Научная статья на тему 'Совершенствование налогообложения самозанятых граждан'

Совершенствование налогообложения самозанятых граждан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
907
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРИЛАНСЕР / САМОЗАНЯТЫЙ ГРАЖДАНИН / УДАЛЕННЫЙ РАБОТНИК / НАЛОГОВЫЕ ВЫЧЕТЫ / НАЛОГ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД / ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / НЕФОРМАЛЬНАЯ ЗАНЯТОСТЬ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ЗАКОН / НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ / НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО / FREELANCER / SELF-EMPLOYED CITIZEN / REMOTE WORKER / TAX DEDUCTIONS / PROFESSIONAL INCOME TAX / SHADOW ECONOMY / INFORMAL EMPLOYMENT / EXPERIMENTAL LAW / PERSONAL INCOME TAX / PROPERTY TAX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зиглина Василиса Евгеньевна

В статье рассматриваются понятие и классификация термина «самозанятый гражданин». Приводится анализ действующего Федерального закона № 422 от 27.11.2018 г. «О проведении эксперимента...», призванного регулировать деятельность данной группы экономических субъектов, в ходе которого проведено сравнение предлагаемых в законе мер налогового регулирования деятельности самозанятых граждан с уже существующими налоговыми режимами, применяемыми в отношении индивидуальных предпринимателей. Проведено сравнение предложенных в законе мер регулирования с действующими в отношении граждан РФ налоговыми льготами. Сопоставление самозанятых граждан с индивидуальными предпринимателями и гражданами РФ обусловлено схожестью данных экономических категорий, вследствие чего самозанятым гражданам присущи черты как граждан РФ, так и индивидуальных предпринимателей. По итогам данного сравнительного анализа выявлено, что предлагаемая сумма налоговых вычетов для самозанятых граждан в разы меньше той, которая доступна гражданам РФ. Вследствие чего предложено регулировать обозначенную проблему по аналогии с применяемыми к гражданам РФ методами. Также предложено упростить процедуру подачи необходимого пакета документов для получения налогового вычета для самозанятых граждан с помощью приложения «Мой налог», через которое осуществляется взаимодействие между самозанятым гражданином и налоговыми органами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE TAXATION OF SELF-EMPLOYED CITIZENS

This article discusses the relatively recent concept “self-employed citizen” and classifies such citizens. An analysis is made of the current law, designed to regulate the activities of this group of economic entities. Tax measures proposed by the law for the activities of selfemployed citizens are compared with the existing tax regimes applicable to individual entrepreneurs. Regulatory measures proposed in the law are also compared with tax privileges for citizens of the Russian Federation. Self-employed citizens are compared with individual entrepreneurs and citizens of the Russian Federation due to the borderline nature of the former phenomenon: the economic category under consideration has features of both economic entities. The comparative analysis revealed that the proposed amount of tax deductions for selfemployed citizens is several times less than that available to citizens of the Russian Federation. As a result, it is proposed to regulate the indicated problem by analogy with the methods applied to citizens of the Russian Federation. It is also proposed to simplify the procedure for filing the necessary documents for obtaining tax deductions for self-employed citizens through the My Tax application that provides the interaction between self-employed citizens and the tax authorities.

Текст научной работы на тему «Совершенствование налогообложения самозанятых граждан»

Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2020. № 50

УДК 331.5

DOI: 10.17223/19988648/50/7

В.Е. Зиглина

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ САМОЗАНЯТЫХ ГРАЖДАН

В статье рассматриваются понятие и классификация термина «самозанятый гражданин». Приводится анализ действующего Федерального закона № 422 от 27.11.2018 г. «О проведении эксперимента...», призванного регулировать деятельность данной группы экономических субъектов, в ходе которого проведено сравнение предлагаемых в законе мер налогового регулирования деятельности самозанятых граждан с уже существующими налоговыми режимами, применяемыми в отношении индивидуальных предпринимателей. Проведено сравнение предложенных в законе мер регулирования с действующими в отношении граждан РФ налоговыми льготами. Сопоставление самозанятых граждан с индивидуальными предпринимателями и гражданами РФ обусловлено схожестью данных экономических категорий, вследствие чего самозанятым гражданам присущи черты как граждан РФ, так и индивидуальных предпринимателей. По итогам данного сравнительного анализа выявлено, что предлагаемая сумма налоговых вычетов для самозанятых граждан в разы меньше той, которая доступна гражданам РФ. Вследствие чего предложено регулировать обозначенную проблему по аналогии с применяемыми к гражданам РФ методами. Также предложено упростить процедуру подачи необходимого пакета документов для получения налогового вычета для самозанятых граждан с помощью приложения «Мой налог», через которое осуществляется взаимодействие между самозанятым гражданином и налоговыми органами. Ключевые слова: фрилансер, самозанятый гражданин, удаленный работник, налоговые вычеты, налог на профессиональный доход, теневая экономика, неформальная занятость, экспериментальный закон, налог на доходы физических лиц, налог на имущество.

