Научная статья на тему 'Оперативно-технические возможности использования инспекционно-досмотровых комплексов при таможенном контроле товаров и транспортных средств'

Оперативно-технические возможности использования инспекционно-досмотровых комплексов при таможенном контроле товаров и транспортных средств Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
375
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оперативно-технические возможности использования инспекционно-досмотровых комплексов при таможенном контроле товаров и транспортных средств»

С. №.кленский

Оперативно-технические возможности использования инспекционно-досмотровых комплексов при таможенном контроле товаров и транспортных средств

С 1 января 2004 г. вступает в действие новая редакция Таможенного кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ).

В новом ТК РФ зафиксировано понятие незаконного перемещения товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу — "совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров и (или) транспортный средств с нарушением порядка, установленного ТК РФ" .

Таким образом, деятельность таможенных органов сохраняет свою направленность на борьбу с нарушениями таможенного законодательства и иного законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.

Эффективность борьбы с таможенными правонарушениями связана, помимо прочих инструментов, с применением при проведении таможенного контроля товаров и транспортных средств современных технических средств таможенного контроля (далее — ТСТК).

В настоящее время на оснащении таможенных органов Российской Федерации отсутствует досмотровая рентгеновская техника для контроля содержимого крупногабаритные объектов таможенного контроля: контейнеров и автотранспортных средств.

Как показывает практика, серьезные правонарушения в сфере таможенного дела выявляются в местах таможенного оформления, расположенных в пунктах пропуска, где таможенный досмотр товаров и транспортных средств проводится формально либо не проводится вообще.

В этой связи интерес со стороны оперативных подразделений таможенных органов представляет использование специальной досмотровой техники для контроля содержимого контейнеров и автотранспортных средств. Результаты использования инспекционно-досмотровых комплексов (далее — ИДК) таможенными органами зарубежныгх стран свидетельствуют о высоких достоинствах данных технических средств при выявлении нарушений национального законодательства.

Актуальность вопросов использования инспекционно-досмотровыгх комплексов при таможенном контроле товаров и транспортных средств определяется также рядом следующих причин:

— сохранение угрозы международного терроризма и контрабанды оружия, боеприпасов, взрыганыгх устройств, взрывчатых и отравляющих веществ;

1 Федеральный закон Российской Федерации "Таможенный кодекс Российской Федерации" от 18.05.2003 г. N 61-ФЗ.

— ужесточение мер со стороны государства по контролю за незаконным оборотом наркотических средств;

— борьба таможенных органов с недостоверным декларированием при таможенном оформлении;

— противодействие незаконному получению средств в виде возврата сумм налога на добавленную стоимость при вывозе товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации ("лжеэкспорт");

— внедрение в практику деятельности таможенных органов Российской Федерации системы управления рисками.

Основной формой таможенного контроля, при которой возможно применение ТСТК, является таможенный досмотр товаров и транспортных средств.

Основными целями проведения таможенного досмотра являются установление соответствия документальных сведений о характере, количестве перемещаемых товаров фактическим сведениям, полученным в ходе проведения таможенного досмотра. Кроме того, при досмотре проверяется отсутствие сокрытых вложений, тайников либо незадекларированных товаров.

Оперативные задачи дистанционной визуализации содержимого объектов таможенного контроля при проведении таможенного досмотра предполагают "осуществление с помощью ТСТК визуализации содержимого всех видов объектов таможенного контроля без контактного доступа к ним и проведения физического досмотра с целью получения достоверных сведений об образах и характерных признаках предметов, составе материалов и веществ, находящихся в них, конструктивных особенностях и конфигурации узлов, по которым можно однозначно судить об их соответствии данным, содержащимся в представленных документах"2.

Наиболее трудными для таможенного досмотра всегда являлись и являются крупногабаритные объекты: легковые и грузовые автомашины, контейнеры, трейлеры, железнодорожные вагоны и т.п. Физический досмотр как самих транспортных средств, так и их содержимого занимает много времени, требует выделения специальных (крытых) площадок, связан с необходимостью выполнения трудоемких разгрузочно-погрузочных работ.

