Научная статья на тему 'Сущность инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и ее развитие на современном этапе'

Сущность инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и ее развитие на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
425
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИНФРАСТРУКТУРА / INFRASTRUCTURE / ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / SUPPORT OF SMALL ENTREPRENEURSHIP / SMALL ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Салий Виктория Викторовна

В статье рассмотрены различные теоретико-методологические подходы к определению сущности инфраструктуры поддержки малого предпринимательстве, а также представлена система государственного регулирования и поддержки развития предпринимательства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Салий Виктория Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATURE OF THE INFRASTRUCTURE OF SUPPORT OF SMALL ENTREPRENEURSHIP AND ITS DEVELOPMENT AT THE MODERN STAGE

This article contains of different theoretical and methodological approaches by default of nature of the infrastructure of support of small entrepreneurship and also the system of state regulation and supporting entrepreneurship development

Текст научной работы на тему «Сущность инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и ее развитие на современном этапе»

УДК 347.1, 343

СУЩНОСТЬ ИНФРАСТРУКТУРЫ

ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ЕЕ РАЗВИТИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Салий Виктория Викторовна

Санкт-Петербургский государственный университет, кафедра теории и истории государства и права, старший преподаватель, e-mail: [email protected]

В статье рассмотрены различные теоретико-методологические подходы к определению сущности инфраструктуры поддержки малого предпринимательстве, а также представлена система государственного регулирования и поддержки развития предпринимательства

Ключевые слова: малое предпринимательство; инфраструктура; поддержка малого предпринимательства

NATURE OF THE INFRASTRUCTURE OF SUPPORT OF SMALL ENTREPRENEURSHIP AND ITS DEVELOPMENT AT THE MODERN STAGE

Saliy Victoria V.

St. Petersburg State University, Department of theory and story of state and right, senior teacher, e-mail: [email protected]

This article contains of different theoretical and methodological approaches by default of nature of the infrastructure of support of small entrepreneurship and also the system of state regulation and supporting entrepreneurship development

Keywords: small entrepreneurship; infrastructure; support of small entrepreneurship

Для цитирования: Салий В.В. Сущность инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и ее развитие на современном этапе // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б.Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2016. № 2 (58). С. 47-53.

Формирование эффективной развитой инфраструктуры поддержки малого предпринимательства следует рассматривать как одну из наиболее приоритетных задач государственной политики в сфере регулирования субъектов хозяйственной деятельности. Важность данного направления обусловлена необходимостью образования благоприятных условий для развития предпринимательства через реализацию финансовых, информационных, кадровых и имущественных форм поддержки.

В условиях конкуренции хозяйствующий субъект стремится минимизировать производственные, логистические, управленческие, трансакционные, маркетинговые издержки. Удельный вес этих издержек в малом бизнесе значительнее, чем в крупном. Поэтому роль государства должна заключаться в создании эффективной инфраструктурной системы поддержки, способствующей уменьшению указанных издержек. В связи с разработкой концепции эффективной системы поддержки малого предпринимательства (МП) определим сущность категорий «инфраструктура» и «инфраструктура поддержки малого предпринимательства».

Термин «инфраструктура» происходит от лат. infra (ниже, под) и structure (строение, расположение, структура). Как отмечает профессор А.И. Кузнецова, формирование и развитие инфраструктурного обустройства началось еще в IV-III тыс. до н.э. [5, с. 11]. Человечество создавало инфраструктуру как средство выживания; уровень ее развития зависел от структуры общества, уровня его культуры, образа жизни и трудовых занятий людей. Инфраструктура трансформируется вместе с социумом, имеет свои циклы и тесно связана с политическим устройством, организацией общественных производительных сил, состоянием экономики, уровнем организации и методологией инфраструктурного обустройства среды. Процветали империи, в которых были развиты военная, производственная, социальная, рыночная инфраструктуры, что обеспечивало возможность установления и укрепления политической власти и могущества.

Термин «инфраструктура» заимствован из лексики военнослужащих, обозначал комплекс тыловых сооружений, обеспечивающих действия вооруженных сил (склады боеприпасов, аэродромы, полигоны и др.).

