Научная статья на тему 'Роль малого и среднего предпринимательства в экономическом развитии региона (на примере Брянской области)'

Роль малого и среднего предпринимательства в экономическом развитии региона (на примере Брянской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
698
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛЫЙ БИЗНЕС / МИКРОПРЕДПРИЯТИЯ / ИНВЕСТИЦИИ / СЕБЕСТОИМОСТЬ / КРЕДИТОВАНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES / SMALL BUSINESSES / SELF-EMPLOYMENT / INVESTMENTS / COST PRICE / CREDIT FACILITY OF SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Долганова В.А.

В статье обозначена роль малого и среднего предпринимательства как для страны, так и отдельного региона, сделан общий статистический анализ нынешнего состояния данного сектора, а также произведена оценка его развития в Российской Федерации, в целом, и Брянской области, в частности. Отдельное значение отведено кредитованию малого и среднего бизнеса, подробно описаны действующие в области программы, направленные на повышение доступности заемного капитала для предпринимателей. Для более точной оценки уровня развития предпринимательства на Брянщине рассчитан такой коэффициент, как совокупный объем выручки субъектов сектора, приходящийся на 1 жителя данного региона или данной административной единицы, предложенный для анализа отечественными учеными. Значительную часть в работе занимает описание многочисленных мероприятий и проектов, нацеленных на повышение доли представителей малого и среднего предпринимательства, как на федеральном, так и местном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Долганова В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of small and medium-sized enterprises in the economic development of the region (an example of Bryansk region)

The article is outlined the role of small and medium-sized enterprises for the country and regions, is made a statistical analysis of the current situation in this sector, and is apprised its development of the Russian Federation and the Bryansk region, in particular. Lending to small and medium-sized enterprises and the programs in the region aimed at increasing the availability of borrowed capital for entrepreneurs are assigned particular part and described in detail. A coefficient such as the total revenue of the sector's subjects per 1 resident of a given region or administrative unit was calculated for a more accurate assessment of the level of development of this sector in Bryansk region. It was proposed for analysis by domestic scientists. A significant part of the work include the description of numerous activities and programs which aimed at increasing the share of small and medium-sized enterprises, both at the state and local levels.

Текст научной работы на тему «Роль малого и среднего предпринимательства в экономическом развитии региона (на примере Брянской области)»

Роль малого и среднего предпринимательства в экономическом развитии региона

(на примере Брянской области)

The role of small and medium-sized enterprises in the economic development of the region

(an example of Bryansk region)

Долганова В. А.

Студент 3 курса, Финансово-экономический факультет, Брянский государственный университет имени ак. И. Г. Петровского,

РФ, г. Брянск. e-mail: dolganova.viktoria2018@yandex.ru

Dolganova V. A.

A third-year student, The faculty of economics and finance, Petrovsky Bryansk State University, The Russian Federation, Bryansk. e-mail: dolganova.viktoria2018@yandex.ru

Научный руководитель Ермакова Л. В.

к.э.н., доцент,

Брянский государственный университет имени ак. И. Г. Петровского,

РФ, г. Брянск. e-mail:tkdtkd@yandex. ru

Scientific adviser Ermakova L. V.

PhD, Associate Professor, Petrovsky Bryansk State University, The Russian Federation, Bryansk. e-mail:tkdtkd@yandex.ru

Аннотация.

В статье обозначена роль малого и среднего предпринимательства как для страны, так и отдельного региона, сделан общий статистический анализ нынешнего состояния данного сектора, а также произведена оценка его развития в Российской Федерации, в целом, и Брянской области, в частности. Отдельное значение отведено кредитованию малого и среднего бизнеса, подробно описаны действующие в области программы, направленные на повышение доступности заемного капитала для предпринимателей. Для более точной оценки уровня развития предпринимательства на Брянщине рассчитан такой коэффициент, как совокупный объем выручки субъектов сектора, приходящийся на 1 жителя данного региона или данной административной единицы, предложенный для анализа отечественными учеными. Значительную часть в работе занимает описание многочисленных мероприятий и проектов, нацеленных на повышение доли представителей малого и среднего предпринимательства, как на федеральном, так и местном уровне.

Annotation.

The article is outlined the role of small and medium-sized enterprises for the country and regions, is made a statistical analysis of the current situation in this sector, and is apprised its development of the Russian Federation and the Bryansk region, in particular. Lending to small and medium-sized enterprises and the programs in the region aimed at increasing the availability of borrowed capital for entrepreneurs are assigned particular part and described in detail. A coefficient such as the total revenue of the sector's subjects per 1 resident of a given region or administrative unit was calculated for a more accurate assessment of the level of development of this sector in Bryansk region. It was proposed for analysis by domestic scientists. A significant part of the work include the description of numerous activities and programs which aimed at increasing the share of small and medium-sized enterprises, both at the state and local levels.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, малый бизнес, микропредприятия, инвестиции, себестоимость, кредитование малого и среднего предпринимательства.

