"МТТ", и, в случае выполнения всех этих требований, после поступления товара в порт выдает разрешение на международный транзит, что существенно уменьшает время нахождения то варов в порту.
То есть, благодаря этому анализируются поступающие предварительные сведения о времени прихода транспортных средств еще до прихода судна в порт, решается вопрос о планировании помещения контейнера на СВХ и наиболее быстрой организации отправления товара под режим "МТТ".
Оптимизация процедуры таможенного оформления — это основная цель реформирования системы работы таможенных органов, именно поэтому переход к осуществлению таможенных процедур с использованием элементов электронного декларирования столь актуален сегодня.
О. Р. фопов
О перспективных направлениях развития поисковых технических средств
Создание современной системы таможенного администрирования, основанной на оптимальном распределении ресурсов таможенной службы Российской Федерации на наиболее важных и приоритетных направлениях работы таможенных органов, требует обеспечения высокоэффективного, высокопроизводительного таможенного контроля. В зависимости от способов его проведения и используемых при этом инструментов можно выделить: физический контроль товаров и транспортных средств и контроль товаров и транспортных средств с использованием специальных технических средств. Из-за больших объемов товарооборота и разнообразия способов сокрытия предметов контрабанды и нелегально транспортируемых предметов (далее — НТП) физический таможенный контроль не может быть до конца эффективным. В то же время развитие науки и техники максимально упростило многие стороны жизнедеятельности человека, в том числе и в сфере таможенных правоотношений. Сегодня трудно представить реализацию таможенных процедур без применения специальных технических средств.
Среди комплекса технических средств, применяемых таможенными органами непосредственно в процессе оперативного таможенного контроля всех видов объектов, перемещаемых через таможенную границу, с целью выявления среди них материалов, предметов и веществ запрещенных к ввогу (вывозу), особое значение имеют поисковые технические средства. Достаточно перечислить перечень форм таможенного контроля, при проведении которых, согласно приказу Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 15.10.2003 г. N 1220 "Об утверждении перечня и порядка применения технических средств", допускается применение технических средств таможенного контроля (далее — ТСТК)
поискового типа. Это такие формы таможенного контроля, как таможенный осмотр и таможенный досмотр товаров и транспортных средств; проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков; осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля; таможенная ревизия.
При этом при фактическом таможенном контроле могут применяться как непосредственно поисковые технические средства, так и средства, отнесенные согласно вышеуказанному документу к другим группам ТСТК, в том числе досмотровая рентгеновская техника, приборы подповерхностного радиолокационного зондирования, технические средства дистанционного обнаружения взрывчатых и наркотических веществ, ручные сканеры скрытых полостей, ультрафиолетовые фломастеры и фонари, наборы досмотрового инструмента.
Оборудование внутри каждого из перечисленных типов устройств отличается принципами работы и конструктивным исполнением. При разработке поисковых и досмотровых систем и приспособлений применяются самые современные достижения науки и техники. При практическом использовании технических средств поиска и обнаружения особо опас -ных предметов в объектах таможенного контроля применительно к каждому классу, группе, виду таких предметов следует помнить, что по своей природе, внешнему виду, физическому состоянию и химическому составу предметы правонарушений различны и обладают своими, присущими им свойствами и признаками. Именно наличие характерных признаков предметов таможенных правонарушений в контролируемой среде создает возможность их обнаружения с помощью специально настроенных технических средств.
Наиболее универсальным инструментом контроля внутренней струк -туры практически любого объекта является досмотровая рентг еновская техника. Контроль багажа, деталей конструкций транспортных средств, международных почтовых отправлений, предметов питания и отдельных грузов, мебели и предметов обихода и пр., с целью поиска и выявления взрывчатых веществ и взрывных устройств, оружия и бо еприпасов, черных и цветных металлов, радиоактивных материалов, тайников и мест сокрытия предметов — вот далеко не полный перечень сфер применения широкого спектра рентгеновской аппаратуры.
С точки зрения конструктивного построения и принципов работы, технические устройства, реализующие метод рентгеновской интроскопии, можно объединить в два основных типа: сканирующие системы и флюо-роскопические (проекционные) установки.
