Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esi.today 2020, №3, Том 12 / 2020, No 3, Vol 12 https://esj.today/issue-3-2020.html URL статьи: https://esj.today/PDF/55ECVN320.pdf DOI: 10.15862/55ECVN320 (http://dx.doi.org/10.15862/55ECVN320) Ссылка для цитирования этой статьи:
Карпунин А.Ю., Карпунина Е.В. Региональный аспект развития малого и среднего предпринимательства в России // Вестник Евразийской науки, 2020 №3, https://esj.today/PDF/55ECVN320.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/55ECVN320
For citation:
Karpunin A.Yu., Karpunina E.V. (2020). Regional aspect of small and medium-sized business development in Russia. The Eurasian Scientific Journal, [online] 3(12). Available at: https://esj.today/PDF/55ECVN320.pdf (in Russian). DOI: 10.15862/55ECVN320
УДК 334 ГРНТИ 06.52.17
Карпунин Алексей Юрьевич
ФГБОУ ВО «Рязанский государственный радиотехнический университет им. В.Ф. Уткина», Рязань, Россия
Доцент кафедры «Экономическая безопасность, анализ и учёт» Кандидат экономических наук, доцент E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1258-300X РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=723319
Карпунина Елена Валерьевна
ФГБОУ ВО «Рязанский государственный радиотехнический университет им. В.Ф. Уткина», Рязань, Россия
Доцент кафедры «Экономическая безопасность, анализ и учёт» Кандидат экономических наук, доцент E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8995-1712 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=715370
Региональный аспект развития малого и среднего предпринимательства в России
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с развитием малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Цель данного исследования состоит в проведении анализа положения субъектов малого и среднего бизнеса, а также определении основных направлений развития малого и среднего предпринимательства в современных условиях. Авторы анализируют основные направления государственной политики в сфере развития предпринимательской деятельности. Отдельное внимание уделяется факторам, влияющим на развитие предпринимательства. Рассматривается значение налога на профессиональный доход, как специального налогового режима для самозанятых граждан. Авторы полагают, что введение налога на профессиональный доход затронет не только самозанятых граждан, желающих пройти регистрацию, но и действующих индивидуальных предпринимателей, работающих без найма сотрудников, а индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, могут рассматривать регистрацию в качестве самозанятых, как альтернативный вариант. Обосновано включение самозанятых граждан в состав субъектов малого и среднего предпринимательства. Авторами проанализирована динамика количества субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, в том числе в разрезе микропредприятий, малых и средних
предприятий. Изучена динамика среднесписочной численности работников, занятых в субъектах малого и среднего предпринимательства, а также динамика численности субъектов малого и среднего предпринимательства, приходящихся на 1 000 чел., в том числе в разрезе федеральных округов. Определены тенденции развития малого и среднего бизнеса, а также значение для экономики страны. В статье выявлены основные проблемы, препятствующие развитию предпринимательской деятельности в Российской Федерации. Авторы приходят к выводу, что развитие предпринимательской деятельности в регионах должно являться приоритетным направлением государственной политики, а вовлеченность экономически активного населения и самозанятых граждан в предпринимательство будут этому способствовать.
Ключевые слова: предпринимательство; малый и средний бизнес; самозанятые граждане; налог на профессиональный доход; валовой внутренний продукт; индивидуальный предприниматель; среднесписочная численность; микропредприятия; малые предприятия; средние предприятия
В большинстве экономически развитых странах, малый и средний бизнес составляет основу экономики и его развитию уделяется большое внимание. В России в настоящее время в силу исторического аспекта, а также низкой склонности граждан начинать собственный бизнес, сложилась иная ситуация, где значение малого и среднего предпринимательства (МСП) для экономики оказалось не столь велико. Основу отраслевой структуры экономики в основном составляют крупные производственные и ресурсодобывающие компании, в том числе ориентированные на экспорт энергетических ресурсов. Однако такая экономика в большей степени зависит от влияния различного рода внутренних и внешних факторов и угроз. Сформировавшийся срез субъектов МСП в большинстве своем уже достиг точки роста и требует вовлеченности новых человеческих ресурсов. Зарождение и становление рынка в тех сферах, где в основном работают представители малого и среднего бизнеса, происходило в основном на фоне свободных рыночных ниш, невысокой конкуренции, достаточной покупательной способности и отсутствии альтернативы применения полученных профессиональных знаний. Нам представляется, что значительный потенциал для развития МСП кроется в привлечении человеческих ресурсов в эту сферу, при этом появление стимулов для открытия собственного бизнеса должно стать альтернативой трудоустройству по найму. Актуальность и значимость темы предопределили цель исследования, которая заключается в проведении комплексного анализа положения субъектов малого и среднего бизнеса, а также определении основных направлений развития МСП в современных условиях.
