Статья поступила в редакцию 10.02.2020
УДК 796.011.3
ОЦЕНКА ПРОГРАММЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ, ОТНЕСЁННЫХ К СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ I КУРСА НОВОКУЗНЕЦКОГО ФИЛИАЛА-ИНСТИТУТА КЕМЕРОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Максим Валерьевич Звягинцев, кандидат педагогических наук, старший преподаватель,
Кузбасский институт федеральной службы исполнения наказаний, г. Новокузнецк; Елена Владимировна Красильникова, старший преподаватель, Владимир Петрович Шумилов, старший преподаватель, Новокузнецкий филиал-институт Кемеровского
государственного университета
Аннотация
Снижение уровня здоровья, физической подготовленности наблюдается повсеместно. С одной стороны, общество многое делает для популяризации здорового образа жизни и занятий физической культурой, с другой стороны всё больше детей имеют отклонения в состоянии здоровья. Много первокурсников имеют достаточно серьёзные диагнозы, а им предстоит освоить программу высшего образования и начать трудиться. В данной статье приводится практический опыт работы со студентами, отнесёнными к специальной медицинской группе. Разработана система занятий с такими студентами, проведена оценка влияния разработанной системы на здоровье студентов. В эксперименте оценивалось влияние на морфофункциональное развитие и развитие физических качеств, проведена математическая обработка полученных данных, сделаны выводы и даны практические рекомендации.
Ключевые слова: физическая подготовка, студенты, специальная медицинская группа, здоровье студентов, программы физической подготовки.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p119-123
EVALUATION OF THE PROGRAM OF HEALTHY PHYSICAL CULTURE FOR STUDENTS RELATED TO THE SPECIAL MEDICAL GROUP OF THE I COURSE NOVOKUZNETSK BRANCH-INSTITUTE OF KEMEROVO STATE UNIVERSITY
Maxim Valerievich Zvyagintsev, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Kuzbass Institute of the Federal Service for the Execution of Punishments, Novokuznetsk; Elena
Vladimirovna Krasilnikova, the senior teacher, Vladimir Petrovich Shumilov, the senior teacher, Novokuznetsk Branch-Institute of Kemerovo State University
Abstract
A decrease in the level of health and physical fitness is observed everywhere. On the one hand, society does a lot to promote a healthy lifestyle and physical education, on the other hand, more and more children have deviations in their health status. Many first-year students have fairly serious diagnoses, and they will have to master the higher education program and begin to work. This article provides practical experience working with students assigned to a special medical group. A system of classes with such students was developed, an assessment of the impact of the developed system on the health of students was conducted. In the experiment, the effect on the morphofunctional development and development of physical qualities was evaluated, mathematical processing of the obtained data was carried out, conclusions were drawn and practical recommendations were given.
Keywords: physical fitness, students, special medical group, student health, physical training programs.
ВВЕДЕНИЕ
Состояние здоровья современных старшеклассников, которые поступают в вузы вызывает определённую озабоченность. Неуклонно, год за годом наблюдается увеличение количества студентов, которые имеют те или иные ограничения в состоянии здоровья, часто
болеют, имеют низкий уровень физического развития и развития физических качеств. Появляются молодые люди, не владеющие элементарными видами двигательной активности, которые легко выполняли их родители, бабушки и дедушки. Увеличивается число студентов, которых по состоянию здоровья относятся к подготовительной или специальной медицинской группе (СМГ). Это обусловлено в том числе и недостаточной физической активностью. Если в средних классах, дополнительно, в различных секциях, занимается большое количество детей, то к старшим классам они переключаются на подготовку к ЕГЭ и времени заниматься физической культурой остаётся очень немного. Количество занимающихся в секциях к старшим классам резко снижается. Подготовка к ЕГЭ требует значительных затрат физических и психических сил. С учётом гиподинамии вызванной недостатком физической активности, как в учебной, так и внеучебной деятельности и всё это приводит к развитию таких заболеваний как: близорукость, гастрит, болезни обмена веществ, искривление позвоночника, мигрени и т.д. В последнее время данные заболевания резко «помолодели».
