Научная статья на тему 'Функциональное назначение технических средств таможенного контроля при таможенном наблюдении'

Функциональное назначение технических средств таможенного контроля при таможенном наблюдении Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5711
606
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ТАМОЖЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ / ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ / МЕТАЛЛОИСКАТЕЛЬ / ТЕПЛОВИЗОР / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Григорян Татевик Вартановна

Статья посвящена анализу таможенного наблюдения как эффективной формы таможенного контроля и рассмотрению перечня технических средств таможенного контроля, используемого таможенного органами Российской Федерации непосредственно при таможенном наблюдении. Описываются функциональные возможности металлоискателей, цифровых фотоаппаратов, видеокамер, систем оперативного теленаблюдения, портативных видеорегистраторов, тепловизоров. Отдельно исследуется группа технических средств таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов и обеспечения радиационной безопасности, и отмечается, что таможенное наблюдение с применением указанных технических средств относится к первичному радиационному контролю. Делается вывод, согласно которому функциональное назначение технических средств таможенного контроля при таможенном наблюдении выражается в профилактике и своевременном пресечении преступлений и правонарушений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Функциональное назначение технических средств таможенного контроля при таможенном наблюдении»

________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х_____

компетенцию мировых судей логично было бы определить следующим образом: к подсудности мировых судей следовало бы отнести дела, связанные с применением законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, принимаемых ими в сфере собственного правового регулирования"[2, с.150].

Однако среди полномочий мирового судьи, указанных в ст.3 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации", к делам, связанным с "применением законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, принимаемых ими в сфере собственного правового регулирования", можно отнести лишь закрепленное в подп. 9 п. 1 полномочие по первой инстанции рассматривать дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи законами субъектов Российской Федерации. Следовательно, чисто "региональные" полномочия составляют очень незначительную долю компетенции мирового судьи, хотя их значение не следует недооценивать.

Такой вывод представляется полностью обоснованным, если рассматривать только характер деятельности мировых судей (за упомянутым выше исключением), однако не учитывает процедуру формирования корпуса мировых судей. К тому же законодательное признание мировых судей федеральными судами и соответствующее изменение порядка наделения их полномочиями фактически привело бы к ликвидации судебной ветви власти на уровне субъектов Российской Федерации. Это связано с тем, что при таком варианте развития событий единственным видом судов субъектов Федерации остались бы конституционные и уставные суды, а во многих регионах России их создание даже не предусматривается.

Однако в научных кругах существуют и радикально противоположные мнения. В частности, на том основании, что мировые судьи могут избираться местным населением, некоторые ученые делают вывод, что в связи с этим они должны входить в систему местного самоуправления.

Завершая рассмотрение данного вопроса, еще раз отметим, что положения профильного федерального законодательства, касающиеся места мирового суда в системе органов государственной власти и в судебной системе РФ, нуждается в дальнейшей конкретизации.

Список использованной литературы:

1.О мировых судьях в Российской Федерации: Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.- 1998.- № 51.-Ст. 6270; Российская газета.- 1998.- № 242.

2. Жуйков В.М. О роли мировой юстиции в Российской Федерации: Настольная книга мирового судьи, рассматривающего гражданские дела. М.: Юристъ, 2002. 389 с. С. 150.

© А.Н.Берглезов, 2015

УДК 343.378

Григорян Татевик Вартановна

Забайкальский государственный университет

г.Чита, РФ E-mail: tatevick.1@vandex.ru

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

ПРИ ТАМОЖЕННОМ НАБЛЮДЕНИИ

Аннотация

Статья посвящена анализу таможенного наблюдения как эффективной формы таможенного контроля и рассмотрению перечня технических средств таможенного контроля, используемого таможенного органами Российской Федерации непосредственно при таможенном наблюдении. Описываются функциональные возможности металлоискателей, цифровых фотоаппаратов, видеокамер, систем оперативного теленаблюдения, портативных видеорегистраторов, тепловизоров. Отдельно исследуется группа технических средств таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов и обеспечения

126

________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х_________

радиационной безопасности, и отмечается, что таможенное наблюдение с применением указанных технических средств относится к первичному радиационному контролю. Делается вывод, согласно которому функциональное назначение технических средств таможенного контроля при таможенном наблюдении выражается в профилактике и своевременном пресечении преступлений и правонарушений.