Благодаря техническому прогрессу и освоению его результатов достигнут существенный информационный охват общества и проникновение информационных технологий во все сферы жизни человечества. Кардинальным образом изменился стиль жизни общества в целом, в том числе и рынок труда. В ноябре 2018 г. был принят закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)» № 422-ФЗ [1]. Данный закон носит характер эксперимента и, как следует из названия, изначально действовал на территории только 4 субъектов РФ. В начале 2020 г. территория проведения эксперимента расширилась, и теперь действие закона распространено также и на Санкт-Петербург, Воронежскую, Волгоградскую, Ленинградскую, Нижегородскую, Новосибирскую, Омскую, Ростовскую, Самарскую, Сахалинскую, Свердловскую,

Тюменскую, Челябинскую области, Красноярский и Пермский края, Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ и Республика Башкортостан. Сам факт расширения зоны действия эксперимента говорит об успешности принятых мер по легализации неформально занятых граждан. Однако в связи с экспериментальным характером действующего законодательства в отношении самозанятых граждан большинство из них осуществляют свою деятельность незаконно. Это обусловлено действием следующих причин: большой уровень налогообложения, увеличение масштабов государственного сектора в экономике (например, его доля в период с 2006 по 2016 г. выросла с 35 до 46%) [11], экономическая неустойчивость (с учетом роста курсовых разниц и санкций эта причина для России актуальна), слабость прав собственности (эта причина присуща российской экономике и является последствием криминализации общества в 90-х гг. прошлого столетия), отрицательный социальный фон (у россиян большое недоверие к власти) [12].

Таким образом, важной и актуальной становится задача легализации самозанятых граждан, что, в свою очередь увеличит налоговые поступления в государственный бюджет. Для этого необходимо совершенствование нормативно-законодательного поля в отношении регулирования налога на профессиональный доход для самозанятых граждан. Кроме того, в современной научной литературе недостаточно изучены вопросы понятия самозанятых граждан и их классификации, что и обусловливает задачи настоящего исследования.

Классификация самозанятых граждан

Во многих научных работах дается различная трактовка понятия «самозанятый гражданин». Так, согласно определению Министерства труда самозанятые граждане - это граждане (физические лица), которые на свой страх и риск осуществляют деятельность по выполнению работ и оказанию услуг при самостоятельном личном трудовом участии, направленную на систематическое получение прибыли, при условии, что они не зарегистрированы в качестве ИП и не имеют наемных работников [1-8]. Особенность данного явления в России заключается в том, что категория самозанятых граждан занимает пограничное состояние между ИП (индивидуальными предпринимателями) и гражданами РФ, а соответственно, применяемые меры государственного регулирования и поддержки должны коррелировать с этими категориями. Взаимосвязь между понятиями «самозанятые граждане», «фриланс» и «удаленные работники» представлена на рис. 1.

Основой для данной классификации является понимание того, как мы уже отмечали, что в связи с экспериментальным характером действующего законодательства в отношении самозанятых граждан большинство из них осуществляют свою деятельность незаконно. В свою очередь, удаленные работники являются полноценными сотрудниками организации и их взаимоотношения с работодателем чаще закреплены трудовым договором.

Рис. 1. Классификация фрилансеров.

Источник: Предложено автором на основании анализа литературы [1-4]

При сложившейся в настоящее время ситуации вокруг данного вопроса самозанятых граждан можно в большей степени относить к неформально занятым работникам, у которых отсутствует трудовой договор со своим работодателем. Поэтому разделение фрилансеров на самозанятых граждан и удаленных работников обусловлено степенью законности осуществления ими деятельности. Также у выделенных категорий работников имеется разная степень свободы. В то время как удаленные работники самостоятельно определяют место работы, самозанятые граждане, помимо этого, могут самостоятельно выбирать заказы, работодателя и имеют свободный график работы. Говоря об удаленных работниках, предполагается, что вследствие наличия трудового договора такой сотрудник настроен на более продолжительную совместную работу, нежели самозанятые граждане. Если классифицировать фрилансеров, то, как видно на схеме, их можно разделить на две большие группы - это самозанятые граждане и удаленные работники. Различие между этими категориями фрилансеров заключается в том, что удаленные сотрудники - это работники компании, которые заключили со своим работодателем трудовой договор и являются полноценными сотрудниками фирмы, но для выполнения работы им нет необходимости посещать работодателя (либо можно ограничиться редкими заездами в офис). Самозанятые граждане имеют несколько работодателей, с которыми в лучшем случае заключен договор об оказании услуг, а чаще действует устная договоренность, соответственно, их деятельность больше подвержена риску неоплаты проделанной работы. Однако при данном разделении фрилансеров не отрицается допустимость наличия у удаленного работника возможности принимать заказы в, и частично осуществлять свою деятельность аналогичным с самозанятыми гражданами образом (не имея письменных договоренностей с заказчиком). Самозанятых граждан также можно разделить по разным классификационным признакам, которые представлены в табл. 1. Следует отметить, что данная экономическая категория достаточно мобильна - подвержена изменениям структурных и классификационных особенностей, присущих ей. Таблица отражает наиболее общие аспекты деятельности самозанятых граждан.

