Научная статья на тему 'Реализация программно-целевого подхода в процессе совершенствования государственной системы управления развитием малого и среднего предпринимательства'

Реализация программно-целевого подхода в процессе совершенствования государственной системы управления развитием малого и среднего предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / SMALL AND MEDIUM BUSINESS / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / ПРОГРАММА / PROGRAM / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД / PROGRAM TARGET METHOD / ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / SUPPORT OF ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колпакиди Дмитрий Викторович

В работе процесс развития малого и среднего предпринимательства (МСП) рассматривается как результат функционирования государственной системы управления, совершенствующейся в процессе последовательно реализуемых программ поддержки и развития МСП. Базой исследования послужили программы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Иркутской области, реализуемые в период с 1993 по 2013 годы. К настоящему времени реализовано 8 таких программ, а долгосрочная целевая программа «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области» на 2011-2013 годы находится в стадии исполнения. Реализация программно-целевого подхода способствовала созданию в регионе благоприятной среды для функционирования субъектов малого и среднего предпринимательства. Основным инструментом реализации системы мероприятий поддержки является, сформированная в процессе последовательной реализации программ, инфраструктура поддержки МСП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Колпакиди Дмитрий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of Performance-oriented Approach in Improving the state system of Management of small and Medium Businesses Development

The article considers the process of small and medium business development as the result of state system of management functioning which is modernized in logical process of realizing support and development programs of small and medium business. The basis of this research has been formed from support and development programs of entrepreneurship in Irkutsk region which were realized there from 1993 to 2013. To date 8 from such programs are implemented and long term target proram “Support and development of small and medium businesses in Irkutsk region” from 2011 to 2013 is on the level of realization. The implementation of long term target program contributed to the enabling environment development in region for functioning of small and medium businesses. Basic instruments of realization of system support activities is an infrastructure of small and medium business support generated in the process of logical programs implementation.

Текст научной работы на тему «Реализация программно-целевого подхода в процессе совершенствования государственной системы управления развитием малого и среднего предпринимательства»

Реализация программно-целевого подхода..

Ученые записки..

Указ Президента РФ от 07.07.2011 г. № 899 // Президент России: Официальный сайт: [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ь"Ир://президент.рф/пеш8/11861. (Дата обращения: 02.02.2012).

11. Аристер н. И. и др. О деятельности сети советов по защите докторских и кандидатских диссертаций в 2009 году // Бюллетень Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации. 2010. № 3.

12. научно-технологическое развитие Российской Федерации: состояние и перспективы / Л. Э. Миндели и [др.]; гл. ред. Л. Э. Миндели. М.: ИПРАН РАН, 2010. 422 с.

13. Индикаторы науки 2009: Стат. сб. / Н. В. Городников и [др.]; Ред. коллегия: Л. М. Гох-берг и [др.]. М.: ГУ-ВШЭ, 2009. 352 с.

14. орлова о. Михаил Кирпичников: «ВАК без обратных связей» // Частный корреспондент: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.chaskor.ru/article/mihail_ kirpichnikov_vak_bez_obratnyh_svyazej_14770. (Дата обращения: 02.02.2010).

15. симакин Д. Доктора невидимого фронта // Независимая газета. 2006. 24 марта. Вып. 58 (3738): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ng.ru/inquiry/2006-03-24A_doctors.html. (Дата обращения: 15.06.2011).

16. Лесков с., коныгина н. Утечка мозгов носит единичный характер // Известия науки. 2004. 29 марта: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.inauka.ru/science/ article40684. (Дата обращения: 15.06.2011).

17. наука России в цифрах: 2011: Стат. сб. М.: ЦИСН, 2011. 220 с.

УДК 334.7:005

Д. В. Колпакиди.

реализация программно-целевого подхода в процессе совершенствования государственной системы управления развитием малого и среднего предпринимательства

D. V. Kolpakidi. Implementation of Performance-oriented Approach in Improving the state system of Management of small and Medium Businesses Development

В работе процесс развития малого и среднего предпринимательства (МСП) рассматривается как результат функционирования государственной системы управления, совершенствующейся в процессе последовательно реализуемых программ поддержки и развития МСП. Базой исследования послужили программы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Иркутской области, реализуемые в период с 1993 по 2013 г. К настоящему времени реализовано восемь таких программ, а долгосрочная целевая программа «Поддержка и развитие малого и среднего

The article considers the process of small and medium business development as the result of state system of management functioning which is modernized in logical process of realizing support and development programs of small and medium business. The basis of this research has been formed from support and development programs of entrepreneurship in Irkutsk region which were realized there from 1993 to 2013. To date 8 from such programs are implemented and long-term target program "Support and development of small and medium businesses in Irkutsk region" from 2011 to 2013 is on the level of realization.

