Научная статья на тему 'Об организации ремонтно-восстановительных работ на инспекционно-досмотровых комплексах: проблемы и предложения'

Об организации ремонтно-восстановительных работ на инспекционно-досмотровых комплексах: проблемы и предложения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
235
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ИНСПЕКЦИОННО-ДОСМОТРОВЫЙ КОМПЛЕКС / НАДЁЖНОСТЬ / ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / НЕИСПРАВНОСТЬ / УСТРАНЕНИЕ НЕИСПРАВНОСТЕЙ / РЕМОНТ ОБОРУДОВАНИЯ / CUSTOMS CONTROL / CARGO VISION INSPECTION SYSTEM / SAFETY / MAINTENANCE / BREAKDOWN / FAULT HANDLING / EQUIPMENT MAINTENANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Башлы П.Н., Вербов В.Ф., Долгополов О.Б.

В статье дан анализ существующей системы организации устранения неисправностей, возникающих в оборудовании инспекционно-досмотровых комплексов, с указанием имеющихся в них недостатков. Предложены пути совершенствования данной системы, заключающиеся, прежде всего, в систематизации всех известных неисправностей и их делении на две группы. Рассмотрен новый подход к устранению неисправностей, основанный на распределении полномочий и ответственности между таможенными органами и специализированной обслуживающей организацией

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Башлы П.Н., Вербов В.Ф., Долгополов О.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ORGANIZATION OF MAINTENANCE AND RECONSTRUCTION OF CARGO VISION INSPECTION SYSTEMS: PROBLEMS AND PROPOSALS

The analysis of the current system of the fault-handling organization taking place in the cargo vision inspection systems equipment with indicating shortcomings has been made. The ways to improve this system, consisting primarily of all known faults systematization and their division into two groups, have been proposed. The new approach to the fault-handling based on the distribution of powers and responsibilities between customs authorities and specialized serving organization has been considered

Текст научной работы на тему «Об организации ремонтно-восстановительных работ на инспекционно-досмотровых комплексах: проблемы и предложения»

2 л

н и о

X

л

<

W H t*

w <

s

0 X X

w

1 S

w S I

w <

CQ

С

^

S t*

S ^

s

X

£ О

УДК 621.386:339.543-049.32

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РЕМОНТНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ НА ИНСПЕКЦИОННО-ДОСМОТРОВЫХ КОМПЛЕКСАХ: ПРОБЛЕМЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Башлы Пётр Николаевич

Ростовский филиал Российской таможенной академии, проректор-директор, д.т.н., доцент, e-mail: bpn973@mail.ru

Вербов Владимир Фёдорович

Ростовский филиал Российской таможенной академии, декан факультета повышения квалификации, к.т.н., профессор, e-mail: verbovvf@mail.ru

Долгополов Олег Борисович

Южное таможенное управление, начальник службы организации таможенного контроля, полковник таможенной службы, e-mail: dolqopolovob@jtu.customs.ru

В статье дан анализ существующей системы организации устранения неисправностей, возникающих в оборудовании инспекционно-до-смотровых комплексов, с указанием имеющихся в них недостатков. Предложены пути совершенствования данной системы, заключающиеся, прежде всего, в систематизации всех известных неисправностей и их делении на две группы. Рассмотрен новый подход к устранению неисправностей, основанный на распределении полномочий и ответ-ственностимеждутаможеннымиорганамииспеци-ализированной обслуживающей организацией

Ключевые слова: таможенный контроль; инспек-ционно-досмотровый комплекс; надёжность; техническое обслуживание; неисправность; устранение неисправностей; ремонт оборудования

ON THE ORGANIZATION OF MAINTENANCE AND RECONSTRUCTION OF CARGO VISION INSPECTION SYSTEMS: PROBLEMS AND PROPOSALS

Bashly Pyotr N.

Rostov branch of Russian Customs Academy, Vice-Rector - Director, Doctor of technical science, Docent, e-mail: bpn973@mail.ru

Verbov Vladimir F.