Вопросам развития МСП уделяют внимание такие исследователи как А.И. Хорев, С.С. Морковина, Ю.М. Соколинская [1], Н.В. Захарова, А.В. Лабудин [2], И.Н. Иванов, Т.В. Лукьянова, Л.В. Орлова [3], В.А. Баринова, С.П. Земцов [4], О.С. Боброва, С.И. Цыбуков, И.А. Бобров [5], в частности рассматриваются проблемы и перспективы развития МСП,
Введение
вопросы обеспечения экономической безопасности, факторы кризисного развития МСП и т. п. Существенными также являются наработки по тематике включения самозанятых граждан в хозяйственный оборот как субъектов предпринимательской деятельности, представленные в работах А.Н. Покиды, Н.В. Зыбуновской [6], М.Н. Дудина, С.Н. Сайфиевой [7], Т.И. Корсун [8], В.С. Скруга [9] и др.
Методы и материалы
Нами был проведен сбор данных, характеризующих развитие МСП в России и других странах, рассмотрен законодательный аспект, характеризующий положение МСП на современном этапе, а также изучены основные направления развития МСП, способствующие повышению его роли и значимости в экономике государства. В ходе исследования были использованы данные Федеральной налоговой службы и Федеральной службы государственной статистики.
Результаты и их обсуждение
В настоящее время в России большое количество граждан занимаются предпринимательством, но при этом они не зарегистрированы в установленном законом порядке ни в качестве индивидуальных предпринимателей, ни в качестве учредителей общества с ограниченной ответственностью. Такие граждане в основном оказывают различного рода услуги, такие как сдача недвижимости в аренду, перевозка пассажиров, оказание косметических услуг, юридические консультации, ремонт помещений, продажа продукции собственного производства и т. п. Как справедливо отмечают А.Н. Покида, Н.В. Зыбуновская [6, с. 177], самостоятельная занятость становится самостоятельным сегментом рынка труда и оказывает заметное влияние на состояние занятости населения и социально-экономическую ситуацию в стране в целом.
Впервые категория «самозанятые» упоминалась в Федеральном законе «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2016 № 401-ФЗ (последняя редакция)1, в котором в статью 217 НК РФ2 внесли статью 70, где указывалось, что если физическое лицо, не зарегистрированное как предприниматель, оказало услуги репетитора, по уходу за детьми и пожилыми детьми, по уборке помещений, то с полученного дохода можно не платить НДФЛ [7, с. 6].
По данным центра социально-политического мониторинга Института общественных наук РАНХиГС3, в последние годы наблюдается устойчивая тенденция роста самозанятости. Так, в 2019 г. доля самозанятых в общей численности занятого населения составила 22,4 % (примерно 16-17 млн чел.). В это число включены граждане, для кого самозанятость является основной работой, а также те, кто с различной периодичностью работает дополнительно в качестве самозанятых. Необходимо отметить, что количество самозанятых, работающих без официального соглашения с заказчиком или уполномоченными органами, в 2019 г. составило
1 Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2016 № 401-ФЗ (последняя редакция) URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 207915/ (дата обращения: 29.05.2020).
2 Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2 (НК РФ ч.2) URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 334303/ (дата обращения: 29.05.2020).
3 Портал социологических данных РАНХиГС URL: https://social.ranepa.ru/ (дата обращения: 05.05.2020). Страница 3 из 14
64,1 % от количества всех самозанятых, что в абсолютных величинах соответствует примерно 10-11 млн чел.
Таким образом, большинство самозанятых граждан не включены в правовые взаимоотношения с государством и, по сути, являются безработными. Проблема выявления и легализации самозанятых граждан характерна не только для России, но и для большинства зарубежных правопорядков [8].
Вместе с тем, неформальные трудовые отношения стали адаптационным механизмом выживания миллионов граждан во время текущей непростой экономической ситуации [9, с. 542] Нам представляется, что задача государства в настоящее время заключается в вовлеченности самозанятых в хозяйственный оборот. На данном этапе развития предпринимательства государство могло пойти по двум направлениям.
