Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
289
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИНФРАСТРУКТУРА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ОРГАНИЗАЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ / SMALL AND MEDIUM SIZED ENTREPRENEURSHIP / INFRASTRUCTURE SUPPORTING SMALL AND MEDIUM SIZED ENTREPRENEURSHIP / INFRASTRUCTURE ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Преображенский Б. Г., Пекшева Л. А., Пекшев Р. А.

В статье дано определение и раскрыта сущность инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, представлена характеристика базовых элементов инфраструктуры поддержки МСП в Воронежской области, отмечены позитивные тенденции в развитии малого и среднего предпринимательства, связанные с функционированием региональной инфраструктуры. Выявлены факторы, негативно влияющие на эффективность функционирования инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса, и выделены перспективные направления ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Преображенский Б. Г., Пекшева Л. А., Пекшев Р. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL ASPECTS OF SMALL AND MEDIUM ENTERPRISE INFRASTRUCTURE DEVELOPMENT

The article defines and reveals the essence of infrastructure supporting small and medium sized enterprises, presents the characteristic of basic elements of infrastructure supporting SMEs of the Voronezh region, noted positive trends in the development of small and medium sized enterprises related to the operation of regional infrastructure. Factors negatively affecting the efficiency of the small and medium sized business support infrastructure have been identified and promising directions of its development have been identified.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

УДК 334.021: 338.49

Б. Г. Преображенский, Л. А. Пекшева, Р. А. Пекшее

РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Аннотация: в статье дано определение и раскрыта сущность инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, представлена характеристика базовых элементов инфраструктуры поддержки МСП в Воронежской области, отмечены позитивные тенденции в развит ии малого и среднего предпринимательст ва, связанные с функционированием региональной инфраструктуры. Выявлены факторы., негативно влияющие на. эффективность функционирования инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса, и выделены перспективные направления ее развития.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства, организации инфраструктуры..

UDK 334.021:338.49

В. G. Preobrazhenskiy, L. A. Peksheva, R. A. Pekshev

REGIONAL ASPECTS OF SMALL AND MEDIUM ENTERPRISE INFRASTRUCTURE DEVELOPMENT

Abstract: the article defines and reveals the essence of infrastructure supporting small and medium-sized enterprises, presents the characteristic of basic elements of infrastructure supporting SMEs of the Voronezh region, noted-positive trends in the development of small and medium-sized enterprises related to the operation of regional infrastructure. Factors negatively affecting the efficiency of the small and medium-sized business support infrastructure have been identified and promising directions of its developmen t have been identified.

Keywords: small and medium-sized entrepreneur ship, infrastructure supporting small and medium-sized entrepreneurship, infrastructure organizations.

Введение

В современных условиях усиление экономических позиций российского государства в международной экономике невозможно без продуктивной активизации развития сектора малого и среднего предпринимательства. Особую значимость развитие малого и среднего предпринимательства (МСП) приобрело в условиях введения экономических санкций в отношении России со стороны ряда западных стран. В связи с прекращением ими ограничением сотрудничества по реализации крупных экономических и социально значимых проектов, значительная часть ответственности за развитие национальной

Б01: 10.22394/1997-4469-2019-47-4-84-96

экономики легла на малое и среднее предпринимательство.

В то же время, на современном этапе малый и средний бизнес находится в достаточно сложной ситуации, которая сдерживает его развитие (несовершенство нормативно-правовой базы функционирования и поддержки МСП, ограниченный доступ к финансам, высокий уровень фискальной нагрузки, широкий спектр контрольно-надзорных мер и т. п.). При этом, как показывает практика (данные опросов предпринимателей ряда регионов РФ), ослабление воздействия подобных факторов возможно при создании и развитии действенной региональной инфраструктуры поддержки МСП

[1, 2, 3]. Решение множества проблем, возникающих в предпринимательской среде, непосредственно связано с развитием инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса.

В стране за последние годы сложилась достаточно развитая инфраструктура поддержки МСП, охватывающая федеральный, межрегиональный, региональный и муниципальный уровни. На ее развитие в государственном бюджете заложено достаточное количество средств, однако в последнее время все острее звучит вопрос о необходимости установления долгосрочных ориентиров в развитии инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса и определении четких показателей (не только количественных) эффективности ее функционирования с учетом региональной и муниципальной специфики.

Состояние и перспективные направления развития инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в Воронежской области

К настоящему времени в Российской Федерации уже сформированы и законодательно определены основные элементы инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, определена ее сущность и функции.

В федеральном законе № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» дается следующее определение инфраструктуры поддержки субъектов МСП: «система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд при реализации федеральных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства и оказания им поддержки» [4, Ст. 15].

