Научная статья на тему 'Инспекционно-досмотровые комплексы: новые возможности таможенной службы России'

Инспекционно-досмотровые комплексы: новые возможности таможенной службы России Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
1535
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Улупов Юрий Георгиевич, Мячин Дмитрий Александрович, Черных Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инспекционно-досмотровые комплексы: новые возможности таможенной службы России»

Ю. Г. Улупов,Д. А. Мячин, В. А.Черных

Инспекционно-досмотровые комплексы: новые возможности таможенной службы России

Таможенная служба России за последние 15 лет прошла насыщенный и в качественном, и в количественном отношении путь, результаты которого не могут не впечатлять. Характерной особенностью таможенной политики нашего государства в этот период являлось последовательное приближение к уровню развития и соблюдению правил, принятых в мировом сообществе.

В стратегическом аспекте это проявлялось в применении методических рекомендаций Всемирной Таможенной Организации, которая в качестве основных критериев успешного развития таможенной службы страны рассматривает: наличие современного законодательства, использование новейших информационных технологий и развитой инфраструктуры, подготовку высококвалифицированных кадров.

В тактическом аспекте развитие нашей службы характеризовалось постоянным упрощением таможенных процедур, внедрением автоматизированных систем обработки таможенной информации, развитием таможенной и околотаможенной инфраструктуры.

Сегодня ключевым направлением, доминантой в международных стратегиях преобразования таможенных служб является переход к пониманию таможенной службы как сервисной службы, как «таможни для клиентов», от качества функционирования которых зависят возможности и условия развития внешней торговли страны.

Важно подчеркнуть, что данная идеология рассматривает таможенную службу в качестве государственного образования, цель которого, с одной стороны, — всемерное содействие внешнеэкономической деятельности, подразумевающее, прежде всего, ускорение и упрощение таможенных процедур, а с другой стороны, — эффективное выявление различных правонарушений в таможенной сфере. В Концепции развития таможенной службы России до 2010 г., утвержденной распоряжением правительства РФ в декабре 2005 г., данной проблеме уделяется существенное внимание.

Концепция предусматривает проведение комплекса мероприятий, направленных на определение наиболее эффективных методов реализации задач в области таможенного дела в соответствии с международными стандартами и законодательством РФ, содержание которых, в конечном итоге, сводится к решению, с одной стороны, проблемы повышения качества таможенного регулирования как элемента

государственного воздействия на внешнеторговую деятельность, а с другой, — совершенствование таможенного администрирования как фактора формирования современного делового климата в России.

Особенность решения данной задачи проявляется в том, что процесс таможенного обслуживания происходит в условиях определенного противоречия между интересами государства и бизнес-сообщества: участники ВЭД стремятся к снижению временных и экономических потерь, а государственные органы призваны обеспечить качественное таможенное администрирование с целью взимания таможенных платежей в полном объеме и добиться снижения уровня таможенных правонарушений, пресечения контрабанды оружия, наркотиков и контрафактной продукции. Достижение положительных результатов в данном направлении невозможно без перехода на новую систему организации таможенного контроля и таможенного оформления, применение которой позволит снизить затраты времени на проведение необходимых процедур и повысит их эффективность.

Одним из ключевых моментов этой системы является развертывание в пунктах пропуска стационарных и передвижных инспекцион-но-досмотровых комплексов (ИДК). Применение данных комплексов позволяет значительно эффективнее бороться с организованной контрабандой, поскольку дает возможность за 3-5 мин. получить изображение перевозимых товаров и сопоставить их с характеристиками, присущими указанному виду товара, обнаружить в транспортных средствах предметы, запрещенные к перевозке, оценить примерное количество декларируемого товара. Иначе говоря, для качественного досмотра крупногабаритных грузов не требуется выполнения целого комплекса разгрузочно-погрузочных работ, то есть резко увеличивается возможность досматривать не отдельные грузы, а значительное количество их. Важно при этом учитывать и психологическое воздействие использования ИДК на потенциальных нарушителей таможенных правил.

Для решения этой задачи (приказом ФТС России от 24. 01. 2005 г. № 52) утверждена Концепция создания системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств, включающая в себя следующие основные направления:

- создание системы ИДК, организация эффективного ее применения;

- включение ИДК в единое информационное поле таможенных органов, организация обмена информацией о контроле с помощью ИДК между таможенными органами и внешними организациями, в том числе и зарубежными.