Многие экономисты считают, что «инфраструктура» как экономический термин появился в 40-е гг. ХХ в. и употреблялся в значении комплекс отраслей, обслуживающих промышленность и сельское хозяйство. Инфраструктура включала такие составляющие, как железнодорожный транспорт, связь, склады, дороги, каналы, водоснабжение, канализацию, образование, науку, здравоохранение и др. Американский ученый П.Н. Розенштейн-Родан определил инфраструктуру как комплекс необходимых условий, удовлетворяющих потребности населения и обеспечивающих благоприятное развитие основных отраслей экономики и частного предпринимательства [6, с. 249].

В настоящее время предметом исследований являются как определенные объекты инфраструктуры, так и понятие инфраструктура как совокупность объектов. Однако по-прежнему отсутствует единое мнение о сущности и содержании рассматриваемого нами термина, не выделены критерии для оценки уровня развития и эффективности функционирования инфраструктуры, не разграничены понятия инфраструктуры на макро-, мезо-, микроуровнях. Кроме того, не соотнесены отрасли национальной экономики с отраслями инфраструктуры, не разграничены понятия сфера производства, непроизводственная сфера и инфраструктура, а существующие теории формирования, развития и оценки инфраструктуры разрозненны. Между тем определение более четких граней, создание системы управления инфраструктурой позволит экономике страны стать более устойчивой и динамично развивающейся. Недооценка значимости инфраструктуры, низкий уровень методологического и методического аппарата управления инфраструктурой приводит к отставанию в развитии экономики. Не умаляя значимость производственной и непроизводственной сфер в экономике, важно отметить, что развитая инфраструктура позволяет быстрее адаптироваться в новых условиях, выходя на более высокий уровень.

Существует несколько подходов к определению понятия инфраструктуры в рамках концепции накладных расходов, институциональной, маркетинговой, распределительной и логистической концепций [8, с. 390-395], которые формировались по мере развития общественного производства, разделения и кооперации труда,

выделения торговых операций в отдельную отрасль, укрепления международных связей.

В отечественной экономике понятие «инфраструктура» начинают активно употреблять с 70-х годов XX века. Исследователь Е.Б. Хо-менко рассматривает подходы к трактовке категории «инфраструктура», основываясь на концепции накладных расходов, институциональной, распределительной, маркетинговой и логистической концепциях [8, с. 393-395]. С.А. Сухова, а впоследствии и Т.А. Плотникова, Е.В. Сибирская, О.А. Строева, Е.В. Петрухина выделяют политэкономический, отраслевой, региональный и оценочный подходы к определению инфраструктуры [7, с. 41].

Анализируя данные походы и определения ученых, приходим к выводу, что экономисты в 70-е годы определяли инфраструктуру как совокупность отраслей, обеспечивающих условия для предпринимательства и жизнедеятельности. В то время в России не руководствовались положениями и категориями экономической теории, все понятия давались через призму политэкономии, поэтому и подход получил название политэкономический, хотя, по сути, это отраслевой подход. Оценка с учетом оценочного подхода - это математический инструмент для определения количественных значений результатов функционирования инфраструктуры, а подход как таковой имеет другую окраску (отраслевую, региональную, иную). Поэтому на современном этапе целесообразно определение понятия инфраструктуры с учетом отраслевого, институционального, регионального и функционального подходов.

В рамках отраслевого подхода изучаются проблемы развития и размещения отдельных инфраструктурных отраслей и объектов, а инфраструктура рассматривается как совокупность некоторых отраслей хозяйствования, обеспечивающих воспроизводство и развитие объектов. Сложность данного подхода заключается в определении отраслей и подотраслей, которые относятся к инфраструктурным.

Сторонники институционального подхода (Т.Ю. Киселева, А.И. Архипова, А.К. Большакова, А.С. Новоселов, Н.М. Томина) определяют инфраструктуру как совокупность институтов, обеспечивающих условия для хозяйственной деятельности субъектов рыночных отношений.