Во 2-й части статьи 15 указанного Закона определены базовые элементы инфраструктуры поддержки:

— различного типа агентства и центры развития МСП;

— государственные, муниципальные фонды поддержки бизнеса;

— фонды содействия кредитованию (в эту группу включаются фонды поручительств, гарантийные фонды и т. п.);

— палаты и центры ремесел;

— лизинговые компании;

— центры поддержки субподряда;

— бизнес-инкубаторы, научные парки, технопарки, инновационно-технологические центры;

— закрытые паевые инвестиционные фонды и акционерные инвестиционные фонды;

— агентства по поддержке экспорта товаров;

— маркетинговые и учебно-деловые центры;

— консультационные центры и иные организации.

Вышеперечисленные организации нацелены на оказание субъектам МСП консультационной, информационной, финансовой, имущественной, организационной и иных видов поддержки.

Для реализации целей, поставленных федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», во всех субъектах Российской Федерации, признавалось необходимым формирование инфраструктуры поддержки МСП, учитывающей социально-экономические, экологические, культурные и другие особенности регионов.

Вполне закономерно, что в соответствии с данным федеральным законом на уровень субъектов РФ был передан относительно широкий спектр полномочий, в том числе функция по формированию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в регионе и обеспечение ее деятельности [4, Ст. 10].

Поскольку ориентация деятельности субъектов МСП преимущественно направлена на местные и региональные рынки и проблематика развития сектора малого и среднего бизнеса имеет достаточно вы-

раженные пространственные особенности, наиболее активно стал развиваться региональный уровень инфраструктуры поддержки МСП.

В последнее время в результате реализации федеральных и региональных программ развития и поддержки МСП создана достаточно развитая сеть базовых объектов инфраструктуры по оказанию специализированных и комплексных услуг. При этом распределение инфраструктуры в регионах очень неравномерно. Есть регионы, где подобных объектов крайне недостаточно или они существуют лишь формально, в то время как в других наблюдается определенная «перенасыщенность» ими, что часто приводит к дублированию их функций.

Следует отметить, что в процессе становления и развития региональных предпринимательских экосистем сформировались различные типы субъектов РФ с разным уровнем плотности, динамики, разнообразия предпринимательской деятельности и степенью развития инфраструктуры поддержки МСП. По существующей типологии региональных предпринимательских экосистем в России Воронежская область отнесена ко второму типу регионов (преимущественно крупногородские регионы с высокой плотностью диверсифицированного сектора МСП с благоприятным предпринимательским

климатом, хорошим доступом к рынкам товаров, услуг и капитала, проактивной политикой поддержки предпринимательства) [5].

В регионах этого типа (также Самарская, Новосибирская, Тюменская, Свердловская, Челябинская области, Татарстан и др.) ниже риски для бизнеса и лучше доступ к рынкам и капиталу и, как результат, выше плотность и разнообразие бизнес-агентов. Во многих из указанных регионов функционирует разветвленная инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса.

В Воронежской области к настоящему времени сформировалась многокомпонентная инфраструктура поддержки МСП, ключевые элементы которой представлены в табл.

Представленные в таблице данные о базовых объектах инфраструктуры поддержки МСП в Воронежской области, позволяют заключить, что в регионе создано и функционирует множество различных типов организаций, деятельность которых направлена на содействие развитию субъектов МСП и оказание им широкого спектра услуг.

Такой уровень развития инфраструктуры поддержки МСП в области, несмотря на существующую рассогласованность ее элементов, приводит к позитивным тенденциям в развитии малого и среднего предпринимательства.

Таблица

Организации, составляющие инфраструктуру поддержки МСП в Воронежской области (на основе материалов портала малого и среднего предпринимательства Воронежской области — http://busiiiess.govvrn.ru)

Наименование организации Направление деятельности

1 2

Государственный фонд поддержки малого предпринимательства Воронежской области Выполнение функций микрофннансовой организации второго уровня, предоставление займов микрофинанеовым организациям и кредитным потребительским кооперативам

Мнкрокредитная компания Фонд развития предпринимательства Воронежской области Содействие кредитованию, выдача мнкрозаймов субъектам МСП

Гарантийный фонд Воронежской области Содействие кредитованию, предоставление поручительств субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям инфраструктуры поддержки МСП города Воронежа н Воронежской области, не располагающим достаточным объемом имущества для предоставления в залог кредитным организациям

Продолжение табл.

