Научная статья на тему 'Способы защиты прав предпринимателей и роль прокуратуры в сфере защиты прав предпринимателей'

Способы защиты прав предпринимателей и роль прокуратуры в сфере защиты прав предпринимателей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1783
395
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЗАЩИТА ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ / УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОКУРАТУРА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карханина Анастасия Андреевна

В данной статье содержится понятие предпринимательской деятельности, способы защиты прав предпринимателей, а также роль прокуратуры в защите прав предпринимателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Карханина Анастасия Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Способы защиты прав предпринимателей и роль прокуратуры в сфере защиты прав предпринимателей»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И РОЛЬ ПРОКУРАТУРЫ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ Карханина А.А.

Карханина Анастасия Андреевна - аспирант, кафедра уголовного процесса, юридический факультет им. А.А. Хмырова, Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Аннотация: в данной статье содержится понятие предпринимательской деятельности, способы защиты прав предпринимателей, а также роль прокуратуры в защите прав предпринимателей.

Ключевые слова: предпринимательство, защита прав предпринимателей, уголовный процесс, прокуратура.

Под защитой прав предпринимателей понимается совокупность нормативно установленных мер (механизмов) по восстановлению или признанию нарушенных или оспариваемых прав и интересов их обладателей, которые осуществляются в определенных формах, определенными способами, в законодательно определенных границах, с применением к нарушителям мер юридической ответственности, а также механизма по практической реализации (исполнимости) этих мер.

Понятие «защита права» следует отличать от понятия «охрана права», которое обычно трактуется более широко, так как включает любые меры, направленные на обеспечение интересов управомоченного субъекта.

Под правовой охраной принято понимать совокупность гарантий государства, связанных с нормативным запрещением либо иным ограничением определенных действий против охраняемого объекта и направленных на предупреждение и профилактику правонарушений.

Предметом же защиты в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности являются нарушенные или оспариваемые права и законные интересы лиц, осуществляющих такую деятельность.

Под способами защиты прав понимаются закрепленные законом материально-правовые и процессуальные меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и осуществляется воздействие на правонарушителя.

Материально-правовые способы защиты предпринимательских прав - это способы действий по защите прав в соответствии с охранительными нормами материального права.

Процессуальные способы защиты - способы, обеспечивающие защиту прав предпринимателей в процессе рассмотрения спора о нарушенном праве.

Самостоятельным способом защиты прав, полагаем, является самозащита (ст. 14 ГК РФ). ГК РФ не содержит определения этого понятия, а лишь устанавливает, что способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не должны выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.

По мнению К.К. Лебедева, положения ст. 14 ГК РФ являются нормативным правовым основанием для самозащиты предпринимателя в процессе осуществления им предпринимательской деятельности в любых ситуациях, а не только тогда, когда его права и интересы уже нарушены и ему причиняется вред.

Предприниматель вправе осуществлять превентивные охранительные действия, обеспечивающие защиту его интересов от возможных посягательств.

Под формой защиты понимается комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов.

Говоря о соотношении способа и формы защиты прав, М.К. Треушников отмечает, в частности, что способ защиты права - категория материального (регулятивного) права, а под формой защиты права следует понимать определенную законом деятельность компетентных органов по защите права, т.е. по установлению фактических обстоятельств, применению норм права, определению способа защиты права и вынесению решения.

В соответствии со ст. 34 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется право на использование своих способностей и имущества для предпринимательской или иной не запрещенной законом экономической деятельности, при этом органы государственной власти обязаны соблюдать права предпринимателей, обеспечивать свободу предпринимательской деятельности и защиту законных интересов субъектов предпринимательства.

В настоящее время чрезвычайно актуальным и злободневным вопросом остается защита и поддержка малого и среднего предпринимательства. Его развитие объявлено приоритетной сферой государственной экономики.

Динамичное развитие экономики, изменения в законодательстве и организации прокурорского надзора требуют совершенствования и приведения в соответствие с новыми экономическими реалиями надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности.

На современном этапе прокуратура изменила свои приоритеты в сфере предпринимательства и первостепенными для нее стали вопросы защиты прав хозяйствующих субъектов и свободы экономической деятельности.