Key words: small and medium-sized enterprises, small businesses, self-employment, investments, cost price, credit facility of small and medium-sized enterprises.

Диверсификация экономики, новые рабочие места, развитие конкуренции - все это обеспечивает сектор малого и среднего предпринимательства, или бизнеса (далее - МСП, МСБ). В его способности противостоять отраслевому и территориальному монополизму выражается и его потребительская направленность, что делает данную форму бизнеса еще более уязвимой перед кризисными явлениями в ситуации снижения платежеспособного спроса населения. Гибкость и высокая адаптивность к внешним условиям позволяют считать МСБ ключевым звеном во внедрении инноваций в регионах и стране в целом [7, 21]. Высокая оборачиваемость финансовых и материальных ресурсов, означающая быструю окупаемость затрат, не подкрепленная крупными стартовыми инвестициями, делает МСП привлекательным среди потенциальных предпринимателей, а значительный потенциал в сфере трудоустройства населения, заключающийся в вовлечении в производство тех резервов рабочей силы, которые не востребованы в крупном производстве в связи с различного рода технологическими и иными особенностями, является еще одной причиной интереса данного сектора со стороны государства [12].

Соответственно МСП обеспечивает значительный вклад в ВВП и налоговые доходы государства, способствует внедрению инноваций и росту производительности труда. Таким образом, активные малые и средние предприятия свидетельствуют о развитости экономики государства.

Наблюдаемые в настоящее время низкие темпы развития экономики являются, в том числе, следствием низкого уровня развития МСП в стране. Данную проблему можно подразделить на такие относительно самостоятельные аспекты, как резкое отставание России от других стран по ряду показателей уровня развития МСП и медленные темпы развития МСП [5, 10].

По данным Росстата, доля МСП, представляющая собой суммарный объем валовой добавленной стоимости, созданной средними и малыми предприятиями (включая микропредприятия) и индивидуальными предпринимателями, деленный на ВВП РФ в основных ценах всех хозяйственных субъектов, составляет 20,2 % по итогам 2018 г. (превышает показатель 2014 г. на 1,2 %) (рисунок 1) [14].

22,5 п 22 21,5 21 20,5 -20 19,5 19 18,5 18 17,5

2014г. 2015г. 2016г. 2017г. 2018г.

Рисунок 1. Динамика доли МСП в ВВП РФ за 2014-2018 гг., %

Для сравнения процент малого и среднего бизнеса в ВВП развитых стран в среднем составляет 50-60%, согласно данным Института экономики роста. Так, в Великобритании данный показатель составил 51%, в Германии — 53%, в Финляндии — 60%, в Нидерландах — 63% [14].

Повышение данного показателя является одной из первостепенных целей Правительства РФ, что указано в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации и Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, принятых в декабре 2015 г. и в мае 2017 г. соответственно. Также важность развития МСП подчеркнул и Президент РФ Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию от 20.02.2019 г. К 2025 году Правительству РФ предстоит увеличить долю МСП в ВВП до 40 % и повысить число занятых в данном секторе с 19 млн. до 25 млн. человек [1, 2, 15, 16].

Согласно результатам исследования Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ), в ходе которого был проведен анализ данных реестра субъектов МСП, малый бизнес в России стагнирует [14].

В едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, ведущегося Федеральной налоговой службой по состоянию на 10.12.2019 года в России числится более 5,9 млн. субъектов МСБ, где трудится 15,4 млн. чел., что превышает 20% общего числа занятых. В целом, количество субъектов малого и среднего бизнеса уменьшилось на 2,0 % по сравнению с 2018 г., соответственно, численность работников тоже сократилась, примерно на 3,5 %. На конец 2019 г. микропредприятия (т. е. организации с годовым доходом не более 120 млн. руб. и среднесписочной численностью сотрудников до 15 человек) составляют абсолютное большинство - 95,9 % сегмента МСП РФ, малые организации (с годовым доходом не более 800 млн. руб. и среднесписочной численностью сотрудников до 100 человек) - 3,8 %, средние (с годовым доходом не более 2000 млн. руб. и среднесписочной численностью сотрудников 101-250 человек включительно), соответственно, - 0,3 %. Сопоставляя данные 2019 г. и 2018 г., можно заметить уменьшение количества субъектов МСП на 2,0 %. Наибольшее сокращение произошло среди малых (на 10,7 %) и средних (на 9,4 %) предприятий (таблица 1) [6].

