Научная статья на тему 'Формирование и совершенствование педагогических навыков в процессе обучения'

Формирование и совершенствование педагогических навыков в процессе обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1389
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / МАСТЕРСТВО / НЕОБХОДИМОСТЬ / МЕТОД / ОБРАЗОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / TEACHER / SKILL / NECESSITY / METHOD / EDUCATION / DEVELOPMENT / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каршиев Бехзод Байханович, Абсаматов Зухриддин Ахмад Угли

В данной статье приведены суть, необходимость, пути овладения педагогическим мастерством, пути формирования педагогического мастерства в процессе деятельности, необходимость проведения в этом непрерывных исследований, наблюдений, изучения опыта, анализа и вынесения выводов, профессионализм, умение заниматься получением систематических знаний, делать упражнения, повторения, делать выводы, получать результаты на основе полученных выводов, получать философские, педагогические, психологические, методические знания, раскрывается содержание формирования путем получения и совершенствования обширных и углубленных знаний по предмету обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND IMPROVEMENT OF PEDAGOGICAL SKILLS IN THE LEARNING PROCESS

This article describes the essence, necessity, ways of mastering pedagogical skills, ways of forming pedagogical skills in the process of activity, the need for continuous research, observations, experience, analysis and conclusions, professionalism, the ability to engage in obtaining systematic knowledge, do exercises, repetitions, draw conclusions, get results based on the findings, get philosophical, pedagogical, psychological, methodological knowledge, the article reveals the content of formation by obtaining and improving extensive and in-depth knowledge on the subject of training.

Текст научной работы на тему «Формирование и совершенствование педагогических навыков в процессе обучения»

ФОРМИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ Каршиев Б.Б.1, Абсаматов З.А.2 Email: Karshiev684@scientifictext.ru

'Каршиев Бехзод Байханович — преподаватель; 2Абсаматов Зухриддин Ахмад угли - преподаватель,

кафедра высшей математики, Каршинский инженерно-экономический институт, г. Карши, Республики Узбекистан

Аннотация: в данной статье приведены суть, необходимость, пути овладения педагогическим мастерством, пути формирования педагогического мастерства в процессе деятельности, необходимость проведения в этом непрерывных исследований, наблюдений, изучения опыта, анализа и вынесения выводов, профессионализм, умение заниматься получением систематических знаний, делать упражнения, повторения, делать выводы, получать результаты на основе полученных выводов, получать философские, педагогические, психологические, методические знания, раскрывается содержание формирования путем получения и совершенствования обширных и углубленных знаний по предмету обучения. Ключевые слова: педагог, мастерство, необходимость, метод, образование, развитие, эффективность.

FORMATION AND IMPROVEMENT OF PEDAGOGICAL SKILLS IN THE LEARNING PROCESS Karshiev B.B.1, Absamatov Z.A.2

'Karshiev Behzod Ваihanovich — Teacher; 2Absamatov Zukhriddin Ahmad ugli — Teacher, DEPARTMENTS OF HIGHER MATHEMATICS, KARSHI ENGINEERING AND ECONOMIC INSTITUTE, KARSHI, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article describes the essence, necessity, ways of mastering pedagogical skills, ways of forming pedagogical skills in the process of activity, the need for continuous research, observations, experience, analysis and conclusions, professionalism, the ability to engage in obtaining systematic knowledge, do exercises, repetitions, draw conclusions, get results based on the findings, get philosophical, pedagogical, psychological, methodological knowledge, the article reveals the content offormation by obtaining and improving extensive and in-depth knowledge on the subject of training. Keywords: teacher, skill, necessity, method, education, development, efficiency.

УДК: 37;077;(077)

Обучения невероятно сложный процесс. Эффективность образования зависит от активности педагога и студента-ученика, наличия образовательных средств, организационного, научного, методического совершенства образовательного процесса, потребности в знаниях людей в обществе и других еще не выявленных факторов [3, 265]. Для формирования у педагога педагогического мастерства, прежде всего, необходимо организовать педагогическую работу на научной основе [1, 44]. Для этого необходимо учитывать желания и интересы педагога, гармонизировать его устремления и другие внешние факторы, повышать его активность в зависимости от его профессии и особенностей личности. Это требует тщательного исследования, наблюдения, изучения опыта, анализа и заключения.

