Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ I КУРСА НОВОКУЗНЕЦКОГО ФИЛИАЛ ИНСТИТУТА КЕМЕРОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА НАБОРА 2020 ГОДА'

АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ I КУРСА НОВОКУЗНЕЦКОГО ФИЛИАЛ ИНСТИТУТА КЕМЕРОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА НАБОРА 2020 ГОДА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
42
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ / РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ / СИЛА / ВЫНОСЛИВОСТЬ / СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ КАЧЕСТВА / ВЛИЯНИЕ КАРАНТИНА НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ МОЛОДЁЖИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Звягинцев Максим Валерьевич, Карпова Татьяна Викторовна, Зауэр Наталья Геннадиевна

В современной России много делается для повышения уровня физической подготовленности современной молодёжи. Возрождён комплекс ВФСК «ГТО», за успешное выполнение которого даются дополнительные баллы при поступлении в вузы, строится много различных спортивных сооружений, развивается сфера дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта. Однако, вспышка новой коронавирусной инфекции COVID-19 внесла свои коррективы в социальную жизнь, что выразилось в частности в снижении уровня физической подготовленности студентов поступивших на I курс высшего учебного заведения. Данная работа фиксирует уровень физической подготовленности студентов-первокурсников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Звягинцев Максим Валерьевич, Карпова Татьяна Викторовна, Зауэр Наталья Геннадиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF PHYSICAL FITNESS OF 1ST YEAR STUDENTS OF THE NOVOKUZNETSK BRANCH OF THE INSTITUTE OF KEMEROVO STATE UNIVERSITY RECRUITMENT IN 2020

In modern Russia, a lot is being done to improve the level of physical fitness of modern youth. The complex VFSK "GTO" has been revived, for the successful implementation of which additional points are given for admission to universities, many different sports facilities are being built, the sphere of additional education in the field of physical culture and sports is developing. However, the outbreak of the new coronavirus infection COVID-19 has made its own adjustments in social life, which was expressed, in particular, in a decrease in the level of physical fitness of students who entered the first year of a higher educational institution. This work records the level of physical fitness of first-year students.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ I КУРСА НОВОКУЗНЕЦКОГО ФИЛИАЛ ИНСТИТУТА КЕМЕРОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА НАБОРА 2020 ГОДА»

7. Borges, N.R., Driller, M.W. (2016), "Wearable Lactate Threshold Predicting Device is Valid and Reliable in Runners", The Journal of Strength and Conditioning Research, Vol. 30, Issue 8, pp. 22122218.

Контактная информация: ztm007@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.01.2021

УДК 796.012.1

АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ I КУРСА НОВОКУЗНЕЦКОГО ФИЛИАЛА ИНСТИТУТА КЕМЕРОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА НАБОРА 2020 ГОДА

Максим Валерьевич Звягинцев, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний России, Новокузнецк; Татьяна Викторовна Карпова, старший преподаватель, Наталья Геннадиевна Зауэр,

старший преподаватель, Новокузнецкий филиал институт Кемеровского государственного университета

Аннотация

В современной России много делается для повышения уровня физической подготовленности современной молодёжи. Возрождён комплекс ВФСК «ГТО», за успешное выполнение которого даются дополнительные баллы при поступлении в вузы, строится много различных спортивных сооружений, развивается сфера дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта. Однако, вспышка новой коронавирусной инфекции COVID-19 внесла свои коррективы в социальную жизнь, что выразилось в частности в снижении уровня физической подготовленности студентов поступивших на I курс высшего учебного заведения. Данная работа фиксирует уровень физической подготовленности студентов-первокурсников.

Ключевые слова: студент, уровень физической подготовленности, развитие физических качеств студентов, сила, выносливость, скоростно-силовые качества, влияние карантина на физическую подготовленность молодёжи.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.1.p88-92

ANALYSIS OF PHYSICAL FITNESS OF 1ST YEAR STUDENTS OF THE NOVOKUZNETSK BRANCH OF THE INSTITUTE OF KEMEROVO STATE UNIVERSITY RECRUITMENT IN 2020

Maksim Valerievich Zvyagintsev, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Novokuznetsk; Tatyana Viktorovna Karpova, the senior teacher, Natalya Gennadievna Zauer, the senior teacher, Novokuznetsk Branch Institute of Kemerovo State University

Abstract

In modern Russia, a lot is being done to improve the level of physical fitness of modern youth. The complex VFSK "GTO" has been revived, for the successful implementation of which additional points are given for admission to universities, many different sports facilities are being built, the sphere of additional education in the field of physical culture and sports is developing. However, the outbreak of the new coro-navirus infection COVID-19 has made its own adjustments in social life, which was expressed, in particular, in a decrease in the level of physical fitness of students who entered the first year of a higher educational institution. This work records the level of physical fitness of first-year students.

Keywords: student, level of physical fitness, development of students' physical qualities, strength, endurance, speed-strength qualities, the influence of quarantine on the physical fitness of youth.