Таблица 1. Состояние малого и среднего предпринимательства в России [6]

Показатель на 10.12.2019 на 10.12.2018 2019/2018, %

Количество субъектов МСП, ед. 5 924 681 6 042 898 -2,0

- микро 5 682 690 5 772 301 -1,6

- малые 224 898 251 730 -10,7

- средние 17 093 18 867 -9,4

Численность работников всего, тыс. чел. (без ИП, не привлекавших работников) 15 357,0 15 917,1 -3,5

- микро 7 457,3 7 547,9 -1,2

- малые 6 198,2 6 553,9 -5,4

- средние 1 701,5 1 815,3 -6,3

Продукция всего, ед. 6 062 4 779 +26,8

- микро 4 726 3 548 33,2

- малые 1 091 960 +13,6

- средние 245 271 -9,6

По итогам 2019 г. можно сказать, что значительная доля субъектов МСП расположена на территории Центрального (30,6 % от всего МСП) и Приволжского федерального округов (17,9 %) (рисунок 2). Соответственно основная часть работников в сфере МСП аккумулирована на этих же территориях [6].

Рисунок 2. МСП РФ на 10.12.2019, единиц [6]

Согласно единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства, в 2018 г. МСБ на Брянщине состоял из 41858 субъектов и 101809 человек, что ниже показателей 2017 г. на 1,0 % и 4,1 % соответственно, но превышает уровень 2019 г. на 4,8 % и 5,5 % соответственно. В 2018 г. на территории Брянской области было зарегистрировано 11038 микропредприятий (сокращение по сравнению с 2017 г. на 3,0 %), малых компаний - 1381 организация (уменьшение на 5,5 %), средних - 87 организаций (снижение на 12,1 %). Число индивидуальных предпринимательств почти не изменилось и составило в 2018 г. 29244 субъекта (ровно 12 ИП меньше, чем в 2017 г.) (рисунок 3). Стоит отметить, что в 2019 г. ситуация значительно не изменилась: число микропредприятий уменьшилось на 6,3 %, малых - на 7,4 %, индивидуальных предпринимательств - на 3,9 %, а количество средних возросло ровно на одно предприятие [6].

Большая часть брянского МСП приходится на ИП (69,9 % в 2018 г.), в основном, ИП микро, и микропредприятия с организационно-правовой формой юридическое лицо (26,6 %). Количество фактически действующих на территории Брянщины индивидуальных предпринимателей в 2018 г. составило 20 839 человек, что составило 0,8 % от всех фактически действующих на территории страны индивидуальных предпринимателей или 3,0 % - на территории ЦФО. Численность занятых в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности равна 40054 человека или 0,7 % от количества занятых в этой деятельности по всей стране, или 2,8 % - по ЦФО. Совокупный объем выручки брянских индивидуальных предпринимателей равен в 2018 г. 144,7 млрд. руб., что составило лишь 1,0 % от объема выручки российских индивидуальных предпринимателей в целом, заняв 37 место среди всех субъектов, и 3,7 % - в ЦФО (6 место среди центральных регионов) [6].

Число микропредприятий на территории Брянской области в 2018 г. насчитывалось 0,4 % от совокупности всех российских микроорганизаций (52 место в национальном рейтинге по количеству микроорганизаций) или 1,3 % - от ЦФО (14 позиция) [6].

На 10.12.2018 г. брянские предпринимательства обеспечивали население 30 видами различной продукции и услуг, заняв 5 позицию среди центральных регионов по данным единого федерального реестра [5].

2017 г.

2018 г.

■ Микро с Малое

■ Среднее

■ ИП

.3%

■ Микро

■ Малое

■ Среднее

■ ИП

Рисунок 3. Структура МСП в Брянской области в 2017 г. и 2018 г., % [5]

Если провести сравнительную линию между 2012 г. и 2018 г. и изучить динамику развития самой развитой части МСП, малых предприятий и, в частности, микроорганизаций, то можно заметить определенные важные изменения. Так, количество малых предприятий сократилось на 10,2 %, средняя численность работников - на 8,4 %. Существенно возрос оборот малых организаций (на 62,8 %), что свидетельствует об улучшении условий для развития малых организаций в Брянской области. Конечно, такой результат является следствием и различных внешних фактов, например, рост себестоимости продукции, связанный с увеличением курса доллара США по отношению к российскому рублю (рисунок 4) [5, 8].

Рисунок 4. Динамика малых предприятий Брянской области [5] Что касается микропредприятий, то их количество за анализируемый период возросло на 12,8 %, средняя численность работников значительно не изменилась, в отличие от оборота микроорганизаций, который увеличился на 102,7 % (рисунок 5) [5].

Рисунок 5. Динамика микропредприятий Брянской области [5] В 2012 г. основная доля малых предприятий области была вовлечена в такую сферу, как оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 26,3 %; обрабатывающие производства - 19,9 %; сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство -14,3 %. Спустя 6 лет почти ничего не изменилось: торговля оптовая и розничная, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов - 25,7 %; обрабатывающие производства - 19,2 %; сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 11, 6 % (рисунок 6, 7) [5].

Рисунок 6. Виды экономической деятельности малых предприятий за 2012г., % [5]

2018 г.