Что касается последнего классификационного признака, представленного в табл. 1, то данная классификация включает в себя основные, наиболее популярные у самозанятых граждан виды деятельности, которые в скором времени, возможно, расширятся.

Таблица 1. Классификация самозанятых граждан [1, 13-14]

Классификационный признак Классификации Пояснение

По отношению к высокотехнологичным отраслям Инновационные Задействованы в высокотехнологичных отраслях и сферах хозяйственной деятельности, производстве наукоемкой продукции, работ и услуг, в научных исследованиях

Традиционные Не задействованы в высокотехнологичных отраслях

По характеру производимой работы Создающие товары Например, швеи, которые делают одежду на заказ, создают товары

Создающие услуги Это превалирующая группа самозанятых граждан

По степени законности, осуществляемой деятельности Неформальные Такие самозанятые граждане, которые не зарегистрированы официально и не вставали на налоговый учет

Формальные Граждане, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с законом

По охвату стран, с которыми осуществляется сотрудничество Работающие в России И самозанятый гражданин, и его работодатель находится в России

Работающие за рубежом Знание иностранных языков и высокий уровень компетентности дают возможность получать заказы от работодателей, находящихся за рубежом

По количеству времени, отдаваемому фрилансу Занятые Посвящают весь свой рабочий день фрилансу и какой-либо другой официальной работы не имеют

Частично занятые Для этой категории граждан фриланс - этого подработка, которой они занимаются помимо своей официальной работы

По отраслям и сферам занятости Дизайнеры Занятые в сфере рекламы и маркетинга, фотографы, архитекторы и т. д.

Программисты и ГГ-персонал Разработчики сайтов, тести-ровщики программных продуктов и т. д.

Работники сферы образования Репетиторы, помощники при написании курсовых, дипломных работ, переводчики и т. д.

Бэбиситеры Няни

Рабочий персонал Домработницы, слесаря, сантехники

Классификационный признак Классификации Пояснение

Специалисты по аудио и видео Видеомонтажеры, дикторы, видеодизайнеры, аудиомонта-жеры

Специалисты по консалтинговым услугам Бухгалтеры, юристы, финансовые аналитики и т.д.

Источник: предложено автором на основании литературы [1, 13-14].

Учитывая результаты опроса, проводимые в мае-июне 2017 г. компанией Яе8еагсЬМе, для российской практики наиболее интересной является классификация по степени законности. Отчасти это можно объяснить особенностями (криминализацией бизнеса) становления рыночной экономики в России в период 90-х гг., когда, собственно, фриланс начал набирать обороты благодаря техническому прогрессу. Таким образом, на сегодняшний день большинство граждан РФ (68%) не признают одной из своих гражданских обязанностей уплату налогов (табл. 2).

Таблица 2. Мнения самозанятых граждан об обязанности платить налоги от результатов своей деятельности

Количество граждан, придерживающихся данного мнения, % Позиция

39 Не считают нужным платить налоги, поскольку ничего не ждут от государства

29 Уплата налога не обязательна, так как они самостоятельно заботятся о своем социальном обеспечении

32 Уплата налогов является гражданским долгом каждого

Источник: компания по проведению маркетинговых исследований, онлайн-опросов и интеграции данных. Ке8еагсЬМе.

Если в зарубежных источниках, когда обсуждается понятие «фрилан-сер», говорится об этом как о новом социокультурном явлении, то в российской практике самозанятые граждане рассматриваются как угроза экономическому положению страны. В зарубежной практике дистанционная работа - это способ упростить себе жизнь, а в российской - это способ укрыться от налогов. Некоторые неформальные самозанятые граждане зарегистрированы в качестве безработных, что позволяет им получать пособие по безработицы, помимо дохода от их незаконной деятельности. Как следствие это в дальнейшим может вызвать дефицит бюджета [15-17].