1 2

Центр поддержки предпринимательства Воронежской области н 22 районных ЦПП Содействие в формировании рыночных отношений, развитии конкуренции и предпринимательства путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов для реализации целевых программ, проектов и мероприятий в области МСП; — участие в разработке, проведении экспертизы, конкурсном отборе и реализации существующих программ и мероприятий развития, и поддержки малого предпринимательства, развития конкуренции, насыщения товарного рынка и создания новых рабочих мест; — осуществление поддержки инновационной деятельности предпринимательских структур, стимулирование разработки и производства принципиально новых видов продукции, содействие в освоении новых технологий и изобретений; — содействие в привлечении отечественных и иностранных инвестиций, кредитов для реализации приоритетных направлений деятельности по созданию конкурентной среды и развитию МСП; — участие в формировании инфраструктуры рынка, обеспечивающего равные условия н возможности для осуществления деятельности в области МСП

Центр координации поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Воронежской области Оказание информационно-аналитических и консультационных услуг и организационной поддержки внешнеэкономической деятельности субъектов МСП Воронежской области, содействие их выходу на иностранные рынки

Союз промышленников и предпринимателей Воронежской области Выработка консолидированной позиции делового сообщества по актуальным вопросам промышленной и социально-экономической политики региона; — представление и защита интересов работодателей в сфере социально-трудовых отношений; — построение равных, конструктивных отношений бизнеса со всеми ветвями региональной власти; — совершенствование нормативно-правовой базы по поддержке промышленного комплекса н предпринимательства области; — содействие расширению кооперационных связей воронежских предприятий и организаций

Воронежское региональное отделение общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Представление и защита прав и интересов субъектов МСП; — консультирование, правовые услуги

Продолжение табл.

1 2

Центр кластерного развития промышленности Воронежской области Информирование; — консультирование; — формирование пакета конкурсной документации для участия в федеральных и региональных конкурсах, получения инвестиционной поддержки; — проведение экспертизы пакета конкурсной документации, представленной юридическими н физическими лицами на получение государственной н инвестиционной поддержки; — оказание услуг по попеку инвесторов и организации взаимодействия юридических и физических лиц с потенциальными деловыми партнерами; — аналитика по субъектам инвестиционной деятельности, заинтересованным в реализации инвестиционных (кластерных) проектов, мониторинг (сбор) информации об инвестиционных проектах, реализуемых и (или) планируемых к реализации на территории Воронежской области

Региональный центр «Инжиниринг и сервис» Диагностика, техническое обслуживание и ремонт; — переподготовка и обучение специалистов машиностроения; — модернизация и капитальный ремонт оборудования; — цнфровизацня технического обслуживания н ремонта

Агентство инноваций и развития экономических и социальных проектов Оценка, сопровождение и внедрение инновационных проектов; — создание благоприятных условий для развитии конкурентной среды в инновационной сфере и поддержки малого и среднего предпринимательства

МФЦ для бизнеса (в области создана сеть структурных единиц) Предоставление предпринимателям региона комплекса государственных, муниципальных н дополнительных услуг по принципу «одного окна»

Союз «Торгово-промышленная палата Воронежской области» Консолидация предпринимательского сообщества на площадке ТПП; — повышение эффективности системы защиты н продвижения интересов бизнеса в органах власти; — содействие продвижению товаров и услуг воронежских производителей на территории Российской Федерации и за рубежом; — предоставление коммерческих услуг, оказываемых бизнес-сообществу; — содействие улучшению делового климата внутри бизнес-сообщества воронежского региона; — сокращение административных барьеров, смягчение государственного контроля (надзора) за субъектами предпринимательской деятельности

Окончание табл.

1 2

Информационно-консультационный центр поддержки АПК Предоставление консультационных и методических услуг; — создание и развитие информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры; — организация и проведение выставок на территории области; — размещение рекламы; — организация конференций, семинаров

Индустриальный парк «Масловский» (всего в области функционируют 4 гос. индустриальных парка и 1 частный) Создание инвестиционных площадок для размещения предприятий, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства

Технопарк «Содружество» Содействие росту масштабов бизнеса действующих малых высокотехнологичных компаний; — развитие кооперации между субъектами инновационной деятельности; — создание информационной среды для эффективного взаимодействия малых инновационных предприятий; — создание и ускоренное развитие новых наукоемких производств на основе научно-технических прорывных разработок, обладающих высоким коммерческим потенциалом; — формирование информационного ресурса для привлечения инвестиций в инновационную сферу Воронежской обл.; — развитие рыночноориентнрованной кооперации между малыми инновационными компаниями, образованием, отраслевой наукой, промышленностью, крупным бизнесом и инвесторами на межрегиональном и международном уровнях; — формирование в регионе современной инфраструктурной платформы для поддержки инновационного бизнеса и создания новых стартовых компаний; — установление устойчивых связей с федеральными и местными органами власти