Первое сводится к массовому выявлению самозанятых граждан и привлечение их к ответственности за незаконное осуществление предпринимательской деятельности. Однако, сопоставляя численность самозанятых с административным ресурсом государства, такой подход имел бы низкую эффективность, а также мог вызвать социальную напряженность.
Второе направление, по которому, собственно, пошло государство, это развитие законодательства и введение с 2019 г. специального налогового режима, это налог на профессиональный доход. В 2019 г. данный налог был введен в 4 регионах России, а в 2020 г. он затронул ещё 19 регионов. Действовать данный налог будет на протяжении 10 лет, при этом в течение этого времени не допускается изменение налоговых ставок. В последующие периоды планируется введение данного налога на территории всей страны. Введение налога должно способствовать выходу из тени самозанятых граждан и вовлечению их в хозяйственный оборот. В настоящее время рано делать выводы относительно эффективности введения налога на профессиональный доход. В этом плане итоги 2020 г. будут более показательным, они позволят оценить степень вовлеченности граждан в правовые взаимоотношения, понять масштабы деятельности таких субъектов, а также выявить проблемные места в реализации специального налогового режима для самозанятых.
Нам представляется, что введение налога на профессиональный доход затронет не только самозанятых граждан, желающих пройти регистрацию, но и действующих индивидуальных предпринимателей, работающих без найма сотрудников. Индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, могут рассматривать регистрацию в качестве самозанятых, как альтернативный вариант. Кроме того, в пользу налога на профессиональный доход будет способствовать отмена с 1 января 2021 г. единого налога на вмененный доход. Увеличение числа самозанятых за счет перехода в данную категорию индивидуальных предпринимателей, скажется на динамике количества субъектов МСП в стране, а именно произойдет уменьшение числа индивидуальных предпринимателей.
Самозанятые граждане, применяющие налог на профессиональный доход, как экономические субъекты, во многом схожи с индивидуальными предпринимателями. Они также реализуют продукцию, оказывают услуги или выполняют работы, и в результате уплачивают налоги. Принципиальная разница только в том, что самозанятые граждане не имеют право принимать на работу наёмных работников.
Основываясь на данных нашего исследования, можно сделать вывод, что такую категорию экономических субъектов, как самозанятые целесообразно рассматривать в составе субъектов МСП. Это также подтверждается тем, что в 2020 г. планируется, что самозанятые смогут участвовать в государственных закупках на тех же условиях, что и субъекты МСП, тем самым расширятся их права.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» 4 к субъектам МСП относятся хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), соответствующие определенным критериям установленным Федеральным законом и сведения
0 которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. В табл.
1 представлены категории субъектов МСП, включая самозанятых.
Таблица 1
Критерии отнесения к субъектам МСП
Критерий Самозанятые Микропредприятия Малые предприятия Средние предприятия
Численность сотрудников до 1 чел. до 15 чел. до 100 чел. от 101 до 250 чел.
Предельный доход в год до 2,4 млн руб. до 120 млн руб. до 800 млн руб. до 2 млрд руб.
Составлено авторами
В целом ретроспективный анализ эволюционного развития малого предпринимательства показывает, что важнейшую роль в экономическом развитии стран Европы и Америки сыграл и продолжает играть именно малый бизнес [1, с. 223]. История российского предпринимательства неотделима от истории государства и народа России. В ней налицо определенные этапы развития, каждый со своими специфическими реалиями [5, с. 15] и в современных условиях, развитию малого и среднего бизнеса, как одной из важной составляющих экономики Российской Федерации уделяется большое значение. Так, в 2016 г. была принята стратегия развития МСП в Российской Федерации на период до 2030 года5, которая определяла направления развития сферы МСП, как одного из факторов по улучшению отраслевой структуры экономики и обеспечению высокого уровня занятости [4]. Актуальность и значимость проблемы развития МСП подтверждается тем, что в 2018 г. был принят национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» 6 . Основные цели данного проекта сосредоточены на следующем:
• увеличение численности занятых в сфере МСП;
• увеличение доли малого и среднего предпринимательства в ВВП;
• увеличение доли экспорта субъектов МСП в общем объеме несырьевого экспорта.
Национальный проект предполагает определение основных проблем, решение которых во многом должно позволить достичь цели проекта. Так, государство видит реализацию национального проекта по следующим основным направлениям:
4 Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (дата обращения: 10.06.2020).