Кроме сложившегося мнения у самозанятых граждан относительно своих обязанностей по уплате налогов, имеет смысл также рассмотреть другие особенности, присущие самозанятым гражданам в России:

- увеличение числа самозанятых в экономически неблагополучных районах страны. В тех регионах, в которых высокий уровень безработицы, низкие среднедушевые доходы населения, большая доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, малое количество малых предприя-

тий, низкие инвестиции на душу населения, удельный вес неформальных занятых высок, а поступления налогов в бюджет низкие [18];

- происходит территориальная децентрализация - если ранее на русскоязычном рынке преобладали жители России, то теперь увеличилась доля участия граждан из бывших советских республик, а также стран, в которые за последнее время мигрировало русскоязычное население;

- выравнивание гендерного состава: если изначально (в 2009 г.) мужчин фрилансеров было больше в 2 раза, чем женщин, то в 2014 г. разрыв составил 16%;

- постепенное вовлечение старших поколений - изначально (в 2009 г.) доля фрилансеров в возрасте от 18 до 26 лет составляла треть всех фрилан-серов, к 2014 г. доля фрилансеров старше 40 лет выросла в пятилетний период с 6 до 16%;

- схожая тенденция и в профессиональном аспекте - в исследуемом периоде количество фрилансеров с двумя и более высшими образованиями увеличилось с 8 до 19%, аналогичная тенденция касается опыта работников;

- сложность оценки количества и качественных характеристик самозанятых граждан;

- отсутствие социальных гарантий, таких как выходное пособие, больничные и пенсия;

- только 20% фрилансеров заключают договора об оказании услуг со своими заказчиками, в итоге ведя к тому, что происходит задержка оговоренной оплаты (у 76%) и полная или частичная невыплата гонорара (29 и 40% соответственно) [19].

Однако на законодательном уровне этот вопрос уже прорабатывается. С 1 января 2019 г. в силу вступил Федеральный закон ФЗ № 422 от 27 ноября 2018 г. «О проведении эксперимента по установлению специального режима "Налог на профессиональный доход"...», как можно понять из названия, данный закон был принят для того, чтобы вывести из тени граждан, уклоняющихся от налогов [20]. Действие данного закона распространено только на территории указанных в законе регионов страны и носит характер эксперимента. Однако нет сомнений, что в скором времени действие данного закона или аналогичных ему будет распространено на территорию всей России. В ходе анализа данного законопроекта возник ряд вопросов:

- могут ли в дальнейшем иностранные граждане быть самозанятыми гражданами;

- если самозанятый гражданин, находясь в стране, в которой он является налоговым резидентом, выполняет заказ для иностранной фирмы, которая находится за пределами упомянутой страны, как в этом случае будет осуществляться процесс налогообложения;

- на основании чего будет доход корректно разделяться на доходы, облагаемые по ставке 4%, и на доходы, которые облагаются по ставке 6%;

- каков порядок обжалования суммы налога на профессиональный доход, если гражданин с этой суммой не согласен;

- какой налог на имущество будет платить самозанятый гражданин, если часть его личного имущества участвует в предпринимательской деятельности;

- если самозанятый гражданин имеет право нанимать сотрудников только по ГПД, не ухудшит ли это обстановку с пенсионными накоплениями в стране;

- учитывая тот факт, что самозанятые граждане могут получить максимальный налоговый вычет за все время работы в этом статусе в размере 10 000 рублей вместо максимально возможного 260 000 в год, как у граждан РФ (при использовании налогового вычета на покупку жилья), то в случае если самозанятый гражданин также несет соответствующие расходы, не станет ли это поводом остаться «в тени».

Таблица 3. Сравнительная характеристика режимов налогообложения НПД,

УСНО и ЕНВД

Критерий НПД УСНО | УСНО | ЕНВД | ПСН

Применительно к ор-ганизацион-но-правовой форме Самозанятые граждане ИП

Налогооблагаемая база Доходы Доходы Доходы минус расходы Доходы Уплачивает стоимость патента в соответствии с 346.51 НК РФ

Сумма взимаемого налога 4% - при реализации физ. лицам; 6% -при реализации ИП и юр. лицам 6% 15% (регион может снизить до 5%) 15% СтПатент = (БазД * 6%) / 12 мес. * Период-ПСН, где БазД -показатель базовой доходности. Период ПСН -период действия ПСН

Обязанность платить НДФЛ за сотрудников Нет Обязан Обязан Обязан Обязан за сотрудников, но не за себя

Налог на имущество - Нет Нет Нет Нет

Отчетный период Отчетность ведется через приложение «Мой налог», оплачивать налоги нужно ежемесячно не позднее 25 числа Календарный год (п. 1 ст. 346.19 НК РФ) Календарный год (п. 1 ст. 346.19 НК РФ) Квартал (п. 1 ст. 346.30 НК РФ) 6 месяцев (плата полной стоимости патента до истечения этого срока) или 12 месяцев (плата 1/3 стоимости патента в первые 90 дней, оставшиеся 2/3 до окончания)

Критерий НПД УСНО УСНО ЕНВД ПСН

Представление налоговой декларации Нет По итогам года По итогам года По итогам года Нет

НДС Нет (кроме ввозного) Нет Нет Нет Нет (кроме ввозного)

Ограничения по численности сотрудников Деятельность осуществляется самостоятельно, но нет ограничений по ГПД Не более 100 человек Не более 100 человек Не более 100 человек Не более 15 человек