ТОСЭР «Павловск» Привлечение в моногород инвестиций; — создание новых рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующих предприятий; — формирование условий для отнесения моногорода к моногородам со стабильной социально-экономической ситуацией

Бизнес-ннкубатор «Восток» Содействие развитию и оказание поддержки малому и среднему предпринимательству на ранней стадии его деятельности; — предоставление для субъектов МСП помещений в аренду на льготных условиях, производственного оборудования, консультационных услуг

Воронежская область занимает 17 место по количеству субъектов малого и среднего предпринимательства в абсолютном значении среди всех регионов России с результатом 87 тыс. 535 субъектов малого и среднего предпринимательства в 2019 году (включая микропредприятия), а также 3 место в Центральном федеральном округе, уступая только Москве и Московской области [6].

На малых и средних предприятиях области занято 251,6 тыс. человек. Стабильно первое место по численности субъектов МСП занимает сфера оптовой и розничной торговли (38,5 %), которая многократно превышает доли малых и средних компаний в других отраслях: обрабатывающие производства — 16 %, операции с недвижимым имуществом — 14,4 %, строительство — 9,1 %, транспортировка и хранение — 3,9 % и прочие виды деятельности. Доля численности работников малого предпринимательства в общей численности занятого населения Воронежской области в 2018 году составила 26,7 %, что выше по сравнению с 2017 годом (25,8 %), однако запланированное на 2018 год значение не достигнуто, что объясняется ростом налоговой нагрузки на фонд оплаты труда субъектов МСП [7, с. 21].

Объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет области по единому налогу на вмененный доход, налогам, взимаемым по упрощенной системе налогообложения и на основе патента, от субъектов малого предпринимательства по состоянию на 01.01.2019 (по официальным данным сайта ФНС России) составил 6506,06 млн руб. (117,32 % к уровню 2017 года). Оборот продукции (услуг), производимой малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями и индивидуальными предпринимателями, в 2018 году составил 1105 млрд руб. (102 % к уровню 2017 года).

В 2017 году в рейтинге субъектов РФ по показателю удельный вес малых предприятий, осуществлявших технологические инновации, Воронежская область поднялась с 17 на 12 место. По итогам 2019 года (мониторинг показателя проводится 1 раз в 2 года) также ожидается рост [7, с. 15]. В рамках реализации целевой модели «Поддержка малого и среднего предприни-

мательства» на территории Воронежской области в 2017 г. было достигнуто установленное значение всех показателей по пяти факторам: оказание финансовой и образовательной поддержки субъектам МСП, предоставление услуг по принципу «одного окна», развитие сельскохозяйственной кооперации и информационных сервисов АО «Корпорация «МСП». По факторам «Обучение» и «Развитие системы одного окна» область вошла в число лучших практик достижения показателей целевой модели в стране.

Для сохранения и усиления позитивных тенденций в развитии малого и среднего бизнеса области, а также для раскрытия внутренне присущего малому и среднему предпринимательству динамизма и гибкости необходимо дальнейшее развитие и совершенствование инфраструктуры поддержки МСП.

Ключевые ориентиры в этом направлении определены в национальном приоритетном проекте «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (2018—2024 гг.) и государственной программе Воронежской области «Развитие предпринимательства и торговли», а именно в ее подпрограмме 1 «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства» (2016—2024 гг.).

Проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» включает в себя пять отдельных федеральных проектов. Остановимся подробнее на рассмотрении тех из них, которые непосредственно с связаны с реорганизацией и развитием инфраструктуры поддержки МСП. Так, федеральный проект «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» представляет собой комплекс мероприятий по организационному и имущественному обеспечению поддержки МСП. Основной упор в этом проекте сделан на осуществление реорганизации всей инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса в контексте получения услуг по принципу «одного окна» с особым акцентом на развитие региональной инфраструктуры. Предполагается, что все действующие инфраструктурные организации системы поддержки

МСП, институты развития должны быть преобразованы и объединены на одной площадке в региональные центры «Мой бизнес». В текущем году в стране интенсифицирован процесс открытия центров «Мой бизнес». Созданы в Пензе, Кирове, Санкт-Петербурге и др. В целом до конца 2019 года планируется открыть 82 подобных центра для предпринимателей, к 2024 году их будет создано около 100. На создание центров до конца 2024 года планируется направить 23,9 млрд рублей [8].

Важным элементом поддержки производственных малых предприятий в целях роста объемов инвестиций в основной капитал должно стать увеличение в регионах числа и расширение действующих технопарков, промышленных парков и т. п. Для этого предполагается реализовать специальный проект «Мой бизнес-парк». Центры «Мой бизнес» и «Мой бизнес-парк» призваны повысить доступность услуг поддержки не только компактностью их организации по принципу «одного окна», но и цифро-визацией как самого процесса поддержки, так и намечаемым разностороннем содействием цифровизации бизнес процессов с участием субъектов МСП всех российских регионов [9, С. 275]. В рамках данного проекта предусмотрена и модернизация системы поддержки экспортеров - субъектов малого и среднего предпринимательства посредством развития инфраструктурных региональных центров содействия экспорту МСП.