Со строительством стационарных рентгеновских досмотровых комплексов появилась возможность решения этой проблемы. К настоящему времени уже накоплен определенный опыт их эксплуатации, намечаются тенденции дальнейшего развития. И, прежде всего, с точки зрения их месторасположения и внедрения новых таможенных технологий таможенного контроля. Стационарный рентгеновский досмотровый комплекс рассматривается как таможенный пост, где осуществляется не только подробнейший таможенный досмотр объектов с применением всего многообразия современных технических средств, но также проводится весь

2 Основы таможенного дела: Учебное пособие. Вып. VI. М., 1996. С. 10.

цикл необходимых мероприятий таможенного контроля и оформления.

Исходя из практики использования специальной досмотровой рентгеновской техники, инспекционно-досмотровые комплексы можно классифицировать следующим образом:

— мобильные ИДК;

— перемещаемые (перебазируемые) ИДК;

— стационарные ИДК.

Мобильный ИДК полностью размещается на шасси автомобиля. Развертывание комплекса в рабочее положение занимает несколько десятков минут. Для его работы необходима небольшая ровная площадка с двумя заасфальтированными полосами (фактически для этого может быть использован участок автодороги).

Рабочее место оператора располагается в специальной кабине, защищенной от рентгеновского излучения.

Мобильные ИДК предназначены для рентгеновского контроля крупногабаритных объектов, но сам объект при этом остается неподвижным, а сканирование осуществляется за счет перемещения ИДК. Мобильные ИДК отличаются высокой оперативностью.

Среди данного вида ИДК существует разделение на низкоэнергетические, среднеэнергетические и высокоэнергетические. Последние пока еще находятся в стадии разработки.

Низкоэнергетические (до 300 кэВ) мобильные ИДК имеют наименьшую проникающую способность излучения, более радиационно безопасны и позволяют определить общее внутреннее содержимое объекта таможенного контроля без его детального анализа, то есть ответить на вопросы типа:

— пустой контейнер или нет;

— не содержится ли внутри контейнера легковая машина, мотоцикл, велосипед;

— однородна ли загрузка контейнера и т.п.

Среднеэнергетические (до 5 МэВ) мобильные ИДК способны обеспечить рентгеновский досмотр полностью загруженных грузовиков, трейлеров и контейнеров. Они могут также использоваться для проверки объектов, которые нельзя передвигать. За счет повышения энергии излучения у этих систем больше глубина проникновения излучения, выше качество рентгеновской теневой картины. С их помощью можно изучать не только внутреннее содержимое объектов контроля, но и внутреннее строение предметов, находящихся внутри объектов контроля.

В 2002 году на таможенном посту МАПП Брусничное Выборгской таможни Северо-Западного таможенного управления проводилась опытная оперативная эксплуатация (далее — ООЭ) мобильного инспекционно-до-смотрового комплекса Heimann CargoVision Mobile (далее — ИДК "HCV-Mobile"). ООЭ мобильного ИДК "HCV-Mobile" проводилась с целью его всесторонней проверки при досмотре грузовых автомобилей и контейне-

ров в условиях реального таможенного контроля, оценки технических и эксплуатационных характеристик, а также выработки рекомендаций и предложений по использованию ИДК "НСУ-МоЫ1е" в таможенных органах Российской Федерации.

В ходе проведения ООЭ установлено, что:

1. Проникающая и разрешающая способности мобильного ИДК являются недостаточными для обнаружения сокрытых вложений (оружие, стандартный тестовый чемодан, используемый для проверки работы рентгенотелевизионныгх установок) в относительно плотных грузах (бумага в рулонах, печатная продукция, круглые и пиленые лесоматериалы, бочки с жидкостью);

2. При досмотре транспортных средств с однотипными крупногабаритными грузами с невысокой плотностью (телевизоры, мониторы, музыкальные центры) обеспечивается контроль их однородности. При этом возможно обнаружение только тех сокрытых вложений, которые значительно отличаются по плотности и габаритам от досматриваемых грузов. При досмотре сборного груза, в том числе неравномерно распределенного в грузовом отсеке, идентификация на соответствие товаросопроводительным документам практически невозможна;