Региональный подход выражен преимущественно в исследовании процесса развития

инфраструктуры в определенных регионах. Внутрирегиональные различия в развитии территорий влияют на размещение и эффективность функционирования производств, сельского хозяйства и инфраструктурных отраслей. Исследование инфраструктуры с позиций региональной политики и пространственной стратегии в 70-80-е годы XX века нацелены на разработку исходных положений и рекомендаций, способствующих повышению эффективности функционирования инфраструктуры и сглаживанию диспропорций в ее развитии.

Сторонники функционального подхода определяют содержание инфраструктуры через ее функции как совокупность организационных, производственных и социальных функций. Инфраструктура трактуется как организационно-экономическая система, обеспечивающая движение информационных, финансовых, материальных, трудовых потоков, повышающая эффективность экономики, способная к саморегулированию и настройке в связи с изменением конъюнктуры рынка.

Обобщая составляющие содержания понятия инфраструктуры, выделим частные признаки: характер инвестиций, направляемых на ее развитие, и их эффективность (длительный оборот капиталовложений и крупные первоначальные инвестиции из-за большой стоимости сооружений инфраструктуры, низкая эффективность капиталовложений из-за длительного срока окупаемости основных средств). К общим экономическим признакам отраслей инфраструктуры отнесем следующие ее характеристики: обеспечивает жизнедеятельность населения и производства; обладает общественной формой использования, нетранспортабельностью, территориальной повсеместностью, универсальностью, всеобщностью; косвенно влияет на производственную деятельность и экономику страны; является общественным благом; имеет межотраслевое значение.

В связи с формированием устойчивого класса предпринимателей и развитием теории инфраструктуры возникла необходимость выделить инфраструктуру поддержки малого предпринимательства, основное предназначение которой - создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности посредством оказания поддержки на всех уровнях управления.

Инфраструктура поддержки предпринимательства обеспечивает реализацию федеральных, региональных и муниципальных программ развития субъектов предпринимательства, формирующих условия для создания субъектов предпринимательства, оказания им поддержки, которые привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) для осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В инфраструктуру поддержки деятельности предпринимательства органично входят следующие организации [4]:

- фонды содействия развитию предпринимательства;

- бизнес-инкубаторы, технопарки;

- государственные и частные информационные центры;

- фонды микрокредитования;

- сеть кредитных организаций;

- страховые компании;

- консалтинговые компании;

- юридические службы;

- третейские суды;

- кадровые агентства;

- высшие, средние учебные заведения, другие образовательные учреждения;

- торгово-промышленные палаты.

В настоящее время в России развита институциональная система, регулирующая и поддерживающая субъекты предпринимательства. Базу этой системы составляют государственные институты - Правительство Российской Федерации, Совет Федерации и Государственной Думы в совокупности с профильными комитетами. Большое значение имеет реализация мер Минэкономразвития России по государственной поддержке предпринимательства, предусматривающая их эффективные принципы и механизмы ввиду Стратегии развития Национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства на период до 2020 года, утвержденной 19 февраля 2015 года.

Кроме инфраструктуры поддержки предпринимательства, создаваемой государственными институтами, существует рыночная инфраструктура поддержки предпринимательства, которая формируется и действует на основе рыночных отношений. Организации рыночной инфраструктуры, также предоставляя предпринимателям услуги, «вплетаются» в

предпринимательскую среду и сами осуществляют предпринимательскую деятельность.

Эффективность предпринимательской деятельности зависит от благоприятной внешней среды. Формирование благоприятной внешней среды - процесс управляемый. Методы управления не могут носить административный характер. Основу этих методов составляют меры, связанные с созданием условий для появления субъектов предпринимательской деятельности. Создание благоприятной среды для развития предпринимательства - одна из приоритетных задач в деятельности Правительства Российской Федерации, а также деятельности органов власти на региональном и муниципальном уровнях.

В последние десятилетия в России сформировалась система государственной поддержки предпринимательства, структура которой характерна также для всех стран с развитой рыночной экономикой. Основными элементами этой системы являются государственные нормативно-правовые акты и система государственных институтов.