Педагогическое мастерство - это способность педагога методически грамотно, на основе принципов гуманизма и субъектности, организовывать и управлять педагогическим процессом [5, 49]. Также эти профессионально-личностные особенности могут стать основой успешного выполнения нескольких педагогических задач, таких как обеспечение духовно - физического развития учащейся молодежи, активизация учебно-познавательной деятельности.

Вооружить каждого молодого специалиста тщательными научно - теоретическими знаниями, применить полученные научные знания в практической деятельности, овладеть и навыками, воспитать, конечно, непросто. Воспитывать молодых людей, которые относятся к учебе с научным, сознательным отношением, самостоятельно мыслят, нуждаются в овладении

совершенной информацией, воплощают в себе познавательную активность и культуру психического труда, является важной и государственной задачей [6, 14].

В современных условиях педагог должен обладать креативными качествами. Профессиональное созревание, развитие личности как специалиста проявляется в процессе по своей сути [7, 44]. Педагогическое мастерство - это искусство, основанное на постоянном повышении, совершенствовании учебно-воспитательной работы, присущее каждому педагогу. Это искусство характеризуется систематическим регулированием познавательной деятельности, контролем и возвышением над собственной работой. В нем предусмотрено эффективное применение педагогико-психологических теорий.

Наука "педагогическое мастерство" выступает в качестве науки укрепления и совершенствования профессиональной подготовки в системе педагогических наук [4, 52]. Ведь "педагогическое мастерство" - это наука, которая учить умело управлять педагогической деятельностью. Таким образом, профессионально - педагогическое мастерство проявляется в педагогико - психологической подготовке, познавательных процессах (интуиция, восприятие, внимание, память, мышление, фантазия), психосоциальных свойствах личности, ее биологически обусловленных особенностях (нервная система, темперамент, способность, характер), социально ориентированных свойствах (потребность, интерес), приобретенных профессиональных особенностях (знание, умение), эмоционально - волевых свойствах (эмоция, воля), социально-ориентированных свойствах (потребность, интерес), приобретенных профессиональных свойствах (знание, навыки, квалификация, привычки), которые формируются на основе изучения и понимания. А наука о педагогическом мастерстве, исходя из сущности указанных особенностей, учить способах их применения на практике. Исходя из этого, появиться возможность правильной, точной организации учебно -воспитательного процесса, четкого использования возможностей, создания условий для его освоения.

Представьте педагога, который умело руководит образовательным процессом, организовывает его с особым и интересным энтузиазмом, с удовольствием [8, 46]. Первым условием формирования педагогического мастерства учителя является деятельность. Ведь деятельность по овладению и совершенствованию педагогических навыков является ведущим фактором. Ведь труд, знание, умение, творчество - главные критерии жизни и деятельности человека. Этот критерий реализуется через повседневную работу, деятельность. В процессе работы, поиска, то есть в процессе практики, будут достигнуты успехи, приобретены навыки. Каждый педагог, стремящийся изучить секреты профессионального мастерства, должен, прежде всего, стремиться овладеть педагогическими знаниями и информацией, постараться наглядно представить все аспекты своей работы и проанализировать, оценить результаты, постараться понять суть допущенных ошибок и недостатков. Эти случаи, конечно же, осуществляются посредством деятельности. Педагогическая деятельность педагога играет ключевую роль и в овладении педагогическими навыками. Педагогическое мастерство неразрывно связано с педагогической деятельностью.

Следующие качества присущи знающему педагогу:

- взаимодействие с социальными субъектами, культурный диалог;

- в процессе поиска информации по специальности, их обработки на основе содержания образования и профессиональной деятельности;

-умения эффективно использовать их, передавать учебную информацию студентам [9, 56].

Как отмечалось, мастерство - это высшая сила. Соответственно, формирование педагогического мастерства необходимо для того, чтобы стать уникальным, неповторимым, умелым мастером профессионального педагогического труда, обладать полной теоретической, практической информацией, упорно трудиться над профессиональной подготовкой, воспитывать у учителья - воспитателя вдохновение, творчество и уверенность в собственных силах. Вот такая сила, которая создает вдохновение, творчество и уверенность, делает все возможное. Будет обеспечена четкая организация деятельности, ее управление, осуществление, обучение, воспитание, повышение уровня знаний, реализация. Поэтому педагогическая деятельность играет важную роль в формировании педагогического мастерства.

Педагогическое общение также является своеобразным социально-психологическим процессом. В данном процессе будут выполняться следующие задачи [10, 57]:

1) изучение личности (знание);

2) обмен информацией;

3) организация деятельности;

4) быть сочувствующим.

