Научная статья на тему 'Спрос в трёх- и десятилетней перспективе: неопределенность нарастает'

Спрос в трёх- и десятилетней перспективе: неопределенность нарастает Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
RUSSIA / INDUSTRY / INDUSTRIAL ENTERPRISES / THREEAND TEN-YEAR EXPECTATIONS / DEMAND / ORDER BOOK / STOCKS OF FINISHED PRODUCTS / CAPACITY UTILIZATION RATE / LABOUR UTILIZATION RATE / FINANCIAL CONDITION OF ENTERPRISES / INVESTMENTS / РОССИЯ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ТРЕХИ ДЕСЯТИЛЕТНИЕ ОЖИДАНИЯ / СПРОС / ПОРТФЕЛЬ ЗАКАЗОВ / ЗАПАСЫ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ / ЗАГРУЗКА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ МОЩНОСТЕЙ / ЗАГРУЗКА РАБОЧЕЙ СИЛЫ / ФИНАНСОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ / ИНВЕСТИЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Батяева Александра Евгеньевна

На основе данных за 2004-2017 годы проводится анализ трёхи десятилетних ожиданий менеджеров компаний в отношении изменения спроса на их продукцию. В целом, компании рассчитывают на стабильный или растущий спрос. Вместе с тем, зафиксирован резкий рост уровня неопределённости: около 20% производителей вообще не смогли предположить направление изменения спроса на их продукцию. Предприятия-оптимисты характеризовались лучшим финансовым положением и более активной инвестиционной деятельностью. Различия в других показателях были не столь существенными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Demand in three and a ten-year perspective: uncertainty is rising

The article analyzes the threeand ten-year expectations of industrial managers regarding the dynamics of demand for the products of their enterprises based on data for 2004-2017. In general, companies are counting on stable or growing demand. At the same time, a sharp increase in the level of uncertainty was recorded: about 20% of producers failed to suggest the direction of change in demand for their products. Optimistic enterprises were characterized by a better financial position and more vigorous investment activity. Differences in other indicators were not very significant.

Текст научной работы на тему «Спрос в трёх- и десятилетней перспективе: неопределенность нарастает»

А Н А Л И Т И Ч Е С К И Е М А Т Е Р И А Л Ы И С Т А Т Ь И

СПРОС В ТРЁХ- И ДЕСЯТИЛЕТНЕЙ ПЕРСПЕКТИВЕ: НЕОПРЕДЕЛЁННОСТЬ НАРАСТАЕТ

А. Батяева

DOI: 10.20542/2307-0390-2018-2-3-16

Аннотация: На основе данных за 2004-2017 годы проводится анализ трёх- и десятилетних ожиданий менеджеров компаний в отношении изменения спроса на их продукцию. В целом, компании рассчитывают на стабильный или растущий спрос. Вместе с тем, зафиксирован резкий рост уровня неопределённости: около 20% производителей вообще не смогли предположить направление изменения спроса на их продукцию. Предприятия-оптимисты характеризовались лучшим финансовым положением и более активной инвестиционной деятельностью. Различия в других показателях были не столь существенными. Ключевые слова: Россия; промышленность; промышленные предприятия; трёх- и десятилетние ожидания; спрос; портфель заказов; запасы готовой продукции; загрузка производственных мощностей; загрузка рабочей силы; финансовое положение предприятий; инвестиции.

Demand in three- and ten-year perspective: uncertainty is rising

Abstract: The article analyzes the three- and ten-year expectations of industrial managers regarding the dynamics of demand for the products of their enterprises based on data for 20042017. In general, companies are counting on stable or growing demand. At the same time, a sharp increase in the level of uncertainty was recorded: about 20% of producers failed to suggest the direction of change in demand for their products. Optimistic enterprises were characterized by a better financial position and more vigorous investment activity. Differences in other indicators were not very significant.

Keywords: Russia; industry; industrial enterprises; three- and ten-year expectations; demand; order book; stocks of finished products; capacity utilization rate; labour utilization rate; financial condition of enterprises; investments.