Дмитрий Викторович Колпакиди — заведующий кафедрой Иркутского государственного лингвистического университета, кандидат экономических наук. © Д. В. Колпакиди, 2013

№ 2 (42)•2013

Д. В. колпакиди

предпринимательства в Иркутской области на 2011-2013 годы» находится в стадии исполнения.

Реализация программно-целевого подхода способствовала созданию в регионе благоприятной среды для функционирования субъектов малого и среднего предпринимательства. Основным инструментом реализации системы мероприятий поддержки является сформированная в процессе последовательной реализации программ инфраструктура поддержки МСП.

ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, управление, программа, программно-целевой метод, поддержка предпринимательства

контактные данные: 664023, Иркутск, ул. Ленина, д. 8

The implementation of long-term target program contributed to the enabling environment development in region for functioning of small and medium businesses. Basic instruments of realization of system support activities is an infrastructure of small and medium business support generated in the process of logical programs implementation.

Keywords: small and medium business, management, program, program-target method, support of entrepreneurship

Contacts: Lenina Str. 8, Irkutsk, 664023, Russian Federation

Одним из наиболее рапространенных методов государственного управления сегодня представляется программно-целевой метод. Его отличительной особенностью является первоначальное определение системы целевых ориентиров, которые должны быть достигнуты, и только после этого разрабатывается алгоритм (программа) по достижению этих целей. Программно-целевой подход позволяет не только отслеживать динамику целевых показателей, но и корректировать разработанную программу действий в процессе реализации последовательных этапов: определение и выбор приоритетных целей социально-экономического, инновационного, экологического развития территории; разработка мероприятий по их достижению в условиях временных и ресурсных ограничений; управление, мониторинг реализации и оценка эффективности программы. Успешность реализации программно-целевого подхода обеспечивается взаимоувязкой системы скоординированных мероприятий, направленных на достижение целей (организационного механизма), объемов и источников финансового обеспечения (финансового механизма), контролем реализации программы.

На территории Российской Федерации комплексное социально-экономическое развитие осуществляется в рамках программно-целевого подхода посредством разработки и реализации федеральных, региональных и муниципальных целевых программ.

Министерством экономического развития РФ утверждены «Методические указания по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации» [1], регламентирующие их структуру, содержание, структуру подпрограмм, мониторинг реализации, управление, контроль исполнения и оценку эффективности.

Основой развития и поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) в России являются соответствующие федеральные, региональные и муниципальные программы. Развитие МСП представляет собой процесс последовательно достигаемых стратегических целей, поставленных программами развития малого и среднего предпринимательства различного уровня.

Цель настоящего исследования состоит в научном обосновании процесса совершенствования государственной системы управления развитием малого и среднего предпринимательства как совокупности последовательно реализуемых программ развития малого и среднего предпринимательства.

Реализация программно-целевого подхода..

Ученые записки..

Базой исследования послужили программы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Иркутской области, реализуемые в период с 1993 по 2013 г. К настоящему времени реализовано восемь таких программ, а долгосрочная целевая программа «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области на 2011-2013 годы» находится в стадии исполнения (табл. 1).

Таким образом, в настоящем исследовании было проанализировано девять программ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, реализуемых на территории Иркутской области в период с 1993 по 2013 г. В течение анализируемого периода целевая установка трансформиловалась следующим образом:

• стратегическими целями первых двух программ являлись создание благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности, а также решение проблем насыщения рынков товаров и услуг;

• в третьей и четвертой программах четко выделяются цели социального (создание новых рабочих мест) и экономического характеров (увеличение доходной части бюджетов всех уровней);

• дальнейшая конкретизация экономических и социальных целей происходит в седьмой программе. Кроме того, в этой программе ставятся организационные цели;

• в восьмой программе впервые в дополнение ко всем ранее ставившимся целям добавилась минимизация социально-экономичесских рисков;

• все цели предыдущих программ были консолидированы в реализуемой в настоящее время программе «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области на 2011-2013 годы».

В соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми на федеральном уровне, государственные программы состоят из отдельных подпрограмм. Начиная с первой прогаммы поддержки и развития МСП в качестве составных частей входят следующие подпрограммы: нормативно-правового инфраструктурного, информационного, финансового, организационного, материально-технического, кадрового обеспечения. В первую и вторую программы, кроме вышеперечисленных, входили подпрограммы в сфере производства товаров и услуг. Мероприятия третьей программы делились на три блока — федерального, областного значения и мероприятия содействия развитию МСП в городах и районах области. В четвертую программу впервые включены пилотные проекты в сфере производства и оказания услуг. Мероприятиями последующих программ предусматривается совершенствование и развитие всех вышеперечисленных направлений. При этом огромное значение придается развитию прогрессивных финансовых технологий (лизинг, микрокредитование, участие в госзаказах, предоставление финансовых гарантий), инновационной деятельности, инфраструктуры поддержки МСП, обучению, устранению административных барьеров.

Основными результатами реализации программ в иерархической последовательности стало создание и развитие инфраструктуры поддержки МСП в Иркутской области:

• Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства (ФПМСП) и Регионального агентства поддержки малого бизнеса — Иркутский бизнес-парк (1993-1994 гг.);

• Наблюдательный совет и Экспертная комиссия при ФПМСП (1995-1996 гг.);

• развитие региональной инфраструктуры поддержки МСП в Усть-Ордынском бурятском автономном округе, а также в г. Усть-Илимске, Братске, Усть-Куте, Ангарске (1997-1998 гг.);

• территориальные агентства развития бизнеса в г. Саянске, Шелехове, Усоль-ском и Казачинско-Ленском районах и Центр защиты прав предпринима-

Сравнительный анализ программ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Иркутской области, реализуемых

в период с 1993 по 2013 г.

Наименование программы, период реализации Цели Приоритетные виды деятельности Объемы финансирования, млн руб.

1 2 3 4

«Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области (1993-1994 гг.)» [2] • Создание благоприятных условий для частной инициативы и предпринимательства, формирование организационной, экономической и правовой среды; • создание равных стартовых условий и реальных возможностей любому гражданину для организации и развития предпринимательской деятельности, вклада собственных денежных средств в производственную сферу, обеспечение доступа к производительным, материально-техническим и финансовым ресурсам; • решение конкретных проблем насыщения рынка товаров и услуг, ускоренное развитие основных отраслей силами предпринимательского сектора экономики; • формирование позитивного общественного мнения о предпринимательстве и частной собственности Производство и переработка сельскохозяйственной продукции. Производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного потребления, лекарственных препаратов и медицинской техники. Оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг. Строительство объектов жилищного, производственного и капитального назначения. Инновационная деятельность. Организация подготовки специалистов для предпринимательских структур. Мелкооптовая и среднеоптовая торговля. Медицинские и бытовые услуги социально незащищенным слоям населения при оказании не менее 30% услуг по льготным тарифам. Глубокая переработка вторичных ресурсов ФБ1: 810,71; РБ2: 1647,15

Функциональные подпрограммы

1) Нормативно-правового обеспечения; 2) инфраструктурного обеспечения; 3) информационного обеспечения; 4) финансового обеспечения; 5) организационного и материально-технического обеспечения; 6) кадрового обеспечения; 7) в сфере производства товаров и

Основные результаты

Формирование основ инфраструктуры поддержки МСП. Создание фонда поддержки малого и среднего предпринимательства.

1 2 3 4

Открытие Иркутского бизнес-парка. Создание рабочих мест (548 мест). Увеличение объема выпуска продукции МСП (на 64,2 млрд руб.)

«Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области на 1995-1996 годы» [3] • Создание благоприятных условий для частной инициативы и предпринимательства, формирование организационной, экономической и правовой среды; • решение конкретных проблем насыщения рынка товаров и услуг, ускоренное развитие основных отраслей силами предпринимательского сектора экономики Производство и переработка сельскохозяйственной продукции. Производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного потребления, лекарственных препаратов и медицинской техники. Оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг. Строительство объектов жилищного, производственного и капитального назначения. Инновационная деятельность. Переработка древесины. Организация подготовки специалистов для предпринимательских структур. Глубокая переработка вторичных ресурсов ФБ: 8673; РБ: 8667; СП: 4029

Функциональные подпрограммы

1) Нормативно-правового обеспечения; 2) инфраструктурного обеспечения; 3) информационного обеспечения; 4) финансового обеспечения; 5) кадрового обеспечения; 6) в сфере производства товаров и услуг

Основные результаты

Контроль за реализацией программы возложен на Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства.

