Научная статья на тему 'Платёжеспособный спрос в среднесрочной перспективе: ожидания менеджеров промышленных предприятий в 2011 году'

Платёжеспособный спрос в среднесрочной перспективе: ожидания менеджеров промышленных предприятий в 2011 году Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАТЁЖЕСПОСОБНЫЙ СПРОС / ПОРТФЕЛЬ ЗАКАЗОВ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Платёжеспособный спрос в среднесрочной перспективе: ожидания менеджеров промышленных предприятий в 2011 году»

С Т А Т Ь И И А Н А Л И Т И Ч Е С К И Е М А Т Е Р И А Л Ы

ПЛАТЁЖЕСПОСОБНЫЙ СПРОС В СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ: ОЖИДАНИЯ МЕНЕДЖЕРОВ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В 2011 ГОДУ

А. Батяева

Начиная с 2004 года, ежегодно в рамках обследований хозяйственной деятельности промышленных предприятий респондентам РЭБ задавался вопрос о вероятных изменениях платёжеспособного спроса на основную производимую ими продукцию в течение предстоящих трёх и десяти лет. В настоящем обзоре мы впервые представляем эти данные.

В среднем за 2004-2011 гг. около 40% обследованных предприятий полагали, что платёжеспособный спрос на их продукцию через три года возрастёт, 32% - считали, что он не изменится и 16% предполагали его сокращение. Ещё 11% обследованных предприятий затруднились с оценкой и 3% не задумывались об этом вовсе (Таблица 1). Любопытно, что при переходе к рассмотрению десятилетней перспективы число оптимистов и пессимистов мало менялось: 36% предполагали рост платёжеспособного спроса и 16% - его сокращение. Однако число тех, кто рассчитывал на стабильный спрос, существенно сократилось - до 11% -, пополнив группу сомневающихся. В результате, 28% респондентов РЭБ отметили, что задумывались над тем, как изменится спрос на основную часть их продукции в течение десяти лет, но не смогли определиться, и ещё 10% даже не задумывались над этим вопросом (Таблица 2).

Остановимся на том, как приведённые цифры соотносятся с текущей экономической ситуацией. В целом видно, что распределение предприятий по группам относительно устойчиво, значительных подвижек от года к году не происходило, тем не менее, есть свои локальные минимумы и максимумы. Последний раз в рассматриваемый период спад экономической активности в промышленности наблюдался в 2008-2009 годах.

Именно в это время - в 2008 году - зафиксировано наименьшее число предприятий, которые ожидали сокращения спроса на их продукцию в течение трёх лет - 10%, т.е. в условиях кризиса, когда спрос сжался, подавляющее большинство обследованных производителей обозначили ситуацию как кризисную: «хуже быть не может». Вместе с этим наибольшее число оптимистов, тех, кто рассчитывал на рост спроса за три года, наблюдалось в 2010 году - на этапе преодоления спада - тогда 43% обследованных предприятия ожидали увеличения спроса на их продукцию.

В контексте кризиса 2008 года, десятилетние ожидания оказались более аморфными, что вполне естественно, поскольку это слишком далёкий горизонт для предприятий.

Однако заметим, что в кризисный период и в средне-, и в долгосрочных ожиданиях резко увеличивалась доля, руководителей, которые затруднились оценить дальнейшее развитие событий. Трёхлетнюю перспективу спроса на свою продукцию в 2009 году не смогли оценить 21% обследованных предприятий, а десятилетнюю - 39%.

В 2011 году оценки обследованных предприятий были чуть хуже, чем в среднем за восемь лет наблюдений, но несущественно.

Таблица 1.

Ожидания вероятных изменений платёжеспособного спроса на основную продукцию предприятий в течение трёх лет, доля предприятий, %

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 В среднем 2004-2011

Скорее всего, уменьшится 15 18 14 13 10 13 16 25 16

Практически не изменится 29 27 31 40 41 27 27 32 32

Скорее всего, возрастёт 43 39 41 38 39 38 43 36 40

Не задумывались над этим 1 1 4 3 2 4 2 3 3

Задумывались, но трудно сказать 12 16 10 6 8 17 11 4 11

Таблица 2.

Ожидания вероятных изменений платёжеспособного спроса на основную продукцию предприятий в течение десяти лет, доля предприятий, %

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 В среднем 2004-2011

Скорее всего, уменьшится 14 14 16 16 17 14 17 18 16

Практически не изменится 6 7 9 13 19 7 11 13 11

Скорее всего, возрастёт 42 37 29 37 30 41 38 32 36

Не задумывались над этим 9 8 15 10 8 10 9 12 10

Задумывались, но трудно сказать 29 34 32 25 27 29 26 24 28

Заказы и запасы

Остановимся более подробно на сравнении отдельных показателей хозяйственной деятельности трёх групп производителей, в зависимости от вероятного изменения спроса в течение 3-х лет (группы по 10-летним ожиданиям далее в этом материале рассматриваться не будут).

