Научная статья на тему 'ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ, ПОСТУПИВШИХ НА 1 КУРС ВУЗОВ Г. НОВОКУЗНЕЦКА'

ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ, ПОСТУПИВШИХ НА 1 КУРС ВУЗОВ Г. НОВОКУЗНЕЦКА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
150
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НОРМАТИВЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / СТУДЕНТЫ / IMPROVING THE QUALITY OF EDUCATION / PHYSICAL EDUCATION / PERSONALITY-ORIENTED EDUCATION / STANDARDS FOR PHYSICAL EDUCATION / PHYSICAL QUALITIES / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Звягинцев М.В., Ким Р.И., Шумилов В.П., Хайбуллина Д.Р.

В данной работе представлены результаты оценки уровня физической подготовки студентов, поступивших на I курс вузов г. Новокузнецка. Проведено исследование, направленное на оценку уровня развития основных физических качеств: быстроты, общей выносливости, силы и скоростносиловых качеств. Полученные данные демонстрирует недостаточный уровень физической подготовленности, которые необходимо корректировать. Приводятся план мероприятий, направленных на изменение данной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Звягинцев М.В., Ким Р.И., Шумилов В.П., Хайбуллина Д.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE LEVEL OFPHYSICAL PREPAREDNESS OF STUDENTS AT THE 1 COURSE OF UNIVERSITIES IN NOVOKUZNETSK

This paper presents the results of assessing the level of physical fitness of students who entered the first year of universities in Novokuznetsk. The research aimed at assessing the level of development of the basic physical qualities: speed, general endurance, strength and speed-strength qualities. The data obtained demonstrates an insufficient level of physical fitness, which needs to be corrected. A plan of measures aimed at changing this situation is given.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ, ПОСТУПИВШИХ НА 1 КУРС ВУЗОВ Г. НОВОКУЗНЕЦКА»

УДК 796.011.3

ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ, ПОСТУПИВШИХ НА 1 КУРС ВУЗОВ Г. НОВОКУЗНЕЦКА

Максим Валерьевич Звягинцев, кандидат педагогических наук, преподаватель, Кузбасский институт федеральной службы исполнения наказаний России, г. Новокузнецк; Роман Иосифович Ким, старший преподаватель, Институт физической культуры, здоровья и спорта Сибирского государственного индустриального университета г. Новокузнецк; Владимир Петрович Шумилов, старший преподаватель, Новокузнецкий филиал Кемеровского государственного университета, г. Новокузнецк; Диана Ража-повна Хайбуллина, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой, Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств им. А.Д. Крячкова

Аннотация

В данной работе представлены результаты оценки уровня физической подготовки студентов, поступивших на I курс вузов г. Новокузнецка. Проведено исследование, направленное на оценку уровня развития основных физических качеств: быстроты, общей выносливости, силы и скоростно-силовых качеств. Полученные данные демонстрирует недостаточный уровень физической подготовленности, которые необходимо корректировать. Приводятся план мероприятий, направленных на изменение данной ситуации.

Ключевые слова: повышение качества образования, физическая культура, личностно-ориентированное образование, нормативы по физической культуре, физические качества, студенты.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.9.p105-109

ASSESSMENT OF THE LEVEL OF PHYSICAL PREPAREDNESS OF STUDENTS AT THE 1 COURSE OF UNIVERSITIES IN NOVOKUZNETSK

Maxim Valerievich Zvyagintsev, the candidate of pedagogical sciences, teacher, Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Novokuznetsk; Roman Iosifovich Kim, the senior teacher, Institute of Physical Culture, Health and Sports of Siberian State Industrial University, Novokuznetsk; Vladimir Petrovich Shumilov, the senior teacher, Novokuznetsk Branch of Kemerovo State University; Diana Razhapovna Khaibullina, the candidate of pedagogical sciences, Department chair, Kryachkov Novosibirsk State University of Architecture,

Design and Arts

Abstract

This paper presents the results of assessing the level of physical fitness of students who entered the first year of universities in Novokuznetsk. The research aimed at assessing the level of development of the basic physical qualities: speed, general endurance, strength and speed-strength qualities. The data obtained demonstrates an insufficient level of physical fitness, which needs to be corrected. A plan of measures aimed at changing this situation is given.

Keywords: improving the quality of education, physical education, personality-oriented education, standards for physical education, physical qualities, students.