Внедрение ИДК в ближайшие годы является одним из приоритетных направлений в деятельности ФТС России. До 2010 г. за счет средств федерального бюджета в рамках целевой программы «Государственная граница Российской Федерации» и займа Международного банка реконструкции и развития в России будут развернуты 72 ИДК.

Зарубежный опыт применения ИДК

В настоящее время ИДК оснащены таможенные службы Германии, Великобритании, Франции, Бельгии, Норвегии, Словакии, Голландии, США, Японии, Китая, Австралии, ОАЭ и ряда других стран. Всего на данный момент систему ИДК используют более 25 стран мира. В частности, в Голландии только в одном порту действуют шесть ИДК.

Анализ применения указанных комплексов в таможенных службах и службах безопасности показывает их высокую эффективность по противодействию контрабанде и незаконному перемещению грузов, надежному выявлению оружия и боеприпасов, наркотических и взрывчатых веществ.

Первыми ИДК на вооружение взяли немцы, поставив стационарный ИДК в порту Гамбурга. В результате в этом порту с 1992 по 1999 гг. обнаружено и задержано 76499,8 кг различных видов наркотических веществ. Ориентировочная стоимость задержанных товаров с 1996 по 1998 гг. составила 126,4 млн. долларов США.

ИДК широко применяются американскими таможенниками, особенно в морских пунктах пропуска, аэропортах и пунктах пропуска на границе с Мексикой.

Сегодня лидером по количеству ИДК является Китай. Целевая программа внедрения ИДК в Китае успешно заработала в 1997 г., и только за один месяц работы на 60% увеличила налогообложение страны в данной области. Первый ИДК для проверки железнодорожных составов в Китае установили в 2001 г. на пункте «Манчжурия», а в 2005 г. смонтировали уже три комплекса.

По информации Главного таможенного управления КНР, введение ИДК в порту г. Далян позволило: повысить собираемость таможенных платежей на 61,9%, выявить свыше 300 случаев контрабанды и недостоверного декларирования на сумму 2,25 млн. долларов США. В настоящий момент в Китае действуют около пятидесяти ИДК различных видов.

Виды ИДК

Все ИДК являются интроскопическими техническими средствами таможенного досмотра. Данный вид технических средств используется в целях контроля за ввозимыми и вывозимыми товарами и транспортными средствами путем просвечивания их ионизирующими лучами.

ИДК представляют собой сканирующую систему с веерообразным пучком рентгеновских лучей, которые, облучая объект сканирования, отображают его снимок на экране компьютера. Получаемое изображение может быть одно- и двух- проекционным, что существенно влияет на качество проверки содержимого.

Для досмотра крупногабаритных контейнеров и транспортных средств используются стационарные, легковозводимые (перебазируемые) и мобильные виды ИДК.

Таблица 1

Технические характеристики ИДКразличных видов

Технические характеристики Виды ИДК

Стационарные Легко-возводимые Мобильные

Проникающая способность (по стали), мм не менее 380 не менее 300 не менее 260

Мощность ускорителя МэВ 9 6 3

Количество операторов ИДК 5 от 3 до 5 3

Пропускная способность, ед./час до 25 до 20 до 20

Потребляемая мощность, кВт 80 60 зависит от режима работы

Время непрерывной работы, ч 24 24 24

Стационарные ИДК

Стационарные ИДК были созданы для досмотра полностью загруженных грузовиков и контейнеров. С вероятностью обнаружения, близкой к 100%, и совершенным качеством изображения, системы идеальны для использования в аэропортах, морских портах и таможенных переходах. Использование современных технологий в стационарных досмотровых комплексах позволяет значительно увеличивать пропускную способность и, соответственно, оптимизировать скорость потока транспортных средств.

Стационарные ИДК позволяют идентифицировать товары и узлы, агрегаты транспортных средств. Использование такого вида ИДК обеспечивает обнаружение незадекларированных грузов, что идеально подходит для нахождения перевозимых украденных транспортных средств и первичного досмотра загруженных грузовиков и контейнеров, заявленных как порожнее транспортное средство.

