Научная статья на тему 'Способы управления настроением и психическим состоянием педагога в процессе обучения'

Способы управления настроением и психическим состоянием педагога в процессе обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
376
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТ / ПЕДАГОГ / НАСТРОЕНИЕ / СОСТОЯНИЕ / СИТУАЦИЯ / ПСИХИКА / ОБРАЩЕНИЕ / ОТНОШЕНИЕ / ВНИМАНИЕ / РАЗВИТИЕ / EDUCATION / STUDENT / TEACHER / MOOD / STATE / SITUATION / PSYCHE / TREATMENT / ATTITUDE / ATTENTION / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рахимов Зокир Тоштемирович

В данной статье рассматриваются вопросы о влиянии обучения студентов на творческое настроение педагога, стремлении заранее найти внешние формы выражения эмоционального отношения к учебному материалу, изучении творческого процесса педагога, применении метода физических действий для мобилизации творческого настроения, особенно человека с видами творческой деятельности, связанными с обучением, постоянной работой по самообразованию для преодоления возникающих напряжений в процессе педагогического творчества и обучения, а также были проанализированы вопросы других ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO MANAGE THE MOOD AND MENTAL STATE OF THE TEACHER IN THE LEARNING PROCESS

This article discusses the impact of learning that occurs with students in the learning process in a creative mood of the teacher, the desire to find external expressions of emotional attitude to educational material, the study of the creative process of a teacher, the application of the method of physical actions to mobilize the creative mood, especially person-to-creative activities, related to training, to ongoing self-education to overcome the stresses arising in the process of pedagogical creativity and learning, the questions of other situations were also analyzed.

Текст научной работы на тему «Способы управления настроением и психическим состоянием педагога в процессе обучения»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

СПОСОБЫ УПРАВЛЕНИЯ НАСТРОЕНИЕМ И ПСИХИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ Рахимов З.Т. Email: Rakhimo684@scientifictext.ru

Рахимов Зокир Тоштемирович - доктор философии по педагогическим наукам, доцент,

заведующий кафедрой, кафедра профессионального образования, Каршинский инженерно-экономический институт, г. Карши, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассматриваются вопросы о влиянии обучения студентов на творческое настроение педагога, стремлении заранее найти внешние формы выражения эмоционального отношения к учебному материалу, изучении творческого процесса педагога, применении метода физических действий для мобилизации творческого настроения, особенно человека с видами творческой деятельности, связанными с обучением, постоянной работой по самообразованию для преодоления возникающих напряжений в процессе педагогического творчества и обучения, а также были проанализированы вопросы других ситуаций. Ключевые слова: образование, студент, педагог, настроение, состояние, ситуация, психика, обращение, отношение, внимание, развитие.

WAYS TO MANAGE THE MOOD AND MENTAL STATE OF THE TEACHER IN THE LEARNING PROCESS Rakhimov Z.T.

Rakhimov Zokir Toshtemirovich — Doctor of Philosophy in Pedagogical Sciences, Associate Professor,

Head of the Department, DEPARTMENT OF PROFESSIONAL EDUCATION, KARSHI ENGINEERING AND ECONOMIC INSTITUTE, KARSHI, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article discusses the impact of learning that occurs with students in the learning process in a creative mood of the teacher, the desire to find external expressions of emotional attitude to educational material, the study of the creative process of a teacher, the application of the method of physical actions to mobilize the creative mood, especially person-to-creative activities, related to training, to ongoing self-education to overcome the stresses arising in the process of pedagogical creativity and learning, the questions of other situations were also analyzed.

Keywords: education, student, teacher, mood, state, situation, psyche, treatment, attitude, attention, development.