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы много делается для улучшения здоровья населения, это видно по звену оказания непосредственной медицинской помощи, а также и в профилактическом направлении. Воплощая в жизнь идею профилактики заболевания средствами физической культуры в обществе, неоднократно поднимался вопрос о необходимости каких-либо действий в этом направлении. Расширяется сеть спортивных школ разной формы собственности, увеличивается количество спортивных сооружений, повышается доступность спортивных объектов, бурно развивается фитнесс-индустрия, восстановлен комплекс ВФСК «ГТО», развиваются непрофессиональные спортивные лиги. Это всё способствует повышению количества людей регулярно занимающихся спортом. Однако, наблюдается и ряд факторов которые не способствуют качественному изменению уровня физической подготовленности современной молодёжи. Одним из таких факторов является большая загруженность основной массы учащейся молодёжи учебными делами. Зачастую молодые люди выпускных классов жертвуют занятиями физической культурой и спортом для подготовки к различного рода экзаменам, особенно ОГЭ и ЕГЭ. У студентов также изменяется ритм жизни, им надо учиться, выстраивать личные отношения, зачастую получать дополнительное образование. Широкое использование компьютерной техники также негативно сказывается как на состоянии здоровья, так и на самоорганизации. Зачастую молодёжь очень сложно «оторвать» от любимого гаджета, а страдает опорно-двигательный аппарат, зрительный и слуховой анализаторы и вся нервная система. Это происходит из-за перегрузки этих систем, которые нуждаются в отдыхе, в том числе и отдыхе от умственной нагрузки за счёт использования физических упражнений.

В 2020 году к этим негативным факторам добавилось воздействие новой коронави-русной инфекции СОУГО-19. Воздействие данного вируса не столько прямое, сколько косвенное выразившееся в переводе образовательного процесса в дистанционный формат, в ограничении работы различных объектов, в том числе и спортивных, в ограничении мобильности граждан и в запрете на занятия физической культурой и спортом в том числе и на плоскостных сооружениях. Это повлекло за собой изменение сроков сдачи ЕГЭ, изменение сроков приёмных кампаний в вузы, что естественно внесло некоторую сумятицу и в сферу физической культуры и спорта. Количество людей, в том числе и молодых которые регулярно занимались физической культурой и спортом на самодеятельных началах, резко уменьшилось, это естественным образом повлекло за собой снижение их уровня физической подготовленности.

Целью данного исследования явилось выявление уровня физической подготовленности студентов I курса НФИ КемГУ 2020 года набора.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В Кемеровской области - Кузбассе по распоряжению губернатора Цивилёва С.Е. учебный год начался 1 сентября 2020 года в очном режиме. Это позволило провести тестирование всех студентов всех специальностей поступивших на первый курс, в процессе занятия физической культурой на улице.

Методы исследования:

1. Оценка уровня развития основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость, скоростно-силовые, скоростная выносливость).

2. Методы математической статистики (нахождение среднеарифметического значения, нахождение квадратичных отклонений).

3. Анализ полученных данных.

В оценке уровня развития физических качеств выявлялись:

1. Быстрота определялась по результату в беге на 100 метров. Бег выполнялся на стадионе, результат фиксировался с помощью секундомера с точностью до 0.1 секунды.

2. Сила определялась по результатам, у юношей в упражнении сгибание-разгибание рук в висе на перекладине без учёта времени, у девушек в упражнении подъём туловища из положения, лёжа в сед за 60 секунд. Результат фиксировался в количестве повторений.

3. Скоростно-силовые качества оценивались по результату прыжка в длину с места. Результат фиксировался с точностью до 1 сантиметра.

4. Выносливость оценивалась по результату в беге на 1000 метров, как у юношей, так и у девушек. Бег осуществлялся на стадионе, результат фиксировался с точностью до 1 секунды.

5. Скоростная выносливость определялась по результату в упражнении прыжки через скакалку за 60 секунд. Результат выражался в количестве повторений.

После получения результатов они обрабатывались методами математической статистики. Отдельно обрабатывались результаты юношей и девушек. Всего в оценке уровня физической подготовленности участвовало 634 человека, 287 юношей и 347 девушек. Полученные результаты приведены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1 - Показатели физической подготовленности студентов I курса НФИ КемГУ (юноши)_

Показатель Результат

Бег 100 метров (в сек.) 15.2±2.6

Сгибание-разгибание рук в висе на перекладине (кол-во повторений) 9.4±4.2

Прыжок в длину с места (в см) 212.5±18.2

Бег 1000 метров (в сек.) 238.5±25.4

Прыжки через скакалку за 60 секунд (кол-во повторений) 98.8±18.2

Таблица 2 - Показатели физической подготовленности студентов I курса НФИ КемГУ (девушки)

Показатель Результат

Бег 100 метров (в сек.) 18.8±3.6

Подъём туловища из положения лёжа в сед за 60 секунд (кол-во повторений) 48.6±9.2

Прыжок в длину с места (в см) 174.4±9.9

Бег 1000 метров (в сек.) 312.7±34.5

Прыжки через скакалку за 60 секунд (кол-во повторений) 104.6±5.8

Результаты, показанные обеими группами в развитии быстроты, свидетельствуют о низком уровне развития этого качества. Если у юношей среднегрупповые результаты примерно соответствуют нижней границе норматива ВФСК «ГТО», то у девушек этот показатель ниже, чем нижняя граница норматива ВФСК «ГТО» на 1 секунду. Это говорит о недостаточном уровне развития быстроты, как у юношей, так и у девушек. Данный факт можно связать с недостаточным уровнем внимания к занятиям физической культурой и спортом, в том числе и к урочным формам, а так же к использованию дистанционной формы обучения введённой в Кемеровской области - Кузбассе в период пандемии из-за коронавируса, с апреля 2020 года.