Приходящие на I курс студенты, которые в дальнейшем должны освоить программу высшего образования и успешно трудиться, уже имеют отклонения в состоянии здоровья или заболевания. Этот факт уже сейчас сказывается на качестве обучения в вузе и качестве самой жизни студентов. Все это справедливо и для студентов, имеющих серьёзные отклонения в состоянии здоровья и отнесённые по состоянию здоровья к СМГ. У них имеется основное заболевание, у большинства ещё 2-3 сопутствующих, у них низкий иммунитет и как правило, они первыми и заболевают ОРВИ и гриппом и болеют гораздо дольше и тяжелее, чем студенты отнесенные по состоянию здоровья к основной группе.
В 2017 году на кафедре Физической культуры и спорта Новокузнецкого-филиал института Кемеровского государственного университета, совместно с кафедрой Боевой, тактико-специальной и физической подготовки Кузбасского института ФСИН России, была разработана программа оздоровительной физической культуры для студентов, отнесённых к СМГ. Она включала теоретический раздел, в котором рассматривались общие вопросы здоровья, питания, двигательной активности. В практическом разделе были непосредственные занятия физической подготовкой 2 раза в неделю. Одно занятие проводилось в бассейне и решало задачи закаливания и развития общей выносливости за счёт занятий плаванием. Второе занятие проводилось в зале по индивидуальному плану, в котором использовались средства и методы физической подготовки, направленные на коррекцию физического состояния, вызванного основным и сопутствующими заболеваниями. Использовались гимнастические упражнения, дыхательная гимнастика, силовые упражнения на тренажёрах, кардиоупражнения. Большое внимание уделялось третьему разделу: самостоятельной работе студентов (СРС). Под руководством преподавателя они изучали этиологию и патогенез своего заболевания, разрабатывали схемы оздоровления и коррекции своего физического состояния, схем питания, схем физических тренировок. Они учились составлять комплексы физических упражнений исходя из своих заболеваний, а также вели дневники в котором отражали изменения своего самочувствия, состояния здоровья, физической активности и другие сведения.
ЦЕЛЬ И МЕТОДЫ
Цель работы. Оценить эффективность разработанной нами программы оздоровительной физической культуры для студентов, отнесённых к СМГ поступивших на I курс НФИ КемГУ.
Методы исследования:
1. Оценить уровень физического развития студентов I курса НФИ КемГУ отнесённых к СМГ.
2. Оценить уровень развития физических качеств студентов I курса НФИ КемГУ отнесённых к СМГ.
Уровень физического развития оценивался следующими методами 1. Рост; 2. Масса тела; 3. ЖЕЛ (жизненная емкость лёгких); 4. Проба Штанге; 5. Проба Генче; 6. Индекс Руфье.
Уровень развития физических качеств оценивался следующими методами: 1. Сгибание-разгибание рук в упоре лёжа; 2. Подъём туловища из положения лёжа в сед; 3. Приседания за 60 секунд; 4. Плавание на дистанцию 25 метров.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Организация исследования. Исследование проводилось на базе НФИ КемГУ в 20182019 учебном году. На первом этапе в сентябре были сформированы группы СМГ согласно заболеваниям. На втором этапе проведено предварительное тестирование уровня физического развития и развития физических качеств. На третьем этапе проводились занятия по разработанной нами программе. На четвёртом этапе проводилось повторное тестирование и оформлялись результаты. Всего в эксперименте приняли участие 82 человека, 22 мужчины и 60 женщин. Проводилось обследование исходное в сентябре 2018 и конечное в мае 2019 г. Изучались разница, высчитывалась среднее арифметическое, квадратичное отклонение и достоверность по ^критерию Стьюдента.
РЕЗУЛЬТАТЫ
За время проведения педагогического эксперимента с сентября 2018 по июнь 2019 были получены следующие результаты. В таблице 1 приведены результаты морфофункци-онального развития студентов I курса НФИ КемГУ мужчин, в таблице 2 - женщин.