ВВЕДЕНИЕ

В современной России очень остро стоит вопрос повышения качества образования, для этого используются различные средства от совершенствования нормативно-правовой базы до создания надзорных органов и общественных организаций которые призваны следить за качеством образования. Для повышения качества образования изменяются подходы к образовательным программам, изменяется количество часов, вводятся новые дисциплины, большое внимание уделяется самостоятельной и научной работе. Это относиться ко всем дисциплинам, однако не всегда приводит к положительным изменениям. Например, если мы говорим о физической культуре, ещё в 2010 году был издан Приказ

Минобрнауки России от 30 августа № 889 «О внесении изменений в федеральный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации ...» в котором в школьную программу по физической культуре был введён дополнительный час занятий. В 2014 году был «возрождён» ВФСК «ГТО», повсеместно строятся спортивные плоскостные сооружения, при реконструкциях школ спортивные залы приводятся в надлежащее состояние, бурно развивается дополнительное физкуль-турно-спортивное образование. Но как показывают исследования Т.А. Шилько, Г.И. Го -ловко, Е.В. Лосон [1] уровень физической подготовленности студентов, поступающих на I курс, неуклонно снижается. В работе М.В. Звягинцева, М.Б. Пичугина, А.В. Дубровиной приведены результаты физической подготовленности курсантов ведомственного вуза поступивших на первый курс, которые также являются очень низкими [2]. Это свидетельствует о недостаточности работы проводимой в школе.

Целью исследования явилась оценка уровня физической подготовленности студентов, поступивших на I курс вузов г. Новокузнецка. Новокузнецк является центров Новокузнецкой агломерации, занимающей 12-14 место в России по численности населения. В Новокузнецкую агломерацию входят: Новокузнецкий муниципальный район, Прокопьев-ский муниципальный район, а также города: Новокузнецк, Осинники, Калтан, Прокопьевск, Киселёвск, Краснобродский, Мыски, Междуреченск. Численность населения всей агломерации более 1 млн. человек. Основные вузы находятся в г. Новокузнецке, это Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного университета (НФИ КемГУ), Сибирский государственный индустриальный университет (СибГИУ), Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний (КИФСИН), Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачёва в г. Новокузнецке (КузГТУ в г. Новокузнецке). Таким образом, большинство студентов г. Новокузнецка, представляют Новокузнецкую агломерацию, и наше исследование является репрезентативным по оценке уровня физической подготовленности выпускников школ, поступающих на I курс институтов.

Методы исследования. Для определения уровня физической подготовленности было использовано 4 тестовых задания, которые определяли уровень развития основных физических качеств.

1. Быстрота, оценивалась по результату в беге на 100 метров. Бег проводился на стадионе с асфальтовым покрытием, с низкого старта, результат фиксировался с точностью до десятой доли секунды.

2. Выносливость, определялась по результату в беге на 1000 метров. Бег производился по стадиону с асфальтовым покрытием с высокого старта. Результат фиксировался в минутах и секундах.

3. Скоростно-силовые качества оценивались по результаты в прыжке в длину с места. Тест производился на резиновом покрытии, результат фиксировался в сантиметрах.

4. Сила оценивалась по результату у юношей в упражнении сгибание-разгибание рук в висе на перекладине фиксировалось количество повторений (раз) при правильной технике, у девушек по подъему туловища в сед из положения лёжа с зафиксированными ногами за 30 секунд, фиксировалось количество повторений (раз).

5. Методы математической статистики. Вычислялись среднеарифметическое и квадратичное отклонение.

Тесты сдавали и юноши и девушки, в тестировании не участвовали студенты факультета физической культуры НФИ КемГУ. От КИФСИНа принимали участие студенты юридического факультета, курсанты участие в тестировании не принимали. Для более точного анализа все студенты были разбиты по условному профилю обучения. Социогу-манитарный профиль включал в себя студентов, обучающихся по направлению подготовки: юриспруденция, экономика, социология, психология, менеджмент, государственное и

муниципальное управление, экология и т.д. В инженерно-технический профиль были включены все инженерные и технические специальности: горное дело, автоматизация, информатика, металлургия, архитектурно-строительная деятельность, электротехника, энергетика, транспорт. Педагогически профиль направление подготовки педагогическое образование. Всего был протестирован 1231 студент, все они относились к основной медицинской группе.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В ходе тестирования проведенного в сентябре 2019 года были получены следующие результаты (таблица 1).

Таблица 1 - Результаты физической подготовленности студентов, поступивших на I курс вузов г. Новокузнецка_

Профиль Пол Бег 100м (сек) Бег 1000м (мин.сек) Прыжок в длину (см) Сила (кол-во раз)