При фонде созданы наблюдательный совет и экспертная комиссия.

Образован Совет по развитию малого предпринимательства (МП) при губернаторе Иркутской области.

Положено начало процессу образовательной поддержки МСП и работников администраций, занимающихся вопросами поддержки малого бизнеса на местах.

В рамках нормативно-правового обеспечения поддержки предпринимательской деятельности приняты областные законы: «О государственной поддержке малого предпринимательства в Иркутской области», «О ставках и льготах по налогу на прибыль предприятий, учреждений и организаций» и «О ставках и льготах по налогу на имущество предприятий», предусматривающие льготы субъектам малого предпринимательства на региональном уровне (СМП)

г

to to

to о

«Поддержка и развитие малого предпринимательства в Иркутской области на 1997-1998 годы» [4]

Насыщение рынка товарами и услугами;

создание новых рабочих мест;

увеличение доходной части областного бюджета

Производство товаров и услуг населению. Развитие инфраструктуры поддержки малого бизнеса.

Организация подготовки кадров для предпринимательских структур. Инновационная деятельность

ФБ: 22 100 РБ: 30 800 МБ4: 10 600; СП: 18 800

Функциональные подпрограммы

I блок — мероприятия федерального значения: создание бизнес-инновационного инкубатора в структуре Регионального агентства поддержки малого бизнеса — Иркутский бизнес-парк; создание гарантийного фонда для СМП; подготовить предложения в ГКРП РФ по разработке механизма взаимодействия с общественными объединениями СМП; подготовить предложения в Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства по взаимодействию с региональными фондами поддержки малого предприниматель-

II блок — мероприятия областного значения: совершенствование нормативно-правовой базы; развитие инфраструктуры поддержки; совершенствование системы финансовой поддержки МП; информационное обеспечение МП; совершенствование системы кадрового обеспечения; содействие внешнеэкономической деятельности; научно-методическое обеспечение; содействие малому предпринимательству в научно-технической и инновационной сфере.

III блок — содействие развитию малого предпринимательства в городах и районах области: создание инфраструктуры поддержки МП; развитие и поддержка МП в сфере производства ТНП; развитие и поддержка МП в строительстве и производстве строительных материалов; развитие и поддержка МП в производстве лекарственных препаратов и медицинской техники; развитие и поддержка МП в сфере добычи и переработки сырья; развитие и поддержка МП в сфере оказания услуг

Основные результаты

сл

Развитие региональной инфраструктуры поддержки МП: Фонда поддержки малого и среднего предпринимательства, Регионального агентства поддержки малого бизнеса — Иркутский бизнес-парк, учебно-деловых центров Морозовского проекта в г.Ангарске, Братске, Усть-Илимске, фондов поддержки в г.Братске и Усть-Ордынском Бурятском автономном округе, филиала регионального агентства поддержки малого бизнеса в г. Усть-Кут.

Финансовая помощь в виде льготного кредитования и лизинга оборудования на сумму 890 млн руб.

За счет средств Федерального фонда поддержки малого предпринимательства профинансировано 15 предпринимательских проектов на сумму 3 млрд руб. в области производства товаров народного потребления, оказания стоматологических и парикмахерских услуг, пассажирских перевозок микроавтобусами, изготовления автоэмалей, переработки лесопродукции, химической чистки вещей.

Ьэ

о Sa 3

О «

к

<а> к

Предприятиями, получившими поддержку, было произведено продукции (работ, услуг) на сумму 5127 млн руб., создано 79 рабочих

мест, внесено в бюджеты всех уровней налогов и других обязательных платежей на сумму 775 780 тыс. руб. Проведен анализ внедрения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для СМП в городах и районах области, по результатам которого направлены рекомендации в местные администрации

«Программа поддержки и развития малого предпринимательства в Иркутской области на 1999-2000 годы» [5]

Обеспечение необходимых условий для ощутимого участия МП в экономическом и социальном развитии области;

формирование благоприятных условий для развития деловой активности населения; насыщение рынка товарами и услугами; создание новых рабочих мест;

увеличение доходной части бюджетов всех уровней; достижение на этой основе динамичного уровня жизни в регионе

Производство товаров народного потребления и услуг.

