Научная статья на тему 'Справочная литература как средство повышения уровня профессиональной подготовки членов экипажей мобильных инспекционно-досмотровых комплексов'

Справочная литература как средство повышения уровня профессиональной подготовки членов экипажей мобильных инспекционно-досмотровых комплексов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / МОБИЛЬНЫЙ ИНСПЕКЦИОННО-ДОСМОТРОВЫЙ КОМПЛЕКС / ОПЕРАТОР / УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА / ЭКСПЛУАТАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ / ИНСТРУКЦИЯ / СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА / VOCATIONAL TRAINING / HCV-MOBILE / OPERATOR / TRAINING MATERIALS / OPERATIONAL AND TECHNICAL DOCUMENTATION / INSTRUCTION / REFERENCE BOOKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вербов Владимир Фёдорович, Гамидуллаев Сираджеддин Нагметуллаевич

В статье рассматривается один из способов повышения уровня профессиональной подготовки членов экипажей мобильных инспекционно-досмотровых комплексов HCV-Mobile, заключающийся в использовании разработанного учеными Ростовского филиала Российской таможенной академии и специалистами Южного таможенного управления «Справочного руководства для практической работы оператора».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вербов Владимир Фёдорович, Гамидуллаев Сираджеддин Нагметуллаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Compiling reference books for improving vocational training of HCV-mobile teams

This paper provides a description of one of the ways to increase the level of vocational training of HCV-Mobile teams which implies compiling кeference books for practical work of the operators (experience of creative collaboration of Rostov Branch of Russian Customs Academy and Southern Customs Administration).

Текст научной работы на тему «Справочная литература как средство повышения уровня профессиональной подготовки членов экипажей мобильных инспекционно-досмотровых комплексов»

В. Ф. Вербов, С. Н. Гамидуллаев

СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖЕЙ МОБИЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИОННО-ДОСМОТРОВЫХ КОМПЛЕКСОВ

В статье рассматривается один из способов повышения уровня профессиональной подготовки членов экипажей мобильных инспекционно-досмотровых комплексов HCV-Mobile, заключающийся в использовании разработанного учеными Ростовского филиала Российской таможенной академии и специалистами Южного таможенного управления «Справочного руководства для практической работы оператора».

Ключевые слова: профессиональная подготовка; мобильный инспекционно-досмотровый комплекс; оператор; учебная литература; эксплуатационно-техническая документация; инструкция; справочная литература.

Глобализация мировой экономики приводит к возрастанию товаропотока между государствами, а географическое положение РФ обуславливает прохождение через ее территорию кратчайших транспортных путей между Европой и Азией. Вместе с тем рост активности международных террористических организаций и транснациональных наркокартелей, обострение криминогенной обстановки требуют усилить контроль за перемещаемыми товарами и транспортными средствами через Государственную границу РФ.

В Концепции развития таможенных органов РФ [1] отмечаются наиболее эффективные методы решения важных задач в области таможенного дела в соответствии с международными стандартами и законодательством РФ. В плане действий ФТС России и таможенных органов по реализации данной Концепции первыми

обозначены меры по оптимизации процедур таможенного контроля в пунктах пропуска. Оптимизация процедур (по времени и глубине таможенного контроля) невозможна без оснащения пунктов пропуска современными высокоэффективными техническими средствами таможенного контроля. Такими техническими средствами являются инспекционно-досмотровые комплексы (далее - ИДК) различных форм базирования (стационарные, легковозводимые и мобильные).

Инспекционно-досмотровый комплекс представляет собой сложное электротехническое автоматизированное устройство и по своей сути является рентгеновской установкой, а рентгеновская техника по праву занимает ведущее место в арсенале технических средств таможенных органов. Основной оперативно-технической функцией ИДК являются визуализация содержимого крупногабаритных объектов и отождествление находящихся там материалов, предметов и веществ с материалами, предметами и веществами, зафиксированными в таможенных декларациях и иных товаросопроводительных документах. Применение ИДК позволяет исключить затратные вскрытия и разгрузки крупногабаритных грузов и получить в течение нескольких минут рентгеновское изображение как самих объектов, так и перевозимых в них предметов. По полученному изображению оператор ИДК должен определить возможные нарушения таможенного законодательства.

