of students, No. 4, pp. 17-24.
2. Dunaev K.S., Abulkhanova M. V. (2015), "Some directions of using innovative technologies in the sphere of physical culture in Russia in the aspect of theoretical activity", VII international scientific Congress "Sport, man, health", St. Petersburg, pp. 232-234.
3. Zavyalov A.V. (2016), "Complex assessment of competitive reliability of athletes in powerlift-ing", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (132), pp. 71-75.
4. KarpeevA. G. (2008), "Criteria for evaluation ofmotor coordination of sports actions", Bulletin of Tomsk state University, No. 312, pp. 169-173.
5. Ramenskaya T.I. (2001), Special training of the skier, SportAkademPress, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.01.2020
УДК 796.012.1
АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА НОВОКУЗНЕЦКОГО ФИЛИАЛА-ИНСТИТУТА КЕМЕРОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Максим Валерьевич Звягинцев, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Кузбасский институт федеральной службы исполнения наказаний г. Новокузнецк;
Татьяна Викторовна Карпова, старший преподаватель, Наталья Геннадиевна Зауэр,
старший преподаватель, Новокузнецкий филиал-институт Кемеровского государственного университета
Аннотация
Уровень физической подготовленности очень часто соотносят со здоровьем. Считается, что человек, обладающий высоким уровнем развития физических качеств менее подвержен заболеваниям, он лучше переносит неблагоприятные условия, более устойчив к стрессу. Также считается, что физически развитый человек способен более качественно трудиться, что всегда было не маловажно. В последнее время много делается для того, чтобы молодёжь активно занималась физической культурой и физической подготовкой. Однако, результаты по физической подготовленности, показываемые студентами при поступлении в институт, неуклонно снижаются. В данной статье дается оценка уровня физической подготовленности студентов I курса Новокузнецкого филиала-института Кемеровского государственного университета 2019 года набора и сравнение его с показателями студентов 2018 и 2017 годов набора.
Ключевые слова: физическая подготовка, студенты, сила, общая выносливость, быстрота, гибкость, умение плавать, уровень физической подготовленности.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.1.p143-148
ANALYSIS OF THE PHYSICAL FITNESS OF FIRST-YEAR STUDENTS OF
NOVOKUZNETSK BRANCH-INSTITUTE OF THE KEMEROVO STATE
UNIVERSITY
Maxim Valerievich Zvyagintsev, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Kuzbass Institute of the Federal Service for the Execution of Punishments, Novokuznetsk; Tatyana Viktorovna Karpova, the senior teacher, Natalya Gennadievna Zauer, the senior teacher, Novokuznetsk Branch-Institute of the Kemerovo State University
Abstract
The level of physical fitness is often correlated with health. It is believed that a person with a high level of development of physical qualities is less susceptible to disease, he tolerates adverse conditions better, more resistant to stress. It is also believed that a physically developed person is able to work more efficiently, which has always been important. Recently, much has been done to ensure that young people are actively involved in physical education and physical training. However, the results of physical fitness shown by students upon admission to the institute are steadily declining. This article assesses the level of physical fitness of first-year students of the Novokuznetsk Branch-Institute of the Kemerovo State University 2019 recruitment and compares it with the indicators of students in 2018 and 2017 recruitment.
Keywords: physical fitness, students, strength, general endurance, speed, flexibility, swimming ability, level of physical fitness.
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время много делается для того, чтобы повысить уровень здоровья и физической подготовленности молодёжи. В школах увеличено число часов на занятия физической культурой, возрождён комплекс ГТО, повсеместно стояться плоскостные спортивные сооружения. Бурно развиваются новые, молодёжные виды спорта: различные виды велоспорта (BMX, MTB и др.), workout, скейтбординг, стритбол, сноубординг и другие. Совершенствуются концепции преподавания физической культуры, развивается фитнесс-индустрия. Всё это должно проявляться в результатах: снижение уровня заболеваемости, повышение уровня физической подготовленности, однако реальные результаты оставляют желать лучшего. Работники высшего образования неуклонно, год за годом отмечают снижение уровня здоровья первокурсников, их низкий уровень физической подготовленности, неумение выполнять определённые виды физических действий. Например, некоторые первокурсники не умеют плавать или передвигаться на беговых лыжах, сейчас уже встречаются юноши, которые не умеют играть в футбол или баскетбол. Уровень развития общей выносливости, гибкости, ловкости также оставляет желать лучшего.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Цель работы. Оценить уровень физической подготовленности студентов поступивших на I курс НФИ КемГУ и сравнить его с имеющимися данными показанными студентами первокурсниками прошлых лет.