Другой федеральный проект «Расширение доступа субъектов МСП к финансовой поддержке, в том числе к льготному финансированию» предполагает продолжение и даже наращивание финансового стимулирования развития МСП при участии таких ранее созданных инфраструктурных организаций, как Корпорация МСП, АО Банк МСП, региональных финансовых организаций. Это должно обеспечить функционирование уже созданной многоканальной системы оказания финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства. Одно из центральных мест в финансовой поддержке субъектов МСП должна занять Национальная гарантийная система с ее финансовыми организациями и региональными организациями гарантийной инфраструктуры. Многока-

нальность включает в себя расширение возможностей предоставления льготных займов государственными микро финансовыми организациями.

Предполагается увеличение по всем регионам числа банков, задействованных в льготном кредитовании и субсидировании МСП. Речь идет, преимущественно, о некрупных региональных банках, накопивших опыт работы с субъектами МСП. Многоканальность финансовой поддержки МСП включает также лизинговые формы и направления поддержки МСП.

Задачи национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» увязаны с набором задач региональных программ развития и поддержки МСП. В частности, в упомянутой ранее государственной программе Воронежской области «Развитие предпринимательства и торговли» (подпрограмма 1 «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства») в качестве приоритетов государственной политики в сфере реализации подпрограммы в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года и Стратегией развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года выделены:

— создание благоприятной среды для активизации и развития предпринимательской деятельности в Воронежской области;

— оказание содействие малым и средним несырьевым экспортно ориентированным компаниям по выходу на внешние рынки, в том числе проведение мероприятий, направленных на увеличение экспортных поставок продукции сельхозпроизводителей;

— обеспечение опережающего развития субъектов малого и среднего предпринимательства в моногородах исходя из сложившейся на территории социально-экономической ситуации, финансовых возможностей, достигнутых результатов и с учетом основных приоритетов социально-экономического развития муниципального образования;

— создание единой системы управления организациями инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;

— построение оптимальной системы организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, соответствующей потребностям бизнеса, в территориальном и функциональном аспектах [10].

В подпрограмме заложены 10 основных мероприятий, нацеленных на увеличение численности работников, занятых в сфере малого и среднего предпринимательства. Сроки ее реализации: 2016—2024 гг. Из десяти основных мероприятий подпрограммы четыре направлены на совершенствование системы организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства. Два из них уже выполнены по показателям в 2018 году (мероприятие 2. Развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства: формирование (пополнение) фондов микрофинансовых организаций, развитие сети районных центров поддержки предпринимательства, увеличение капитализации Гарантийного фонда Воронежской области и мероприятие 6. Создание и обеспечение деятельности центра координации поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства). Результатом реализации данных мероприятий стало развитие системы консультационного обслуживания малого и среднего бизнеса, повышение доступности кредитных ресурсов коммерческих банков для субъектов МСП, не обладающих достаточным залоговым обеспечением, стимулирование и вовлечение субъектов малого и среднего предпринимательства в экспортную деятельность, содействие их выходу на иностранные рынки товаров, услуг и технологий.

Еще два основных мероприятия (6 и 9) подпрограммы 1 «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства», определяющие ключевые направления развития региональной инфраструктуры поддержки МСП, реализуются с 2019 года. Завершение их реализации запланировано на 2024 год.

Особого внимания заслуживает основное мероприятие 9. Региональный проект «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», которое включает четыре мероприятия: 1. Обеспечение деятельности Центра «Мой бизнес» по оказанию комплексной поддержки субъектов

малого и среднего предпринимательства. 2. Обеспечение доступа экспортно ориентированных субъектов МСП к мерам комплексной поддержки экспорта. 3. Оказание поддержки субъектам: малого и среднего предпринимательства в моногородах. 4. Оказание поддержки малым производственным предприятиям, производящим продукцию, объем заказов на которую превышает производственные мощности.