Переработка сельскохозяйственной продукции. Инновационная деятельность. Развитие инфраструктуры. Глубокая переработка вторичных ресурсов. Подготовка кадров для предпринимательских структур

ФБ: 8,2; РБ: 12,4; МБ: 7,6; СП: 12,7; ИИ: 17,1

Функциональные подпрограммы

1) Мониторинг нормативно-правового обеспечения МП (дорегулирование); 2) развитие институциональных структур, инфраструктуры поддержки МП (донасыщение); 3) финансово-кредитная и инвестиционная поддержка МП; 4) информационно-консультативное обеспечение МП на территории области; 5) административно-организационная и кадровая поддержка МП; 6) создание малых предприятий на основе реструктуризации крупных предприятий, в том числе в научно-технической сфере; 7) пилотные проекты (первоочередное финансирование)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основные результаты

Созданы территориальные агентства развития бизнеса в г.Саянске, Шелехове, Усольском и Казачинско-Ленском районах.

Создан центр защиты прав предпринимателей при некоммерческом партнерстве «Малые предприятия Иркутской области».

Выделение бюджетных ссуд на реализацию предпринимательских проектов на конкурсной основе из фондов поддержки МП в г.Иркутск, Слюдянка, Черемхово, в Усть-Ордынском бурятском автономном округе.

Подготовлен анализ применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для СМП на территории области.

Для повышения кадрового потенциала работающих в малом бизнесе привлекались средства международных программ: 60 предпринимателей прошли обучение в США по программе «Бизнес для России», 10 представителей общественных организаций предпринимателей, администраций и структур поддержки стажировались в США по программе «Сотрудничество профессиональных объединений», 2 — по программе поддержки малого бизнеса. В рамках программы технического содействия Правительством Японии странам СНГ 6 предпринимателей прошли стажировку в Японии

1 2 3 4

«Программа поддержки и развития малого предпринимательства в Иркутской области на 2001-2002 годы» [6] • Дальнейшая отработка правовых и экономических условий для роста эффективности деятельности СМП; • расширение инвестиционной и деловой активности предпринимателей; • увеличение их вклада в социально-экономическое развитие и бюджетную обеспеченность территорий Иркутской области; • повышение престижа МП и его роли в экономической и общественной жизни области Переработка сельскохозяйственной продукции и дикоросов. Общественное питание и оказание бытовых услуг населению. Производство потребительских товаров, в том числе импортозамещающих. Оказание консультационных, информационных услуг (инфраструктура поддержки). Подготовка кадров для предпринимательских структур. Инновационная деятельность. Переработка различных видов отходов. МП в сфере инфраструктуры туризма, национальных и художественных промыслов, обслуживания жилищного фонда и коммунального хозяйства ФБ: 6,0; РБ: 30,0; МБ: 32,5; СП: 11,2; ИИ: 4,4; СФ36: 2,1

Функциональные подпрограммы

1) Нормативно-правовое обеспечение; 2) развитие прогрессивных финансовых технологий (лизинг, микрокредитование, участие в госзаказах); 3) развитие системы информационно-консультационных услуг (инфраструктуры); 4) создание условий для использования внебюджетных финансовых ресурсов; 5) усиление роли МП в формировании социально-экономической базы местного самоуправления; 6) обучение и переподготовка кадров, повышение деловой культуры предпринимателей, научно-методическое обеспечение; 7) безопасность и социальная защита МП; 8) пропаганда предпринимательской деятельности; 9) привлечение и использование международной технической помощи

Основные результаты

Развитие региональной инфраструктуры поддержки МП. Привлечение в малый бизнес слабозащищенных категорий граждан: женщин, молодежи, уволенных в запас военнослужащих (реализация консультационных, образовательных мероприятий, проведение семинаров)

«Поддержка и развитие малого предпринимательства в Иркутской области на 2003-2005 годы» [7] • Организация стройной системы государственной поддержки МП на всех уровнях власти Заготовка и глубокая переработка древесины. Производство местных строительных материалов. Производство и переработка сельскохозяйственной продукции. Переработка пушнины, недревесных продуктов леса. Переработка и утилизация различных видов отходов, в том числе лесопиления. РБ: 29,0; ИИ: 7,9