Виды деятельности Ограничения по: торговле подакцизными товарами, перепродаже товаров и прав собственности, добыче полезных ископаемых Нет ограничений Нет ограничений Указаны в п. 2 ст. 346.26 НК РФ Представлены в п. 2 ст. 346.43 НК РФ

Максимально допустимая сумма дохода 2,4 млн в год 150 млн за отчетный период (п. 4 ст. 346.13 НК РФ) 150 млн за отчетный период (п. 4 ст. 346.13 НК РФ) - -

Возможность перехода на другую систему налогообложения Через приложение «Мой налог», сроки не оговорены С начала следующего года С начала следующего года С начала следующего года Патент выдается на определенный срок, после его истечения можно переходить на любую другую СН

Сроки подачи отчетности Нет Не позднее 30 апреля, следующего за отчетным года Не позднее 30 апреля, следующего за отчетным года Не позднее 20 числа следующего квартала Нет

Источник: Налоговый кодекс РФ [21].

Налоговые вычеты для самозанятых граждан

Рассмотренный федеральный закон носит характер эксперимента, который рассчитан на 10 лет, однако потребность в формировании закона, способного регулировать данный вопрос, возникает уже сейчас.

В табл. 3 представлены сравнения между налоговым режимом НПД (налог на профессиональный доход) и наиболее популярными режимами налогообложения у ИП, условия налогообложения и подачи налоговой отчетности, применяемые к самозанятым гражданам, выглядят достаточно

выгодными. Что касается перехода части прав, применяемых к гражданам РФ, то следует осветить вопрос предоставления налоговых вычетов. Ведь тот факт, что самозанятый гражданин перешел на режим НПД, не отменяет возможности появления у него расходов, подпадающих под статьи расходов, по которым полагается налоговый вычет для граждан РФ. Ранее упоминалось, что самозанятые граждане смогут получить налоговый вычет, но только один раз за весь срок работы в качестве самозанятого гражданина и сумма вычета не будет превышать 10 000 руб. Данный пункт закона может стать преградой на пути реализации эксперимента. Более логично и корректно было бы применять методику расчета налоговых вычетов, представленную в табл. 4.

Таблица 4. Предлагаемая методика расчета налоговых вычетов для самозанятых граждан

Вид расхода, подпадающий под действие налогового вычета База для расчета, руб. Сумма налогового вычета, руб.

Для граждан РФ Для самозанятых граждан

1 2 3 4

Расход на оплату образовательных услуг 120 000 15 600 6 000

Расход на оплату образовательных услуг членов семьи 50 000 6 500 2 500

Расходы на оплату медицинских услуг 120 000 15 600 6 000

Расходы на оплату медицинских услуг членов семьи 50 000 6 500 2 500

Индивидуальный инвестиционный счет 400 000 52 000 20 000

Расходы, связанные с приобретением недвижимости 2 000 000 260 000 100 000

Источник: Налоговый кодекс РФ [22].

Суммы, представленные в столбце 3 табл. 4, были получены путем умножения базы для расчета налогового вычета, представленной в столбце 2 данной таблицы, на 13% (так как доход граждан РФ облагается по ставке 13%). Способ обложения налогом доходов самозанятых граждан приведен в табл. 3. Для учета налоговых возвратов для самозанятых граждан предлагается базу для расчета оставить неизменной, а сумму налогового вычета рассчитывать путем умножения сумм из столбца 2 на 5% (среднее арифметическое от 4% для физ. лиц и 6% для юр. лиц), как представлено в формуле (1). Формула (2) является вариацией формулы (1), которая учитывает удельный вес уплаченных сумм налогов по каждой из ставок:

сн = 4%^6% = 5%, (1)

СН = 4% * УВ + 6% *УВ = от 4% до 6 % , (2)

где СН - ставка налога; УВ - удельный вес.

Поскольку имеются различия между учетом результатов деятельности гражданина РФ и самозанятого гражданина, процедуру подачи заявки на получение налогового вычета также можно упростить. Так, например, для

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

получения налогового вычета обычному гражданину нужно выполнить следующие действия: заполнить налоговую декларацию (по форме 3-НДФЛ) по окончании года, предоставить справку из бухгалтерии по месту работы о суммах начисленных и удержанных налогов за соответствующий год по форме 2-НДФЛ, предоставить копию договора (на обучение, оказание медицинских услуг, купли жилья и т.д.), а также предоставить копии платежных документов (чеки). Процедура была описана для тех случаев, когда налогоплательщик оформляет налоговый вычет за расходы, которые были понесены непосредственно им самим. В случае если налогоплательщик подает заявление на налоговый вычет по расходам, понесенным его родственниками (детьми, братьями, сестрами), требуется предоставлять дополнительные документы, призванные подтвердить степень родства. Самозанятые граждане ведут свою бухгалтерию через приложение «Мой налог», а было бы логично и процедуру оформления налогового вычета оформлять через него. Заполнить налоговую декларацию (по форме 3-НДФЛ) предлагается через данное приложение и заменить справку из бухгалтерии предприятия о суммах полученных доходов и удержанных налогов данными из приложения [23].

