Научная статья на тему 'МОБИЛЬНЫЕ ИНСПЕКЦИОННО-ДОСМОТРОВЫЕ КОМПЛЕКСЫ - ВОЗМОЖНОСТИ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

МОБИЛЬНЫЕ ИНСПЕКЦИОННО-ДОСМОТРОВЫЕ КОМПЛЕКСЫ - ВОЗМОЖНОСТИ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1247
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ИНСПЕКЦИОННО-ДОСМОТРОВЫЕ КОМПЛЕКСЫ (ИДК) / МОБИЛЬНЫЕ ИДК / РЕНТГЕНОТЕЛЕВИЗИОННАЯ МОБИЛЬНАЯ УСТАНОВКА / СКАНИРОВАНИЕ ТОВАРОСОПРОВОДИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ / БОРЬБА С КОНТРАБАНДОЙ / ХАРАКТЕРИСТИКИ КОМПЛЕКСОВ / ОПТИМИЗАЦИЯ РАБОТЫ ИДК / CUSTOMS SERVICE / CARGOVISION X-RAY MACHINES / X-RAY TELEVISION MOBILE PLANT / SCANNING OF SHIPPING DOCUMENTS / FIGHT AGAINST SMUGGLING / CHARACTERISTICS OF COMPLEXES / OPTIMIZATION OF CARGOVISION X-RAY MACHINES WORK

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Попов О. Р., Шевцов А. В.

Рассматриваются действия ФТС России по реализации Концепции развития таможенных органов России до 2010 г.: оптимизация государственного контроля в пунктах пропуска, их оснащение современными высокоэффективными техническими средствами. Анализируется зарубежный опыт в этой сфере. Приводятся характеристики различных комплексов, выпущенных разными фирмами. Даются рекомендации по оптимизации работы ИДК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Попов О. Р., Шевцов А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mobile cargovision X-ray machines opportunities, technological facilities, prospect development

Consider activities of FCS of Russia in the field of realization Conception of customs service development till 2010: optimization of government customs control in check-points, its equipping with modern high-performance hardware. Analyze foreign experience in this field. Give characteristics of various complexes released by different firms. Make some recommendations for optimization mobile cargovision X-ray machines work.

Текст научной работы на тему «МОБИЛЬНЫЕ ИНСПЕКЦИОННО-ДОСМОТРОВЫЕ КОМПЛЕКСЫ - ВОЗМОЖНОСТИ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

ТЕХНОЛОГИИ и СРЕДСТВА ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

о. р. Попов, А. в. Шевцов

МОБИЛЬНЫЕ ИНСПЕКЦИОННО-ДОСМОТРОВЫЕ КОМПЛЕКСЫ - ВОЗМОЖНОСТИ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Наиболее эффективные методы решения первоочередных задач в области таможенного дела в соответствии с международными стандартами и законодательством РФ на основе комплексного, системного анализа причинно-следственных связей отражены в Концепции развития таможенных органов, одобренной распоряжением Правительства РФ от 14.12.2005 № 2225-р [1].

Концепция фактически представляет собой фундаментальный документ, объединяющий основные направления деятельности таможенных органов и предусматривающий значительные новации в части обеспечения эффективного таможенного администрирования.

Согласно плану реализации Концепции 2008-2010 гг. охватывают второй этап преобразований на всех направлениях развития таможенного дела в России. По итогам второго этапа должны быть завершены строительство и обустройство объектов таможенной инфраструктуры. Масштабные преобразования требуют соответствующего ресурсного обеспечения планируемых в рамках федеральных и ведомственных целевых программ мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для юридических и физических лиц при выполнении ими таможенных формальностей и позволяющих сократить издержки за счет применения универсальных международных принципов.

В плане действий ФТС России и таможенных органов по реализации Концепции развития таможенных органов РФ первыми обозначены меры по оптимизации государственного контроля в пунктах пропуска, их оснащение современными высокоэффективными техническими средствами.

Наиболее затратная часть программы обустройства - оснащение таможенной границы инспекционно-досмотровыми комплексами для контроля контейнеров и большегрузных транспортных средств (ИДК), которые в современных условиях должны стать неотъемлемой частью пограничных пунктов пропуска [5, 6].

