Научная статья на тему 'МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ И ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ'

МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ И ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
188
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / СУБЪЕКТЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА / СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ / ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА / SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTREPRENEURSHIP / STATE REGULATION / ECONOMIC CRISIS / SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES / SPECIAL TAX REGIMES / SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESS DEVELOPMENT PROGRAMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каракаева Елена Умаровна, Хасарокова Лариса Алексеевна

На фоне происходящих кризисных явлений возникает необходимость создания благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства. В настоящей статье рассмотрены инструменты государственного регулирования и поддержки малого и среднего бизнеса, сформулированы предложения по улучшению условий для развития данного сектора, приведена динамика субъектов малого и среднего предпринимательства. Приведены критерии отнесения предприятий к субъектам малого и среднего бизнеса в Российской Федерации и странах ОЭСР, приведена статистика количества субъектов МСП на 100 человек в России и за рубежом. Проанализирована доля малых и средних предприятий в валовом внутреннем продукте различных стран, в том числе и РФ. Исследованы показатели деятельности малых и средних предприятий за период с 2016 по 2018 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Каракаева Елена Умаровна, Хасарокова Лариса Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES: DYNAMICS OF DEVELOPMENT AND TOOLS OF STATE SUPPORT

Against the background of the ongoing crisis, there is a need to create favorable conditions for the development of small and medium-sized enterprises. This article discusses the tools of state regulation and support for small and medium-sized businesses, formulates suggestions to improve the conditions for the development of this sector, provides the dynamics of small and medium-sized enterprises. Criteria are given for classifying enterprises as small and medium-sized businesses in the Russian Federation and OECD countries, and statistics on the number of SMEs per 100 people in Russia and abroad are presented. The share of small and medium enterprises in the gross domestic product of various countries, including the Russian Federation, is analyzed. The performance indicators of small and medium enterprises for the period from 2016 to 2018 are investigated.

Текст научной работы на тему «МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ И ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

THEORY AND PRACTICE OF ENTREPRENEURSHIP

УДК 334.012.63/.64 ББК 65.291 К 21

Е.У. Каракаева,

кандидат экономических наук, доцент, председатель предметной комиссии «Налогообложение и экономическая безопасность» Северо-Кавказской государственной академии, г. Черкесск. Тел.: 8 (8782) 29-35-13, e-mail: elena_ [email protected]

Л.А. Хасарокова,

магистрант Северо-Кавказской государственной академии, г. Черкесск. Тел.: 8 (8782) 29-35-13, e-mail: [email protected]

МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ И ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ

(Рецензирована)

Аннотация. На фоне происходящих кризисных явлений возникает необходимость создания благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства. В настоящей статье рассмотрены инструменты государственного регулирования и поддержки малого и среднего бизнеса, сформулированы предложения по улучшению условий для развития данного сектора, приведена динамика субъектов малого и среднего предпринимательства. Приведены критерии отнесения предприятий к субъектам малого и среднего бизнеса в Российской Федерации и странах ОЭСР, приведена статистика количества субъектов МСП на 100 человек в России и за рубежом. Проанализирована доля малых и средних предприятий в валовом внутреннем продукте различных стран, в том числе и РФ. Исследованы показатели деятельности малых и средних предприятий за период с 2016 по 2018 гг.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, инструменты государственной поддержки, государственное регулирование, экономический кризис, субъекты малого и среднего бизнеса, специальные налоговые режимы, программы развития малого и среднего бизнеса.

E.U. Karakayeva,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Chairman of the Subject Commission "Taxation and Economic Security", North-Caucasus State Academy, Cherkessk. Ph.: 8 (8782) 29-35-13, e-mail: [email protected]

L.A. Khasarokova,

Master's student of the North-Caucasus State Academy, Cherkessk. Ph.: 8 (8782)

29-35-13, e-mail: [email protected]

SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES: DYNAMICS OF DEVELOPMENT AND TOOLS OF STATE SUPPORT

Abstract. Against the background of the ongoing crisis, there is a need to create favorable conditions for the development of small and medium-sized enterprises. This article discusses the tools of state regulation and support for small and medium-sized businesses, formulates suggestions to improve the conditions for the development of this sector, provides the dynamics of small and medium-sized enterprises. Criteria are given for classifying enterprises as small and medium-sized businesses in the Russian Federation and OECD countries, and statistics on the number of SMEs per 100 people in Russia and abroad are presented. The share of small and medium enterprises in the gross domestic product of various countries, including the Russian Federation, is analyzed. The performance indicators of small and medium enterprises for the period from 2016 to 2018 are investigated.

