ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ Рахимов З.Т. Email: [email protected]
Рахимов Зокир Тоштемирович - доктор философии по педагогическим наукам, заведующий
кафедрой,
кафедра профессионального образования, Каршинский инженерно-экономический институт, г. Карши, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье говорится о том, что в настоящее время на этапе развития общества одной из самых актуальных задач является воспитание независимой, свободной и критически мыслящей молодежи, поэтому в организации учебно -воспитательного процесса в высших образовательных учреждениях необходимо активизировать познавательную деятельность студентов, развивать самостоятельные и критические мыслительные способности, активизировать познавательную деятельность студентов в организации учебно-воспитательного процесса в высших учебных заведениях, развивать осознание того, что результаты их критического анализа ценны, необходимость эффективного выбора информации и идей и превращения их в форму практических действий, и подобные вопросы будут всесторонне рассмотрены.
Ключевые слова: образование, студент, знания, деятельность, процесс, мышление, критический подход, активность, развитие, анализ.
ACTIVATION OF COGNITIVE ACTIVITY AND THE DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING OF STUDENTS IN THE LEARNING PROCESS Rakhimov Z.T.
Rakhimov Zokir Toshtemirovich - Doctor of philosophy in pedagogical Sciences, HEAD OF THE DEPARTMENT OF VOCATIONAL EDUCATION KARSHI ENGINEERING AND ECONOMIC INSTITUTE. KARSHI, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: in the article that at the present time at the stage of development of society one of the most urgent tasks is the education of independent, free and critical thinking youth, therefore, in the organization of educational process in higher educational institutions it is necessary to activate the cognitive activity of students, to develop independent and critical thinking abilities, to activate the cognitive activity of students in the organization of educational process in higher educational institutions, to develop independent and critical thinking, awareness of the fact of the, that the results of their critical analysis are valuable, the need to effectively select information and ideas and turn them into practical actions, and similar issues will be comprehensively addressed.
Keywords: education, student, knowledge, activity, process, thinking, critical approach, activity, development, analysis.
УДК: 37; 377; 377(077)
На этапе развития нашего общества вопросы воспитания молодежи являются одной из самых актуальных задач, стоящих перед нами. Поэтому при организации учебно-воспитательного процесса в высших учебных заведениях необходимо активизировать познавательную деятельность студентов, совершенствовать
самостоятельные и критические способности мышления. Ведь важно, чтобы студенты знали, как сортировать информацию по всему миру, и изучали критическую, творческую и эффективную оценку того, что важно. Известно, что если человек не критически относится к тому, что знает и осваивает, то в познавательной деятельности не будет самостоятельности мышления. Критика мышления характеризуется тем, что человек может строго оценивать свое и чужое мнение, полностью доказывать и всесторонне проверять все выдвинутые правила и выводы. Тот, у кого есть видение в критическом анализе, ни один раз не оценивает свое мнение как полноценное, безвредное и полное. Он все время стремиться проверить их на практике, попробовать, и если его мысли не соответствуют действительности, он ищет методы ответа и доказательства.
Прежде всего, чтобы они знали, как хорошо управлять и сортировать информацию, у студентов должны быть сформулированы навыки практического познания, критического мышления. Это дает им возможность эффективно сортировать и выбирать информацию и идеи на основе критического мышления, что приводит к коррекции дифференцированной информации и идей, которые могут быть преобразованы в формы практических действий. Точнее говоря, им приходится превращаться в критически мыслящие привычки. Однако критическое мышление не формируется само по себе. Они должны генерировать опыт, навыки, чтобы получить полезную информацию и идеии. Процесс критического анализа должен продолжаться регулярно. Результатом критического мышления является развитие критического мышления. Для того, чтобы это произошло, учителя должны использовать педагогические технологии в процессе обучения.
И так, что такое критическое мышление? Существует несколько определений термина «критическое мышление». В том числе Ж. Стилл, К. Мередис и Ч. Темпл, С. Уолтер в учебнике «Чтение и письмо для развития критического мышления», излагают, что широкое применение интерактивных методов обучения позволяет эффективно развивать критические мысли [1].
Даяна Хальперн в своей книге «Психология критического мышления» [2] так пишет: «критическое мышление заключается в том, что знание навыков и стратегии, которые, по-видимому, увеличивают вероятность достижения предполагаемого результата, заключается в том, что оно характеризуется отказом, логикой и целенаправленностью».