Инспекционно-досмотровые комплексы предназначены для интроскопии наиболее трудных объектов таможенного контроля (грузовых автомашин, контейнеров,

трейлеров, железнодорожных вагонов), отличающихся значительными размерами, весом, составом конструкционных материалов, повышенной плотностью загрузки различными видами перевозимых в них товаров. Наличие таких комплексов позволяет в считанные минуты и даже секунды увидеть на экране все, что находится внутри вагона, контейнера и других большегрузных средств транспортировки грузов. Это обеспечивает быструю окупаемость вложений, что само по себе важно, но еще более важно это с точки зрения борьбы с терроризмом, а также с различными видами контрабанды.

Определенный зарубежный опыт эксплуатации ИДК, которые построены и работают в Англии, Германии, Франции, Израиле, КНР и других странах, показывает, что при решении оперативных задач таможенного контроля тактико-технические характеристики ИДК обеспечивают: возможность визуализации содержимого указанных видов объектов, распознавание находящихся в них различных устройств, предметов и веществ; определение загруженности объема контейнера товарами и осмотр пространственного расположения содержимого; координатную привязку обнаруженных предметов к местам расположения; возможность распознавания изделий из различных материалов (металлы, органические вещества); возможность просмотра конструктивных полостей и пространств между стенками, потолочными перекрытиями и полом контейнеров, узлов автомашин и железнодорожных вагонов.

В настоящее время мировыми лидерами в производстве ИДК являются Германия и Китай.

Значительные усилия по разработке аппаратуры ИДК для контроля контейнеров были затрачены германской корпорацией «Heimann Systems», которая разработала и установила несколько вариантов аппаратуры для контроля ISO-контейнеров и трейлеров. Аппаратура позволяет осуществить детальный, фрагментарный просмотр отдельных зон инспектируемого объекта и его содержимого с циклом контроля контейнера не более двух (1 мин 51 с) или одного трейлера не более 3 мин (2 мин 32 с). Производительность ИДК составляет до 30 контейнеров или 23 машины в час.

По информации Главного таможенного управления КНР развертывание системы ИДК позволило значительно повысить эффективность таможенного контроля. Так, например, за первый месяц эксплуатации ИДК в порту Далян поступление таможенных платежей возросло на 61,9%. В порту Чиндау имело место выявление контрабанды, позволившие вернуть государству 500 млн. юаней (свыше 62,5 млн. долл. США), что соответствует стоимости примерно десяти ИДК.

В Концепции создания системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств, утвержденной приказом ФТС России от 24.01.2005 № 52, заложены основы для принятия решений по оснащению таможенных органов ИДК, их размещению на территории РФ, организации их применения и эксплуатации, выработке штатной структуры таможенных органов [2].

В результате анализа технологий применения ИДК различных типов, а также с учетом задач, стоящих перед таможенными органами РФ, сформированы технические требования к ИДК в различных вариантах исполнения: стационарные (с энергетикой 8-9 МэВ), легковозводимые (перебазируемые, с энергетикой 5-6 МэВ) и мобильные (с энергетикой 2,5-4 МэВ).

Стационарный ИДК представляет собой специально построенное здание, в котором имеется досмотровый тоннель, а также все необходимые для работы персонала

вестник российской ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ, 4(5) 2008

помещения. Досмотровый тоннель стационарного ИДК защищен толстыми бетонными стенами от выхода наружу высокоэнергетического рентгеновского излучения, применяемого для просвечивания. Практика показала целесообразность строительства стационарных ИДК на территории крупных морских портов, аэропортов, автопереходов и железнодорожных пунктов пропуска. Хотя общая стоимость строительства таких комплексов высока, по предварительным данным, в этих условиях они окупаются в течение очень короткого промежутка времени.

Легковозводимые ИДК в отличие от стационарных имеют модульную конструкцию как самого здания комплекса, так и рентгеновской аппаратуры. Время сборки-разборки такого комплекса, т. е. перемещения его на новое место работы, составляет от 3 до 14 дней (в зависимости от степени блочности его конструкции).

Однако максимальной гибкостью применения для решения оперативных задач среди модификаций ИДК обладают мобильные ИДК (МИДК). Зачастую стационарная установка инспекционно-досмотровых систем нецелесообразна. Именно поэтому использование мобильных рентгенотелевизионных досмотровых систем является идеальным решением. Время развертывания такой системы из походного состояния в рабочее составляет от пятнадцати минут до одного часа. С точки зрения энергетики излучения среди МИДК существует разделение на низкоэнергетические, средне-энергетические и высокоэнергетические.