5 Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р <Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года> (вместе с «Планом мероприятий («дорожной картой») по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года») URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199462/ (дата обращения: 15.05.2020).
6 Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319208/ (дата обращения: 15.05.2020).
• улучшение условий ведения предпринимательской деятельности;
• расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию;
• акселерация субъектов МСП;
• создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации;
• популяризация предпринимательства.
Необходимо отметить, что в период с 2016-2019 гг. численность субъектов МСП практически не изменилась и по состоянию на 10.12.2019 г. составила 5924,7 тыс. ед. (табл. 2). Тем не менее, произошли структурные изменения. Так, количество юридических лиц, относящихся к субъектам МСП сократилось почти на 10 %, при этом количество индивидуальных предпринимателей, напротив увеличилось на 12 %. Нам представляется, что рост числа индивидуальных предпринимателей по сравнению с юридическими лицами во многом обусловлен возможностью применения индивидуальными предпринимателями упрощенных форм ведения бухгалтерского учета и налоговой отчетности.
Таблица 2
Динамика количества субъектов МСП в РФ, по состоянию на 10.12
Показатель 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2019 г. в % к 2016 г. 2019 г. в % к 2018 г.
Всего, ед. в том числе: 5 841 509 5 998 371 6 042 898 5 924 681 101,4 98,0
- количество субъектов юридических лиц 2 795 257 2 789 991 2 701 230 2 517 754 90,1 93,2
- количество субъектов индивидуальных предпринимателей 3 046 252 3 208 380 3 341 668 3 406 927 111,8 101,9
Составлено авторами по данным1
Отметим, что для большинства федеральных округов (ФО) характерны незначительные колебания численности субъектов МСП, т. е. данный показатель варьируется в пределах от 0-3 %. Однако значительное сокращение численности субъектов МСП (на 9,3 %) произошло в Сибирском ФО, при этом в Дальневосточном ФО произошел напротив значительный рост на 19,6 % в 2019 году по сравнению с уровнем 2016 года. Данная динамика объясняется включением в 2018 г. в состав Дальневосточного федерального округа Республики Бурятии и Забайкальского края, что обеспечило прирост населения на 2 млн чел.8 При этом общее количество субъектов МСП на территории РФ практически не изменилось. Исследованиями установлено, что численность субъектов МСП распределена неравномерно по территории Российской Федерации. Так, в Центральном ФО доля субъектов МСП составляет около 30,6 % за исследуемый период. Меньшая доля субъектов характерна для Северо-Кавказского ФО (рис. 1). Такое распределение объясняется различиями в численности населения по федеральным округам.
Субъекты МСП включают в себя микропредприятия, малые и средние предприятия. При этом на долю микропредприятий в России за исследуемый период приходилось примерно 95 % от общего числа МСП, на долю малых и средних предприятий примерно 4 % и 0,3 %
7 Федеральная налоговая служба URL: https://ofd.nalog.ru/statistics.html (дата обращения: 20.04.2020).
8 Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа в I полугодии 2019 года // Доклад ФАНУ «Восточный центр государственного планирования. URL: https://vostokgosplan.ru/wp-C0ntent/upl0ads/2019/12/S0TSIALN0-EK0N0MICHESK0E-RAZVITIE-DF0-V-I-P0LUG0DII-2019-G0DA.pdf (дата обращения: 24.05.2020).
соответственно. Необходимо отметить, что структура субъектов МСП в ЦФО и отдельных регионах схожа со структурой субъектов МСП по России в целом, что в свою очередь может свидетельствовать равномерности развития бизнеса в регионах.
Рисунок 1. Динамика удельного веса субъектов МСП, в том числе индивидуальных предпринимателей в разрезе округов РФ, по состоянию на 10.12 (составлено авторами по данным9)
Вместе с тем основное сокращение субъектов МСП в России пришлось в основном на малые и средние предприятия. За период с 2016 г. по 2019 г. число малых предприятий сократилось на 16,4 %, средних на 17,3 % (табл. 3). Схожая динамика по малым и средним предприятиям наблюдается в ЦФО. Число микропредприятий за аналогичной период незначительно увеличилось как в целом России, так и в ЦФО. Однако отрицательная динамика по микропредприятиям также наблюдается в 2019 г. по сравнению с уровнем 2018 г. Несмотря на то, что 2019 г. в целом характеризовался благоприятным предпринимательским климатом для развития бизнеса, государству не удалось сохранить положительную динамику роста численности субъектов МСП по всем категориям.
