Научная статья на тему 'НАЛОГ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКСПЕРИМЕНТА В НАУКЕ И ПРАКТИКЕ'

НАЛОГ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКСПЕРИМЕНТА В НАУКЕ И ПРАКТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
629
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
специальный налоговый режим / самозанятые физические лица / страховые взносы / социальная справедливость / special tax regime / self-employed individuals / insurance premiums / social justice.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кривин Даниил Всеволодович

Актуальность и цели. В Российской Федерации впервые с начала прошлого года вводится в форме эксперимента новый специальный налоговый режим под названием налог на профессиональный доход (НПД) с целью выведения доходов самозанятых граждан, не зарегистрированных в качестве ИП или другой формы субъекта предпринимательской деятельности, из теневого сектора. Следствием данного явления стало принятие нового Федерального закона № 422, закрепляющего основные положения указанного режима. Целью настоящего исследования является анализ прошлогодних нововведений изменений и их результатов в источниках предпринимательского и налогового права в аспекте специального налогового режима НПД. Материалы и методы. В статье проводится анализ вступившего в юридическую силу Федеральный закон № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима “Налог на профессиональный доход”», норм Налогового кодекса (НК) РФ, рассматриваются точки зрения отечественных правоведов на категорию самозанятых граждан в аспекте налогообложения режима НПД, их взгляды на данную проблему. Результаты. Исследованы нормы законодательства РФ о НПД, проанализированы нормы НК РФ в данной сфере, выявлена сущность и особенности налоговых режимов в РФ, их налоговые ставки возможности в сравнении с НПД, рассмотрен принцип социальной справедливости и его состояние в условиях реформирования налоговой системы РФ. Обнаружена взаимосвязь социальной справедливости предпринимательства и доходов от бизнеса от степени предпринимательской деятельности в основе рыночной экономики. Выводы. Изучение законодательства РФ о НПД позволило выявить, что содержание норм ограничено лишь самыми общими принципами налогообложения. Необходимо закрепить в ФЗ «О занятости населения в РФ» фундаментальные основы касательно правового статуса самозанятых физических лиц и порядка их регистрации, в НК РФ уточнить нормы перехода на НПД с других специальных налоговых режимов, а также скорректировать налоговые вычеты в отношении указанной категории налогоплательщиков и их право на получение социального обеспечения от государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL INCOME TAX IN ENTREPRENEURSHIP: PROBLEMS AND PROSPECTS OF EXPERIMENT IN SCIENCE AND PRACTICE

Background. In Russian Federation, for the first time since the beginning of last year, a new special tax regime called the professional income tax (PIT) is being introduced in the form of an experiment in order to remove the income of selfemployed citizens who are not registered as an individual entrepreneur or other form of business entity from the shadow sector. The result of this phenomenon was the adoption of a new Federal law No 422 that enshrines the basic provisions of this regime. The purpose of this study is to analyze last year’s innovations, changes and their results in the sources of business and tax law in the aspect of the special tax regime of PIT. Materials and methods. The article analyzes the Federal Law No 422-FZ “On conducting an experiment to establish a special tax regime ‘Professional Income Tax’”, the norms of the Tax code of Russian Federation, the views of domestic lawyers on the category of self-employed citizens in the aspect of taxation of the NPD regime, and their views on this problem. Results. Studied norms of the legislation of Russian Federation about NAPs, analyzed the norms of the tax code in this field, identified the nature and characteristics of tax regimes in Russia, their tax rates are possible in comparison with the NAPs, the principle of social justice and its status in the conditions of reforming of tax system of Russian Federation. We were found a relationship between the social justice of entrepreneurship and business income from the degree of entrepreneurial activity in the basis of the market economy. Conclusions. The study of the legislation of the Russian Federation on NAPs revealed that the content of the rules is limited only by the most General principles of taxation. It is necessary to fix the Federal law “About population employment in the Russian Federation” the fundamentals regarding the legal status of self-employed individuals and their registration in the tax code to clarify the provisions of the transition to NAP with other special tax regimes and to adjust the tax deductions in respect of specified categories of taxpayers and their right to receive social welfare from the state.

Текст научной работы на тему «НАЛОГ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКСПЕРИМЕНТА В НАУКЕ И ПРАКТИКЕ»

УДК 347.1

DOI 10.21685/2072-3016-2020-3-11

Д. В. Кривин

НАЛОГ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКСПЕРИМЕНТА В НАУКЕ И ПРАКТИКЕ

Аннотация.

Актуальность и цели. В Российской Федерации впервые с начала прошлого года вводится в форме эксперимента новый специальный налоговый режим под названием налог на профессиональный доход (НПД) с целью выведения доходов самозанятых граждан, не зарегистрированных в качестве ИП или другой формы субъекта предпринимательской деятельности, из теневого сектора. Следствием данного явления стало принятие нового Федерального закона № 422, закрепляющего основные положения указанного режима. Целью настоящего исследования является анализ прошлогодних нововведений изменений и их результатов в источниках предпринимательского и налогового права в аспекте специального налогового режима НПД.

Материалы и методы. В статье проводится анализ вступившего в юридическую силу Федеральный закон № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход"», норм Налогового кодекса (НК) РФ, рассматриваются точки зрения отечественных правоведов на категорию самозанятых граждан в аспекте налогообложения режима НПД, их взгляды на данную проблему.

Результаты. Исследованы нормы законодательства РФ о НПД, проанализированы нормы НК РФ в данной сфере, выявлена сущность и особенности налоговых режимов в РФ, их налоговые ставки возможности в сравнении с НПД, рассмотрен принцип социальной справедливости и его состояние в условиях реформирования налоговой системы РФ. Обнаружена взаимосвязь социальной справедливости предпринимательства и доходов от бизнеса от степени предпринимательской деятельности в основе рыночной экономики.

