Научная статья на тему 'Таможенные органы как субъекты обеспечения безопасности государства'

Таможенные органы как субъекты обеспечения безопасности государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4273
745
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / КОМПЕТЕНЦИИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ / SAFETY / CUSTOMS BODIES / THE COMPETENCE OF CUSTOMS BODIES OF SAFETY SPHERE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воронов А. М., Шайдуко Н. В.

Статья посвящена рассмотрению вопросов компетенции таможенных органов в сфере обеспечения безопасности нашего государства. Как справедливо отмечают авторы, таможенные органы по своему административно-правовому статусу являются военизированными и правоохранительными структурами и относятся к силам обеспечения национальной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CUSTOMS BODIES AS SUBJECTS OF MAINTENANCE SECURITY OF THE STATE

Article is devoted consideration of questions of the competence of customs bodies in sphere of safety of our state. As authors fairly mark, customs bodies on the administratively-legal status are militarized and law-enforcement to structures and concern forces of maintenance of national safety.

Текст научной работы на тему «Таможенные органы как субъекты обеспечения безопасности государства»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы административного права ^^

ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ КАК СУБЪЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

А.М. Воронов,

профессор кафедры административного и таможенного права Российской таможенной академии, доктор юридических наук, профессор E-mai:Alex_voronof@mail.ru Н.В. Шайдуко аспирант Российской таможенной

академии

E-mai: nvshaiduko86@mail.ru Научная специальность: 12.00.14 -Административное право; финансовое право; информационное право

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению вопросов компетенции таможенных органов в сфере обеспечения безопасности нашего государства. Как справедливо отмечают авторы, таможенные органы по своему административно-правовому статусу являются военизированными и правоохранительными струк-турамм и относятся к силам обеспечения национальной безопасности.

Ключевые слова: безопасность, таможенные органы, компетенции таможенных органов в сфере обеспечения безопасности.

CUSTOMS BODIES AS SUBJECTS OF MAINTENANCE SECURITY OF THE STATE

A.M. Voronov,

doctor of law, professor N.V. Shaiduko,

postgraduate student of the Russian customs academy

Annotation. Article is devoted consideration of questions of the competence of customs bodies in sphere of safety of our state. As authors fairly mark, customs bodies on the administratively-legal status are militarized and law-enforcement to structures and concern forces of maintenance of national safety.

Keywords: Safety, customs bodies, the competence of customs bodies of safety sphere.

Таможенный кодекс Таможенного союза устанавливает основной задачей таможенных органов государств - членов таможенного союза в числе прочих обеспечение в пределах своей компетенции мер по защите национальной безопасности государств -членов таможенного союза. Приоритетной задачей таможенных органов выступает обеспечение экономической безопасности Российской Федерации как важнейшей составляющей национальной безопасности. Однако, нельзя не отметить также участие таможенных органов в процессе реализации своих

полномочий и в обеспечении других видов безопасности: финансовой, пограничной, экологической, радиационной, военной и др.

Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.1 (далее - Стратегия) национальная безопасность - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, позволяющее обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопас-

Актуальные проблемы административного права

ность государства. При этом к силам обеспечения национальной безопасности относятся Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, а также федеральные структуры государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства Российской Федерации.

Таможенные органы по своему административно-правовому статусу являются военизированными и правоохранительными структурами, т.е. относятся к силам обеспечения национальной безопасности. Как показывает анализ компетенции таможенных служб, их участие в обеспечении безопасности с каждым годом увеличивается; то обусловлено складывающейся геополитической ситуацией, возникающими политическими и экономическими проблемами как внутри государства, так и на международном уровне и, как следствие, появлением новых угроз и рисков для развития личности, общества и государства.

Проведенный нами анализ нормативных правовых актов в сфере безопасности, а также научных публикаций по данной проблематике, позволяет выделить три уровня безопасности: международный (безопасность мирового сообщества), национальный (безопасность общества, государства) и частный (безопасность личности). При этом таможенные службы участвуют в процессах снижения угроз на всех трех уровнях.

Так, в соответствии с п. 6 ст. 403 ТК России, таможенные органы оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и в пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации. Важнейшим направлением в этой работе становится выявление международной контрабанды, особенно наркотиков, так как в большинстве случаев международные террористические организации финансируются за счет контрабанды наркотиков. Поэтому, пресекая контрабанду, таможенные органы непосредственно способствуют снижению рисков и возможного ущерба от террористических угроз.