предоставление прочих видов услуг культура, спорт, досуг и развлечения здравоохраненне и социальные услути образование

деятельность администр ативная и сопутствующие дополнительные у слуги деятельность профессиональная, научная и техническая деятельность по операциям с недвижимым имуществом деятельность финансовая и страховая деятельность в ооласгнинформациии связи деятельность го станиц и предприятий общественного питания транспортировка ихранение торговля оптовая и ро зничная; ремонт автотранспортных средств имотоциклов

строительство

водоснабжение; водоотведенне, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по. обеспеченнеэлекгрическойэнергией, газом и паром; кондиционирование воздуха обрабатывающие производства сельское, лесное хозяйство, охота,рыболовство

■ 0,9 0,1 -1,2 0,1'

3,2

0.2

2,7

1.5

5 1

■5,8

9,5

11,6

9,2

25.7

20 25

30

Рисунок 7. Виды экономической деятельности малых предприятий за 2018 г., % [5]

Среди микроорганизаций в 2012 г. доминировали занятые в области оптовой и розничной торговля, ремонтом автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 44,7 %; операций с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 18,2 %; строительства - 10,4 %. В 2018 г. в сфере оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств и мотоциклов так же трудилось подавляющее число предпринимателей - 38,5 %, строительства - 12,0 %, обрабатывающих производств - 9,2 % (рисунок 8, 9) [5].

2012 г.

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг здравоохранение предоставление социальных услуг образование

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг финансовая деятельно сть транспорт и связь гостиницы и рестораны

оптоваяирозннчная торговля;ремонт автотранспортных средств,мотоциклов,бытовых..

строительство

производство и распределение электроэнергии, газа и воды обрабатывающие производства д о быча полезных ископа емых рыболовство,рыбоводство сельскоехозяйство, охота и лесное хозяйство

0 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50 Рисунок 8. Виды экономической деятельности микропредприятий за 2012 г., % [5]

2018 г.

предоставтеннепрочих вед:'в услуг деятельнсстьв областикультуры. спорта, оргэннзэцнндосуга и развлечений деятелвностьв области здравоохранении социальных услуг

деятельно сть адынннетр ативнаян сопутствующие дсполнительныеуслутн деятельносты1рофесснональная,научнаяи техническая деятельнсстьпо операциям с недвижимым имуществом деятельность финансоваяи страховал деятельностьв ооластнннфсрмацннн связи деятельно стьгостиниц и предприятий общественного гшзания транспортировка и хранение торговляоптоьаяирозничная:ремонт автотранспортныхсредствимотоцихлов

строительство

водоснабжение; водоотведение. организация сборанутилизации отходов, деятелвность по. обеспечениезлектрнческойзнершей, газом и паром: хондишюнирование воздуха

обрабатывающнепронзводства добыча полезных ископаемых сельское, лесное хозяйство, охота,рыболовство н рыбоводство

0 5 10 15 20 25 30 35 40 45

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 9. Виды экономической деятельности микропредприятий за 2018 г., % [5]

Совокупный оборот МСП Брянского региона в 2018 г., по предварительным данным, превысил 287 млрд. руб., что составляет более 41 % от общего оборота всех предприятий области [10]. Валовой оборот брянских микропредприятий в 2018 г. составил 115,9 млрд. руб., или 0,5 % от совокупного оборота всех микропредприятий страны (50 строчка в общенациональном рейтинге), или 1,2 % - от ЦФО (15 место) [5].

Доля малого и среднего бизнеса в валовом региональном продукте Брянской области составила в 2018 г. около 38 %, что почти вдвое выше среднего показателя по стране [10]. Сей факт можно объяснить тем, что естественной средой для развития малого бизнеса является сельское хозяйство, доля которого значительна в ВРП Брянской области. Но важно отметить, что зачастую часть сельскохозяйственных производителей, считающихся в статистике малыми, в действительности входят в орбиту влияния крупных агропромышленных холдингов. Также развитие МСП в регионе стимулирует его приграничное положение [3].

Но, тем не менее, гарант экономического успеха отнюдь не развитый сектор МСП сам по себе. Это подтверждают результаты рейтинга влияния МСБ на региональную экономику. В основном, его возглавляют небогатые периферийные регионы, где из-за нехватки крупных предприятий малый бизнес выступает основной движущей силой экономики [3].

Предприниматели активно инвестируют в экономику Брянского региона. По итогам 2018 года только

субъектами малого бизнеса в нее было вложено свыше 17 млрд. руб. Инвестиции в основной капитал брянских

микропредприятий в 2018 г. приравнивались к 2,9 млрд. руб., или 0,5 % от инвестиции в основной капитал всех

227

■0.8 ю,з

в,9 в»'

Ю,4 0,1 ОД ■ ■ 5 "

!.Ь ■о: 7 1:4 о:з 2:8

Ю ,7 "0.5 10,3 те " У —

микропредприятий страны (46 место среди всех субъектов), или 1,3 % - от ЦФО (13 позиция). Объем платежей в бюджет области субъектов малого и среднего предпринимательства по специальным налоговым режимам за этот период составил 2,8 млрд. руб. Относительно 2017 года этот показатель вырос на 10,4 %, а относительно 2014-го - на 44 %. Это наглядное свидетельство того, что малый и средний бизнес в Брянской области динамично развивается. Со своей стороны правительство региона активно стимулирует этот процесс [5, 10].