Сканирующие системы радиационной интроскопии применяются для обследования на интенсивных потоках багажа, ручной клади, упаковок, грузов, транспортных средств, контейнеров и т.п. В таких системах реализуется один из режимов сканирования объектов контроля: режим узкого "бегущего" пучка или наиболее распространенный режим веерообразного
пучка рентгеновских лучей.
Возрастающая в последнее время "популярность" сканирующей техники свят ана с существенным расширением ее возможностей вследствие применения качественно новой элементной базы основного рентгеновского оборудования, а также возможностей компьютерной обработки и анализа получаемых результатов. Цифровая обработка теневых картин позволяет не только "вытягивать" самые трудноразличаемые предметы и их детали, но также обеспечивает максимальную радиационную безопасность потому, что рентгеновское излучение включается только во время прохождения объектом линейки детекторов, а рентгеновский генератор работает при минимально возможной мощности (слабый сигнал с рентгеновских детекторов усиливается электронным способом). Разработаны рентгеновские системы для автоматического обнаружения подозрительных веществ, а также трехмерные (стереоскопические) рентгеновские системы, обеспечивающие получение значительно большего объема информации об объекте контроля.
Флюороскопические системы относятся в основном к активному типу устройств, где в качестве активного элемента применяется электроннооп-тические преобразователи или высокочувствительные телевизионные камеры. Они предназначены для контроля ручной клади, небольших упаковок, свертков, мебели, элементов конструкций транспортных средств и т.д. Размеры экрана таких систем могут достигать 400x500 мм и даже более. Современные мобильные флюороскопы оснащаются мини-процессорами или портативными компьютерами, значительно улучшающими их технические возможности.
Для поиска и обнаружения наркотических и взрывчатых веществ в настоящее время производится широкий спектр средств и оборудования. В общем случае в основе таких средств лежит несколько физических методов, обеспечивающих реги страцию микроскопических остатков (следов) смесей взрывчатых веществ и наркотических средств. Инструментальные аппаратурные средства, позволяющие обнаружить пары или микрочастицы взрывчатых веществ и наркотических средств в пробах воздуха, называются приборами газового анализа, использующих в свою очередь методы газовой хроматографии, дрейф-спектрометрии ионов и масс-спектро-метрии. Чувствительность таких систем достигает 10-9 — 10-13 г/см3.
Для обнаружения взрывчатых веществ, газовые выделения которых не могут быть выявлены с помощью детекторов паров, необходимо использовать аппаратуру активного воздействия на вещество. Для этой цели разрабатываются средства обнаружения наркотических и взрывчатых веществ с использованием зондирования проникающими излучениями.
При непосредственном применении ТСТК при решении поисковых оперативных задач таможенного контроля особое значение приобретает повышение их эффективности по выявлению и пресечению таможенных правонарушений с учетом динамики изменения видов контрабандных
вложений, методов и способов их сокрытия. При этом, учитывая всю важность применения технических средств при реализации таможенных процедур и выявления таможенных правонарушений, нельзя не обратить внимания на проблемные аспекты их использования. Особенно актуальны две проблемы — неполная оснащенность постов техническими сред ст-вами и проблема быстрого морального устаревания техники. Согласно анализу зафиксированных правонарушений многие потенциальные предметы контрабанды и НТП обнаружены в ходе проведения таможенного досмотра товаров и транспортных средств физическим способом, без применения ТСТК. Это объясняется неполной оснащенностью таможенных постов техническими средствами. Обеспеченность пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации техническими средствами таможенного контроля очень невысока и составляет в среднем около 45%.
Следующая проблема — это проблема быстрого морального устаревания техники. Способы и методы сокрытия предметов контрабанды и НТП совершенствуются с каждым годом, в то время как многие из технических средств технически и морально устарели и не могут дать достаточной отдачи при проведении досмотра и поиска запрещенных и ограниченных к вывозу перемещаемых в качестве контрабанды и т.п. грузов. Современный этап использования ТСТК характеризуется настоятельной необходимостью "повышения темпов" обновления технических средств, с учетом перспективных направлений их развития. Вследствие износа и морального старения требуется замена около 6 тысяч единиц средств поиска и идентификации.
