m
Теория и история государства и права
O. A. Egoshin
POLITICAL AND LEGAL VIEWS OF THE RUSSIAN THINKERS ON MILITARY PUNISHMENTS DURING THE FIRST WORLD WAR AND THE REVOLUTIONARY UPHEAVALS OF 1917
The article examines the views of Russian thinkers to strengthen the role of the Institute of military punishment in law during the First World War and during the February revolution. It is noted that many of their rational proposals about the punishment were not considered and were not used at that time by the legislator and the War Ministry.
Keywords: political and legal views, patriotic thinkers, military punishment, the First World War, the revolution.
EGOSHIN Oleg A. - associate professor of legal state and municipal management, the Mari State University, Yoshkar-Ola.
E-mail: [email protected]
УДК 342.5
УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА
Казакова Валентина Вячеславовна,
аспирант кафедры административного, финансового и информационного права Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Нижегородский институт управления), г. Нижний Новгород. E-mail: [email protected]
В статье рассмотрены основы правового статуса института Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, определено его место в механизме государственного аппарата. Обращено внимание на сущностную характеристику полномочий бизнес-омбудсмена, обосновывается целесообразность усиления юридической ответственности за воспрепятствование его законной деятельности.
Ключевые слова: бизнес-омбудсмен, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, правовой статус, государственный орган, государственная должность Российской Федерации, властные полномочия, административная ответственность.
Необходимость существования института уполномоченного по защите прав предпринимателей активно обсуждалась в правительственных и бизнес кругах в течение длительного периода времени, в результате чего была однозначно определена целесообразность функционирования структуры, призванной стать дополнительной гарантией развития предпринимательского сообщества, социально-экономической среды России. Вместе с тем, вопросы правовой статуса данного института, его места в механизме государственного управления понимались неоднозначно [13].
Идея создания института уполномоченного по защите прав предпринимателей в целях улучшения условий ведения предпринимательской деятельности была впервые зафиксирована в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» [5] и озвучена Президентом России В. В. Путиным в выступлении 21 июня 2012 г. на Петербургском международном экономическом форуме. Однако ее родоначальником по праву считается ОПОРА России - Общероссийская общественная ор-
ганизация малого и среднего предпринимательства, целью деятельности которой является содействие консолидации предпринимателей и иных граждан в формировании благоприятных политических, экономических, правовых и иных условий развития предпринимательской деятельности в Российской Федерации [12].
Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2012 г. № 879 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей» [6] данная должность была учреждена официально. Отличительной особенностью указанного акта от аналогичных явилось отсутствие каких-либо норм, определяющих правовой статус рассматриваемого института. Данный пробел был преодолен с принятием Федерального закона от 7 мая 2013 г. № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» (с послед. изм. и доп.) [2]. Нельзя не отметить, что еще до принятия окончательного решения по данному вопросу на федеральном уровне в ряде субъектов России в порядке опережающего нормотворчества (пилотных проектов) были приняты региональные
Казакова В. В.
1ф
нормативные правовые акты, к сожалению, не всегда удачные, регламентирующие функционирование уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации [11].
Анализ нормативно-правовой основы деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей позволяет рассматривать его в качестве специализированного бизнес-ориентированного омбудсмена. Он совместно со своим аппаратом является государственным органом, а сам он непосредственно замещает государственную должность Российской Федерации [4]. Основное назначение Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей состоит в обеспечении гарантий государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, соблюдения указанных прав органами публичной власти и должностными лицами. Учреждение его обусловлено необходимостью ликвидации избыточных административных барьеров, коррупционных проявлений, тормозящих развитие страны и угрожающих национальной безопасности.
В качестве основных задач деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей определены: защита прав и законных интересов российских и иностранных субъектов предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации и российских субъектов предпринимательской деятельности на территориях иностранных государств; осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности органами публичной власти; содействие развитию общественных институтов, ориентированных на защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности; взаимодействие с предпринимательским сообществом; участие в формировании и реализации государственной политики в области развития предпринимательской деятельности, защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности. Для решения обозначенных задач Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей наделен правом направлять органам публичной власти предложения, рекомендации о принятии нормативных правовых актов, приостановлении действия актов, отмене или приостановлении действия нормативных правовых актов, давать заключения на проекты нормативных правовых актов, опосредованно обращаться в высший орган конституционного контроля России.
