ЛИТЕРАТУРА
1. Ванюшин Ю.С. Функциональное состояние спортсменов по показателям кардиореспи-раторной системы / Ю.С. Ванюшин // Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. - Нижневартовск, 2017. - С. 47-50.
2. Кардашевская М.В. Анализ функционального состояния легкоатлетов, специализирующихся в беге средние дистанции с учетом показателей дыхательной системы / М.В. Кардашевская, М.И. Давыдов // Современная наука: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей XIII Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. - Пенза, 2020. - Часть 2. - С. 146-148.
3. Оценка функции внешнего дыхания у студентов, занимающихся игровыми видами спорта / И.Н. Медведев, О.В. Марандыкина, Ф.Р. Сибгатулина, М.С. Антонова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2021. - № 4 (194). - С. 298-303.
4. Слепцова Я.А. Функциональное состояние органов внешнего дыхания спортсменов-стрелков / Я.А. Слепцова // Современные проблемы физической культуры и спорта: материалы II региональной научно-практической конференции молодых ученых. - Чурапча, 2016. - С. 72-73.
5. Черменев Д.А. Система подготовки спортсменов в служебном биатлоне / Д. А. Черменев // Эпоха науки. - 2019. - № 20. - С. 583-586.
REFERENCES
1. Vanyushin, U.S. (2017), "The functional state of athletes according to the indicators of the cardiorespiratory system", Perspective directions in the field ofphysical culture, sports and tourism. Materials of the VII All-Russian Scientific and Practical Conference, Nizhnevartovsk, pp. 47-50.
2. Kardashevskaya, M.V. and, Davydov, M.I. (2020), "Analysis of the functional state of athletes specializing in middle distance running, taking into account the indicators of the respiratory system", Modern Science: Topical Issues, Achievements and Innovations. Collection of articles of the XIII International Scientific and Practical Conference, Penza, pp. 146-148.
3. Medvedev, I.N., Marandykina, O.V., Sibgatulina, F.R. and Antonova, M.S. (2021), "Assessment of the function of external respiration in students engaged in game sports", Uchenye zapiski universi-teta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (194), pp. 298-303.
4. Sleptsova, Y.A. (2016), "The functional state of the external respiration organs of sportsmen shooters", Modern problems ofphysical culture and sport. materials of the II regional scientific-practical conference of young scientist, Churapcha, pp. 72-73.
5. Chermenev, D.A. (2019), "The system of training athletes in service biathlon", The Age of Science, No. 20, pp. 583-586.
Контактная информация: delphin87@inbox.ru
Статья поступила в редакцию 08.12.2021
УДК 796.011.3
СРАВНЕНИЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ I-ГО КУРСА НОВОСИБИРСКА И НОВОКУЗНЕЦКА
Татьяна Иосифовна Шишкина, старший преподаватель Кузбасский гуманитарно-педагогический институт Кемеровского государственного университета, Новокузнецк; Елена Львовна Сорокина, доцент, Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск, Новосибирский государственный университет экономики и
управления
Аннотация
Переход системы образования на балльно-рейтинговую систему оценки успешности обучения повлёк за собой ряд изменений в системе подготовки к ЕГЭ. Выпускники, нацеленные на поступление в определённый вуз, переключаются на подготовку к ЕГЭ по тем дисциплинам, которые будут необходимы для поступления, и это идёт в ущерб другим предметам. Например, выпускники
мало уделяют время занятиям физической культурой и спортом. Данная статья показывает уровень физической подготовленности студентов поступивших на I курс двух Новосибирских вузов и для сравнения приведены данные студентов I курса вуза г Новокузнецка. Приведённые данные показывают низкий уровень физической подготовленности студентов, как «благополучного» с точки зрения роста населения города Новосибирска, так и «не благополучного» города Новокузнецка.
Ключевые слова: физическая подготовленность, студенты, Новосибирск, Новокузнецк, здоровье, уровень физической подготовленности, тесты для определения физической подготовленности, низкий уровень физической подготовленности.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.12.p425-430
COMPARISON OF THE LEVEL OF PHYSICAL FITNESS OF 1ST YEAR STUDENTS IN NOVOSIBIRSK AND NOVOKUZNETSK
Tatyana Iosifovna Shishkina, the senior teacher, Kuzbass Humanitarian Pedagogical Institute of Kemerovo State University; Elena Lvovna Sorokina, the senior lecturer, Siberian State University of Railways, Novosibirsk State University of Economics and Management
Abstract
The transition of the education system to the point-rating system for assessing the success of education entailed a number of changes in the system of preparation for the Unified State Exam. Graduates aiming at admission to the certain university switch to preparing for the USE in those disciplines that will be necessary for admission, and this comes at the expense of other subjects. For example, graduates devote little time to physical education and sports. This article shows the level of physical fitness of students who entered the first year of two Novosibirsk universities and for comparison, the data of the first year students of the Novokuznetsk university are given. The given data show a low level of physical fitness of students, both "safe" from the point of view of population growth of the city of Novosibirsk, and "not safe" city of Novokuznetsk.