На обеспечение международной и национальной безопасности, противодействие международному терроризму направлена такая важная функция таможенных служб, как участие в осуществлении экспортного контроля, регулируемого Федеральным законом от 18 июля 1999 г. №183-ФЗ «Об экспортном контроле»2. Таможенные органы контролируют соблюдение разрешительного порядка перемещения через таможенную границу товаров и технологий, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техни-

ки. Более детально порядок осуществления таможенными службами экспортного контроля урегулирован приказом ГТК России от 26 декабря 2003 г. №1545 «О повышении эффективности деятельности таможенных органов в области экспортного контроля»3.

Однако, приоритетной задачей таможенных органов остается обеспечение экономической безопасности государства как важнейшей составляющей национальной безопасности. Таможенное дело, таможенная политика находятся в прямой зависимости от экономических интересов государства, обеспечивая реализацию государственной экономической и торговой политики. Таможенная политика направлена на использование таможенно-тарифного механизма регулирования внешнеэкономической деятельности, решение задач защиты национальной экономики и обеспечение ее безопасности, а также пополнение государственного бюджета. Важную экономическую сущность таможни выразил крупный ученый России XIX в. С. Никольский: «Таможни учреждаются с весьма важною для государства целью - с целью покровительства тем промышлен-ностям государства, которые вследствие различных условий стоят ниже других по развитию, но развитие и процветание которых для государства в высшей степени важно. Это одна цель. Вторая же цель та, чтобы в этих местах, учрежденных на границах государства, все товары, ввозимые в государство и вывозимые из него, осматривались, и те, которые обложены известною пошлиной, платили эту последнюю в пользу государства...»4. Таможенная политика — часть общей политики государства и концепции обеспечения безопасности данного государства, в основе которой лежат цель, задачи, принципы, основные направления и механизм обеспечения экономической безопасности страны.

В действующем законодательстве отсутствует нормативное определение экономической безопасности. В научной литературе также существует множество подходов к трактовке данного понятия, что только подчеркивает его сложность и много-аспектность. Современный экономический словарь определяет экономическую безопасность как создаваемые государством условия, гарантирующие недопущение нанесения хозяйству страны непоправимого ущерба от внутренних и внешних экономических угроз5.

Задача таможенных органов — снижение угроз, имеющихся в сфере внешнеэкономической деятельности. К внешним угрозам В.А. Мацаков относит зависимость экономики страны от импорта, чрезмерную открытость экономики, преобладание экспорта ресурсов над экспортом высокотехнологической продукции; к внутренним - продолжение либерального экономического курса страны, создание условий для формирования зависимостей (финансовой, технологической, продовольственной и др.) от иностранных государств, коррупцию государствен-

Актуальные проблемы административного права

ного аппарата, напряженную криминалистическую обстановку, принятие федеральными органами нормативных правовых актов, ущемляющих права граждан, наличие нормативных правовых актов с существенным криминогенным потенциалом, сращивание государственных и криминогенных структур и т.п.6. Современные тенденции показывают, что данные угрозы нарастают по ряду направлений.

В развитие положений Стратегии национальной безопасности, ФТС России разработана Стратегия Федеральной таможенной службы до 2020 г.7. Ключевые направления деятельности ФТС России в сфере обеспечения экономической безопасности Российской Федерации - развитие системы таможенного контроля как наиболее действенного инструмента, обеспечивающего полное соблюдение установленного порядка трансграничного механизма оборота товаров и транспортных средств в рамках единого государственного механизма реагирования на угрозы национальной безопасности, а также дальнейшее совершенствование правоохранительной деятельности таможенных органов.

Борьба с таможенными правонарушениями — важнейшая часть работы таможенных служб по обеспечению экономической безопасности государства. Криминализация внешнеэкономической деятельности продолжает оставаться негативным фактором, несущим в себе значительную угрозу национальной безопасности государства. Динамика таможенных правонарушений — яркое тому подтверждение.