Началом внедрения МИДК в России можно считать эксплуатацию в интересах МВД России мобильной низкоэнергетической инспекционно-досмотровой установки «SilhouetteScan Mobile 300» (энергия излучения 300 кэВ), поставленной и введенной в эксплуатацию в 2001 г. ЗАО «Техно-С.Петербург». Преимуществом данных систем являются повышенная производительность и возможность обслуживания одним сотрудником, однако они имеют невысокое значение глубины проникновения излучения в объект - по стали не более 50 мм.

Для решения оперативной задачи досмотра полностью загруженных контейнеров и транспортных средств предназначены среднеэнергетические и высокоэнергетические МИДК. Модели данного типа предлагаются ведущими производителями рентгеновских систем.

В 2002 г. была проведена опытная эксплуатация инспекционно-досмотрового комплекса HCV-Mobile c энергией линейного ускорителя 2,5 МэВ на многостороннем автомобильном пункте пропуска «Брусничное» Северо-Западного таможенного управления. Результаты опытной эксплуатации за пять месяцев 2002 г. признаны положительными: за данный период наработано 172 часа, проинспектировано 359 единиц транспортных средств. Из них операторами ИДК были обнаружены подозрительные объекты в 46 случаях. Технические характеристики и возможности данного ИДК, заявленные фирмой-производителем, получили практическое подтверждение.

В 2006 г. началось оснащение ИДК пунктов пропуска через Государственную границу РФ, расположенных в регионе деятельности Южного таможенного управления. Начало практической эксплуатации ИДК можно связать с поставкой в Ростовскую таможню в мае 2006 г. первого мобильного ИДК, приобретенного на средства федерального бюджета, выделенные ФТС России для оснащения техническими средствами.

С точки зрения эксплуатационных и технических параметров - это совершенно новая, усовершенствованная модель рентгенотелевизионной мобильной установки «HCV-Mobile», выпущенная концерном «Smiths Heimann Gmbh», которая способ-

на, по данным производителя, пропускать за час до 25-30 грузовиков. «HCV-Mobile» смонтирован на базе шасси автомобиля Mercedes, что позволяет быстро перемещать комплекс для целей таможенного контроля. В работе системы, помимо общеизвестных транспортных средств, используются высококачественные компоненты (генератор, оборудование кондиционирования воздуха и т. д.) и оборудование, оптимально обеспечивающее множество дополнительных принадлежностей. Электроника имеет собственную систему обогрева, которая поддерживает оптимальную температуру и работает в условиях российской зимы.

Комплекс полностью автономен - не требует внешней инфраструктуры, работая от установленного на нем дизель-генератора, но позволяет провести подключение и к стационарным системам электроснабжения.

Проверка происходит на месте без вскрытия контейнера, с помощью рентгеновского просвечивания досматриваются (независимо от плотности его укладки) полностью груженые автомобили и контейнеры для выявления возможных контрабандных вложений, оружия, взрывчатых веществ, наркотических средств и т. д. А новая конструкция манипулятора придает системе большую гибкость в использовании: для проведения работ не требуется значительного пространства, система готова к использованию по назначению на любой территории, имеющей ровную площадку 30 X 50 м с поперечным уклоном не более 3%.

Уникальность комплекса в его технических характеристиках. Машина весит 23 т, что в полтора раза легче предыдущей установки. Все системы (однокорпусный дизайн и сканер, смонтированный на автомобиле) работают на пневматике и электричестве, а не на различных видах масел, что позволяет существенно сократить время развертывания (менее 15 мин), увеличить скорость движения до 85 км/ч и маневренность. Мощность линейного ускорителя, равная 3,8 МэВ (ширина рентгеновского пучка 2 мм), позволяет рассмотреть в самом центре полностью загруженного транспортного средства замаскированный опасный груз. Система обладает проникающей способностью по стали до 270 мм.

Максимальный размер проверяемого объекта:

- ширина - до 2,8 м;

- высота - до 4,5 м;

- длина (для грузовых автомобилей) - от 18 до 27 м в соответствии с требованиями по зоне безопасности.

Особое значение имеет система радиологической безопасности, которая:

• гарантирует постоянную защиту операторов, водителей и пассажиров внутри и вокруг системы HCV-Mobile;

• обеспечивает включение/выключение устройств рентгеновского излучения;

• дает световую и звуковую индикацию наличия рентгеновского излучения;

• обеспечивает соответствие дозы радиации за пределами зоны ограниченного доступа требованиям для общественной зоны.

Транспортное средство снабжено всеми предупредительными сиренами, такими как мигающие лампы, сигнализация обратного хода и т. д.

