2017. - 270 с.
4. Губа, В.П. Индивидуализация подготовки юных спортсменов / В. П. Губа, П. В. Квашук, В. Г. Никитушкин. - М. : Физкультура и спорт, 2009. - 76 с.
5. Никитушкин, В. Г. Комплексный контроль в подготовке юных спортсменов : монография / В. Г. Никитушкин. - М. : Физическая культура, 2013. - 208 с.
6. Сальников, В.А. Возрастное и индивидуальное в структуре спортивной деятельности : монография / В.А. Сальников ; Сибирский автомобильно-дорожный ин-т. - Омск : Изд-во СибАДИ, 2000. - 160 с.
7. Сиренко, Д. В. Методика развития скоростных способностей у юных футболистов с учетом их игрового амплуа : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Сиренко Дмитрий Владимирович. - Волгоград, 2008. - 20 с.
8. Сиротин, О. А. Психолого-педагогические основы индивидуализации спортивной подготовки дзюдоистов : дис. ... д-ра пед. наук / Сиротин О. А. - М., 1996. - 280 с.
9. Черкашин, В.П. Методика этапного контроля специальной подготовленности юных спортсменов в барьерном беге : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Черкашин В.П. - М., 1984. - 24 с.
REFERENCES
1. Barabankina, E.Y., Shulyatev, V.M. and Pogorelova, O.V. (2017), "Evaluation of the effectiveness of training athletes RUDN in the sprint through the use of elastic shock absorbers", Modern strategy of development of athletic sports in Russia, Proceedings of the science-pract. Conference, Volgograd, pp. 41-45.
2. Getman, V. D. and Kadyrov, R.M. (2018), "Model of system of check and estimation of physical preparedness of students", Theory and practice of physical culture, No.9, pp. 45-48.
3. Gomelskiy, E.Ya. (2017), The Main directions of training of sports reserve in basketball, methodical manual, Moscow.
4. Guba, V.P., Kvaschuk, V.G. and Nikitushkin V.G. (2009), Individualization of training ofyoung athletes, Physical Education and sport, Moscow.
5. Nikitushkin, V.G. (2013), Complex control in preparation ofyoung athletes, monograph, Physical education, Moscow.
6. Salnikov, V.A. (2000), Age and individual in the structure of sports activities, monograph, Publishing house SibADI, Omsk.
7. Sirenko, D.V. (2008), Methods of development of high-speed abilities ofyoung players taking into account their playing role, dissertation, Volgograd.
8. Sirotin, O.A. (1996), Psychological and pedagogical bases of individualization of sports training of judokas, dissertation, Moscow.
9. Cherkashin, V.P. (1984), Technique of staged control of the special preparedness ofyoung athletes in the hurdles, dissertation, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.03.2019
УДК 796.011
СРАВНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ СДАЧИ НОРМ ГТО КУРСАНТАМИ КУЗБАССКОГО ИНСТИТУТА ФСИН РОССИИ И НОВОКУЗНЕЦКОГО ИНСТИТУТА (ФИЛИАЛА) КЕМЕРОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
УНИВЕРСИТЕТА
Максим Валерьевич Звягинцев, кандидат педагогических наук, преподаватель, Кузбасский институт ФСИН России, Новокузнецк, Владимир Петрович Шумилов, старший преподаватель, Елена Владимировна Красильникова, старший преподаватель, Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного университета
Аннотация
Повышение уровня физической подготовленности является актуальнейшей проблемой физической культуры. С повсеместной компьютеризацией, автомобилизацией уровень двигательной
активности неуклонно снижается, это приводит к тому, что растёт уровень заболеваемости, причём у достаточно молодых людей диагностируются заболевания, которые ранее были зафиксированы у людей более старшего возраста. Одной из форм стимуляции к занятиям физической культурой служит комплекс ГТО, который позволяет оценит уровень развития основных двигательных качеств любого человека. В статье рассматривается результат сдачи норм ГТО двумя различными вузами.
Ключевые слова: ГТО, сдача нормативов, физическая подготовленность, курсанты, студенты, результаты.