Please note: Full text of the article in English can be found in "The Russian Economic Barometer", which is available on the IMEMO website (see the link below)*.

Ежегодно с 2004 года в рамках обследований хозяйственной деятельности промышленных предприятий респондентам РЭБ задавался вопрос о вероятных изменениях платёжеспособного спроса на основную производимую ими продукцию в предстоящие три и

Батяева Александра Евгеньевна - старший научный сотрудник Центра по изучению переходной экономики Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук

* http://www.imemo.ru/jour/REBQUE/index.php?page id=1022

3

десять лет. Первые результаты исследований были представлены в 2012 г.1 В текущем обзоре мы проанализируем обновлённые данные, рассмотрим, какие тенденции оказались устойчивыми и где произошли изменения.

В среднем с 2004 по 2017 г. 38% обследованных предприятий предполагали увеличение платёжеспособного спроса на свою продукцию через три года, 33% - считали, что он не изменится, и 15% говорили о сокращении. Ещё 12% предприятий затруднились с оценкой, и 2% не задумывались об этом вовсе (Таблица 1, График 1). Любопытно, что при переходе к десятилетнему горизонту число оптимистов и пессимистов мало менялось: 35% предполагали рост спроса и 14% - сокращение. Однако число тех, кто рассчитывал на стабильный спрос, сократилось до 11% (было 33%), пополнив группу сомневающихся. В результате, 30% респондентов отметили, что задумывались над изменениями в спросе на 10-летнюю перспективу, но не смогли определиться, и ещё 11% даже не рассматривали этот вопрос (Таблица 2, График 2).

Таблица 1.

Ожидания вероятных изменений платёжеспособного спроса на основную продукцию предприятий в течение трёх лет, доля предприятий, %

Скорее всего, уменьшится Практически не изменится Скорее всего, возрастёт Не задумывались над этим Задумывались, но трудно сказать

2004 15 29 43 1 12

2005 18 27 39 1 16

2006 14 31 41 4 10

2007 13 40 38 3 6

2008 10 41 39 2 8

2009 13 27 38 4 17

2010 16 27 43 2 11

2011 25 32 36 3 4

2012 17 37 37 1 8

2013 13 40 35 0 13

2014 15 40 33 2 11

2015 12 27 45 2 14

2016 14 30 41 0 16

2017 19 29 29 2 21

В среднем 2004-2017 15 33 38 2 12

л

Батяева А.Е. Платёжеспособный спрос в среднесрочной перспективе: ожидания менеджеров промышленных предприятий в 2011 году // Российский Экономический Барометр. - 2012. - № 2(46). -С. 3-9.

График 1.

Ожидания вероятных изменений платёжеспособного спроса на основную продукцию предприятий в течение трёх лет, доля предприятий, %

70 60 50 40 30 20 10

* *т "у««* г

Ч • -ч ----■ Ь-ЛГ—" ^ > 4 /V Г ^ Иг * \ С ,, ---<— * _ ж

— • — • Скорее всего, уменьшится

■чгюсо^оосвот-одсо-чгюсо^оо

ООООООт-т-т-т-т-т-т-т-т-

ооооооооооооооо м<\|мсммс^м<\1мс^(м<\|гдмгд

Практически не изменится

Скорее всего, возрастёт

Не задумывались над этим

Задумывались, но трудно сказать

Диффузный индекс* вероятного изменения спроса через три года

0

(*) диффузный индекс - агрегированный показатель, который показывает, какая доля респондентов рассчитывала на рост спроса2.

Таблица 2.

