Научная статья на тему 'Эффективность применения технических средств в организации таможенного контроля товаров и транспортных средств'

Эффективность применения технических средств в организации таможенного контроля товаров и транспортных средств Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2662
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Суракатов Н. С.

В статье проведен анализ применения технических средств в организации таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, рассмотрены проблемы, возникающие в таможенных органах при их применении, эффективность их применения и пути ее повышения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Суракатов Н. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность применения технических средств в организации таможенного контроля товаров и транспортных средств»

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В ОРГАНИЗАЦИИ

ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Суракатов Н.С.

Дагестанский государственный технический университет, г. Махачкала

Развитие таможенной службы превращает ее в инструмент регулирования товарообмена. В связи с расширением экономических связей между государствами в таможенной системе появляются новые явления, связанные с влиянием таможенных тарифов на поощрение вывоза товаров в другие государства и запрещение ввоза подобных товаров из других стран. Из этого следует, что таможенная служба - это один из базовых институтов экономики любого государства. Особенно важна ее роль в странах, которые осуществляют переход от централизованной экономики к рыночной. Это прямо относится и к России: при таких масштабных переменах, какие происходили и продолжают происходить в нашей стране, необходимо опираться на те инструменты, которые изначально, в силу своей природы, должны быть проводниками рыночных реформ.

Задача таможенной службы состоит в том, чтобы состыковать новую экономическую систему России с системой мирохозяйственных связей и за счет этого дать импульс развитию внешнеэкономических связей. Одним из условий выполнения этой задачи является соответствующая постановка таможенного контроля и, как следствие, развитие правовой базы всего таможенного дела, унификация таможенных процедур на основе передового мирового опыта.

Заметным шагом в этом направлении стал вступивший в действие с 1 января 2004 года Таможенный Кодекс Российской Федерации, который вобрал в себя все передовые технологии и решения, которые были накоплены за многие годы работы российской таможенной системы и таможенных систем зарубежных стран.

Одна из важнейших задач, решенная при этом - создание системы таможенного оформления и таможенного контроля, которая максимально учитывает интересы участников внешнеэкономической деятельности и в то же время позволяет таможенных органам осуществлять эффективный контроль за перемещаемыми товарами и транспортными средствами.

Сущность таможенного контроля сводится к установлению факта соответствия товаров и транспортных средств и их содержимого данным декларирующих их документов. Другими словами, физические предметы, материалы и вещества, предъявленные для таможенного контроля, должны по комплексу идентификационных признаков фактически соответствовать тем характеризующим их данным, которые зафиксированы в представленных на них таможенных декларациях, товаросопроводительных и иных документах.

Установление факта идентичности объектов, перемещаемых через таможенную границу, достигается путем применения специальных технических средств и предполагает осуществление контроля их содержимого дистанционно, без непосредственного контакта с ними, с помощью формируемого техникой набора идентификационных признаков, однозначно характеризующих конкретные виды изделий, материалов и веществ, что позволяет должностному лицу таможни установить соответствие их тем данным, которые представлены в сопроводительных документах.

Данный метод значительно снижает трудозатраты и время таможенного контроля пассажиро - и грузопотоков, обеспечивает возможность контроля труднодоступных мест транспортных средств. Кроме того, даже осуществляя физический досмотр

товаров и транспортных средств, достаточно трудно визуально обнаружить в них специально закамуфлированные конкретные виды предметов контрабанды (взрывчатые и наркотические вещества, оружие, драгоценные камни и так далее). Это могут сделать специально предназначенные технические средства, позволяющие, не вскрывая транспортные упаковки и не демонстрируя объекты, дистанционно получать информацию о наличии именно этих видов предметов и веществ в контролируемых объектах. А обнаружить несанкционированное перемещение через таможенную границу, например, радиоактивных и делящихся ядерных материалов без применения технических средств принципиально невозможно. Эти мероприятия необходимо проводить на таможнях и таможенных постах, расположенных на границе с сопредельными государствами.

В настоящее время в соответствии с правовыми актами Российской Федерации и СССР, международными договорами Российской Федерации с сопредельными государствами установлены 317 пунктов пропуска, в том числе 191 автомобильный, 59 железнодорожных, 29 морских, 7 речных, 2 озерных, 8 смешанных, 18 воздушных, 2 пешеходных, 1 паромный. Кроме того, 56 морских портов, 3 речных порта, 65 аэропортов, аэродромов (всего 124) открыты для международного сообщения (международных полётов) в соответствии с правовыми актами Российской Федерации и СССР, но пункты пропуска в них до настоящего времени не установлены и поэтому не могут быть обустроены и открыты.

Из них комплексно обустроены, приняты в эксплуатацию и открыты в установленном порядке: 33 автомобильных пункта пропуска (в 2006 году планируется завершить обустройство и принять в эксплуатацию еще 4 автомобильных пункта пропуска); 5 железнодорожных пунктов пропуска; 6 морских пунктов пропуска; 3 воздушных пункта пропуска.