Задачи:
1. Оценить уровень физической подготовленности студентов поступивших на I курс НФИ КемГУ по следующим показателям: выносливость, быстрота, сила, гибкость, скоростно-силовые качества и умение плавать.
2. Сравнить полученные данные с данными студентов первокурсников прошлых годов набора.
3. Разработать рекомендации для образовательных учреждений города для повышения уровня физической подготовленности школьников.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Организация исследования. Исследование проводилось на базе НФИ КемГУ в период с сентября по ноябрь 2019 года в несколько этапов. На первом этапе в сентябре оценивались уровень развития быстроты и общей выносливости. На втором этапе октябрь -ноябрь оценивались уровень развития силовых, скоростно-силовых качеств, гибкости и умения плавать. На третьем этапе в ноябре подводились итоги тестирования и оформлялись рекомендации.
Методы исследования. В исследовании применялись традиционные методы оценки уровня физической подготовленности, рекомендованные примерной программой по физической подготовке для студентов высших учебных заведений.
1. Быстрота (оценивалась по результату, показанному студентами в беге на 100 метров);
2. Общая выносливость (оценивалась по результату, показанному студентами в беге на 1000 метров);
3. Скоростно-силовые качества (оценивались по результату, показанному студентами в прыжке в длину с места);
4. Силовые способности (оценивались по результату в сгибании-разгибании рук в висе на перекладине юноши, и подъём туловища в сед из положения лёжа на спине за 2 минуты девушки).
5. Гибкость (оценивалась по результату наклона вперёд из положения стоя на скамье).
6. Умение плавать (оценивалось по результату, показанному в плавании на 50 метров вольным стилем).
Все полученные результаты оценивались по нормативным шкалам, принятым в институте и согласно этим шкалам, и выводилась оценка об уровне физической подготовленности. Согласно полученным результатам, все студенты ранжировались по группам физической подготовленности: высокий уровень, выше среднего, средний уровень и ниже среднего. Затем количество студентов в каждой группе переводилось в процентное соотношение от общего числа студентов. В исследовании приняло участие 215 студентов 82 юноши и 133 девушки. Были получены следующие результаты.
Таблица 1 - Результаты физической подготовленности, показанные студентами I курса НФИ КемГУ юноши
Показатель Уровень Годы набора
2019 2018 2017
Быстрота Высокий уровень (%) 9 11 14
Выше среднего (%) 17 16 23
Средний(%) 42 39 41
Ниже среднего (%) 32 34 22
Общая выносливость Высокий уровень (%) 3 5 5
Выше среднего (%) 13 16 21
Средний(%) 28 29 27
Ниже среднего (%) 56 50 47
Скоростно-силовые Высокий уровень (%) 15 14 16
качества Выше среднего (%) 21 22 24
Средний(%) 43 46 48
Ниже среднего (%) 21 18 12
Сила Высокий уровень (%) 17 20 23
Выше среднего (%) 32 33 31
Средний(%) 48 38 33
Ниже среднего (%) 3 9 13
Гибкость Высокий уровень (%) 11 10 10
Выше среднего (%) 19 15 14
Средний(%) 38 44 52
Ниже среднего (%) 32 31 24
Умение плавать Высокий уровень (%) 8 12 14
Выше среднего (%) 18 17 21
Средний(%) 42 40 36
Ниже среднего (%) 32 31 29
По уровню развития быстроты, студенты набора 2019 года показали такие же результаты, что и студенты набора 2018 года, обращает внимание, что больше 30% студентов показали результаты ниже среднего. Студенты набора 2017 года показывали более высокие результаты и у них только 22% показали результат ниже среднего. Такие низкие показатели обусловлены несколькими причинами, во-первых, студенты не любят бегать спринт, во-вторых, они не умеют его бегать. Техника спринтерского бега у них находится на очень низком уровне, имеются серьёзные нарушения в технике бега.
Показатели уровня развития общей выносливости, согласно результатам полученным в ходе исследования просто катастрофические. В наборе 2019 года 56% студентов показали результат ниже среднего, в наборах 2018 и 2019 года этот показатель был 50% и 47%. Очень мало студентов демонстрируют высокий уровень развития общей выносливости. Это обусловлено тем, что у студентов очень низкий уровень выносливости, они не желают тренироваться на выносливость, потому что надо «потеть», они сильно устают, и у них нет мотивации для тренировки. При этом, как показывают беседы со студентами, учителя в школах с этим никак не борются и пускают тренировки на выносливость на самотёк.
