Научная статья на тему 'СРАВНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ И СТРАНАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА'

СРАВНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ И СТРАНАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
344
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СУБЪЕКТЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ / МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ЕВРОПЕ / ENTREPRENEURSHIP / SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES / STATE SUPPORT / SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN RUSSIA / SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN EUROPE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Клейменова М.В.

В статье проводится сравнение развития субъектов малого предпринимательства России и стран Европейского Союза. В рамках постоянно развивающейся экономики страны субъекты малого предпринимательства вносят немалый вклад в ее изменения. Целью исследования является возможность достижения субъектами МСП Российской Федерации уровня развития субъектов МСП стран Европейского союза. А также анализ национального проекта поддержки предпринимателей.Статья выполнена под научным руководством к.э.н., доцента Калачевой О. Н., кафедра бухгалтерского учета и налогообложения РЭУ им. Г. В. Плеханова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARISON OF SME'S INDICATORS IN RUSSIA AND IN THE COUNTRIES OF THE EUROPEAN UNION

The article compares the development of small businesses in Russia and the European Union. Within the framework of the constantly developing economy of the country, small and medium-sized businesses make a significant contribution to its changes. The aim of the study is the possibility of achieving the level of development of SMEs in the European Union by SMEs of the Russian Federation. As well as analysis of the national project to support entrepreneurs.

Текст научной работы на тему «СРАВНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ И СТРАНАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА»

УДК: 336.201

Клейменова М. В.

СРАВНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО H СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ И СТРАНАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Бакалавр кафедры бухгалтерского учета и налогообложения Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, Российская Федерация, г. Москва, 117997, Стремянный пер., 36 E-mail: mashkakleimenova9 7@gmail. com

Аннотация. В статье проводится сравнение развития субъектов малого предпринимательства России и стран Европейского Союза. В рамках постоянно развивающейся экономики страны субъекты малого предпринимательства вносят немалый вклад в ее изменения. Целью исследования является возможность достижения субъектами МСП Российской Федерации уровня развития субъектов МСП стран Европейского союза. А также анализ национального проекта поддержки предпринимателей.

Статья выполнена под научным руководством к.э.н., доцента Калачевой О. Н., кафедра бухгалтерского учета и налогообложения РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Ключевые слова: предпринимательство, субъекты малого и среднего предпринимательства, государственная поддержка, малое и среднее предпринимательство в России, малое и среднее предпринимательство в Европе.

1. Введение.

Достижение показателей субъектов малого и среднего предпринимательства России уровня показателей Европейского Союза миф или реальность?

В настоящее время рыночная экономика нашей страны стремительно развивается. Наиболее распространенным видом деятельности признано предпринимательство [1]. Субъекты малого бизнеса формируют общее социально-экономическое положение страны. Благодаря субъектам МСП внутренний рынок страны быстрее наполнятся товарами первой необходимости. Что ведет к развитию конкуренции среди малых и крупных предприятий. Таким образом конкуренция среди субъектов МСП напрямую влияет на развитие крупного бизнеса, стимулируя реструктуризацию и смену векторов развития [2, 3]. Также увеличение количества субъектов МСП ведет к увеличению количества рабочих мест, что умешает общий уровень безработицы в стране.

2. Методика.

Нормативно-правовое регулирование деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации производится на основании следующих документов:

1) Конституция Российской Федерации;

2) Федеральный закон от 27 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

3) Федеральные законы, принятые в соответствии с ними иные нормативно правовые акты РФ.

Бухгалтерский и налоговый учет регламентируется следующими основными документами:

1) Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая и вторая).

2) Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 К402-Ф3.

3. Основная часть.

Статья 3 Федерального закона № 209-ФЗ определяет: к субъектам малого предпринимательства в Российской Федерации относятся хозяйствующие субъекты (юридические лица или индивидуальные предприниматели), отнесенные к микропредприятиям, малым предприятиям и средним предприятиям, сведения об этих организациях обязательно вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [4, 5].

Федеральный закон 209-ФЗ классифицирует субъекты малого и среднего предпринимательства по численности работников и объему годовой выручки (Таблица 1 - Классификация субъектов МСП в РФ).

Таблица 1 - Классификация субъектов МСП в РФ

Показатели Виды субъектов МСП

Микропредприятия Малые предприятия Средние предприятия

1 2 3 4

Численность работников, чел. Не более 15 Не более 100 Не более 200

Объем годовой выручки, млн руб Не более 120 Не более 800 Не более 2000

Для сравнения обратимся к практике классификации малых и средних предприятий в Европейском Союзе. В соответствии с Рекомендациями Комиссии ЕС 2003/361/ЕС от 06 мая 2003 года под предприятием, относящимся к сектору МСП понимается любой хозяйствующий субъект независимо от его юридической формы, вовлеченный в экономическую деятельность [6, 7].