Rostov branch of Russian Customs Academy, Dean of Advanced Training Faculty, PhD, Professor, e-mail: verbovvf@mail.ru

Dolgopolov Oleg B.

Southern Customs Administration, Head of the Customs Control Organization Service, e-mail: dolqopolovob@jtu.customs.ru

The analysis of the current system of the fault-handling organization taking place in the cargo vision inspection systems equipment with indicating shortcomings has been made. The ways to improve this system, consisting primarily of all known faults systemati-zation and their division into two groups, have been proposed. The new approach to the fault-handling based on the distribution of powers and responsibilities between customs authorities and specialized serving organization has been considered

Keywords: customs control; cargo vision inspection system; safety; maintenance; breakdown; fault handling; equipment maintenance

Для цитирования: Башлы П.Н., Вербов В.Ф., Долгополов О.Б. Об организации ремонтно-восстановительных работ на инспекционно-досмотровых комплексах: проблемы и предложения // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2019. № 1 (69). С. 44-47.

Мировая практика проведения таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств неразрывно связана с широкомасштабным применением инспекци-онно-досмотровых комплексов (ИДК) [1, с. 4-5].

Современные ИДК представляют собой сложные высокоэнергетичные рентгеновские установки, позволяющие за короткие временные интервалы (до нескольких минут) получать псевдоцветные рентгеновские изображения как самого крупногабаритного объекта, так и содержащихся в нём товаров.

В настоящее время в промышленно развитых странах применяются уже сотни различных видов, типов и модификаций ИДК [2, с. 11-15]. От эффективности их работы в полной мере зависит

полнота и качество проведения таможенного контроля (ТК). В свою очередь, эффективность ИДК в большей степени определяется технической готовностью их применения по прямому назначению.

Известно также, что поддержание сложных технических систем (ИДК в полной мере относится к ним) в постоянной готовности к применению (иными словами - повышение их надёжности) зависит, в первую очередь, от качества проведения технического обслуживания (ТО) систем и оперативности устранения неисправностей, возникающих в процессе их эксплуатации [3, с. 349-354].

В настоящее время в ФТС России на всех ИДК проводится календарное (или плановое периодическое) техническое обслуживание, которое предполагает проведение соответствующих работ через

определённые фиксированные интервалы времени или через определённую наработку функциональных узлов (например, через соответствующее число мото-часов работы дизель-генераторной установки ИДК).

Применительно к ИДК, в соответствии с руководящими документами, такое несложное ТО, как контрольный осмотр, ежедневное и еженедельное обслуживание оборудования комплексов осуществляется должностными лицами отделов применения ИДК таможен. Ежемесячное, ежеквартальное, полугодовое и годовое ТО, требующее существенных временных затрат, применения глубоких инженерных знаний и специальных контрольно-проверочных приборов, проводится силами специалистов организации, осуществляющей ремонт и техническое обслуживание ИДК на контрактной основе -подрядной организацией (на сегодняшний день -это АО «Скансервис»).

Очевидно, что календарное (плановое) ТО сложных технических систем имеет целый ряд бесспорных положительных моментов: позволяет заблаговременно осуществить планирование всех работ, подготовить соответствующую документацию, технику (приборы) и обслуживающий персонал, сконцентрировать необходимые для технического обслуживания материальные средства и так далее. Однако такого рода ТО имеет и некоторые недостатки [4]:

- во-первых, это в целом затратный вид технического обслуживания, так как для проведения даже еженедельного ТО требуются соответствующие материальные затраты, не говоря уже о полугодовом и годовом обслуживании; в ряде случаев (например, при проведении годовых ТО) инструкцией предписана замена того или иного дорогостоящего функционального узла, когда гарантийный срок его эксплуатации ещё не закончился;

- во-вторых, обязательному техническому обслуживанию подвергается оборудование, в принципе, не требующее на конкретный момент времени проведения обслуживания. Но ТО в любом случае должно проводиться, потому что этого требует инструкция.