Качественное выполнение сотрудниками таможенных органов, работающими с рентгеновской техникой, своих должностных обязанностей включает изучение ими всех возможностей рентгеновской техники и способов ее применения. Прежде всего, это касается именно ИДК, так как на сегодняшний день в таможенных органах РФ альтернативы им нет - ИДК пока остаются наиболее совершенным техническим средством для таможенного контроля крупногабаритных грузов в России. Опыт эксплуатации комплексов в разных странах показал их явные достоинства, хотя отдельные проблемы остаются еще не решенными, т. е. задача поиска путей повышения эффективности использования ИДК остается актуальной.

Из всех видов комплексов максимальной гибкостью для решения оперативных задач обладают мобильные ИДК (далее - МИДК), к тому же они намного дешевле других видов. И хотя по отдельным техническим характеристикам (в частности, по проникающей способности) МИДК несколько уступают ИДК других видов, но именно они широко используются в таможенных органах России. Так, только в Южном таможенном управлении (далее - ЮТУ) в настоящее время функционируют один стационарный и десять мобильных комплексов. По этой причине ниже речь пойдет о повышении уровня профессиональной подготовки членов экипажей (операторов) именно мобильных ИДК, хотя основные положения статьи могут быть применимы и к другим их видам.

Традиционно одним из путей повышения эффективности таможенного контроля является повышение уровня профессиональной подготовки операторов. Это связано с тем, что большинство всех сбоев и неисправностей, возникающих в сложных системах (МИДК таковой и является), происходит по вине человека и лишь малая часть -из-за сбоев самой техники. К сожалению, по вине операторов еще имеют место пропуски на рентгеновских изображениях незаконных вложений в крупногабаритных грузах и транспортных средствах.

Ошибки операторов - естественное явление, они неизбежны по причине воздействия на человека большого количества возмущающих факторов, которые называют человеческим фактором. Эти факторы делятся на две большие группы: факторы

основности, которые заложены в самом человеке и влияние которых на него снижается путем обучения и воспитания человека-оператора, и факторы условности, которые зависят от окружающей среды (шум, тепло, холод, свет и др.) и влияние которых снижается путем создания комфортных условий человеку-оператору при выполнении им должностных обязанностей [2].

Из этого следует, что роль и значение оператора в составе системы «человек-техника» являются основопологающими и что одним из главных факторов, влияющих на эффективность функционирования МИДК, является уровень профессиональной подготовки всех членов экипажа.

Руководящие документы [3, 4], регламентирующие профессиональную подготовку государственных служащих РФ, к которым относятся и должностные лица таможенных органов, определяют три основные пути повышения уровня профессиональной подготовки. К ним относятся: профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка. Каждый из путей повышения уровня профессиональной подготовки может включать следующие составляющие: теоретическую и практическую подготовку, а также непосредственную отработку специалистами практических действий на конкретных рабочих местах. Учебные занятия при реализации указанных путей могут проводиться с отрывом от государственной службы, с частичным отрывом от работы, заочно или с помощью дистанционных технологий обучения.

В мире все более широкое признание получает концепция непрерывного профессионального образования. Таковы требования современного рынка труда, на котором индивид не может оставаться конкурентоспособным без непрерывного обновления своей профессиональной компетенции. Очевидно, что между стадиями организованной учебной деятельности (переподготовка, повышение квалификации и стажировка) специалист для непрерывности образования должен повышать уровень своей профессиональной подготовки самостоятельно, т. е. к трем рассмотренным способам необходимо добавить еще и четвертый - самообразование. Учитывая, что первые три способа эпизодические (как правило, один раз в несколько лет), последний, на наш взгляд, становится приоритетным.

Безусловно, каждый способ повышения уровня профессиональной подготовки, особенно при самообразовании, предполагает широкое использование соответствующих источников информации по профилю работы. Именно из источников информации специалист получает необходимые знания и умения для качественного выполнения своих должностных обязанностей и повышения уровня профессиональной подготовки.