Во многом предлагаемые государством меры направлены на развитие и поддержку уже работающих субъектов МСП, что очень важно. Однако, несмотря на наличие в настоящее время различных мер государственной поддержки предпринимательства, наблюдается слабая вовлеченность экономически-активного населения в данную сферу деятельности.
9 Федеральная налоговая служба URL: https://ofd.nalog.ru/statistics.html (дата обращения: 20.04.2020). Страница 7 из 14
Таблица 3
Динамика количества субъектов МСП в Российской Федерации в разрезе микропредприятий, малых и средних предприятий, на 10.12
Показатель 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2019 г. в % к 2016 г. 2019 г. в % к 2018 г.
ед. % ед. % ед. % ед. %
Всего по Российской Федерации, в том числе: 5841509 100,00 5998371 100,00 6042898 100,00 5924681 100,00 101,4 98,0
- микропредприятия 5551944 95,04 5710383 95,20 5772301 95,52 5682690 95,92 102,4 98,5
- малые предприятия 268901 4,60 267630 4,46 251730 4,17 224898 3,80 83,6 89,3
- средние предприятия 20664 0,35 20358 0,34 18867 0,31 17093 0,29 82,7 90,6
Всего по ЦФО, в том числе: 1759400 100,00 1841413 100,00 1863874 100,00 1819627 100,00 103,4 97,6
- микропредприятия 1656538 94,15 1739497 94,47 1768806 94,90 1736315 95,42 104,8 98,2
- малые предприятия 94255 5,36 93717 5,09 87646 4,70 76731 4,22 81,4 87,6
- средние предприятия 8607 0,49 8199 0,45 7422 0,40 6581 0,36 76,5 88,7
Составлено авторами по данным10
Практический опыт свидетельствует, что еще 15-20 лет назад многие начинали бизнес, основываясь на том, что рынок во многих сферах быстро растет, рыночные ниши свободны, растет спрос и вывод того или иного продукта или услуги не требовал глубокого анализа конкурентной среды и точных расчетов при реализации бизнес-плана. Предприниматели тех лет хорошо вписывались в государственную систему координат по состоянию и развитию малого и среднего бизнеса. С одной стороны, происходил рост числа субъектов МСП, увеличивалось число занятых в этой сфере, но все это было не следствием активной государственной политики по развитию МСП. Развитие этой сферы происходило в силу естественных причин, в т. ч. был человеческий потенциал и свободные рыночные ниши. На этом этапе становления и развития МСП государство в определенном смысле выступало в роли наблюдателя, а не активного участника этого процесса.
Однако на сегодняшний день характерны более медленные темпы роста численности субъектов МСП, темпы роста количества работающих в субъектах МСП, а также темпы роста доли МСП в ВВП. Осознавая данную проблему и понимая значимость малого и среднего бизнеса для экономики, государство принимает меры, направленные на стимулирование развития МСП.
Отметим, что изменились условия деятельности для субъектов малого и среднего бизнеса, рынок претерпел значительные изменения и предъявляет иные требования к новым участникам. Государство взяло на себя роль по формированию основных движущих факторов по развитию МСП.
Мы видим, что сегодня происходит популяризация предпринимательства как сферы деятельности, в которой могут быть реализованы навыки и компетенции молодого экономически-активного населения, а проведение тематических конференций, форумов, организация бизнес-школ, программ наставничества в предпринимательстве и иных инструментов поддержки активно этому способствуют. В регионах появились центры поддержки предпринимательства, которые оказывают финансовую, консультационную, информационную и иную поддержку начинающим и действующим предпринимателям. Отдельно необходимо отметить развитие франчайзинга в России, который во многом способствует развитию МСП.