Для анализа полученного изображения используются современные компьютеры и программное обеспечение. Практическое применение компьютерной системы требует мало времени и малого числа операций. Простой в эксплуатации интерфейс пользователя обеспечивает проведение анализа изображения и проверку сопровождающих документов. Оператор комплекса с помощью заранее введенных настроек

яркости и контрастности, адаптированных к областям с разной поглощающей способностью, видит на экране монитора груз, находящийся внутри объекта, и может сделать вывод о его физической природе, например, металлический ли это предмет или изготовленный из пластмассы. Также оператор имеет возможность масштабирования объекта путем увеличения области изображения.

Таким образом, использование такого комплекса позволяет эффективно применять форму дистанционного неразрушающего контроля грузов, что означает контроль без вскрытия упаковки товара.

Накопленный Ростовской таможней опыт работы с МИДК, с помощью которого было осмотрено более двух тысяч транспортных средств, показал, что при наличии достаточной штатной численности для обеспечения круглосуточной работы ИДК в пунктах пропуска эффективность его применения будет значительно увеличиваться.

Вместе с тем практика применения ИДК в таможенных органах, в частности Южного таможенного управления, позволила выявить ряд проблем как технического, так и организационного характера.

В настоящее время таможне не предоставлен программный продукт, позволяющий проводить анализ получаемого рентгеновского изображения. Данное программное средство установлено исключительно на рабочих станциях МИДК. Поэтому, несмотря на возможность копирования указанной информации как на компакт-диски, так и на USB Flash-накопитель, функциональным подразделениям таможни не представляется возможным проводить постконтроль осуществляемых таможенных осмотров с применением МИДК, а также использовать полученные изображения как источник дополнительной информации при основном таможенном оформлении.

Опыт работы должностных лиц Ростовской таможни на МИДК, находящихся в распоряжении Ростовской и Выборгской таможен, показал, что интерфейс программных средств на разных комплексах различен. Данное обстоятельство не позволит в дальнейшем выработать унифицированный регламент заполнения электронной регистрационной формы.

Функция сканирования товаросопроводительных документов, имеющаяся на МИДК, находящемся в распоряжении Выборгской таможни (на МИДК, находящемся в распоряжении Ростовской таможни, такая функция отсутствует), позволяет прикрепить к файлам изображения и электронной регистрационной формы отсканированное изображение максимум пяти листов документов. Учитывая тот факт, что товаросопроводительных документов, как правило, гораздо больше, данное ограничение не позволяет использовать функцию сканирования документов в полной мере.

Мобильный инспекционно-досмотровый комплекс позволяет получить рентгеновское изображение исключительно в одной проекции и не позволяет различать с помощью выделения разными цветами материалы, из которых изготовлены проверяемые товары и части проверяемых транспортных средств (такими возможностями обладают рентгеновские установки, применяемые для проверки сопровождаемого багажа, перемещаемого физическими лицами). Данное обстоятельство существенно ограничивает возможности комплекса в выявлении скрытых вложений.

К сожалению, организовать работу комплекса даже в режиме двенадцати часов в сутки ежедневно на постоянной основе на сегодняшний день не представляется возможным ввиду отсутствия необходимой штатной численности. На сегодняшний день таможенный осмотр с использованием МИДК осуществляют два должностных

лица отдела таможенных процедур и таможенного контроля таможни - одно должностное лицо отдела контроля за таможенным транзитом и один работник автотранспортного отдела. При этом на данных лиц, помимо обязанностей по проведению таможенного осмотра с использованием ИДК, возложены должностные обязанности в соответствии с занимаемыми должностями, что не позволяет максимально эффективно использовать возможности ИДК. Привлечение к работе на комплексе должностных лиц таможенных постов, прошедших обучение и допущенных к эксплуатации МИДК, в настоящий момент не представляется возможным ввиду выполнения ими большого объема обязанностей по осуществлению таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств в пунктах пропуска.

При расчете штатной численности, необходимой для обеспечения эффективного функционирования МИДК, следует учесть, что в соответствии с п. 4 приложения 3 Порядка таможенного контроля товаров и автотранспортных средств с использованием МИДК в автомобильном пункте пропуска через Государственную границу РФ, утвержденного приказом ФТС России от 03.10.2007 № 1332, для обеспечения работы комплекса в состав экипажа должны входить четыре должностных лица таможенного органа. Кроме того, в соответствии с действующими нормативами продолжительность трудовой недели для лиц, осуществляющих свою трудовую деятельность в непосредственном взаимодействии с источниками ионизирующих излучений, не должна превышать 30 часов.