УДК: 377;37;(077)

На этапе развития нашего общества вопросы воспитания молодежи являются одной из самых актуальных задач, стоящих перед нами [3, 42]. Интенсивное развитие науки, широкое применение современных педагогических и информационных технологий, внедрение инноваций в образовательный процесс ставят перед обучающимися задачу поиска знаний на регулярной и самостоятельной основе, наряду с их быстрым освоением [4, 50]. В настоящее время ознакомление педагогических кадров со структурными элементами педагогического мастерства, овладение ими педагогической техникой, культурой речи, коммуникативными способностями, педагогическим спором, а также информацией об имидже современного педагога и освоение необходимых навыков на основе этих знаний гарантируют повышение качества, обеспечение эффективности педагогического процесса [5, 55]. Важную роль в формировании творческого настроения педагога перед предстоящим обращением со студентами играет стремление заранее обрести внешние формы выражения его эмоционального отношения к учебному материалу: это соответствующие жесты, мимика, тон речи. Продумывание внешних форм выражения своего отношения к учебному материалу, естественно, опирается на психологическую подготовку к уроку, мероприятию, в которой перечисляются его составляющие. На уроке, размышляя о том, как лучше и свободно передать

свои мысли, чувства на мероприятиях, педагог проникается ситуацией будущей деятельности, обращается к ней, ощущает ее формы, ищет средства передачи своего эмоционального отношения к деятельности, при поиске также ищет не только формообразующие средства (интонации, мимические движения и т.д.), но и значимые средства, что особенно важно. В содержательной информации необходимо отдельно выделить эмоциональный стержень, не ограничиваясь только продумыванием логики и аргументов.

Важной задачей формирования и поддержания творческого настроения в обороте является закрепление внешних форм, которые педагог находит в выражении своего эмоционального отношения к материалу, осуществляемое педагогом путем: запоминания хода урока, события; повтора перед зеркалом; использования ситуаций в произведениях искусства (литературе, кино, цветном изображении) в качестве образца.

Необходимо организовать все звенья образования таким образом, чтобы он преподавал всестороннее мышление, предоставляя молодым людям глубокие и обоснованные знания. В процессе обучения формируется потребность в самостоятельных знаниях студента [2, 265]. Тщательные формы выражения своего эмоционального отношения к материалу (в них всегда корректируется непосредственное состояние восприятия этих форм) позволяют педагогу действовать интенсивно и эффективно в меняющихся условиях деятельности и обращения и (что особенно важно) быстро и эффективно подходить к занятию, так как именно формы выражения своего эмоционального отношения (которые педагог с энтузиазмом запоминает) вызывают в нем воспоминания о бурном процессе их поиска, тем самым стимулируя его творческое настроение.

Процесс управления творческим настроением - это момент, предшествующий непосредственному обращению, которое происходит с группой. Вся проделанная ранее работа по организации творческого состояния оказывает свое влияние. Педагог вдохновляет себя на эту работу, осознавая целевую важность предстоящей работы. Для себя должны быть определены новые цели и связи, намеченная цель состоит в том, чтобы ощутить для себя новизну, заинтересованность в предстоящей деятельности на основе учебно - воспитательного материала, почувствовать и понять творческий характер предстоящей работы, управлять предыдущим состоянием, являющимся условием подготовки стартапа, достичь бодроствования. Подготовка педагога к стартапу - это своеобразное проявление творческого настроения на этапе его непосредственного включения в деятельность по обмену мнениями с аудиторией.

Часто помогает психологический обзор или эксперимент, проверка готовности к эксперименту, самоконтроль: все ли у меня готово? психологический путь вытаскивает из вашего сознания (плюс к этому уроку, чего на самом деле нет; он просвечивает горизонт мысли и на его основе проецируется только силует урока, чтобы вас охватило нетерпение: я вытащил его из глотка и хочу вырваться из глотка! - появится четкое желание. Что-то на уроке может и не получиться, но психологический способ-это то, с чего вы начинаете свое рабочее настроение, в котором вы не теряете логическую связь между собой, выполняя перегруппировку компонентов урока.