Учитывая мощность и пропускную способность такого вида ИДК, данные комплексы нуждаются в серьезной радиационной защите и размещаются в стационарных рентгенозащитных сооружениях.

В основу действия комплекса положен принцип рентгеновского аппарата. Каждый контейнер загружается на трейлер и медленно перемещается в досмотровый тоннель. Досмотровый тоннель имеет один или два (вертикально и горизонтально расположенных) линейных ускорителя, работающих на энергиях 4,5 и 9 МэВ, которые излучают веерообразные пучки, направленные на детекторные линейки, расположенные сбоку (снизу) от досматриваемого объекта, обеспечивая таким образом одну (две) проекции теневого изображения. Оператор сравнивает получаемое на мониторе изображение с сопроводительными документами и принимает решение - соответствует ли содержимое контейнера заявленному или нет. В последнем случае проводится тщательный ручной досмотр.

Стационарно установленная система ИДК позволяет при минимальном числе обслуживающего персонала (от 3 до 6 человек) проводить быструю процедуру инспекции полностью загруженных грузовиков (шасси, колеса, топливные баки, груз и тягач) и контейнеров, обеспечивая при этом проверку таможенных документов.

Для России ИДК — новое направление, хотя в крупнейших странах мира эти установки, эксплуатируются уже более 10 лет и доказали свою эффективность, даже несмотря на их достаточно высокую цену — около 8-9 млн. долларов США.

Стационарные ИДК используются в морских пунктах пропуска. Это объясняется тем, что создание технических возможностей оперативного контроля содержимого морских контейнеров без их вскрытия является одним из важнейших мероприятий Концепции развития таможенной службы Российской Федерации. В ней отмечается, что оснащение морских портов ИДК является привлекательным мероприятием не только для таможенной службы, но и для администрации портов и стивидорных компаний. Внедрение ИДК позволит значительно сократить время выполнения таможенных формальностей в порту, что в свою очередь приведет к расширению внешнеэкономической деятельности и повышению деловой привлекательности и конкурентоспособности порта. Очевидно также, учитывая требования Рамочных стандартов безопасности, что в последствии порты, не оснащенные ИДК, будут лишены возможности участвовать в международном торговом обороте. В 2006 г. планируется разместить ИДК в портах «Санкт-Петербург», «Новороссийск» и «Восточный» (Владивосток), на западной, южной и восточной границе Российской Федерации.

Примером стационарного ИДК для морского порта можно считать установку НСУ-Stationary, являющуюся самой мощной системой в диапазоне продукции Heimann CargoVision.

Благодаря мощности рентгеновского излучения в 9 МэВ, система HCV-Stationary обладает проникающей способностью по стали до 410 мм и производительностью до 25 грузовиков в час при 24-х часовом рабочем дне. Простой в эксплуатации интерфейс пользователя позволяет быстро проводить анализ изображения (черно-белого, псевдо-цветного, негативного). Установку также характеризует уникальная технология распознавания материалов.

HCV-Stationary изготавливается в различных конфигурациях, например, система может быть поставлена со стандартным или увеличенным по длине туннелем, одно- или двухпроекционной технологией изображения. Все эти возможности обеспечивают обнаружение нелегальных объектов, например, замаскированных товаров, оружия, взрывчатых веществ, наркотиков и т. п.

Данная система может быть использована не только в морских портах, но и на крупных автомобильных пунктах пропуска и аэропортах с большим грузооборотом, т. к. сводит до минимума необходимость проведения досмотра вручную.

Основные виды стационарных ИДК: HCV-Stationary, Hi-Scan 250250 SingleView, SilhouetteScan Stationary.

Рис. 1. СтационарныйИДК

Легковозводимые (перебазируемые) ИДК

Практически во всех крупных европейских городах в распоряжении местных властей имеются специальные установки, позволяющие досматривать грузы на въезде в город, на терминалах, аэродромах, в морских и речных портах.

Эти системы рентгеновского контроля являются обязательным компонентом современной концепции безопасности и способны определить наличие незаконных и опасных вложений без вскрытия контейнера (взрывчатка, наркотики, оружие и т. д.). Но зачастую ста-

ционарная установка таких систем нецелесообразна. Именно поэтому использование мобильных рентгено-телевизионных досмотровых систем является оптимальным решением.