Для лиц, эксплуатирующих сложные технические системы, в том числе и МИДК, такими источниками информации традиционно являются:

- учебная литература;

- эксплуатационно-техническая документация (далее - ЭТД);

- ведомственные инструкции (таможен, таможенных управлений и ФТС России).

Авторы статьи проанализировали имеющиеся в структурах ФТС России известные источники информации по МИДК и на основе этого анализа предложили новый тип справочной литературы, который позволяет повысить эффективность качества подготовки членов экипажей.

Учебная литература. В настоящее время известны всего лишь несколько учебников и учебных пособий, изданных в Российской таможенной академии и ее филиалах, в которых содержится информация, касающаяся ИДК. Каждое из них имеет свою

научно-методическую ценность и особенность. Так, в одних учебных изданиях информация по ИДК изложена кратко и носит преимущественно описательный характер. Эти издания, на наш взгляд, предназначены в основном для первичного знакомства с комплексами. Другие учебные пособия, напротив, написаны достаточно подробно и включают исчерпывающую информацию по многим вопросам эксплуатации ИДК. Такие учебные пособия предназначены для глубокого изучения ИДК со слушателями факультетов повышения квалификации, студентами, изучающими таможенное дело, а также могут быть использованы при самообразовании. Однако, с точки зрения оператора, отрабатывающего соответствующие практические действия на рабочем месте по таможенному контролю, подобные пособия не очень удобны из-за их теоретической направленности и относительно большого объема.

Эксплуатационно-техническая документация (ЭТД). К ней обычно относятся различные инструкции по эксплуатации, проведению технического обслуживания и использованию запасных принадлежностей, технические описания по устройству и работе изделий, альбомы схем и др., которые разрабатываются фирмой-изготовителем и поставляются вместе с ИДК. Данная документация содержит довольно подробную информацию по многим направлениям операторской деятельности (состав, устройство, принцип работы самого ИДК и его основных систем, техника безопасности, программное обеспечение, основы организации таможенного контроля и т. д.). Эксплуатационно-техническая документация с успехом может использоваться операторами для совершенствования своей теоретической и практической подготовки, причем как на соответствующих плановых занятиях, так и самостоятельно; кроме того, данная документация может применяться членами экипажа и при непосредственной работе на ИДК. Ограничениями для использования данной документации на рабочем месте являются опять же большой объем и отсутствие в ней информации по особенностям эксплуатации комплекса в тех или иных условиях.

Ведомственные инструкции. Инструкции используются операторами непосредственно на рабочем месте при проведении тех или иных конкретных операций по таможенному контролю. Недостатком инструкций является наличие в них информации, посвященной только определенным конкретным действиям оператора, и отсутствие какой-либо иной информации, касающейся деятельности операторов.

Очевидно, что конечной целью повышения уровня профессиональной подготовки операторов является качественное выполнение ими на рабочих местах всех практических действий по непосредственному проведению таможенного контроля с использованием ИДК. Выше было показано, что именно для этой цели операторы используют в полном объеме соответствующие инструкции и частично некоторую ЭТД. Учебная же литература на рабочем месте оператора практически не используется по отмеченным уже причинам.

Однако в реальной жизни могут быть такие сложные и нестандартные ситуации, когда на рабочем месте оператору необходимо иметь все три вида источников информации, чтобы принять единственно правильное решение. Такая ситуация может произойти, когда у оператора не хватает знаний или он просто что-то забыл, а в инструкциях на вопрос нет ответа. Именно для таких случаев (а они неизбежны) на рабочем месте оператора целесообразно иметь соответствующую справочную литературу.

Справочная литература такого рода, безусловно, должна включать только самый нужный и важный для практической работы материал, причем из всех известных источников информации. Отбор материала в справочную литературу должен

осуществляться ведущими специалистами с учетом опыта эксплуатации ИДК в различных условиях. При этом самое главное - справочная литература должна быть посвящена только одному конкретному типу ИДК.

Безусловно, эффективность использования операторами справочной литературы будет зависеть от ее содержания и качества представленного в ней материала. По мнению авторов, этот материал должен быть конструктивным, конкретным, лаконичным и информационным.