Итоги работы правоохранительных подразделений таможенных органов Российской Федерации в 2009 г. свидетельствует о сохранении устойчивой тенденции увеличения количества выявляемых преступлений. Так, в 2009 г. возбуждено 5 757 уголовных дел, что на 15,4 % больше, чем в 2008 г. (4 988 дела).

Основную долю в общем количестве возбужденных дел, как и прежде, составила контрабанда -87 %. По ст. 188 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК России) возбуждено 5 032 дела, что на 8 % больше, чем в 2008 г. (4 647 дела).

Отмечен рост количества уголовных дел по фактам незаконного экспорта или передачи сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконного выполнения работ (оказания услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК России), в 2009 г. возбуждено 48 дел (в 2008 г. - 2).

Следует также указать на существенное увеличение количества дел, возбужденных по ст. 193 УК России (невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте) - 420 уголовных дел (в 2008 г. - 36 дел).

Стоимость товаров и транспортных средств, незаконно перемещенных через таможенную границу Российской Федерации, составила около 14 млрд. руб. (в 2008 г. - 13,6 млрд. руб.), сумма неуплачен-

ных таможенных платежей - 916,5 млн руб. (в 2008 г. - 1,3 млрд. руб.). Не возвращено из-за границы средств в иностранной валюте на общую сумму 76,7 млрд. руб. (в 2008 г. - 15,3 млрд. руб.).

Кроме того, по 48 уголовным делам, возбужденным таможенными органами по признакам преступлений, предусмотренных ст. 189 УК России, изъято 300 объектов незаконного экспорта технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники.

Отмечается динамика административных правонарушений (далее - АП). В 2009 г. возбуждено 89 081 дело об АП, что на 6,4 % больше по сравнению с 2008 г. (83 700 дел об АП).

Наибольшее количество дел в 2009 г. возбуждалось в связи с недекларированием или недостоверным декларированием товаров и (или) транспортных средств (25 % от общего количества возбужденных таможенными органами в 2009 г. дел об АП), нарушением валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования (19 %), недекларированием либо недостоверным декларированием физическими лицами иностранной валюты или валюты Российской Федерации (10%), невывозом либо неосуществлением обратного ввоза товаров и (или) транспортных средств физическими лицами (8 %) и незаконным перемещением товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации (7%)8.

При этом значительная часть перемещаемого через таможенную границу контрабандного товара приходится на нелегальный оборот наркотиков и психотропных веществ. Так, по факту контрабанды наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ таможенными органами в 2008 г. было возбуждено 845 уголовных дел, в 2007 - 750, в 2006 г. - 758 дел. Только в 2008 г. в ходе таможенного контроля физических лиц, транспортных средств и товаров, следующих через таможенную границу Российской Федерации, а также в результате оперативно-розыскных мероприятий российские таможенники изъяли из незаконного оборота 3432 кг наркотиче-

" 9

ских, психотропных и сильнодействующих веществ9. Не меньшую угрозу безопасности государства представляет контрабанда оружия и боеприпасов.

Вместе с тем, происходят и некоторые подвижки в структуре угроз. Становится все более актуальным такой фактор, влияющий на экономическую безопасность, как возрастание масштабов международной торговли контрафактной продукцией. С момента вступления в силу ТК России в 2003 г. защита интеллектуальной собственности, борьба с незаконным перемещением через таможенную границу Российской Федерации контрафактной продукции стали новой функцией таможенных органов. Гл. 38 ТК России наделила таможенные органы полномо-

Актуальные проблемы административного права

чиями по принятию защитных мер, направленных на пресечение незаконного ввоза (вывоза) контрафактной продукции непосредственно при ее таможенном оформлении и таможенном контроле.

Как отмечается в Стратегии национальной безопасности, одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности в экономической сфере выступает энергетическая безопасность. Статистика выявленных таможенными органами в этой сфере преступлений также свидетельствует о набирающей обороты энергетической угрозе. Так, в 2006 г. по фактам незаконного перемещения энергоносителей таможенными службами было возбуждено 27 уголовных дел, в 2007 и 2008 г. - 96 и 98 соответственно.

Несмотря на то, что обеспечение экономической безопасности — приоритетная задача таможенных органов, вытекающая из самой сущности таможенного дела, фактическое участие таможенных структур в обеспечении национальной безопасности гораздо шире.