Выводы. Изучение законодательства РФ о НПД позволило выявить, что содержание норм ограничено лишь самыми общими принципами налогообложения. Необходимо закрепить в ФЗ «О занятости населения в РФ» фундаментальные основы касательно правового статуса самозанятых физических лиц и порядка их регистрации, в НК РФ уточнить нормы перехода на НПД с других специальных налоговых режимов, а также скорректировать налоговые вычеты в отношении указанной категории налогоплательщиков и их право на получение социального обеспечения от государства.

Ключевые слова: специальный налоговый режим, самозанятые физические лица, страховые взносы, социальная справедливость.

© Кривин Д. В., 2020. Данная статья доступна по условиям всемирной лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/), которая дает разрешение на неограниченное использование, копирование на любые носители при условии указания авторства, источника и ссылки на лицензию Creative Commons, а также изменений, если таковые имеют место.

D. V. Krivin

PROFESSIONAL INCOME TAX IN ENTREPRENEURSHIP: PROBLEMS AND PROSPECTS OF EXPERIMENT IN SCIENCE AND PRACTICE

Abstract.

Background. In Russian Federation, for the first time since the beginning of last year, a new special tax regime called the professional income tax (PIT) is being introduced in the form of an experiment in order to remove the income of self-employed citizens who are not registered as an individual entrepreneur or other form of business entity from the shadow sector. The result of this phenomenon was the adoption of a new Federal law No 422 that enshrines the basic provisions of this regime. The purpose of this study is to analyze last year's innovations, changes and their results in the sources of business and tax law in the aspect of the special tax regime of PIT.

Materials and methods. The article analyzes the Federal Law No 422-FZ "On conducting an experiment to establish a special tax regime 'Professional Income Tax'", the norms of the Tax code of Russian Federation, the views of domestic lawyers on the category of self-employed citizens in the aspect of taxation of the NPD regime, and their views on this problem.

Results. Studied norms of the legislation of Russian Federation about NAPs, analyzed the norms of the tax code in this field, identified the nature and characteristics of tax regimes in Russia, their tax rates are possible in comparison with the NAPs, the principle of social justice and its status in the conditions of reforming of tax system of Russian Federation. We were found a relationship between the social justice of entrepreneurship and business income from the degree of entrepreneurial activity in the basis of the market economy.

Conclusions. The study of the legislation of the Russian Federation on NAPs revealed that the content of the rules is limited only by the most General principles of taxation. It is necessary to fix the Federal law "About population employment in the Russian Federation" the fundamentals regarding the legal status of self-employed individuals and their registration in the tax code to clarify the provisions of the transition to NAP with other special tax regimes and to adjust the tax deductions in respect of specified categories of taxpayers and their right to receive social welfare from the state.

Keywords: special tax regime, self-employed individuals, insurance premiums, social justice.

Введение

В Российской Федерации звено малого и среднего предпринимательства составляет наибольшую долю всего бизнеса, а количество самозанятых граждан, которые стараются так или иначе сокрыть свои доходы, с каждым годом становится все выше из-за отсутствия должного контроля со стороны государственных и налоговых структур. А поскольку не только сам сектор теневой экономики, но и совершаемые в нем противозаконные действия ввиду отсутствия должного правового регулирования уже давно являются фактором создания, а затем и существования таких распространенных явлений, как фирмы-однодневки, финансовые пирамиды и многие другие формы нелегального бизнеса, то государство вынуждено пойти на вполне логичные меры по их ограничению и предотвращению.

Материалы и методика

С начала прошлого года вступил в силу Федеральный закон № 422-ФЗ [1], который коснулся самозанятых граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность в регионах, перечисленных в названии данного нормативного акта. Исходя из названия закона, можно также увидеть, что налог на профессиональный доход (НПД) является, во-первых, специальным налоговым режимом наряду с УСН, ЕНВД, ЕСН и патентной системой налогообложения, а во-вторых, - десятилетним экспериментом, объектом которого выступает профессиональный доход таких самозанятых физических лиц. Задача данного эксперимента - вывести из теневого сектора незарегистрированных в качестве ИП граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, и предложить им НПД как альтернативный вариант регистрации в качестве таковых. При этом в первом случае они уже будут относиться к категории не индивидуальных предпринимателей, а самозанятых граждан, к которым в соответствие с ФЗ № 422 могут помимо ИП относиться и физические лица, которые получают от ведения своей деятельности доход. А применение НПД как полноценного налогового режима, безусловно, поможет сделать огромный шаг в ликвидации теневого сектора среди самозанятых физических лиц, породив в их лице обязательства в отношении налоговых структур.

Анализируемый юридический факт не мог не повлечь за собой принятие, а затем и изменение норм в Налоговом кодексе РФ (НК РФ) [2] - одном из главных законов, регулирующих легальное осуществление предпринимательства на территории нашего государства путем применения в его лице императивных правовых норм в форме уплаты налогов. Конечно же, в первую очередь изменения, отраженные в Федеральном законе от 27.11.2018 № 425-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ № 425), коснулись правовой природы эксперимента как формы установления налогов, сборов и специальных налоговых режимов: обязательным условием является соответствующий федеральный закон о его проведении, принятый в соответствии с НК РФ; далее устанавливаются санкции за нарушения порядка предоставлений сведений о произведенных расчетах налоговой базы, а следом - во второй статье - идет ее конкретизация, которая исключается из доходов, не подлежащих налогообложению (ст. 217 НК РФ). Таким образом, следование принципу иерархичности нормативно-правовых актов в налоговой сфере в проведении эксперимента оправдано не только новой формой существования такого режима, но и публичным характером самой отрасли налогового права.