COMPARISON OF THE RESULTS OF PASSING THE NORMS OF ALL-RUSSIAN COMPLEX "READY FOR LABOR AND DEFENSE" BY CADETS OF THE KUZBASS INSTITUTE OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA AND THE NOVOKUZNETSK BRANCH-INSTITUTE OF KEMEROVO STATE UNIVERSITY
Maxim Valeryevich Zvyagintsev, the candidate of pedagogical sciences, teacher, Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service, Novokuznetsk, Vladimir Petrovich Shumilov, the senior teacher, Elena Vladimirovna Krasilnikova, the senior teacher, Novokuznetsk Institute (branch) of Kemerovo State University
Annotation
Increasing the level of physical fitness is the most urgent problem of physical culture. With universal computerization, motorization, the level of motor activity is steadily decreasing, which leads to increase in the incidence rate, and diseases that were previously recorded in older people are diagnosed among the quite young people. One form of stimulation to physical education is the All-Russian complex "Ready for Labor and Defense", which allows you to assess the level of development of the basic motor qualities of any person. The article discusses the result of passing the standards of the All-Russian complex "Ready for Labor and Defense" by two different universities.
Keywords: All-Russian complex "Ready for Labor and Defense", submission of standards, physical fitness, cadets, students, results.
ВВЕДЕНИЕ
Вопрос физической подготовленности современной молодёжи является весьма актуальным и злободневным. Физическая подготовленность молодёжи снижается неуклонно год от года и это связано с несколькими причинами: коммерциализация дополнительного образования, снижение уровня «дворового» спорта, увеличение учебной нагрузки в школе, занятия с репетиторами, посещение кружков и т.д. Для решения данной проблемы предлагается множество различных средств: введён третий час учебных занятий физической культурой в неделю в школе, активно строятся различные плоскостные спортивные сооружения для игр, воркаута. Ремонтируются школьные стадионы, создаются условия для занятия физической культурой и спортом на них. Организуются и проводятся различные спортивные конкурсы, праздники, спортивные соревнования. Активно развивается любительский спорт: различные соревнования внутри коллективов, внутри городские, «ночные лиги» и т.д. Произошло увеличение числа спортивных клубов в основном коммерческих. В широких массах долго обсуждалась необходимость создание какого-либо комплекса, который бы позволил всему населению проверить свои физические качества. Были разработаны: «Президентские испытания», «БГТО» и другие комплексы. Наконец 24 марта 2014 года Президент России подписал указ, которым постановил до 15 июня 2014 года утвердить Положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО). Комплекс был разработан, апробирован и внедрён в практику. Комплекс призван вернуть моду на занятия физической культурой, стимулировать людей на занятия физической культурой и спортом. Предполагается за успешную сдачу нормативов комплекса вручать значки: бронзовый, серебряный и золотой. Так же стимулировать и другими способами. Например, добавлять балы за успешную сдачу комплекса ГТО при поступлении в высшие учебные заведения, работающим людям давать дополнительные дни отдыха
к отпуску. Предполагаются и другие виды поощрения. Однако, чтобы получить золотой значок необходимо сдать определённое количество тестов и продемонстрировать не дюжие физические способности, а также навыки владения некоторыми видами спорта.
Предполагается, что учащийся школы, студент института посещая занятия по физической культуре будут подготовлены к сдаче обязательных испытаний, а сдача испытаний по выбору предполагает занятие каким-либо видом спорта.
В высших учебных заведениях исторически была спортивная организация «Буревестник» и культивировалось множество видов спорта, тем более это касается ведомственных вузов, где физической подготовке уделяется значительное внимание.
Целью данной статьи является сравнение результатов сдачи норм ГТО курсантами Кузбасского Института ФСИН России (КИФСИН) и студентами Новокузнецкого Филиал-Института Кемеровского Государственного Университета (НФИ КемГУ).
ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА СТАТЬИ
Изучая систему физического воспитания в обоих вузах, можно сделать ряд выводов.
Занятия элективными дисциплинами по физической культуре и спорту содержат одинаковое количество часов в обоих институтах. Программа состоит из одинаковых разделов: лёгкая атлетика, спортивные игры, лыжная подготовка. Занятия организуются 1-2 раза в неделю в зависимости от учебного плана. Различия состоят в количестве часов, отведённых программами института на разделы программы. В КИФСИН существует раздел «Боевые приёмы борьбы», которого нет у студентов НФИ КемГУ, это связано с особенностями организации учебного процесса. В КИФСИН ярко выраженная профессионально-прикладная физическая подготовка, а в НФИ КемГУ она более спортизирована.
Вне учебная работа, в КИФСИН курсанты могут посещать следующие секции: футбола, волейбола, стрельбы, легкой атлетики, лыжных гонок, рукопашного боя, самбо, плавания. В НФИ КемГУ студенты могут посещать следующие секции: футбола, волейбола, баскетбола, настольного тенниса, плавания, пауэрлифтинга, лыжных гонок, легкой атлетике, стрельбы.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что условия организации процесса физического воспитания в обоих вузах примерно одинаковые. На основании этого представляется корректным проводить сравнение этих вузов.
