Научная статья на тему 'Повышение эффективности подготовки персонала инспекционно-досмотровых комплексов'

Повышение эффективности подготовки персонала инспекционно-досмотровых комплексов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ / ИНСПЕКЦИОННО-ДОСМОТРОВЫЙ КОМПЛЕКС / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ / CUSTOMS CONTROL / TECHNICAL MEANS / TECHNICAL EQUIPMENT / CARGO VISION X-RAY INSPECTION SYSTEMS / STAFF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валяев И. Г., Вербов В. Ф., Могильченко И. Н., Майбородин Ю. И.

В статье изложены предложения, направленные на повышение качества подготовки экипажей инспекционно-досмотровых комплексов на факультетах повышения квалификации Российской таможенной академии и ее филиалов (из опыта Ростовского филиала).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Валяев И. Г., Вербов В. Ф., Могильченко И. Н., Майбородин Ю. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RAISING EFFICIENCY OF STAFF TRAINING OF CARGO VISION X-RAY INSPECTION SYSTEMS

The article presents the authors' ideas aimed at raising efficiency of training of Cargo Vision X-ray inspection systems crews using facilities of the Russian customs academy and its branches (Rostov branch experience).

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности подготовки персонала инспекционно-досмотровых комплексов»

образовательная деятельность

И. Г. Валяев, В. Ф. Вербов, И. н. могильченко, Ю. и. майбородин

повышение эффективности подготовки персонала

ИНСПЕКЦИОННО-ДОСМОТРОВых КОМПЛЕКСОВ

В статье изложены предложения, направленные на повышение качества подготовки экипажей инспекционно-досмотровых комплексов на факультетах повышения квалификации Российской таможенной академии и ее филиалов (из опыта Ростовского филиала).

Развитие таможенной службы России предусматривает постоянное внедрение новых совершенных технологий, определяющих наиболее эффективные методы реализации задач в области таможенного дела в соответствии с международными стандартами и законодательством РФ. В первую очередь, это касается вопросов повышения качества таможенного регулирования как элемента государственного воздействия на внешнеторговую деятельность, с одной стороны, и совершенствования таможенного администрирования как фактора формирования современного делового климата в России, с другой стороны. Одной из особенностей решения данных вопросов является то, что процесс таможенного контроля и оформления происходит в условиях определенного противоречия между интересами государства и участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД): государственные органы призваны обеспечивать качественное таможенное администрирование, требующее значительных временных затрат, а участники ВЭД, напротив, стремятся к снижению временных и экономических потерь. Исключение данного противоречия невозможно без перехода на новую систему таможенного контроля, которая позволила бы существенно снизить затраты времени на проведение необходимых процедур и повысить их эффективность.

Сказанное особенно актуально для таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств. Поэтому в настоящее время ФТС России уделяет

106 -

вестник российской таможенной академии • № 1 • 2009

повышенное внимание вопросам создания системы таможенного контроля именно этой категории таможенных объектов, и одним из ключевых моментов в этой системе является использование инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК).

Инспекционно-досмотровые комплексы позволяют значительно эффективнее бороться с организованной контрабандой, поскольку дают возможность за три-пять минут получить изображения перевозимых товаров и сопоставить их с характеристиками, присущими указанным в документах видам товаров, обнаружить в транспортных средствах предметы, запрещенные к перевозке, и оценить примерное количество декларируемого товара. Более того, внедрение ИДК является одним из приоритетных направлений деятельности ФТС России: так, с 2005 г. по 2010 г. за счет средств федерального бюджета в рамках целевой программы «Государственная граница в период до 2010 года» в таможенные органы России планируется внедрить 72 различного типа ИДК [1]. В частности, только в Южном таможенном управлении уже используются десять мобильных ИДК и еще четыре стационарных ИДК планируется ввести в эксплуатацию в 2009 г.

Следует отметить, что закупка и развертывание ИДК само по себе мало что дадут, если будет отсутствовать профессиональный и качественно подготовленный персонал для работы на этих сложных комплексах. Другими словами, подготовка экипажей ИДК и вопросы, связанные с повышением ее эффективности в современных условиях, приобретают первостепенное значение.

