%)

Естественно- гуманитарный Инженерно- технический Сельско- хозяйственный

1 Эта профессия пользуется высоким спросом на рынке труда 27,1 41,4 40,6

2 Эта профессия является престижной 44,2 37,2 36,7

3 Это высокооплачиваемая профессия 25,2 26,4 15,7

4 Для удовлетворения собственных интересов, развития способностей и самосовершенствования 68,9 46,5 59,8

5 По рекомендации родителей. 26,8 31,4 36,5

6 Стремился избежать службы в армии 1,9 3,9 2,8

7 Другое 1,4 0,4 3,2

Примечание. Суммарная доля по столбцам может превышать 100 % в связи с возможностью выбора нескольких (но не более трех) вариантов ответов

Прежде всего, следует отметить, что для студентов всех типов вузов основным мотивом выбора будущей профессии выступает удовлетворение собственных интересов, развитие способностей и самосовершенствование. У студентов естественно-гуманитарного профиля отмечается самый высокий показатель (68,9 %). Несколько ниже этот показатель у студентов инженерно-технического профиля (46,5 %). Но и в этой группе студентов данный мотив получил наибольшее число выборов. Если выделить отдельные вузы, по данному мотиву лидерами являются ТГПИ, ИАрхИ ЮФУ, ПИ ЮФУ, РГМУ.

В группе студентов естественно-гуманитарного профиля вторую позицию занимает мотив престижности. Затем с большим отрывом (почти в 2 раза меньшее число выборов) спрос на рынке труда и рекомендации родителей. Таким образом, студенты естественно-гуманитарного профиля менее всех других групп ориентированы в профессиональном выборе на экономические факторы, а

более - на социокультурные. Студенты инженерно-технического профиля на первые 2 позиции ставят мотивы саморазвития и рыночный спрос (46,5 и 41,4 %, соответственно). Третью позицию занимает мотив престижности, и только на пятой - находится уровень оплаты труда.

Весьма сходная ситуация наблюдается и в группе сельскохозяйственных вузов. Основное отличие состоит в том, что позиции престижности и рекомендации родителей практически совпадают и находятся на 3 месте по числу выборов. А вот уровень оплаты труда, видимо, крайне мало интересует студентов данной группы (15,7 %). Это самый низкий показатель из всех типов вузов. Самым высоким (при сравнении всех трех групп) у этих студентов оказывается мотив, связанный с рекомендацией родителей. Бесспорными лидерами по данной мотивации оказались студенты НГМА и ДонГАУ. Можно предположить, что выбор вузов сельскохозяйственного типа обусловлен, в первую очередь, востребованностью соответствующих профессий по месту жительства студентов и связан с трансляцией традиционных социокультурных ценностей, в силу чего мнение родителей при выборе профессии оказывается более значимым, чем для студентов других групп.

Сравнение по отдельным мотивам профессионального выбора показывает, что на рыночный спрос в большей степени ориентированы студенты инженерно-технического и сельскохозяйственного типов вузов (41,4 и 40,6 %, соответственно). Лидируют по данной позиции такие вузы, как РГУПС (РИИЖТ), ЮРГТУ (НПИ), ДГТУ. Престижность будущей профессии более всего интересует студентов естественно-гуманитарного профиля. В числе первых данную позицию занимают студенты СКАГС, РГМУ, ТИУиЭ. Стремление избежать службы в армии в большей степени характерно для студентов инженерно-технических вузов. Хотя данный факт можно объяснить доминированием мужского состава в общем студенческом контингенте.

Анализ ответов на вопрос, «насколько нравится выбранная специальность» больших расхождений не показал. Более 80 % студентов всех типов вузов выбрали варианты «очень нравится» и «пожалуй, нравится». Самый высокий процент выборов зафиксирован у студентов РостГМУ и РГУПС (РИИЖТ), ЮФУ (центр). Меньше других (83 % по сравнению с 88 %) этот показатель у студентов инженерно-технических специальностей. Но вряд ли можно этот показатель считать серьезным расхождением.

Сопоставление с результатами исследования 2006 г. показывает, что стабильно сохраняется высокий интерес к выбранной специальности у студентов РостГМУ (более 90 %), несколько ниже оказались показатели по сравнению с 2006 г. у студентов ТТИ и ЮРГТУ (НПИ). Более высокий процент выборов в исследовании 2011 г. оказался у студентов ЮФУ (центр). Однако следует учесть, что вопрос, задаваемый в 2006 г., был сформулирован несколько иначе (стали бы Вы поступать в университет на этот факультет), хотя смысловое наполнение, по сути, одинаково.

Практически аналогичными выглядят результаты оценки студентами собственного отношения к учебной деятельности, что, в очередной раз, подтверждает гипотезу о том, что данная сфера рассматривается современными студентами как важный этап профессионального самоопределения.