Результаты

В ходе исследования было выявлено, что отсутствие законодательных норм, предусматривающих переход ИП на НПД с других режимов в плане уплаты налогов, создает трудности для полноценного применения НК РФ как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов, препятствуя полноценному взаимодействию с ними самозанятых физических лиц, правовой статус которых в законодательстве не определен. По нашему мнению, именно с этого стоит начать нормотворческий путь в проанализированном институте

налогового права, порождающем уже целую группу субъектов предпринимательского права и деятельности, определив их права и обязанности и сделав акцент на возможностях перехода на НПД с любого режима с сохранением предпринимательской правосубъектности самозанятого лица и его беспрепятственной возможности в ведении или продолжении такого ведения. В данном случае не имеет значение, зарегистрировано ли физическое лицо качестве ИП или нет, а государство, на наш взгляд, в условиях столкновения публичного и частного интересов должно продвигать последний, основанный на диспозитивном методе правового регулирования общественных отношений в сфере предпринимательства с выбором возможного варианта поведения, дабы побудить фрилансеров как налогоплательщиков самим уплачивать установленные налоги и сборы и в дальнейшем не опасаться быть подвергнутым негативным последствиям. А это значит, что государство должно обеспечить и принять все необходимые меры по правовому оснащению норм НПД необходимыми положениями в плане установления необлагаемого дохода в размере не ниже минимального прожиточного минимума, получение страховых взносов и пенсионных выплат и многое другое, что будет способствовать укреплению в РФ принципа справедливости и законности как морально-правовой сущности охраняемых государством предпринимательских отношений.

Обсуждение

Каждый предприниматель, сталкиваясь с проблемой уплаты налогов, хочет выбрать для себя самый выгодный вариант, чтобы и минимизировать обязательства перед налоговыми органами, и одновременно не сталкиваться с санкциями с их стороны. В. Г. Когденко, который проводит классификацию обязательств по аналитическому признаку, отмечает, что одной из их составляющих является как раз задолженность по налогам и сборам, а также перед государственными внебюджетными фондами [3, с. 42]. В соответствие с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» каждый экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет, за исключением предусмотренных в п. 2 ст. 6 закона закрытого перечня, к которому относятся лишь ИП, лица, занимающиеся частной практикой, а также филиалы иностранных организаций, которые осуществляют деятельность через постоянное представительство в РФ. Ведя бухгалтерский учет, организация представляет финансовую отчетность, основными формами которой являются бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах. Задолженность по налогам и сборам и перед государственными внебюджетными фондами входят в состав кредиторской задолженности, которая выделяется отдельной строкой в бухгалтерском балансе.

Понятие кредиторской задолженности с юридической точки зрения приводит О. А. Коваленко, которая определяет ее как «обязательство, обусловленное предпринимательской деятельностью экономического субъекта, образующее вмененный заемный капитал, являющийся источником инвестирования оборотного капитала» [4, с. 25]; однако в отношении НПД источником обязательства выступает закон, защищающий права налогоплательщиков как субъектов малого предпринимательства и в то же время ставящий их

в выгодное положение по сравнению с остальными субъектами предпринимательской деятельности в аспекте уплаты налогов. В отношении НПД анализируемым ФЗ предоставлены налоговые льготы и специальные налоговые режимы путем установления пониженных налоговых ставок по сравнению со всеми остальными налоговыми режимами, представленными в табл. 1.

Таблица 1

Система налоговых режимов в РФ

Налоговый режим Налоговая ставка

Упрощенная система налогообложения 6 % по системе «доходы» и 15 % по системе «доходы минус расходы»

Единый налог на вмененный доход 15 % от величины вмененного дохода

Патентная система налогообложения 6 % от налоговой базы

Налог на профессиональный доход 6 % в отношении оказанных услуг юридическим лицам, 4 % - физическим лицам

Как мы видим, НПД отличается от других налоговых режимов не только более низкой ставкой взимаемого налога, но и категориями субъектов, которым были оказаны услуги. Налогоплательщик в случае выбора НПД платит его вместо НДФЛ, который взимается при общей системе налогообложения в размере 13 % и налога на прибыль 20 %, а также освобождается от выбора способа определения налоговой базы, как это возможно при УСН, и фиксированной налоговой ставки при ЕНВД в случае отказа от них. На НПД можно перейти с ИП, ОСН и УСН, но, к сожалению, не все случаи уплаты налогов в данном случае предусмотрены законодательством. Н. А. Мартынюк выделяет такие проблемы налогового законодательства, как отсутствие срока уплаты ИП взносов за часть года до перехода на НПД, уплаты НДФЛ и сдачи налоговой декларации при переходе на УСН, ОСН и ЕНВД [5, с. 26]. Федеральный закон № 422 касательно порядка признания доходов говорит о том, что при переходе на НПД с других режимов в соответствие с последними уплачиваются предусмотренные НК РФ в качестве объектов налогообложения реализация товаров, работ, услуг и имущественных прав, попадающих под правовые нормы о таких режимах; в иных случаях применяется налог на профессиональный доход. Логично предположить, что ИП будут прибегать к таким мерам, дабы снизить налоговую нагрузку и сохранить приемлемый уровень дохода от своей деятельности, но какие последствия ожидают ИП, который оказал, например, услуги в январе 2020 г., по которым есть акт, а через месяц (1 февраля) стал самозанятым, получив уже в середине февраля денежные средства за оказанные услуги? Какой налог он должен заплатить с оказания своих услуг? Все зависит от того, какой режим применял налогоплательщик на дату их оказания. При этом следует учитывать, что при УСН, ОСН и ПСН применяется кассовый метод учета доходов, т.е. тот режим, который действует на момент получения денежных средств, а не оказания услуг, иначе говоря, НПД, что и следует указать в сведениях для налоговой. Однако для ЕНВД не указана дата получения дохода и применение кассового метода, как в предыдущих случаях. Закрепленных в законодательстве правил