Keywords: physical fitness, students, Novosibirsk, Novokuznetsk, health, level of physical fitness, tests to determine physical fitness, low level of physical fitness.
ВВЕДЕНИЕ
Многие исследователи на протяжении нескольких лет говорят о неуклонном снижении уровня физической подготовленности студентов поступающих на первый курс института. Это происходит, как в ведомственных вузах, так и в гражданских, одно из обширных исследований М.В. Звягинцева, Р.И. Кима, В.П. Шумилова, Д.Р. Хайбуллиной констатирует низкий уровень физической подготовленности студентов поступивших на I курс основных ВУЗов Новокузнецкой агломерации. Исследователи правильно указывают на причины приводящие к э тому: подготовка к ЕГЭ которая занимает «львиную» долю времени в распорядке дня старшего школьника, снижение интереса к физкультурно-спортивной деятельности, неудовлетворительное состояние уровня преподавания физической культуры в школе, снижение мотивации к занятиям физической культурой. Необходимо понимать, что г. Новокузнецк, как часть Кемеровской области является одним из регионов-лидеров по оттоку населения, и можно предположить, что наиболее подготовленные выпускники уезжают в другие регионы, т.к. им удаётся набрать высокие баллы по ЕГЭ, а менее подготовленные остаются, именно это и приводит к результатам полученным в ходе исследования.
Основной отток выпускников происходит в Новосибирскую и Томскую области, а также в Красноярский край, точнее в г. Красноярск. Данное положение позволило сформулировать цель нашего исследования: определить уровень физической подготовленности студентов поступивших в ВУЗы г. Новосибирска и сравнить полученные данные со студентами поступившими на I курс в ВУЗ г. Новокузнецка.
Задачи исследования:
1. Отобрать наиболее информативные упражнения которые бы позволили оценить
уровень физической подготовленности максимально точно. Упражнения должны быть просты и валидны в определении уровня физической подготовленности.
2. Провести оценку уровня физической подготовленности студентов 1-го курса ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет путей сообщения», ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»» и Кузбасский гуманитарно-педагогический институт ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет».
3. Сравнить полученные данные и провести анализ полученных результатов.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Анализируя современные подходы к оценке уровня физической подготовленности школьников, студентов можно заметить наличие некоторых принципиальных вещей. Каждое физическое качество, физическая способность оценивается определённым тестовым упражнением. Единицей измерения результата являются: сантиметры, минуты/секунды, разы повторений. Дублирующих систем оценки не предусмотрено, тестовое упражнение выполняется 1-3 раза. Тестовые упражнения максимально простые, дистанции для бега стандартизированные. Современная практика показывает необходимость снижения дистанции для пробегания в тесте определения уровня развития общей выносливости, т.к. большинство студентов не добегают до финиша, сходя с дистанции из-за невозможности продолжать выполнение упражнения. Поэтому сейчас, редко можно встретить тесты где пробегается 3 или 5 километров, в основном это 1 километр, в некоторых случаях бегают 500 метров. Исходя из этого, мы для определения уровня физической подготовленности отобрали следующие упражнения:
1. Для определения уровня развития быстроты использовали одно тестовое упражнение для юношей и девушек - бег на 100 метров. Тест осуществлялся на беговой дорожке стадиона, результат фиксировался до 0.1 секунды;
2. Для определения уровня развития собственно-силовых способностей использовали для юношей сгибание-разгибание рук в висе на перекладине, для девушек сгибание-разгибание рук в упоре лёжа с использованием специальной доски для отжиманий. Результат фиксировался в единицах повторений (разах).
3. Для определения уровня развития скоростно-силовых способностей использовали упражнение переход из положения лёжа в сед, данное упражнение выполняли и юноши и девушки. Время выполнения было ограничено 30 секундами.
4. Для определения уровня развития скоростно-силовых способностей мышц пояса нижних конечностей использовали упражнение прыжок в длину с места. Упражнение выполняли и юноши и девушки, на выполнение упражнения давалось три попытки, по лучшему показанному результату в сантиметрах и определялся конечный результат, который шёл в зачёт.
5. Для определения уровня развития гибкости выполнялся наклон вперёд из положения стоя на специальной платформе с закреплённой линейкой. Давалось три попытки по лучшему результату в сантиметрах и фиксировался общий результат. Упражнение выполняли и юноши и девушки.
6. Для определения уровня развития общей выносливости выполнялся бег на 1000 метров, результат фиксировался в секундах, упражнение выполняли и юноши и девушки.