Критическое мышление - это изменение среды в учебной комнате, препятствующее ей волноваться, превращая занятия в радость учителя и ученика. Такая технология основана на таких идеях, как обилие взглядов на мышление и интерпретацию текста и рефлексивность процесса познания, современное понимание культуры. Самым важным является идея ценности личности и безусловный приоритет создания благоприятных условий для ее развития, самосознания и самореализации. Как отмечалось в проекте «чтение, письмо и критическое мышление», «человек знаком с теми или иными идеями, пока они являются критическими мыслями, а также учитывает возможные последствия их реализации. При этом человек воспринимает эти идеи изначально с определенной степенью неуверенности и сравнивает их с противоположными. Он использует систему дополнительных соображений для их обоснования и на их основе разрабатывает свою точку зрения». Критическое мышление -это такой сложный процесс, как творческая гармония идей и возможностей, перестройка концепции. Это также процесс, который происходит одновременно на нескольких уровнях активного и интерактивного знания. На критически мыслящего человека, никакая другая хитрость и нездоровые идеи не влияют, так как у него есть свои строгие личные взгляды.
Таким образом, критическое мышление - это результат обучения, а не предмета чтения. Это рассмотрение идей и их значимости как с точки зрения многообразия, так и сравнение их с другими идеями. Это самый высокий уровень критического мышления в
психическом наблюдении, в котором особое внимание уделяется логическому независимому мышлению и защите своего мнения, анализу, сопоставлению, интерпретации, применению, спору, инновациям, решению проблем или оценке процесса мышления [3].
Из вышеперечисленных соображений становится ясно, что для того, чтобы понять, как учитель применяет педагогические технологии в процессе урока, необходимо учитывать их при проектировании учебных занятий. При этом процесс обучения будет состоять из трех этапов: поощрение, понимание, рассуждение.
Первый этап называется - этап притяжения. Используя интерактивные методы обучения на этапе обучения, студенты могут получить задание, составить список тех, кого они ранее знали или думали, что они знают. Затем учитель может задавать студентам вопросы, которые имеют непосредственное отношение к предмету, но не обсуждаются. На этом этапе важно, чтобы учитель имел возможность говорить как можно меньше и позволял студентам больше говорить. Основная задача лидера состоит в том, чтобы студент выходил в качестве ориентира и внимательно слушал мнения студентов, которые не в полной мере овладевают предметами в классе или группе, в то время как в учебном процессе недостаточно развиты умственные способности. Это заставляет его анализировать свои знания и в скором времени начать думать о предмете, который будет подробно рассмотрен. Следует всегда помнить, что если информация будет предложена студенту без связи с набором имеющихся в ней знаний, то вскоре она станет единой. Потому процесс обучения - это процесс овладения и накопления новых знаний. Студенты должны активно участвовать в процессе обучения, чтобы они могли осознанно, тщательно понимать новую информацию. Если студент думает по намеченной цели и выражает свои мысли своими словами, то его участие будет активнее. Демонстрация знаний, полученных студентом в устной и письменной речи, к себе или к партнеру происходит в активной мыслительной деятельности. Таким образом, полученные ранее знания будут выведены на уровень понимания. Теперь полученные ранее знания могут стать основой для освоения новых знаний. Это дает студентам возможность эффективно связывать новую информацию с тем, что они знали раньше, и подготовить почву для понимания.
Второй этап - это этап познания. На этом этапе студент начинает общаться с новой информацией или мыслями. Это общение может быть в таких формах, как чтение текста, просмотр фильмов, прослушивание речи или проведение экспериментов. Этот этап обучения, на котором учитель минимально влияет на учеников в процессе обучения. Именно на этом этапе студент должен участвовать в этой работе самостоятельно и активно. У них есть такие стратегии обучения, что они всегда работают тихо, мышление сохраняет высокую активность студентов, у которых недостаточно развиты.
Третий этап - это этап мышления. При этом студенты укрепляют новые знания, добавляют и осваивают новые представления и концепции к существующим ранее. Именно на этапе мышления планируется путь к достижению нескольких важных целей. В первую очередь, студенты должны попытаться выразить новые идеи и информацию своими словами. Это необходимо для создания новых представлений и критических мыслей.
В связи с этим, студенты должны активно участвовать в учебном процессе, повышать уверенность в себе и понимать ценности своих идей, с терпением и вниманием выслушивать различные мнения и идеии, формировать свое критическое мышление.