Ключевые слова и словосочетания

таможенное наблюдение, технические средства таможенного контроля, металлоискатель, тепловизор, таможенные органы, преступления.

В современный век правового и научно-технического развития особую актуальность приобретают государственный контроль и активное внедрение достижений наук и техники не только в обыденную жизнедеятельность людей, но и в их профессиональную сферу. Не исключением являются и технические средства таможенного контроля. Согласно статье 107 Таможенного кодекса Таможенного союза, в целях сокращения времени проведения таможенного контроля и повышения его эффективности таможенными органами используются технические средства таможенного контроля [10]. Указанные технические средства должны быть безопасны для жизни и здоровья человека, животных и растений, и не должны причинять вред лицам, товарам и транспортным средствам.

Перечень технических средств таможенного контроля, используемый таможенными органами Российской Федерации в своей деятельности, достаточно большой. Оснащение пунктов пропусков соответствующими техническими средствами позволяет помимо вышеназванного, пресекать и выявлять правонарушения и преступления, совершаемые лицами или группами лиц. Во многом необходимость в оснащении зон таможенного контроля и таможенных органов Российской Федерации техническими средствами таможенного контроля обусловлено, как верно пишут А. В. Макаров и Н. Г. Савосина тем, что «характерной чертой развития криминологической ситуации в современной России стал значительный рост преступности в сфере внешнеэкономической деятельности», о чём свидетельствуют официальные статистические данные [3, c. 111].

Для проведения таможенного контроля в форме таможенного наблюдения за хранением и перемещением товаров и транспортных средств создаются зоны таможенного контроля. Согласно статье 9 Таможенного кодекса Таможенного союза зонами таможенного контроля являются места перемещения товаров через таможенную границу, территории складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иные места, определённые законодательством государств-членов Таможенного союза [10]. Такие зоны создаются и функционируют вдоль таможенной границы, в местах совершения таможенных операций, перегрузки товаров, их таможенного осмотра и таможенного досмотра, временного хранения, стоянки транспортных средств, перевозящих товары, находящихся под таможенным контролем и в иных местах.

Таможенное наблюдение определяется как одна из двенадцати форм таможенного контроля, закреплённая в Таможенном кодексе Таможенного союза, представляющая собой гласное, целенаправленное, систематическое или разовое, непосредственное или опосредованное визуальное наблюдение, в том числе с применением технических средств, осуществляемое должностными лицами таможенных органов Российской Федерации за перевозкой товаров, транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций.

Условно таможенное наблюдение в зависимости от периодичности его проведения можно разделить на два вида: систематическое (постоянное) и разовое (однократное). Систематическое таможенное наблюдение организуется преимущественно в местах постоянного и периодического прибытия товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, например, на складах временного хранения, таможенных складах.

Важно подчеркнуть, что таможенное наблюдение проводится в гласной форме. Это весьма важная характеристика, так как позволяет отличить наблюдение, проводимое в таможенном деле от наблюдения, характерного для оперативно-розыскной деятельности. Согласно статье 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», наблюдение - это один из четырнадцати видов оперативнорозыскных мероприятий [6]. В оперативно-розыскном деле наблюдение представляет собой именно негласное слежение за лицами, подозреваемыми в преступной деятельности, в том числе за используемыми

127

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х________

ими предметами, транспортными средствами, окружающей их обстановкой с целью получения информации о признаках преступной деятельности, возможных соучастниках, местах хранения похищенного имущества и орудий совершения преступления, способах сбыта краденого имущества и тому подобное.

Наблюдение, так, как оно понимается в таможенном и оперативно-розыскном деле, проводится с использованием специальных и иных технических средств. И в том и в другом случае законодателем закреплён перечень технических средств, и указаны требования к порядку их использования. В частности, приказ Федеральной таможенной службы России от 21.12.2010 № 2509 «Об утверждении перечня и порядка применения технических средств таможенного контроля в таможенных органах Российской Федерации» и постановление Правительства Российской Федерации от 01.07.1996 № 770 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности физических и юридических лиц, не уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, связанной с разработкой, производством, реализацией, приобретением в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за её пределы специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, и Перечня видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности» [7, 8].

В силу того, что данное исследование посвящено анализу таможенного наблюдения, поэтому остановимся более подробно именно на тех технических средствах, которые используются в данной форме таможенного контроля.