Таким образом, отобранные тестовые упражнения позволяют объективно оценить уровень физической подготовленности студентов. Эти упражнения знакомы выпускникам школ, и они валидны в определении уровня развития тех физических качеств, на которые они направлены. Ранжируя полученные данные можно объективно оценить уровень общей физической подготовленности и сделать соответствующие выводы.
Для определения уровня физической подготовленности в сентябре было проведено тестирование студентов 1-го курса ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет
путей сообщения» 54 юноши и 27 девушек группа I, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»» 48 юношей и 64 девушки группа II, и Кузбасский гуманитарно-педагогический институт ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет» 43 юноши и 70 девушек группа III. Полученные результаты были обработаны методами математической статистики, были рассчитаны средние арифметические показатели, а также квадратичные отклонения, что позволило объективно рассчитать уровень физической подготовленности. В ходе тестирования были получены следующие результаты см. таблицу 1 и 2.
Таблица 1 - Уровень физической подготовленности юноши
Упражнение Группа Результат
Группа I 14.8±1.2
Бег 100 метров (сек.) Группа II 14.6±1.5
Группа III 14.9±0.8
Сгибание-разгибание рук в висе на высокой перекладине (раз.) Группа I 9.4±2.5
Группа II 10.2±1.8
Группа III 10.4±2.4
Переход из положения лёжа в сед за 30 секунд (раз.) Группа I 22.2±4.4
Группа II 23.8±2.6
Группа III 25.4±2.2
Группа I 216.4±13.2
Прыжок в длину с места (см.) Группа II 218.3±15.4
Группа III 215.5±12.6
Группа I 4.6±2.1
Наклон вперёд (см.) Группа II 3.8±1.7
Группа III 4.3±1.2
Группа I 245.8±26.4
Бег 1000 метров (сек.) Группа II 236.2±30.8
Группа III 224.4±23.6
Полученные результаты требуют обсуждения, которое будет сделано ниже.
Таблица 2 - Уровень физической подготовленности девушки
Упражнение Группа Результат
Группа I 15.6±1.6
Бег 100 метров (сек.) Группа II 15.0±0.6
Группа III 15.4±0.8
Сгибание-разгибание рук в упоре лёжа (раз) Группа I 13.6±4.2
Группа II 15.8±6.2
Группа III 14.4±3.6
Переход из положения лёжа в сед за 30 секунд (раз.) Группа I 24.2±2.6
Группа II 25.8±3.2
Группа III 25.8±3.5
Группа I 166.4±8.4
Прыжок в длину с места (см.) Группа II 170.2±6.2
Группа III 171.2±5.6
Группа I 8.2±1.7
Наклон вперёд (см.) Группа II 9.4±2.2
Группа III 8.6±1.2
Группа I 312.4±22.6
Бег 1000 метров (сек.) Группа II 316.2±18.4
Группа III 313.5±17.4
Так, в беге на 100 метров показаны очень низкие результаты, это свидетельствует о недостаточном развитии физического качества быстрота, к тому же при оценке техники бега видны грубые её нарушения, это свидетельствует о недостаточном уровне сформи-рованности этого двигательного навыка. Это справедливо по отношении к юношам и девушкам. В силовых упражнениях сгибании-разгибании рук в висе на перекладине и в упоре лёжа были показаны результаты, которые демонстрируют средний уровень. В силовом упражнении переход из положения лёжа в сед были показаны хорошие результаты,
это свидетельствует о том, что данное физическое качество развито достаточно хорошо, а техника выполнения упражнения не вызывает сложности. Прыжок в длину с места отражает уровень развития скоростно-силовых качеств мышц ног, полученные результаты у юношей свидетельствуют о хорошем уровне развития этих качеств, у девушек полученные результаты говорят о среднем уровне развития скоростно-силовых качеств. Уровень гибкости, определяющейся по результату, показанному в упражнении наклон вперёд из положения стоя, говорит о низком уровне развития гибкости у юношей и среднему уровню развития гибкости у девушек.
Самые низкие результаты и у юношей и у девушек были показаны в уровне развития общей выносливости, средние результаты показанные юношами были в районе 4 минут, а у девушек в районе 5.10 минут. Это говорит о низком уровне развития общей выносливости, хотя и были высокие единичные результаты, у молодых людей которые занимались спортом, основная масса студентов не обладает должным уровнем развития выносливости. При выполнении данного упражнения, были случаи, когда бегущие переходили на шаг или даже останавливались, что естественно отразилось на результате.