Государственные нормативно-правовые акты - это законодательная и нормативная база, определяющая специфические условия деятельности субъектов предпринимательства, регулирующая методы его поддержки и процедуры принятия решения. Данная база основана и на механизмах, гарантирующих соблюдение законности представителей малого предпринимательства в отношениях с органами государственной власти и другими хозяйствующими субъектами.

В настоящее время правовую основу поддержки, развития малого и среднего предпринимательства (МСП) составляет Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [1]. Закон определяет формы, условия и порядок поддержки субъектов МСП. Таким образом, осуществляется поддержка в области подготовки и повышения квалификации их работников, промышленного производства, ремесленничества, инноваций, а также поддержка субъектов малого предпринимательства, специализирующихся на сельскохозяйственной и внешнеэкономической деятельности.

Система государственных институтов - это совокупность государственных

институциональных структур, ответственных за развитие малого предпринимательства, занимающихся регулированием малого предпринимательства и управлением инфраструктурой его поддержки. Основными государственными институтами регулирования и поддержки предпринимательства являются:

- Правительство Российской Федерации, а также 11 федеральных министерств и 13 федеральных служб и агентств, наделенные полномочиями по разработке и реализации мер поддержки субъектов МСП, в том числе ведомственных целевых программ;

- Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) как орган исполнительной власти, выполняющий функции по нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности, в том числе малого и среднего предпринимательства.

При Министерстве экономического развития РФ функционирует Государственный совет РФ по вопросам развития малого и среднего предпринимательства, где с января 2015 г. разрабатывается комплекс мер по стимулированию развития малого и среднего бизнеса.

19 февраля 2015 года Минэкономразвития России утвердило «Стратегию развития Национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства на период до?? 2020 г.». В этом документе Национальная гарантийная система (НГС) определена как «система гарантийных организаций, которые во взаимодействии друг с другом обеспечивают значимую и эффективную поддержку субъектам МСП, малым и средним инфраструктурным проектам на федеральном и региональном уровнях с помощью банковских гарантий и поручительств, а также единых стандартов работы гарантийных организаций» определяют цели, способы и методы развития участников НГС, направленные на улучшение гарантийной поддержки субъектов МСП и улучшение условий кредитования бизнеса.

Основным инструментом реализации государственной политики регулирования и поддержки МСП служат федеральные, региональные (межрегиональные), отраслевые (межотраслевые) и муниципальные программы развития и поддержки МСП. Формы поддержки

малого бизнеса разнообразны и трансформируются в зависимости от уровня научно-технического прогресса, от структурных изменений в экономике.

Анализ законодательной базы и изучение результатов исследований современных ученых-экономистов позволяет сделать вывод о том, что основными формами поддержки МП являются:

- финансовая, включающая реализацию инструментов микрофинансирования, предоставление кредитов и займов, гарантий, субсидирование, лизинговые операции;

- система поддержки участия субъектов МП в государственных и муниципальных закупках и контрактах;

- имущественная поддержка малого бизнеса, направленная на содействие в получении помещений на льготных условиях, включая бизнес-инкубаторы, технопарки, инновационные и производственно-технологические центры;

- поддержка малого бизнеса в части обучения, повышения квалификации и переобучения сотрудников;

- информационно-консультационная поддержка малого бизнеса, ориентированная на решение вопросов правового, юридического характера, а также вопросов менеджмента, маркетинга, планирования, информационного и программного обеспечения, развития электронных форм ведения бизнеса, оказания услуг по бухгалтерскому и налоговому учету;

- система координации и законодательного регулирования развития малого бизнеса, обеспечивающая разработку нормативных документов, контроль их исполнения и оценку эффективности;

- экспортная поддержка МП, оказываемая организациям, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность;

- инновационная инфраструктурная поддержка (рассматривается как отдельная подсистема ввиду активного развития высоких и инновационных технологий, способствующая разработке инноваций и продвижению их на рынок);

- социальная инфраструктурная поддержка (с учетом ее активного развития на современном этапе также может быть выделена в отдельную подсистему).

Финансовая поддержка субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, осуществляется в соответствии с законодательством России за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий субъектам МСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП.

