Научная статья на тему 'Отрицательные и положительные стороны специального налогового режима «Налог на профессиональный доход». '

Отрицательные и положительные стороны специального налогового режима «Налог на профессиональный доход». Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1253
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
самозанятые / специальный налоговый режим / налог на профессиональный доход / юридический состав налога на профессиональный доход. / self-employed / special tax regime / tax on professional income / legal composition of professional income tax.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Волков Д. Е.

данной статье определяется юридический состав налога, уплачиваемого в связи с применением специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (НПД), рассматриваются отрицательные и положительные стороны, связанные с осуществлением самозанятыми профессиональной деятельности в условиях НПД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEGATIVE AND POSITIVE ASPECTS OF THE SPECIAL TAX REGIME "TAX ON PROFESSIONAL INCOME".

This article defines the legal composition of the tax paid in connection with the application of the special tax regime "Tax on professional income", considers the negative and positive aspects associated with the implementation of self-employed professional activities in the conditions of the tax regime "Tax on professional income".

Текст научной работы на тему «Отрицательные и положительные стороны специального налогового режима «Налог на профессиональный доход». »

«C@yL@qyiym-J®yrMaL»#2il4),2©2© / JURISPRUDENCE

195

JURISPRUDENCE

Волков Д.Е.

Кемеровский институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова Научный руководитель: Р.В. Бобринев к.ю.н., доцент DOI: 10.24411/2520-6990-2019-11271 ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ И ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЛОГОВОГО РЕЖИМА «НАЛОГ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД».

Volkov D.E.

Kemerovo institute Plekhanov University Scientific supervisor R. V.Bobrinev candidate of jurisprudence, docent

NEGATIVE AND POSITIVE ASPECTS OF THE SPECIAL TAX REGIME "TAX ON PROFESSIONAL INCOME".

Аннотация.

В данной статье определяется юридический состав налога, уплачиваемого в связи с применением специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (НПД), рассматриваются отрицательные и положительные стороны, связанные с осуществлением самозанятыми профессиональной деятельности в условиях НПД.

Abstract.

This article defines the legal composition of the tax paid in connection with the application of the special tax regime "Tax on professional income", considers the negative and positive aspects associated with the implementation of self-employed professional activities in the conditions of the tax regime "Tax on professional income".

Ключевые слова: самозанятые, специальный налоговый режим, налог на профессиональный доход, юридический состав налога на профессиональный доход.

Keywords: self-employed, special tax regime, tax on professional income , legal composition of professional income tax.

На сегодняшний день, проблема, связанная с налогообложением самозанятых лиц является весьма актуальной. Государство, проводя политику по выведению трудоспособного населения из теневого сектора экономики, предпринимает попытки на законодательном уровне закрепить и регламентировать деятельность самозанятых граждан. Были приняты нормативно-правовые акты, в которых законодатель легализует и регламентирует деятельность самозанятых.

С 1 января 2019 года вступил в силу федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)» от 27.11.2018 № 422-ФЗ [1].

Рассмотрим юридический состав налога на профессиональный доход (далее - НПД).

Напомним, в нормативном правовом акте о конкретном налоге должны быть указаны такие существенные элементы, как:

1) лица, которые потенциально могут являться налогоплательщиками этого налога - субъекты налога;

2) юридический факт, следствием которого является обязанность по уплате налога - объект налогообложения;

3) сумма налога или способ ее исчисления -налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога;

4) сроки (периодичность) уплаты - порядок и сроки уплаты налога

Указанные элементы являются существенными (обязательными). При отсутствии любого из них норма закона о налоге утратит определенность, а налог невозможно будет исчислять и уплачивать, поскольку он не будет считаться установленным, т.е. легитимным. Получатель налога, т.е. конкретный вид бюджета, куда зачислятся обязательный платеж, определяется бюджетным законодательством и не является существенным элементом налога.