Педагогическая деятельность осуществляется в связи с оказанием влияния на них в учебно - воспитательном процессе на студенческую молодежь. В результате обучаются студенты, воспитываются их личные качества, развиваются психологические особенности. При этом студент будет совершенствоваться как зрелый специалист. Поэтому в процессе профессиональной деятельности педагог, т. е. преподаватель - воспитатель, организатор, инструктор, пропагандист, собиратель и передающий информацию, должен выступать в качестве фактора личностных особенностей и профессиональных навыков. Все это напрямую и косвенно влияет на формирование педагогического мастерства.

Если педагогическая деятельность явно видна, то преподаватель четко видит и старается решать задачи по обучению, воспитанию, развитию. Деятельность в этом процессе духовно готовит ум, определяет средства воздействия, контролирует, анализирует, оценивает результаты и определяет новые задачи.

Ведь важно, чтобы студенты знали, как сортировать информацию по всему миру, и изучали критическую, творческую и эффективную оценку того, что важно [11, 42-47]. Посредством усвоения знаний обеспечивается рост личности, в результате чего выполняются требования и функции общества. Для этого педагог должен, прежде всего, уметь понимать ситуацию, у каждого ученика есть возможность четко видеть процесс усвоения, критерий степени формирования как развивающейся личности. Это, в свою очередь, требует от педагога больших знаний, опыта. Это происходит только путем правильного определения профессиональной деятельности. Такие случаи часто приводят к негативному отношению учителя к студентам. Результатом является чрезмерная эмоциональная привязанность к ученику, снижение мотивации к учебной деятельности, раздражение от чтения, негативное отношение к предмету и учителю [12, 50-55]. Соответственно, для выполнения важных задач перед образовательным учреждением педагогу необходимо разработать педагогическую деятельность.

Важнейшим компонентом педагогического мастерства является профессиональный опыт -комплекс знаний, умений и навыков, приобретенных преподавателем в процессе его деятельности. Он формируется следующими способами [13, 51]:

1) постоянное самообразование;

2) ознакомление с передовым опытом работы;

3) участие в научных конференциях;

4) обмен опытом между педагогами;

5) проведение совместных педагогических исследований;

6) получение консультаций у более опытных коллег и специалистов и пр. Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что педагогическое мастерство формируется и совершенствуется в процессе деятельности. Исходя из этого, можно сказать, что «деятельность является первым условием освоения мира". Как мы видим, основным объектом педагогического мастерства является человек, его интеллект, воля, убеждения, мышление, сознание. Все зависит от того, на каком высоком уровне она будет, от науки, от степени ее освоения. А наука обретается через неустанный труд, тяготы и страдания. Педагогическое мастерство также формируется с помощью деятельности, труда, непрерывной работы над своей квалификацией. Таким образом, "педагогическое мастерство" занимает высокое положение в системе педагогических и психологических наук. Ведь без педагогического мастерства невозможно обеспечить успех учебно - воспитательного, то есть педагогического процесса. Это означает овладение педагогическими навыками, необходимым условием для каждого ученика, педагога, воспитателя.

Аспекты педагогической деятельности:

Профессиональные качества Личные качества в профессии

Знание, ориентация, мобилизация, исследование, проектирование Развитие, посредничество, организаторство, личное созревание

Аспекты педагогической деятельности:

- познавательность;

- знание предмета преподавания;

- обладать ораторским искусством (умением излагать учебный материал понятным и ясным языком);

- способность гуманизировать знания;

- средства обучения;

- анализ и оценка знаний, навыков и умений студентов;

- непрерывное самостоятельное владение знаниями;

- личностные качества педагога (трудолюбие, творческий подход к работе, независимость, смирение, высокая культурность, ловкость, отзывчивость, отзывчивость, отзывчивость, настойчивость, смелость, грамотность, трудолюбие, исполнительность, добросовестность, объективность, всесторонняя образованность, наблюдательность, вежливость, любовь студентов и уважение их личности и др.). Это также помогает повысить активность студентов в процессе обучения, развивать их умственную деятельность, такую как тщательное прослушивание уроков, анализ учебного материала, сравнение, заключение [14, 276].

Развитие:

- возрастные особенности студентов, их знания о возможностях обучения;

- интерес студентов к своей науке;

-овладение различными методами обучения (репродуктивным, проблемным образованием, частично-исследуемым или эвристическим методом, методом исследования).