Анализ мотивации посещения занятий также существенных расхождений не выявил. На первом месте - стремление получить добротные знания, узнать новое (от 63,6 до 72,2 % выборов). На втором

- обязанность студента (57,8 - 59,8 %). Третью позицию занимает уважение к преподавателю (32,3 -38,4 %). Самым существенным расхождением можно считать мотив общения с друзьями, который в большей степени присутствует у студентов естественно-гуманитарного профиля (29,6 % по сравнению с 20,1 % у студентов вузов сельскохозяйственного типа).

Сравнивая степень удовлетворенности ресурсами и возможностями, предоставляемыми вузом, отмечаем, что студенты сельскохозяйственных вузов более всего удовлетворены творческими возможностями, консультациями преподавателей, занятиями физкультурой и доступом к научной и методической литературе (табл. 4).

Вопрос: «В какой мере Вы удовлетворены теми возможностями, которые Вам предоставлены университетом?» (вариант ответа - «вполне удовлетворены»)

№ Вариант ответа Тип вуза %

Естественно- гуманитарный Инженерно- технический Сельско- хозяйственный

1 Творческое, общекультурное развитие (самодеятельность, КВН, театр, фестивали и т.п.) 50,1 55,8 70,8

2 Доступ к компьютеру, Интернету 34,8 39,7 37,2

3 Занятия физкультурой и спортом 52,7 66,1 67,4

4 Обучение иностранным языкам 41,2 50,6 48,6

5 Доступ к научной и учебной информации (монографии, научные журналы, справочники и т.д.) 49,2 58,1 60,8

6 Получение консультаций у преподавателей, сотрудников университета 55,9 56,4 68,7

Студенты естественно-гуманитарного профиля отмечают эти же позиции, но на первое место ставят консультации преподавателей, на 2-е - занятия физкультурой и на 3-е - общекультурное развитие. Менее всего студенты данной группы удовлетворены доступом к компьютерам (также как и студенты двух других групп). Студенты инженерно-технического профиля более всего удовлетворены занятиями физкультурой (66,1 %), доступом к научной и методической литературе (58,1 %) и консультациями преподавателей (56,4 %).

Что касается смещения акцентов на протяжении учебы, то данный факт может быть объяснен следующим образом. Анализ материалов опроса студентов-первокурсников и пятикурсников свидетельствует о наличии значительных расхождений в их ценностно-профессиональных ориентациях. Более половины первокурсников указали, что пришли в вуз, чтобы стать квалифицированными специалистами по избранной профессии; 30,1 % - хотели получить высшее образование. Пятикурсники оценивают мотивы выбора профессии более прагматично: 15,5 % из них интересует конкретно область их будущей деятельности, 11,1 % надеются сделать карьеру, 24,7 % стать материально обеспеченными, а 42,2 % только хотят получить высшее образование.

Последние цифры подтверждают факт того, что молодежь ситуативно учитывает самоценность образования как такового. В то же время инженерным трудом намереваются заняться только 15 % студентов-первокурсников, научной работой - 4 %. Среди пятикурсников 18 % хотели бы работать инженерами, 14 % - заняться административно-управленческой работой, 13,6 % - коммерцией, 2,6 %

- научной работой, 1,8 % - стать преподавателями. Другими словами, к пятому курсу отношение к профессии становится более предметным, но никак не более совпадающим с той профессией, которую дает это учебное заведение. Снижение значимости освоения конкретной специальности проявляется и в другой позиции, в частности, уменьшается количество студентов, подтверждающих свой первоначальный выбор профессии и перспективную нацеленность на трудовую деятельность по специальности. Так, 53,2 % опрошенных первокурсников по прошествии года обучения

подтверждают свой первоначальный выбор профессии. К пятому курсу это число снижается до 41,7

%. Пик разочарованности в выборе профессии по всему массиву приходится преимущественно на третий курс: ее сменили бы полностью (и профессию, и вуз) - 27,3 % опрошенных третьекурсников. Для третьего курса характерен период сомнений, который, по нашему мнению, связан с переключением адаптационных усилий от форм образовательного процесса к его профессиональной направленности. Об этом свидетельствует преобладание оценочных суждений с признаками отличительных сторон выбранной профессии. Во-вторых, как правило, на этом курсе происходит первая реальная встреча со спецификой профессиональной деятельности, что и заставляет вносить коррективы в свои «прожективно» построенные представления. Но пик разочарования в профессии более выражается в «кризисе пятого курса». К 5 курсу наблюдается снижение мотивации, связанной с получением знаний, с 76,1 % у первокурсников до 63,9 % у студентов 5 курса. Та же тенденция просматривается и для вариантов «это моя обязанность как студента» (60,1 и 55,7 %, соответственно), «высокое качество проводимых занятий» (18 % на 1 курсе - 14 % на 5 курсе).

Довольно отчетливо выявляется тенденция, связанная с мотивацией встречи и общения с друзьями. Данный мотив отмечается в качестве важного 20,8 % первокурсников, а к 5 курсу этот процент возрастает до уровня 29,8 %.