Технические средства таможенного контроля применяются в местах нахождения таможенных органов во время работы этих органов, в зонах таможенного контроля и в иных местах, нахождение в которых должностных лиц таможенных органов Российской Федерации связано с исполнением ими служебных обязанностей.

При таможенном наблюдении таможенными органами Российской Федерации могут использоваться общие технические средства таможенного контроля и технические средства таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов и обеспечения радиационной безопасности. И та и другая группа технических средств таможенного контроля применяются в отношении следующих объектов таможенного контроля:

- любых товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, в том числе ручной клади и сопровождаемого багажа пассажиров и транспортных служащих, несопровождаемого багажа пассажиров, среднегабаритных и крупногабаритных грузовых упаковок;

- всех видов транспортных средств (автомобильного, железнодорожного, воздушного, морского и речного);

- международных почтовых отправлений;

- таможенных документов на товары и транспортные средства;

- средств идентификации (специальных марок, идентификационных знаков), наложенных на документы, товары, транспортные средства и иные места.

Далеко не все классы общих технических средств таможенного контроля используются таможенными органами Российской Федерации при таможенном наблюдении. Не используются следующие классы: досмотровая рентгенотелевизионная техника; инспекционно-досмотровые комплексы; средства нанесения и считывания специальных меток; досмотровые инструменты; технические средства идентификации; химические средства идентификации; технические средства контроля носителей аудио- и видеоинформации; технические средства измерения количественных и качественных показателей лесо- и пиломатериалов; системы считывания и распознавания номерных знаков автотранспортных средств; технические средства для осуществления транспортного контроля; приборы взвешивания.

Рассмотрим именно те классы технических средств таможенного контроля, которые используются при таможенном наблюдении. Их перечень таков: средства поиска; технические средства подповерхностного зондирования; технические средства документирования; система визуального наблюдения; оптические устройства и приборы. Следовательно, при таможенном наблюдении таможенными органами Российской Федерации применяются только пять классов общих технических средств таможенного контроля.

128

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х

Широкое применение при таможенном наблюдении получило такое средство поиска, как металлоискатель. В качестве синонимов слову «металлоискатель» в научной и учебной литературе можно встретить другие названия: георадар, металлодетектор, металлообнаружитель, миноискатель, ферролокатор.

В таможенном деле при таможенном наблюдении используются металлоискатели двух видов: портативные (переносные) и стационарные.

Портативные (переносные) металлоискатели представляют собой сборные облегчённые конструкции, используемые таможенными органами Российской Федерации в зоне таможенного контроля. Они предназначены для выявления запрещённых предметов у физических лиц, пересекающих таможенную границу; в сопровождаемом багаже пассажиров и транспортных служащих. Оговорим, что под сопровождаемым багажом в таможенном деле понимаются товары для личного пользования, включая ручную кладь, непосредственно перемещаемые физическим лицом, пересекающим таможенную границу.

Принцип работы портативного металлоискателя состоит в способности улавливать любой металлический предмет и подавать чёткий звуковой, световой и (или) вибрационный сигнал о его наличии, а также определять его местонахождение. Например, портативный бесшумный металлоискатель Garrett Super Scanner производства Соединённые Штаты Америки, позволяющий обнаруживать чёрные и цветные металлы (рис. 1).

Рисунок 1 - Металлоискатель Garrett Super Scanner

Стационарные металлоискатели представляют собой арочную или стоечную (блочную) конструкцию и устанавливаются в зонах таможенного контроля. Они применяются для обнаружения металлических предметов, запрещённых или ограниченных в перемещении через таможенную территорию (например, цветные и чёрные металлы, огнестрельное и холодное оружие) в аэропортах, железнодорожных вокзалах, морских и речных портах. Также они позволяют обнаружить опасные в террористическом плане объекты. Например, стационарные импульсивные металлоискатели Поиск-ВП, Поиск-3МР, Поиск-ЗМВ производства России (рис. 2).

Поиск-ВП Поиск-ЗМР Поиск-ЗМВ

Рисунок 2 - Стационарные импульсивные металлоискатели

Большую роль при таможенном наблюдении играют цифровые фото- и видеокамеры, относящиеся к классу технических средств документирования. Они, как правило, применяются непосредственно при

129

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х

проведении оперативных мероприятиях с целью фиксации следов преступлений и правонарушений в сфере таможенного дела. Цифровые фотоаппараты применяются при фиксации следов и места происшествия, а видеокамеры - для оперативной съёмки факта и следов преступления, для закрепления на плёнке показаний подозреваемых физических лиц, находящихся в зоне таможенного контроля.