3. Применение режимов обработки изображения (масштабирование, изменение контрастности и яркости всего изображения либо его части, гистограмма коррекции изображения, оконтуривание предметов, использование "псевдоцвета" либо инверсии изображения) малоэффективны для распознавания предметов из-за недостаточно высокой мощности излучения линейного ускорителя мобильного ИДК (2,5 МэВ);

4. ИДК обладает достаточной мобильностью. Время развертывания комплекса в рабочее положение с места базирования составляет около 30-40 минут. Выход на рабочий режим занимает от 20 минут до 1 часа;

5. Надежность ИДК недостаточна для его использования в пункте пропуска с интенсивным товаропотоком. Так, за время ООЭ (195 ч.) зарегистрировано 8 случаев выхода ИДК из строя;

6. ИДК не оснащен системой грозозащиты;

7. Использование ИДК соответствует установленным требованиям радиационной безопасности (НРБ-99);

8. Заявленная в документации пропускная способность ИДК до 25 транспортных средств в час достигается при смене в 6 человек (3 оператора изображения, 2 регулировщика, 1 водитель). Минимально возможная смена — 3 человека (1 оператор изображения, 1 регулировщик, 1 водитель). Время обработки одного изображения транспортного средства с однородным грузом составляет порядка 3 минут, сборного груза — около 10 минут (в зависимости от степени подготовки оператора).

По результатам проведения ООЭ сделаны следующие выводы:

— мобильный ИДК "НСУ-МоЫ1е" не позволяет идентифицировать большинство объектов таможенного контроля, что вызывает необходимость

проведения их фактического досмотра;

— эффективность обнаружения сокрытых вложений и пустот зависит от их объема и разницы в плотности с товарами "прикрытия";

— программное обеспечение, используемое в мобильном ИДК, необходимо русифицировать, дополнить нормативно-справочной информацией (Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, Таможенный тариф и др.).

Задачи идентификации грузов на соответствие товаросопроводительным документам, а также обнаружения тайников и сокрытых вложений могут быть решены при использовании инспекционно-досмотровых комплексов с энергией излучения ускорителей не менее 6 МэВ. Так, результаты ознакомления группы специалистов из Северо-Западного таможенного управления и Государственного таможенного комитета Российской Федерации с работой стационарного двухпроекционного ИДК с энергией излучения 9 МэВ на таможенном посту Ваалимаа (Финляндия) показали, что получаемые изображения имеют высокую четкость, разрешение и насыщенность, а наличие второй проекции позволяет получать дополнительную информацию для определения количества мест товаров. Обработка рентгеновских изображений с помощью специальных режимов позволяет с высокой степенью вероятности идентифицировать досматриваемые товары и отдельные узлы и агрегаты транспортных средств.

Перемещаемые (перебазируемые) ИДК для контроля крупногабаритных объектов имеют модульную конструкцию. Время монтажа данного ИДК при перемещении его на новое место эксплуатации составляет от 3 до 14 дней (в зависимости от степени блочности конструкции). В настоящее время разработке и строительству перемещаемых ИДК в мире уделяется повышенное внимание.

Стационарные ИДК появились в конце 1980-х гг. Они также предназначены для контроля содержимого контейнеров, железнодорожных вагонов и автотранспортных средств. Стационарные ИДК представляют собой специально построенное здание, в котором имеется досмотровый тоннель, а также все необходимые для работы персонала помещения. Досмотровый тоннель стационарного ИДК защищен толстыми бетонными стенами от выхода наружу высокоэнергетичного рентгеновского излучения, применяемого для просвечивания.

Практика показала целесообразность строительства стационарных ИДК на территории крупных морских портов, аэропортов, автопереходов и железнодорожных пунктов пропуска. Хотя общая стоимость строительства стационарного ИДК высока, но, по общим оценкам, в этих условиях он окупается в течение короткого промежутка времени (до 3-5 лет).

В настоящее время стационарные ИДК применяются таможенными службами Германии, Голландии, Франции, Англии, Финляндии. Например, стационарная инспекционно-досмотровая система "Ш-СО-БСАМ", установленная в Гамбурге (Германия) на территории одного из крупней-

ших в Европе центров обработки контейнеров "Euro Kai", позволяет осуществлять визуальный контроль содержимого грузовых автомобилей или контейнеров. Система разработана для проверки до 20 автотранспортных средств в час. Таможенный досмотр транспортных средств с применением ИДК осуществляется выборочно, на основе поступающей оперативной информации, а также исходя из определенных критериев (например, по наличию так называемых рисков).