Находясь в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, таможенные органы участвуют в обеспечении пограничной безопасности. Как отмечается в Стратегии национальной безопасности, угрозу безопасности в пограничной сфере представляют активизация трансграничных преступных групп по незаконному перемещению через Государственную границу Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ, товаров и грузов, водных биологических ресурсов, других материальных и культурных ценностей, организация каналов нелегальной миграции, наличие и ввозная эскалация вооруженных конфликтов вблизи Государственной границы Российской Федерации, незавершенность международно-правового оформления Государственной границы Российской Федерации с отдельными сопредельными государствами.

К числу угроз в пограничной сфере применительно к таможенному делу следует также отнести большую протяженность Государственной границы Российской Федерации, недостаточное количество таможенных пунктов пропуска, позволяющих охватить таможенным контролем все участки границы, а также слабую техническую оснащенность ряда пунктов пропуска. Большую опасность таят в себе участки государственной границы, где таможенный контроль отменен, например на российско-белорусской границе. В связи с формированием Таможенного союза с Республикой Казахстан, с которой Россия имеет одну из самых протяженных границ, являющуюся объектом пристального внимания криминальных сообществ, возникновение данной угрозы прогнозируется и на этом участке.

Пресечение незаконного перемещения запрещенных и опасных товаров непосредственно на государственной границе позволит минимизировать угрозы, связанные с проникновением этих товаров на терри-

торию страны, предотвратить негативные последствия их распространения. Именно поэтому необходимость обеспечения безопасности непосредственно на Государственной границе Российской Федерации в Концепции развития таможенных органов10 определена важным направлением их деятельности.

Снижению угроз в сфере пограничной безопасности будет способствовать реализация разработанной ФТС России на перспективу до 2020 г. Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к Государственной границе Российской Федерации11. Данная Концепция предусматривает: развитие и совершенствование таможенной инфраструктуры; модернизацию системы таможенного оформления и таможенного контроля; оптимизацию количества и специализацию пунктов пропуска через государственную границу, реализация которых создаст условия для повышения эффективности деятельности таможенных органов в приграничных субъектах Российской Федерации в борьбе с таможенными правонарушениями и коррупционными проявлениями и в целом позволит снизить уровень кримино-генности внешнеэкономической деятельности.

Большую роль в данном процессе играет техническая оснащенность пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации. В связи с этим ФТС России принят Приказ от 31 октября 2008 г. №1349 «Об утверждении Типовых требований к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации таможенного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации», который установил требования к оснащению таможенных органов комплексом технических средств: досмотровой рентгенотелевизионной техникой, металлодетекторами, техническими средствами для таможенного досмотра (диагностики); и возможность применения иных форм таможенного контроля (средств поиска, технических и химических средств идентификации и др.)12.

Важным направлением деятельности таможенных органов остается участие в обеспечении экологической безопасности; эта деятельность осуществляется, прежде всего, посредством контроля и надзора над трансграничными перевозками опасных отходов.

Огромную роль в поддержании экологической безопасности играет пресечение таможенными службами незаконной торговли редкими животными и растениями в рамках выполнения международных обязательств, предусмотренных Конвенцией о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения, 1973 г. (СИТЕС), участницей которой Российская Федерация является с 1976 г.

По оценкам Интерпола, международная контрабанда видов дикой флоры и фауны по объему вложенных средств занимает второе место после

Актуальные проблемы административного права

контрабанды наркотиков13. Во многом нелегальный вывоз из России редких животных имеет социальную подоплеку. Огромное число сельских жителей России, особенно пограничных районов, перешли практически «на жизнь от биоресурсов», кормясь от нелегального сбыта редких растений и животных, находящихся под охраной СИТЕС.

Осуществляя таможенный контроль, таможенные органы обязаны выявлять и пресекать незаконное перемещение через таможенную границу Российской Федерации делящихся и радиоактивных материалов и опасных отходов14, обеспечивая, тем самым, радиационную безопасность.