Таким образом, юридический состав налога можно определить как систему существенных элементов налога, которые необходимы и достаточны для его однозначного исчисления и уплаты. В их число входят:

1) Налогоплательщики, в качестве которых в соответствии со ст.19 НК РФ выступают организации и физические лица, на которых НК РФ возлагает обязанность по уплате налогов [4].

2) Объект налогообложения, под которым согласно ст.38 НК РФ объектом налогообложения понимается : 1) реализация товаров (работ, услуг), 2) имущество, 3) прибыль, 4) доход, 5) расход или 6) иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения,

JURISPRUDENCE / <<Ш^ШМУМ~^®УГМа[1>>#2(114)),2©2©

196

определяемый в соответствии с ч. 2 НК РФ и с учетом положений ст. 38 НК РФ.

3) Налоговая база, представляющая собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая база и порядок ее определения по федеральным, региональным и местным налогам устанавливаются НК РФ.

4) Налоговая ставка, в качестве которой признается величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

5) Налоговый период, представляющий собой календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи. В данный момент налоговые периоды по различным налогам составляют 1 календарный месяц, квартал, календарный год.

6) Порядок исчисления налога. Согласно ему сумма налога, которая подлежит уплате за налоговый период, исчисляется лицом самостоятельно исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено НК РФ.

7) Порядок и сроки уплаты налога. Они устанавливаются отдельно к каждому налогу. Сроки определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога, либо в ином порядке, установленным налоговым законодательством.

Существуют также и факультативные элементы (например, налоговые льготы), которые не входят в юридический состав, но используются для исчисления и уплаты налога либо для освобождения от его уплаты [6, с. 32-38].

Налогоплательщиками НПД согласно ФЗ от 27.11.2018 № 422-ФЗ признаются физические лица, которые перешли на специальный налоговый режим. Иными словами, это лица, которые занимаются своей профессиональной деятельностью на территории вышеупомянутых субъектов РФ и получают доходы от реализации самостоятельно произведённых товаров (работ, услуг) [1].

Однако, законодатель устанавливает ограничения для лиц, облагаемых НПД. Так, самозанятые граждане не могут осуществлять реализацию подакцизных товаров, заниматься добычей полезных ископаемых, иметь трудовые отношения с другими лицами, применять иные налоговые режимы и т.д. Также, одним из важных условий данного специального налогового режима является максимальная

годовая величина дохода. За календарный год доходы лица должны быть менее 2 млн. 400 тыс. рублей. Кроме физических лиц, налогоплательщиками могут быть индивидуальные предприниматели, которые перешли на данный налоговый режим при соблюдении тех же условий [8].

Доходы, полученные от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) самозанятых лиц, признаются объектом налогообложения НПД. Однако, не все доходы могут быть признаны объектом налогообложения. Например, не признаются в качестве доходов - доходы, получаемые от трудовых отношений, отношений купли-продажи имущества, от частной нотариальной и адвокатской практик и т.д.

В соответствии со ст. 8 ФЗ от 27.11.2018 № 422-ФЗ, налоговая база, представляет собой денежное выражение дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), являющегося объектом налогообложения и определяется отдельно по конкретным видам доходов, в отношении которых законодатель устанавливает различные налоговые ставки [1].

Важным элементом состава является налоговый период. В ст. 9 ФЗ от 27.11.2018 № 422-ФЗ закреплено, что указанный период составляет календарный месяц. Первым таким периодом для лица, только что вставшего на учет как самозанятое лицо, является период времени с момента постановки на учет до конца следующего месяца. Если лицо снимается с учета, то последним таким периодом признается период времени с начала соответствующего календарного месяца до момента снятия с учета.

Налоговые ставки в этом налоговом режиме могут быть двух видов: 4% в случаях, когда товары (работы, услуги) реализуются в интересах физических лиц, и 6%, когда реализация происходит в интересах индивидуальных предпринимателей при ведении предпринимательской деятельности, а также юридических лиц [1].