Различия в текущем уровне наполненности портфеля заказов (в % от нормального уровня = 100) между группами оказались довольно значимыми. В среднем за восемь лет наблюдений портфель заказов в группе оптимистов был на 8 проц. пунктов выше, чем в группе пессимистов: 83% против 75% (Таблица 3). Однако абсолютная величина разрыва отличалась большой неустойчивостью: в отдельные годы она составляла от -1 до +2 пунктов, в другие повышалась до 11-16 пунктов. Видно, что максимальный разрыв приходился на периоды после кризисного оживления - 2005 и 2010 годы. Это позволяет говорить, что тем, кто рассчитывает на увеличение спроса в трёхлетней перспективе, и в краткосрочном периоде удаётся быстрее налаживать сбыт своей продукции после периодов низкой конъюнктуры.

Таблица 3.

Портфель заказов, % от нормального уровня = 100

Группы предприятий, в зависимости от „

вероятного изменения спроса на их 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 В

продукцию за 3 года "

Скорее всего, уменьшится (1) 85 73 75 84 84 57 60 85 75

Практически не изменится (2) 79 79 83 85 95 74 83 85 83

Скорее всего, возрастёт (3) 82 89 86 93 91 63 76 87 83

(4) = (3) - (1)

(4)

+16 +11

+9

+7

+6 +16

+2

+8

1

Если портфель заказов можно условно отнести к внешним относительно предприятия показателям спроса (во всяком случае, в краткосрочной перспективе), то уровень запасов готовой продукции является, скорее, мерилом внутренней способности производителя приспосабливаться к внешней конъюнктуре, не допуская существенного перепроизводства и затоваривания, с одной стороны, и имея достаточные ресурсы, чтобы удовлетворить случайно возникающий спрос, с другой. В среднем за рассматриваемый период с 2004 по 2011 годы уровень запасов готовой продукции (в % от нормального уровня = 100) существенно между оптимистами и пессимистами не различался и составил всего около 1 проц. пункта (Таблица 4). Однако в отдельные годы этот разрыв достигал 31 пунктов. Можно ли «обвинить» тех, кто предполагает сокращение платёжеспособного спроса на их продукцию в течение трёх лет, в том, что они хуже других умеют приспосабливаться к внешним условиям? Наши наблюдения об этом не свидетельствуют. За восемь лет естественным образом выделяются два периода: 2005-2007 и 2008-2011 годы. В первый период запасы готовой продукции в группе пессимистов не только превышали запасы в группе оптимистов, но и «перепрыгивали» 100%-ую отметку, что явно свидетельствовало о затоваривании. Возможно, в этот период их краткосрочные ожидания существенно расходились с фактической ситуацией. Однако, начиная с 2008 года, запасы готовой продукции среди тех, кто предполагает сокращение спроса в течение ближайших трёх лет, не только устойчиво были ниже 100%-ой отметки, но и ниже уровня запасов в группе тех, кто рассчитывает на улучшение конъюнктуры. Поэтому можно говорить, что, если более низкая способность к адаптации и была характерна для пессимистов, то в последние четыре года им удавалось адекватно оценивать текущую конъюнктуру.

Таблица 4.

Запасы готовой продукции, % от нормального уровня = 100

Группы предприятий, в зависимости от

вероятного изменения спроса на их 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 В

продукцию за 3 года "

Скорее всего, уменьшится (1) 86 103 115 99 83 81 85 86 92

Практически не изменится (2) 101 91 91 88 81 109 90 92 93

Скорее всего, возрастёт (3) 92 90 84 82 89 100 93 99 91

(4) = (3) - (1)

(4)

+6

-13

-31

-17

+6 +19 +8 +13

-1

Загрузка производственных мощностей и рабочей силы

Другими важными параметрами хозяйственной деятельности предприятий являются загрузка производственных мощностей и наличной рабочей силы (оба показателя измеряются в % от нормального уровня = 100). Как и при рассмотрении заказов и запасов, средние значения этих показателей за рассматриваемые восемь лет различаются незначительно, однако бывали периоды, когда дельта между ними существенно нарастала, а затем быстро сокращалась. Анализ полученных результатов говорит о том, что в данном случае не так важен уровень, вокруг которого колеблются цифры, как амплитуда этих флуктуаций.