Существующая на сегодняшний день нормативная база, регламентирующая использование МИДК, представляет собой два Порядка, утвержденных приказами ФТС России от 12.01.2007 № 13 и от 30.10.2007 № 1332 [3, 4]. При этом утвержденные Порядки не позволяют полностью регламентировать действия должностных лиц при проведении таможенного контроля с использованием МИДК, а также учесть специфику использования комплекса в зависимости от конкретного пункта пропуска и оборудования самой установки. В то же время существующая правовая база не предусматривает использование МИДК при проведении таможенного контроля товаров и транспортных средств на внутренних таможенных постах, что делает такое применение невозможным, несмотря на имеющийся в Ростовской таможне положительный опыт.

Не всегда на территории пунктов пропуска через Государственную границу РФ можно выделить соответствующую площадку на полосе движения транспортных средств, въезжающих в РФ (осмотр транспортных средств, въезжающих в РФ, является приоритетным).

Среди предложений должностных лиц, осуществляющих эксплуатацию ИДК, в рамках выполнения утвержденной ФТС России технологии применения ИДК при таможенном контроле, направленных на оптимизацию работы, сокращение времени, более качественный и быстрый пропуск товаров через таможенную границу, можно выделить следующие:

1) оснащение ИДК дополнительно ноутбуком для возможной подготовки текстовых документов, а также составления и распечатки акта таможенного досмотра (осмотра) товаров и транспортных средств, форма которого утверждена приказом ГТК России от 20.10.2003 № 1166;

2) доработка программы для операторов по анализу изображения и установка опции, позволяющей осуществлять автоматический перевод товаротранспортных и товаросопроводительных документов, составленных на иностранных языках;

3) оснащение рабочих мест операторов по анализу изображения дополнительной функцией, позволяющей получать визуальную информацию при распознавании материалов, показывать различные по атомному номеру материалы в разных цветовых оттенках и сопоставлять их с имеющимися установленными данными (шкалы) по конкретным материалам;

4) определение меры ответственности перевозчиков за причинение вреда устройству комплекса, в том числе в случае преднамеренного вывода из строя ИДК;

5) формирование штатной численности экипажей ИДК, обеспечивающей круглосуточный режим работы ИДК;

6) обеспечение постоянного и устойчивого функционирования создаваемого парка ИДК при условии соблюдения требований технической и эксплуатационной документации, которая предусматривает квалифицированное техническое обслуживание и ремонт, что возможно посредством специального обучения технического состава таможен порядку проведения технического обслуживания с выдачей сертификатов, а также путем создания регионального ремонтно-технического центра;

7) решение социальных вопросов для лиц, работающих на ИДК, в соответствии с законодательством РФ.

Таким образом, указанные согласно Плану действий ФТС России по реализации Концепции развития таможенных органов РФ меры позволят сократить сроки и финансовые затраты участников внешнеторговой деятельности на прохождение таможенных процедур (ведь один час простоя в очередях на границе - это дополнительно 0,04% к стоимости товара) и увеличить пропускную способность пунктов пропуска, а внедрение в практику работы таможенных органов ИДК позволит эффективно противодействовать недостоверному декларированию товаров, повышению результативности борьбы с контрабандой, обеспечению высокой степени эффективности таможенного контроля.

Описок использованных источников

1. Распоряжение Правительства РФ от 14.11.2005 № 2225-р «О Концепции развития таможенных органов РФ».

2. Приказ ФТС России от 24.01.2005 № 52 «Об утверждении Концепции создания системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств».

3. Приказ ФТС России от 12.01.2007 № 13 «Об утверждении порядка таможенного контроля товаров и транспортных средств с использованием инспекционно-досмотрового комплекса в автомобильном пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации».

4. Приказ ФТС России от 30.10.2007 № 1332 «Об утверждении порядка таможенного контроля товаров и автотранспортных средств с использованием мобильного инспекционно-до-смотрового комплекса в автомобильном пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации».

5. Мячин А. Н, Улупов Ю. Г., Зубов В. А., Лукоянов С. Л. Инспекционно-досмотровые комплексы. Общая часть: Учебно-методическое справочное пособие. СПб.: РИО С.-Петерб. филиала РТА, 2007. 160 с.

6. Попов О. Р. Инспекционно-досмотровые комплексы: история создания, технологические особенности, перспективы развития // Академический вестник Ростовского филиала РТА: Ежегодник. 2006. № 4. С. 11-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.