Обеспеченность пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации техническими средствами таможенного контроля крайне низкая и составляет в среднем около 45%. Вследствие износа и морального старения требуется замена около 6 тысяч единиц средств поиска и идентификации.

Наиболее остро стоит проблема обеспечения следующими видами ТСТК: досмотровой рентгеновской техникой; средствами поиска; техническими средствами дистанционного обнаружения наркотических и взрывчатых веществ; техническими средствами идентификации таможенных документов, валюты, драгметаллов и драгоценных камней; оборудованием весогабаритного контроля; системами считывания государственных номеров автотранспортных средств.

Проведенный на основании отчетности Дагестанской таможни по форме ИТФ -11 «Наличие и потребность ТСТК» анализ оснащенности техникой таможенного контроля подразделений и подчиненных таможенных постов таможни показывает, что оснащенность составляет 100%.

Таможенные органы Дагестана оснащались ТСТК в первую очередь по той причине, что Дагестан, являясь южным форпостом Российской Федерации, находится на пересечении основных путей транзита оружия и наркотических веществ Европа -Азия, а также в связи с криминогенной ситуацией в регионе, в последнее время, к счастью, идущей на убыль.

Вместе с тем, как и в большинстве таможенных органов Российской Федерации, наибольшее количество технических средств таможенного контроля поступило на вооружение Дагестанской таможни в период с 1993 по 1998 годы, в связи с чем многие из них выработали свой ресурс или морально устарели, хотя и находятся в исправном состоянии. Эта же ситуация наблюдается и при обзоре оснащения техническими

средствами поиска и досмотра, так как большинство этих средств поступило в Дагестанскую таможню в тот же период.

Кроме того, высокий уровень эффективности таможенного досмотра и контроля с применением ТСТК зависит не только от общего количества имеющихся на вооружении таможенных подразделений технических средств, но и от специфики перемещаемых грузов, вида и режима работы подразделений, характера экономики сопредельных государств и многих других факторов. Учет всех этих особенностей при обеспечении таможенных подразделений различных регионов страны конкретными видами технических средств таможенного контроля по классам дает должный уровень эффективности их применения.

Проведенный анализ применения технических средств таможенного контроля в организации таможенного контроля показал, что в течение 2001 - 2005 годов путем их применения было выявлено в Дагестанской таможне 112 нарушений таможенных правил (НТП).

Наибольшее количество НТП выявлено с применением ТСТК 2 и 3 классов, причем в Дагестанской таможне 2 класс ТСТК - Технические средства инспекции объектов таможенного контроля - представлен только одним подклассом -досмотровой рентгеновской техникой (ДРТ). С применением ДРТ за обозначенный период времени в Дагестанской таможне выявлено большое количество предметов контрабанды, оружия, наркотических средств, установлены факты недостоверного декларирования товаров.

По данным отчетов по форме 58 - эффективность подведомственных Дагестанской таможне постов, из всего комплекса технических средств поиска и досмотра при выявлении НТП задействованы следующие виды технических средств: металлодетекторы - 8 НТП; досмотровые эндоскопы - 12 НТП; технические средства подповерхностного зондирования - 2 НТП; технические средства диагностики металлов и сплавов - 4 НТП; технические средства поиска взрывчатых веществ - 1 НТП; другие виды технических средств - 18 НТП.

В целях решения задач повышения эффективности таможенного контроля товаров и транспортных средств, сокращения времени на проведение таможенного контроля, создания надежного барьера на пути незаконного перемещения товаров и транспортных средств, оружия, боеприпасов наркотических и взрывчатых веществ необходимо создание системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств, состоящей из инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК) различных типов и модификаций, размещенных в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации и объединенных в единую информационную систему.

Оснащение пунктов пропуска современными техническими средствами контроля позволит:

- достичь оптимального времени, затрачиваемого на проведение таможенного контроля, и повысить его эффективность;

- увеличить пропускную способность автомобильных пунктов пропуска, оснащенных инспекционно - досмотровыми комплексами (ИДК);

- сократить время на выполнение таможенных формальностей в автомобильных пунктах пропуска по оформлению и контролю крупногабаритных грузов до 15 мин.;

- эффективно выявлять и предотвращать контрабанду наркотиков, взрывчатых веществ, оружия и иных предметов, перемещаемых с нарушением таможенных правил.

Экономический эффект от планируемых мероприятий обеспечивается за счет:

- увеличения поступлений таможенных платежей в федеральный бюджет за счет увеличения достоверности контроля соответствия товаров товаросопроводительным документам и, соответственно, доначисленных платежей и штрафов;

- расширения внешнеторговых связей и повышения эффективности внешнеэкономической деятельности;

- сужения базы предпосылок к совершению таможенных правонарушений и в перспективе снижения объема экономических преступлений, связанных с внешнеэкономической деятельностью. Современные технические средства таможенного контроля при условии оснащения ими в полном объеме и с учетом решаемых задач всех подразделений таможенного досмотра и контроля на государственной границе Российской Федерации позволят поставить надежный заслон незаконному перемещению товаров и транспортных средств, сократить время проведения таможенных процедур с высоким уровнем эффективности таможенного контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.