Максимальные и минимальные значения загрузки мощностей и рабочей силы шире отстоят друг от друга в группе тех, кто ожидает сокращения спроса в трёхлетней перспективе. Так, в группе пессимистов загрузка производственных мощностей менялась в диапазоне от 56% в 2010 году до 85% в 2008 году (разница - 29 проц. пунктов), а в группе оптимистов - от 65% в 2009 до 77% в 2008 году (12 проц. пунктов, Таблица 5). Аналогичная картина, но чуть менее выраженная, наблюдается и при рассмотрении загрузки наличной рабочей силы. В группе пессимистов её минимум составил 72% в 2010 году, а максимум -93% в 2011 году (разница - 21 пункт); а в группе оптимистов аналогичные цифры 77% в 2009 и 95% в 2008 году (18 пунктов, Таблица 6). Естественно, что функционировать в условиях относительно больших колебаний в загрузке имеющихся ресурсов сложнее: производителям приходится сталкиваться с необходимостью содержать относительно больший объем «лишнего» оборудования и избыточного персонала в условиях спада конъюнктуры, увеличивая свои издержки, в надежде задействовать его в условиях оживления спроса.

Таблица 5.

Загрузка производственных мощностей, % от нормального уровня = 100

Группы предприятий, в зависимости от вероятного изменения спроса на их продукцию за 3 года

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

В среднем 2004-2011

Скорее всего, уменьшится Практически не изменится Скорее всего, возрастёт

77 75

75 74

69 76

74 81

75

82

81

74

85

83

57

70

>

65

56

81

66

78

80

76

73

78

72

Таблица 6.

Загрузка рабочей силы, % от нормального уровня = 100

Группы предприятий, в зависимости от вероятного изменения спроса на их продукцию за 3 года

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

В среднем 2004-2011

Скорее всего, уменьшится Практически не изменится Скорее всего, возрастёт

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

85

89

87

87

92

89

87

91

92

93

90

91

91

95

77

81

(77

72

87

82

93

91

93

86

90

88

Необходимо отметить, что, на фоне наличия некоторых объективных сложностей у группы предприятий, которые предполагали сокращение спроса на их продукцию в течение ближайших трёх лет, предприятия-оптимисты функционировали не только в более благоприятных внешних условиях, но и сами проявляли «чудеса хозяйственной изобретательности». Так во время последнего спада, когда заказы на их продукцию упали с 91% в 2008 году до 63% в 2009 (т.е. на 28 проц. пунктов), загрузка производственных мощностей сократилась у них с 77% до 65%, т.е. всего на 12 пунктов. В группе пессимистов аналогичное сокращение загрузки мощностей на единицу сокращения заказов было значительно большим: заказы сократились на 27 проц. пунктов (с 84% до 57%), а загрузка мощностей на 29 пунктов (с 85% до 57%).

Финансовое положение предприятий

Любопытны полученные данные о финансовом состоянии компаний трёх групп -оптимистов, пессимистов, и тех, кто считает, что платёжеспособный спрос на их продукцию в течение трёх лет не изменится. В среднем за восемь лет наблюдений наибольшее число финансово благополучных предприятий (т.е. тех, кто оценивал его как хорошее или нормальное) зафиксировано в последней группе - 68%, среди оптимистов таковых было 64%, и наименьшее число финансово благополучных предприятий оказалось в группе пессимистов - 58% (Таблица 7). Эти данные согласуются с данными, приведёнными выше. Действительно, в «средней» группе предприятий зафиксирован максимальный уровень портфеля заказов, практически не отличающийся от других уровень запасов, наиболее высокие уровни загрузки производственных мощностей и рабочей силы. Таким образом, два фактора - относительно высокий уровень спроса и перспективы его стабильности (даже не роста) обеспечивали предприятиям наиболее благоприятные условия для их хозяйственной деятельности.

Таблица 7.

Доля финансово благополучных предприятий, %

Группы предприятий, в зависимости от вероятного изменения спроса на их продукцию за 3 года

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

В среднем 2004-2011

Скорее всего, уменьшится Практически не изменится Скорее всего, возрастёт (4) = (3) - (1)

(1)

(2)

(3)

73

67

56

-17

65

74

68

3

60

58

71

50

77

75

82

53

53

17

73

2

77 32

27 -21

44

59

46

60

75

65

16 19

58

68

64

6

Более подробный анализ имеющихся данных убеждает нас и в том, что производители трёх групп обладают различной «чувствительностью» к различным фазам цикла. Так в кризисные и после кризисные периоды относительно лучше обстоят дела у тех, кто предполагал вероятное снижение платёжеспособного спроса на их продукцию; на этапах преодоления спада и выхода из него лучше других показывали себя компании, которые рассчитывали на увеличение спроса; а в условиях наиболее устойчивой конъюнктуры относительно наилучшее финансовое положение было зафиксировано среди тех, кто ожидал стабильного спроса на свою продукцию в трёхлетней перспективе. Это лишний раз свидетельствует о том, что компании «подстраивают» свою хозяйственную деятельность под свои ожидания. В периоды, когда экономическая конъюнктура соответствует их ожиданиям, они показывают относительно лучшую, наиболее адекватную ситуации, реакцию на происходящие изменения. Второе важное (впрочем, вполне естественное) наблюдение состоит в том, что легче всего приспосабливаться не к сокращению спроса, и даже не к его увеличению, а к устойчиво стабильной ситуации.