Скоростно-силовые качества, также развиты недостаточно. 21% студентов набора 2019 года показали результат ниже среднего, в наборах 2018 и 2017 годов таковых было 18% и 12% соответственно. Это свидетельствует о недостаточном развитии скоростно-си-ловых качеств, что обусловлено низкой двигательной активностью, в которой бы использовались эти качества, а сами студенты не очень любят выполнять данные упражнения, т.к. они очень тяжёлые для них, и после выполнения этих упражнений, через некоторое время наблюдаются болевые ощущения в мышцах.
Силовые показатели студентов всех годов набора на фоне остальных физических качеств смотрятся отлично, лишь единицы не справляются с данным упражнением. Это говорит о том, что данное упражнение хорошо знакомо всем юношам, они его периодически выполняют, благо городки для workout строятся повсеместно и находятся в шаговой доступности во всех районах города.
Уровень гибкости также довольно низкий, более 30% студентов набора 2019 и 2018 годов, показали результат ниже среднего. Это говорит о недостаточности развития данного физического качества, у студентов набора 2017 года только 24% показали результат ниже среднего.
Умение плавать, практически все студенты кто умеет плавать уложились в норматив, результаты ниже среднего показали студенты, которые плавать не умеют, их число настораживает и практически неизменно год из года, около 30%.
Таблица 2 - Результаты физической подготовленности, показанные студентами I курса НФИ КемГУ девушки ^__
Показатель Уровень Годы набора
2019 2018 2017
Быстрота Высокий уровень (%) 7 7 9
Выше среднего (%) 12 17 16
Средний(%) 38 43 47
Ниже среднего (%) 43 33 28
Общая выносливость Высокий уровень (%) 3 4 2
Выше среднего (%) 8 11 12
Средний(%) 26 31 34
Ниже среднего (%) 63 54 52
Скоростно-силовые качества Высокий уровень (%) 12 15 18
Выше среднего (%) 14 17 21
Средний(%) 53 55 48
Ниже среднего (%) 21 13 13
Сила Высокий уровень (%) 38 37 42
Выше среднего (%) 42 44 44
Средний(%) 20 17 14
Ниже среднего (%) 0 2 0
Гибкость Высокий уровень (%) 34 36 38
Выше среднего (%) 42 41 37
Средний(%) 24 21 25
Ниже среднего (%) 0 2 0
Умение плавать Высокий уровень (%) 14 12 15
Выше среднего (%) 21 22 23
Средний(%) 27 31 33
Ниже среднего (%) 38 35 29
По уровню развития быстроты студентки набора 2019 года, показали наихудший результат из всех представленных. 43% студенток показали результат ниже среднего, в прошлых годах набора таковых было около 30%. Это свидетельствует о низкой технической подготовке, студентки не умеют бегать спринт, и недостаточном развитии быстроты, как физического качества.
Общая выносливость у студенток всех годов набора, развита очень низко, в наборе 2019 года 63% студенток показали результат ниже среднего, в прошлых наборах таковых было чуть более 50%. Студентки очень быстро устают, им не нравятся физиологические
реакции, которые сопутствуют выполнению работы на «выносливость», кроме того, в школе их не учили бегать на длинные дистанции и поэтому они не умеют и не любят это делать.
Скоростно-силовые качества у студенток развиты достаточно хорошо, 79% набора 2019 года выполняют прыжок в длину с места на положительный результат и только 21% на результат ниже среднего. В прошлых наборах результаты были лучше.
Силовые качества у студенток, согласно полученным нами результатам очень хорошие. В наборе 2019 года нет результатов ниже среднего, а 38% студенток показали высокий уровень. Примерно сопоставимые результаты показывали студентки ранних годов набора. Это свидетельствует о том, что девушки выполняют это упражнение охотно, оно хорошо им знакомо, и они его периодически выполняют самостоятельно.
Уровень гибкости студенток также достаточно высок исходя из полученных результатов. В наборе 2019 года результат ниже среднего не показали никто, высокий уровень и выше среднего зафиксирован у 76% студенток, примерно такие же результаты были показаны в 2018 и 2017 годах. Это свидетельствует о том, что упражнения на гибкость хорошо известны и их любят выполнять студентки.
Умение плавать примерно такое же, как и у юношей. Почти 40% девушек не справились с нормативом, их них большинство не умеют плавать, примерно такие же результаты были показаны студентками наборов 2018 и 2017 годов.
