СОСТОЯНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Молев Д.А.
Молев Дмитрий Алексеевич - студент магистратуры, факультет международных экономических отношений, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва
Аннотация: в статье проведен анализ современного состояния малого и среднего бизнеса в РФ, проанализирована статистика изменения количества микропредприятий и малых предприятий в 2017-2020 гг., рассмотрена структура малых и средних предприятий в РФ за период 01.01.2017 - 10.01.2020 гг., рассмотрена динамика занятости работников на малых и средних предприятиях, а также структура малого и среднего бизнеса по федеральным округам. Сделан вывод о сокращении развития малого и среднего бизнеса в РФ и необходимости совершенствования системы государственной поддержки.
Ключевые слова: малый бизнес, средний бизнеса, Россия, микропредприятия, поддержка малого и среднего предпринимательства.
Поддержание малого и среднего бизнеса является одной из наиболее важных проблем российской экономики. Доля ВВП нашей страны, приходящаяся на данный сектор, составляет меньше 25% [4, с. 542-547]. В России уровень развития малого и среднего бизнеса не соответствует имеющемуся потенциалу, что тормозит решение проблем экономического и социального характера, которые влияют на уровень жизни населения страны [2, с. 381-383].
По официальной информации ФНС России за период с 10.01.2017 г. по 10.01.2020 г., при условии предпринимаемых государством мер поддержки малого бизнеса количество малых предприятий, включая индивидуальных предпринимателей, имело незначительную колеблющуюся тенденцию роста (рис. 1).
7000000
6000000 5576939 5000000 4000000 3000000 2000000 1000000 0
5751885
5771626
5675756
68488
2017
2018
2019
2020
Число микропредприятий, ед. Число малых предприятий, ед.
Рис. 1. Динамика изменения численности малых и средних предприятий в РФ за период
01.01.2017-10.01.2020 гг. [5]
Так, число микропредприятий за период с 10.01.2017 г. по 10.01.2020 г. выросло на 1,77% и составило 5675756 ед., а число малых предприятий снизилось на 16,53% и составило 224105 ед.
Юридические лица (микро, малые и средние предприятия) составляли менее половины всех предприятий малого бизнеса.
4000000 3500000 3000000 2500000 2000000 1500000 1000000 500000 0
3048986
3221706
3325807
3388195
2017
I Юридические лица
2018
2715388
2019
2528711
2020
Индивидуальне предприниматели
Рис. 2. Структура малого бизнеса в разрезе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за период 01.01.2017-10.01.2020 гг. [5]
Так, на 10.01.2017 доля юридических лиц составляла: 2816794/5865780*100% = 48,0%, на 10.01.2018: 2817510/6039216*100% = 46,65%, на 11.01.2019: 3325807/6041195*100% = 55,0%, на 10.01.2020: 2528711/5916906*100% = 42,73%. Таким образом, за рассматриваемый период наблюдается значительное снижение доли юридических лиц (с 48% до 42,73%) и увеличение доли индивидуальных предпринимателей.
В 2017-2018 гг. микро-предприятия (юридические лица и индивидуальные предприниматели) составляли более 95% из всех предприятий малого бизнеса, удельный вес малых предприятий находился на уровне 4-5%, средних предприятий -0,3-0,4%. За 2019 год в структуре малого и среднего бизнеса наблюдались существенные изменения: доля микропредприятий выросла до 99,22%, доля малых предприятий сократилась с 4,5% в 2018 г. до 0,78% в 2019 г., а доля средних предприятий снизилась с 0,31% до 0,01% (табл. 1).
Таблица 1. Структура малых и средних предприятий в РФ за период 01.01.2017-10.01.2020 гг.
[5]
10.01.2017 10.01.2018 10.01.2019 10.01.2020
Виды предприятий Ед. Уд. вес, % Ед. Уд. вес, % Ед. Уд. вес, % Ед. Уд. вес, %
Число малых
и средних предприятий, ед. 5865780 100 6039216 100 6041195 100 3388195 100
Число микропредприятий, ед. 5576939 95,08 5751885 95,24 5771626 95,54 3361628 99,22
Число малых предприятий, ед. 268488 4,58 267033 4,42 250758 4,15 26263 0,78
Число средних предприятий 20353 0,35 20298 0,34 18811 0,31 304 0,01
Министерство Финансов Российской федерации объясняет сокращение числа предприятий малого и среднего бизнеса обновлением Реестра МСП и успешной борьбой с фирмами-однодневками. «Опора России» указывает на снижение прибыльности малого и среднего бизнеса из-за сокращения доходов населения и тяжелые условия предпринимательской деятельности в стране. Анализ численности граждан, занятых на микро, малых и средних предприятиях, а также о гражданах, работающих в качестве индивидуальных предпринимателей, за январь 2017 г. -январь 2020 г. позволяет сделать вывод о том, что в начале 2020 г. произошло сокращение численности занятых по сравнению со всеми годами предыдущего периода (рис. 3).