Заключение

Несмотря на то, что понятие «самозанятый гражданин» достаточно ново для российской практики, меры и способы регулирования их деятельности предлагается базировать на уже существующих методах, применяемых к гражданам РФ и ИП, так как по своей сути рассматриваемое явление наиболее близко к этим экономическим субъектам.

Предполагается, что данная методика поможет ускорить процесс легализации самозанятых граждан, что, в свою очередь, увеличит налоговые поступления в государственный бюджет. Ускорить этот процесс необходимо, так как закон, который призван регулировать деятельность самозанятых граждан, носит экспериментальный характер и не распространяется на территорию всей России, при том что регулировать эту экономическую категорию нужно уже сейчас.

Литература

1. Грабова О.Н., Суглобов А.Е. Проблемы выхода «из тени» самозанятых лиц в России: риски и пути их преодоления // Экономика. Налоги. Право. 2017. № 6. С. 109. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-vyhoda-iz-teni-samozanyatyh-lits-v-rossii-riski-i-puti-ih-preodoleniya

2. Признаки самозанятых граждан // Официальный сайт Министерства юстиции. URL: https://minjust.ru/ru/smi-o-nas/minyust-opublikoval-priznaki-samozanyatyh-grazhdan

3. Ситник А.А. Самозанятые лица как субъекты налоговых правоотношений // Законы России: опыт, анализ, практика. 2018. № 3. С. 31-34.

4. Бабайцева Е.А. Гражданско-правовая природа самозанятости граждан // Бизнес. Образование. Право. 2017. № 1 (38). С. 206-209.

5. Левкина Е.В., Титова Н.Ю. Оценка эффективности государственных программ развития малого и среднего предпринимательства (на примере Приморского края) //

Территория новых возможностей: вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2019. Т. 11, № 2-11. С. 24-35.

6. Левкина Е.В., Лялина Ж.И., Титова Н.Ю. Оценка исполнения и финансирования мероприятий государственной подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства Приморского края на 2013-2020 годы» // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8, № 3 (28). С. 228-231.

7. Малышев А.А., Апенько С.Н. Сравнительный анализ характеристик удаленной работы и фриланса // Инновационная экономика и общество. 2017. № 4 (18). С. 58-63.

8. Мешков В.Р. Неустойчивая занятость в контексте социальной ответственности государства и бизнеса // Экономика и предпринимательство. 2017. № 9-1 (86). С. 11971202.

9. Амедиева Э.А. Теневая экономика в бизнесе // Национальные экономические системы в контексте формирования глобального экономического пространства : сборник научных трудов III Международной научно-практической конференции. Симферополь, 2017. С. 86-87.

10. Кузьмина Н.С. Борьба с теневой экономикой в современных условиях // Молодежь и системная модернизация страны : сборник научных статей Международной научной конференции студентов и молодых ученых : в 2 т. / отв. ред. А. А. Горохов. Курск, 2016. С. 129-131.

11. Величина госсектора в экономике России // Новостной сайт. URL: http://2035.media/2018/05/11/gossector/

12. Власова Г.В., Караханян К.А. Фрилансеры // Приоритетные модели общественного развития в эпоху модернизации: экономические, социальные, философские, политические, правовые аспекты : материалы Международной научно-практической конференции : в 5 ч. Саратов, 2016. С. 159-161.

13. Бурлак А.В. Система «единого платежа» для самозанятых граждан // Омские научные чтения : материалы Всероссийской научно-практической конференции. Омск, 2017. С. 917-918.

14. Субачев С.Ю., Медведева Е.С. Нормативно-правовое регулирование и пути вывода из тени самозанятых лиц в россии // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации : сборник статей XIX Международной научно-практической конференции : в 2 ч. Пенза, 2019. С. 39-41.

15. Скляренко А.М., Королева Н.Ю. Апробация легализации налогообложения доходов самозанятых граждан в Российской Федерации // Фундаментальные и прикладные разработки естественных и гуманитарных наук: современные концепции, последние тенденции развития : материалы XV Всероссийской научно-практической конференции : в 4 ч. Казань, 2018. С. 156-164.

16. Schwartz D. Embedded in the Crowd: Creative Freelancers, Crowdsourced Work, and Occupational Community // Work and occupations. 2018. № 45 (3). Р. 247-282.

17. СКБ Контур // Контур: журнал. URL: https://kontur.ru/articles/4818/ (дата обращения: 09.07.2018).