В общении со студентами крайне важно, чтобы человек мог вести себя самостоятельно. Плохое, неординарное настроение учителя на уроке сразу сказывается на творческом настроении общей группы, снижает эффективность совместной деятельности. Предлагаемая система управления творческим настроением требует индивидуального усвоения, систематической направленной работы над собой.

Студенты осваивают новые знания с помощью учителей. Для этого важны два фактора [6, 274]:

1 .Общие положения возникновение потребности в знании конкретного учебного материала;

2.Другие овладеть новыми обобщенными знаниями, необходимыми для выполнения определенных задач.

Основу коммуникативных навыков, присущих педагогу, составляет культура педагогического общения, которая проявляется в процессе его взаимодействия с обучающимися и их группами, родителями, коллегами и руководством [7, 50]. Управление творческим настроением в процессе общения со студентами и непосредственно перед ним -важнейшее профессиональное требование педагогического труда, обеспечивающее свободу, эффективность поведения педагога в группе, в общении со студентами и т. д. Студенты могут в полной мере продемонстрировать свои навыки творческого мышления в спокойной обстановке. Если у студентов возникает чувство страха неудачи, если они боятся неправильного выражения мысли, если их критикуют, то в такой ситуации невозможно будет эффективно сформулировать или развить в них навыки творческого мышления [8, 273]. В отношении основных этапов

педагогического творчества можно выделить следующие аспекты его воздействия на творческое настроение педагога:

1) предвосхищение педагогом отношений с группой является фактором, мобилизующим его творческое настроение;

2) непосредственный первичный контакт с группой, как стимулирующий фактор творческого настроения педагога при непосредственном общении;

3) система взаимодействия педагога с группой; она поддерживает и стимулирует развитие творческого настроения педагога в процессе его деятельности;

4) удовлетворение обращения как фактор, стимулирующий творческое настроение педагога в дальнейшей деятельности.

Сам процесс педагогического обучения усложняется рядом условий, в которых он проходит, условия обращения не оказывают существенного влияния на его характер в целом, на самом деле они во многом определяют профессиональную направленность обращения. Состояние прозрачности обращения вызывает множество трудностей. Люди, обращаясь к большой аудитории, убеждены, что аудитория сосредоточена на говорящем, что она невероятно сложна для начинающих и не может быть проведена без специальной подготовки. Только овладение навыками и методами обмена мнениями обеспечивает эмоциональное настроение педагога в процессе обращения. "Мышечное сжатие", возбуждение все это характеризует первый этап организации группового общения молодого учителя с группой. Заметное здесь "мышечное сжатие" мешает молодому педагогу: расслабление мышц является важнейшим компонентом профессиональной психотехники учителя. Здесь пригодятся как разнообразные упражнения, перечисленные в разделе тренинги (упражнения) основ профессионально-педагогического подхода, так и многогранная общественная работа, в процессе которой формируется опыт профессиональной деятельности по обмену мнениями. Современное образование имеет богатый опыт поддержания физического, умственного, нравственного, духовного и эмоционального развития личности. Современное состояние развития человеческого общества характеризуется стремительными изменениями во всех сферах, инновационными новшествами, быстрым принятием и обработкой информации [1, 385]. Особой важной проблемой управления творческим настроением педагога является преодоление неординарного настроения, вызывающего и мобилизующего такое настроение непосредственно перед началом деятельности и так далее.

Изучение творческого процесса педагога на основе системы К.С.Станиславского [10] убеждает его в том, что применение метода "физических действий" для мобилизации творческого настроения, особенно непосредственно в видах творческой деятельности, связанных с лечением человека, является весьма перспективным, о чем следует говорить отдельно. Суть данного метода заключается в выполнении "физических действий", свойственных определенному эмоциональному состоянию, способному вызвать у человека эти эмоции, и именно эти действия обуславливают эти эмоции. (Вспомним одно и то же: когда мы хотим преодолеть наше волнение, мы пытаемся остановиться, отрегулировать свое дыхание, двигаться медленнее, то есть действовать так, как мы делаем это в тот же абсолютно спокойный момент, как мы себя ведем, в результате чего волнение постепенно проходит.)