В настоящее время имеется первоочередная потребность обеспечения пограничных пунктов пропуска ТСТК следующих видов:
— стационарная и передвижная досмотровая рентгеновская техника;
— приборы дистанционного обнаружения наркотических и взрывчатых веществ;
— технические средства идентификации таможенных документов, валюты, драгметаллов и драгкамней;
— приборы идентификации пород древесины и влагомеры;
— оборудование весогабаритного контроля;
— системы считывания государственных номеров автотранспортных средств.
В этой связи приоритетным направлением является создание и использование в местах таможенного оформления многофункциональных досмотровых комплексов, в основе работы которых используются разные физико-технические методы (например, со вмещение осевых автомобильных весов с системой автоматической видеорегистрации государственных номеров транспортных средств, проверка содержимого ручной клади и багажа на рентгенотелевизионной установке с одновременной идентификацией наркотических или взрывчатых веществ).
Особые требования к поисковому и досмотровому оборудованию предъявляются при таможенном контроле товаров и крупногабаритных транспортных средств (контейнеров, грузовых автомашин, рефрижераторов), так как в этом случае приходится считаться с наличием широких возможностей для сокрытия контрабанды.
Наибольшую трудность среди всех видов объектов таможенного контроля представляет контроль содержимого крупногабаритных грузов транспортных средств, включая железнодорожные и морские контейнеры, грузовые автомашины, трайлеры, рефрижераторы. Это связано с необходимостью выполнения целого комплекса трудоемких и длительных разгрузочно-погрузочных работ, наличия специально выделенных для этого площадок, выделения дополнительной штатной численности пер -сонала таможни и служб портов.
В целях решения задач повышения эффективности таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств, сокращения времени на его проведение необходимо создание системы таможенного контроля таких объектов, состоящей из инспекционно-досмотровых комплексов (далее — ИДК) различных типов и модификаций, размещенных в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и объединенных в единую информационную систему.
Мировая таможенная практика свидетельствует, что при использовании ИДК не требуются вскрытия контейнеров, при этом имеется возможность осуществлять качественный до смотр трайлеров и рефрижераторов.
Первый экспериментальный образец ИДК для контроля грузовых машин и трайлеров ("VCXS" — Vehicl e Cargo X-Ray System) впервые был создан и введен в эксплуатацию английской фирмой "Brilish Aerospace" в Омане в конце 80-х гг. XX в. Производительность такого комплекса — около 20 трайлеров в час.
В настоящее время ИДК серийно производятся в Германии, Китае, США, Японии. В Российской Федерации подобное оборудование до настоящего времени не производилось.
В общем случае ИДК состоит из излучающей системы, системы транспортирования, системы регистрации и обработки, системы управления комплексом. В настоящее время различные фирмы, выпускающие ИДК, в качестве источника излучения применяют источник рентгеновских лучей (линейный ускоритель), либо источник а-лучей (радионуклид 60Со).
В результате анализа технологий применения ИДК различных типов, а также с учетом задач, стоящих перед таможенными органами Российской Федерации, сформированы технические требования к ИДК в различных вариантах исполнения: стационарные (с энергетикой 8-9 МэВ), легковоз-водимые (перебазируемые) с энергетикой 5-6 МэВ и мобильные (с энергетикой 2,5-4 МэВ).
ИДК могут исполняться также в различных модификациях по требованию заказчика: с перемещением контейнера либо транспортного средства
относительно приемоизлучающей системы, или с перемещением приемо-излучающей системы относительно транспортного средства, с системами транспортирования в виде транспортных тележек и др. К модификациям можно также отнести ИДК для контроля железнодорожных составов и авиационных контейнеров.
Проведенный анализ оснащения зарубежных таможенных служб ИДК, организации их применения показал, что при решении указанных вопросов необходим системный подход. Целесообразно проводить одновременное развертывание ИДК на наиболее загруженных транспортных коридорах во избежание перераспределения транспортных потоков. В настоящее время Федеральной таможенной службой России (далее — ФТС) проведена работа по формированию концепции создания системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств. Данная концепция необходима для принятия решений по оснащению таможенных органов ИДК, их размещению на территории Российской Федерации, выработке штатной структуры таможенных органов, оснащенных ИДК, организации их применения и эксплуатации.