Информационная поддержка в отношении субъектов МСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, обеспечивается органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем, официальных сайтов информационной поддержки субъектов МСП в сети Интернет и обеспечения их функционирования в целях поддержки субъектов МСП.

Формы поддержки субъектов МП определяются такими функциями инфраструктуры, как финансирование, консультирование, обучение, переподготовка, повышение квалификации персонала, информационное обеспечение, лизинговые операции, правовая защита, бухгалтерское сопровождение, инновационная и социальная поддержка, обеспечение экспортно-импортных операций и др. Соответствующие функции (одну функцию и связанные с ней операции или спектр функций) выполняют субъекты (институты) инфраструктурной поддержки МП.

Приоритетное направление поддержки развития МП в современных условиях - формирование инфраструктуры инноваций и высоких технологий. Государство реализует программу «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», в рамках которой предусмотрено создание региональных центров инжиниринга. Подобные центры позволят повысить производственную технологическую готовность бизнеса.

Региональные центры инжиниринга помогают субъектам МП внедрять инжиниринговые технологии, создавать и проектировать технологические производственные процессы, развивать инновационный потенциал, увеличивая технологическую готовность инновационных разработок. На базе центров предполагается предоставление услуг по оценке

технологических возможностей для реализации инноваций, инженерно-консалтинговых услуг по созданию промышленных объектов, инженерно-исследовательских услуг по созданию новых технологических процессов и технологий, оборудования для производств, маркетинговых услуг по исследованию рынков производства и технологий, исследованию и анализу деятельности инженерных компаний регионов и привлечению их к реализации программ.

К инновационной инфраструктуре поддержки МП относятся центры кластерного развития, территориальные, промышленные, инновационные и логистические кластеры, центры коллективного пользования оборудованием, центры прототипирования и промышленного дизайна, центры технологической компетенции, центры трансфера технологий.

Создаются центры молодежного инновационного творчества, которые обеспечивают материально-техническую, экономическую, информационную, социальную базу, условия для коммерциализации проектов и развития инновационных предприятий. В настоящее время такой центр функционирует в Москве, пять центров в Республике Татарстан, планируется открытие пяти центров в Пензенской области и два - в Белгородской. Из региональных и местных бюджетов центрам молодежного инновационного творчества выделяются субсидии для приобретения оргтехники, программного обеспечения, высокотехнологичного оборудования. Для поддержки экспортно-ориентированных субъектов МП создаются региональные центры координации и европейские информационные корреспондентские центры (ЕИКЦ).

Поддержка в ЕИКЦ осуществляется по направлениям субсидирования части затрат на выплату процентов по экспортным кредитам, выставочной деятельности, сертификации товаров, правовой защиты интеллектуальной собственности.

Получил поддержку государства и социально ориентированный бизнес. На создание центров дневного пребывания детей в 2012 г. по программе Минэкономразвития РФ выделено более 294 млн руб. Софинансирование осуществляется посредством предоставления субсидии в размере 600 тыс. руб. на объект при условии, что 15 % от полученной суммы субъект МП финансирует из собственных средств. Субсидии

имеют целевой характер и предоставляются для возмещения расходов по аренде помещения, его выкупа и ремонта, закупки мебели, материалов, инвентаря, оборудования, необходимого в соответствии с требованиями Роспо-требнадзора и МЧС, на оплату коммунальных услуг, электроснабжения [3].

Совместно с Агентством стратегических инициатив созданы центры инноваций в социальной сфере. Назначение центров поддержки социально ориентированного бизнеса состоит в оказании консалтинговых услуг при составлении бизнес-плана, подготовке отчетности, в консультировании по вопросам льготного налогообложения, кредитования, в правовой поддержке, помощи при составлении заявок на гранты, проведении конкурсов, в оказании услуг по социальной рекламе и подготовке кадров. Поддержка центров может быть оказана в части льготной аренды или ремонта помещения, покупки оргтехники и программного обеспечения, подготовки кадров, организации семинаров, тренингов, предоставления информационного обеспечения.