В настоящее время к наиболее значимым промежуточным результатам реализации регионального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» следует отнести:

— наделение статусом единого органа управления организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов МСП на территории области, и соответствующими полномочиями автономной некоммерческой организации «Центр поддержки предпринимательства Воронежской области»;

— проведение многоплановой подготовительной работы по созданию Центра «Мой бизнес» — единой площадки, объединяющей функционал ряда организаций, которые тесно работают с представителями малого и среднего бизнеса: Центра поддержки предпринимательства, Центра координации поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства, Гарантийного фонда, Фонда развития предпринимательства, Центра кластерного развития и др. (открытие Центра запланировано на конец декабря 2019 г.). В центре в формате «одного окна» предприниматели смогут получить бесплатные услуги по открытию, ведению и масштабированию бизнеса, пройти обучение, поучаствовать в мастер-классах, пообщаться с бизнес-омбудсменами, воспользоваться переговорными комнатами и конференц-залами, коворкингами и зонами для проведения выставок и презентаций;

— создание нового индустриального парка «Воронеж» и особой экономической зоны «Центр»;

— проведение работы по созданию проекта агробиотехнопарка и научно-образовательного центра (объединяющих науку, инновации и бизнес) на территории области.

Переходя к вопросу об оценке результативности функционирования региональной инфраструктуры поддержки малого и сред-

него предпринимательства, следует констатировать, что в области отсутствует система анализа и контроля эффективности инфраструктурой поддержки МСП, функционирующая на постоянной основе и включающая в себя проведение регулярного мониторинга мнения предпринимателей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В государственной программе Воронежской области «Развитие предпринимательства и торговли» представлен ряд показателей, позволяющих оценить непосредственно реализацию мероприятий подпрограммы 1, связанных с развитием инфраструктуры поддержки МСП. К ним, в частности, относятся следующие:

— количество субъектов малого и среднего предпринимательства и самозанятых граждан, получивших государственную поддержку в рамках реализации мероприятия 2.4 подпрограммы, в единицах (по состоянию на 01.10.2019 — 1976 ед., план — 4001);

— доля субъектов МСП, охваченных услугами Центра «Мой бизнес» в процентах — (по состоянию на 01.01.2019 г. — 1,8, план —3) [11, С. 1].

— количество выдаваемых микрозаймов, единиц, (по состоянию на 01.01.2019 г. выдано 685 займов 581 клиенту на сумму 489,5 млн руб. средневзвешенная процентная ставка по микрозаймам в 2018 году составила 10,4 %, в 2017 году — 11,5 %);

— объем финансовой поддержки, оказанной субъектам малого и среднего предпринимательства при поддержке Гарантийного фонда Воронежской области (по итогам 2018 года выдано 35 поручительств на сумму 373 млн руб.);

— сумма привлеченных кредитов составила в 2018 году — 1087,7 млн руб.

— количество субъектов малого и среднего предпринимательства в моногородах, получивших поддержку, единиц (по итогам 2018 г. предоставлены субсидии по договорам лизинга и по уплате процентов по кредитам на общую сумму 8 млн рублей 13 субъектам МСП).

В целом, по итогам 2018 года более 11,4 тыс. субъектам МСП были предоставлены консультационные услуги по вопросам информационного и правового сопровождения деятельности, трудового законодательства, возможности получения кредитных ресурсов, по вопросам ведения внешнеэко-

номической деятельности, использования Бизнес-навигатора и другое, что в 1,5 раза больше, чем в предыдущем году. Как показывают данные Сводного годового доклада о ходе реализации и об оценке эффективности реализации государственных программ Воронежской области за 2018 год, в отчетный период доля достигнутых показателей по программе «Развитие предпринимательства и торговли» составила 88,1 процента и выведена рейтинговая оценка эффективности — выше средней [9, С. 29].

В завершение необходимо выделить факторы, оказывающие существенное влияние на эффективность функционирования региональной инфраструктуры поддержки МСП, которые важно учитывать при разработке и реализации мер по развитию инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса.

В первую очередь, следует обратить внимание на особенности сложившихся к настоящему времени идеологии и практического инструментария государственной политики по отношению к МСП, которые в современных условиях требуют серьезного пересмотра. В последние двадцать лет приоритетом признавался широкомасштабный государственный, максимально широкий по охвату патернализм в отношении МСП, реализация мер прямого и косвенного (в виде налоговых и иных льгот) вливания в эту сферу значительных бюджетных ресурсов. Безусловно такие методы были и остаются значимыми в практике поддержки МСП, но, когда они приобретают довлеющий характер, это приводит к существенному снижению эффективности государственной политики в сфере развития сектора малого и среднего бизнеса. В нынешних реалиях необходим переход к политике, ориентированной преимущественно не на вспомоществование и льготирование, а на быстрое достижение рыночной зрелости и устойчивости основной массы субъектов МСП, а также учитывающей возросшую способность российского малого и среднего бизнеса решать задачи стратегического характера, в том числе связанные с инновационной модернизацией и политикой реинду-стриализации.