В последние несколько лет особую актуальность в области таможенного дела приобрели: система оперативного теленаблюдения и портативный видеорегистратор, относящиеся к классу системы визуального наблюдения. Указанные технические средства таможенного контроля позволяют получить, как целый комплекс оперативной информации, так и множество разрозненных данных, не отражающих общей ситуации, происходящей в зоне таможенного контроля.

Немалую роль играют: бинокли, системы и приборы ночного видения, электронные оптические приборы (тепловизоры), относящиеся к классу оптических устройств и приборов. Тепловизор представляет собой «по габаритам небольшой прибор, внешне напоминающий прибор ночного видения, созданный во второй четверти прошлого века, предназначенный для наблюдения за распределением температуры исследуемого одушевлённого или неодушевлённого объекта» [1, с. 30]. Тепловизоры ещё называют инфракрасными камерами, используемыми при любой освещённости и задымлённости, - это одно из их отличительных характеристик. В таможенных органах Российской Федерации наиболее часто используют тепловизоры фирм Flir и Fluke (рис. 3).

Тепловизор Flir E60 Тепловизор Fluke Ti32

Рисунок 3 - Тепловизоры

В ходе таможенного наблюдения допускаются к применению только те технические средства таможенного контроля, которые соответствуют требованиям нормативной и эксплуатационной документации, полностью укомплектованные, зарегистрированные (сертифицированные) в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обязательно при применении технических средств таможенного контроля должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации по охране и безопасности труда.

Далее кратко остановимся на второй группе технических средств таможенного контроля - технические средства таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов и обеспечения радиационной безопасности, которые используются таможенными органами при таможенном наблюдении. При таможенном наблюдении, направленном на пресечение незаконного перемещения делящихся и радиоактивных материалов через государственную границу Российской Федерации, могут быть использованы три вида стационарных систем радиационного контроля: автомобильная, пешеходная и железнодорожная. Из числа мобильных систем обнаружения делящихся и радиоактивных материалов при таможенном наблюдении используется только таможенный подвижной пост радиационного контроля. Среди

130

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х_________

поисковых приборов радиационного контроля при таможенном наблюдении применяются измерители-сигнализаторы.

Важно отметить, что ни дозиметры, ни спектрометры, ни радиометры-спектрометры, ни средства индивидуальной защиты не применяются при таможенном наблюдении. Во многом это обусловлено тем, что таможенное наблюдение с использованием технических средств таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов и обеспечения радиационной безопасности относится к первичному радиационному контролю. Ему подвергаются все объекты, пересекающие государственную границу Российской Федерации. Первичный радиационный контроль проводится при помощи постоянно действующих стационарных таможенных систем обнаружения делящихся и радиоактивных материалов и обеспечения радиационной безопасности, которыми оснащаются въезды в пункты пропуска. Дополнительный и углублённый радиационный контроль товаров и транспортных средств без вскрытия и со вскрытием упаковок осуществляются при таможенном осмотре и таможенном досмотре соответственно, а их результаты обязательно фиксируются в актах таможенного осмотра и таможенного досмотра.

Делящиеся и радиоактивные материалы, с позиции таможенного дела, - это товары, относящиеся к группе риска в силу того, что они могут использоваться для осуществления актов ядерного и радиологического терроризма, имеют высокую рыночную стоимость. Их незаконный ввоз служит возможным источником нанесения вреда жизни и здоровью людей, ущерб окружающей среде, а их незаконное перемещение является нарушением международного режима нераспространения ядерного оружия, других видов оружия массового уничтожения и средств их доставки.

Как известно, основными принципами государственной политики Российской Федерации при осуществлении военно-технического сотрудничества с иностранными государствами являются: соблюдение международных договоров о нераспространении ядерного оружия, сокращение вооружения и разоружении, запрещение и уничтожение химического, биологического и других видов оружия массового поражения, а также соблюдение международных обязательств Российской Федерации в области контроля за экспортом продукции военного назначения, товаров и технологий двойного назначения. Реализация перечисленных принципов указана, например, в Федеральном законе №114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами», «Договоре о нераспространении ядерного оружия»

[5, 2].