НФИ КемГУ

Социогуманитарный Ж (67 чел) 19.1± 1.5 4.46±18.2 161.8±12.4 27.2±3.2

М(42 чел) 14.2±1.8 4.12±20.2 188.6±10.1 8.6±1.9

Педагогический Ж(121 чел) 16.9±2.3 4.58±22.5 168.4±9.2 25.3±2.4

М (65 чел) 13.9±1.4 4.16±12.4 191.1±8.6 9.6±2.2

Инженерно-технический Ж (37 чел) 17.6±3.2 5.12±10.8 165.6±15.1 26.2±1.8

М(48 чел) 13.8±0.9 4.10±10.1 205.4±12.6 12.4±3.1

СибГИУ

Инженерно-технический Ж (95 чел) 17.2±1.8 4.57±28.6 163.4±21.6 24.3±2.6

М(643 чел) 14.2±2.0 4.32±11.2 220.4±22.6 9.5±2.8

КИФСИН

Социогуманитарный (гражданские) Ж(12 чел) 17.8±1.4 4.42±14.0 162.5±12.8 23.2±3.4

М(15 чел) 14.2±0.5 4.24±2.2 212.2±14.5 8.3±1.2

КузГТУ в г. Новокузнецке

Социогуманитарный Ж (27 чел) 18.4±2.6 4.35±12.6 172.4±8.6 28.2±1.6

М(16 чел) 14.7±1.8 4.18±8.7 206.2±15.4 10.2±2.1

Инженерно-технический Ж (7 чел) 20.2±2.1 4.24±15.2 169.6±7.4 26.4±3.6

М (36 чел) 14.3±1.7 4.12±5.6 212.5±12.5 11.4±3.2

Остановимся подробнее на полученных результатах. Для ориентира будем использовать нормы ВФСК «ГТО» согласно возрасту. Это будет VI ступень возраст от 18 до 29 лет, а точнее подступень от 18 до 24 лет, конечно в группах тестируемых студентов были те, кто моложе 18 лет таковых было 10-15%, и по нашим наблюдениям они не сильно влияли на полученные результаты.

Бег на 100 метров, согласно нормативам испытаний ВФСК «ГТО», крайним результатом для получения бронзового значка у мужчин результат составляет 14.4 сек., у женщин 17.8 сек. Сравнивая полученные нами результаты видно, практически все мужчины не зависимо от профиля обучения уложились в этот результат. У женщин большинство групп студенток также уложились в данный норматив, кроме студенток КузГТУ в г. Новокузнецке. Анализируя полученные данные можно сделать вывод о недостаточном развитии быстроты, однако здесь сказывается ещё один момент, а именно отсутствие сформированной у студентов техники спринтерского бега. Техника присутствует только у тех, кто занимается спортом в основном лёгкой атлетикой. Основная масса студентов бегут спринт с грубейшими ошибками, они не умеют правильно стартовать и набирать стартовый разгон, у них наблюдаются грубейшие ошибки в работе ног и рук также они не умеют финишировать и не владеют тактикой бега, всё это в совокупности и приводит к низкому результату, который и был показан.

Бег на 1000 метров. В ВФСК «ГТО» такой дистанции нет, мужчины бегут 3000 метров, женщины 2000 метров, однако мы можем «условно» разделить время у мужчин на 3 у женщин на 2 и получить искомое время на 1000 метров. Почему «условно»? Потому что, мы понимаем, что первая часть дистанции пробегается, как правило, быстрее, чем

вторая и уж, тем более третья. При «условном» разделении у мужчин крайний результат получается 4.50 мин., у женщин 6.35 мин., это, безусловно, очень низкие нормативы. Тестируемые нами студенты все уложились в данные «условные» нормативы, у мужчин самый худший результат показали студенты СибГИУ у женщин НФИ КемГУ инженерно-технического профиля. Полученные данные свидетельствуют о низком уровне развития общей выносливости, это связано с тем, что студенты не любят выполнять длительную монотонную работу, у них нет устойчивого навыка в выполнении такой работы. К тому же они не всегда владеют техникой бега на длинные дистанции. Высокие результаты показывают только те студенты, которые занимаются спортом (лёгкая атлетика, плавание, лыжные гонки, единоборства).

Прыжок в длину с места. Согласно нормативам испытаний ВФСК «ГТО» крайним результатом для получения бронзового значка у мужчин является результат 210 см., у женщин 170 см. Сравнивая эти нормативы с полученными нами результатами видно, что самые низкие результаты у мужчин показали студенты НФИ КемГУ, всех специальностей и все женщины, кроме женщин КузГТУ в г. Новокузнецке обучающиеся на социогумани-тарном профиле, только они смогли «выполнить» норматив. Это свидетельствует о недостаточном уровне развития скоростно-силовых качеств. Есть и ещё одно важное замечание, это избыточная масса тела некоторых студентов и студенток, которая не позволяет прыгать максимально далеко. Хотя встречаются студенты, которые могут прыгать и 260 см., как правило это спортсмены (единоборцы, тяжелоатлеты, пауэрлифтёры), но есть и одарённые студенты которые систематически не занимаются спортом, но могут прыгать 240 и более сантиметров. Тоже касается и женщин, есть спортсменки, которые показывают очень приличные результаты, но таковых мало.

