Финансовое право; налоговое право; бюджетное право
УДК 340.132.66 УДК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2020-10013
АКТУАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ВНЕДРЕННОГО СПЕЦИАЛЬНОГО НАЛОГОВОГО РЕЖИМА «НАЛОГ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД»
Научная специальность: 12.00.04 — финансовое право; налоговое право; бюджетное право
Аннотация. Статья посвящена анализу значимости внедрения налога на профессиональный доход. В статье сделан акцент на сравнении обременения индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения, и «самозанятого», уплачивающего налог на профессиональный доход. Обоснована необходимость формирования нормативной базы под деятельность «самозанятых» как новой категории субъектов малого (микро) предпринимательства. Отмечены плюсы и минусы «самозанятых», уплачивающих налог на профессиональный доход.
Ключевые слова: налог на профессиональный доход, «самозанятый», взаимодействие с налоговыми органами, цифровизация, ставка налога, налоговый вычет, ответственность.
Annotation. The article is devoted to the analysis of the importance of introducing a tax on professional income. The article focuses on the comparison of the burden of an individual entrepreneur, applying the simplified tax system, and the «self-employed», who pays tax on professional income. The necessity of the formation of a regulatory framework for the activities of the «self-employed» as a new category of micro business entities is substantiated. The pros and cons of «self-employed» who pay tax on professional income are noted.
Keywords: professional income tax, «self-employed», interaction with tax authorities, digitalization, tax rate, tax deduction, responsibility.
Научный руководитель: И.И. Бутрим, кандидат юридических наук
В рамках сформированной задачи по поддержке начинающих предпринимателей, выражающейся в освобождении от отчетности, поставленной Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в Послании Федеральному собранию Российской Федерации 1 марта 2018 г., а также во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в условиях разви-
Екатерина Андреевна ЧЕБАНОВА, аспирант сектора финансового, налогового, банковского и конкурентного права Института государства и права Российской академии наук E-mail: [email protected]
тия цифровой экономики был принят Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)» от 27 ноября 2018 г. № 422-ФЗ (далее — ФЗ о НПД).
Федеральные законы, закрепляющие какие-либо эксперименты на территории Российской Федерации, на сегодняшний день вошли в при-
ЗАКОН И ПРАВО • 01-2020
вычную норму. «Традиционно цель проведения эксперимента — это апробация новой модели регулирования с минимальными затратами и максимальным эффектом»1.
В случае с введением налога на профессиональный доход (далее — НПД) созданы новые инструменты, помогающие легализовать физических лиц, индивидуально занимающихся определенной деятельностью, приносящей доход данному лицу, перейти на уплату налогов от приносящей доход деятельности. Согласно Конституции Российской Федерации каждый обязан уплачивать законно установленные налоги2, в том числе с дохода.
НПД как эксперимент ограничен временем действия (сроком в 10 лет; это означает что до 31 декабря 2028 г. все условия, включая ставки налога, строго зафиксированы в ФЗ о НПД и не могут изменяться) и территорией, на которой он реализуется, — это такие субъекты Российской Федерации, как г. Москва, Московская и Калужская области, а также Республика Татарстан. В данном случае не имеет значения, где физическое лицо проживает, главное — какой регион он указал при регистрации местом осуществления деятельности; можно указать всего четыре вышеназванных субъекта Российской Федерации.
НПД согласно ч. 2 ст. 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ подлежит зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации в размере 63%, а 37% — в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Введение данного специального налогового режима было направлено именно на поддержку бюджетов вышеназванных субъектов Российской Федерации. Согласно оперативным сведениям об исполнении доходов бюджета города Москвы по состоянию на 7 марта 2019 г., опубликованным на официальном сайте мэра Москвы, в бюджет г. Москвы за январь и за февраль 2019 г. поступила сумма налоговых доходов (налог на профессиональный доход) от лиц, зарегистрированных в качестве «самозанятых», равная 200 000 руб.3.
В соответствии с формой отчета ф. № 1-НМ УФНС по г. Москве от 1 сентября 2019 в консолидированный бюджет г. Москвы поступило 176 000 000 руб. по налогу на профессиональный доход.