Не утрачивает своей актуальности и тема кредитования малого бизнеса. Создание бизнеса невозможно без фундамента в виде «стартового» капитала так же, как и его непрерывная и эффективная работа без достаточного объема капитала. Сделать кредиты доступнее для МСП - одно из ключевых направлений господдержки малого бизнеса. Несмотря на все предпринимаемые государством меры, долговременного улучшения ситуации пока что не наблюдается. Хотя совокупные объемы кредитов, выданных кредитными организациями МСП за 2012-2019 гг., более чем удвоились, повысившись с 3 трлн. руб. до 6,8 трлн. руб. Удельный вес кредитования МСБ практически вернулся к показателю в предкризисный период, составив по данным на 1.01.2019 года 15,1 % (максимальная доля кредитования МСБ наблюдалась в 2012 г. - 22,9 %) [6].

В Брянской области действует Программа льготного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства, запущенная Министерством экономического развития Российской Федерации и АО «Корпорация «МСП».

Основными условиями данного проекта являются:

- конечная ставка для субъектов МСП не превышает 8,5 % годовых;

- льготные кредиты предоставляются субъектам МСП, осуществляющих свою деятельность в приоритетных отраслях экономики;

- цели льготных кредитов - инвестиционные и оборотные;

- размер кредита на инвестиционные цели: от 500 тыс. руб. до 2 млрд. руб.;

- размер кредита на инвестиционные цели: от 500 тыс. руб. до 500 млн. руб.;

- срок льготного кредита не более 10 лет на инвестиционные цели и не более 3 лет на оборотные цели [4].

В Брянской области эту Программу активно поддерживают филиалы таких кредитных организаций, как АО «Газпромбанк», АО «СМП Банк», ПАО «Промсвязьбанк», ПАО Банк «ФК Открытие», ТКБ БАНК (ПАО), Банк ВТБ (ПАО), ПАО РОСБАНК, АО «Россельхозбанк», ПАО Сбербанк и другие [9].

По данным Брянского микрозаймового фонда «Новый мир», Брянского фонда микрозаймов и Брянского Гарантийного Фонда, полностью заведующих предоставлением микрозаймов МСП Брянщины, за 9 месяцев 2018 года было выдано 104 микрозайма на сумму 265,6 млн. руб. Трудиться в секторе МСБ продолжили 1472 человека, к их числу добавилось 112 новых работников. Брянский Гарантийный Фонд выделил 5 гарантий по кредитным договорам предпринимателей на общую сумму 48 млн. руб., за счет чего они получили 109,0 млн. руб. кредитных ресурсов [5]. За 2016-2018 гг. совокупная величина кредитования субъектов малого и среднего бизнеса в Брянской области за последние 3 года возросла на 41 %, что привело к увеличению размера налоговых выплат в консолидированный бюджет Брянской области от МСП со специальными налоговыми режимами, который с 2014 года увеличился на 43,6 % и в 2018 году равен 2,7 млрд. руб. [13].

Как считают Далбаева В.Ю. и Ангаева Е.Ю., недостаточный уровень развития МСП в РФ помимо аспектов, упомянутых выше, также связан с отсутствием общепринятого показателя для оценки уровня развития сектора МСП. Ни один из показателей, рассчитываемых Росстатом, не может служить измерителем уровня развития сектора МСП в регионе и не позволяет сравнить уровень развитости МСП в различных субъектах. Для проведения соответствующего анализа ими было предложено использовать объем выручки, приходящийся на 1

жителя данного региона или административной единицы, рассчитанный по следующей формуле: объем выручки, полученный субъектами МСП (или валовой оборот МСП) разделить на численность населения в регионе [5].

Для Брянской области объем выручки МСП, приходящийся на 1 жителя, в 2018 г. составил 236,9 тыс. руб. Если за основу взять совокупный объем выручки микропредприятий региона, то на одного брянца приходилось 96,6 тыс. руб. (51 место в общенациональном рейтинге, 16 позиция - в ЦФО). Если учесть валовой объем выручки индивидуальных предпринимателей, действующих на территории Брянской области, то данный показатель равняется 120,6 тыс. руб. (27 место по стране, 5 - среди центральных субъектов) [13].

Такие результаты стали возможны при регулярной помощи со стороны государства, при чем как на федеральном, так и на региональном уровнях.