Ожидания вероятных изменений платёжеспособного спроса на основную продукцию предприятий в течение десяти лет, доля предприятий, %

Скорее всего, уменьшится Практически не изменится Скорее всего, возрастёт Не задумывались над этим Задумывались, но трудно сказать

2004 14 6 42 9 29

2005 14 7 37 8 34

2006 16 9 29 15 32

2007 16 13 37 10 25

2008 17 19 30 8 27

2009 14 7 41 10 29

2010 17 11 38 9 26

2011 18 13 32 12 24

2012 15 9 41 13 21

2013 12 9 41 10 28

2014 15 18 24 13 31

2015 10 10 31 13 35

2016 12 5 32 12 39

2017 12 17 31 7 33

В среднем 2004-2017 14 11 35 11 30

2

Для расчёта диффузного индекса в данном случае (для Графиков 1 и 2) мы сначала нормировали число ответивших, исключив тех, кто не задумывался или задумывался, но затруднился с ответом, а затем рассчитали диффузный индекс стандартным образом: Б — а + ^ , где

£> - диффузный индекс, а - доля респондентов, ожидающих рост спроса, Ъ - доля респондентов, предполагающих стабильный спрос.

5

График 2.

Ожидания вероятных изменений платёжеспособного спроса на основную продукцию предприятий в течение десяти лет, доля предприятий, %

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

) Ч « / V

/ ч / \ / \ ►

\

У I1' / \ • • • чч • • •.

N т ✓ ✓ ►

[х ✓ \ 4 £ л

С— - Л

¿«3 Ч

Скорее

всего, уменьшится

'■а-ЮСО^-ООООт-СМСО'-а-ЮСО^-ОО ООООООт-т-т-т-т-т-т-т-т-

ооооооооооооооо С\1С\1С\1С\1С\1С\1С\1С\1С\1С\1С\1С\1С\1С\1С\1

Практически не изменится

Скорее

всего, возрастёт

-ж— Не задумывались над этим

Задумывались, но трудно сказать

Диффузный индекс* вероятного изменения спроса через десять лет

(*) диффузный индекс - агрегированный показатель, который показывает, какая доля респондентов рассчитывала на рост спроса (см. сноску 2).

Прежде, чем перейти к общим оценкам настроений производителей, обратимся к некоторым фактам, характеризующим степень определённости в экономической среде. Как уже отмечалось выше, только 2% предприятий не задумываются над трёхлетними перспективами производства, и 11% не думали, что будет со спросом через десять лет. Остальные 98% и 89% компаний пытались сформулировать для себя ту или иную позицию. Тем не менее, 12% предприятий затруднились определить направление движения спроса в ближайшие три года, и 30% не смогли это сделать для десятилетнего горизонта (График 3).

График 3.

Доля респондентов, которые на вопрос о вероятных изменениях платёжеспособного спроса ответили, что они задумывались над этим, но им трудно сказать, %

45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

^ # # # # # ^ ^ ^ ^ ^ ^

-Три года

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

----Десять лет

Сами по себе эти цифры ни о чём не говорят. Однако с 2011-2012 гг. обнаруживается тревожная тенденция к увеличению числа компаний «без ориентиров». В 2011 г. только 4% обследованных компаний не смогли указать направление изменения спроса на трёхлетнюю перспективу, а в 2017 г. таковых было уже 21%. В десятилетних ожиданиях эта тенденция проявилась с 2012 г. В результате, с 2012 г. по 2016 г. доля не сумевших определиться возросла с 21% до 39%. Правда, в 2017 г. их число сократилось до 33%, но в целом картина остаётся прежней. Производители, по их собственным оценкам, находятся в одном из самых неопределённых периодов с 2004 года, когда каждая пятая компания не может указать направление движения спроса в трёхлетней перспективе. В такой ситуации производство, инвестиции, технологические изменения, кредитование, инновации становятся рискованными или даже невозможными.

Вернёмся к непосредственным оценкам ожиданий промышленников. Несмотря на рост неопределённости, разговоры о санкциях и жалобы на недостаточные меры правительства по развитию внутреннего производства, ожидания менеджеров промышленных предприятий оказались не такими пессимистичными.