Условия, способствующие формированию и развитию критического мышления студентов:
- дать возможность студентам самостоятельно мыслить и научить их внимательно слушать;
- восприятие, сортировка, критическая и творческая оценка различных идей и мнений;
- обеспечение активности студентов в учебном процессе;
- убеждение студентов в том, что они не будут смеяться, когда они объясняют свои критические мысли;
- пробудить чувство уверенности в себе, что каждый студент способен критически мыслить;
- необходимо ценить возникновение критического мышления;
Требуется время для формирования и развития критического мышления. Для этого необходимо создать условия для того, чтобы студенты могли высказывать свои критические мысли своими словами, обмениваться между собой критическими мыслями, выражать свои мысли в полной мере и ясно.
Для того чтобы быть свободным в критическом мышлении, студенты должны высказать свое мнение о приемлемых и неприемлемых идеях и попросить разрешения, прежде чем активно приступить к критическому анализу. Получение разрешения на критический анализ основано на принципе сознательности. В процессе критического мышления студентов появляются различные мнения и идеии. Разноцветные мысли и идеии различного содержания возникают тогда, когда воображение о том, что существует единый ответ, устраняется. Критическое мышление студентов ограничивается ограничением выражения мыслей. Только при наличии одного ответа студенты смогут найти точный и правильный ответ, используя различные инструменты и процессы.
Критическое мышление напрямую связано с активностью учащихся. Как правило, они становятся тихими слушателями на уроке. Потому что у студентов образованны учитель или в тексте лекции отражены его знания, благодаря чему сформировалась уверенность в том, что учитель несет ответственность за свои знания. Их ответственность за активное участие и обучение студентов в процессе обучения дает ожидаемые результаты в критическом мышлении. Такой педагогический подход, как поощрение студентов к мышлению, к взаимодействию со своими идеями и идеями, развивает их активность.
Свободное мышление основано на риске. Ведь желательно поощрять людей, которые не боятся рисковать в своей деятельности обучающимися. Необходимо убедиться в том, что студенты должны думать в среде, свободной от риска, то есть ценятся идеи, что их активное участие в деятельности критического мышления может быть высоко мотивировано.
Одним из факторов критического мышления является оценка процесса мышления студентов. В процессе организованного мышления студенты, понимая, что их идеи, воображение ценятся учителем, отвечают на глубокую ответственность и внимание.
Студент пытается продемонстрировать, что он ценит свой мыслительный процесс. Начинает серьезно относиться к нему и его последствиям.
В процессе организации процесса критического мышления необходимо привить в сознание студентов, что результаты их критического анализа ценны. Учитель должен быть свободен от готовых шаблонов, когда он требует от студентов просто перерабатывать определенный материал. Это приводит к тому, что механическое перевооружение идей, связанных с другими, является наиболее важным и ценным для студентов. На самом деле, необходимо, чтобы студенты могли показать, что их мнение, идеи и воображения, связанные с ним, ценны. Необходимо, чтобы сами ученики могли убедиться, что их мысли ценны. Они должны признать, что их мнение чрезвычайно важно в процессе обсуждения понятия и вопроса, а также является большим вкладом в критическое мышление.
Модели организации критического мышления:
- уверенности в себе;
- активное участие в работе;
- обмен мнениями с друзьями и учителем;
- послушать мнение других;
Процесс критического мышления предполагает взаимный обмен студентами. Взаимный обмен мнениями студента основывается на их партнерстве в обучении друг от друга. Студенты должны раскрывать идеии и рожденные у них как мыслители, другим.
При взаимном обмене мнениями от студентов также требуется тщательное прослушивание, навязывание своей системы взглядов выступающему и воздержание от корректировки других выступающих. При этом студенты будут иметь доступ к общим мнениям других. В результате широкого круга дискуссий у студента становиться все более умеренным способность анализировать и выявлять идеии, которые им принадлежат.
Чтобы развивать критическое мышление, необходимо различать следующие четыре формы восприятия при организации мыслительного процесса:
1.Общие положения целостное восприятие. Форма восприятия, которая дает общее представление о предмете или науке.
2.Другие комментируемое восприятие. Это точно похоже на уровень комментариев Блума. В этом типе восприятия студенты освещают взаимодействие идей и явлений, обсуждают его сущность, объединяют идеи и информацию о различных областях науки, даже внешне связанных явлений.