Начиная с 2008 г. Российская таможенная академия (Академия) и ее филиалы на факультетах повышения квалификации (ФПК) ведут целенаправленную подготовку должностных лиц таможенных органов для работы на мобильных ИДК по программе дополнительного профессионального образования «Начальная подготовка персонала инспекционно-досмотровых комплексов». В частности, в Ростовском филиале Академии на сегодняшний день по данной программе были обучены 197 человек из числа должностных лиц таможен Южного и Северо-Западного таможенных управлений.

Программа обучения экипажей ИДК в Ростовском филиале Академии включает как теоретические, так и практические занятия. На лекциях основное внимание уделяется изучению устройства и техническому обслуживанию ИДК, вопросам, связанным с технологией применения ИДК и радиационной безопасностью, изучению нормативных документов. Практические занятия делятся на два вида: занятия в учебном компьютерном классе по анализу рентгеновских изображений контролируемых грузов и занятия на штатном ИДК на базе таможенного поста «Новошахтинский» Ростовской таможни.

Опыт Ростовского филиала Академии по подготовке экипажей ИДК свидетельствует, что имеет место ряд организационных проблем, которые снижают ее эффективность. К ним, в первую очередь, следует отнести то, что многие практические занятия по изучению ИДК проводятся не на учебном ИДК (которого нет и не будет), а на штатном ИДК, который непосредственно используется при проведении таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств на таможенных постах Ростовской таможни. Естественно, что учебный процесс на ФПК вынужден «приспосабливаться» под режим работы этого штатного ИДК, что нередко приводит к снижению эффективности процесса обучения. Поэтому целесообразно проводить большую часть практических занятий не на штатном ИДК, а на тренажерах, которые имитируют работу его основных систем.

^ образовательная деятельность

На наш взгляд, для достижения высокого качества процесса обучения экипажей мобильных ИДК необходимо иметь в наличии три вида тренажеров:

1) тренажер, имитирующий работу оператора по анализу рентгеновских изображений на станции «RIW»;

2) тренажер, имитирующий действия водителя на всех этапах работы ИДК;

3) тренажер, имитирующий работу оператора на станции «DBW/PAT/CMW».

Следует отметить, что в настоящее время тренажер, имитирующий работу оператора по анализу рентгеновских изображений на станции «RIW», уже имеется в Академии и ее филиалах. Он представляют собой компьютерный класс с соответствующим программным обеспечением от фирмы «Smiths Heimann» (Франция). Этот тренажер показал свою работоспособность и высокую эффективность обучения.

тренажеры же, имитирующие действия водителя и работу оператора на станции «DBW/PAT/CMW», еще необходимо создать.

Тренажер, имитирующий действия водителя при работе ИДК, должен воспроизводить весь процесс работы водителя с использованием органов управления и контроля, расположенных непосредственно в кабине водителя, и может представлять собой ее макет. При этом следует отметить, что в функции этого тренажера не должны входить операции, имитирующие действия по развертыванию (свертыванию) стрелы ИДК. Это связано с тем, что пульт управления стрелой расположен вне кабины и стрела имеет большие габаритные размеры. Операции по управлению стрелой целесообразно отрабатывать на практических занятиях, проводимых непосредственно на штатных ИДК, а также с использованием учебных фильмов.

Тренажер, имитирующий работу оператора на станциях «DBW/PAT/CMW», может представлять собой компьютерный класс с соответствующим программным обеспечением, которое должно давать возможность имитировать все действия оператора на них. Отметим, что:

- станция «DBW» (станция базы данных) в основном предназначена для управления всей системой обработки изображений и отображения ее рабочего статуса;

- станция «Pat» (станция получения и предварительной обработки данных) обеспечивает получение и предварительную обработку данных с сопроводительных документов грузов;

- станция «CMW» (станция мониторинга контроля и управления) контролирует техническое состояние и работоспособность всех основных узлов и систем ИДК.