Сдача норм ГТО проходила в период с 2018 по 2019 год, все студенты относились к VI ступени (возрастная группа 18-29 лет), были здоровы, отдельно оценивались мужчины и отдельно женщины, как и требует комплекс. Из всего предлагаемого перечня упражнений были отобраны следующие: бег 100 метров (мужчины и женщины), бег 3000 метров (мужчины) и 2000 метров (женщины), подтягивание из виса на высокой перекладине (мужчины), сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу (женщины), наклон вперёд из положения стоя на гимнастической скамейке (мужчины и женщины). Для получения значка комплекса по его условиям необходимо сдать девять нормативов, поэтому к четырём обязательным испытаниям было отобрано и 5 тестов по выбору. Это были: челночный бег 3*10 метров (мужчины и женщины); прыжок в длину с места (мужчины и женщины); поднимание туловища из положения лёжа на спине (мужчины и женщины); бег на лыжах (5 километров мужчины и 3 километра женщины); стрельба из пневматической винтовки из положения сидя с опорой локтями о стол (мужчины и женщины); и два резервных вида самозащита без оружия и туристический поход.
Все результаты оценивались по приведённым шкалам. Для удобства полученные результаты сводились к процентному соотношению, и были разделены на четыре шкалы: без значка, бронзовый значок, серебряный значок и золотой значок. Охват курсантов КИФСИН составил 612 человек (525 мужчин и 87 женщин), охват студентов НФИ КемГУ составил 830 человек (368 мужчин и 462 женщины). Результаты исследования приведены в таблицах.
Бег на 100 метров, мужчины таблица 1, женщины таблица 2. Таблица 1 - Уровень достижений беге на 100 метров мужчины
Вуз Без значка % Бронзовый значок % Серебряный значок % Золотой значок %
КИФСИН 21 23 32 24
НФИ КемГУ 24 26 37 13
Таблица 2 - Уровень достижений в бег на 100 метров женщины
Вуз Без значка % Бронзовый значок % Серебряный значок % Золотой значок %
КИФСИН 32 27 21 20
НФИ КемГУ 36 25 26 13
Анализируя полученные данные, мы видим, что ситуация в КИФСИН выглядит лучше, чем в НФИ КемГУ, там гораздо меньше участников осталось «без значка», а количество человек получивших «серебряный» и «золотой» значки выше в обеих группах.
Бег на 3000 метров, мужчины таблица 3, 2000 метров женщины таблица 4. Таблица 3 - Уровень достижений в беге на 3000 метров мужчины_
Вуз Без значка % Бронзовый значок % Серебряный значок % Золотой значок %
КИФСИН 23 26 39 12
НФИ КемГУ 32 30 30 8
Таблица 4 - Уровень достижений в бег на 2000 метров женщины
Вуз Без значка % Бронзовый значок % Серебряный значок % Золотой значок %
КИФСИН 18 31 34 17
НФИ КемГУ 37 29 22 12
Анализируя полученные данные, мы видим, что ситуация в КИФСИН несколько лучше, чем в НФИ КемГУ, там гораздо меньше участников осталось «без значка», а количество человек получивших «серебряный» и «золотой» значки выше в обеих группах. Вызывает озабоченность большое количество не сдавших норматив в обеих группах.
Подтягивание из виса на высокой перекладине, мужчины таблица 5, Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу женщины таблица 6.
Таблица 5 - Уровень достижений подтягивании у мужчин
Вуз Без значка % Бронзовый значок % Серебряный значок % Золотой значок %
КИФСИН 4 12 15 69
НФИ КемГУ 14 29 24 33
Таблица 6 - Уровень достижений в сгибании и разгибании рук в упоре лёжа на полу жен-
щины
Вуз Без значка % Бронзовый значок % Серебряный значок % Золотой значок %
КИФСИН 1 12 23 64
НФИ КемГУ 6 27 31 36
Анализируя полученные данные, мы видим, что с данным тестом справилось подавляющее большинство и курсантов и студентов, это говорит о том, что данные упражнения являются хорошо знакомыми и их выполняют с удовольствием, хотя по результатам видно превосходство курсантов над студентами, что в принципе легко объяснимо.
Наклон вперёд из положения стоя на гимнастической скамейке, мужчины таблица 7, женщины таблица 8.