Перенаправление:

- система принципов обучения (всестороннее развитие личности студентов в процессе воспитания и обучения, уровень сложности знаний и знаний, доступных студентам, сознательность и творческая активность студентов под руководством преподавателя, наглядность в обучении и развитие теоретического мышления студентов, системность и последовательность, обеспечение перехода от обучения к самостоятельному овладению знаниями, развитие познавательных способностей учащихся, формирование позитивных эмоций в обучении, повышение жизнеспособности обучения и познавательных возможностей студентов, тот факт, что обучение является коллективным препятствием и учитывает индивидуальные особенности учащихся).

Мобилизация:

- стабилизация внимания студентов на уроке;

- возможность проведения различных типов уроков (овладение новыми знаниями, овладение навыками и навыками, их применение, систематизация и обобщение знаний, контроль и коррекция знаний, навыков и умений, смешанный урок);

- осуществление профессиональной ориентации в области политехнического образования;

- систематизация и обобщение полученных знаний;

- организация труда на научной основе и соблюдение предъявляемых к нему эстетических и гигиенических требований.

Проектирование:

- знание курса учебного заведения по своей специальности;

- знание методики своей науки;

- возможность выбора источников обучения для обучения и проверки знаний, навыков студентов;

- квалификация использования межпредметных внутренних и внешних связей в обучении;

- правильно вести и оформлять необходимые документы;

- определение видов основной воспитательной работы и выбор форм её проведения;

- умение определять необходимые инструменты для предметного кабинета и обогащать его за счет ручного наглядного оружия.

Посредничество:

- умение руководить командой;

- овладение формами организации обучения (фронтальная, индивидуальная, групповая);

- способность студентов работать с родителями;

- соблюдение этических норм в процессе общения;

- иметь квалификацию лектора-промоутера.

Организация:

- возможность организовать урок;

- планирование работы руководителя группы;

- организовывать и умело проводить групповую и внеклассную работу, массовые мероприятия по своей дисциплине.

Исследования:

-возможность критического анализа уроков, а также учебно-воспитательных мероприятий;

-проведение и разработка учебно-воспитательных и несложных педагогических экспериментов;

- анализ и критическое использование опыта других учителей;

- интерес к научному и педагогическому творчеству;

- использование диалектического метода мышления при рассуждении. Педагогическая деятельность - важное социально-педагогическое явление. Для формирования педагогического мастерства важно четко организовывать его, правильно направлять процесс получения студентами знаний, их потребности, интересы, мотивы, цели, формы реализации. Как и любая деятельность, педагогическая деятельность требует специальной подготовки (образованности), опыта, знаний по специальности.

Педагогические способности - особенности, имеющие важное значение в обеспечении рациональной организации и ведения педагогической деятельности педагогом, эффективной реализации практических задач [15, 103].

Умение быстро и легко передавать учебные программы, которые прямо или косвенно распределяются преподавателем в учебном процессе, умение эффективно использовать и применять их на практике, действовать ответственно в ходе выполнения задания, достигать поставленной цели и добиваться своей кратковременной физической активности [2, 386]. Одним из важных аспектов формирования профессионального педагогического мастерства является учет структуры профессиональных возможностей педагога.

Итак, профессиональное мастерство было и остается важным педагогическим явлением для каждого периода. Перспективы совершенствования педагогического мастерства решаются, прежде всего, путем овладения философскими, педагогическими, психологическими, физиологическими знаниями, получения обширных, глубоких и совершенных знаний по учебному предмету, их творческого изучения, систематического внедрения в свою деятельность и осуществления теоретической и практической взаимосвязи [16, 192]. Ведь педагогическое мастерство совершенствуется путем овладения определенной необходимой информацией. Действительно, для совершенствования педагогического мастерства, прежде всего, необходимо будет вооружиться научно - теоретическими основами учебного предмета, овладеть его методологией, понять и реализовать цели и задачи образовательного воспитания, овладеть компьютерной грамотностью, четко спланировать самостоятельную познавательную деятельность, стать обладателем педагогического мышления, овладеть педагогической техникой, овладеть социальной активностью и методической культурой и другой информацией. Каждый молодой учитель, начинающий педагогическую деятельность, сначала должен будет позаботиться о формировании и совершенствовании своих профессиональных навыков, не бояться трудностей, возникающих на этом пути, не впадать в недоумение.

Список литературы / References

1. Азизходжаева Н.Н. Педагогические технологии и педагогическое мастерство. Т., 2006. 44-б.