С учетом такого пересмотра приоритетов государственной политики в отношении МСП особую важность приобретает инсти-

туциональное стратегирование, т. е. планирование на долгосрочную перспективу тех институциональных новаций, которые должны обеспечить достижение приоритетов по развитию сектора МСП и усилению его позитивного воздействия на развитие всей национальной экономики.

Сегодня федеральным органам власти предстоит выйти на такой уровень планирования, сконцентрировать усилия на развитии тех институтов и инструментов поддержки МСП, которые отвечают требованиям реиндустриализации и модернизации национальной экономики в целом.

Появление заданных на федеральном уровне долгосрочных ориентиров в развитии инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса будет способствовать созданию региональных стратегий развития инфраструктуры поддержки и выстраиванию более продуктивной системы инфраструктурного обеспечения МСП в регионах, но при условии децентрализации всей системы государственной поддержки МСП и обоснованной дифференциации инструментария ее проведения в разных типах регионов. Региональные власти, действуя в таких условиях, постепенно начнут самостоятельно отслеживать потенциальные точки наиболее активного роста малого и среднего бизнеса и открывать новые перспективные «ниши» его вклада в формирование нового, инновационного облика российской экономики.

Одним из важных факторов, влияющих на эффективность функционирования региональной инфраструктуры поддержки МСП, также является непосредственная заинтересованность чиновников, предпринимателей и работников организаций инфраструктуры в результативности их работы и взаимодействия. В настоящее время только отрабатываются варианты решения этой проблемы. В качестве примера можно привести: внедрение в ряде регионов специализированных обучающих программ для чиновников, работающих с сектором МСП, реализация программ повышения квалификации сотрудников организаций инфраструктуры и широкого спектра обучающих программ для предпринимателей, создание и функционирование регулярных площадок конструктивного взаимодействия представителей власти, бизнеса и институ-

тов инфраструктуры. Предлагаются и такие стимулы для вовлечения органов государственной власти и местного самоуправления в деятельность по развитию МСП как поэтапная передача в местные бюджеты большей доли налоговых поступлений, проработка вопроса об установлении дополнительных отчислений в местные бюджеты по всем налоговым поступлениям, уплачиваемым субъектами МСП. Хотя пока это остается на уровне обсуждений. В Воронежской области, однако, есть подвижки в этом направлении: по решению Воронежской об-лдумы десятая часть налога, взимаемого по упрощённой системе налогообложения, будет поступать в бюджеты муниципальных образований. Прежде этот налог полностью зачислялся в региональную казну, но депутаты изменили ситуацию, внеся коррективы в закон о межбюджетных отношениях органов госвласти и местного самоуправления. Как известно, налог при «упрощёнке» прямо зависит от оборота малых и средних предприятий, а также от величины доходов налогоплательщиков. Так что принятые поправки были разработаны именно для того, чтобы дополнительно заинтересовать муниципалитеты в развитии МСБ на своих территориях.

В качестве факторов, способствующих повышению эффективности функционирования региональной инфраструктуры поддержки МСП следует также выделить наличие развитой сети районных центров поддержки предпринимательства и площадок различного типа, объединяющих интересы научного сообщества и предпринимателей (высокотехнологичные и промышленные МСП); обеспечение соответствия услуг и серверов, предоставляемых элементами инфраструктуры, актуальным потребностям предпринимателей; наличие эффективных форм обратной связи; повышение степени консолидации предпринимателей для более продуктивного взаимодействия с органами власти и управления и решения проблем регионального бизнес-сообщества.

Выводы

Обобщение вышеизложенного позволяет утверждать, что современная региональная инфраструктура поддержки субъектов МСП в целом сформирована и вклю-

чает в себя множество различных типов организаций, функционирование которых в совокупности позволяет решать многоплановые задачи развития малого и среднего бизнеса. Вместе с тем, в настоящее время на эффективность функционирования инфраструктуры негативно влияет целый ряд факторов таких, как непродуктивность сохранения в нынешних реалиях российской экономики укоренившегося широкомасштабного государственного патернализма в отношении МСП и продолжения прямого и косвенного (в виде налоговых и иных льгот) вливания в эту сферу значительных бюджетных ресурсов; перенасыщенность государственных и региональных программ по развитию МСП количественными показателями и неготовность федеральных и региональных властей к стратегическому планированию развития инфраструктуры поддержки МСП на основе выявления потенциальных точек наиболее активного роста малого и среднего бизнеса и определения перспективных институциональных новаций; рассогласованность элементов инфраструктуры; недостаток квалифицированных кадров для эффективного управления в сфере развития МСП и выполнения специализированных видов работы на предприятиях; отсутствие системы анализа и контроля эффективности инфраструктурной поддержки МСП, функционирующей на постоянной основе и включающей проведение регулярного мониторинга мнения предпринимателей; недостаточный уровень доверия предпринимателей к власти и консолидации бизнес-сообщества; недостаточность мер, направленных на повышение заинтересованности чиновников, предпринимателей и работников организаций инфраструктуры в результативности их работы и взаимодействия и др.