Таблица 7 - Уровень достижений в испытании наклон вперёд, мужчины
Вуз Без значка % Бронзовый значок % Серебряный значок % Золотой значок %
КИФСИН 21 43 23 13
НФИ КемГУ 18 45 25 12
Таблица 8 - Уровень достижений в испытании наклон вперёд, женщины
Вуз Без значка % Бронзовый значок % Серебряный значок % Золотой значок %
КИФСИН 12 31 31 26
НФИ КемГУ 6 17 39 38
Анализируя полученные данные, мы видим, что с данный тест лучше выполнили студенты, причём в обеих группах, это можно связать с особенностями построения учебного процесса, например с тем, что студентам в конце каждого занятия выделяется время на выполнения упражнений «на гибкость».
Испытания по выбору, к моменту написания статьи ещё не все нормативы были приняты, поэтому по некоторым показателям данные ещё нет.
Челночный бег 3*10 метров, мужчины таблица 9, женщины таблица 10.
Таблица 9 - Уровень достижений в челночном беге, мужчины
Вуз Без значка % Бронзовый значок % Серебряный значок % Золотой значок %
КИФСИН 8 34 35 23
НФИ КемГУ 19 34 27 20
Таблица 10 - Уровень достижений в челночном беге, женщины
Вуз Без значка % Бронзовый значок % Серебряный значок % Золотой значок %
КИФСИН 13 21 41 25
НФИ КемГУ 18 37 24 21
Анализируя полученные данные, можно сделать вывод о том, что данное упражнение знакомо всем категориям, но выполняют его лучше курсанты, это связано с особенностью построения учебного процесса, у курсантов упражнение челночный бег является обязательным для сдачи зачёта, хотя оно несколько отличается в большую сторону по дистанции.
Прыжок в длину с места, мужчины таблица 11, женщины таблица 12.
Таблица 11 - Уровень достижений в прыжке в длину с места, мужчины
Вуз Без значка % Бронзовый значок % Серебряный значок % Золотой значок %
КИФСИН 18 36 34 12
НФИ КемГУ 23 43 27 7
Таблица 12 - Уровень достижений в прыжке в длину с места, женщины
Вуз Без значка % Бронзовый значок % Серебряный значок % Золотой значок %
КИФСИН 18 38 33 11
НФИ КемГУ 28 37 26 9
Анализируя полученные данные, можно сделать вывод о том, что данное упражнение знакомо всем категориям учащихся, однако выполняется оно достаточно посредственно, как курсантами, так и студентами. Это может быть связано с особенностями построения учебного процесса, в обоих группах недостаточно скоростно-силовых упражнений для пояса нижних конечностей.
Поднимание туловища из положения лёжа на спине мужчины таблица 13, женщины таблица 14.
Таблица 13 - Уровень достижений в поднимании туловища из положения лёжа на спине, мужчины_
Вуз Без значка % Бронзовый значок % Серебряный значок % Золотой значок %
КИФСИН 0 28 39 33
НФИ КемГУ 0 51 23 26
Таблица 14 - Уровень достижений в поднимании туловища из положения лёжа на спине,
женщины
Вуз Без значка % Бронзовый значок % Серебряный значок % Золотой значок %
КИФСИН 0 27 42 31
НФИ КемГУ 0 35 37 28
Анализируя полученные данные, можно сделать вывод о том, что данное упражнение знакомо всем категориям и курсантам, и студентам, они его выполняют очень хорошо т.к. не было зафиксировано ни одного человека, который не выполнил бы данное упражнение.
Бег на 5000 метров на лыжах, мужчины таблица 15, 3000 метров на лыжах, женщины таблица 16.
Таблица 15 - Уровень достижений в беге на лыжах мужчины
Вуз Без значка % Бронзовый значок % Серебряный значок % Золотой значок %
КИФСИН 28 42 22 8
НФИ КемГУ Нет данных
Таблица 16 - Уровень достижений в бег на лыжах женщины
Вуз Без значка % Бронзовый значок % Серебряный значок % Золотой значок %
КИФСИН 36 44 17 3
НФИ КемГУ Нет данных
Результаты в беге на 5000 метров мужчины и 3000 метров женщины, к сожалению, сравнить не удалось т.к. студенты НФИ КемГУ ещё не сдавали данный норматив, по результатам видно, что это не самый «сильный» вид у курсантов. Очень мало курсантов выполнили норматив на «золотой» значок, из выполнивших это были спортсмены лыжники и бегуны на длинные дистанции.