К 2024 г. доля МСБ в ВВП России должен составлять 30 %, при этом количество работников будет увеличено в этом секторе до 25 млн. Число экспортеров среди МСП достигнет 10 %, повысившись на 4 %. Разработан ряд специальных мероприятий, к коим относится выдача льготных кредитов, общий размер которых превысит 10 трлн. руб. по формуле ключевая ставка плюс 2 %, при этом конечная ставка для заемщика не будет превосходить 8,5 % [14].

Банком России разработана дорожная карта, содержащая набор конкретных мер по решению проблем кредитования МСП. Документ включает как специфические мероприятия, связанные с регулированием банковской сферы, к которому относится наиболее достоверная оценка кредитных рисунков таких заемщиков), так и общие, направленные на развитие лизинга и факторинга для малого и среднего бизнеса. Для упрощения условий работы МСБ продлен действующий с 2016 г. мораторий на разного рода проверки, проводимые госорганами для новичков. Минфин освободил предпринимателей, которые находятся на упрощенном режиме налогообложения и применяют контрольно-кассовое оборудование, от подачи налоговых деклараций с целью облегчить все процедуры создания и ведения собственного дела [9].

Вовлечение представителей МСБ в закупках госкомпаний позволит сделать отечественный рынок для данного сектора более доступным. Согласно сведениям Корпорации МСП, приблизительный совокупный объем таких закупок по результатам 2018 г. равен 3,58 трлн. руб. (в 2017 г. - 2,98 трлн. руб.). К 2024 г. текущий показатель необходимо увеличить до 5 трлн. руб. Достижению такого результата будет способствовать специальная цифровая платформа, необходимая для поддержки производственной и сбытовой деятельности МСП. В настоящий момент формируется реестр производственных МСП, состоящий из потенциальных поставщиков и крупнейших заказчиков [9].

Корректирование нормативно-правового регулирования системы закупок также необходимая мера. Она предполагает расширить возможность планирования закупок для МСП до 3 лет, что позволит крупнейшим заказчикам «формировать» потенциальных поставщиков [6].

Для помощи МСБ Правительство РФ упростит налоговую отчетность при внедрении контрольно-кассовой техники, внесет поправки в УК РФ, точнее, в часть, касающуюся «предпринимательских» статей, сделает еще доступнее льготное кредитование для МСП, популяризирует малого предпринимательства и т.д. Для ускоренного увеличения доли МСП в экономике до трети «потребуются структурные изменения сектора», подчеркивает Минэкономразвития, включающие ускорение развития его субъектов и повышение процента среднего бизнеса [14].

Также с этой целью планируется учитывать самозанятых в составе МСП, но их вклад в ВВП не будет значительным. Новый налоговый режим для самозанятых уже действует с 2019 года в четырех пилотных регионах, а с 2020 г. еще в тринадцати. В Брянской области регистрация самозанятых пока не разрешена [14].

Брянская область активно включилась в реализацию национальных проектов. Так, на поддержку МСБ в рамках подпрограммы «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Брянской области» государственной программы «Экономическое развитие, инвестиционная политика и инновационная экономика Брянской области» в 2018 г. на финансирование мероприятий подпрограммы было выделено 44,9 млн. руб. (30,7 млн. руб. - федеральный бюджет, 14,2 млн. руб. - областной бюджет). В 2019 г. поддержка составила 250 млн. руб., что более, чем в 5 раз превышает размер помощи, оказанной со стороны государства в прошлом году [13].

Утверждено 5 региональных проектов, цель которых: рост субъектов малого и среднего предпринимательства (выделено свыше 420 млн. руб.), распространение идеи предпринимательства (направлено около 40 млн. руб.), материальная помощь МСБ (почти 190 млн. руб.), разработка системы поддержки фермеров и развитие агрообъединений (более 220 млн. руб.), последовательные меры по созданию более благоприятного климата для развития предпринимательской деятельности [13].

Одним из основных региональных проектов, направленных на ускоренное развитие МСП, является создание центра «Мой бизнес», получившего широкое распространение на территории области и призванного помочь решить практически любые возникающие проблемы у бизнесменов в режиме одного окна. Софинансирование расходов на сертификацию, экспортные выставки, патентные исследования, льготные займы, прямые субсидии, оказание помощи с арендой конференц-зала для деловых переговоров или рекламная кампания для продвижения своего продукта - спектр оказываемой поддержки очень широк. В 2019 г. в рамках проекта «Акселерация субъектов МСП» развитие центра «Мой бизнес» продолжено, на что было направлено 68,7 млн. руб. (выше по сравнению с 2018 г. в 10,7 раз). Созданы центры инжиниринга, молодежного инновационного творчества и кластерного развития [13].

С 2017 г. в Брянской области действуют:

- Центр инноваций социальной сферы, поддерживающий субъекты социального предпринимательства и проекты социального предпринимательства;

- Центр поддержки предпринимательства, организующий мероприятия, способствующие популяризации предпринимательства;

-Центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства, помогающий брянским предпринимателям выйти на иностранные рынки товаров, услуг и технологий.