Впервые пороговые значения для субъектов МСП были предложены 4-й и 7-й Директивами Со-

вета в 1978 году в дальнейшем эти значения обновлялись в 1984, 1990, 1994, 1999, 2003 и 2006 годах. Последние корректировки значений по отнесению к субъектам малого и среднего бизнеса были внесены в 2013 году с принятием Директивы 2013/34/ЕС. Для определения отнесения субъектов к малым или средним ключевыми показателями является также численность персонала и оборот или общий баланс (Таблица 2 - Классификация субъектов МСП в странах Европейского Союза). [9]

Таблица 2 - Классификация субъектов МСП в странах Европейского Союза

Показатели Виды субъектов МСП

Микропредприятия Малые предприятия Средние предприятия

1 2 3 4

Среднесписочная численность работников за год Не< 10 Не <50 Не < 250

Итоговый баланс, евро Не < 350 000 Не < 6 000 000 Не < 20 000 000

Чистый оборот, евро Не < 700 000 Не < 12 000 000 Не < 40 000 000

В Европейском Союзе основополагающим фактором в классификации отнесения по видам субъектов МСП является численность сотрудников. К сотрудникам относятся работники, которые работали на предприятии полный рабочий день в течении всего года, а также владельцы предприятия, партнеры, выполняющие обязанности менеджеров, непосредственно участвующих в функционировании предприятия [8]. Финансовый критерий отнесения к субъектам МСП носит скорее второстепенный характер. К примеру, у не торговых предприятий (ремесленных, семейных, партнерских, у которых торговля не является основным направлением деятельности) оборот будет значительно ниже нежели у торговых [9, 10]. В таком случае помимо Чистого оборота используется общий баланс. Таким образом предприятие для сохранения статуса МСП на территории Европейского Союза может соответствовать лишь одному финансовому критерию. К примеру, если общий баланс предприятия превысит лимит в 20 млн евро, а чистый оборот при этом будет ниже допустимого уровня в 40 млн евро предприятие не потеряет статус субъекта МСП.

При сравнении отнесения предприятий к субъектам МСП в Российской Федерации и Европейском Союзе по численности сотрудников мы видим, что этот показатель для предприятий ЕС выше на 50 человек, что уже увеличивает количество предприятий, имеющих возможность отнесения к субъектам МСП.

Таким образом при сравнении уровня развития малого и среднего бизнеса следует учитывать воз-

можные отличия в определениях субъектов МСП в различных странах [11, 12].

На конец 2018 года в Российской Федерации сошасно данным Единого реестра субъектов МСП осуществляет деятельность 6 млн. субъектов МСП, из них 2,7 млн, - это юридические лица, а 3,3 млн -индивидуальные предприниматели. За 2018 год по данным ФНС России наблюдается увеличение количества субъектов МСП вплоть до августа. С 10 августа 2018 года количество МСП резко уменьшается. Это связано с ежегодным удалением из базы реестра недействующих на 01.08 субъектов МСП, это усложняет оценку динамики развития субъектов МСП (данные представлены на рис. 1). [7]

Если обратиться к исследованиям в рамках проекта «СберДанные» на одну тысячу человек в России приходится 27,6 предприятий, значение по странам ЕС составляет 57, мировой показатель -32,2 (график представлен - Рис. 2).

Таким образом наглядно видно, что количество субъектов МСП уступает и общемировым показателям и европейским.

При этом по данным ФНС России 15,9 млн работников на конец 2018 года занято именно в малом бизнесе. Следовательно, сектор МСП обеспечивает около 25% занятости России, в то время как во Франции этот показатель составляет 61%, в Германии 62,9%, Нидерландах 65,6% [13]. А общий вклад малого бизнеса в экономику страны по данным института экономики роста составляет всего 22%. Для сравнения средний показатель по Европе 50-60%: в Германии доля малого и среднего бизнеса в ВВП составляет 53%, Швейцария - 60%, а в Нидерландах - 63% [14].

Рис. 1 - Количество субъектов МСП за период с 10.12.2017 по 10.12.2018

60 50 40 ВО 20 10 0

57

27,6 32,2

■ Россия □ Мир ■ Европа (ЕС) Рис. 2 - Показатели количества субъектов МСП на 1000 человек

Таким образом несмотря на повсеместное развитие малого и среднего предпринимательства в России, показатели, характеризующие деятельность субъектов значительно ниже данных по Европе.

Для улучшения сложившейся экономической ситуаций малого бизнеса Правительство РФ приняло в 2016 году «Стратегию развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации до 2030 года». Разработанная стратегия устанавливает 14 целевых индикаторов (показателей), которых необходимо достигнуть до 2030 года. Основным показателем выступает доля субъектов МСП в ВВП страны, который должен приблизиться к общемировому и составить 40%, напомню сейчас этот показатель составляет около 22% в Российской Федерации [15,16].