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Уровень физической подготовленности студентов I курса НФИ КемГУ очень низкий. Особую тревогу вызывает уровень развития общей выносливости, т.к. он отражает эффективность работы кардио-респираторной системы, а кардиологические заболевания в последние годы стремительно «молодеют», что обусловлено, в частности, именно этим фактом. В школе учителя не учат бегать и не мотивируют учеников бегать на длинные дистанции, что приводит к таким последствиям.
2. Низкий уровень отмечен и в развитии таких качеств как быстрота и скоростно-силовые качества. Это обусловлено низкой технической подготовкой в спринтерском беге, а также малой долей упражнений скоростно-силового характера на уроках физической культуры.
3. Уровень развития силовых способностей, а также гибкости в основном у девушек достаточно высокий, этому способствует мода на workout, а также повсеместное наличие городков для этого вида физической активности.
4. Низкий уровень умения плавать обусловлен тем, что многие студенты, обучаясь в школе, никогда не ходили в бассейн и поэтому не умеют плавать.
5. Для решения проблемы обучения плаванию мы рекомендовали кафедре физического воспитания и спорта организовать группы для не умеющих плавать в которых они бы научились плавать.
6. Для повышения уровня физической подготовленности нами были написаны доклады и проведены выступления на методических объединениях учителей физической культуры районов города, а также на педагогических чтениях, проходящих в г. Новокузнецке в августе месяце.
7. В рамках профориентационной работы нами организованы соревнования на кубок директора, среди школ г. Новокузнецка по общей физической подготовке, куда входят соревнования по: челночному бегу, прыжкам в длину с места, сгибанию-разгибанию рук в висе на перекладине, сгибанию-разгибанию рук в упоре лёжа, подъёму туловища в сед из положения лёжа, плаванию и стритболу. Также организовать приём норм ВФСК ГТО на базе института.
8. Факультету физической культуры рекомендовали актуализировать образовательные программы по лёгкой атлетике в разделе спринтерский бег.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.01.2020
УДК 796.853.262
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА УРОВНЯ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ В
КАРАТЭ WKF
Максим Валерьевич Звягинцев, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Кузбасский институт федеральной службы исполнения наказаний, г. Новокузнецк; Олег Юрьевич Похоруков, кандидат педагогических наук, доцент Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного университета
Аннотация
В статье рассмотрена технико-тактическая подготовка российских и зарубежных спортсменов, выступающих на высоком уровне на Чемпионатах Мира, Европы, на этапах Премьер-лиги каратэ WKF. Определены критерии для сравнения и оценки технико-тактической подготовки. Проведены сравнения этой подготовки между российскими и зарубежными спортсменами, намечены пути дальнейшего исследования. Полученные результаты говорят о том, что по данному критерию российские спортсмены ничуть не уступают зарубежным, а где-то даже превосходят их. Однако, результаты выступления российской команды на международной арене заставляют желать лучшего этот факт настраивает на дальнейшую научную работу в этом направлении.
Ключевые слова: каратэ WKF, спортсмены высокой квалификации, технико-тактическая подготовленность.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.1.p148-151
COMPARATIVE EVALUATION OF THE LEVEL OF TECHNICAL AND TACTICAL
TRAINING OF HIGH QUALIFICATION ATHLETES IN KARATE WKF
Maxim Valerievich Zvyagintsev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuzbass Institute of the Federal Service for the Execution of Punishments, Novokuznetsk; Oleg Yuryevich Pokhorukov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Novokuznetsk Institute (branch) Kemerovo State University, Novokuznetsk
Abstract
The article discusses the technical and tactical training of Russian and foreign athletes performing at a high level at the World Championships, Europe, at the stages of the WKF Premier League. Criteria are defined for comparing and evaluating technical and tactical training. Comparisons of this training between Russian and foreign athletes are made, ways of further research are outlined. The results obtained indicate that, according to this criterion, Russian athletes are not inferior to foreign ones, but even surpass them somewhere. However, the results of the Russian team's performance in the international arena make us wish for better. This fact sets us up for further scientific work in this direction.
Keywords: Karate WKF, highly qualified athletes, technical and tactical preparedness.
ВВЕДЕНИЕ
Впервые на XXXII летних Олимпийских играх, которые пройдут в столице Японии Токио в период с 22 июля по 9 августа 2020 года пройдут соревнования по каратэ по правилам WKF. Данные правила являются официальными правилами Всемирной Федерации Каратэ (WKF). Данное событие будет знаковым для развития каратэ в мире и очень многие спортсмены заявили о своём желании участвовать в Олимпийском турнире. Безусловно, есть такое желание и у российских каратистов, однако результаты, которые показывают наши спортсмены на международной арене говорят о том, что российские спортсмены