Результаты, показанные в уровне развития силовых способностей, говорят о следующем. Юноши продемонстрировали результаты соответствующие «бронзовому» значку ВФСК «ГТО». Девушки уверенно выполнили упражнение на «золотой» значок ВФСК «ГТО». Это свидетельствует о том, что такие упражнения как сгибание-разгибание рук в висе на перекладине и подъём туловища из положения, лёжа в сед за 60 секунд, хорошо знакомы студентам и выполняются ими с большой охотой. Упражнения просты и судя по всему, выполнялись самостоятельно в период дистанционной формы обучения. Однако, юноши демонстрируют низкий уровень развития силовых способностей, что свидетельствует о недостаточной тренированности.

Уровень развития скоростно-силовых способностей, как юношей так и девушек оставляет желать лучшего и находится на нижнем уровне, чуть-чуть недотягивая до «бронзового» значка у юношей и чуть выше норматива «бронзового» значка у девушек.

Это свидетельствует о недостаточном уровне развития скоростно-силовых способностей, что является следствием дистанционного образования, а также снижением интереса к занятиям физической культурой и спортом в связи с перераспределением времени на подготовку к ЕГЭ.

Уровень развития общей выносливости в обеих группах оказался на низком уровне. У юношей среднегрупповое значение составило 3 минуты 58.5 секунд, у девушек 5 минут 12.7 секунды. Эти значения являются очень низкими и в оценивании соответствуют отметке «неудовлетворительно» согласно нормативам, принятым в НФИ КемГУ Это обусловлено тем, что в школе уделяется мало внимания бегу на «выносливость» в связи с различными причинами. Учащиеся школы, студенты не любят выполнять данное упражнение в связи с тем, что оно вызывает дискомфортные ощущения в организме. Естественно в период дистанционной формы обучения никто данное упражнение не выполнял, ссылаясь на официальный запрет на занятия физической культурой и спортом, в том числе и на открытых плоскостных сооружениях.

Скоростная выносливость определялась по результаты прыжка через скакалку, в группе юношей результат оказался меньше 100 повторений, у девушек чуть больше 100 повторений. Это говорит о том, что данное упражнение в целом знакомо девушкам лучше, чем юношам, но в целом можно сказать, что результат достаточно низкий. Это свидетельствует о недостаточном уровне развития данного качества, что возможно в результате того что развитию данного качества уделяется мало времени. Причины те же: мало времени уделяется занятиям физической культурой и спортом, мало используется «скакалка», как инвентарь для занятий, сокращается личная заинтересованность в занятиях в связи с перераспределением времени в пользу подготовки к ЕГЭ. Возможно выделить и другие причины, низкий уровень методической подготовленности учителей физической культуры, неиспользования малых форм физического воспитания и др.

ВЫВОДЫ

1. Проведённое исследование зафиксировало низкий уровень физической подготовленности студентов, поступивших на I курс НФИ КемГУ, происходит постоянно. По некоторым показателям, таким как уровень развития быстроты, силы, скоростно-силовой подготовленности продемонстрированные результаты соответствуют нижней границе нормы, по другим, таким как развитие общей выносливости, результат очень низкий.

2. Снижение физической подготовленности произошло по нескольким причинам: перераспределение времени с занятий физической культурой и спортом на подготовку к ЕГЭ, введение дистанционной формы обучения и ограничения личной мобильности граждан, в том числе и запрет на занятия физической культурой и спортом, как в спортивных сооружениях, так и на плоскостных сооружениях.

3. Вызывает озабоченность низкая методическая подготовленность учителей физической культуры преподающих её в школах. Они используют ограниченное число средств и методов в физическом воспитании школьников, что не способствует гармоничному развитию физических качеств. В последние годы наблюдается снижение объёма общей аэробной работы, её мало используют из-за того, что школьники жалуются на дискомфортные ощущения в организме. Однако, это происходит из-за недостаточной тренированности и эти ощущения можно преодолеть только систематическими занятиями бегом или спортивной ходьбой.

4. Для повышения уровня физической подготовленности студентов следует изменить программу, ввести в неё больше занятий аэробной направленности: лёгкая атлетика, лыжная подготовка, длительное плавание. На занятиях использовать широкий спектр средств и методов физического воспитания, что поможет с одной стороны повысить моторную плотность занятия, усилить интерес к занятиям и повысить уровень физической подготовленности студентов I курса НФИ КемГУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.