Для достижения целей, установленных стратегией с 15 октября 2018 года в Российской Федерации запущен национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Фе-

дерации на период до 2024 года». Перед, принятым национальным проектом стоят следующие задачи:

Увеличить численность занятых в сфере малого и среднего бизнеса, (в т.ч. Индивидуальные предприниматели) до 25 млн чел. к концу 2024 г. (сейчас этот показатель составляет 18 млн чел.);

Увеличить долю субъектов МСП в ВВП до 32,5% к концу 2024 г.;

Увеличить долю экспорта субъектов МСП, (в т.ч. Индивидуальные предприниматели), в общем объеме несырьевого экспорта до 10% к концу 2024 г.

Бюджет для достижения целей национального проекта составит 481,5 млрд рублей. Из федерального бюджета будет выделено 416,2 млрд рублей. Вклады внебюджетных источников составят 53,9 млрд рублей, оставшиеся 11,4 млрд рублей - бюджеты субъектов РФ. Предполагается осуществление поддержки предпринимателей в центрах «Мой бизнес», оказывающих комплексные услуги по поддержке деятельности МСП.

4. Заключение.

Таким образом Правительством Российской Федерации предпринимаются шаги по совершенство-

ванию малого бизнеса в стране. И приведения пока- подход. Для облегчения дальнейших исследований

зателей субъектов МСП к общеевропейским. Важно и сравнения показателей статистических данных по

не забывать о том, что при схожести порядка огне- Росс™ и странам ТС необходимо совершенствова-

сения к МСП в каждой стране используется свой ние статистического учета данных по МСП.

Список использованных источников

1. Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

2. Малый бизнес: учет и налогообложение: Учебное пособие / M. М. Левкевич. - М.: ИНФРА-М.

3. Зверева А. О. Совершенствование структуры потенциала как предпосылка результативности функционирования розничных торговых организаций. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова. Москва, 2009.

4. Пономарёва Н. В., Голубцова Е. В., Новикова Е. С. Налоговая политика российского государства в условиях реализации экономики замкнутого цикла // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2017. Т. 16. № 4. С. 66-75.

5. Ващекина И. В. Характерные черты и особенности современного потребительского кредитования в России // Вестник РЭУ им. Г. В. Плеханова. - 2014. - № 8 (74). - С. 38-43.

6. Понкратов В. В. Совершенствование налогово-бюджетной политики России в целях расширения доходной базы региональных и местных бюджетов // Вестник Московского государственного открытого университета. Серия: Экономика и право. 2011. № 3. С. 57-61.

7. Караев А. К., Мельничук М. В. Теоретическая модель финансовой нестабильности российского межбанковского кредитного рынка: сетевой подход // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2015. № 5. С. 222-226.

8. Кузнецов Н. В. Комплекс финансовых моделей для информационной поддержки принятия управленческих решений на предприятии // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 40. С. 22-32.

9. Турищева Т. Б. Внутренний контроль и аудит. Теория и практика применения в финансово-хозяйственной деятельности организации: монография.

10. Калачева, О. Н. Особенности Аудиторской проверки создания и использования резерва по сомнительным долгам // Аудитор. - 2015. - Т. 1. - № 12. - С. 29-33.

11. Калачева О. Н. Концептуальные основы контроля // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). 2014. № 1 (81). С. 16-22.

12. Глубокова Н. Ю., Беликова Н. А. Методы налогового стимулирования инновационной деятельности, применяемые в Российской Федерации // В сборнике: Инновационное развитие российской экономики II Международная научно-практическая конференция. Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. 2009. С. 511-514.

13. Быканова О. А., Ахмадеев Р. Г., Диверсификация портфельных инвестиций суверенных фондов // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 59-63.

14. Турищева Т. Б. - М.: ИД «Экономическая газета», ИПСОР, 2012.-134 с.

15. Жукова В. В. Методика бюджетирования и управленческого учета в девелоперской компании // Вопросы экономики и права. 2011. №41. С. 133-137.

16. Чиркова М. Б., Малицкая В. Б., Леонова О. И. Сравнение российского учета резервов под обесценение финансовых вложений с международно признанными стандартами / М. Б. Чиркова, В. Б. Малицкая, О. И. Леонова // Аудит и финансовый анализ. 2015. № 2. С. 69-76.

KleimenovaM. V.

COMPARISON OF SME'S INDICATORS IN RUSSIA AND IN THE COUNTRIES OF THE EUROPEAN UNION

Student of Master Degree Plekhanov Russian University of Economics Russian Federation, 117997, Moscow, Stremyanny lane, 36 E-mail: mashkakleimenova9 7@gmail. com

Summary. The article compares the development of small businesses in Russia and the European Union. Within the framework of the constantly developing economy of the country, small and medium-sized businesses make a significant contribution to its changes. The aim of the study is the possibility of achieving the level of development of SMEs in the European Union by SMEs of the Russian Federation. As well as analysis of the national project to support entrepreneurs.

Keywords: entrepreneurship, small and medium-sized businesses, state support, small and medium-sized businesses in Russia, small and medium-sized businesses in Europe.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.