Действует новый институт защиты бизнеса: институт омбудсмена по защите прав и свобод субъектов малого и среднего предпринимательства. Актуальность создания данного института обусловлена замедлением экономического роста страны. Правовой основой создания института уполномоченного по защите прав предпринимателей на федеральном и региональном уровнях стал Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике».

Указом Президента РФ от 22.06.2012 № 879 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей» учреждена должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, на которую назначен Б.Ю. Титов. Предусмотрено также создание должности уполномоченного по правам предпринимателей в субъектах РФ.

Уполномоченные вправе на общественных началах создавать рабочие группы, экспертные и консультативные советы, иные совещательные органы. К участию в них могут привлекаться представители общественных организаций, предпринимательского сообщества, а также

представители органов государственной власти и местного самоуправления.

Исследование подходов к рассмотрению сущности инфраструктуры поддержки МП позволяет сделать вывод о том, что большинство экономистов определяют ее как систему коммерческих и некоммерческих организаций, оказывающих поддержку МП и создающих условиях для их деятельности. На наш взгляд, это однобокий подход, так как инфраструктура будет работать при возникновении экономических, организационных, правовых связей и отношений между субъектами (институтами) инфраструктуры, законодательными, исполнительными органами государственной власти, местного самоуправления и субъектами МП по поводу обеспечения благоприятных условий для деятельности последних. Инфраструктурная поддержка должна обладать свойствами системности, адаптивности, сбалансированности, постоянного развития, управляемости.

Исследование развития инфраструктурной поддержки МП позволило выделить основные составляющие данной системы: объекты, субъекты, функции и формы поддержки малого бизнеса. Упорядочив элементы инфраструктуры, резюмируем, что инфраструктуру поддержки МП можно рассматривать как систему динамично развивающихся экономико-организационных и правовых отношений между субъектами и объектами инфраструктуры посредством управляющего воздействия со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления в целях формирования оптимальных взаимоотношений и благоприятных условий для обеспечения эффективного воспроизводства субъектов МП как объектов инфраструктурной поддержки.

Инфраструктура поддержки МП призвана обеспечить формирование условий не только для создания субъектов МП, но и для их дальнейшего устойчивого развития. В сочетании с МП инфраструктура поддержки составляет целостную общественно-экономическую систему, которая требует новых подходов к ее осмыслению.

Во избежание отставания инфраструктуры поддержки от развития малого бизнеса необходимо определить четкие границы ее деятельности (функционирования), разработать методологию управления ею, сформулировать принципы, функции и методы управления.

Предложенные в данной статье теоретико-методологические подходы к определению сущности инфраструктурной поддержки малого предпринимательства могут служить основой для дальнейшего развития теории, методологии и организационно-методического обеспечения в части управления функционированием инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, от состояния которого в немалой степени зависит рост национальной экономики и конкурентоспособность России на международном уровне.

Библиографический список:

1. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]: система ГАРАНТ.

2. Приказ Минэкономразвития России от 19.02.2015 № 74 «Об утверждении основных положений стратегии развития Национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства на период до 2020 года». [Электронный ресурс]: Система Консультант-плюс.

3. Аверин А.В., Рязанов А.А. Совершенствование механизмов государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства московской агломерации // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2015. № 1-217. С. 45.

4. Бочарова О.Н. Государственная поддержка предпринимательской деятельности: (монография). Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2011. С. 215.

5. Кузнецова А.И. Инфраструктура как научный компонент экономического и социального развития городов России // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Сер. 1: Экономика и управление. 2014. № 1 (7). С. 51.

6. Плотникова Т.А. Инфраструктура поддержки малого бизнеса в России // Бизнес в законе. 2011. № 4. С. 54.

7. Сибирская Е.В., Строева О.А., Петрухина Е.В. Разработки инфраструктуры для поддержки предприятий малого бизнеса // Ученые записки Орловского государственного университета. 2012. № 4. С. 62.

8. Хоменко Е.Б. Управление развитием инфраструктуры предпринимательства в условиях перехода к информационной экономике: дис. ... д-ра экон. наук: СПб., 2014. 421 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.