перехода на НПД с ЕНВД также не установлено законодательством, поэтому здесь остается руководствоваться общими принципами налогового права -разрешение всех неясностей в пользу налогоплательщика. Несмотря на то что с начала следующего года данный режим будет отменен и положения гл. 26.3 НК РФ утратят свою юридическую силу, предусмотреть изменения в пользу самозанятых было бы верно, установив временную норму в ст. 346.26 дату получения дохода по ЕНВД наравне с другими налоговыми режимами - дату фактического получения денежных средств налогоплательщиком на счет с целью соблюдения указанного принципа; налогоплательщик будет должен заплатить 4 или 6 % дохода вместо 15 %, оказавшись, таким образом, в значительно выгодных для себя условиях.

По мнению А. В. Бурлак, удачным выглядит совмещение НПД с патентной системой налогообложения, вследствие которого получится категория «самозанятый индивидуальный предприниматель», и для получения такого статуса будет предусмотрена необременительная форма регистрации, включающая в себя единый платеж, который бы включал налоги и страховые взносы, а также освобождение от тотальных бюрократических проверок со стороны контрольно-надзорных органов [6, с. 129]. Если заметить особенности введения на территории нашего государства патентной системы налогообложения с 1 января 2013 г. и НПД, то можно увидеть ряд схожих элементов: оба налоговых режима предполагают принятие законов об их введении на уровне субъектов РФ, заменяют НДФЛ и НДС, не предусматривают налоговой декларации и адаптированы под электронные устройства, при помощи которых можно уплачивать все необходимые платежи в назначенный срок. Отследить самозанятых граждан теперь можно через сеть Интернет, обращение граждан, объявления в СМИ [7, с. 75].

Неотъемлемую роль во взимании НПД играет налоговое администрирование, при помощи методов которого обеспечивается поступление доходов предпринимателей в бюджет. По мнению некоторых ученых, особенностей налогового администрирования субъектов предпринимательской деятельности в практике регулирования налоговых отношений нет, если не принимать в расчет особенности государственной регистрации физических лиц [8, с. 232]. Это, безусловно, осложняет всю правовую составляющую налога на профессиональный доход, актуальность которого с каждым днем будет только увеличиваться за счет того, что контрольная функция со стороны государства в сфере взимания налогов будет приобретать уже более прозрачный характер, включая помимо традиционных методов в виде налоговых проверок такие формы отслеживания налогоплательщиков, как мониторинг социальных сетей, интернет-ресурсов, а также слив информации от банков [9, с. 38]. Но на данный момент в отечественном законодательстве отсутствует определение правового статуса самозанятых физических лиц, а также порядок регистрации в качестве такового. Все это накладывает свой отпечаток на правовое регулирование предпринимательства путем принципов специального уровня, свойством которых является контроль частной экономической деятельности строго в связи с необходимостью удовлетворения общественных и государственных нужд и интересов [10, с. 42]. С одной стороны, правовой статус самозанятых как налогоплательщиков мало чем отличается от традиционных прав и обязанностей, указанных в ст. 21 и 23 НК РФ, и защиты прав в судеб-

ном и административном порядке (ст. 22 НК РФ), а с другой стороны, самозанятые имеют право на совмещение своей основной деятельности с иным видом заработка. В качестве самозанятых могут быть зарегистрированы физические лица, достигнувшие шестнадцатилетнего возраста, с наступлением предпринимательской право- и дееспособности, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей и предоставившие в налоговые органы сведения о ведении предпринимательской деятельности, которую они осуществляют на свой страх и риск, систематически получая прибыль. При этом такое самозанятое физическое лицо имеет право на оказание услуг, реализацию товаров и выполнение работ в свободное от основной работы время. Указанные нормы, на наш взгляд, необходимо закрепить в законе «О занятости населения в РФ», что позволит сделать первый значительный шаг в унификации законодательства в данной сфере. Изменение существующей ситуации было бы выгодно не только налогоплательщикам, но и государству, поскольку если даже теневой рынок сократится хотя бы наполовину, то это позволит получить значительный дополнительный доход бюджетов различных уровней.

Говоря об НПД как о самостоятельном налоговом режиме, невозможно обойти стороной вопрос уплаты страховых взносов налогоплательщиками, о чем говорится в ст. 15 ФЗ № 422. Мы видим, что нормы, касающиеся особенностей их применения, дополняют существующие статьи НК РФ, на которые они ссылаются (419 и 430). Индивидуальные предприниматели, указанные в пп. 2 п. 1 ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации, не признаются плательщиками страховых взносов за период применения специального налогового режима, т.е. социальная составляющая режима фактически полностью исключается. О нерешенности вопроса страховых взносов НПД пишет С. С. Тропская, справедливо отмечая, что из содержания ч. 2 п.1 ст. 15 ФЗ № 422 фактически следует невозможность получения в будущем пенсионных выплат для самозанятых лиц [11, с. 25]. Все нормы, касающиеся страховых и пенсионных выплат в отношении самозанятых граждан, носят бланкетный характер. Легализовывая их положение как самостоятельной категории налогоплательщиков, автоматически остро поднимается вопрос и о их социальном обеспечении и поддержки со стороны государства в плане создания такого механизма. Установленная льготная категория налогообложения критикуется отечественными правоведами в отсутствии пенсионных прав с момента уведомления налоговых органов о начале своей деятельности в связи с тем, что не засчитывается этот период в страховой стаж [12, с. 235]. И это не безосновательные выводы относительно системы социального обеспечения в РФ, поэтому и стоит обратить внимание на все виды страхования, отраженные в законах «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также, несомненно, НК РФ. Также немаловажен и тот факт, что пенсия самозанятых физических лиц будет мало зависеть от трудового вклада, так как последний определяется доходами, которые облагаются страховыми платежами. Связь между ними и выплачиваемыми в конечном итоге трудовыми пенсиями слабо выражена в законодательстве, она отражает лишь компенсационный характер, противоречащий ее сущности как страховой выплаты в правовом смысле. Ведь пенсия по сути является в дальнейшем возмещенным утраченным