10 Федеральная налоговая служба URL: https://ofd.nalog.ru/statistics.html (дата обращения: 20.04.2020). Страница 8 из 14
Если численность субъектов МСП можно отнести к количественному показателю, то увеличение численности занятых в сфере МСП можно считать показателем качественным. Так, одним из ключевых показателей при реализации национального проекта в сфере МСП является увеличение численности занятых в сфере МСП и к 2024 г. среднесписочная численность работников, занятых в субъектах МСП должна составить примерно 25 000 тыс. чел. Данные табл. 4 свидетельствуют о том, что за период с 2016 г. по 10.12.2019 г. среднесписочная численность таких работников практически не изменялась, более того произошло некоторое сокращение данного показателя. Так, на конец 2019 г. среднесписочная численность сократилась на 3,5 % по сравнению с уровнем 2016 г. и составляла 15 371 тыс. чел. При этом снижение данного показателя произошло за счет юридических лиц. Среднесписочная численность работников занятых у индивидуальных предпринимателей напротив, увеличилась за этот период на 1,7 %. В этой связи возникает вопрос, за счет каких ресурсов государство планирует достижение одного из ключевых показателей проекта.
Таблица 4
Динамика среднесписочной численности работников, занятых в субъектах МСП
Показатель По данным ФНС, чел. (на 10.12) 2019 г. в % 2016 г. По данным Минэкономразвития РФ, млн чел.
2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2021 г. 2024 г.
Всего, в том числе: 15922438 16130582 15917053 15357010 96,5 21,6 25
- юридические лица 13488565 13729115 13472434 12889830 95,6 - -
- индивидуальные предприниматели 2433873 2401467 2444619 2467180 101,7 - -
Составлено авторами
К одному из показателей уровня развития малого и среднего бизнеса можно отнести количество субъектов МСП, приходящихся на 1000 чел. Из данных, представленных в табл. 5, можно сделать вывод, что данный показатель в период с 2016 г. по 2018 г. имел тенденцию к небольшому увеличению. Если в 2016 г. на 1 000 чел. приходилось 39,86 ед. субъектов МСП, то в 2018 г. соответственно 41,14 ед. Однако, в 2019 г. по сравнению с 2018 г. данный показатель сократился 2,4 % и составил 40,15 ед. Отметим, что на протяжении всего периода исследования число юридических лиц субъектов МСП, приходящихся на 1 000 чел. сокращалось. При этом число индивидуальных предпринимателей напротив имело тенденцию к увеличению. Именно рост числа индивидуальных предпринимателей положительно повлиял на общую динамику численности субъектов МСП, приходящихся на 1 000 чел. Это может свидетельствовать о том, что регистрация в качестве индивидуального предпринимателя более предпочтительна по сравнению с созданием юридического лица. Ведь у индивидуальных предпринимателей есть ряд ключевых преимуществ по сравнению с обществом с ограниченной ответственностью. В том числе, это возможность снятия денежных средств с расчетного счета после уплаты всех налогов и платежей и упрощенное ведение бухгалтерского учета.
Таблица 5
Динамика численности субъектов МСП России, приходящихся на 1 000 чел.
Показатель 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2019 г. в % к 2018 г. 2019 г. в % к 2016 г.
Количество субъектов МСП на 1000 чел., ед. в том числе: 39,9 40,9 41,1 40,2 97,6 100,7
- число юридических лиц, приходящихся на 1000 чел. 19,1 19,0 18,4 17,1 92,8 89,5
- число ИП, приходящихся на 1000 чел. 20,8 21,9 22,8 23,1 101,5 111,0
Составлено авторами по данным11
Динамика численности субъектов МСП, приходящихся на 1 000 чел. в разрезе федеральных округов в целом схожа с данным показателем по России (табл. 6). Однако есть федеральные округа, где данный показатель имел отрицательную динамику. Так, в Дальневосточном федеральном округе численность субъектов МСП, приходящихся на 1 000 чел. сократилась почти на 10 % и составила 10,98 ед. (рис. 2). Однако такое снижение обусловлено не естественным ростом числа субъектов МСП или сокращением численности населения в данном федеральном округе. Все дело в том, что в 2018 г. произошло присоединение к Дальнему Востоку России Республики Бурятии и Забайкальского края. Таким образом, с одной стороны произошло увеличение численности населения Дальневосточного федерального округа и снижение численности населения Сибирского федерального округа (рис. 3). Этот факт и повлиял на значительное изменение динамики численности субъектов МСП в данных федеральных округах, по сравнению с другими федеральными округами.
Таблица 6
Динамика численности субъектов МСП, приходящихся на 1 000 чел. в разрезе федеральных округов
Число МСП и ИП, приходящихся на 1000 чел. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2019 г. к 2018 г. 2019 г. к 2016 г.