Keywords: small and medium-sized entrepreneurship, state regulation, economic crisis, small and medium-sized businesses, special tax regimes, small and medium-sized business development programs.

В настоящее время одним из актуальных направлений государственной политики является стимулирование развития малого и среднего предпринимательства, которое является важным ресурсом в решении многих политических и социально-экономических проблем, позволяющим снизить уровень безработицы, обеспечить занятость населения путем создания рабочих мест и т.д.

Именно сектор малого предпринимательства обеспечивает достаточно большую часть ВВП многих развитых стран: в Корее - около

48%, в Великобритании - 51%, в Нидерландах - 63% (рис. 1).

Лидерами по доле предприятий в валовом внутреннем продукте являются Нидерланды (63%), Швеция (58%), Австралия (58%). По данным Росстата, доля малого и среднего бизнеса в РФ в 2017 году составляла всего лишь 21,9%.

Сопоставление данных с развитыми странами является не очень корректным, так как в России и зарубежных странах критерии отнесения предприятий к малым или средним отличаются от критериев, применяемых на Западе. В России

□ Крупный бизнес

□ МСП

Рис. 1. Доля малых и средних предприятий в ВВП стран, % [1]

Таблица 1

Критерии определения субъектов МСП в 2019-2020 гг.

Субъекты предпринимательства Критерий Предельные значения Документ, устанавливающий предельные значения

Среднее предприятие Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не более 250 чел. ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ

Максимальные объем доходной части предпринимательской деятельности за прошедший год не более 2 млрд руб. Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265

Суммарная доля участия в УК компании субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций и фондов не более 25% ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ

Малое предприятие Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не более 100 чел. ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ

Суммарная доля участия в УК компании субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций и фондов не более 25%

Доход от деятельности (сумма выручки и внереализационных доходов) за предшествующий календарный год (без НДС) не более 800 млн руб. Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 (действует с 1 августа 2016 г.)

Микропредприятие Средняя численность работников за предшествующий календарный год не более 15 чел. ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ

Суммарная доля участия в УК компании субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций и фондов не более 25%

Доход от деятельности (сумма выручки и внереализационных доходов) за предшествующий календарный год (без НДС) не более 120 млн руб. Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265

принадлежность предприятий к субъектам МСП определяется численностью работников и суммой дохода (табл. 1).

По данным табл. 1 видно, что к субъектам малого бизнеса в РФ можно отнести предприятия, имеющие доход не более 800 млн руб., численность работающих - не более 100 человек, к субъектам среднего бизнеса - организации, имеющие численность персонала до 250 человек, объем доходов - не более 2 млрд руб. Стоит отметить, что если в РФ предприятия, имеющие

среднесписочную численность 250 человек, относятся к категории средних, то в странах ОЭСР - к крупному бизнесу [1].

Если рассмотреть такой показатель, как численность субъектов МСП на 100 человек населения, то здесь Российская Федерация уступает практически всем странам. В Чехии он составляет 9,4 ед. на 100 человек, в Португалии - 7,7 ед., в Нидерландах - 6,4 ед., в Польше -4,1 ед., в Великобритании - 2,8 ед. (рис. 2).

В марте 2018 года президент России Владимир Путин в обращении

Рис. 2. Число малых и средних предприятий на 100 человек населения,

ед./на 100 чел. [1]

к Федеральному Собранию поставил задачу к 2025 году долю малого и среднего предпринимательства в ВВП страны довести примерно до 40%, к сожалению, пока даже приблизиться к данному показателю не удается [2].

В табл. 2 представлена динамика основных показателей деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства за 2014-2018 гг.

По данным табл. 2 видно, что число малых и средних предприятий в 2017 г. увеличилось в 1,31 раза, по сравнению с 2014 г., и достигло 2 767,9 тысячи единиц, их оборот возрос в 1,8 раза (до 55911,4 млрд руб. в 2017 г.), доля субъектов МСП в валовом внутреннем продукте Российской Федерации практически не изменилась и составила примерно 21,9%. Рост числа субъектов МСП произошел за счет увеличения численности микропредприятий и

малых предприятий, а количество средних предприятий существенно не изменилось.

В 2018 году картина изменилась. Количество малых и средних предприятий снизилось на 94,3 тысячи, уменьшение произошло за счет микропредприятий и малых предприятий, количество средних предприятий осталось примерно на уровне 2017 г.