В связи с переходом на рыночные условия торговли, перед государством встала угроза утечки российского капитала за рубеж. Будучи агентами валютного контроля и осуществляя контроль в части зачисления средств при экспорте и возврата валютной выручки в рамках заключенных внешнеэкономических контрактов, таможенные органы, тем самым, участвуют в обеспечении финансовой безопасности государства. Следует согласиться с К.А. Корняко-вым: сегодня только таможня способна полностью проконтролировать движение и возврат валюты в процессе реализации внешнеторговых сделок, поскольку именно она фиксирует ее перемещение через таможенную границу15. По информации ФТС России, в 2008 г. не возвращено из-за границы средств в иностранной валюте на общую сумму 15,3 млрд. руб. (в 2007 г. - 660,3 млн руб., в 2006 г. - 668,9 млн руб.)16.

В.А. Мацаков выделяет также иные виды безопасности, в обеспечении которых принимают участие таможенные органы: военная, общественная, информационная и продовольственная17. Представляется, что данный перечень можно продолжить, находя в компетенции таможенных служб и иные полномочия, реализация которых в той или иной степени способствует гарантированию определенного вида безопасности.

Реализуя одну из своих функций, таможенные органы могут участвовать одновременно в обеспечении нескольких видов безопасности. Например, контрабанда всегда сопряжена с отсутствием таможенного оформления товаров, а значит, с неуплатой таможенных платежей в федеральный бюджет. Пресекая контрабанду, таможенные службы противодействуют уклонению от уплаты таможенных платежей, обеспечивая тем самым экономическую безопасность государства. Выявляя контрабанду наркотиков и иных сильнодействующих веществ, оружия, взрывчатых веществ, таможенные органы обеспечивают общественную безопасность; иностранной валюты - финансовую; ядовитых отходов или иных опасных веществ, объектов флоры и фауны - экологическую; некачественных продуктов питания - продовольственную; культурных и исторических ценностей - культурную безопасность и др.

Эффективности деятельности таможенных

служб как составной части сил обеспечения безопасности во многом способствует организация системы гарантий собственной безопасности таможенных органов. Как определяет Концепция Государственного таможенного комитета Российской Федерации по обеспечению собственной безопасности таможенных органов18, собственная безопасность таможенных служб - это состояние их защищенности от внешних и внутренних факторов, гарантирующее способность противостоять дезорганизующим их работу деяниям, сохраняя свою работоспособность, необходимый оперативный и технический потенциал.

Система гарантий собственной безопасности функционирует на общем уровне деятельности по обеспечению собственной безопасности, реализуемом всеми подразделениями таможенных органов, и специальном уровне, который регулируется Управлением собственной безопасности ФТС России и соответствующими подразделениями на местах.

В обеспечении собственной безопасности можно выделить два основных направления. — защита жизни и здоровья сотрудников таможенных органов, членов их семей от преступных посягательств. В связи с увеличением числа попыток внедрения в таможенные органы Российской Федерации представителей преступных сообществ, имеющих межрегиональные и международные связи, защита должностных лиц от противоправных посягательств в связи с исполнением ими служебных обязанностей представляется особо значимой.

Второе направление, являющееся в последнее время наиболее актуальным, - выявление, предупреждение и пресечение фактов коррупции, других должностных преступлений и нарушений таможенного законодательства сотрудниками таможенных органов. Сюда можно отнести и предупреждение проникновения в кадровый состав таможенных служб лиц, вынашивающих преступные намерения.

В современных условиях борьба с коррупцией — важная государственная задача. Коррупция в таможенных органах остается важным дестабилизирующим фактором функционирования всей таможенной системы. Содействие криминалитету, злоупотребление служебными полномочиями подрывают не только авторитет таможенных органов, но и выполнение задач и функций таможенных структур. На искоренение коррупции направлены многие принимаемые в последнее время на федеральном уровне антикоррупционные нормативные правовые акты. Полномочиями по контролю за деятельностью таможенных служб наделен ряд правоохранительных структур. Вместе с тем, как показывает статистика, именно деятельность специально уполномоченных подразделений самих таможенных органов, а именно подразделений собственной безопасности, наиболее эффективна в данном направлении. Так, по информации Управления собственной безопасности ФТС России, большая

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы административного права

часть преступлений коррупционной направленности, совершаемых в таможенной сфере, выявляется подразделениями собственной безопасности таможенных органов Российской Федерации. На протяжении пяти лет этот показатель составляет свыше 80% преступлений указанной категории, выявленных всеми правоохранительными органами Российской Федерации, в 2008 г. он составил 92%19.