заработком, который будет пожизненно выплачивается гражданину, учитывая тот факт, что он исчерпал свои силы в процессе осуществляемой деятельности, которая на сегодняшний день имеет множество разновидностей, не ограничивается лишь трудовым договором. Для этого необходимо пересмотреть существующую концепцию трудовых пенсий и порядка их назначения, а также сам факт наличия пятилетнего страхового стажа, который никак не обоснован ни в науке, ни на практике. В отношении НПД должны быть как раз и приняты во внимание те факты, что налогоплательщики выполняют самую разнообразную деятельность, но объективно значимые факторы, такие как рождение детей, уход за нетрудоспособными гражданами, разрыв в уровне заработка и предпринимательского дохода, также имеют место быть у самозанятых граждан. Такое положение вещей очень четко подтверждает нужность определения трудовой пенсии в ст. 2 ФЗ № 173-ФЗ как ежемесячной денежной выплаты в целях возмещения, т.е. замены постоянного заработка вследствие выхода на пенсию, а компенсация несет в себе последствия неправомерного действия или бездействия виновной стороны по отношению к пострадавшей. Социальные гарантии обязательно должны быть включены в пенсионные выплаты и определены в ст. 15 ФЗ № 422 со ссылкой на ст. 2 ФЗ № 173-ФЗ, но этот этап станет следующим после установления страховых взносов и выплат, определяемых в зависимости от страхового стажа, т.е. проработанных в статусе самозанятого. Налоговые органы смогут отслеживать данный стаж при получении данных от налогоплательщиков и направлять во внебюджетные фонды, чтобы сделать данную категорию граждан полноценными, приравняв их правовой статус к стандартным характеристикам субъектов предпринимательской деятельности.

Социальная функция налогов направлена на устранение тенденций общественного расслоения в нашем государстве [13, с. 7]. В этом аспекте огромную роль играет уже упомянутый экономический фактор, поскольку субъекты Российской Федерации характеризуются неоднородностью развития экономики, размером заработной платы, численностью занятых и безработных граждан и общим состоянием рынка труда [14, с. 915]. Размер заработной платы при наличии основного официального места работы исходит из минимального прожиточного минимума и равен в РФ по состоянию на 1 января 2020 г. 12 130 руб. При этом ни в Федеральном законе, ни в НК РФ и ином нормативно-правовом акте не заостряется внимание на доходе самозанятого налогоплательщика, а говорится лишь о налоговом вычете, который не должен касаться, на наш взгляд, прожиточного минимума гражданина. По справедливому замечанию Ю. Д. Шмелева, достичь справедливости во взимании налогов можно путем таких способов, как освобождение от уплаты налогов отдельной категории физических лиц, а в нашем случае тех, чей доход находится ниже уровня прожиточного минимума, установление вследствие этого шкалы налогообложения, учитывающей доходы и семейное положение налогоплательщиков, установление зависимости налоговой базы, от данного фактора, а также от демографического и многих других [15, с. 278]. На наш взгляд, данные изменения следует отразить в Федеральном законе № 422-ФЗ, дополнив п. 8 ст. 2, где говорится об освобождении самозанятых от НДФЛ, формулировкой «при этом общий доход налогоплательщика должен облагаться суммой, не превышающей налог на доходы физических лиц».

При таком характере правового регулирования будет более логичен учет не только специфики НПД, применяемого к самозанятым гражданам еще только в закрепленных субъектах, но и экономической ситуации в нашем государстве и позволит стимулировать развитие в нем предпринимательского сектора.

Для того чтобы систематизировать наиболее важные экономические и социальные параметры развития малого бизнеса, одним из показателей, предложенных Т. В. Балакиревой, является коэффициент удельного веса налоговых поступлений в бюджет муниципального образования от деятельности субъектов малого бизнеса, который рассчитывается как частное от общего объема налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в бюджеты всех уровней на общий объем налоговых поступлений, включая региональные и федеральные налоги [16, с. 14]. В нашем государстве в условиях плоской шкалы налогообложения с введенными едиными ставками налогов, сопровождаемых модификацией механизма исчисления налоговой базы и сокращением вычетов из налогооблагаемой базы, проигрывают налогоплательщики с низкими и средними доходами [17, с. 119].

Некоторые авторы отмечают положительные стороны внедрения налога на профессиональный доход - увеличение доходов бюджета, легализация деятельности самозанятых, открытость экономики, контроль со стороны государства и т.д. [18], но, на наш взгляд, введение специального налогового режима как эксперимента в РФ тем более лишь в отдельных субъектах создаст правовую дискриминацию, которая будет еще больше тормозить развитие малого и среднего предпринимательства. Непонятен также и критерий, по которому выбираются указанные в Федеральном законе субъекты РФ в качестве объектов эксперимента, а также сам факт отнесения закона к ступени федеральных, когда его действие распространяется не на всей территории государства, а лишь на его части. Одновременно возникает вопрос и о юридической ответственности, которая, по предположению главы ФНС Михаила Мишустина, назначенного 16 января 2020 г. председателем правительства РФ, отсутствовала, что было поддержано Президентом РФ, что уже ставит под сомнение эффективность и действенность принятых норм [19].