Всего, в том числе: 39,9 40,9 41,1 40,2 97,6 100,7
Центральный ФО 45,0 47,0 47,4 45,9 96,8 102,0
Северо-Западный ФО 48,3 49,8 50,5 49,2 97,5 102,0
Южный ФО 42,3 43,2 43,4 42,3 97,5 100,1
Северо-Кавказский ФО 20,3 20,3 20,6 20,2 98,1 99,5
Приволжский ФО 35,9 36,3 36,6 35,9 98,1 100,0
Уральский ФО 41,3 41,9 41,9 41,1 98,1 99,7
Сибирский ФО 35,6 36,2 36,2 36,5 100,7 102,4
Дальневосточный ФО 42,0 42,2 42,2 38,0 90,1 90,5
Составлено авторами по данным12
Число субъектов МСП, приходящихся на 1 000 чел. может свидетельствовать об эффективности развития бизнеса в конкретном регионе. В среднем по России данный показатель составляет 40 субъектов на 1 000 чел. Если ориентироваться на это число, то можно сделать вывод, в большинстве федеральных округов малый и средний бизнес развивается равномерно. Лидером по данному показателю является Северо-Западный ФО, где 49 субъектов приходится на 1 000 чел. Последнее место в данном рейтинге принадлежит Северо-Кавказскому ФО, где на 1 000 чел. приходится 20 субъектов МСП, что в 2 раза меньше, чем в среднем по России.
Исследованиями установлено, что значение МСП в формировании ВВП в ведущих западных странах [2] и в России значительно отличается. Развитие малого и среднего бизнеса во многих странах привело к тому, что МСП стал занимать ключевое значение в формировании ВВП. Доля МСП в ВВП в России существенно ниже, чем в экономически развитых странах. Так, если в России данный показатель находится на уровне 21,9 % (по данным Федеральной службы государственной статистики13, оценка по состоянию на 2017 г.), то по оценкам экспертов, в большинстве экономически развитых стран - более 40 % [10]. На протяжении последних лет доля участия МСП в формировании ВВП государства увеличивается достаточно
11 Федеральная налоговая служба URL: https://ofd.nalog.ru/statistics.html (дата обращения: 20.04.2020).
12 Федеральная налоговая служба URL: https://ofd.nalog.ru/statistics.html (дата обращения: 20.04.2020).
13 Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 20.04.2020).
низкими темпами. Однако государство перед субъектами МСП ставит задачу по увеличению данного показателя. Так, национальный проект предполагает увеличение данного показателя к 2024 г. до 32,5 % (рис. 4), а в стратегии развития заложен уровень 40 % к 2030 году.
Рисунок 2. Динамика числа субъектов МСП, приходящихся на 1 000 чел. (составлено авторами)
Рисунок 3. Динамика численности населения, тыс. чел. (составлено авторами)
Разделяем позицию И.Н. Иванова, Т.В. Лукьяновой, Л.В. Орловой, что Россия имеет огромный потенциал развития сектора малого и среднего бизнеса и последовательная работа государства в этом направлении позволит осуществить качественные преобразования предпринимательской среды, повысить эффективность функционирования предприятий малого и среднего бизнеса [3, с. 132].
Рисунок 4. Доля субъектов МСП в ВВП РФ, % (составлено авторами)
Заключение
С одной стороны мы видим заинтересованность государства в развитии малого и среднего бизнеса, направлении значительных ресурсов на реализацию государственной политики в этой сфере, с другой стороны, наличие иждивенческих настроений и слабую вовлеченность молодежи в предпринимательскую среду. Для большинства молодого экономически активного населения сфера предпринимательской деятельности связана с наличием больших рисков и неопределенностью, а, следовательно, остается менее привлекательной, чем работа по найму. Наметившаяся негативная тенденция сокращения основных показателей, характеризующих сферу МСП, вызывает необходимость разработки конкретных мероприятий по развитию МСП.
Рекомендации
Основываясь на данных нашего исследования, можно сделать вывод, что развитию предпринимательства в России будут способствовать такие мероприятия, как:
популяризация предпринимательства в школьной и студенческой среде;
развитие комплексной системы финансовой, имущественной, инфраструктурной поддержки МСП;
снижение издержек для субъектов МСП, связанных с ведением бухгалтерского учета и предоставлением отчетности;
обеспечение доступа к государственным закупкам для субъектов малого и среднего бизнеса;
оказание поддержки малому и среднему бизнесу, ориентированному на экспорт; совершенствование налогообложения предпринимательской деятельности.