18. Салин В.Н., Нарбут В.В. Неформальная занятость населения России: оценка масштаба и влияния на государственные финансы страны // Финансы: теория и практика. 2017. № 6. С. 60-69.

19. Strebkov D. V., Shevchuk A. V. Self-employment in the remote work market: Diffusion of innovative labor practice // Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. 2016. № 6. P. 89-106.

20. СПС КонсультантПлюс // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/

21. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный закон РФ от 31.07.1998 г. 146-ФЗ, раздел 1, глава 2, статья 18.

22. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Федеральный закон РФ от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ, раздел 8, глава 23, статьи 218-220.

23. Перечень документов необходимых для получения налогового вычета // Портал государственных услуг РФ. URL: https://www.gosuslug i.ru/category/taxes

Improving the Taxation of Self-Employed Citizens

Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika - Tomsk State University Journal of Economics. 2020. 50. pp. 99-112. DOI: 10.17223/19988648/50/7 Vasilisa E. Ziglina, Vladivostok State University of Economics and Service (Vladivostok, Russian Federation). E-mail: [email protected]

Keywords: freelancer, self-employed citizen, remote worker, tax deductions, professional income tax, shadow economy, informal employment, experimental law, personal income tax, property tax.

This article discusses the relatively recent concept "self-employed citizen" and classifies such citizens. An analysis is made of the current law, designed to regulate the activities of this group of economic entities. Tax measures proposed by the law for the activities of self-employed citizens are compared with the existing tax regimes applicable to individual entrepreneurs. Regulatory measures proposed in the law are also compared with tax privileges for citizens of the Russian Federation. Self-employed citizens are compared with individual entrepreneurs and citizens of the Russian Federation due to the borderline nature of the former phenomenon: the economic category under consideration has features of both economic entities. The comparative analysis revealed that the proposed amount of tax deductions for self-employed citizens is several times less than that available to citizens of the Russian Federation. As a result, it is proposed to regulate the indicated problem by analogy with the methods applied to citizens of the Russian Federation. It is also proposed to simplify the procedure for filing the necessary documents for obtaining tax deductions for self-employed citizens through the My Tax application that provides the interaction between self-employed citizens and the tax authorities.

References

1. Grabova, O.N. & Suglobov, A.E. (2017) The Problems of "De-Shadowing" of Self-Employed People in Russia: Risks and Coping Mechanisms. Ekonomika. Nalogi. Pravo -Economics, Taxes & Law. 6. [Online] Available from: https://cyberleninka.ru/article/ n/problemy-vyhoda-iz-teni-samozanyatyh-lits-v-rossii-riski-i-puti-ih-preodoleniya. (In Russian).

2. RF Ministry of Justice. (2017) Minyust opublikoval priznaki samozanyatykh grazhdan [The Ministry of Justice published attributes of self-employed citizens]. [Online] Available from: https://minjust.ru/ru/smi-o-nas/minyust-opublikoval-priznaki-samozanyatyh-grazhdan.

3. Sitnik, A. A. (2018) Samozanyatye litsa kak sub"ekty nalogovykh pravootnosheniy [Self-employed persons as subjects of tax legal relations]. Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika. 3. pp. 31-34.

4. Babaytseva, E.A. (2017). Civil nature of self-employment of citizens. Biznes. Obra-zovanie. Pravo - Business. Education. Law. Bulletin of Volgograd Business Institute. 1 (38). pp. 206-209. (In Russian).

5. Levkina, E.V. & Titova, N.Yu. (2019) Evaluation of the Effectiveness of State Programs for the Development of Small and Medium-Sized Enterprises (Using the Example of Primorsky Region). Territoriya novykh vozmozhnostey. Vestnik Vladivostokskogo gosudar-stvennogo universiteta ekonomiki i servisa. 11 (2-11). pp. 24-35. (In Russian).

6. Levkina, E.V., Lyalina, Zh.I. & Titova, N.Yu. (2019) Assessment of the Execution and Financing of the Activities of the State Sub-Program "Development of Small and Medium Entrepreneurship of the Primorsky Krai 2013-2020". Azimut nauchnykh issledovaniy: ekonomika i upravlenie - Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 8: 3 (28). pp. 228-231. (In Russian).

7. Malyshev, A.A. & Apen'ko, S.N. (2017) Comparative Analysis of the Characteristicsof Remote Work and Freelance. Innovatsionnaya ekonomika i obshchestvo. 4 (18). pp. 58-63. (In Russian).

8. Meshkov, V.R. (2017) Precarious Employment Problems as a Factor of Deformation of Social Development. Ekonomika i predprinimatel'stvo - Journal of Economy and Entrepre-neurship. 9-1 (86). pp. 1197-1202. (In Russian). DOI: 10.12737/Article_ 5a3c37a0751d61.67499781

9. Amedieva, E.A. (2017) [The shadow economy in business]. Natsional'nye ekonomich-eskie sistemy v kontekste formirovaniya global'nogo ekonomicheskogo prostranstva [National economic systems in the context of the formation of the global economic space]. Proceedings of the International Conference. Simferopol: IP Khoteeva L.V. pp. 86-87. (In Russian).