Однозначно проблематика анализируемого специального налогового режима сводится к такому общему принципу права, как социальная справедливость. В. А. Вайпан анализирует Стратегию развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 г. (далее -Стратегия 2030) в части формирования системы стимулов для вовлечения органов государственной власти и органов местного самоуправления в деятельность по развитию малого и среднего предпринимательства (МСП) и отмечает, что «реализация этого принципа требует изменения бюджетной и налоговой системы, возможно, и системы стимулирования чиновников» [20, с. 88]; сами стимулы прежде всего объясняются их сущностной характеристикой, выражающейся в том, что сводятся они к перераспределению бюджетных средств, образующихся непосредственно от налоговых поступлений и направленных на развитие МСП, в чем, на наш взгляд, и состоит назначение эксперимента в форме НПД, которая будет постепенно активизироваться и подстраиваться под налоговую систему РФ и одновременно видоизменять ее, создав возможности для развития предпринимательства как основы рыночной экономики. Данный фактор является результатом того, что

предпринимательство и законные доходы от бизнеса являются социально справедливыми. Правовая нагрузка принципа социальной справедливости основывается на трех «китах»:

- генетике - юридическая норма должна быть адекватным «идеально-нормативным» слепком лежащего в ее основе материального, экономического социально справедливого фактического отношения;

- нормативности - нормы предпринимательского права должны обеспечивать равенство правовых возможностей для всех хозяйствующих субъектов;

- функциональности - реализация предпринимательского законодательства должна быть абсолютной, соответствовать смыслу и букве правовых предписаний [21, с. 9]. На наш взгляд, эти принципы применимы и к нормам налогового права, являющегося частью предпринимательского в аспекте регулирования налогообложения самозанятых лиц.

Выводы

Таким образом, мы можем увидеть, что в секторе налогов в общем и в НПД в частности правовые и экономические факторы не просто пересекаются и взаимно влияют друг на друга, но и образуют неразрывную составляющую налоговой системы как части обеспечения правопорядка и законности в ведении предпринимательской деятельности. Не случайно профессор Е. П. Губин отмечает, что «именно экономическая, хозяйственная практика должна лежать в основе правотворческой деятельности в сфере экономики», определяя ее место в качестве фактора развития последней [22, с. 7]. Охватывая всю совокупность установленных в государстве условий налогообложения, в частности механизм налогового администрирования, предпринимательское право должно выступать результатом решения задачи его рациональной организации - от процедуры налогового учета и контроля, правового статуса налогоплательщика до порядка обжалования актов и действий налоговых органов.

Но несмотря на имеющиеся проблемы в нормах налогового законодательства, положительный сдвиг сделан в сторону изменения обстановки налогообложения в нашем государстве, потому что, во-первых, согласно итогам эксперимента, за предыдущий год в качестве самозанятых в четырех обозначенных в законе регионах РФ зарегистрировались около 300 тыс. человек, а задекларированный доход составил более 30 млрд руб. Среди видов деятельности самыми популярными оказались перевозка пассажиров на Яндекс такси, аренда квартир, ремонт и строительство, репетиторство и программирование [23]. Во-вторых, НК РФ в ст. 129.13 устанавливает ответственность в виде штрафа в размере 20 % от полученного дохода, при повторном нарушении в течение 6 месяцев - 100 % от полученного дохода. Но, к сожалению, нельзя не упомянуть и о таком методе обхода закона о самозанятых, как перевод своих доходов и даже само выполнение работ и оказание услуг в тех субъектах РФ, где специальный режим НПД, согласно ФЗ № 422, не установлен. Добровольное участие самозанятых в данном проекте ставится под сомнение, так как за свой труд они получают в основном наличные [24, с. 61], а правовой механизм, по принципу которого будет устанавливаться факт на-

рушения и конкретного уклонения от уплаты налога с предполагаемого дохода, не разработан. В любом случае переход на него осуществляется субъектом предпринимательской деятельности самостоятельно и, следовательно, он сам в соответствие с нормами действующего законодательства вправе определять субъект, на территории которого будет ее вести и уплачивать налоги. В связи с тем что данный эксперимент действует только второй год, полноценная судебная практика по коллизионным вопросам в аспекте самой процедуры взимания налога, а также социальной составляющей в части пенсионного страхования еще не сложилась. Безусловно, потребуется немало времени, чтобы привести текущее состояние предпринимательской сферы в соответствие со сложившимися экономическими факторами, действующими в этих условиях законами и уже устоявшимися принципами капитализма. Необходимо не только принять нормы, которые будут фиксировать и даже предотвращать противоправные деяния в ходе ведения предпринимательской деятельности, но и постоянно работать над совершенствованием правового регулирования в данной отрасли. Целью провозглашенного в конституции принципа свободы предпринимательства и недопустимости ограничения конкуренции должна быть правильно сформированная и осознанная правовая культура, частью которой он является. Достичь такого состояния возможно лишь с налаженной налоговой политикой, механизм которой должен быть направлен в сторону основной цели налогов, представляющих собой тран-сакционные издержки, связанные с ведением легального бизнеса. Такая легальность должна проявляться в обеспечении поддержки государства малого и среднего предпринимательства, а не коррупционной составляющей, так как, согласно Конституции, Россия - правовое государство.