Стрельба из пневматической винтовки мужчины таблица 17, женщины таблица 18. Таблица 17 - Уровень достижений в стрельбе из пневматической винтовки, мужчины
Вуз Без значка % | Бронзовый значок % | Серебряный значок % | Золотой значок %
КИФСИН Нет данных
НФИ КемГУ 35 | 26 | 21 | 18
Таблица 18 - Уровень достижений в стрельбе из пневматической винтовки, женщины
Вуз Без значка % | Бронзовый значок % | Серебряный значок % | Золотой значок %
КИФСИН Нет данных
НФИ КемГУ 42 | 34 | 15 | 9
Результат в стрельбе из пневматической винтовки, к сожалению, сравнить не удалось, т.к. курсанты КИФСИН ещё не сдавали этот норматив. Анализируя данные полученные от студентов можно сделать вывод, о том, что стрельба является не самым сильным видом и «золотой» значок заработали только спортсмены-стрелки.
ВЫВОДЫ
1. Анализируя перечень тестовых упражнений, предлагаемых комплексом для сдачи, можно сделать вывод о том, что есть различные по сложности упражнения. Некоторые хорошо знакомые по школьному курсу физической культуры другие являются новыми и достаточно сложными. Таким образом, чтобы успешно сдать нормативы комплекса необходимо заниматься каким-либо спортом, лучше тем который есть в нормах сдачи.
2. Анализируя качество выполнения испытаний, можно обратить внимание, что простые упражнения типа подтягивания, отжимания, подъемы туловища выполняются достаточно успешно, а вот упражнения связанные с демонстрацией выносливости бег на 3000 и 2000 метров, бег на лыжах выполняются достаточно плохо.
3. Анализируя подбор упражнений комплекса, мы видим крен в сторону простых упражнений (бег, прыжки, подтягивания, отжимания и др.) и упражнений военизированной направленности (метание снаряда, стрельба, приёмы борьбы самбо). Комплекс могли бы дополнить и другие упражнения. К тому же очень в небольшом количестве школ преподают лыжную подготовку из-за климатических условий, основы туристской подготовки, борьбу самбо, что негативно отражается на выполнении данных нормативов.
4. С каждым годом, количество различных видов спорта увеличивается соответственно и увеличивается количество молодёжи ими занимающихся. Мы считаем, что может быть есть смысл для сдачи норм комплекса на значок в данной возрастной группе ввести учёт спортивных достижений. Например, на уровень бронзового значка это будет II взрослый разряд по любому виду спорта, на серебряный значок I взрослый разряд и на золотой значок КМС. Тогда можно было бы убрать тесты по выбору, оставить только
обязательные тесты и достижения в спорте.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 11.03.2019
УДК 796.011
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ В ВОПРОСАХ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Ирина Юрьевна Иванова, кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Николаевна Евтушенко, кандидат педагогических наук, доцент, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
(«ЮУрГГПУ»), Челябинск
Аннотация
В статье описаны результаты изучения процесса взаимодействия семьи и дошкольной организации в вопросах развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста. В исследовании принимали участие дети дошкольного возраста, родители дошкольников, педагоги детского сада. Обозначены методологические основы исследования, методика исследования, обозначены направления решения выявленной проблемы.
Ключевые слова: взаимодействие, координация, координационные способности, дети дошкольного возраста, семья, дошкольная образовательная организация.
STUDY OF PROCESS OF INTERACTION OF THE FAMILY AND PRESCHOOL ORGANIZATION IN QUESTIONS OF DEVELOPMENT OF COORDINATION
ABILITIES AMONG CHILDREN OF THE SENIOR PRESCHOOL AGE
Irina Yuryevna Ivanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Irina Nikolaevna Evtushenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, South Ural State Humanitarian-Pedagogical University, Chelyabinsk
Annotation
The article describes the results of studying the process of interaction between the family and preschool organization in the development of coordination abilities among the children of the senior preschool age. The study involved children of preschool age, parents of preschoolers, kindergarten teachers. The methodological basis of the research, the research methodology, and the directions for solving the identified problem are indicated.
Keywords: interaction, coordination, coordination abilities, preschool children, family, pre-school educational organization.
ВВЕДЕНИЕ
С начала формирования системы общественного дошкольного образования педагогическая наука и практика в течение нескольких десятилетий осуществляла поиск разных условий оптимального взаимодействия детского сада с семьями воспитанников. Условия вариативности и изменчивости дошкольного образования обозначили особую потребность в регулировании отношений детского сада с родителями дошкольников в процессе физического развития и воспитания детей, а также отбора и разработки новых форм, технологий, и условий обеспечения качественно новой стратегии выстраивания партнерских взаимоотношений дошкольной образовательной организации (далее - ДОО) с семьей.
«Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» (распоряжение от 25 августа 2014 года №1618-р) и «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025» (распоряжение от 29 ноября 2014 года №2403-р), предусматривают мероприятия по формированию