Основным инструментом данного института по защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является рассмотрение поступивших к нему жалоб субъектов предпринимательской деятельности, по итогам которого он обязан (на выбор) разъяснить заявителю вопросы, касающиеся его прав и законных интересов, в том числе форм и способов их защиты; передать жалобу в орган государст-
венной власти, орган местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу; направить в орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых усматривается нарушение прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, заключение с указанием мер по восстановлению прав и соблюдению законных интересов указанных субъектов; обратиться в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов (за исключением органов прокуратуры, Следственного комитета Российской Федерации, органов судебной власти), органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц в случае, если оспариваемые ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности; обратиться в суд с иском о защите прав и законных интересов других лиц, в том числе групп лиц, являющихся субъектами предпринимательской деятельности; обжаловать вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов, принятые в отношении заявителя; направить в органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы, организации, наделенные федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, обращение о привлечении лиц, виновных в нарушении прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.
В ходе рассмотрения жалобы Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей вправе запрашивать и получать от органов государственной власти, органов местного самоуправления и у должностных лиц необходимые сведения, документы и материалы; беспрепятственно посещать органы государственной власти, органы местного самоуправления; в целях защиты прав субъектов предпринимательской деятельности, подозреваемых, обвиняемых и осужденных по делам о преступлениях «экономической направленности» без специального разрешения посещать места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и учреждения, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы; принимать с письменного согласия заявителя участие в выездной проверке, проводимой в отношении заявителя в рамках госу-
дарственного контроля (надзора) или муниципального контроля; одновременно с обжалованием в судебном порядке ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, нарушающих права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности, выносить подлежащие немедленному исполнению предписания о приостановлении их действия до вступления в законную силу судебного акта, вынесенного по результатам рассмотрения заявления.
Указанные полномочия нашли отражение и конкретизацию в текущем нормотворчестве на всех уровнях публичной власти (федеральном, региональном, муниципальном). Вместе с тем, к сожалению, вступивший в юридическую силу Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации [3], к сожалению, вообще не содержит упоминания об Уполномоченном при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.
На практике сложилась в определенной мере парадоксальная ситуация. В идеале бизнес-сообщество должно рассматривать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей в качестве своего законного представителя, что предположительно должно повысить привлекательность данного института для обращений по фактам нарушения прав предпринимателей. Вместе с тем, массового потока обращений к нему на сегодняшний день не наблюдается, что, конечно, отнюдь не свидетельствует об отсутствии нарушений. Напротив, органы прокуратуры по-прежнему вскрывают далеко не единичные факты проведения контролирующими органами проверок хозяйствующих субъектов с превышением компетенции, проведения проверок неуполномоченными должностными лицами, с нарушением сроков, без законных оснований [14]. Более того, некоторые авторы указывают на статистические данные, согласно которым от 70 до 80 % обращений к Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей свидетельствуют о конфликтах бизнесменов не с властью, а между собой [11].
Особое значение в защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей имеют сформированные при Уполномоченном при Президенте РФ по защите прав предпринимателей институциональные структуры: назначаемые им общественные представители, осуществляющие представительские и экспертные функции; экспертные, консультативные и общественные советы, рабочие группы и иные совещательные органы, действующие на общественных началах; общественные приемные, оказывающие субъектам предпринимательской деятельности консультативную помощь; эксперты.
Важно отметить, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей в настоящее время не обладает реальными властными полномочиями, хотя его деятельность и носит публичный характер. Данный институт допол-
Теория и история государства и права
няет существующие средства защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, не отменяет и не влечет пересмотр компетенции органов публичной власти. В определенной мере его существование обусловлено недостаточной результативностью работы существующих правоохранительных органов и судов, несмотря на проводимые в них периодические институционально-организационные мероприятия. Так, в 2012 году в целях обеспечения защиты прав предпринимателей в Генеральной прокуратуре Российской Федерации в составе Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства создано специализированное Управление по надзору за соблюдением прав предпринимателей, состоящее из двух подразделений: отдела по надзору за исполнением законов о защите прав предпринимателей и отдела по надзору за законностью проверок органов контроля. Аналогичные подразделения образованы в прокуратурах субъектов Российской Федерации [7].