Для облегчения сравнений, чтобы не сопоставлять отдельные ряды-компоненты, а оперировать одним показателем, мы провели стандартные арифметические преобразования, сведя все составляющие к диффузному индексу. Предварительно данные были нормированы путём исключения тех, кто не определился или не задумывался о перспективах спроса. В диффузном индексе средняя группа (увеличится - останется на прежнем уровне - уменьшится) делится между крайними. Это делается на основе предположения, что мало что остаётся без изменений, но в средней группе эти подвижки незначительны. У половины респондентов в этой группе показатель чуть увеличится, а у второй половины - чуть уменьшится3. В результате, сам диффузный индекс отражает долю тех, у кого показатель возрастёт (все, кто отметил, что он увеличится, плюс половина тех, кто предполагает его стабильность). Для диффузных индексов «точкой перехода» является 50%-ная отметка: если значение индекса выше 50%, то показатель, в целом, растёт, если ниже, - падает.

Рассмотрим диффузные индексы трёх- и десятилетних ожиданий изменения спроса (График 4). Любопытный факт, который бросается в глаза: десятилетние ожидания всегда оптимистичнее трёхлетних. С 2004 по 2017 год разница в оценках колебалась от +9 до +29 и в среднем составила 16 пунктов. Судя по этим данным, обследованные компании оценивают текущую ситуацию как относительно более сложную, чем будущую. Это соотношение легко понять для неблагоприятных периодов, но оно сохраняется и в

3 Преобразование ряда показателей в один синтетический - стандартная операция. Кроме диффузных индексов в таких случаях используются балансы - разница между крайними группами. Существуют и другие способы преобразований, в том числе с использованием весов.

благополучные времена. Таким образом, даже в те годы, которые характеризовались сравнительно высокими темпами экономического роста (например, 2004-2008), респонденты рассчитывали на ещё более благоприятную конъюнктуру в последующие 10 лет.

Второй факт, который мы наблюдаем, состоит в том, что десятилетние ожидания колеблются в более широком диапазоне, чем трёхлетние. Интервал изменения трёхлетних ожиданий составил 15 проц. пунктов (46-61%), а десятилетних - 24 (55-79%). Интересно отметить, что в относительно сложные времена средне- и долгосрочные ожидания сближаются. Так разница между ними была минимальной в 2008 и в 2014 годах, когда наблюдалось ухудшение ситуации, а в наиболее благополучные периоды эта разница увеличивается большей частью за счёт роста оптимизма в долгосрочных ожиданиях. Так, в 2012-2013 гг. она составила 25-29 проц. пунктов. Последнее наблюдение коррелирует с тем, о чём мы говорили выше: в благополучные периоды производители надеются на большее, их оптимизм относительно долгосрочной перспективы растёт.

Третье наблюдение состоит в том, что ожидания обследованных компаний, в целом, были оптимистичными, ориентированными на увеличение спроса. В среднем 53% (это диффузный индекс) респондентов полагали, что спрос на их продукцию возрастёт в течение трёх лет. В десятилетней перспективе на это рассчитывали 70% обследованных компаний. Для десятилетнего периода этот показатель вообще никогда не опускался ниже 55% (2014 г.), а для трёхлетних ожиданий он оказался меньше в 2007-2008 (49%) и в 20132014 гг. (46-47%). Однако после прохождения острой фазы низкой конъюнктуры ожидания быстро, за один год, ещё до полной нормализации ситуации восстанавливались.

Таблица 3.

Диффузные индексы трёх- и десятилетних ожиданий вероятных изменений платёжеспособного спроса на основную продукцию предприятий, %

Диффузный индекс 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 20042017

3-летний (1) 58 57 56 49 49 57 59 52 50 47 46 61 56 50 53

10-летний (2) 79 76 69 68 58 77 70 65 75 76 55 71 78 62 70

Разница (3)=(2)-(1) 21 19 13 19 9 20 11 13 25 29 9 10 21 12 16

График 4.

Диффузный индексы трёх- и десятилетних ожиданий спроса (доля тех, у кого показатель возрастёт), %

90 80 70 60 50 40 30

к \ / 1 к \ > * / - - \ / / Г 1 \ 1

к Ч \ 1 1 1 \ 1 / Г 1 » 1 / / 1 \ \

> ' 1 1 / у г /

Через три года

----Через десять лет

'■а-ЮСО^-ООООт-СМСО'-а-ЮСО^-ОО ООООООт-т-т-т-т-т-т-т-т-

ооооооооооооооо С\1С\1С\1С\1С\1С\1С\1С\1С\1С\1С\1С\1С\1С\1С\1

Заказы и запасы

Остановимся более подробно на сравнении отдельных показателей хозяйственной деятельности трёх групп производителей, в зависимости от вероятного изменения спроса в течение трёх лет. Разбивку предприятий по десятилетним ожиданиям далее в этом материале мы рассматривать не будем.