1 2 3 4

Предоставление бытовых услуг населению. Расширение общедоступной сети общественного питания. Обслуживание жилищного фонда и коммунального хозяйства. Туристские услуги. Услуги пассажирских и транспортно-экспедицион-ных перевозок. Инновационный бизнес. Подготовка кадров для малого бизнеса

Функциональные подпрограммы

1) Законодательное обеспечение СМП; 2) развитие инфраструктуры поддержки МП; 3) инвестиционная, финансово-кредитная и имущественная поддержка МП; 4) информационная поддержка МП и формирование положительного имиджа предпринимателя; 5) координация усилий для подготовки кадров для МП; 6) безопасность и социальная защита МП; 7) поддержка приоритетных видов деятельности МП; 8) усиление роли общественных организаций

Основные результаты

Функционирование созданной в рамках предыдущих программ инфраструктуры поддержки МСП. Повышение доли занятых в малом предпринимательстве на 5,8%. Увеличение объема выпущенной продукции, работ, услуг на 28,3%. Рост заработной платы на 85%

«Поддержка и развитие малого предпринимательства в Иркутской области на 2006-2010 годы» [8] (2006-2007 гг.) Экономические цели: • повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности Иркутской области за счет создания благоприятных условий для развития предпринимательской среды; • увеличение валового выпуска продукции, работ и услуг за счет развития малого предпринимательства; • увеличение вклада малых предприятий в валовом выпуске продукции, работ, услуг; • оптимизация использования ресурсного потенциала Иркутской области; • структурные изменения в предпринимательстве; • увеличение объема, ассортимента и качества производимых товаров и услуг. МП в сфере туризма. МП в сфере глубокой переработки продукции лесопользования. МП в инновационной сфере РБ: 79,7 (за 2 года из запланированных на 5 лет — 194,2)

г

со со

со о

Социальные цели:

• снятие социально-экономических рисков, связанных с диспропорциями в территориальном развитии муниципальных образований Иркутской области;

• снятие социально-экономических рисков, связанных с реструктуризацией крупных промышленных организаций.

Организационные цели:

• создание эффективной рыночной консультационной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

• выявление и вовлечение в МП талантливой молодежи и потенциальных управленцев;

• создание системы информационного обеспечения малого предпринимательства; способствование созданию эффективных добровольных объединений и ассоциаций предпринимателей и повышение их роли в диалоге «Власть — Бизнес»

Функциональные подпрограммы

1) Законодательство и административные барьеры; 2) повышение конкурентоспособности предпринимательской среды в МО и исследования рынка; 3) помощь начинающим предпринимателям; 4) повышение конкурентоспособности СМП и привлечение инвестиций в региональный бизнес; 5) ресурсная поддержка МП; 6) развитие и повышение эффективности инфраструктуры поддержки МП; 7) развитие человеческого ресурса; 8) усиление роли общественных и профессиональных организаций и объединений предпринимателей; 9) развитие МП в приоритетных отраслях; 10) информационное обеспечение и формирование положительного имиджа предпринимателя

Основные результаты

о

В связи с принятием Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» потребовалось внесение изменений в соответствующие региональные нормативные акты. Это послужило основанием для разработки областной государственной целевой программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области на 2008-2010 годы». Центральным звеном системы управления развитием и поддержкой малого и среднего предпринимательства в области вместо департамента предпринимательства, среднего и малого бизнеса в связи с реструктуризацией стал департамент предпринимательства, инноваций, науки и высшей школы Иркутской области. В рамках программы в 2006 г. создан Иркутский инновационный бизнес-инкубатор

Ьэ

^

о $а 3

О «

в

<а> в

сл о

а

и к

<л О 4= К 5а

•ё о

о

3 о

<5>

О

<5> О

«Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области на 2008-2010 годы» [9]

Повышение конкурентоспособности предпринимательской среды в Иркутской области; увеличение вклада СМСП в валовом региональном продукте;

минимизация социально-экономических рисков, связанных с диспропорциями развития муниципальных образований Иркутской области и с реструктуризацией крупных предприятий;

консолидация усилий органов государственной власти Иркутской области, общественных объединений предпринимателей, организаций, образующих инфраструктуру поддержки СМСП

МП в области инноваций, промышленного производства и ремесленничества. МП в области производства экспортоориентиро-ванной продукции

РБ: 114,6

Функциональные подпрограммы

1) Нормативно-правовое и организационное обеспечение; 2) формирование и развитие организаций, образующих инфраструктуру поддержки СМСП; 3) финансовая поддержка СМСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки СМСП; 4) информационная поддержка СМСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки СМСП; 5) поддержка СМСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки СМСП, в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров; 6) поддержка СМСП в области инноваций, промышленного производства и ремесленничества; 7) поддержка СМСП, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность; 8) пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности; 9) сокращение административных барьеров; 10) поддержка муниципальных программ развития СМСП

Основные результаты

Вклад СМСП в ВРП Иркутской области составил 13,1%.