Инвестиционная деятельность предприятий

Наиболее активная инвестиционная деятельность наблюдалась в 2005-2011 годах в группах предприятий, ориентированных на стабильный или растущий спрос. За весь рассматриваемый восьмилетний период только один год был исключением из этого правила - 2004. Так, в среднем за весь период наблюдений в группе предприятий, ожидающих сокращение спроса на их продукцию, доля «инвесторов» составляла 53%, среди компаний, ориентированных на стабильный спрос, таковых было 64%, а среди тех, кто рассчитывал на его рост, - 65% (Таблица 8).

Таблица 8.

Доля инвестиционно активных предприятий, %

Группы предприятий, в зависимости от вероятного изменения спроса на их продукцию за 3 года

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

В среднем 2004-2011

(4) = (3) - (1)

-12

+9 +17 +17

+7

+3 +16 +38

+12

Заметим, что среди пессимистов, доля предприятий, осуществляющих инвестиции, постепенно сокращалась. За восемь лет их число уменьшилось почти в два раза с 68% до 35%, в то время как в двух других группах доля производителей-инвесторов оставалась относительно стабильной. Это говорит о том, что инвестиции, осуществляющиеся в промышленности, независимо от их абсолютного уровня, в целом направлялись на наиболее перспективные участки производства, причём с течением времени эта тенденция проявлялась все более выражено.

Трёхлетние ожидания спроса: отраслевая специфика

Наибольшая доля предприятий за восемь лет наблюдений с 2004 по 2011 год, ожидавших рост платёжеспособного спроса на их продукцию, была зафиксирована в электроэнергетике - 50%. Примерно такой же уровень оптимизма был характерен для предприятий машиностроения (48%), металлургии (47%) и химической промышленности (45%, Таблица 9). Ко второму эшелону по степени оптимизма можно отнести предприятия лёгкой промышленности (38%), лесопромышленного комплекса (34%) и пищевой промышленности (32%). Наименьшее число производителей, предполагавших увеличение спроса на свою продукцию, отмечено в пищевой промышленности (27%).

Таблица 9.

Усреднённые за 2004-20011 годы оценки вероятного изменения спроса в отраслевом разрезе

Скорее всего, уменьшится Практически не изменится Скорее всего, возрастёт Не задумывались над этим или задумывались, но трудно сказать Портфель заказов, %

Электроэнергетика 0 25 50 25 100

Машиностроение 18 26 48 9 77

Металлургия 8 34 47 12 82

Химия и нефтехимия 8 29 45 19 88

Лёгкая промышленность 19 26 38 16 85

Лесопромышленный комплекс 13 43 34 10 70

Пищевая промышленность 14 40 32 14 85

Производство строительных материалов 18 40 27 15 84

Отметим, что ранжирование отраслей по числу компаний-оптимистов не совпадает с противоположной ранжировкой по числу пессимистов. Наибольшая доля предприятий, ожидавших сокращения спроса на их продукцию, наблюдалась в лёгкой промышленности (19%), машиностроении, производстве строительных материалов (по 18%). Вероятно, этот факт свидетельствует о том, что предприятия одних отраслей более однородны (электроэнергетика, металлургия и химическое производство), а в других (лёгкая промышленность, машиностроение) наблюдается расслоение на тех, чей выпуск в большей степени соответствует грядущим изменениям, и чей - в меньшей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наш анализ не выявил прямой связи между текущим уровнем наполненности портфеля заказов, характерным для предприятий различных отраслей, и ожидаемыми вероятными изменениями в спросе. Вместе с тем, заметно, что, чем выше текущий уровень заказов в отрасли, тем выше доля предприятий, которые либо не задумывались над перспективами изменения спроса на их продукцию в течение трёх лет, либо задумывались, но не смогли определиться. Так наибольшая доля «сомневающихся» - 25% - оказалась в электроэнергетике, для которой всегда был характерен очень высокий уровень наполненности портфеля заказов (около 100%). Примерно такая же ситуация в химии и нефтехимии: число затруднившихся с ответом - 19%, а заказы - 88%. Противоположная картина характерна для машиностроения и лесопромышленного комплекса, где наблюдались самые низкие оценки заказов (77% и 70%, соответственно): всего 9-10% предприятий среди них затруднились определить направления спроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.