Таблица 1 - Результаты морфофункционального развития специальной медицинской группы (мужчины)____
Показатель Обследование Разница Достоверность
Исходное Конечное
Рост 178±16 180±15 2 р>0.05
Масса тела 74.6±12 78.1±8.5 3.5 р>0.05
ЖЕЛ 3250±580 3670±520 420 р <0.05
Проба Штанге 43.4±16.2 58.2±12.5 14.8 р <0.05
Проба Генче 21.6±8.2 24.6±6.6 3 р>0.05
Индекс Руфье 22.6±5.8 16.1±4.2 - 6.5 р <0.05
Таблица 2 - Результаты морфофункционального развития специальной медицинской группы (женщины)____
Показатель Обследование Разница Достоверность
Исходное Конечное
Рост 163.4±12.2 165.2±11.8 1.8 р >0,0.5
Масса тела 55.8±8.4 57.2±9.5 1.4 р >0.05
ЖЕЛ 2350±280 2770±320 420 р <0.05
Проба Штанге 34.8±11.2 50.2±8.4 15.4 p <0.05
Проба Генче 15.4±4.2 21.6±4.4 6.2 р <0.05
Индекс Руфье 23.2±5.8 19.4±4.8 - 3.8 р >0.05
Анализируя полученные данные, можно сделать следующие выводы:
1. Рост, как в мужской, так и в женской группе достоверно не изменился. Это можно объяснить тем, что рост в данном возрасте практически достиг своего завершения и ждать изменений можно только минимальных.
2. Масса тела, также достоверно не изменилась, хотя мужчины продемонстрировали прибавку в 3.5 кг, а женщины 1.4 кг. Мы связываем это с тем, что студенты начинают правильно питаться, регулярно заниматься физическими упражнениями и это способствует нормализации массы тела.
3. Жизненная ёмкость лёгких, достоверно изменилась (р <0.05) в обеих группах. Мы связываем это с благотворным влиянием дыхательных упражнений и занятий плаванием на респираторную систему студентов.
4. Проба Штанге отражает способность задерживать дыхание на вдохе и косвенно демонстрирует способность организма к продолжительной работе в условиях кислородного насыщения. В обеих группах результаты изменились достоверно. Мы связываем это с благотворным влиянием дыхательных упражнений и занятий плаванием на респираторную систему студентов.
5. Проба Генче отражает способность задерживать дыхание на выдохе и косвенно демонстрирует способность организма к работе в условиях недостатка кислорода. В обеих группах имеется прирост в данном показателе, хотя результаты и не достоверны. Мы связываем это с благотворным влиянием дыхательных упражнений и занятий плаванием на респираторную систему студентов.
6. Индекс Руфье отражает способность к восстановлению организма после нагрузки. У мужчин изменения достоверны у женщин не достоверны. Мы связываем это с благотворным влиянием занятий плаванием и другими физическими упражнениями на сердечно-сосудистую систему, что и повлекло такие результаты. Также можно сказать, что организм мужчин лучше среагировал на нагрузку, а женщинам, по-видимому, необходимо больше времени для достоверных изменений.
В таблице 3 приведены результаты развития физических качеств студентов I курса НФИ КемГУ мужчин, в таблице 4 - женщин.
Таблица 3 - Результаты развития физических качеств специальной медицинской группы (мужчины)_
Показатель Обследование Разница Достоверность
Исходное Конечное
Сгибание разгибание рук в упоре лёжа (раз) 18.6±4.6 26.2±3.6 7.6 р <0.05
Подъём туловища из положения лёжа (раз) 43.5±12.8 55.6±7.8 12.1 р <0.05
Приседания за 60 секунд (раз) 38.2±6.7 47.4±8.4 9.2 р <0.05
Плавание на дистанцию 25 метров (сек.) 84.4±24.2 37.2±12.6 - 47.2 р <0.05
Таблица 4 - Результаты развития физических качеств специальной медицинской группы (женщины)_
Показатель Обследование Разница Достоверность
Исходное Конечное
Сгибание разгибание рук в упоре лёжа (раз) 8.1±6.6 16.6±5.6 8.5 р <0.05
Подъём туловища из положения лёжа (раз) 40.2±10.2 54.6±8.2 14.4 р <0.05
Приседания за 60 секунд (раз) 28.2±6.8 36.2±4.4 8 р <0.05
Плавание на дистанцию 25 метров (сек.) 105.8±18.4 74.5±17.4 -31.3 р <0.05
Анализируя полученные данные, можно сделать следующие выводы:
1. Сгибание-разгибание рук в упоре лёжа. В обеих группах и у мужчин, и у женщин данный изменился достоверно. Среднегрупповые изменения у мужчин составили 7.6 раза у женщин 8.5. Мы объясняем это адекватно подобранным физическим нагрузкам, которые и вызвали изменения в данном параметре.