Оборот малых предприятий составил 105,26 млрд руб.

В рамках исполнения Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с 1 января 2009 г. по 31 декабря 2010 г.) сформирован перечень муниципального имущества, предназначенного для предоставления в аренду СМСП, приняты решения об условиях приватизации с преимущественным правом выкупа. Совокупная площадь помещений, выкупленных СМСП, около 67 300 м2, совокупная стоимость — 923,5 млн руб.

На 41% снизилось общее количество плановых проверок СМиСП, проводимых уполномоченными органами контроля/надзора федерального, регионального и муниципального подчинения (с 11300 в 2009 г. до 6600 в 2010 г.). На 42% снизилось количество выездных внеплановых проверок СМСП.

3

га Ж

г

со со

со о

Создание Иркутского областного гарантийного фонда. За девять месяцев работы (с апреля по декабрь 2010 г.) выданы поручительства

по кредитам СМСП на общую сумму более 150,4 млн руб. Создание 10 микрофинансовых организаций, учредителями (соучредителями) которых являются муниципальные образования Иркутской области.

Создание Евро Инфо Корреспондентского центра для поддержки экспорто-орнентированного производства среди СМСП

«Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области на 2011-2013 годы» [10]

Повышение конкурентоспособности СМСП на внутреннем, межрегиональном и международном рынках путем создания благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства на территории Иркутской области

МП в инновационной сфере.

Создание центров времяпрепровождения детей

ФБ: 1143,3; РБ: 285,3

Функциональные подпрограммы

1) Информационная поддержка СМСП; 2) поддержка в области повышения квалификации кадров СМСП; 3) поддержка муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства предусматривает поддержку моногородов Иркутской области, вошедших в список городов, которым будет предоставлена субсидия из федерального бюджета для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства; 4) финансовая поддержка СМСП; 5) поддержка организаций, образующих инфраструктуру поддержки СМСП

Ожидаемые конечные результаты

Увеличение количества МСП до 1019 ед. на 100000 населения Иркутской области.

Увеличение доли среднесписочной численности работников на малых предприятиях до 22,3% к среднесписочной численности работников Иркутской области. Увеличение доли вклада малых предприятий в валовой региональный (внутренний) продукт до 10,6%. Увеличение средней численности работников на малых предприятиях до 173100 человек. Увеличение объема инвестиций в основной капитал СМСП до 781 млн руб. Увеличение количества получателей финансовой поддержки до 305 СМСП в год.

Создание фонда «Центр поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Иркутской области».

Увеличение количества СМСП, получивших поддержку в области подготовки и повышения квалификации кадров, до 350 в год

Ьэ

^

о $а 3

О «

в

<а> в

Примечание: ФБ — федеральный бюджет; РБ — региональный бюджет; СП — средства предпринимателей; МБ источники; СФЗ — средства фонда занятости.

местный бюджет; ИИ — иные

Реализация программно-целевого подхода..

Ученые записки..

телей при некоммерческом партнерстве «Малые предприятия Иркутской области» (1999-2000 гг.);

• развитие региональной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства (2001-2002, 2003-2005 гг.);

• Иркутский инновационный бизнес-инкубатор (2006-2007 гг.); с 2011 г. — Иркутский областной бизнес-инкубатор;

• Иркутский областной гарантийный фонд, 10 микрофинансовых организаций, Евро Инфо Корреспондентский центр (2008-2010 гг.).

Созданная в рамках программ региональная система инфраструктуры поддержки МСП служит инструментом, посредством которого реализуются практически все механизмы поддержки СМСП в области (информационная, консультационная, финансовая, образовательная, инфраструктурная). Органы исполнительной власти в лице Управления малого и среднего предпринимательства Министерства экономического развития Иркутской области занимаются финансовым обеспечением функционирования и развития инфраструктуры поддержки СМП, а также реализуют поддержку через субсидирование, компенсацию затрат, формирование благоприятного общественного мнения, нормативно-правовое обеспечение деятельности СМСП.