Поддерживать начинающих предпринимателей продолжает и ГАУ «Брянский областной бизнес-инкубатор». В 2018 году на его территории был зарегистрирован 21 резидент. Проведено 18 семинаров по различным вопросам осуществления предпринимательской деятельности, проконсультированы более 170 начинающих предпринимателей по вопросам бизнес-планирования, бухгалтерского учета и налогообложения.

В настоящее время субъекты малого и среднего предпринимательства могут размещаться на базе Брянского областного промышленного парка, введенного в эксплуатацию в конце 2017 г. Для завершения строительства этого важного инфраструктурного объекта было направлено 326 млн. руб. На его территории расположился Центр коллективного пользования с набором оборудования по профилю «Металлообработка», где заинтересованные организации, в том числе и малые инновационные предприятия, могут реализовывать свои разработки [5].

Стимулирование предпринимательской активности среди молодежи так же является важным направлением, на развитие которого направлены программные мероприятия по поддержке МСП. В 2018 году

продолжила свое действие программа «Ты - предприниматель», разработанная для желающих начать свой бизнеса в возрасте от 18 до 30 лет. Помимо образовательных семинаров, комплекс мероприятий включал также тренинги, круглые столы, экскурсии на предприятия малого и среднего бизнеса и не только. В общей совокупности в данной программе приняли участие более 1600 молодых людей превысило, из них прошли обучение 547, из которых каждый одиннадцатый открыл свое дело [5].

Решение социальных проблем посредством развития МСП является одной из целей Правительства Брянской области. Особенно важно установить устойчивый контакт между органами власти, системой образования, некоммерческими организациями и бизнес-сообществом.

К инфраструктурной поддержке социального предпринимательства относятся и центры инноваций социальной сферы, которых в Российской Федерации насчитывается в настоящий момент чуть более 30. В 2017 г. по инициативе департамента экономического развития Брянской области создан Брянский региональный Центр инноваций социальной сферы. На его базе проводятся бесплатный инжиниринг, а также консультации, касающиеся правовых вопросов, связанные с ведением бухгалтерского учета, маркетингом и бизнес-планированием [5].

Проводятся мероприятия по выявлению предпринимателей, род деятельности которых тесно связан с социальной сферой. На базе Центра проходят мероприятия обучающего характера, конкурсы лучших проектов, ведется рубрика «История успеха». Любой социальный предприниматель может получить менторскую поддержку от более опытных коллег и бесплатные советы экспертов извне.

Формируется база социальных предпринимателей, на 2018 г. она состояла из 93 субъектов МСБ. Совместно с Центром уже выполнено более 30 социальных проектов, поддержано более чем 70 социальным предпринимателям.

В ходе мероприятия «Предоставление субсидии бюджетам муниципальных образований Брянской области для софинансирования муниципальных программ поддержки и развития субъектов малого и среднего предпринимательства» оказана помощь в моногородах области. Конкурсный отбор в 2018 г. показал 4 лучших монопрофильных города Брянщины: Сельцо, Погар, Клинцы и Карачев. Победетелям направлено более 8 млн. руб. за счет средств из местного, областного и федерального бюджетов. Выделенные средства позволят субсидировать авансовые платежи при заключении договоров лизинга и развить социальное предпринимательство [13].

Также с 2017 г. т по сей день индивидуальные предприниматели, применяющих патентную систему налогообложения, могут воспользоваться «налоговыми каникулами», которыми могут воспользоваться как впервые зарегистрированных и занимающихся предпринимательской деятельностью как в производственной, так и социальной и научной сферах, а также в сфере бытовых услуг. Был принят закон, определяющий дифференцированные налоговые ставки по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения [5].

Участие Брянской области в национальном проекте «Малый и средний бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» позволит в прогнозируемом периоде увеличить количество малых и средних предприятий на 4,5 % к уровню 2018 г., составив в 2021 г. 13800 единиц. Среднее число работников без внешних совместителей возрастет на 3,1 % и составит 88,75 тыс. человек. Также произойдет рост оборота малых и средних предприятий за этот период на 18,7 % до 354,65 млрд. руб. [5].

Таким образом, спектр помощи брянским МСП широк: налоговые льготы для инвесторов, имущественная поддержка, субсидирование процентных ставок, поддержка моногородов, льготные займы. В

период 2014-2018 гг. объем предоставленных льгот для помощи малому и среднему бизнесу Брянщины в совокупности увеличился в четыре раза [11].

Поддерживать МСП выгодно для региона. Так, на 1 рубль льгот областной бюджет получает 1,6 руб. налогов, на которые строятся дороги, школы, детские сады и больницы [11].