В 2018 г. численность МСП уменьшилась на 3,4%, средняя численность работающих увеличилась, немного возрос оборот данного сектора, это обусловлено небольшим увеличением количества средних предприятий. Доля МСП в ВВП практически не изменилась. Этот процесс обусловлен все еще высокой налоговой нагрузкой на предпринимательские структуры.

Государственное регулирование процессов функционирования

Таблица 2

Основные показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства

в России на период 2014-2018 гг. [3]

Показатели 2014 г. 2017 г. 2018 г. Темп роста, %

2017 г. к 2014 г. 2018 г. к 2017 г.

Число предприятий, тыс. ед. 2117,5 2767,9 2673,6 130,7 96,6

Средняя численность работников, тыс. чел. 12375,3 12084,6 15744,4 97,6 130,3

Оборот, млрд руб. 31420,0 55911,4 60778,8 177,9 108,7

Доля малого и среднего предпринимательства в ВВП страны, % 19,2 21,9 21,0 114,1 95,8

малого и среднего предпринимательства осуществляется принятием нормативно-правовых документов на различных уровнях власти: федеральном, региональном и муниципальном. Ежегодно проводится оценка уровня и качества их исполнения, по итогам которой производится актуализация, выявляются проблемы в развитии субъектов МСП, а также анализируется успешность мер, предпринятых государством в сфере регулирования [4].

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года был принят стратегический план развития малого и среднего бизнеса. Документ предусматривает этапы реализации данной стратегии (табл. 3).

наказание будет применяться только в виде предупреждения. Это уменьшит административную нагрузку на СМСП.

В результате исполнения мероприятий первого этапа Страте-гии-2030 были расширены возможности применения субъектами малого и среднего бизнеса специальных налоговых режимов.

Так, УСН (упрощенную систему налогообложения) с 2019 года могут применять хозяйственные субъекты, которые имеют численность работников не более 100 человек; если размер их дохода не превышает 150 млн руб., а стоимость основных средств не превышает 150 млн руб.

Действие специального режима ЕНВД (единый налог на вмененный

На первом этапе (2016-2018 гг.) предполагалось максимально сократить административные барьеры в процессе развития малого и среднего бизнеса, разработать и использовать новые инструменты и меры господдержки для улучшения условий их функционирования. На втором этапе (2019-2025 гг.) - развивать новые рыночные ниши. На 3 этапе (2026-2030 гг.) - добиться лидирующего положения на уровне мирового развития отдельных сфер малого и среднего предпринимательства

В 2016 году были внесены серьезные изменения в законодательство РФ об административных правонарушениях, которые предусматривают, что к субъектам малого и среднего бизнеса административное

доход) продлевается до 2021 года, для того чтобы предприниматели могли плавно перейти к другим системам налогообложения.

Создан единый государственный реестр субъектов МСП, и с 1 августа 2016 года из него можно получить все сведения о малых и средних предприятиях.

Государство продолжает дальнейшее развитие существующих и создание новых инструментов поддержки бизнеса.

В 39 субъектах РФ созданы и развиваются системы «одного окна» для предпринимателей, МФЦ и ЦОУ, в которых предприниматели могут получить большой спектр консультационно-информационных услуг [4].

Таблица 3

Этапность проведения мероприятий в рамках Стратегии-2030 [4]

№ этапа Этапы Содержание мероприятий

1 2016-2018 гг. Максимально сократить административные барьеры в процессе развития малого и среднего бизнеса, разработать и использовать новые инструменты и меры господдержки для улучшения условий их функционирования

2 2019-2025 гг. Развивать новые рыночные ниши

3 2026-2030 гг. Добиться лидирующего положения на уровне мирового развития отдельных сфер малого и среднего предпринимательства

Создана информационная система «Бизнес-навигатор МСП» (запущена АО «Корпорация МСП» в августе 2016 года) [5].

Еще одним инструментом доступного финансирования СМСП стала «Программа 6,5», реализация которой позволяет стимулировать систему кредитования малого и среднего бизнеса. Данная программа - это совместный проект Министерства экономического развития РФ, Банка России и АО «Корпорация МСП». Для упрощения процедуры ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности регионов РФ Правительство РФ Распоряжением от 31 января 2017 г. № 147-р утвердило целевую модель по направлению «Поддержка малого и среднего предпринимательства», в которой предусматривается льготное кредитование под поручительство Корпорации МСП и повышение эффективности инфраструктуры поддержки МСП.