В разработке таких справочных источников информации авторы и видят один из новых путей повышения уровня профессиональной подготовки членов экипажей МИДК.

Ростовский филиал Российской таможенной академии вышел с инициативой разработать и издать соответствующие справочные пособия для широко использующегося в таможнях России МИДК НСУ-МоЬПе, причем для каждого оператора. Такого рода пособие получило название «Справочное руководство для практической работы».

Для решения этой задачи, наряду с научными сотрудниками филиала, были привлечены соответствующие специалисты ЮТУ.

Основой разработки «Справочного руководства для практической работы» стали:

- анализ деятельности операторов МИДК на всех этапах таможенного контроля;

- анализ типовых ошибок операторов МИДК Ростовской таможни при выполнении ими операций по таможенному контролю;

- условное разделение всех операций членов экипажа МИДК на основные и вспомогательные.

Очевидно, что содержание и материал Справочного руководства должны быть ориентированы на качественное выполнение операторами именно основных операций. Поэтому авторы сделали их небольшими по объему, исключив второстепенный материал.

В настоящее время в филиале разработаны и изданы три вида «Справочного руководства для практической работы»: для водителя-оператора, старшего экипажа и оператора управления движением МИДК [5, 6, 7], которые содержат краткую информацию об их обязанностях, правах и ответственности, основных действиях в тех или иных случаях, особенностях техники безопасности, устройстве и принципе работы основных систем МИДК и многое другое, т. е. ту информацию, которая поможет членам экипажа качественно выполнять свои должностные обязанности непосредственно на рабочих местах.

Указанное руководство внедрено в соответствующие таможни ЮТУ и используется сотрудниками отделов, применяющих ИДК. Кроме того, этот документ направлен и в другие регионы для обмена информацией. В случае проявления интереса к такого рода справочным материалам филиал готов выслать необходимое их количество в региональные таможенные управления ФТС России.

В настоящее время продолжается работа по созданию подобного руководства для оператора по анализу изображений, после окончания которой все члены экипажей МИДК ЮТУ будут обеспечены соответствующим справочным материалом для практической работы. Кроме того, в филиале и в ЮТУ уже начата работа по сбору предложений и рекомендаций для последующих переизданий этой справочной литературы. Авторы также приступили к сбору материала для разработки аналогичных руководств, предназначенных для операторов стационарных ИДК.

Использованные источники

1. Распоряжение Правительства РФ от 14.12.2005 № 2225-Р «О Концепции развития таможенных органов Российской Федерации».

2. Гамидуллаев С.Н. Управление риском в социально-экономических системах: таможенные аспекты: монография. СПб.: Институт социально-экономических проблем Российской академии наук, 1999.

3. Постановление Правительства РФ от 06.05.2008 № 362 «Об утверждении Государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации».

4. Приказ ФТС России от 25. 07.2008 № 915 «Об утверждении порядка организации дополнительного профессионального образования должностных лиц и работников таможенных органов Российской Федерации».

5. Вербов В.Ф., Могильченко И.Н., Кириллов Д.В., Луговик В.А. Памятка водителю-оператору мобильного инспекционно-досмотрового комплекса НСУ-МоЬПе: справочное руководство для практической работы / под ред. О.Б. Долгополова. Ростов н/Д: Ростовский филиал Российской таможенной академии, 2009.

6. Вербов В.Ф., Кириллов Д.В., Могильченко И.Н. Памятка старшему экипажа мобильного инспекционно-досмотрового комплекса НСУ-МоЬПе: справочное руководство для практической работы / под ред. О.Б. Долгополова. Ростов н/Д: Ростовский филиал Российской таможенной академии, 2009.

7. Вербов В.Ф., Гамидуллаев С.Н., Кириллов Д.В., Могильченко И.Н. Памятка оператору управления движением мобильного инспекционно-досмотрового комплекса НСУ-МоЫ1е: справочное руководство для практической работы / под ред. О.Б. Долгополова. Ростов н/Д: Ростовский филиал Российской таможенной академии, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.