Анализируя опыт Ростовского филиала по проведению практических занятий по обучению экипажей на штатном ИДК, следует отметить, что представляется целесообразным уменьшить до минимума количество учебных часов, которые отводятся на них. Высвободившиеся же часы следует посвятить обучению операторов анализу рентгеновских изображений в компьютерном классе на тренажере станции «RIW» (пока не будут созданы другие тренажеры).

Таким образом, первым направлением повышения эффективности подготовки экипажей мобильных ИДК можно считать широкое внедрение в учебный процесс ФПК различных тренажеров. Кроме того, следует учитывать, что, даже если со временем и будут созданы и внедрены различные тренажеры по подготовке всех членов экипажа ИДК, все равно на ФПК определяющей должна быть подготовка операторов, работающих с рентгеновскими изображениями, так как именно от них зависят качество и эффективность таможенного контроля крупногабаритных грузов.

Главной целью подготовки операторов по анализу изображений является обучение их:

- проверке соответствия реального содержимого транспортного средства заявленному содержимому в сопроводительных документах с целью выявления несоответствия и обнаружения нарушений таможенного законодательства;

- обнаружению незаконных вложений (контрабанды) в декларируемом грузе. Причем делать это оператор должен в условиях жесткого дефицита времени.

Очевидно, что самым трудным является обнаружение контрабанды (наркотиков, оружия, боеприпасов и т. п.), которую очень легко спрятать и замаскировать в большом объеме крупногабаритного проверяемого объекта, заполненного к тому же различными товарами. Поэтому операторов при обучении на ФПК необходимо просто «натаскивать» на умение грамотно анализировать рентгеновские изображения в течение очень короткого промежутка времени, добиваться того, чтобы вероятность обнаружения контрабанды была как можно выше и стремилась к единице. Именно для этого и надо увеличивать учебное время на обучение операторов в компьютерном классе, имитирующем станцию «RIW».

Но если в компьютерном классе операторы изо дня в день будут учиться на одних и тех же рентгеновских изображениях, то они скоро к ним привыкнут, заранее будут знать правильные ответы и никакого повышения эффективности подготовки операторов ИДК не будет.

Отсюда напрашивается вывод: необходимо систематически пополнять память компьютеров новыми рентгеновскими изображениями реально проконтролированных на таможенных постах крупногабаритных объектов, в которых находилась спрятанная и обнаруженная операторами контрабанда.

Таким образом, второе направление должно заключаться в создании на ФПК банка самых разнообразных рентгеновских изображений.

В некоторых региональных таможенных управлениях, в частности в Южном, такой банк уже создан и регулярно пополняется. Необходимо, чтобы эти управления предоставляли возможность Академии и ее филиалам пользоваться своими банками изображений. Это будет возможно только при наличии тесных контактов вузов с соответствующими управлениями.

Однако наличие пусть даже самого совершенного банка изображений ничего не даст без глубоко продуманной методики использования изображений из этого банка в учебном процессе. Одна из методик обучения операторов может быть примерно следующей:

- новые изображения обучающимся можно выдавать порциями (в каждой порции по три-пять изображений);

- порции могут быть простыми и сложными. В простых порциях на рентгеновских изображениях объектов должны присутствовать изображения незаконных вложений одного типа, например, только оружие или только наркотики. В сложных порциях на изображениях объектов должны присутствовать изображения незаконных вложений разных типов;

- задания обучающимся целесообразно преподносить по давно известному проверенному принципу: от простого - к сложному, причем как внутри порций, так и между порциями;

- после серии порций (назовем ее модулем) может быть промежуточная аттестация с выставлением оценки, которая будет учитываться на экзамене, и т. д.

Можно привести еще несколько примеров таких методик, но это не является целью настоящей статьи. К тому же их разработка будет задачей руководителей ФПК и высококвалифицированных методистов-преподавателей, проводящих на нем занятия.