По словам директора департамента экономического развития Брянской области, Михаила Ерохина, реализация данных проектов должна привести к выведению на внешний рынок более 230 новых предприятий к 2024 году. В ходе проекта, направленного на акселерацию субъектов МСП, будет выделена финансовая поддержка более чем 5600 субъектам малого бизнеса и самозанятым гражданам. Субсидии и микрозаймы поступят более 80 предприятиям, работающим на территории моногородов Брянской области. Микрозаймы по выгодной ставке менее 10 % годовых ждут более 700 организаций и предпринимателей Брянской области [11].

Таким образом, предусмотрены меры поддержки предпринимателей на всех стадиях жизненного цикла: от только планирующих начать собственное дело, до зрелых предпринимателей, готовых экспортировать свою продукцию.

Проведенный анализ показал, что МСП в Брянской области находится на средней стадии развития по сравнению с другими российскими регионами. Для достижения такого результата ежегодно проводятся различные мероприятия как федеральными, так и региональными властями. Но стоит отметить, что не все меры одинаково эффективны, а некоторые из них и вовсе имеют негативный эффект. Так, введение «налоговых каникул», заключающееся в запрете проведения налоговых проверок в отношении определенных субъектов МСП, не может решить существующие в нашей стране проблемы, а освобождение предпринимателей, занятых в торговой сфере, от уплаты каких-либо платежей может стать следствием сокращения доходной части бюджета [12].

Если говорить о состоянии МСП на национальном уровне, то на сегодняшний день его нельзя назвать удовлетворительным по сравнению с экономически развитыми странами. Положительная динамика развития этого сектора не может быть возможна без обеспечения непрерывного сотрудничества между исполнительными органами государственной власти региона, местного самоуправления и субъектами МСП. При этом важен комплексный подход к поддержке субъектов МСП и приоритетный характер в отношении региональных проектов в сфере МСП, направленный на более эффективное удовлетворение нужд предпринимателей на каждом этапе их развития [17].

Список используемой литературы:

1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20.02.2019 [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_318543/ (Дата обращения 10.01.2020).

2. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ// Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL: http://www.consultant.ru (Дата обращения 10.01.2020)

3. Быковская Ю.В. Малое и среднее предпринимательство в современной России: состояние, проблемы и направления развития // Вестник Евразийской науки. - 2018. - № 5 [Электронный ресурс]. - Режим доступа -URL: https://esj.today/PDF/12ECVN518.pdf (Дата обращения 10.01.2020)

4. Гудкова О.В. Анализ банковского сектора Брянской области // Russian Economic Bulletin. - 2019. - Т. 2. - № 2. - С. 4-13.

5. Далбаева В.Ю. Выбор показателя для оценки уровня развития малого и среднего предпринимательства Российской Федерации // Современные тенденции в социально-экономических и гуманитарных науках, теория и практика. - 2017. - С. 99-111 [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32346336 (Дата обращения 11.01.2020)

6. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства ФНС России [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL: https://ofd.nalog.ru/statistics.html (Дата обращения 09.01.2020)

7. Ермакова Л.В. Анализ инвестиционной привлекательности Брянской области // Вестник Брянского государственного университета. - 2014. - № 3. - С. 252-258.

8. Ермакова Л.В. Экономические издержки, связанные с введением ограничительных санкционных мер в отношении России // Russian Economic Bulletin. - 2018. - Т. 1. - № 1. - С. 19-24.

9. Итоги 2018 года: кредиты МСП в Брянской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL: https://ofd.nalog.ru/ (Дата обращения 11.01.2020)

10. Лучший предприниматель Брянской области - 2018 [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL: http://www.bryanskobl.ru/news/2019/07/09/10591 (Дата обращения 10.01.2020)

11. Малое и среднее предпринимательство на Брянщине [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL: https://bryansk.gks.ru/folder/25555 (Дата обращения 09.01.2020)

12. Полякова Е.А. Роль субъектов микро-, малого и среднего предпринимательства в обеспечении экономической безопасности государства // Экономическая безопасность, субсидирование, малый бизнес. - 2016. - С. 474-479 [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28331089 (Дата обращения 11.01.2020)

13. Правительство Брянской области о реализации нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа -URL: http://www.bryanskobl.ru/news/2019/04/10/10066 (Дата обращения 12.01.2020)

14. РБК о доле малого и среднего бизнеса в экономике за 2017-2018 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL: https://www.rbc.ru/economics/05/02/2019/5c5948c59a794758389cfdf7 (Дата обращения 10.01.2020)

15. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/ (Дата обращения 10.01.2020)

16. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71572608/ (Дата обращения 10.01.2020)

17. Толмачев Д.Е. Развитие малого и среднего бизнеса в регионе: формирование приоритетных направлений на примере Свердловской области // Экономика региона. - 2015. - №1. - С. 115-131 [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-malogo-i-srednego-biznesa-v-regione-formirovanie-prioritetnyh-napravleniy-na-primere-sverdlovskoy-oblasti/viewer (Дата обращения 10.01.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.