Что касается затрат, то согласно финансово-экономическому обоснованию к проекту ФЗ о
НПД общие затраты на реализацию законопроекта оценили в 2 261 600 тыс. руб.
В данную сумму включена доработка существующего информационного комплекса ФНС России для предоставления физическим лицам доступа к таким технологическим сервисам, как: программный комплекс для удаленной регистрации и постановки на учет; технические средства администрирования налогового режима (расчет, начисление, уплата, работа с задолженностью и т.д.); программные интерфейсы для взаимодействия с внешними информационными системами (интернет-площадки, ведомственные информационные системы); функционал личного кабинета физических лиц — как получающих доходы от профессиональной деятельности, так и потребителей товаров и услуг.
В свою очередь, на развитие системы налогового администрирования в 2019 г. по расходной части федерального бюджета4 выделена сумма в размере 127 868 835,6 тыс. руб.
В федеральном бюджете заложен прогнозируемый общий объем доходов в сумме 19 969 336 961,2 тыс. руб. (в 2018 г. сумма составляла 17 072 888 495,2 тыс. руб.).
Увеличенная сумма доходной части бюджета в 2019 г. означает спланированный государством прирост доходной части бюджета за счет увеличения налога на добавленную стоимость до 20% и, естественно, введенного «налога за самозанятых».
ФЗ о НПД помимо основных элементов налога закрепил такие положения, как: отчетность по НДП, порядок передачи сведений, особенности применения отдельных налогов, страховых взносов и специальных налоговых режимов при проведении эксперимента и др.
В рамках НПД физическое лицо либо индивидуальный предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность, не имеющий наемных работников, после уведомления налогового органа о переходе на применение НПД обязан уплачивать налог, выражающихся в процентном соотношении от полученного дохода.
В последние несколько лет Федеральная налоговая служба уделяет особое внимание необходимости активного побуждения налогоплательщиков к добровольному ознакомлению со своими правами и реализации налоговых обязательств; и, как результат, происходит повышение поступлений в бюджет и сокращаются выездные налоговые проверки. За первое полугодие 2018 г. дополнительно поступило в бюджет
ЗАКОН И ПРАВО • 01-2020
138,8 млрд руб., что на 6,2% больше, чем за аналогичный период 2017 г. (130,7 млрд руб.).
Применение силовых методов как инструментов достижения такой цели, как уплата законно установленных налогов, давно не актуально. Сегодня благодаря цифровизации повышается уровень прозрачности финансовых потоков в бизнесе (и при этом не затрагиваются персональные данные лиц) при помощи системы обработки так называемых больших данных (big data).
Узаконивание налога на профессиональный доход, по замыслу законодателя, предусматривает избавление налогоплательщика, осуществляющего предпринимательскую деятельность, от чрезмерного набора обременительных документов, которые необходимо составлять и предоставлять в налоговые органы.
Проведем сравнение индивидуального предпринимателя (далее — ИП), работающего по упрощенной системе налогообложения (далее — УСН), и «самозанятого» лица, уплачивающего НПД, по таким параметрам, как: субъекты уплаты налога, отчетные документы, налоговые ставки и налоговые вычеты.
Положительным элементом НПД является отсутствие какой-либо отчетности. Статья 13 ФЗ о НПД закрепляет норму, согласно которой налоговая декларация по НПД в налоговые органы не представляется5.
Кроме того, регистрация «самозанятого» возможна без каких-либо бумажных заявлений, уведомлений и др. Достаточно лишь заполнить паспортные данные в специально разработанном мобильном приложении и завершить регистрацию.
ИП на общем режиме налогообложения либо выбравшие специальный режим, тем не менее, обременены необходимостью регистрироваться, заранее формируя перечень документов, необходимых для регистрации, а также предоставлять отчетность. Например, на УСН индивидуальный предприниматель обязан вести книгу учета доходов и расходов.