Сгибание-разгибание рук в висе на перекладине мужчины, подъём туловища из положения лёжа на спине в сед за 30 секунд женщины. Согласно нормативам ВФСК «ГТО», мужчины должны выполнить данный норматив не менее 10 раз чтобы получить бронзовый значок, у женщин данный норматив сдаётся за 1 минуту, однако мы можем «условно», разделить норматив на 2 и получим результат в 16 повторений. Сравнивая данные нормативы с полученными нами результатами видим, что большинство групп мужчин не справились, целиком справились только студенты КузГТУ в г. Новокузнецке, все женщины показали очень высокие результаты. Анализируя полученные данные можно сделать вывод о том, что женщинам данное упражнение хорошо знакомо, и они его выполняют отлично. Согласно полученным данным можно сделать вывод, о том, что у мужчин наблюдается недостаточное развитие силовых способностей, это связано с избыточной массой тела некоторых студентов. При тестировании очень часто наблюдается следующая картина одна часть испытуемых выполняет тестовое упражнение 15-18 и больше раз, другая часть испытуемых не могла подтянуться ни разу, в результате средне-групповые показатели оказались очень низкими.

ВЫВОДЫ

Анализируя полученные результаты, очевидно, что уровень физической подготовленности студентов, поступивших на I курс вузов г. Новокузнецка оставляет желать лучшего. Низкий уровень развития общей выносливости, скоростно-силовых качеств, силы у мужчин, это то с чем приходят студенты на I курс, и задача преподавателей вузов повысить уровень физической подготовленности студентов, для того чтобы они смогли успешно освоить образовательную программу, укрепить своё здоровье, подготовиться к службе в ВС России. На вопросы к студентам о том, почему у них такой низкий уровень физической подготовленности, они отвечают, что физической культурой практически не занимались в X - XI классах, не уделяли должного внимания своей физической подготовленности, а готовились к ЕГЭ. Выходом из сложившейся ситуации является взаимодействие вузов г. Новокузнецка с МАОУ ДПО «Институт повышения квалификации учите-

лей» расположенный в городе Новокузнецке, с факультетом физической культуры НФИ КемГУ где готовят будущих учителей физической культуры, а также с городским и районными методическими объединениями учителей физической культуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шилько, Т. А. Мониторинг физической подготовленности студентов-бакалавров, поступивших на 1-й курс Томского государственного университета / Т.А. Шилько, Г.И. Головко, Е.В. Ло-сон // Вестник Томского государственного университета. - 2019. - № 440. - С. 190-194.

2. Звягинцев, М.В. Об уровне физической подготовленности курсантов, поступивших на 1-курс Кузбасского института ФСИН России в 2019 году / М.В. Звягинцев, М.Б. Пичугин, А.В. Дубровина // IV Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» : материалы международных научно-практических конференций и круглых столов, к 140-летию уголовно-исполнительной системы России и 85-летию Академии ФСИН России. В 10 т. - Рязань, 2019. - Том. 4. - С. 37-40.

REFERENCES

1. Shilko, T.A., Golovko, G.I. and Lawson, E.V. (2019), "Monitoring of physical fitness of bachelor students who entered the 1st year of Tomsk State University", Bulletin of Tomsk State University, No. 440, pp. 190-194.

2. Zvyagintsev, M.V., Pichugin, M.B. and Dubrovina A.V. (2019), "On the level of physical fitness of cadets who entered the 1st year of the Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia in 2019 ", IV International Penitentiary Forum "Crime, Punishment, Reformation". Materials of international scientific and practical conferences and round tables, to the 140th anniversary of the penal system of Russia and the 85th anniversary of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, Ryazan, Vol. 4, pp. 37-40.

Контактная информация: maxim-zv@mail.ru

Статья поступила в редакцию 21.09.2020

УДК 796.06

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СПОРТИВНОЙ РАДИОПЕЛЕНГАЦИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ

Константин Григорьевич Зеленский, кандидат педагогических наук, заслуженный тренер России, заслуженный мастер спорта, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

Аннотация

В статье исследуется структура информационного обеспечения спортивной радиопеленгации. Показано, что применение на практике оптимальной системы информационного обеспечения позволяет решить ряд актуальных задач развития спортивной радиопеленгации, в том числе повышение зрелищности и информированности о спортивной деятельности. Определено, что подготовка и проведение соревнований являются основным уровнем системы информационного обеспечения в спортивной радиопеленгации, который, в свою очередь, основывается на взаимодействии организаторов соревнований и спортсменов, тренеров, судей, волонтеров, зрителей, представителей различных государственных, ведомственных и общественных структур.

Ключевые слова: информационное обеспечение спортивной радиопеленгации, субъекты спортивной радиопеленгации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.