Таким образом, функции таможенных служб по обеспечению безопасности государства достаточно широки и многогранны. Таможенные органы призваны стоять на страже, прежде всего, экономических интересов государства. Защита экономической безопасности государства — одна из главных целей в деятельности таможенных органов на протяжении истории существования таможенной службы. Так, из двадцати функций таможенных органов, обозначенных в ранее действовавшем ТК России, девять было посвящено обеспечению экономической безопасности и защите экономических интересов государства. Данные функции были закреплены в ранее действовавших положениях о таможенных органах различного звена.

Однако, как показывает анализ компетенции таможенных органов, реализуя свои полномочия, таможенные службы участвуют в обеспечении и иных видов безопасности: финансовой, пограничной, экологической, радиационной и др.

К сожалению, ни действующий ТК России, ни Положение о Федеральной таможенной службе20, ни Общее положение о региональном таможенном управлении и Общее положение о таможне21, ни Общее положение о таможенном посте22 не упоминают о такой важной составляющей компетенции таможенных органов, как участие в обеспечении каких-либо видов национальной безопасности. Однако, если игнорирование в вышеуказанных нормативных документах закрепления функций по обеспечению, например, финансовой, экологической, пограничной национальной безопасности еще можно объяснить тем, что они не являются основными функциями таможенных служб, то отсутствие в них положений, позволяющих установить причастность таможенных органов к защите экономических интересов страны и обеспечению экономической безопасности государства, нельзя оправдать. При сохранении прежних и появлении новых полномочий таможенных органов, направленных на решение задач по обеспечению международной, национальной безопасности, данный факт следует расценивать как существенный пробел в правовом регулировании административно-правового статуса таможенных служб, требующий скорейшего устранения.

1 Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. №537 // Правовая система: КонсультантПлюс.

2 Федеральный закон «Об экспортном контроле» (в ред. Федеральных законов, от 1 декабря 2007 г. №318-ФЗ, от 7 мая 2009 г. №89-ФЗ).

3 Документ опубликован не был.

4 Никольский С. О внешних таможенных пошлинах. — М., 1985. — С. 27.

5 Райзберг Б.Л., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 2006 // Правовая система: Консуль-тантПлюс.

6 Мацаков В.А. Конституционно-правовое регулирование деятельности таможенных органов в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2006. — С. 18.

7 Приказ ФТС России от 27 июля 2009 г. №1333 // Правовая система: КонсультантПлюс.

8 Письмо ФТС России от 2 марта 2010 г. №18-12/9559 «О направлении обзора правоохранительной деятельности»» // Документ опубликован не был.

9 http://www.customs.ru

10 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. №2225-р // Правовая система: КонсультантПлюс.

11 Письмо ФТС России от 21 августа 2009 г. №21-50/39656 «О направлении Концепции» // Правовая система: Консультант-Плюс.

12 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 20 апреля 2009 г. №16.

13 Таможня. 2003. №24(97). С. 22.

14 Приказ ГТК России от 5 мая 1995 г. №303 «О введении в таможенные органы должностей специалистов таможенного контроля за радиоактивными и делящимися материалами» // Правовая система: КонсультантПлюс.

15 Корняков К.А. Новый этап развития таможенного дела в России // Законодательство и экономика. 2003. №11 // Правовая система: КонсультантПлюс.

16 Письмо ФТС России от 24 марта 2009 г. №18-12/12454 «О направлении обзора правоохранительной деятельности».

17 Мацаков В.А. Указ. раб. С. 19 - 22.

18 Приказ ГТК России от 26 апреля 1995 г. №287 «О состоянии работы по борьбе с коррупцией, должностными преступлениями и задачах по обеспечению собственной безопасности таможенных органов Российской Федерации» // Правовая система: КонсультантПлюс.

19 http://www.customs.ru

20 Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 г. №459 «О Федеральной таможенной службе» // Правовая система: КонсультантПлюс.

21 Приказ ФТС России от 12 января 2005 г. №7 «Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении и Общего положения о таможне» // Правовая система: КонсультантПлюс.

22 Приказ ФТС России от 13 августа 2007 г. №965 «Об утверждении Общего положения о таможенном посте» // Правовая система: КонсультантПлюс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.