Анализируя полученные данные, мы видим, что результаты, показанные в беговых тестах, говорят о том, что студенты не «умеют» бегать, вернее не обладают необходимой техникой спринтерского бега, а в беге на «выносливость» у них не развита сама «выносливость». Это говорит о недостаточном внимании к беговым дисциплинам в школе. Результаты, показанные в силовых упражнениях, говорят о том, что данные качества развиты у студентов на удовлетворительном уровне, упражнения им знакомы, они их выполняют достаточно уверенно. Это свидетельствует о том, что данные упражнения выполнялись в школе регулярно, возможно данные упражнения выполнялись и вне школы. Результаты в прыжке в длину с места говорят о том, что юноши выполняют данное упражнение на среднем уровне, а девушке на низком. Это свидетельствует о недостаточном уровне развития этого физического качества в общей массе студентов, и не достаточному вниманию к его развитию в школе. Результаты в развитии гибкости говорят о следующем, у девушек данное качество развито на среднем уровне, а у юношей на низком, такие данные обусловлены физиологическими причинами и малым вниманием к уровню развития этого качества в школе.
ВЫВОДЫ
1. Упражнения связанные с бегом, выполняются студентами очень плохо. Это связано и с грубым нарушением техники выполнения бега и недостаточным уровнем развития необходимых физических качеств, к тому же выполнение данных упражнений приводит к значительному физиологическому сдвигу;
2. Упражнения связанные с силовыми способностями выполняются студентами на среднем уровне. Это связано с тем, что данные упражнения хорошо знакомы студентам, они их выполняли в школе, и данные упражнения не приводят к значительным физиологическим сдвигам;
3. Упражнения связанные со скоростно-силовыми качествами так же демонстрируют недостаточный уровень их развития, это связано с отсутствием данных упражнений в программе многих школ. При общении со студентами он рассказывали о том, что в школе они не прыгали ни в высоту ни в длину, ни в длину с разбега, а это основные упражнения для успешного развития скоростно-силовых качеств.
4. Упражнения связанные с развитием гибкости, демонстрируют разный уровень их выполнения у девушек он выше у юношей он ниже, это связано с физиологическими различиями в процессе развития мужского и женского организма, а также в недостаточном внимании к развитию гибкости в процессе школьного физкультурного образования.
5. Общий уровень физической подготовленности школьников можно оценить как ниже среднего. Как видно из исследования это не частная проблема одной области или
одного города, а системная. Эффективность школьного физического воспитания остаётся низким, несмотря на прилагаемые усилия со стороны государства и его эффективность продолжает снижаться. Необходимы действенные шаги, которые помогли бы решить данную проблему.
ЛИТЕРАТУРА
1. Оценка уровня физической подготовленности студентов, поступивших на 1 курс вузов г. Новокузнецка / М.В. Звягинцев, Р.И. Ким, В.П. Шумилов, Д.Р. Хайбуллина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 9 (187). - С. 105-108.
REFERENCES
1. Zvyagintsev M.V., Kim R.I., Shumilov V.P. and Khaibullina D.R. (2020), "Assessment of the level of physical fitness of students who entered the 1st year of universities in Novokuznetsk", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (187), pp. 105-108.
Контактная информация: maxim-zv@mail.ru
Статья поступила в редакцию 06.12.2021
УДК 372.8
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ШКОЛЬНИКОВ
Валентина Владимировна Шурыгина, кандидат медицинских наук, доцент, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, г. Уфа; Ирина Константиновна Семенова, магистр, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, преподаватель-организатор, Татарская гимназия № 65, Уфа; Ляйсан Ульфатовна Насырова, заместитель директора, Татарская гимназия № 65, Уфа; Наталья Олеговна Кузнецова, кандидат биологических наук, доцент, Аида Айра-товна Аминева, магистр, Башкирский государственный педагогический университет
им. М. Акмуллы, Уфа
Аннотация
В статье приводится анализ образовательной организации по формированию культуры безопасности жизнедеятельности школьников и рекомендации в данной области. В настоящее время формирование культуры безопасности жизнедеятельности у школьников, бесспорно, актуально, так как каждый день возникают новые внутренние и внешние опасности для человечества. В России с каждым годом увеличивается количество людей, пострадавших и погибших от пожаров, в транспорте различного вида, от негативных природных, техногенных и социальных факторов, действие которых, многократно увеличивается. Сложившаяся ситуация свидетельствует о необходимости принятия мер в области формирования культуры безопасности жизнедеятельности школьников как учителями, так и образовательными учреждениями в целом. Одной из важнейших задач образования является формирование культуры безопасности, которая является обязательной частью современного человека, включающая в себя набор особых поведенческих характеристик каждого человека.
Ключевые слова: культура безопасности жизнедеятельности, формирование культуры безопасности, образовательное учреждение, уровень знаний, организация, эффективность.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.12.p430-432
FORMATION OF LIFE SAFETY CULTURE AMONG SCHOOLCHILDREN
Valentina Vladimirovna Shurygina, the candidate of medical sciences, senior lecturer, Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, Ufa; Irina Konstantinovna Semenova, the master student, Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, teacher-