3.Другие личное восприятие. Студенты отражают ранее существовавшую структуру личного опыта и знаний в процессе понимания, связанного с новыми знаниями.
4.Другие критическое восприятие. Положив содержание в одну сторону, проанализируйте его, оцените его относительную ценность, правильность, полезность и его значимость в рамках знаний, понимания и восприятия студентами.
Таким образом, использование информационных стимулов, методов мышления дает возможность решить следующие важные задачи:
- помогает студентам понять свои цели;
- обеспечивает активность в тренировках;
- призывает к эффективной дискуссии;
- помогает студенту самостоятельно формулировать вопросы и задавать их в виде вопросов;
- помогает студентам выразить свои личные знания;
-поддерживает мотивацию личного чтения студентов;
- создает настроение уважения к любым мыслям;
-помогает развивать у студентов чувство, которое может быть для персонажей;
- создает условия для мышления студентов, которые будут оценены;
- выражается ряд надежд на критическое вовлечение студентов.
Таким образом, важность поощрительного этапа критического мышления заключается в том, что использование новых знаний для самостоятельной выбранной цели становиться сильным у ученика. А на этапе восприятия, который является вторым этапом выразительного мышления, новая информация связана с активизированной информацией на этапе поощрения. Достижение понимания новых учебных материалов является важной задачей этого этапа.
Вывод заключается в том, что, когда основное формирование и развитие молодежи происходит в зависимости от сферы образования, целесообразно уделять особое внимание факторам, формирующим их независимое критическое мнение в сфере образования и воспитания. В этом месте мы хотим привести идею философа Ницше: «быть свободным - это еще ничего. Главное, почему быть свободным, как использовать свободу на пути к цели. Без цели свобода не приведет к чему-либо другому, кроме добровольчества. Птица, обученная клетке, либо будет кормить других, если животное будет брошено, либо умрет от голода. Это происходит не только из-за того, что они не знают, чтобы жить в свободе, но и из-за их нецелесообразности» [4]. Исходя из этого, каждый из нас должен осознанно понимать, с какой целью он должен быть свободен, иметь самостоятельное мнение, то есть, что от самостоятельного мышления человека цель связана с процветанием своей Родины.
Таким образом, использование активных методов формирования и развития критического мышления в процессе прохождения урока дает возможность студентам свободно выражать свое личное, независимое и критическое мнение и создает благоприятную ситуацию, а также учитывает самостоятельное мнение каждого ученика, строго отстаивает свое независимое мнение, достигается формирование и развитие индивидуальных, творческих и критических мыслительных качеств.
Список литературы /References
1. Стилл Дж.Л., Мередит К., Темпл Ч., Уолтер С. «Чтение и письмо для развития критического мышления». М.: ИОО, 1997.
2. Халперн Дайана. Психология критического мышления. С.-Пб, 2000. 545 с.
3. Фарберман Б.А., Мусина Р.Г., Жумабоева Ф.А. Олий укув юртларида у^итишнинг замонавий усуллари. Т.: 2002, 118-122-бетлар.
4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kh-davron.uz/ (дата обращения: 27.02.2019).
ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХ ЭЛЕКТРОННЫХ ИЗДАНИЙ С
АНИМАЦИЕЙ РИСУНКОВ
1 2 Андрейченко В.А. , Смагин А.А.
Email: [email protected]
1Андрейченко Владимир Александрович - кандидат технических наук, доцент, кафедра многофункционального менеджмента, Государственная академия инноваций, г. Москва;
2Смагин Александр Алексеевич - аспирант, учетно-финансовый факультет, Государственный Ставропольский аграрный университет, г. Ставрополь
Аннотация: важным фактором эффективности методов обучения была и остается наглядность. Наглядность дидактического материала в обучающих электронных изданиях обеспечивает встроенная анимация рисунков. Анимация позволяет вместо каждого обычного рисунка выстроить повторяющийся зрительный ряд, обеспечивающий наглядную иллюстрацию учебного материала в управляемой динамике связи дидактических единиц для целостного восприятия изучаемых объектов, предметов, процессов. В статье рассмотрены различные способы и примеры оформления обучающих электронных изданий рисунками с эффектами анимации. Проанализированы различные способы анимации рисунков в электронных изданиях. Описана технология встроенной анимации с использованием графических редакторов и языка разметки web-страниц.
Ключевые слова: электронное обучающее издание, gif-анимация, наглядность дидактического материала, анимация рисунков.