Вместе с тем известен иной подход к проведению ТО, заключающийся в проведении технического обслуживания по фактическому (или реальному) техническому состоянию оборудования. Наряду с некоторыми проблемными вопросами такой вид ТО имеет целый ряд достоинств, но пока, к сожалению, он не нашёл широкого применения на практике [5, с. 228-236].

Безусловно, наиболее сложным процессом является не проведение ТО, а ремонт сложных систем или устранение неисправностей, сбоев и ошибок, возникающих в оборудовании в процессе его эксплуатации. Это связано, в первую очередь, с тем, что календарное ТО проводится регламентировано, строго по соответствующей эксплуатационно-технической документации, в которой подробно

описаны все операции для данного вида обслуживания и порядок действий персонала по технологическим картам работ, приведён перечень необходимых инструментов и расходных материалов, указано оптимальное время, отводимое на выполнение каждой операции, и другое.

Устранение же любых неисправностей в сложных технических системах является весьма ответственным процессом. Это связано с большим количеством неопределённостей при решении задачи по восстановлению работоспособности системы. Очевидно, что качество и оперативность устранения неисправностей в сложных технических системах, в первую очередь, зависят от технической подготовки, опыта, интуиции и квалификации должностных лиц их устраняющих, а также от обеспеченности обслуживающего персонала контрольно-диагностической аппаратурой и соответствующей документацией.

В настоящее время в ФТС России возникающие в ИДК неисправности, в процессе их эксплуатации, устраняются следующим образом: несложные и часто встречающиеся в процессе эксплуатации неисправности устраняются самостоятельно непосредственно операторами рабочей смены ИДК, при этом в ходе устранения неисправностей операторы рабочих смен ИДК обязаны руководствоваться требованиями целого ряда Приказов ФТС России [6; 7], а также приказов региональных таможенных управлений [8].

Как это происходит на практике. В случае невозможности самостоятельно устранить какие-либо неисправности старший рабочей смены в телефонном режиме по «горячей линии» обращается за консультацией к дежурному специалисту подрядной организации. Специалисты «горячей линии» подрядной организации работают в круглосуточном режиме и территориально располагаются в г. Санкт-Петербурге. Старший рабочей смены должен подробно описать характер и причины появления неисправности, как именно проявляется неисправность и что предшествовало её появлению, а также принятые операторами ИДК меры и прочее. Далее операторы должны действовать согласно указаниям специалистов подрядной организации. При невозможности восстановить работоспособность ИДК силами рабочей смены уполномоченный сотрудник головной подрядной организации принимает решение о направлении специалистов региональных сервисных служб к месту расположения неисправного ИДК.

Какие-то иные, более-менее сложные, не возникавшие ранее неисправности могут также устраняться силами самих операторов рабочих смен ИДК, но при обязательной оперативной консультации в телефонном режиме с дежурным специалистом подрядной организации.

Сложные же неисправности устраняются только силами специалистов региональных сервисных служб подрядной организации с обязательным

выездом в таможенный орган. Примерами таких неисправностей могут служить неисправности в линейном ускорителе электронов, детекторной линейке, рабочих станциях и другие. Попутно, в случае острой необходимости, специалисты этой организации могут устранять и менее сложные неисправности.

При дистанционном взаимодействии с таможенными органами дежурный специалист подрядной организации анализирует принятую по телефону информацию и доводит оператору ИДК перечень операций, направленных на устранение неисправности ИДК. Если в результате предпринятых действий неисправность не удается устранить, то она переходит в категорию сложных, ИДК прекращает работу до прибытия специалистов подрядной организации и её устранения. Сложность и про-блемность реализации этого этапа работ обусловлена тем, что такого рода взаимодействие между специалистами на местах и специалистами подрядной организации не регламентировано соответствующими инструкциями и документами и не имеет правового статуса. С одной стороны, оператор рабочей смены комплекса вправе не выполнять указания дежурного специалиста подрядной организации или, например, старшего рабочей смены по вмешательству в сложные системы и оборудование ИДК, так как он не имеет соответствующей квалификации и такие действия не соответствуют требованиям эксплуатационной документации на комплекс и должностным инструкциям операторов ИДК. С другой стороны, если оператор ИДК по устному указанию дежурного специалиста обслуживающей организации проделал определённые операции, и они привели к появлению более серьёзных неисправностей в оборудовании ИДК, то вся ответственность ложится на этого оператора. В конечном итоге такое взаимодействие может иметь и негативные последствия.