В большей степени рассматриваемый институт нацелен на «мягкое» урегулирование (разрешение) отношений и спорных вопросов между бизнесом и властными структурами. Для него характерна целенаправленная правозащитная деятельность, осуществление функций посредничества между государством и предпринимательским сообществом, защита публично-частных интересов. Законодательством не предусмотрено принятие им самостоятельных реально властных решений. В этой связи, как верно отмечается в юридической литературе, эффективность функционирования данного института во многом зависит от степени взаимодействия с иными уполномоченными, властными и предпринимательскими структурами [15]. Данное обстоятельство побуждает его к активному взаимодействию (сотрудничеству) с подобными структурами [8; 9]. На доктринальном уровне в научных исследованиях высказываются предложения о путях совершенствования рассматриваемого института посредством наделения Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей дополнительными правами [10].
В заключение отметим, что федеральным законодательством предусмотрена административная ответственность (ст. 17.2.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) за воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, которое может быть осуществлено в виде вмешательства в его деятельность с целью повлиять на его решения; неисполнение должностными лицами его законных требований либо воспрепятствование его деятельности в иной форме; несоблюдение должностными лицами установленных сроков предоставления ему информации (документов, материалов, ответов на обращения) [1]. Вместе с тем, установленные санкции за подобные деяния (до трех тысяч рублей или дисквалификация
Казакова В. В.
m
до года) вряд ли можно признать соответствующими их общественной вредности, и, несомненно, требуют ужесточения.
Литература
1. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (с послед. изм. и доп.) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
2. Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» (с послед. изм. и доп.) // СЗ РФ. 2013. № 19. Ст. 2305.
3. Федеральный закон от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» // СЗ РФ. 2015. № 10. Ст. 1391.
4. Указ Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. № 32 «О государственных должностях Российской Федерации» (с послед изм. и доп.) // Российская газета. 1995. 17 янв.
5. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» // СЗ РФ. 2012. № 19. Ст. 2333.
6. Указ Президента Российской Федерации от 22 июня 2012 г. № 879 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей» // СЗ РФ. 2012. № 26. Ст. 3509.
7. Положение о Главном управлении по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации (утверждено Генеральной прокуратурой Российской Федерации 4 июня 2014 г.) [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
8. Соглашение о взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей (заключено в г. Москве 26.11.2012 г. №12/01-20/А60-28-500) [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
9. Соглашение о сотрудничестве между Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей и Торгово-промышленной палатой Российской Федерации» (заключено в г. Москве 29.10.2013 г. № 325) [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
10. Гаврилин Ю. В. Защита прав субъектов предпринимательской деятельности от незаконного и необоснованного уголовного преследования // Адвокатская практика. 2013. № 6. С. 25-28.
11. Кирилловых А. А. Уполномоченный по правам предпринимателей: основы правового статуса в системе правозащитных институтов // Законодательство и экономика. 2013. № 11. С. 26-34.
12. Мохов А. А. Институт Уполномоченного по правам предпринимателей в России // Предпринимательское право. Приложение «Бизнес и право в России и за рубежом». 2012. № 4. С. 12-15.
13. Сергеев С. Г. «Уполномоченные» и «спецпредставители»: расширение и углубление внеконституционности в системе государственного управления современной России // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 10. С. 12-17.
14. Чубенко И. С. Защита прав предпринимателей // Законность. 2014. № 12. С. 17-19.
15. Чубенко И. С. Реализация прокурорско-надзорных полномочий в сфере оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства // Законность. 2012. № 10. С. 9-12.
V. V. Kazakova
AUTHORIZED UNDER THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION ON THE PROTECTION OF ENTREPRENEURS: SOME ASPECTS OF THE LEGAL STATUS
Article is devoted to research of institute of the Comissioner for the President of the Russian Federation on protection of the rights of businessmen. Basics of his legal status are covered; the place in the mechanism of government is defined. The attention to the intrinsic characteristic of powers of the business ombudsman is paid. Expediency of strengthening of legal responsibility for hindrance of his lawful activity is proved.
Keywords: The business ombudsman, the Comissioner for the President of the Russian Federation on protection of the rights of businessmen, legal status, government body, the state position of the Russian Federation, powers of authority, administrative responsibility.
KAZAKOVA Valentina V. - postgraduate student of the department of administrative, financial and information rights of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation (Nizhny Novgorod Institute of Management), Nizhny Novgorod. E-mail: kazakovavalenti [email protected]