В соответствии с технологией грузовой автомобиль перемещается через досмотровый тоннель при помощи дистанционно управляемой конвейерной системы со скоростью 0,4 м/с. После считывания (сканирования) текста таможенной декларации и отображения ее на экране монитора проводится сопоставление заявленных в декларации сведений о товаре с информацией, содержащейся на рентгенографическом изображении. Общая оценка полученной информации требует ориентировочно около 15 минут в зависимости от вида груза и квалификации (опыта работы) оператора изображения.

Аппаратура для обработки изображения позволяет:

— выбирать любой фрагмент вертикальной или горизонтальной проекции теневого изображения объекта и увеличивать его в 2 или 4 раза;

— применять к изображению операцию выделения поддиапазона яр-костного сигнала;

— оконтуривать полученные изображения;

— представлять изображения в виде негатива;

— представлять изображения в режиме "псевдоцвета";

— оценивать координаты и линейные размеры предметов, вызывающих оперативный интерес, для облегчения их поиска при последующем физическом досмотре объекта;

— сохранять изображение в памяти, записывать его на носители, а также получать его распечатку.

Грузовые автомобили, в которых груз по результатам анализа рентгенографического изображения не вызвал подозрений, направляются к выезду с территории ИДК. Транспортные средства, в изображениях которых выявлены те или иные признаки нарушений таможенного законодательства, направляются в бокс углубленного досмотра для выгрузки и ручного досмотра.

Результаты досмотра и оценки рентгенографического изображения выводятся на печать. Распечатки со специальными маркерами, указывающими на точное местоположение подозрительных предметов, с привязкой к реальным координатам, могут использоваться для облегчения поиска данных предметов при ручном досмотре.

Использование в ИДК двухпроекционной системы рентгеновского излучения позволяет получать информацию об изображении досматриваемого груза в двух плоскостях — сбоку и сверху.

В целом, использование стационарной инспекционно-досмотровой

системы контроля крупногабаритных объектов обеспечивает высокую эффективность обнаружения наркотических средств и взрывчатых веществ, оружия, взрывных устройств, а также других предметов таможенных правонарушений.

Наиболее предпочтительными объектами таможенной инфраструктуры для оснащения инспекционно-досмотровыми комплексами являются крупные пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, например, пункты пропуска, находящиеся в морских портах. Значительная часть товаров, перемещаемых морским транспортом, транспортируется в контейнерах стандартных размеров. Особенности конструкции контейнеров, высокая плотность загрузки и разнообразная номенклатура перевозимых товаров затрудняют проведение таможенного досмотра без предварительной выгрузки и размещения товаров на территории складских помещений.

Различные грузовые операции с товарами (разгрузка, перегрузка, загрузка) и их продолжительность косвенно влияют на общие размеры издержек, связанных с выпуском в свободное обращение грузов — уплата налогов, сборов за таможенное оформление, сборов за хранение, транспортировочных расходов, страховых взносов и т.д. Кроме того, необходимо также учитывать непредвиденные финансовые потери, вызванные, например, скоплением на территории порта неоформленных контейнеров с товарами. Причины подобной ситуации могут быть самые разные: сезонные колебания, задержки на различных этапах документального оформления грузов, ограниченное количество портовых грузчиков, разгрузоч-но-погрузочной и транспортировочной техники и т.д.

Основное внимание таможенных органов при осуществлении фактического таможенного контроля перевозимых товаров нацелено на выполнение требований действующего таможенного законодательства при проведении таможенного досмотра, а именно: на установление должностными лицами таможенных органов достоверности сведений, необходимых для таможенных целей, выявление правонарушений в сфере таможенного дела, а также определение характеристик товаров в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации.

Использование досмотровой техники для контроля крупногабаритных объектов — контейнеров и автотранспортных средств — открывает новые перспективы для оперативного получения объективной информации о содержимом контейнера, а также о наличии непосредственно внутри него сокрытых вложений и тайников.