Различия в текущем уровне портфеля заказов (в % от нормального уровня = 100) между группами оказались довольно значимыми. В среднем за четырнадцать лет наблюдений заказы в группе оптимистов были на 10 проц. пунктов выше, чем в группе пессимистов: 85% против 75% (Таблица 4). Однако абсолютная величина разницы отличалась большой неустойчивостью: она колебалась от 1-2 пунктов до 32. Видно, что локальные максимумы разрыва по крайней мере два раза приходились на периоды послекризисного оживления - 2005 и 2010 годы, один раз на относительно благополучный и одновременно предкризисный 2013 год. В 2017 г. мы опять наблюдали относительно большую разницу в наполненности портфеля заказов предприятий пессимистов и оптимистов - 20 пунктов. Косвенно это свидетельствует о том, что последний (2017) год для производителей действительно был относительно благополучным, что согласуется с данными официальной статистики и заявлениями экономических властей. Любопытно заметить, что от общего улучшения ситуации производители-оптимисты, те, которые рассчитывают на рост спроса, выигрывают больше. К ним примыкают и те производители, которые рассчитывают на стабильный спрос. А третья группа, группа пессимистов, даже в благоприятные времена находится в ситуации более низкого и подверженного

значительным колебаниям уровня заказов. В таких условиях труднее вести бизнес, сложнее управлять и планировать производство. В результате, мы наблюдаем непрерывно происходящий и имеющий тенденцию к углублению в благоприятные времена (а не в кризисы, как это обычно происходит) процесс сепарации производителей на два кластера: относительно более благополучных и имеющих дальнейшие перспективы и относительно менее благополучных с неблагоприятными ожиданиями относительно будущего.

Таблица 4.

Заказы и запасы, в % от нормального уровня = 100%, для различных групп

предприятий

Наполненность портфеля заказов, % от нормального уровня Уровень запасов готовой продукции, % от нормального уровня

группы предприятий в зависимости от трёхлетних ожиданий изменения спроса на их продукцию

Скорее всего, уменьшится (1) Практически не изменится (2) Скорее всего, возрастёт (3) (4) = (3) - (1) Скорее всего, уменьшится (1) Практически не изменится (2) Скорее всего, возрастёт (3) (4) = (3) - (1)

2004 85 79 82 -3 86 101 92 6

2005 73 79 89 16 103 91 90 -13

2006 75 83 86 11 115 91 84 -31

2007 84 85 93 9 99 88 82 -17

2008 84 95 91 7 83 81 89 6

2009 57 74 63 6 81 109 100 19

2010 60 83 76 16 85 90 93 8

2011 85 85 87 2 86 92 99 13

2012 79 87 90 11 80 101 81 1

2013 61 87 93 32 98 111 86 -12

2014 80 89 86 6 78 92 81 3

2015 91 64 85 -6 101 108 101 0

2016 69 78 79 10 91 61 99 8

2017 73 87 93 20 79 63 98 19

20042017 75 83 85 10 90 91 91 1

Загрузка производственных мощностей и рабочей силы

Несмотря на разницу в заказах, различия в загрузке мощностей и рабочей силы не были значимыми. Загрузка производственных мощностей (в % от нормального уровня = 100) и у оптимистов, и у пессимистов в среднем за рассматриваемый период составила 75% (Таблица 5). Чуть выше, 78%, этот показатель оказался в группе предприятий, которые рассчитывали на стабильный спрос в трёхлетней перспективе. Различия в загрузке рабочей силы (измеряется аналогично загрузке производственных мощностей) были чуть заметнее: 84% у тех, кто ожидал сокращения спроса, против 89% в противоположной группе.

Таблица 5.