Все компоненты легковозводимой (перебазируемой) системы ИДК расположены в модулях, которые могут быть перемещены обычными средствами, например, подъемным краном и грузовиками.

Данные виды ИДК полностью независимы, не требуют внешней инфраструктуры и готовы к использованию по назначению на любой подходящей территории.

Легковозводимые (перебазируемые) ИДК относительно стационарных ИДК позволяют по полученному рентгеновскому изображению принимать решение о соответствии почти 85% перевозимого груза заявленному в сопроводительных документах.

Технологическое оборудование комплекса размещается в быстро возводимом бетонном сооружении либо в сооружении из сборных бетонных модулей (перебазируемый вариант) с упрощенной радиационной защитой, что позволяет использовать его в любом месте сухопутной и даже морской границы Российской Федерации. Установка рентгеновского излучения и система обнаружения смонтированы на раме, которая может автоматически перемещаться по рельсам в прямом и реверсном направлениях. Таким образом, досматриваемые транспортные средства не перемещаются, т. к. сама рентгеновская установка перемещается вдоль транспортного средства.

Данные комплексы в основном используются на автомобильных пунктах пропуска и обеспечивают пропускную способность до 20 грузовых автомобилей в час.

17 ноября 2005 г. первый в России легковозводимый ИДК прошел приемо-сдаточные испытания на пункте пропуска «Троебортное» Брянской таможни Центрального таможенного управления на российско-украинской границе.

Оборудование ИДК произведено немецким концерном Smiths Heimann. Поставку, установку, пуско-наладку обеспечило ЗАО «Техно-С.Петербург», входящее в группу компаний «Техно».

Установка HCV-Gantry позволяет за несколько минут без вскрытия и разгрузки грузового транспортного средства получить его изображение и изображение перевозимых в нем товаров с характеристиками, а также проводить ориентировочную оценку количества перевозимых товаров.

ИДК НСУ-Gantry отличают самые современные технические характеристики:

- скорость сканирования — 24мв минуту;

- проникающая способность — 330 мм по стали;

- ориентировочное время осуществления контроля грузов -1,5 мин.;

- пропускная способность — 25 грузовиков в час.

В 2006 г. началось оборудование пунктов пропуска Северо-За-падого таможенного управления легковозводимыми ИДК, которые установлены на МАПП «Брусничное» Выборгской таможни, МАПП «Бурачки» Себежской таможни, МАПП «Убылинка» Псковской таможни.

Рис. 2. Легковозводимый ИДК на МАПП «Брусничное»

Рис. 3. Внутренний вид

Мобильные ИДК

Мобильный ИДК (рис. 4-6) полностью размещается на шасси автомобиля. Развертывание комплекса в рабочее положение занимает несколько десятков минут. Для его работы необходима небольшая ровная площадка с двумя заасфальтированными полосами (фактически для этого может быть использован участок автодороги). Особое внимание при эксплуатации мобильного ИДК следует уделить организации и обеспечению режима зоны радиационной безопасности.

Рабочее место оператора располагается в специальной кабине, защищенной от рентгеновского излучения.

Мобильные ИДК предназначены для рентгеновского контроля крупногабаритных объектов, при этом сам объект остается неподвижным, а сканирование осуществляется за счет перемещения ИДК. Мобильные ИДК отличаются высокой оперативностью. Они используется в тех местах погрузки и разгрузки, где необходимо проведение проверки, но нет возможности установить стационарную систему. Время развертывания данных комплексов составляет менее получаса.

Основные виды мобильных ИДК: HCV-Mobile, SilhouetteScan CAB 2000 Mobile, SilhouetteScan Mobile 300.

Рис. 4. МобильныйИДКвпоходном состоянии

Рис. 5. Мобильный ИДКв процессеразвертывания

Рис. 6. МобильныйИДКврабочем положении

Отдельно нужно сказать о применении ИДК для контроля железнодорожных вагонов и авиационных контейнеров.