2. Rakhimov Zokir T. Developing Higher Educational Institutions Health Care Training Proces/Eastern European Scientific Journal / Ausgabe 1, 2019. P. 386.

3. Муслимов Н.А., Рахимов З.Т. Педагогические технологии как важный фактор повышения эффективности образования European research: сборник статей XX Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2019. 265 с.

4. Подласый И.П. «Педагогика». Новый курс. В 2-х книгах. М.:Владос, 2003. С. 52.

5. Рахимов З.Т. Педагогическое мастерство как фактор обеспечения качества образовательного процесса. Ежемесячный теоретический и научно-методический журнал «Среднее профессиональное образование», 2019. №9. С. 49.

6. Рахимов З.Т., Хидирова Д.З. Педагогико-психологические аспекты психического состояния учителя в процессе обучения. Современноеобразование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XXVII Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2019. 14 с.

7. Рахимов З.Т. Необходимость развития креативности в личности педагога / Приоритеты педагогики и современного образования: сборник статей V Международнойнаучно-практической конференции. -Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2019. 44 с.

8. Рахимов З.Т. Необходимость развития креативности в личности педагога / Приоритеты педагогики и современного образования: сборник статей V Международнойнаучно-практической конференции. -Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2019. 46 с.

9. Рахимов З.Т. Педагогическое мастерство и его важные компоненты в повышении эффективности образовательного процесса. Научно-методический журнал "Academy". Издательство «Проблемы науки». № 3 (42), 2019. С. 56.

10. Рахимов З.Т. Педагогическое мастерство и его важные компоненты в повышении эффективности образовательного процесса. Научно-методический журнал "Academy". Издательство «Проблемы науки». № 3 (42), 2019. С. 57.

11. Рахимов З.Т. Активизация познавательной деятельности и развитие критического мышления студентов в процессе обучения. Научно-методический журнал/ Проблемы современной науки и образования. Издательство «Проблемы науки», 2019. № 3 (136). С. 42-47.

12. Рахимов З.Т. Эффективность использования технологии совместного обучения в образовательном процессе. Научно-методический журнал/ Вестник науки и образования. Издательство «Проблемы науки», 2019. № 4 (58). Часть 1. С. 50-55.

13. Рахимов З.Т. Педагогическое мастерство как фактор обеспечения качества образовательного процесса. Ежемесячный теоретический и научно-методический журнал «Среднее профессиональное образование», 2019. № 9. С. 51.

14. Рахимов З.Т. Этапы применения технологий профессионально-ориентированного проблемного обучения. European Scientific Conference: сборник статей XI УМеждународной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2019. 276 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Rakhimov Zokir Toshtemirovich. Development of professional competence of educator / European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences. Vol. 7. № 10, 2019 ISSN 2056-5852/ Р. 103.

16. Фарберман Б.А., Мусина Р.Г., Джумабоева Ф.А. "Современные методы преподавания в высших учебных заведениях". Ташкент, 2002. 192 с.

TYPES OF EXERCISES ORIENTED AT FORMING GRAMMATICAL

SKILLS

Tursunhodjaev J.J. Email: Tursunhodjaev684@scientifictext.ru

Tursunhodjaev Jahongir Javdatovich — Teacher, PRACTICAL PATTERNS OF LANGUAGE DEPARTMENT, UZBEK STATE WORLD LANGUAGES UNIVERSITY, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article studies the system of exercises aimed at the formation of grammatical skills in teaching the English language, defines the characteristic features of speech exercises based on the linguistic features of the studied educational material in a comprehensive school and the psychological properties of the formation of skills and abilities to develop the more effective types of grammar exercises. Here we analyze the basic requirements that grammar exercises answered in the language learning system. Language exercises are classified in terms of the development of the process offormation of speech skills.

Keywords: grammar skills, exercise system, difficulty in learning grammar, grammar material, language exercises.

ТИПЫ УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ Турсунходжаев Ж.Ж.

Турсунходжаев Жахонгир Жавдатович — преподаватель, кафедра практических аспектов языка, Узбекистанский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье изучена система упражнений, направленных на формирование грамматических навыков в обучении английскому языку, определены характерные особенности речевых упражнений на основе лингвистических особенностей изучаемого учебного материала в общеобразовательной школе и психологических свойств формирования навыков и умений разработать более эффективные виды грамматических упражнений. Здесь анализированы основные требования, которым грамматические упражнения отвечали в системе изучение языка. Языковые упражнения классифицированы с точки зрения развития процесса становления речевых умений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.