Таким образом, по мнению авторов, действующая в ФТС России система по организации устранения неисправностей в оборудовании ИДК имеет некоторые проблемные моменты.

Авторы предлагают рассмотреть иной подход в организации проведения ремонтно-восстанови-тельных работ на оборудовании ИДК и возможные пути его реализации.

Очевидно, что деление неисправностей на «несложные», «более сложные» или «сложные» чисто условное и субъективное. В этой связи необходимо детально проанализировать и чётко систематизировать возникавшие ранее - за всё время эксплуатации ИДК в ФТС России - неисправности на предмет их классификации, определения времени и порядка устранения. Учитывая, что в ФТС России ИДК эксплуатируются с 2002 г. [9, с. 84], то в соответствующих организациях (АО «Скансервис», Главное управление информационных технологий ФТС России, региональные таможенные управления) хранится полная информация о возникавших

за эти годы в ИДК неисправностях, которая однако разрозненна, не обобщена и поэтому в практической деятельности не всегда используется.

Целесообразно все неисправности чётко разделить на две группы, например, группа А и группа В. Неисправности группы А устраняются силами специалистов таможен, а неисправности группы В - исключительно силами специализированной подрядной организации. Очевидно, что к группе А отнесены несложные неисправности, не снижающие техническую готовность ИДК к применению, а вот неисправности группы В - сложные, которые или снижают, или делают невозможным применение ИДК по назначению. Такое распределение неисправностей на группы необходимо закрепить нормативно, например, путём издания официальных каталогов всех известных неисправностей в работе оборудования ИДК.

Далее, необходимо разработать и утвердить инструкции должностным лицам отделов применения ИДК таможен и специалистам подрядной организации на случай выполнения ремонтно-вос-становительных работ, в которых должны быть подробно описаны алгоритмы (технологические карты) устранения всех неисправностей, указанных в официальных каталогах. Предлагаемые каталоги и инструкции целесообразно разрабатывать для конкретных видов и типов ИДК: немецких или российских, мобильных или стационарных.

При устранении неисправностей группы А силами операторов рабочих смен ИДК должна быть предусмотрена возможность консультации оператора ИДК с дежурными специалистами подрядной организации в телефонном режиме.

Важным элементом новой системы организации ремонтно-восстановительных работ ИДК является распределение ответственности в таможенном органе между должностными лицами за устранение неисправностей группы А. Учитывая сменный режим работы экипажей ИДК, в целях систематизации работы по учету неисправностей и выполненных работ по их устранению в состав отдела применения ИДК необходимо ввести штатную должность инженера по техническому обслуживанию ИДК.

Инженер по техническому обслуживанию ИДК может быть сертифицированным специалистом по обслуживанию соответствующих ИДК (если это предусмотрено производителем), который должен систематически повышать свою квалификацию на предприятии - производителе ИДК и в уполномоченных образовательных организациях по вопросам технического обслуживания и эксплуатации ИДК.

В настоящее время в таможенных органах ФТС России эксплуатируются мобильные, стационарные и легко возводимые комплексы немецкого, китайского и российского производства. В этой связи дежурный специалист может испытывать существенные затруднения

при выработке рекомендаций оператору рабочей смены ИДК. Представляется целесообразным организовать круглосуточные дежурные службы подрядной организации в каждом регионе ФТС России, где эксплуатируются ИДК. Специалисты региональных сервисных служб подрядной организации, владея особенностями технического состояния каждого комплекса в своем регионе, смогут оперативно предложить операторам ИДК технически грамотные рекомендации по устранению неисправностей.