Согласно приоритетам, установленным данной концепцией, мероприятия по оснащению таможенных органов Российской Федерации ИДК предусматривают развертывание в пунктах пропуска 72 ИДК, в том числе на автомобильных пунктах пропуска — 24, морских (речных) — 10, воздушных — 10, железнодорожных — 6, а также мобильных ИДК — 22. Из них 17 ИДК (11 комплексов на автомобильных пунктах пропуска и 6 — в крупнейших морских портах) планируется в рамках Федеральной целевой программы "Государственная граница Российской Федерации (20032010 гг.)".
Приоритеты информационно-технической политики ФТС предусматривают решение трех ключевых вопросов, связанных с ТСТК: техническое переоснащение таможенных органов Российской Федерации, развитие ТСТК и развитие системы технического обслуживания и ремонта информационно-технической службы. Первоочередными задачами и проектами в области организации эффективного таможенного контроля на основе современных, высокофункциональных технических средств таможенного досмотра и поиска являются:
— внесение изменений в технологические схемы таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств в пунктах пропуска, с учет ом более тесной взаимосвязи между подразделениями ТСТК и организации таможенного контроля;
— реконструкция пунктов пропуска, их обустройство на основе эффективных технологий та моженного контроля грузов и транспортных средств с применением ИДК в различных пунктах пропуска;
— модернизация, включая оснащение дополнительными опциями (функциями), наиболее сложных и дорогостоящих технических средств (досмотровой рентгеновской техники, ТСТК делящихся радиоактивных
материалов) в целях улучшения технических характеристик и продления сроков службы.
— проведение организационных мероприятий по созданию в таможенных органах региональных ремонтно-технических подразделений, осуществляющих регламентное обслуживание и ремонт информационно-технических средств.
Реализация обозначенных задач будет способствовать ускорению прохождения процедур таможенного контроля с одновременным обеспечением высокой степени его эффективности, повышению результативности борьбы с контрабандой, увеличению пропускной способности пунктов пропуска, обеспечит своевременное поддержание комплекса ТСТК в работоспособном состоянии.
У. Ю. Федотова
Особенности экспертизы солнцезащитных очков
В настоящее время российский рынок солнцезащитных очков наводнен широким ассортиментом как дешевых и незатейливых, так и эксклюзивно дорогих моделей. Современный отечественный потребитель все более охотно "вооружается" темными очками. С точки зрения прибыльности, это очень активно развивающийся сектор потребительского рынка. Существует убеждение, что в без облачную пог оду без солнцезащитных очков просто не обойтись. И поставщики этого вида товара, как правило, в погоне за прибылью в первую очередь оценивают современные тенденции моды для этого вида товара. Этот вопрос является определяющим с экономической точки зрения. Что и говорить, немаловажные факторы. Но есть куда более существенные, которые зачастую проходят мимо внимания как поставщиков, так и потребителей. В частности, цвет, материал линз, равномерность их окраски. А может быть, солнечные очки вовсе не нужны и так ли они безопасны?
Природа в достаточной степени защитила глаза человека от солнечного излучения. Попадая на солнце, человек инстинктивно прищуривается, зрачки его глаз рефлекторно сужаются, ослабляя яркий свет. Кроме того, хрусталик здо ровых глаз снабжен естественным фильтром, не пропускающим к сетчатке ультрафиолетовые лучи. Правда, когда мы прищуриваемся, вокруг глаз образуются морщинки, и не всем это нравится. Очки помогают оттянуть во времени процесс их появления. Что касается защиты от ультрафиолетового излучения, то это вопрос спорный. Дело в том, что далеко не все солнечные очки, имея достаточное, с точки зрения обывателя, затемнение линз, обладают свойством защиты глаз от яркого света, так как затемнение, которое создается солнцезащитными очками, обманывает зрачок, и он не сужается. Таким образом, когда человек носит солнцезащитные очки, пропускающие ультрафиолет, нагрузка на глаза увеличи-