Загрузка производственных мощностей и рабочей силы, в % от нормального уровня = 100, для различных групп предприятий

Загрузка производственных мощностей, % от нормального уровня = 100 Загрузка рабочей силы, % от нормального уровня = 100

группы предприятий в зависимости от трёхлетних ожиданий изменения спроса на их продукцию

Скорее всего, уменьшится Практически не изменится Скорее всего, возрастёт Скорее всего, уменьшится Практически не изменится Скорее всего, возрастёт

2004 77 75 69 85 89 87

2005 75 74 76 87 92 89

2006 74 81 75 87 91 92

2007 82 81 74 93 90 91

2008 85 83 77 91 95 95

2009 57 70 65 77 81 77

2010 56 81 66 72 87 82

2011 78 80 76 93 91 93

2012 80 84 81 83 94 94

2013 76 81 83 81 91 93

2014 74 81 75 81 88 93

2015 77 68 76 81 87 87

2016 76 74 75 83 83 85

2017 78 80 79 86 91 93

20042017 75 78 75 84 89 89

Относительно меньшее благополучие группы пессимистов проявлялось, скорее, не в уровне показателей, а в амплитуде их колебаний. Так, для загрузки производственных мощностей разница между зафиксированным максимумом и минимумом составила у пессимистов 29 пунктов, а в группе оптимистов - 18. Ещё меньше она оказалась у предприятий с ожидаемым стабильным спросом на продукцию - 16 пунктов. Схожая картина наблюдалась и при рассмотрении загрузки рабочей силы. Максимальная разница зафиксирована в группе пессимистов - 21 проц. пункт, у оптимистов она составила 18 пунктов и в группе предприятий, рассчитывающих на стабильность, - 14 пунктов.

Финансовое положение предприятий

Данные о финансовом состоянии компаний трёх групп - оптимистов, пессимистов, и тех, кто рассчитывал на стабильный спрос, - оказались более предсказуемыми. В среднем за четырнадцать лет наблюдений наибольшее число благополучных предприятий (т.е. тех, кто оценивал финансовое положение как хорошее или нормальное) зафиксировано в группе производителей, которые предполагают увеличение спроса в трёхлетней перспективе — 72%. Среди пессимистов таковых было на 14 проц. пунктов меньше - 58%. В средней группе этот показатель составил 67%.

Таблица 6.

Доля финансово благополучных предприятий, % для различных групп предприятий

Группы предприятий, в зависимости от вероятного изменения спроса на их продукцию за 3 года

Скорее всего, уменьшится Практически не изменится Скорее всего, возрастёт Разница, проц. пункты

(1) (2) (3) (4) = (3) - (1)

2004 73 67 56 -17

2005 65 74 68 3

2006 60 58 77 17

2007 71 75 73 2

2008 50 82 77 27

2009 53 53 32 -21

2010 44 59 60 16

2011 46 75 65 19

2012 50 78 73 23

2013 50 79 91 41

2014 63 64 88 25

2015 67 38 86 19

2016 60 62 78 18

2017 63 75 84 21

2004-2017 58 67 72 14

График 5.

Доля финансово благополучных предприятий, % для трёх групп в зависимости от ожидаемых изменений спроса в трёхлетней перспективе

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

/ 1 • • •, ••

Л

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Л V \ С—

\ \ .Л' / /

Л» ^т «

Скорее

всего, уменьшится

Практически не изменится

Скорее

всего, возрастёт

4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 ю 6 7 8

0 0 0 0 0 0 1 1 1 1 1 ^— 1 1 1

0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 о 0 0 0

2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 см 2 2 2

Более подробный анализ убеждает нас в том, что производители трёх групп

обладают различной чувствительностью к изменениям в конъюнктуре. Наиболее

значительный спад доли финансово благополучных предприятий наблюдался во время

кризиса 2008-2009 годов. Так, число финансово устойчивых производителей сократилось в

группе оптимистов с 77% до 32% (на 45 проц. пунктов), среди компаний с устойчивым

12

спросом с 82% до 53% (на 29 пунктов). Среди предприятий-пессимистов сокращение числа финансово благополучных компаний оказалось более растянутым во времени. Максимум в этой группе был зафиксирован в 2007 г. - 71% финансово благополучных производителей, а минимум - 44% - в 2010 (минус 27 пунктов).