Если рассматривать способ взаимодействия налогоплательщика с налоговым органом, то на НПД налоговые органы присылают уведомления об уплате, используя мобильное приложение «Мой налог» ежемесячно. Необходимость посещать налоговые органы отсутствует. Индивидуальные предприниматели в рамках представления отчетности вправе взаимодействовать с налоговыми органами, используя личный кабинет
сайта ФНС России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Финансовое обременение налогоплательщика на НПД составляет обязанность уплатить:
• 4% — в отношении полученных доходов от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) физическим лицам;
• и 6% — в отношении доходов от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) индивидуальным предпринимателям для использования в предпринимательской деятельности и юридическим лицам.
На УСН налогоплательщик обязан уплатить 6% от всех полученных доходов.
Применение УСН предусматривает освобождение налогоплательщика от обязанности уплаты НДФЛ и налога на имущество физических лиц6.
Уплачивая НПД, физические лица освобождаются от уплаты налога на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) в отношении доходов, являющихся объектом налогообложения налогом на профессиональный доход7.
У налогоплательщиков НПД нет обязанности уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Законодатель оставил данный вопрос на усмотрение самого «самозанятого» и наделил правом делать выбор — вносить взносы для формирования будущей пенсии, либо в будущем довольствоваться минимальным размером пенсионного обеспечения.
В свою очередь, ИП на УСН, не имеющий работников, обязан перечислять за себя взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и федеральный Фонд обязательного медицинского страхования, но ИП в таком случае может осуществлять налоговые вычеты на сумму уплаченных взносов в указанные фонды ежеквартально, что положительно сказывается на финансовом обременении индивидуального предпринимателя.
Возможность применения налогового вычета по НПД закреплена в ст. 12 ФЗ о НПД: «лица, применяющие специальный налоговый режим, имеют право на уменьшение суммы налога на сумму налогового вычета в размере не более 10 000 руб., рассчитанную нарастающим итогом»8.
Введенный специальный налоговый режим НПД преследует цель легализовать всех лиц, которые занимаются коммерческой деятельностью, получают доход и ранее не регистрировались в качестве индивидуальных предпринима-
ЗАКОН И ПРАВО • 01-2020
телей и не уплачивали налоги с полученной прибыли.
Сравнив оба специальных налоговых режима НПД и УСН, отметим, что явными плюсами введенного НПД является практически полное отсутствие документации, упрощение регистрации физического лица, а также то, что налог рассчитывается автоматически. На такую особенность и делал ставку законодатель: минимизировать все сложности, которые могут возникнуть у лица, желающего регистрироваться и уплачивать налоги.
Отрицательной стороной для самого «самозанятого» является тот факт, что период деятельности лица в статусе «самозанятого», принявшего решение не уплачивать дополнительно взносы на обязательное пенсионное страхование, не засчитывается в страховой стаж9.
Отсутствие в законодательстве правового статуса и законной защищенности статуса «самозанятый» ограничивает его права; фактически самозанятость рассматривается как способ взимать налог с тех лиц, которые до сих пор не платили налоги с полученных доходов по каким-либо причинам.
Руководитель ФНС России М. Мишустин не раз заявлял, что такие платформы поиска заказчиков, как, например, «Яндекс Такси», являются главной целью нового налогового режима и они должны быть в системе государственных отношений. В информационно-телекоммуникационной сети Интернет после вступления в законную силу ФЗ о НПД активно начала размещается реклама с возможностью работать с данной платформой «самозанятым» лицам, а детальная характеристика данных категорий лиц с пояснениями от авторитетных специалистов помогла ввести в правовое поле большую часть «самозанятых».
Министерство финансов Российской Федерации акцентирует, что уже более 107 000 граждан зарегистрировались в качестве самозанятых10.
Все это и многое другое положительно отразилось на инициативе физических лиц регистрироваться в качестве «самозанятых». Но необходимо отметить, что данный пилотный проект, помимо очевидных плюсов, которые вложил законодатель, имеет множество минусов и недоработок.