К вышеизложенному можно добавить, что одним из приоритетных направлений взаимодействия Российской Федерации и республики Беларусь, и их таможенных органов в вопросах борьбы с правонарушениями в области таможенного дела на таможенной территории Таможенного союза является борьба с незаконным ввозом (вывозом) радиоактивных, взрывчатых веществ, вооружения, взрывных устройств, боеприпасов, оружия, в том числе ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового поражения [4]. Следовательно, технические средства таможенного контроля служат средством, способствующим своевременному выявлению и эффективному пресечению указанных нарушений таможенного законодательства и преступлений в сфере таможенного дела.

Таможенное наблюдение с использованием технических средств таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов и обеспечения радиационной безопасности представляет собой совокупность организационных мер, технологических операций и действий, направленных на пресечение незаконного перемещения через таможенную границу особого вида объектов - делящихся и радиоактивных материалов. Особые свойства делящихся и радиоактивных материалов, - опасность, стратегическая важность и ценность, - предопределили особые условия обращения с ними: они находятся под жёстким контролем органов государственной власти и международных организаций.

Рассмотренные выше технические средства таможенного контроля, используемые таможенными органами Российской Федерации при таможенном наблюдении, служат эффективным инструментом в борьбе с таможенными правонарушениями и преступлениями. Как отмечает И. С. Суханова: «В настоящее время сотрудничество таможенных служб РФ и КНР в области борьбы с преступлениями и

131

________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х___________________

административными правонарушениями в таможенной сфере характеризуется устойчивой динамикой развития, прочной нормативно-правовой базой и разветвлённой структурой двустороннего взаимодействия» [9, c. 52]. Подобное сотрудничество также направлено на создание благоприятных условий для осуществления внешнеэкономической деятельности.

Итак, таможенное наблюдение реализуется посредством контрольных действий, проводимых должностными лицами таможенных органов Российской Федерации, позволяющих установить статус товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем. Основная цель применения технических средств таможенного контроля заключается в получении информации о товарах, транспортных средствах, выявления подделки таможенных документов и средств таможенной идентификации, контрабанды и признаков административных правонарушений в области таможенного дела посредством ускорения проведения таможенного контроля, повышения его оптимизации и эффективности. Тем самым, в результате таможенного наблюдения с применением технических средств таможенного контроля эффективно реализуется функция содействия профилактике и пресечении преступлений, а также правонарушений в области гражданского и административного законодательства.

Список использованной литературы:

1. Григорян Т. В. Технические средства таможенного контроля: современное состояние и оперативнотехнические возможности // Актуальные проблемы таможенного дела. 2014. С. 23-32.

2. Договор о нераспространении ядерного оружия (подписан в г.г. Москве, Вашингтоне, Лондоне 01.07.1968) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1970. № 14. Ст. 118.

3. Макаров А. В., Савосина Н. Г. Правовые меры противодействия контрабанде в таможенном законодательстве: историко-правовой опыт // криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2014. №1. С. 110-117.

4. О взаимодействии белорусских и российских таможенных органов в сфере борьбы с таможенными правонарушениями (вместе с «Положением о взаимодействии таможенных органов России и Беларуси в борьбе с таможенными правонарушениями», утв. 15.06.1999): постановление Коллегии Таможенного комитета Союза Беларуси и России от 15.06.1999 // Документ опубликован не был.

5. О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами: федер. закон от 19.07.1998 № 114-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Российская газета. 1998. 23 июля. № 138.

6. Об оперативно-розыскной деятельности: федер. закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 21.12.2013) // Российская газета. 1995. 18 августа. № 160.

7. Об утверждении перечня и порядка применения технических средств таможенного контроля в таможенных органах Российской Федерации: приказ ФТС России от 21.12.2010 № 2509 (ред. от 15.05.2014) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. 04 апреля. № 14.

8. Об утверждении Положения о лицензировании деятельности физических и юридических лиц, не уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, связанной с разработкой, производством, реализацией, приобретением в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности: постановление Правительства Российской Федерации от 01.07.1996 № 770 (ред. от 15.07.2002) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. 08 июля. № 28. Ст. 3382.

9. Суханова И. С. Сотрудничество таможенных служб России и КНР в области борьбы с таможенными правонарушениями // Актуальные проблемы таможенного дела. 2014. С. 49-53.

10. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) (ред. от 10.10.2014, с изм. от 08.05.2015) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. 13 декабря. № 50. Ст. 6615.

© Т.В. Григорян, 2015

132

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.