Интересно, что следующий период ухудшения внешней конъюнктуры, связанный с введением санкций в 2014-2015 гг., мало повлиял на финансовое положение двух крайних групп, оптимистов и пессимистов. В обеих группах с 2009 г. по настоящее время наблюдалось постепенное восстановление финансовой устойчивости. В результате, число тех, кто оценивал своё финансовое положение как хорошее или нормальное, в группе оптимистов возросло к 2013 г. до 91%, затем несколько снизилось и стабилизировалось вокруг отметки 84%. В группе пессимистов максимум производителей с хорошим или нормальным финансовым состоянием пришёлся на 2015 г. - 67%, затем наблюдалось небольшое снижение и стабилизация на уровне 61-62%. Наиболее неблагоприятно ситуация 2014-2015 годов отразилась на тех, кто рассчитывал на стабильный спрос в трёхлетней перспективе. В 2015 г. доля финансово благополучных производителей среди них сократилась до 38% - самый низкий показатель за все время наблюдений. Но и в этой группе в течение двух последующих лет произошло восстановление ситуации. Судя по данным за 2017 г., производителям всех групп удалось преодолеть последствия кризиса 2008-2009 годов и неблагоприятные события 2014-2015 годов.

Инвестиционная деятельность предприятий

Из рассмотренных показателей (портфель заказов, запасы готовой продукции, загрузка мощностей, рабочей силы, финансовое положение) наиболее существенные различия в поведении трёх групп предприятий обнаружились в отношении инвестиций. Те, кто рассчитывали на увеличение спроса, инвестировали более активно. В среднем 74% таких компаний регулярно закупали оборудование. Среди пессимистов таковых было только 52%, а в средней группе число инвесторов составило 64%. В такой картине нет ничего необычного, она «правильна» и предсказуема. Такое положение дел на длительном горизонте концентрирует инвестиции в наиболее перспективных направлениях. Однако такая ситуация наблюдалась не всегда. До 2008-2009 годов инвестиционная активность была существенно ниже, а различия между группами были менее выраженными. Среди пессимистов инвесторов было 60%, в средней группе - 66%, и среди оптимистов - 67%.

В целом, в отношении инвестиций негативные последствия ситуации 2008-2009 годов уже практически нивелированы. Ухудшение конъюнктуры тех лет привело к полезному расслоению производителей на более и менее активных инвесторов. Ухудшение ситуации в 2014-2015 годах в негативном плане затронуло не всех, а только тех, кто и так был не

уверен в своих перспективах на трёхлетнем горизонте. В результате, расслоение компаний стало более выраженным.

Таблица 7.

Доля инвестиционно активных предприятий, %

Группы предприятий, в зависимости от вероятного изменения спроса на их продукцию в трёхлетней перспективе

Скорее всего, уменьшится Практически не изменится Скорее всего, возрастёт

(1) (2) (3) (4) = (3) - (1)

2004 68 56 56 -12

2005 62 67 71 9

2006 58 64 75 17

2007 56 73 73 17

2008 67 71 74 7

2009 47 62 50 3

2010 31 65 47 16

2011 35 56 73 38

2012 61 71 100 39

2013 62 75 81 19

2014 62 64 83 21

2015 50 46 82 32

2016 17 67 71 54

2017 50 58 100 50

2004-2009 60 66 67 7

2010-2017 46 63 80 34

2004-2017 52 64 74 22

График 6.