В целом формирование данных тенденций вполне объяснимо: к 5 курсу акценты

профессиональной ориентации уже в большей степени смещаются в сторону трудоустройства, многие студенты уже определились с местом будущей работы, поэтому пребывание в вузе, так же как и статус студента, для них уже носит достаточно формальный характер. Такое пограничное состояние непосредственно отражается и на отношении к учебной деятельности, что влечет за собой снижение ее значимости. В то же время за период обучения в вузе в студенческих группах формируются определенные системы взаимоотношений, социально-психологические связи, в том числе дружеские, образовываются неформальные группы и т.д. Таким образом, неудивительно, что к 5 курсу возрастает ценность общения с сокурсниками.

Настораживает следующая цифра: 48,2 % респондентов готовы выполнять любую

высокооплачиваемую работу. Это уже не столько профессиональная, сколько мировоззренческая позиция, которая способствует депрофессионализации процесса самоопределения.

Что касается результатов исследования в вузах Ростовской области, то они лишь подтверждают выявляющуюся общую тенденцию. На основе анкет опрошенных студентов нами выявлена тенденция увеличения важности получения диплома о высшем образовании (1 - 29,62 %, 3 - 34,66 %, 5 - 37,09 %), при этом его соотнесенность с приобретаемой специальностью расходится с каждым курсом все больше. Особенно эта тенденция проявляет себя у студентов технических специальностей.

В соответствии с этим от 1 к 3 курсу меняется рейтинг мотивации обучения. Если для первокурсников доминирующим мотивом является поступление в вуз для обретения конкретной специальности (следовательно, есть предпосылки профессионального самоопределения), то уже к окончанию третьего курса на первый план выходит другой мотив - получение диплома (профессионализация приобретает некоторый всеобщий характер), который для большинства и сохраняет свое ведущее место в структуре мотивации до окончания вуза.

Следовательно, тенденцию расхождения значимости получения высшего образования и одновременно незначимости получаемого образования можно считать пролонгированной во времени. Резко проявив себя в 90-е гг., она и сегодня детерминирует мотивацию процесса профессионального самоопределения. Однако проведенное исследование вузов Ростовской области показало формирование положительной тенденции, связанной с ориентацией на образование как на средство получения будущей профессии.

Между тем установка на приобретение конкретной специальности оказывается мощным стимулом для учебной деятельности студенчества, которая, в свою очередь, оказывает влияние на процесс профессионального самоопределения. Успешность в учебной деятельности оптимизирует процессы, так или иначе связанные с освоением специальной подготовки. Так, среди профессионально ориентированных студентов, подтверждающих выбор профессии на протяжении всех лет обучения, качественный уровень успеваемости значительно выше, чем у тех, кто руководствуется другими факторами своей учебы.

Интересно, что эта тенденция более четко проявлена у гуманитариев. Что касается «технарей», то здесь проявляет себя парадокс, отмеченный в ряде исследований: низкий уровень профессионального самоопределения здесь тесно связан с достаточно высоким уровнем социальных притязаний. В таком случае у студентов-«технарей» одним из основных факторов, стимулирующих отношение к учебе, является «возможность получения желаемого статуса». Таким образом, сравнительный анализ мотивации профессионального выбора студентов показывает, что за пять лет ситуация в данной сфере существенно не изменилась. А следовательно, можно говорить о сохранении основных противоречий, определяющих эффективность процесса профессиональной социализации, в частности:

- между стремлением молодежи к наиболее престижным профессиям и реальными потребностями общества в кадрах;

- между необходимостью перед выбором профессии попробовать свои возможности в избираемой сфере деятельности и отсутствием таких условий в школе и ближайшем окружении;

- между необходимостью формирования и развития у учащегося свойств, качеств, нужных для сознательного выбора профессии, и низкой эффективностью реализации данного процесса в школе;

- между стремлением молодежи занять, прежде всего, определенное социальное положение при выборе профессии и неадекватной оценкой своих профессиональных интересов, склонностей и способностей;

- между потребностями молодежи в эффективной реализации своего личностного потенциала на практике и его низкой востребованностью на рынке труда.

Итак, анализ состояния образовательного пространства высшей школы и степени оптимальности условий для профессионального самоопределения студенчества на примере конкретных вузов, взятых в зависимости от их положения на рынке труда и рынке образовательных услуг, показывает, что в данных социально-экономических условиях ее эффективность в наибольшей степени зависит от престижности специальности.

Литература

1. Адамьянц Т.З. Современная молодежь: представления о действительности и социокультурные механизмы самоорганизации и самоопределения // Россия реформирующаяся: Ежегодник-2010. М., 2010. Вып. 9.

2. Калачева Т.Г., Амбросимова Л.В. Установки выпускников школ на получение высшего образования // Социологические исследования. 2000. № 5.

3. Соболева И.В. Парадоксы измерения человеческого капитала. Научные доклады Института экономики РАН: В 4 т. Т. 2: Социально-экономическая стратегия России. М., 2010.

4. Сорокина Н.Д. Перемены в образовании и динамика жизненных стратегий студентов // Социологические исследования. 2003. № 10.

5. Чередниченко Г.А. Новое в образовании и профессиональной деятельности молодежи // Социологические исследования. 2009. № 7.

6. Шереги Ф.Э. и др. Социология образования: прикладной аспект. М., 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.