Применение ИДК оправданно на предварительном этапе таможенного досмотра. В этом случае проведение идентификации грузов с помощью инспекционно-досмотровой установки не подменяет собой этап таможенного досмотра как одной из форм таможенного контроля, а позволяет

получить дополнительную информацию о наличии однородностей либо неоднородностей в грузе, подозрительных предметов, предполагаемом количестве каких-либо объектов.

Данные сведения создают основу для возможного проведения инспектором досмотрового подразделения последующих досмотровых операций с товарами. Наличие рентгенографического изображения досматриваемых объектов, с одной стороны, упрощает процедуру досмотра, с другой — инспектор может, пользуясь также сведениями, содержащимися в транспортных и коммерческих документах, целенаправленно проводить весь этап таможенного досмотра. Прежде всего, определить фактическое местоположение вызвавших подозрение объектов и проверить их визуально. Кроме того, в случае перемещения каких-либо однородный товаров (гомогенных грузов, например, муки, сахарного песка, растительного масла) при отсутствии на рентгенографическом снимке подозрительных объектов груз может не подвергаться выгрузке и ручному досмотру.

Эффективное использование оперативно-технических возможностей современной досмотровой рентгеновской техники для контроля крупногабаритных объектов таможенного контроля выступает ключом к решению многочисленных и разнообразных задач таможенного контроля.

Прежде всего, применение ИДК может являться основой единой технологии сквозного таможенного контроля товаров и транспортных средств при оформлении процедуры внутреннего таможенного транзита.

Наличие рентгенографического изображения досмотренных товаров и транспортных средств и возможность его пересылки в виде файлов по каналам связи позволяют обеспечить заинтересованные подразделения таможенных органов оперативной информацией о расположении товаров внутри транспортного средства, а также служить подтверждением фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации.

Использование ИДК при проведении фактического контроля товаров и транспортных средств обеспечивает таможенные органы дополнительной информацией об объеме загрузки транспортного средства, характере перевозимых товаров для принятия управленческих решений в системе анализа и управления рисками.

При этом основными задачами применения ИДК продолжают оставаться следующие:

— повышение объемов и степени достоверности результатов проведения таможенного досмотра;

— обнаружение предметов контрабанды и других таможенных правонарушений;

— борьба с недостоверным декларированием, "лжеэкспортом", международным терроризмом;

— ускорение объемов товаропотоков через пункты пропуска на государственной границе Российской Федерации.

Следует отметить, что эффективность выявления предметов таможенных правонарушений во многом определяется уровнем квалификации и опытом работы операторов изображения инспекционно-досмотрового комплекса.

Наличие разнообразной номенклатуры перевозимых товаров, конструктивных особенностей легковых и грузовых автотранспортных средств, высокий уровень программного обеспечения — данные факторы обуславливают особые квалификационные требования, предъявляемые к штатному персоналу ИДК.

Решение вопроса об оснащении таможенных органов Российской Федерации современной досмотровой рентгеновской техникой для контроля крупногабаритных объектов определяется, помимо других аспектов, уровнем сотрудничества с зарубежными производителями инспекционно-до-смотровых комплексов по вопросам изучения конкретных технических, эксплуатационных и других характеристик предлагаемых комплексов.

Одним из перспективных направлений оснащения ИДК является использование научного потенциала отечественных предприятий в сфере разработки проектов инспекционных комплексов для таможенного контроля товаров и транспортных средств одновременно с изучением накопленного опыта эксплуатации инспекционно-досмотровых комплексов, имеющихся в настоящее время на оснащении таможенных служб иностранных государств.

Представляется, что основным направлением развития техники радиографического контроля крупногабаритных объектов является использование ускорителей электронов с энергией излучения до 10 МэВ, использование высокочувствительных детектирующих устройств и совершенный систем обработки и представления информации оператору.

Эффективность использования ИДК может быть значительно повышена в случае разработки специальных технологий по взаимодействию таможенных и иных правоохранительных органов, в том числе органов внутренних дел. Обмен оперативной информацией и совместная координация работ по борьбе с коррупцией, контрабандой и иными нарушениями законодательства Российской Федерации могут стать надежным заслоном против деятельности организованной преступности в сфере внешней торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.