Во многом позволяют элиминировать воздействие указанных негативных факторов реализуемые в регионе в соответствии с Национальным проектом «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», государственной программой Воронежской области «Развитие предпринимательства и торговли» (подпрограмма 1 «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства»), Стратегией соци-

ально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года и Стратегией развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года меры, направленные на развитие инфраструктуры поддержки МСП.

На основе анализа заложенных в указанных документах целевых ориентиров и задач развития МСП, рассмотрения содержания ряда основных мероприятий, связанных с совершенствованием инфраструктуры поддержки субъектов МСП, выделены следующие перспективные направления ее развития:

— реализация ряда институциональных новаций, в числе которых - создание единой системы управления организациями инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, открытие регионального центра «Мой бизнес», создание новых площадок, открывающих широкие возможности технологического развития для малого и среднего бизнеса (индустриальные и промышленные парки, технопарки, бизнес-инкубаторы и т. п.), разработка и реализация проектов инновационно-образовательных центров;

— активизация и повышение эффективности деятельности ряда уже существующих элементов инфраструктуры МСП, в первую очередь таких, как региональные организации содействия финансированию МСП, лизинговые компании, центр координации поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства, организации, осуществляющие поддержку фермеров и содействие развитию сельскохозяйственной кооперации, муниципальные центры поддержки предпринимательства, бизнес-инкубаторы, центры обучения, общественные объединения предпринимателей;

— цифровизация самого процесса поддержки и содействие цифровизации бизнес-процессов с участием субъектов МСП. Имеется в виду обеспечение возможности широкого использования имеющихся и создаваемых информационных платформ, позволяющих качественно улучшить для субъектов МСП навигацию в бизнес-услугах и в общих процессах ведения предпринимательской деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об итогах проведения мониторинга развития предпринимательства в Воронежской области в 2017 году : доклад (предоставлен ТПП Воронежской области). — С. 4—6.

2. Иванова Е. А. Региональные аспекты развития инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса / Е. А. Иванова // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. — 2017. — № 12 (91). — С. 43—49.

3. Аналитический обзор по результатам социологического опроса по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства (проведен ООО НПФ «Инком-центр») Ростои-па-Допу. 2014.

4. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации : федер. закон: [принят Гос. Думой 6 июля 2007 г.]: от 24 июля 2007 № 209-ФЗ (ред. от 02.08.2019) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант плюс». — URL: http://www. consultant.ru/document//, (дата обращения 26.11.2019).

5. Земцов С. П. Предпринимательские экосистемы в регионах России / С. П. Земцов, В. JI. Бабурин // Региональные исследования. — 2019. — № 2 (64). — С. 4—14.

6. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (по состоянию на 10.11.2019 г.) [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФНС РФ. — Режим доступа: https://rmsp.nalog.ru/

7. Сводный годовой доклад о ходе реализации и об оценке эффективности реализации государственных программ Воронежской области за 2018 год [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://point.gowm. ru/sites/programs/Shared %20 Documents/ %D 0 %9Е %D1 %82 %D1 %87 %D1 %91 %D1 %82 %D1 %8В/ %D0 %9А %D0 %В2 %5

8. Центры «Мой бизнес» открываются в геометрической прогрессии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://xn--90aifddrld7a.xn--plai/novosti/news/tsentry-moy-bizne s - otkr y vay utsy a-v- geome triche skoy-progressii

9. Виленский A. В. Пространственный аспект нового этапа государственного стратегического планирования поддержки и развития некрупного предпринимательства России / А. В. Виленский // Экономика: вчера, сегодня, завтра. — 2019. — Т. 9. № 1А. — С. 271—281.

10. Правительство Воронежской области. Постановление от 30 октября 2015 г. № 839 Об утверждении государственной программы Воронежской области «Развитие предпринимательства и торговли» (в ред. от 22.08.2019 г.) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/430660677

11. Аналитическая записка по состоянию на 01.10.2019 г. (предоставлена Центром поддержки предпринимательства Воронежской области).

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Воронежский филиал)

Преображенский Б. Г., доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики, финансов и менеджмента E-mail: [email protected] Тел.: 8 (473) 247-74-05

Пекшева Л. А., кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин E-mail: [email protected] Тел.: 8 (473) 273-19-95

Пекшее Р. А., магистрант E-mail: [email protected] Тел.: 8 (473) 273-19-95

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.