НАЛОГОВЫЕ МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ЕГО РАЗВИТИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
И.А. Бахарева, студент
Н.И. Малис, канд. экон. наук, профессор
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Россия, г. Москва)
DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10878
Аннотация. В статье рассматривается влияние применения налоговых инструментов стимулирования малого бизнеса, таких как налоговые льготы и специальные налоговые режимы. Рассмотрено внедрение национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», а также эксперимента по внедрению в налоговую систему налога на профессиональный доход.
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, налог на профессиональный доход, самозанятые граждане.
В настоящее время значение малого бизнеса в экономике России резко отстает от большинства стран с развитой экономикой и отставание необходимо преодолевать, в том числе и при помощи финансовых инструментов. Важнейшим финансовым инструментом, регулирующим взаимоотношение государства с малым и средним предпринимательством, является налогообложение, решающее две задачи: обеспечение государства необходимыми финансовыми ресурсами и стимулирование наращивания производства товаров и услуг, роста занятости населения, повышения его материального благосостояния.
Учитывая необходимость повышения значения малого и среднего предпринимательства в экономике страны был принят национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Для реализации проекта поставлен ряд целевых показателей и задач, а именно: увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей до 25 млн чел. к концу реализации программы; увеличение доли малого и среднего предпринимательства в ВВП до 32,5%; увеличение доли экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, в общем объеме не-
сырьевого экспорта до 10 % к концу 2024 г.
В отличие от зарубежных налоговых систем, система налогообложения малого бизнеса в Российской Федерации достаточно разобщена по причине существования специальных налоговых режимов и освобождения некоторых налогоплательщиков от уплаты налога на добавленную стоимость. Фактически такие льготы, хоть и улучшают ликвидность предприятий и облегчают ведение учета, но делают сотрудничество с такими фирмами малого бизнеса достаточно невыгодным для их контрагентов, на общей системе налогообложения.
Как показывают статистические данные 2019 года, среди контингента малого и среднего бизнеса преобладают микропредприятия (95,8%), при этом в основном, те, которые занимаются торговлей, общественным питанием и грузоперевозками. Как было сказано выше, государство предоставляет предпринимателям малого бизнеса выбрать удобную и выгодную для них систему налогообложения, при этом системы налогообложения, для предпринимателей малого бизнеса, принципиально различаются тем, что в одном случае налог связан с реальными показателями их деятельности, а в другом применяются косвенные методы расчета налоговых баз. Важно отметить, что количество налого-
плательщиков, выбравших второй метод, значительно больше. Отсюда можно сделать вывод, что значительная часть налогоплательщиков относится к категории труднооблагаемых.
Однако, основные налоговые поступления в региональные и местные бюджеты связаны с налогоплательщиками УСН, от которых в 2018 г. поступило 389,7 млрд. рублей, но при этом 95,8 млрд. руб. поступило от налогоплательщиков, которые выбрали объектом налогообложения доходы. Таким образом, можно предположить, что основные налогоплательщики УСН - небольшие организации и индивидуальные предприниматели, у которых расходы незначительны и которые работают, в основном в отраслях бытового обслуживания и торговли. А кроме того, риск того, что расходы, включенные в расчет налоговой базы, налоговые органы будут считать экономически неоправданными у них отсутствует, а простота расчета налога снижает риски ошибок в налоговой декларации.
При введении специального налогового режима УСН предполагалось, что объект налогообложения в виде дохода просуществует только до 2004 г., а потом все налогоплательщики перейдут на единые правила, где объектом налогообложения будут доходы минус расходы, но это не произошло.
Несомненно, что проблема налогоплательщиков, у которых расходы значительны, связана с невозможностью возмещения НДС в общепринятом формате, что делает их менее конкурентными, поэтому целесообразно решить вопрос включения их в состав налогоплательщиков НДС по аналогии с тем, как это сделано для сельскохозяйственных товаропроизводителей (режим ЕСХН), естественно это касается только тех налогоплательщиков, у которых в качестве объекта налогообложения -доходы минус расходы.
Необходимостью привлечения субъектов малого предпринимательства и индивидуальных предпринимателей к занятию социально важными видами бизнеса объясняется введение двухгодичных налоговых каникул в виде установления 0-й ставки налога при УСН как для налогопла-
тельщиков выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, так и доходы минус расходы. Эти предприниматели должны быть впервые зарегистрированы и осуществлять предпринимательскую деятельность в производственной, социальной или научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению. Возможные злоупотребления исключаются тем, что виды предпринимательской деятельности в производственной, социальной и научной сферах, устанавливаются субъектами Российской Федерации на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, а также и тем, что по итогам налогового периода доля доходов от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении таких видов предпринимательской деятельности, в общем объеме доходов от реализации товаров (работ, услуг) должна быть не менее 70%.