10. Kuz'mina, N.S. (2016) [The fight against the shadow economy in modern conditions]. Molodezh' i sistemnaya modernizatsiya strany [Youth and a systemic modernization of the country]. Proceedings of the International Conference. Kursk: Southwest State University. pp. 129-131. (In Russian).

11. 2035. (2018) Velichina gossektora v ekonomiki Rossii [The size of the public sector in the Russian economy]. [Online] Available from: http://2035.media/2018/05/11/gossector/.

12. Vlasova, G.V. & Karakhanyan, K.A. (2016) [Freelancers]. Prioritetnye modeli ob-shchestvennogo razvitiya v epokhu modernizatsii: ekonomicheskie, sotsial'nye, filosofskie, politicheskie, pravovye aspekty [Priority models of social development in the era of modernization: Economic, social, philosophical, political, legal aspects]. Proceedings of the International Conference. Saratov: Akademiya upravleniya pp. 159-161. (In Russian).

13. Burlak, A.V. (2017) [The "single payment" system for self-employed citizens]. Omskie nauchnye chteniya [Omsk Scientific Readings]. Conference Proceedings. Omsk: Omsk State University. pp. 917-918. (In Russian).

14. Subachev, S.Yu. & Medvedeva, E.S. (2019) Normativno-pravovoe regulirovanie i puti vyvoda iz teni samozanyatykh lits v rossii [Legal regulation and ways to remove self-employed people from the shadow in Russia]. Fundamental'nye iprikladnye nauchnye issle-dovaniya: aktual'nye voprosy, dostizheniya i innovatsii [Fundamental and Applied Scientific Research: Topical Issues, Achievements, and Innovations]. Conference Proceedings. Penza: Nauka i Prosveshchenie pp. 39-41. (In Russian).

15. Sklyarenko, A.M. & Koroleva, N.Yu. (2018) [Testing the legalization of self-employed citizens' income taxation in the Russian Federation]. Fundamental'nye iprikladnye razrabotki estestvennykh i gumanitarnykh nauk: sovremennye kontseptsii, poslednie tendentsii razvitiya [Fundamental and Applied Developments of Natural Sciences and the Humanities: Modern Concepts, Recent Development Trends]. Conference Proceedings. Kazan: Nauka i Prosveshchenie. pp. 156-164. (In Russian).

16. Schwartz, D. (2018) Embedded in the Crowd: Creative Freelancers, Crowdsourced Work, and Occupational Community. Work and Occupations. 45 (3). pp. 247-282.

17. Kritskaya, M. (2019) Na chto mogut rasschityvat' samozanyatye: novye vozmoz hnos-ti v 2020 godu [What the self-employed can count on: New opportunities in 2020]. Kontur zhurnal. [Online] Available from: https://kontur.ru/articles/4818/. (Accessed: 09.07.2018).

18. Salin, V.N. & Narbut, V.V. (2017) Informal Employment of the Population of Russia: Assessment of the Scale and the Impact on Public Finances of the Country. Finansy: teoriya i praktika - Finance: Theory and Practice. 6. pp. 60-69. (In Russian). DOI: 10.26794/25875671-2017-21-6-60-69

19. Strebkov, D.V. & Shevchuk, A.V. (2016) Self-employment in the remote work market: Diffusion of innovative labor practice. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. 6. pp. 89-106.

20. Consultant Plus. Official Website. [Online] Available from: http://www.consultant.ru/.

21. Russian Federation. (1998) Federal'nyy zakon RF ot 31.07.1998 g. 146-FZ razdel 1, glava 2, stat'ya 18 [Federal Law of the Russian Federation 146-FZ of July 31, 1998, Section 1, Chapter 2, Article 18]. In: Nalogovyy Kodeks Rossiyskoy Federatsii [Tax Code of the Russian

112

В.Е. 3uznma

Federation], Part 1. [Online] Available from: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_19671/.

22. Russian Federation. (2000) Federal'nyy zakon RF ot 05.08.2000 g. № 117-FZ razdel 8, glava 23, stat'ya 218-220 [Federal Law of the Russian Federation No. 117-FZ of 05.08.2000. Section 8, Chapter 23, Articles 218-220]. In: Nalogovyy Kodeks Rossiyskoy Fed-eratsii [Tax Code of the Russian Federation]. Part 2. [Online] Available from: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/.

23. Gosuslugi.ru. (n.d.) Perechen' dokumentov neobkhodimykh dlya polucheniya nalo-govogo vycheta [The list of documents required to obtain a tax deduction]. [Online] Available from: https://www.gosuslug i.ru/category/taxes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.