На 10.01.2020 г. численность занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса снизилась на 3,36% и составила 15321788 чел. по сравнению с январем 2017 г.
16200000 16000000 15800000 15600000 15400000 15200000 15000000 14800000
16106581
15
2017 2018 2019 2020
Рис. 3. Динамика численности занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса за период
01.01.2017-10.01.2019 гг., чел. [5]
В таблице 2 представлена структура малого предпринимательства по федеральным округам.
Таблица 2. Структура малого предпринимательства по федеральным округам за период с
10.01.2017-10.01.2020, % [5]
Федеральный округ 10.01.2017 10.01.2018 10.01.2019 10.01.2020
Центральный ФО 31 31 30 31
Северо-Западный ФО 11 11 12 12
Южный ФО 12 12 12 12
Северо-кавказский ФО 3 3 3 3
Приволжнский ФО 18 18 18 18
Уральский ФО 9 9 9 9
Сибирский ФО 12 12 11 10
Дальневосточный ФО 4 4 5 5
Наибольшее число предприятий малого и среднего бизнеса размещено в Центральном ФО - 31% в 2017 г., 31% в 2018 г., 30% в 2019 г. и 31% в 2020 г. На втором месте по численности размещенных предприятий малого и среднего бизнеса находится Приволжский ФО - 18 % в 2017.-2020 гг. Также значительная доля малых и средних предприятий (более 10%) размещена в Сибирском ФО, Южном ФО, Северо-Западном ФО.
Город Москва относится к лидерам развития малого предпринимательства в регионах. С самого начала предпринимательского движения в стране органы городской власти уделяли этому сектору экономики самое пристальное внимание и старались оказывать ему широкую и активную поддержку [3, с. 81-89].
Поскольку малые предприятия составляют более 99% всех предприятий-работодателей в США, бизнес-среда и нормативно-правовая база, способствующие росту малого бизнеса и инновациям, имеют решающее значение для их развития. Владельцы малого бизнеса тратят значительное время и ресурсы на управление нормативными актами, начиная с получения лицензий и сертификатов и заканчивая соблюдением требований трудового законодательства и здравоохранения [7].
В Российской Федерации действует целевая трехуровневая модель оказания гарантийной поддержки субъектам МСБ и объектам инфраструктуры поддержки субъектов МСБ, включающая:
- Корпорацию «МСП»;
- МСП Банк;
- 84 региональных гарантийных организаций (РГО).
За 2014-2020 гг. объем гарантийной поддержки МСБ составил 327 млрд руб., количество выданных гарантий и поручительств составило 15,8 тыс. ед. Объем финансовой поддержки с гарантийной поддержкой составил 410 млрд руб., а количество вновь созданных рабочих мест составило 29 тыс. [6].
Сектор МСБ в России испытывает влияние неблагоприятных факторов - слабый потребительский спрос из-за снижения доходов россиян, сложный деловой климат, проблемы с доступностью финансирования, рост фискальной нагрузки и доли госсектора в экономике. На сокращение малого бизнеса главным образом влияет налоговое бремя. В рамках реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства (МСП) до 2030г., необходимо увеличить долю МСБ в ВВП страны с 20 до 40% [1]. То есть ежегодный прирост МСП должен составлять не менее 1%. Поддержка МСБ важна именно сейчас, когда наблюдается сокращение числа субъектов МСБ, которое наблюдалось за последние несколько лет.
Список литературы
1. Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р (ред. от 30.03.2018) «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года».
2. Пашаева С.С. Проблемы кредитования сегмента МСБ в России // Научный электронный журнал Меридиан, 2020. № 7 (41). С. 381-383.
3. Хамалинский И.В., Завгородняя В.В. Государственная поддержка малого бизнеса города Москвы: современное состояние // Вестник Гжельского государственного университета, 2018. № 1. С. 81-89
4. Шарыпова Т.Н., Чигрина Д.С. Поддержание малого и среднего бизнеса в России // Аллея науки,- 2019. Т. 3. № 1 (28). С. 542-547.
5. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ofd.nalog.ru/index.html/ (дата обращения: 13.03.2020).
6. Финансовая поддержка субъектов МСП. М.: АО Корпорация МСП, 2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://adm-alekseevka.ra/media/site_platform_media/2020/3/12/2020-prezentatsiya-o-merakh-finansovoy-podderzhki-msp.pdf/ (дата обращения: 13.03.2020).
7. Voice of Small Business in America: 2019 Insights Report. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.goldmansachs.com/citizenship/10000-small-businesses/US/2019-insights-report/report.pdf/ (дата обращения: 12.03.2020).