Таким образом, развитие предпринимательской деятельности, в первую очередь, малого и среднего бизнеса во всех регионах, должно являться приоритетным направлением государственной политики в этой сфере, а вовлеченность экономически активного населения и самозанятых граждан в предпринимательство будут этому способствовать.
ЛИТЕРАТУРА
1. 2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Хорев А.И., Морковина С.С., Соколинская Ю.М. Факторы кризисного развития малого предпринимательства // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. 2015. № 1 (63). С. 223-228.
Захарова Н.В., Лабудин А.В. Малое и среднее предпринимательство в европейских странах: основные тенденции развития // Управленческое консультирование. 2017. № 12. С. 64-77. URL: https://spb.ranepa.ru/images/nauka/UK_DOI/12_17/Zakharova_12_17.pdf (дата обращения: 20.04.2020).
Иванов И.Н., Лукьянова Т.В., Орлова Л.В. Проблемы и перспективы малого и среднего бизнеса в России // Вестник университета. 2020. № 2. С. 126-133.
Малый и средний бизнес как фактор экономического роста России / Ин-т экон. политики им. Е.Т. Гайдара. - М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2019. 308 с. URL: https://www.iep.ru/files/RePEc/gai/ppaper/ppaper-2019-330.pdf (дата обращения: 20.04.2020).
Боброва О.С. Основы бизнеса: учебник и практикум для вузов / О.С. Боброва, С.И. Цыбуков, И.А. Бобров. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 330 с. -(Высшее образование). - ISBN 978-5-534-03928-3.
Покида А.Н., Зыбуновская Н.В. Правовое сознание самозанятых граждан // Власть. 2019. Т. 27. № 2. С. 176-183.
Дудин М.Н., Сайфиева С.Н. Налоговые и неналоговые стимулы вывода самозанятых из серого и теневого секторов национальной экономики // Проблемы рыночной экономики. 2019. № 2. С. 5-16.
Корсун Т.И. Категория «самозанятый» как субъект налоговых правоотношений // Юридический факт. 2019. № 69. С. 19-23.
Скруг В.С. Регулирование процесса легализации налогообложения доходов самозанятых граждан в Российской Федерации на современном этапе // Экономика труда. 2019. Т. 6. № 1. С. 535-552.
Малый и средний бизнес как стратегический фактор экономической безопасности России / Дубкова Е.М., Карпунин А.Ю. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 8-2. С. 77-80.
Karpunin Alexey Yuryevich
Ryazan state radio engineering university, Ryazan, Russia
E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1258-300X PHH^ https://elibrary.ru/author profile.asp?id=723319
Karpunina Elena Valeryevna
Ryazan state radio engineering university, Ryazan, Russia E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8995-1712 PHH^ https://elibrary.ru/author_profile. asp?id=715370
Regional aspect of small and medium-sized business development in Russia
Abstract. The article discusses topical problems associated with the development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation. The purpose of this study is to analyze the situation of small and medium-sized businesses, as well as determine the main directions of development of small and medium-sized businesses in modern conditions. The authors analyze the main directions of state policy in the field of business development. Special attention is paid to the factors influencing the development of entrepreneurship. The article considers the importance of the tax on professional income as a special tax regime for self-employed citizens. The authors believe that the introduction of a tax on professional income will affect not only self-employed citizens wishing to register, but also acting individual entrepreneurs who work without hiring employees, and individual entrepreneurs applying the patent taxation system may consider registration as self-employed as an alternative option. The inclusion of self-employed citizens in the composition of small and medium-sized businesses is substantiated. The authors analyzed the dynamics of the number of small and medium-sized businesses in the Russian Federation, including in the context of micro-enterprises, small and medium-sized enterprises. The dynamics of the average number of employees employed in small and medium-sized businesses, as well as the dynamics of the number of small and medium-sized businesses per 1,000 people, including in the context of federal districts, has been studied. The trends in the development of small and medium-sized businesses, as well as their importance for the country's economy, are determined the article identifies the main problems that hinder the development of entrepreneurial activity in the Russian Federation. The authors come to the conclusion that the development of entrepreneurial activity in the regions should be a priority direction of state policy, and the involvement of the economically active population and self-employed citizens in entrepreneurship will contribute to this.
Keywords: entrepreneurship; small and medium-sized businesses; self-employed citizens; professional income tax; gross domestic product; individual entrepreneur; average number of employees; microenterprises; small enterprises; medium-sized enterprises