Третье направление. В последнее время в образовательном процессе все реже стали применяться учебные фильмы, хотя публикаций на эту тему достаточно и возможности их использования в процессе обучения огромные. С их помощью, например, быстрые процессы можно замедлить, а медленные ускорить, можно увеличить какие-то мелкие детали, использовать элементы мультипликации и т. д. Современный учебный фильм - это интересный и доступный видеорассказ, который используется в качестве дополнительного средства в учебном процессе, но, конечно же, совместно с традиционными методами обучения.

Учебные фильмы классифицируются по нескольким критериям, в частности, по дидактическому назначению. По этому критерию учебные фильмы подразделяются на фильмы, выполняющие функцию коротких видеосправок; целостные фильмы, задача которых объяснить тот или иной вопрос учебной программы; фильмы, помогающие усвоить практические навыки; фильмы инструктивные, вводные (вступительные) и заключительные (для повторения всего пройденного материала); можно разработать цикл учебных фильмов, который применяется для освещения всех основных вопросов учебной дисциплины, и др.

На ФПК при обучении сотрудников таможенных органов учебные фильмы помогли бы усваивать им сложный материал. Целесообразно было бы изготовить несколько учебных фильмов, например по следующим направлениям:

а) действия членов экипажа мобильного ИДК по подготовке его к сканированию и приведению в походное положение;

б) порядок заезда контролируемого транспортного средства в рабочую зону и его выезд из рабочей зоны после сканирования;

в) действия операторов на всех станциях ИДК и др.

Здесь следует обратить внимание на то, что при изготовлении учебного фильма самым сложным является процесс написания к нему сценария. И, естественно, для этого необходимо привлекать опытных ученых-методистов Академии и филиалов, а также таможенников-практиков, эксплуатирующих ИДК.

Четвертое направление. В приложениях к приказам ФТС России № 13 и 1332 [2, 3] приведены образцы памяток для водителей автотранспортных средств, направляемых на таможенный досмотр с использованием ИДК, в которых очень кратко изложены их действия в тех или иных ситуациях.

По аналогии с этими памятками целесообразно на ФПК разработать и издать памятки для всех членов экипажа ИДК. Эти памятки должны представлять собой в сжатом виде самую основную справочную информацию по соответствующим функциональным обязанностям и действиям операторов, которой можно было бы оперативно воспользоваться. Размеры памяток должны быть небольшими, например формата А5 или даже А6, чтобы их удобно было носить в кармане.

Безусловно, члены экипажа ИДК должны быть профессионалами в своей области, но даже и профессионалы иногда что-то могут забыть (не говоря уже о менее подготовленных операторах). Такие памятки и помогут им быстро преодолеть возникшие трудности.

С целью обмена опытом между филиалами Академии можно рассмотреть вопрос о кооперации усилий в этом направлении: одну памятку разрабатывает один филиал, вторую памятку - другой и т. д.

вестник российской таможенной академии • № 1 • 2009

Изданные памятки для членов экипажа уместно было бы вручать обучающимся на ФПК по окончании ими этого факультета.

Таким образом, в данной статье предложено несколько различных направлений повышения эффективности подготовки на ФПК членов экипажей ИДК - самых современных технических средств таможенного контроля. И хотя в основном рассуждения велись относительно мобильных комплексов, все предложенные направления применимы и к стационарным ИДК.

Конечно, труднее всего внедрять эти предложения в жизнь, тем более, что внедрение первого предложения требует больших материальных затрат, однако остальные предложения, по мнению авторов, внедрить не так сложно силами Академии и ее филиалов.

Использованные источники

1. Постановление Правительства РФ от 29.04.2005 № 268-21 - Федеральная программа «Государственная граница в период до 2010 года».

2. Приказ ФТС России от 12.01.2007 № 13 «Об утверждении порядка таможенного контроля товаров и транспортных средств с использованием инспекционно-досмотрового комплекса в автомобильном пункте пропуска через Государственную границу РФ».

3. Приказ ФТС России от 30.10 2007 № 1332 «Об утверждении порядка таможенного контроля товаров и автотранспортных средств с использованием мобильного инспекционно-досмотро-вого комплекса в автомобильном пункте пропуска через Государственную границу РФ».

вестник российской таможенной академии • № 1 • 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.