Для понимания работы органов прокуратуры в данном направлении, следует выделить задачи, поставленные перед органами, которые применяются для достижения цели-защиты законных интересов и прав предпринимателей. К таким задачам следует отнести:

- меры прокурорского реагирования, жестко пресекающие нарушения свободы экономической деятельности, в том числе предоставление преференций отдельным лицам, создание административных барьеров для осуществления предпринимательской деятельности, ограничение конкуренции и необоснованное вмешательство в предпринимательскую деятельность;

- укрепление состояния законности в сфере предоставления предпринимателям государственных и муниципальных услуг, предотвращая установление не предусмотренных законом процедур, запретов, сборов, платежей, истребование излишних документов в процессе контрольной, надзорной, разрешительной деятельности, навязывание платных услуг и согласований, возложение не предусмотренных законом обязанностей;

- обеспечение действенного надзора за законностью лицензионно-разрешительных процедур;

- пресечение незаконных отказов юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в государственной регистрации;

- противодействие рейдерским захватам собственности, а также незаконным методам ликвидации объектов торговли;

- обеспечение законности в деятельности органов контроля (надзора), а также правоохранительных органов, жестко пресекая факты незаконных проверок предпринимателей;

- обеспечение комплексного мониторинга законопроектов и действующей нормативной правовой базы в сфере предпринимательской деятельности на наличие в них административных барьеров и иных положений, нарушающих права и законные

интересы предпринимателей, оперативно опротестовывать (оспаривать) такие правовые акты;

- обеспечение привлечения к установленной законом ответственности всех лиц, препятствующих законной предпринимательской деятельности, при необходимости оперативно направлять материалы проверок в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовных дел; при наличии оснований оперативно возбуждать административные дела.

- продолжение усиленного информационного сотрудничества с объединениями предпринимателей, а также с региональными уполномоченными по защите прав предпринимателей, принимая весь комплекс мер прокурорского реагирования для обеспечения законности и свободы экономической деятельности [3].

Практика прокурорского надзора свидетельствует о том, что состояние законности в данной сфере продолжает оставаться неблагополучным. Нарушения прав и законных интересов хозяйствующих субъектов касаются практически всех сфер экономики.

Наиболее многочисленные из них связаны с изданием органами государственной власти и местного самоуправления незаконных правовых актов, ущемляющих права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей либо касающихся незаконного вмешательства в их деятельность. Допускаются нарушения закона государственными органами, обладающими контрольными и надзорными полномочиями, в процессе осуществления ими государственного контроля, отсутствует прозрачность проводимых ими мероприятий.

В качестве одного из основополагающих нормативных правовых актов, устанавливающего правовые гарантии прав субъектов предпринимательской деятельности является ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» [1]. Данный закон регулирует отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля федеральными органами власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственными им госучреждениями.

Нередки случаи, когда вопреки требованиям указанного закона, мероприятия по государственному контролю осуществляются уполномоченными органами без издания соответствующего распоряжения (приказа), в распоряжениях не обозначается период их проведения, не указывается вид проверки (плановая, внеплановая), цели, задачи и предмет мероприятий, правовые основания их проведения. Не соблюдается периодичность проведения плановых мероприятий по контролю, встречаются случаи их проведения неуполномоченными лицами. Особую распространенность получили факты внеплановых проверок.

Важно отметить, что Указом Президента Российской Федерации «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» органам прокуратуры отводится особая роль при проведении внеплановых мероприятий по контролю в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства [2].

Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» исключил из сферы своего применения государственный контроль, связанный с проведением оперативно-розыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия, прокурорского надзора и правосудия.

Права хозяйствующих субъектов ущемляются и многочисленными нарушениями норм административного законодательства при привлечении их к ответственности по итогам контрольных мероприятий. При составлении протоколов об административных правонарушениях органами контроля в некоторых случаях игнорируются волеизъявление законного представителя юридического лица дать

43

объяснение либо отказаться от этого, не делается отметка о вручении копии протокола, не указывается само событие административного правонарушения. Распространено отсутствие в протоколах подписи лиц, в отношении которых возбуждены дела об административных правонарушениях, а также необходимых сведений о форме вины и обстоятельствах совершения административного правонарушения проверяемыми предпринимателями.

Подобные нарушения ущемляют права хозяйствующих субъектов, нарушая один из основополагающих принципов защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) -возможность обжалования действий (бездействий) должностных лиц органов государственного контроля (надзора), нарушающих порядок проведения мероприятий по контролю. Нередки случаи необоснованного привлечения хозяйствующих субъектов к административной ответственности.

Необходимо отметить, что наибольший эффект в борьбе с нарушениями прав субъектов предпринимательской деятельности достигается при своевременном обращении предпринимателей в правоохранительные органы, что позволяет провести результативные мероприятия.

Подводя итог, можно утверждать о том, что проблем в сфере защиты предпринимательства ещё достаточно много. Например, до настоящего времени не искоренены случаи непринятия муниципальных программ поддержки бизнеса, недостаточного их финансирования, нарушения прав предпринимателей при оказании поддержки, в том числе информационной, продолжают иметь место нарушения прав хозяйствующих субъектов при оказании им государственных и муниципальных услуг, создания административных барьеров предпринимательской деятельности.

Список литературы

1. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2014. № 12.

2. О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности: Указ Президента РФ от 15 мая 2008 г. № 797 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2014. № 14.

3. Задачи Прокурорского надзора за исполнением законов о защите прав предпринимателей А. Паламарчук, начальник Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.