Сама процедура уплаты налога является особенной. Особенность заключается в том, что сама уплата происходит по упрощённой процедуре с помощью мобильного приложения «Мой налог», разработанного Федеральной налоговой службой, скачать которое не составляет особого труда для налогоплательщиков. Также в этом приложении налогоплательщик сможет получить подробную информацию о сроке уплаты налога, сумме задолженности по налогу, сроке исполнения требований. Сами налоговые выплаты налогоплательщик должен совершать не позднее 25 числа ежемесячно [7].

Как утверждает законодатель, 63 % отчислений будут поступать в региональные бюджеты субъектов РФ, принимающих участие в эксперименте, а оставшаяся 37 % часть будет участвовать в формировании федерального фонда обязательного медицинского страхования [3].

Реакцию на принятие этого закона нельзя назвать однозначной. В научной среде мнения разделились. Несмотря на все преимущества этого налогового режима, существует ряд проблем, кото-

<<Ш11ШетиМ~^®и©Ма[1>>#2(1!4)),2©2© / JURISPRUDENCE

рые могут возникнуть с проведением этого эксперимента. Одной из таких проблем можно назвать то, что законодатель не дает определения самозанятого лица. Некоторые исследователи считают, что самозанятых стоит отнести к категории индивидуальных предпринимателей. Безусловно, самозанятых лиц можно отнести к категории индивидуальных предпринимателей, поскольку их деятельность соответствует критериям предпринимательской деятельности, однако, это утверждение нельзя назвать верным, поскольку важным компонентом предпринимательской деятельности является характер риска предпринимателя, заключающийся в отсутствии гарантированности получения прибыли. Иными словами, предприниматель осознает риск убытков от своей деятельности. Конечно, самозанятые лица тоже подвергаются риску не получить прибыль, однако они чаще всего осуществляют свою деятельность самостоятельно, в то время, как индивидуальные предприниматели используют не только собственный, но и наемный труд.

Несмотря на то, что с момента начала эксперимента прошло еще относительно немного времени, промежуточные результаты говорят уже о его эффективности. Так, на заседании расширенной коллегии ФНС руководитель ФНС России Михаил Ми-шустин заявил, что с начала года за 10 месяцев в регионах, принимающих участие в эксперименте зарегистрировалось 284 тыс. человек, а общая сумма налоговых отчислений составила 32,6 млрд. рублей [9].

Кроме того, 15 декабря 2019 года был принят Федеральный закон №428, согласно которому к эксперименту присоединяются еще 19 субъектов РФ. Данный закон вступает в силу с 1 января 2020 года [2]. Этот факт, несомненно, указывает на заинтересованность все большего числа регионов в предоставлении возможности самозанятым лицам легализовать свою деятельность и тем самым обеспечить их участие в формировании региональных бюджетов. Напомним, что согласно ФЗ от 27.11.2018 № 422-ФЗ в бюджет субъекта РФ доля поступлений от уплаты НПД составляет 63% [1].

Однако введение нового налога повлекло появление определённых трудностей у субъектов НПД. Так, самозанятым запрещено использовать наемный труд. Кроме того, освобождение от уплаты пенсионных взносов в будущем значительно повлияет на размер их пенсии. Также, тот факт, что добровольность уплаты взносов в фонд социального страхования не предусматривается, для самозанятых лиц может возникнуть угроза отказа со стороны соответствующих социальных служб в оформлении и выплате социальных пособий. Стоит отметить, что при переходе на НПД налогоплательщикам запрещается использовать другие налоговые режимы, а также при формировании налоговой базы уменьшать полученные доходы от реализации товаров (услуг, работ) на расходы, связанные с осуществлением своей профессиональной деятельности.

197

Стоит также обратить внимание, что довольно странным является ограничение для доходов лиц, занимающихся частной нотариальной и адвокатской практикой, арбитражным управлением. Поскольку именно эти лица являются классическим примером самозанятых, которые получают доход за свою профессиональную деятельность [5].

Несмотря на это, для лиц, являющихся налогоплательщиками НПД, этот режим дает ряд преимуществ.