Библиографический список

1. О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» : Федер. закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ (ред. от 15.12.2019 № 428-ФЗ) // Российская газета. - 2018. - № 270. - Ст. 1.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 27.12.2019 № 470-ФЗ) // Российская газета. - 1998. - № 148, 149. - Ст. 217.

3. Коваленко, О. А. Экономико-правовые аспекты расчетов субъектов малого предпринимательства / О. А. Коваленко // Аудит и финансовый анализ. - 2015. -№ 6. - С. 21-25.

4. Когденко, В. Г. Экономический анализ : учеб. пособие / В. Г. Когденко. -2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юнити-Дана, 2012. - 392 с.

5. Мартынюк, Н. А. ИП стал самозанятым: что с переходными налогами и взносами / Н. А. Мартынюк // Главная книга. - 2019. - № 7. - С. 23-30.

6. Бурлак, А. В. Социальное обеспечение самозанятых граждан: законодательные новеллы / А. В. Бурлак // Вестник Омского университета. Сер.: Право. -2017. - № 3 (52). - С. 128-130.

7. Белокуренко, Н. С. Специальные режимы налогообложения в РФ / Н. С. Бе-локуренко // Международный академический вестник. - 2019. - № 2. - С. 75, 76.

8. Туфетулов, А. М. Налоговое администрирование индивидуального предпринимательства / А. М. Туфетулов, А. Р. Гатауллина // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. - 2016. - № 2. - С. 231-234.

9. Орлова, Е. Специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» / Е. Орлова // Налоговый вестник - Консультации. Разъяснения. Мнения. -2019. - № 1. - С. 28-40.

10. Ермолова, О. Н. Система принципов правового регулирования предпринимательской деятельности в аспекте целей и функций права / О. Н. Ермолова // Журнал предпринимательского и корпоративного права. - 2017. - № 1. - С. 38-43.

11. Тропская, С. С. Налогообложение самозанятых и цифровая экономика: налог на профессиональный доход / С. С. Тропская // Финансовое право. - 2019. -№ 5. - С. 22-26.

12. Ахмадов, И. М. Социальное обеспечение самозанятых граждан / И. М. Ахмадов // Аллея науки. - 2018. - Т. 7, № 11. - С. 232-235.

13. Вайпан, В. А. Соотношение справедливости и предпринимательства в фокусе права / В. А. Вайпан // Юрист. - 2019. - № 1. - С. 6-13.

14. Морозова, Г. В. Развитие социально-ориентированного налогообложения доходов физических лиц в России / Г. В. Морозова, О. В. Дерина // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2017. - № 11. -С. 914-916.

15. Шмелев, Ю. Д. Концепция реформирования налоговой системы Российской Федерации, основанная на реализации принципа справедливости и социальной функции налогов : дис. ... д-ра экон. наук / Шмелев Ю. Д. - Москва, 2008. - 459 с.

16. Балакирева, Т. В. Анализ рисков финансирования субъектов малого бизнеса : автореф. дис. ... канд. экон. наук / Балакирева Т. В. - Москва, 2009. - 28 с.

17. Ашмарина, У. В. Налогообложение доходов физических лиц в России: перспективы реформирования и оценка фискальных эффектов : дис. ... канд. экон. наук / Ашмарина У. В. - Москва, 2016. - 416 с.

18. Огородникова, Е. П. Налог на профессиональный доход: практика внедрения в Российской Федерации / Е. П. Огородникова, А. В. Мандругин, Е. В. Краснова // Научная идея. - 2018. - № 1 (4). - URL: http://www.nauch-idea.ru/index.php/ 11-1-4/72-nalog-na-professionalnyj-dokhod-praktika-vnedreniya-v-rossijskoj-federatsii (дата обращения: 18.01.2020).

19. ФНС не будет штрафовать самозанятых за неуплату налога в 2019 году. - URL: https://www.vestifinance.ru/articles/110486 (дата обращения: 20.01.2020).

20. Вайпан, В. А. Теория справедливости: право и экономика : монография / В. А. Вайпан. - Москва : Юстицинформ, 2017. - 134 с.

21. Вайпан, В. А. Значение принципов предпринимательского права в правовом регулировании торговой деятельности / В. А. Вайпан, М. А. Егорова // Журнал предпринимательского и корпоративного права. - 2018. - № 1. - С. 9-14.

22. Губин, Е. П. Теория и практика правового регулирования предпринимательской деятельности: соотношение и взаимосвязь / Е. П. Губин // Предпринимательское право. - 2018. - № 1. - С. 3-9.

23. Что произошло за год эксперимента с самозанятыми: перевыполнение плана, блокировки счетов и злоупотребления законом. - URL: https://vc.ru/finance/95074-chto-proizoshlo-za-god-eksperimenta-s-samozanyatymi-perevypolnenie-plana-blokirov ki-schetov-i-zloupotrebleniya-zakonom (дата обращения: 18.01.2020).

24. Болтава, А. Л. Налог на профессиональный доход / А. Л. Болтава, О. В. Медведева // Вестник современных исследований. - 2018. - № 12. - С. 58-62.