С 1 января 2019 года в России стартовал эксперимент, в рамках которого в налоговую систему внедряется новая система налогообложения налог на профессиональный доход. Это также делается для легализации доходов самозанятых граждан, которые, по сути, занимаются «теневым бизнесом», не платят никаких налогов и которых насчитывается около 20 млн. чел.
В настоящее время в рамках эксперимента, по введению налогового режима НПД для самозанятых, граждане ЕАЭС имеют те же обязанности и привилегии, что и россияне. Возможность стать самозанятым для граждан других государств (кроме Армении, Белоруссии, Казахстана и Кыргызстана), вне зависимости от их статуса на территории России, Законом не предусмотрена. Проектом Основных направлений налоговой политики на 2020 г. и на плановый период 2021-22 гг. предлагается расширение контингента плательщиков НПД за счет включения в контингент граждан СНГ, не входящих в ЕАЭС, то есть для граждан Молдовы, Таджикистана и Узбекистана.
В настоящее время, начиная с 2015 года гражданам стран СНГ с безвизовым въездом, кроме стран-членов ЕАЭС, для работы на территории РФ, необходимо оформлять патент. Патент выдается на срок от 1
до 12 месяцев с правом неоднократного продления. В Москве стоимость всех услуг по оформлению патента составляет не менее 11,4 тыс. руб. В 2016 году доход от продажи патентов мигрантам составлял 14 млрд руб., имея в виду рост числа трудовых мигрантов, можно предположить, что эта сумма увеличивалась.
Работодатели, начиная с 2015 г., получили право трудоустраивать безвизовых иностранцев при наличии у них патентов. Такие иностранцы самостоятельно должны перечислять фиксированные авансовые платежи по НДФЛ. Очевидно, что поступления в региональный бюджет от деятельности иностранных граждан в РФ резко сократятся, поскольку ни патент, ни НДФЛ при режиме НПД не предусматривается. При этом можно отметить тот факт, что в подавляющем большинстве случаев профессиональный доход иностранцев невелик, то есть сумма налога в месяц очевидно значительно меньше той, которая уплачивается в настоящее время.
Проектом Основных направлений налоговой политики также предусматривается отмена ЕНВД и замена его на другие специальные налоговые режимы или переход соответствующих предпринимателей на общий режим в течение последних пяти лет. Логика замены ЕНВД в условиях введения патентной формы налогообложения понятна, поскольку речь идет об обложении потенциального (вмененного) дохода, не связанного с реальными показателями
деятельности налогоплательщиков и в механизмах построения этих режимов есть много общего. Однако, надо отметить тот факт, что ЕНВД поступает в местные бюджеты и в значительном количестве регионов является существенным доходом этих бюджетов, заменить который патентной формой не получится. Дело в том, что в местные бюджеты за первое полугодие 2019 г. поступило 31,9 млрд. доходов от ЕНВД и только 3,7 млрд. от патентной формы налогообложения (аналогичная тенденция характерна и для предыдущих периодов).
Представляется, что преждевременная отмена ЕНВД отрицательно скажется как на количестве налогоплательщиков, так и на налоговых поступлениях от налогоплательщиков микробизнеса и пока не может быть компенсирована какими-либо другими существующими режимами.
В целом можно сделать вывод о том, что налоговая система РФ в большей степени, чем в большинстве других развитых стран, лояльна по отношению к малому бизнесу и не препятствует ни увеличению численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, ни увеличению доли малого и среднего предпринимательства в ВВП. Основные резервы связаны с ужесточением контроля за лицами, занятыми нелегальной трудовой деятельностью, наказания за которой должны быть существенно
ужесточены.
Библиографический список
1. Сайт Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ».- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://opora.ru/.
2. Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. №16).
3. Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в республике Татарстан (Татарстан)» от 27.11.2018 № 422-ФЗ.
4. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 № 115-ФЗ.
5. Официальный сайт Федеральной налоговой службы. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nalog.ru
6. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gks.ru
TAX METHODS OF STIMULATING SMALL BUSINESS AIMED AT ITS DEVELOPMENT AND SOCIAL SECURITY OF ENTREPRENEURS
I.A. Bakhareva, Student
N.I. Malis, Candidate of Economic Sciences, Professor
Financial University under the Government of the Russian Federation
(Russia, Moscow)
Abstract. The article deals with the impact of tax incentives for small businesses, such as tax incentives and special tax regimes. Consideration of the implementation of the national project "Small and Medium Enterprises and Support for Individual Initiatives", as well as the introduction of experiments on the implementation of the entrepreneurial system tax on professional income.
Keywords: small and medium-sized enterprises, professional income tax, self-employed citizens.