Во-первых, этот режим дает возможность самозанятым выйти из теневого сектора, то есть осуществлять свою предпринимательскую деятельность законно. Во-вторых, благодаря мобильному приложению «Мой налог» самозанятые освобождаются от налоговой и бухгалтерской отчетности, поскольку все необходимые функции выполняются мобильным приложением. Кроме этого, НПД позволяет освободить от уплаты НДФЛ в размере 13%, а также НДС индивидуальных предпринимателей. Кроме того, лица, находящиеся на государственной службе смогут уменьшить налог на доходы от сдачи жилья в аренду. Кроме того, самозанятым, которые продают собственную продукцию или оказывают услуги репетиторов и др., не нужно будет опасаться, что их доход будет раскрыт ИФНС и облажен налогом в полном размере 13%, им достаточно будет перейти на НПД и производить уплату налога не позднее 25 числа ежемесячно. Также, это дает защиту самозанятым со стороны государства, ведь часто бывает, что недобросовестные заказчики отказываются оплачивать услуги самозанятых, да и заказчикам будет комфортнее работать с лицами, зная, что они осуществляют свою профессиональную деятельность законно. Стоит отметить, что лица, перешедшие на НПД, смогут воспользоваться налоговым вычетом в размере до 10 тысяч рублей.

Исходя из всего выше сказанного можно сделать вывод, что несмотря на то, что некоторые аспекты налогового режима нуждаются в совершенствовании, например, требуется юридическое закрепление самого понятия «самозанятые лица», правовые критерии разграничения профессионального дохода и предпринимательской деятельности, эксперимент по введению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» можно назвать важным шагом к выведению трудоспособного населения из теневого сектора экономики. Кроме того, он дает возможность самозанятым законно заниматься своей профессиональной деятельностью, получить доступ к государственным программам. Безусловно, эксперимент можно назвать необходимым, поскольку он предоставляет преимущества не только самозанятым, но и дает возможность пополнить бюджетную систему нашего государства. На сегодняшний день расширение сферы влияния НПД на другие субъекты, а также выход самозанятых из тени говорит о положительной тенденции по борьбе с теневым сектором. Важно, чтобы эта тенденция продолжила свое развитие, граждане продолжили использование этого налогового режима, а государство сделало

198

ШШБРЯГОЕЖЕ / <<Ш^ШМУМ~^®УГМа[1>>#2(114)),2©2©

все необходимое, чтобы самозанятые смогли осуществлять свою деятельность в условиях стабильного и посильного для них налогообложения.

Литература:

1. Федеральный закон от 27 ноября 2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)» // «Собрание законодательства РФ», 03 декабря 2018. - № 49 - ст. 7494. (дата обращения 27.12.2019)

2. Федеральный закон от 15 декабря 2019 г. N 428-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)» // Российская газета - № 284. - 17.12.2019. (дата обращения 27.12.2019)

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. - 03.08.1998. - № 31. -Ст. 3823. (дата обращения 27.12.2019)

4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от

27.11.2018) // Собрание законодательства РФ. - № 31. - 03.08.1998. - ст. 3824. (дата обращения

27.12.2019)

5. Акавов У. Т. Правовые проблемы налога на профессиональный доход // Молодой ученый. -2019. - №51. - С. 54-56.

6. Бобринёв Р.В. Налоговое право: общая часть [Текст] : учебное пособие для студентов вузов / Р.В. Бобринёв ; Кемеровский институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова. - Кемерово : Кемеровский институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2015. -300 с.

7. Мальцева Елена Николаевна, Никонова Наталия Петровна Правовой статус плательщиков налога на профессиональный доход в свете федерального закона о введении экспериментального специального налогового режима: теоретико-правовой аспект // БГЖ. 2019. №2 (27).

8. Соболь Ольга Станиславовна Налог на профессиональный доход в системе специальных налоговых режимов: эксперимент правового обеспечения // Вестник Университета имени О.Е. Кута-фина. 2019. №7 (59).

9. Заседание расширенной коллегии ФНС России от 21.11.2019 https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_its/927885 3/ (дата обращения 29.12.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.