Впоследствии налоговым органам необходимо будет сконцентрироваться на минимизации наличных денежных расчетов между контрагентами и инициировать формирование правового
поля в части законного отображения всех наличных поступлений за выполнение работ / оказание услуг между заказчиками и исполнителями.
Если лицо больше не хочет быть плательщиком НПД, он обязан уведомить об этом налоговый орган, который должен прекратить начислять налог.
Важным элементом контроля за деятельностью «самозанятых» является организация контроля с использованием инструментов цифро-визации за лицами после выбытия их из такого статуса.
В юридической литературе все чаще встречаются высказывания о том, что ФЗ о НПД «не содержит четких критериев, которые позволили бы разграничить понятия «самозанятость» и «предпринимательство», не устанавливает юридический статус самозанятых граждан»11.
Понятие «самозанятый» размывает границы правового статуса лиц, индивидуально занимающихся трудовой деятельностью, осуществляемую в своих интересах на свой страх и риск. Это физическое лицо, но не индивидуальный предприниматель.
Ранее в налоговом законодательстве деление лиц на физических и ИП осуществлялось по принципу: осуществляет физическое лицо предпринимательскую деятельность или нет. Если осуществляет, то это лицо является индивидуальным предпринимателем.
Рассмотрим процесс определения юридического статуса «самозанятого» лица. Статус лица «самозанятый» нужно наполнять определенными характеристиками; введение такого статуса только в рамках взимания налога недостаточно. По НПД налогоплательщиками налога на профессиональный доход признаются физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальный налоговый режим. После регистрации в налоговых органах такие лица наделяются определенным статусом — физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, доход которых не превышает 2 400 000 руб., являющиеся плательщиками налога на профессиональный доход и не имеющие наемных работников, т.е. «самозанятые».
Например, в части, касающейся привлечения к ответственности по Кодексу об административных нарушениях Российской Федерации (ст. 5.27) и по Уголовному кодексу Российской Федерации (ст. 171.4), может привлекаться к ответственности лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без обра-
ЗАКОН И ПРАВО • 01-2020
зования юридического лица, и это не означает, что под данную категорию могут попадать «самозанятые».
До сих пор так и не внесен в Государственную Думу Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу определения статуса самозанятых граждан», инициированный Минюстом России.
В литературе отмечается, что «самозанятость как социальное, экономическое и правовое явление — одна из наиболее актуальных, обсуждаемых и противоречивых проблем современной России»12.
Одно из определений «самозанятого» — лицо, официально не декларирующее свои доходы, но самообеспечивающее себя и свою семью.
Целесообразно продолжить работу по формированию нормативной базы под деятельность «самозанятых» и закреплению в законодательстве Российской Федерации их правового статуса как новой категории субъектов малого (микро) предпринимательства.
1 Авдеенко Н.И. Механизм и пределы регулирующего воздействия гражданско-процессуального права. Л., 1969. С. 12.
2 Конституция РФ // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
3 http://budget.mos.ш/admin?query_param=70159778 (Дата обращения: 11.03.2019)
4 Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» от 29.11.2018 г. № 459-ФЗ // Рос. газ. 2018. № 273. 5 дек.
5 Федеральный закон от «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)» 27.11.2018 г. № 422-ФЗ, ст.13 // СЗ РФ. 2018. № 49 (ч. I). Ст. 7494.
6 См.: п. 3 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ (часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.
7 См.: п. 8 ст. 2 Федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» ...
8 Там же, ст.
9 Постановление Правительства РФ от 19.02.2019 г. № 160 «О внесении изменений в Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» // СЗ РФ. 25.02.2019. № 8. Ст. 788.
10 https://www.pnp.ru/economics/chislo-legalnykh-samozanyatykh-rossiyan-prevysilo-100-tysyach.html (Дата обращения: 15.10.2019)
11 Павловская О.Ю. К вопросу о проблемах правового регулирования самозанятости // Право и экономика. 2018. № 12. С. 12—17.
12 Ершова И.В., Трофимова Е.В. Самозанятость: репер-ные точки формирования правового режима // Предпринимательское право. 2017. № 3. С. 3.
ЗАКОН И ПРАВО • 01-2020