В 2016 году утвержден проект «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», который был рассчитан на период с 2016 по 2019 гг. и предусматривает меры поддержки индивидуальных и малых предпринимателей (ИМП).

Далее был принят Национальный проект (рассчитан на 2018-2024 гг.), в него вошли пять федеральных проектов, направленный на усовершенствование механизмов поддержки субъектов малого и среднего бизнеса. На финансирование данного проекта выделено 481,5 млрд руб. Для упрощения процедуры ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательность регионов РФ принята программа «Поддержка малого и среднего предпринимательства» [6].

Таким образом, можно отметить, что государство предпринимает достаточно много усилий для поддержки развития предпринимательства, однако увеличить его долю в ВВП до уровня развитых

стран пока не получается. Проблема заключается в медленном развитии инфраструктурной поддержки в регионах субъектов МСП, в недостаточном количестве предлагаемых услуг в МФЦ для открытия и осуществления предпринимательской деятельности, в нереализованности федеральных партнерских программ обучения в субъектах Российской Федерации и др.

Также необходимо отметить, что значительное количество вновь зарегистрированных субъектов не приступают к ведению деятельности из-за сложностей в финансировании и достаточно быстро ликвидируются; в отдельных регионах не оказывается обязательная поддержка развитию субъектов малого и среднего бизнеса; на ситуацию влияет повышение ставок страховых платежей и т.д.

Для разрешения данных проблем в регионах необходимо осуществить переход к новому качеству поддержки малого и среднего бизнеса. Необходимо в каждом регионе увеличить перечень услуг для СМСП, создать сеть базовых финансовых, имущественных, гарантийных организаций, центры информационно-консультационной поддержки.

Нужно уделить больше внимания принципу «одного окна» для предпринимателей, организовать систему мониторинга качества этих услуг, создать реестр организаций инфраструктуры поддержки МСП, составлять ежегодный рейтинг этих организаций для выявления неэффективных организаций.

Необходимо продолжить развитие механизмов гарантийной поддержки малых и средних предприятий через Корпорацию МСП, расширить список сети банков-партнеров с предоставлением возможности использования дополнительных кредитных ресурсов для бизнеса, принимать на государственном уровне программы, предусматривающие возмещение затрат

банков, предоставляющим малому и среднему бизнесу льготные продукты, запускать программы, в рамках которых производится возмещение затрат банкам, кредитующим МСП по льготным процентным ставкам, и др.

Особое внимание должно по-прежнему уделяться вопросам снижения административной и налоговой нагрузки на малое и среднее предпринимательство. В регионах нужно вводить образовательные программы с учетом особенностей ведения бизнеса.

Примечания:

1. Титов Б. Сектор малого и среднего предпринимательства: Россия и мир. URL: http://stolypin.institute/.

2. Меликян А. Росстат посчитал долю малого и среднего бизнеса в России - 22% от ВВП. URL: https://secretmag.ru/news/rosstat-poschital-dolyu-malogo-i-srednego-biznesa-v-rossii-22-ot-vvp-05-02-2019.htm.

3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: https://gks.ru/.

4. Воробьева В.Г. Совершенствование системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Смоленской области. СПб.: Изд-во СПб. акад. ун-та, 2019.

5. Официальный сайт акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (Корпорация МСП). URL: http://corpmsp.ru/.

6. Целевые модели упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации: распоряжение Правительства РФ от 31 января 2017 г. № 147-р. URL: http://docs.cntd.ru/ document/420391210/.

References:

1. Titov B. Sector of small and medium-sized enterprises: Russia and the world. URL: http://stolypin.institute/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Melikyan A. Rosstat calculated the share of small and medium-sized businesses in Russia - 22% of GDP. URL: https://secretmag.ru/news/rosstat-poschital-dolyu-malogo-i-srednego-biznesa-v-rossii-22-ot-vvp-05-02-2019.htm.

3. The official website of the Federal State Statistics Service. URL: https://gks.ru/.

4. Vorobyova V.G. Improving the system of state support for small and medium-sized enterprises in the Smolensk region. St. Petersburg: Publishing House St. Petersburg Academic University, 2019.

5. The official website of the Federal Corporation for the Development of Small and Medium-Sized Enterprises (SME Corporation). URL: http://corpmsp.ru/.

6. Target models to simplify business procedures and increase the investment attractiveness of the constituent entities of the Russian Federation: Decree of the Government of the Russian Federation of January 31, 2017 No. 147-r. URL: http:// docs.cntd.ru/document/420391210/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.