Доля инвестиционно активных предприятий, % для трёх групп в зависимости от ожидаемых изменений спроса в трёхлетней перспективе

120 100 80 60 40 20 0

•в /

» • • • •

> Л Згщ V

* * а V. \ с- Г ! / / / \ /

\ > \ \ \ / / /

----Скорее

всего, уменьшится

-Практически не

изменится

Скорее

всего, возрастёт

4 5 6 7 8 О) 0 1 2 3 4 5 6 7 8

0 0 0 0 0 о 1 1 1 1 1 1 1 1 1

0 0 0 0 0 о 0 0 0 0 0 0 0 0 0

2 2 2 2 2 см 2 2 2 2 2 2 2 2 2

Трёхлетние ожидания спроса: отраслевая специфика и размеры предприятий

Анализ перспектив изменения спроса в течение трёх лет показывает значительную отраслевую дифференциацию. Наибольшее число оптимистов с 2004 по 2017 г. наблюдалось среди предприятий химии и нефтехимии - в среднем 60%, а наименьшее - в производстве строительных материалов (Таблица 8). Однако ранжировки отраслей по числу предприятий оптимистов и пессимистов не совпадают, что свидетельствует не только об отраслевой дифференциации, но и о существенных различиях между производителями внутри отраслей. Наибольшая неоднородность по этому параметру наблюдалась в машиностроении (47% оптимистов против 19% пессимистов), в лёгкой промышленности (37% против 24%) и в производстве строительных материалов (36% против 20%).

Таблица 8.

Усреднённые за 2004-2017 годы оценки вероятного изменения спроса

в отраслевом разрезе

Скорее всего, уменьшится Практически не изменится Скорее всего, возрастёт Не задумывались над этим или задумывались, но трудно сказать Диффузный индекс

Электроэнергетика 0 46 40 14 77

Лесопромышленный комплекс 9 38 45 9 66

Химия и нефтехимия 6 30 60 5 63

Производство строительных материалов 20 45 36 0 63

Пищевая промышленность 14 38 43 4 62

Металлургия 18 35 46 1 58

Машиностроение 19 34 47 0 57

Лёгкая промышленность 24 36 37 2 56

Принимая во внимание внутриотраслевую неоднородность компаний, для ранжирования отраслей перейдём к более агрегированным показателям - диффузным индексам4. Отметим, что в целом все отрасли демонстрировали позитивный настрой, так как ни в одной из них диффузный индекс не опустился ниже 50%-ной отметки. Наибольший оптимизм демонстрировали предприятия электроэнергетики (77%) и лесопромышленного комплекса (66%). Ко второму эшелону можно отнести производителей химии, нефтехимии, строительных материалов и пищевой промышленности (62-63%), и наиболее сложная

4 Расчёт диффузного индекса описан в сноске 3.

ситуация с перспективами увеличения спроса наблюдалась в металлургии, машиностроении и лёгкой промышленности (56-58%).

Справочно отметим, что средний размер обследованных предприятий составлял примерно 635 человек. В среднем компании-оптимисты были несколько больше других. Численность работников на них составляла около 730 человек против 500 у пессимистов и 580 в промежуточной группе.

* * *

Обновлённые данные показывают, что отечественные производители, по их собственным оценкам, несмотря на все сложности, настроены оптимистично и ориентированы на сохранение и/или увеличение спроса. В среднем 53% (диффузный индекс) респондентов полагали, что спрос на их продукцию за три года возрастёт. В десятилетней перспективе на это рассчитывали 70% обследованных компаний. При этом десятилетние ожидания, независимо от текущей экономической конъюнктуры, всегда оказывались оптимистичнее трёхлетних.

Анализ показателей хозяйственной деятельности компаний говорит о том, что производителям всех групп, в целом, удалось преодолеть последствия кризиса 2008-2009 годов и неблагоприятные события 2014-2015 годов.

Различия в заказах, запасах, загрузке мощностей и рабочей силы между теми, кто рассчитывал на сокращение и увеличение спроса, оказались не столь существенными. Более значима - дифференциация по финансовому положению компаний. А наибольшие различия с тенденцией к увеличению разрыва отмечены в отношении инвестиционной активности предприятий. Те, кто рассчитывали на увеличение спроса, инвестировали больше.

Настораживает резкий рост уровня неопределённости: каждая пятая компания не смогла указать направление движения спроса в трёхлетней перспективе. В этом отношении последние годы были самыми сложными для отечественных компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.