Также целесообразно создать электронные (в формате базы данных) журналы для каждого конкретного ИДК, в которых будет вестись формализованный учёт всех неисправностей, а также всех манипуляций, проводимых должностными лицами на конкретном ИДК, и достигнутых результатах. Представляется, что сведения из электронных журналов должны передаваться по каналам ведомственной интегрированной телекоммуникационной системы (ВИТС) в центральный информационный ресурс ФТС России, где они могут быть подвергнуты анализу, в том числе автоматизированному. Результаты проведённого анализа должны периодически пополнять разработанные каталоги неисправностей.

Данные результаты анализа помогут выявить «слабые места» комплексов, выработать предложения о необходимости модернизации отдельных узлов и систем ИДК, сформулировать единые методические указания по восстановлению работоспособности и проведению диагностики, скорректировать технологические карты соответствующих инструкций по устранению неисправностей, оптимизировать состав комплектов запасных инструментов и принадлежностей. Более того, данная информация может быть использована в качестве методических материалов при обучении операторов ИДК и повышении их квалификации.

Важным элементом создания формализованного журнала устранения неисправностей должна стать система классификации всех возникших неисправностей посредством присваивания им специальных кодов (например, цифровых). По этим кодам можно будет оперативно осуществлять поиск в базе данных ФТС России идентичные или аналогичные неисправности, возникающие в ИДК, что существенно упростит как сам процесс устранения неисправностей, так и сократит время на их устранение.

Авторы также считают, что наряду с телефонными консультациями целесообразно организовать подключение к любому выбранному ИДК ФТС России по каналам ВИТС или через Интернет - к дежурной службе подрядной организации. Это позволит специалистам данной организации из любой точки считывать протоколы работы и технического состояния ИДК, автоматически регистрировать возникающие неисправности, дистанционно,

посредством телеметрии, наблюдать за работой оборудования инспекционно-досмотровых комплексов и соответствующих должностных лиц, корректировать их действия при устранении неисправностей.

Предложенные изменения в организации проведения ремонтно-восстановительных работ ИДК позволят существенно повысить коэффициент их технической готовности и эффективность функционирования за счет повышения качества ремонта (устранения неисправностей) и уменьшения времени простоя комплексов. Повышение эффективности применения в таможенных органах ИДК будет способствовать укреплению экономической безопасности страны в целом.

Библиографический список:

1. Афонин П.Н., Зубов В.А. и др. Методические рекомендации по повышению эффективности применения инспекционно-досмотровых комплексов. М.: ФТС России, 2016, 87 с.

2. Малышенко Ю.В., Ерошенко С.С., Симочко С.В. Начальная подготовка персонала инспекционно-до-смотровых комплексов: учебник. Владивосток: Российская таможенная академия, Владивостокский филиал, 2010, 460 с.

3. Волков Л.И. Управление эксплуатацией летательных аппаратов: учебное пособие для вузов. М.: Высшая школа, 1987. 400 с.

4. Вербов В.Ф. и др. Новое направление в техническом обслуживании инспекционно-досмотровых комплексов при их длительной эксплуатации // Вестник Российской таможенной академии. 2017. № 2. С. 111-117.

5. Мантусов В.Б., Башлы П.Н., Вербов В.Ф., Кара-сёв А.В. Таможенное дело: практика и теория применения инспекционно-досмотровых комплексов: учебник. Ростов н/Д: Ростовский филиал Российской таможенной академии, 2019. 360 с.

6. Приказ ФТС России от 09.12.2010 № 2354 «Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при таможенном контроле товаров и транспортных средств с использованием инспекционно-досмотровых комплексов» (ред. от 06.07.2018).

7. Приказ ФТС России от 25.05.2010 № 1000 «Об утверждении Руководства по эксплуатации технических средств (ред. от 28.05.2012).

8. Приказ Южного таможенного управления от 27.09.2018 № 512 «О порядке действий должностных лиц таможенных органов ЮТУ при возникновении и устранении неисправностей, проведении регламентных и ремонтно-восстанови-тельных работ на оборудовании инспекционно-до-смотровых комплексов».

9. Вербов В.Ф., Гамидуллаев С.Н. История создания и развития инспекционно-досмотровых комплексов // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2015. № 2. С. 83-89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.