Важным элементом управления развитием предпринимательства является создание системы подготовки и повышения квалификации кадров для предпринимательских структур, организаций инфраструктуры поддержки МСП, работников органов испонительной власти, ответственных за реализацию политики в области развития МСП. Также одними из значимых направлений поддержки представляются формирование положительного общественного мнения, пропаганда опыта развития малого предпринимательства, вовлечение населения в предпринимательскую деятельность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дальнейшее развитие системы поддержки МСП должно осуществляться в соответствии с программами социально-экономического развития Российской Федерации и Иркутской области. В качестве перспективных направлений развития должны быть определены развитие инновационной инфраструктуры, поддержка развития социального предпринимательства, а также предпринимательства в приоритетных для региона сферах деятельности.

Литература

1. об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации: Приказ Минэкономразвития России от 26.12.2012 г. № 817. М., 2012.

2. Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области (1993-1994 гг.): Программа. Иркутск, 1992.

3. Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области на 1995-1996 годы: Программа. Иркутск, 1994.

4. Поддержка и развитие малого предпринимательства в Иркутской области на 19971998 годы: Программа. Иркутск, 1996.

5. Программа поддержки и развития малого предпринимательства в Иркутской области на 1999-2000 годы. Иркутск, 1998.

6. Программа поддержки и развития малого предпринимательства в Иркутской области на 2001-2002 годы. Иркутск, 2000.

7. Поддержка и развитие малого предпринимательства в Иркутской области на 20032005 годы: Программа. Иркутск, 2002.

8. Поддержка и развитие малого предпринимательства в Иркутской области на 20062010 годы: Программа. Иркутск, 2005.

№ 2 (42)•2013

Б. е. Булкин, е. А. Батенков

9. Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области

на 2008-2010 годы: Программа. Иркутск, 2007. 10. Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области на 2011-2013 годы: Программа. Иркутск, 2010.

УДК 338.486.4:004.7

Б. Е. Булкин, Е. А. Батенков

Сущность и классификация интернет-коммерции как формы предпринимательской деятельности

B. E. Bulkin, E. A. Batenkov. The Nature and Classification of the Internet-Commerce as a Form of Business Activity

В статье описана сущность интернет-коммерции и проведена ее классификация как формы предпринимательской деятельности. Перечислены и описаны сегменты интернет-коммерции. Выделены новые области принятия управленческих решений в интернет-коммерции. Обозначена возрастающая важность нематериальных активов.

ключевые слова: интернет-коммерция, инфраструктура Интернета, коммуникации, В2В, В2С, В2С

контактные данные: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А

The article describes the essence of Internet — Commerce. The classification Internet — Commerce as a form of business is conducted at the article. The article lists and describes the segments of the Internet-commerce. It identifies new areas of decision-making in the Internet-commerce and denotes the increasing importance of intangible assets.

Keywords: Internet-commerce, Internet infrastructure, communications, B2B, B2C, B2G

Contacts: Lermontovskiy Ave 44/A, St. Petersburg, 190103, Russian Federation

С постоянным развитием сети Интернет связано и совершенствование интернет-коммерции, которая представляет собой одну из наиболее динамично развивающихся форм ведения бизнеса. Интернет-коммерция является средством решения проблемы перестройки информационной инфраструктуры для поддержания рынка в России и приведения его в соответствие с современными требованиями, которые позволят сократить логистические расходы и частично решат проблемы отдаленных регионов и небольших предприятий, связанные с невыгодным географическим расположением и большими расстояниями от потребителей.

Интернет-коммерция является новой областью предпринимательской деятельности, при которой основные бизнес-процессы (купля-продажа, поиск клиентов, распространение товаров и пр.) осуществляются в сети Интернет.

Направления интернет-коммерции охватывают далеко не только куплю-продажу товаров, которые мы привыкли видеть в интернет-магазинах. Основные сегменты интернет-коммерции:

• Бизнес — Бизнес (В2В),

Борис Ефимович Булкин — профессор Санкт-Петербургского университета управления и экономики.

Евгений Александрович Батенков — аспирант Санкт-Петербургского университета управления и экономики.

© Б. Е. Булкин, Е. А. Батенков, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.