ИДК для контроля железнодорожных вагонов

В октябре 2005 г. Правительством Российской Федерации было объявлено о выделении более 8 млрд. рублей на закупку ИДК для железнодорожных пунктов пропуска. Было решено, что первыми шестью из них оборудуют пункты пропуска «Забайкальский», «Кулунда»,

«Дербент», «Аксарайский», «Илек-1» и «Пограничный» на российско-казахстанской границе.

ИДК для контроля железнодорожных вагонов работают на основе генераторов жесткого излучения, позволяющих «просвечивать» крупногабаритные грузы, включая контейнеры, вагоны и другой подвижной состав, на скорости движения 17-19 километров в час при проникающей способности по стали не менее 330 мм.

Применение ИДК на железнодорожных пунктах пропуска позволяет проверять содержимое вагонов, не нарушая целостности запор-но-пломбировочных устройств, что значительно (в 2 раза) сокращает время проверки и увеличивает пропускную способность пункта пропуска.

ИДК выявляет тайники с наркотиками, взрывчатыми веществами, оружием, боеприпасами, несоответствие перевозимых товаров задекларированным, обнаруживает нелегально пересекающих границу людей.

Рассмотрим в качестве примера ИДК для контроля железнодорожных вагонов мобильную рентгеновскую установку CAB 2000 Railroad Cargo немецкой компании Smiths Heimann.

Установка предназначена для проверки загруженных вагонов и контейнеров и отличается самыми современными техническими характеристиками:

- скорость сканирования — 24 м в минуту при проникающей способности 330 мм по стали и высоте сканирования до 4,7 м;

- ориентировочное время осуществления контроля грузов -1,5 мин.;

- пропускная способность — 30 вагонов в час.

ИДК для контроля авиационных контейнеров

Для проверки грузов в аэропортах, осуществляющих перевозки крупногабаритных грузов на паллетах или в авиационных контейнерах, также применяется досмотровая рентгеновская техника, которая позволяет максимально ускорить процесс досмотра грузов и, соответственно, снизить время и затраты на перевозки.

Примером специально разработанного и используемого для этих целей оборудования может служить стационарная установка Hi-Scan 250250 SingleView.

Hi-Scan 250250 SingleView обладает следующими характеристиками:

- проникающая способность по стали — до 200 мм;

- изображение инспектируемого объекта — однопроекционное;

- пропускная способность — около 60 контейнеров в час;

- количество операторов — 2 человека.

Способ досмотра, используемый при эксплуатации установки, заключается в том, что излучающий генератор остается неподвижен, а объект движется самостоятельно.

Следует отметить, что в ИДК используется компактный ускоритель «Betatron» 2500 КэВ, производимый в городе Томске.

Hi-Scan 250250 позволяет за минимальное время (3-5 мин.) без вскрытия контейнера получить изображение перевозимых в нем товаров с характеристиками, позволяющими идентифицировать перевозимые товары, обнаруживать в них предметы, запрещенные к перевозке, а также проводить ориентировочную оценку количества перевозимых товаров, при этом обеспечивается неприкосновенность груза и исключается возможность предъявления претензий владельцем груза.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Технические требования, предъявляемые ко всем видам ИДК, подробно изложены в приложениях 1-5 к приказу ФТС России от 24 .05.2006 г. № 52 «Об утверждении Концепции создания системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств».

Производители ИДК

Ведущими странами, производящими ИДК, являются Германия (SMITHS HEIMANN), Китай (NUCTECH СОМР ANY LIMITED) и CmA(AS&E).

Оборудование SMITHS HEIMANN считается самым надежным в мире высокотехнологичным комплексом средств для оперативного и надежного предотвращения провоза оружия, наркотических веществ, нелегального перемещения людей и грузов.

20 июня 2006 г. в Петербурге открылся завод по производству досмотрового оборудования SMITHS HEIMANN RUS компании SMITHS DETECTION, который будет производить как традиционное досмотровое оборудование, так и ИДК. Данные комплексы будут играть ключевую роль в обеспечении безопасности российских границ и транспортной системы Российской Федерации.

NUCTECH СОМР ANY LIMITED основана на базе одного из крупнейших научно-исследовательских центров Китая — университета Тсингхуа — и представляет на рынке досмотровой техники торговую марку TH-SCAN.

NUCTECH использует в процессе производства ИДК только собственные патентованные разработки, являющиеся интеллектуальной собственностью компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.