Со стороны органами управления системой образования ежегодно реализуется ряд работы на достижении высокой эффективности в образовательных учреждениях [9, 44]. Скажем, педагог, который готовился к уроку, готовился к мероприятию и тому подобное, сегодня не имеет желания работать в группе, он просто в плохом настроении. Движения не всегда выдерживают наш контроль и постепенно отвлекают внимание от работы, отвлекают от посторонних влияний, приводят нас к нужному чувству, творческому настроению в этом месте.

В педагогическом творчестве К.С. Станиславского [10] специфика реализации метода "физических действий" заключается в том, что он нужен педагогу только в качестве средства мобилизации своего творческого характера непосредственно перед началом творчества (обращения с людьми), а затем логика "физических действий" в положении "медленно переходит в действительно духовную склонность к творческому состоянию, теперь уже не в состоянии", а в реальном обращении с группой.

Подводя итог, можно сказать, что формирование творческого настроения в обращении -сложный процесс. Здесь педагог часто испытывает чувство напряжения (своего рода общего эмоционального напряжения), что свидетельствует о том, что педагогическое творчество богато с точки зрения деятельности среди общественности, изменяющегося состояния творчества, необходимости оперативного управления своим психическим состоянием, взаимного обмена мнениями.

Необходимо постоянно работать над самообразованием, чтобы преодолеть это напряжение,

возникающее в процессе педагогического творчества и обращения, а также других ситуации.

Существует ряд способов воздействия на себя, наиболее важными из которых являются

самоконтроль.

Список литературы / References

1. Rakhimov Zokir T. Developing Higher Educational Institutions Health Care Training Proces/Eastern European Scientific Journal / Ausgabe 1, 2019. P. 385.

2. Муслимов Н.А., Рахимов З.Т. Педагогические технологии как важный фактор повышения эффективности образования European research: сборник статей XX Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2019. 265 с.

3. Рахимов З.Т. Активизация познавательной деятельности и развитие критического мышления студентов в процессе обучения. Научно-методический журнал/ Проблемы современной науки и образования. Издательство «Проблемы науки», 2019. № 3 (136). С. 42.

4. Рахимов З.Т. Эффективность использования технологии совместного обучения в образовательном процессе. Научно-методический журнал / Вестник науки и образования. Издательство «Проблемы науки», 2019. № 4 (58). Часть 1. С. 50.

5. Рахимов З.Т. Педагогическое мастерство и его важные компоненты в повышении эффективности образовательного процесса. Научно-методический журнал "Academy". Издательство «Проблемы науки». № 3 (42), 2019. С. 55.

6. Рахимов З.Т. Этапы применения технологий профессионально-ориентированного проблемного обучения. European Scientific Conference: сборник статей XIV Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2019. 274 с.

7. Рахимов З.Т. Педагогическое мастерство как фактор обеспечения качества образовательного процесса. Ежемесячный теоретический и научно-методический журнал «Среднее профессиональное образование», 2019. № 9. С. 50.

8. Rakhimov Z.T. The creativeness of students in the educational process development Proceedings of the 2019 International Conference on international scientific and practical conference "innovative ideas of modern youth in science and education"/ J.L. Monopahit 666B, Sidoarjo Jawa Timur 61215, Indonesia 27-28 February, 2019. Р. 273.

9. Рахимов З.Т. Необходимость развития креативности в личности педагога / Приоритеты педагогики и современного образования: сборник статей V Международнойнаучно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2019. 44 с.

10. Станиславский К.С. Этика. Издание Музея Московского Орденов Ленина и Трудового Красного Знамени Художественного Академического Театра СССР им. М. Горького. Москва, 1947. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://bookscafe.net/author/stanislavskiy_konstantin-5607.html/ (дата обращения: 25.03.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.