References

1. Rossiyskaya gazeta [Russian newspaper]. 2018, no. 270, art. 1. [In Russian]

2. Rossiyskaya gazeta [Russian newsaper]. 1998, no. 148, 149, art. 217. [In Russian]

3. Kovalenko O. A. Audit i fmansovyy analiz [Audit and financial analysis]. 2015, no. 6, pp. 21-25. [In Russian]

4. Kogdenko V. G. Ekonomicheskiy analiz: ucheb. posobie [Economic analysis: teaching aid]. 2nd ed., rev. and suppl. Moscow: Yuniti-Dana, 2012, 392 p. [In Russian]

5. Martynyuk N. A. Glavnaya kniga [The main book]. 2019, no. 7, pp. 23-30. [In Russian]

6. Burlak A. V. Vestnik Omskogo universiteta. Ser.: Pravo [Bulletin of Omsk University. Series: Law]. 2017, no. 3 (52), pp. 128-130. [In Russian]

7. Belokurenko N. S. Mezhdunarodnyy akademicheskiy vestnik [International academic bulletin]. 2019, no. 2, pp. 75, 76. [In Russian]

8. Tufetulov A. M., Gataullina A. R. Aktual'nye napravleniya nauchnykh issledovaniy: ot teorii k praktike [Current research areas: from theory to practice]. 2016, no. 2, pp. 231-234. [In Russian]

9. Orlova E. Nalogovyy vestnik - Konsul'tatsii. Raz"yasneniya. Mneniya [Tax bulletin -Consulting. Clarifications. Opinions]. 2019, no. 1, pp. 28-40. [In Russian]

10. Ermolova O. N. Zhurnal predprinimatel'skogo i korporativnogo prava [Journal of business and corporate law]. 2017, no. 1, pp. 38-43. [In Russian]

11. Tropskaya S. S. Finansovoepravo [Financial law]. 2019, no. 5, pp. 22-26. [In Russian]

12. Akhmadov I. M. Alleya nauki [Alley of science]. 2018, vol. 7, no. 11, pp. 232-235. [In Russian]

13. Vaypan V. A. Yurist [Lawyer]. 2019, no. 1, pp. 6-13. [In Russian]

14. Morozova G. V., Derina O. V. Konkurentosposobnost' v global'nom mire: ekonomika, nauka, tekhnologii [Competitiveness in the global world: economics, science, technologies]. 2017, no. 11, pp. 914-916. [In Russian]

15. Shmelev Yu. D. Kontseptsiya reformirovaniya nalogovoy sistemy Rossiyskoy Federa-tsii, osnovannaya na realizatsii printsipa spravedlivosti i sotsial'noy funktsii nalogov: dis. d-ra ekon. nauk [The concept of reforming the tax system of the Russian Federation, based on the implementation of the principle of justice and social function of taxes: dissertation to apply for the degree of the doctor of economic sciences]. Moscow, 2008, 459 p. [In Russian]

16. Balakireva T. V. Analiz riskov finansirovaniya sub"ektov malogo biznesa: avtoref. dis. kand. ekon. nauk [Analysis of the risks of financing smallscale business subjects: author's abstract of dissertation to apply for the degree of the candidate of economic sciences]. Moscow, 2009, 28 p. [In Russian]

17. Ashmarina U. V. Nalogooblozhenie dokhodov fizicheskikh lits v Rossii: perspektivy reformirovaniya i otsenka fiskal'nykh effektov: dis. kand. ekon. nauk [Personal Income Taxation in Russia: prospects of reforms and assessment of fiscal effects: dissertation to apply for the degree of the candidate of economic sciences]. Moscow, 2016, 416 p. [In Russian]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Ogorodnikova E. P., Mandrugin A. V., Krasnova E. V. Nauchnaya ideya [Scientific idea]. 2018, no. 1 (4). Available at: http://www.nauch-idea.ru/index.php/11-1-4/72-nalog-na-professionalnyj-dokhod-praktika-vnedreniya-v-rossijskoj-federatsii (accessed Jan. 18, 2020). [In Russian]

19. FNS ne budet shtrafovat' samozanyatykh za neuplatu naloga v 2019 godu [Federal Tax Service will not fine self-employed for non-payment of tax in 2019]. Available at: https://www.vestifinance.ru/articles/110486 (accessed Jan. 20, 2020). [In Russian]

20. Vaypan V. A. Teoriya spravedlivosti: pravo i ekonomika: monografiya [The theory of justice: law and economics: monograph]. Moscow: Yustitsinform, 2017, 134 p. [In Russian]

21. Vaypan V. A., Egorova M. A. Zhurnal predprinimatel'skogo i korporativnogo prava [Journal of business and corporate law]. 2018, no. 1, pp. 9-14. [In Russian]

22. Gubin E. P. Predprinimatel'skoe pravo [Business law]. 2018, no. 1, pp. 3-9. [In Russian]

23. Chto proizoshlo za god eksperimenta s samozanyatymi: perevypolnenie plana, bloki-rovki schetov i zloupotrebleniya zakonom [What happened with the self-employed experiment during the year: overfulfillment of the plan, blocking of accounts and abuse of the law]. Available at: https://vc.ru/finance/95074-chto-proizoshlo-za-god-eksperimenta-s-samozanyatymi-perevypolnenie-plana-blokirovki-schetov-i-zloupotrebleniya-zakonom (accessed Jan. 18, 2020). [In Russian]

24. Boltava A. L., Medvedeva O. V. Vestnik sovremennykh issledovaniy [Bulletin of contemporary researches]. 2018, no. 12, pp. 58-62. [In Russian]

Кривин Даниил Всеволодович ведущий экономист, филиал "Vigrosso", АО «Татспиртпром» (Россия, г. Казань, ул. Учительская, 5)

E-mail: [email protected]

Krivin Daniil Vsevolodovich Leading economist, "Vigrosso" branch of JSC "Tatspirtprom" (5 Uchitelskaya street, Kazan, Russia)

Образец цитирования:

Кривин, Д. В. Налог на профессиональный доход в предпринимательской деятельности: проблемы и перспективы эксперимента в науке и практике / Д. В. Кривин // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2020. - № 3 (55). - С. 113-126. - Б01 10.21685/ 2072-3016-2020-3-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.