2. Подъём туловища из положения лёжа. Изменения в обеих группах достоверны. Среднегрупповые приросты составили у мужчин 12.1 раза, у женщин 14.4 раза. Это объясняется физическими упражнениями, которые выполняли студенты, что и повлекло положительную динамику изменений в данном параметре.
3. Приседания за 60 секунд. Этот показатель также изменился достоверно в обеих группах, у мужчин прирост показателя составил 9.2 раза, у женщин 8 раз. Это объясняется тем, что регулярные физические нагрузки оказали положительное воздействие на мышцы ног, это и повлекло изменение в показателях данного параметра.
4. Плавание на 25 метров. Результаты в обеих группах изменились также достоверно в обеих группах. Улучшение результата проплывания у мужчин составило 47.2 секунды, у женщин 31.3 секунды. Это может объясняться тем, что студенты за год занятий научились держаться на воде, освоили технику плавания, и смогли значительно улучшить свои результаты.
ВЫВОДЫ
1. Здоровье школьников, студентов, обучающихся в высшей школе, оставляет желать лучшего, и для его улучшения необходима программа оздоровительной физической культуры для СМГ, которая должна содержать в себе теоретический и практические разделы, а также самостоятельную работу студентов.
2. Теоретический раздел должен содержать избыточную информацию по методам, средствам и способам оздоровления. Приводить различные методики и их влияние на организм человека.
3. Самостоятельная работа студентов должна помогать в формировании знаний и умений для улучшения их здоровья. Её направленность на оздоровление конкретного человека, это будет стимулировать к занятиям физической культурой оздоровительной направленности, а в дальнейшем возможно и спортом.
4. Уровень физического развития, даже в таком возрасте, можно корректировать, для оздоровления человека. Хорошо поддаются коррекции масса тела, респираторные показатели, а также восстановительные процессы.
5. Уровень развития физических качеств подлежит коррекции и может быть широко внедрён в практику занятий с группами СМГ. Главное, эти упражнения должны быть посильными и не вызывать одномоментных серьёзных физиологических сдвигов в организме, что может быть негативным фактором для студентов.
6. В целом программа оздоровительной физической культуры показала свою эффективность и будет реализована в дальнейшей педагогической деятельности кафедры физической культуры и спорта НФИ КемГУ
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.02.2020
УДК 796.035
МИОФАСЦИАЛЬНЫЙ РЕЛИЗ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ТРЕНИРОВКЕ
ЖЕНЩИН 45-50 ЛЕТ
Оксана Анатольевна Иваненко, кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный университет физической культуры», г. Челябинск
Аннотация
Введение. В статье рассматриваются вопросы сохранения и поддержания здоровья женщин 45-50 лет. В ней описана оздоровительная тренировка женщин 45-50 лет по системе Пилатеса и возможности применения в ней миофасциального релиза. Цель исследования. Оценить эффективность влияния оздоровительной тренировки с применением пилатеса и миофасциального релиза на физическое, функциональное, психоэмоциональное состояние женщин 45-50 лет. Методика и организация. Исследование проводилось на базе УТЗ ЧГИК и ФОК «Регинас» г. Челябинска в течении 8 месяцев. В эксперименте была задействована группа женщин 45-50 лет в количестве 15 человек. В исследовании применялись следующие методы исследования: социологические методы (анкетирование, опрос); педагогический эксперимент, педагогические контрольные испытания для оценки физического, функционального, психоэмоционального состояния женщин; анализ, обобщение, методы математической статистики (с расчетом Т-критерия Стьюдента). Результаты и их обсуждение. Приводятся доказательства эффективности и положительного воздействия оздоровительной тренировки по системе Пилатеса и миофасциального релиза на физическое и функциональное и психоэмоциональное состояние женщин 45-50 лет. Выводы. Полученные в ходе исследования результаты подтверждают, что занятия по системе Пилатес в сочетании с миофасциальным релизом позволяют обеспечить комплексное влияние и способствуют повышению физического, функционального и психоэмоционального состояния женщин 45-50 лет.
Ключевые слова: женщины зрелого возраста, тренировка по системе Пилатеса, миофасци-альный релиз.