Научная статья на тему 'Развитие образовательного процесса на основе инновационных подходов'

Развитие образовательного процесса на основе инновационных подходов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДОВАНИЕ-ВОСПИТАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / ПЕДАГОГ И ЛИЧНОСТЬ СТУДЕНТА / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАТОРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / TEACHING-EDUCATION / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / INTERACTIVE METHODS / TEACHER AND STUDENT'S PERSONALITY / INNOVATIVE ACTIVITY / PEDAGOGICAL TECHNIQUE / PEDAGOGICAL PROCESS / CREATIVE ACTIVITY / INNOVATIVE PEDAGOGICAL COLLECTIVE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юсупов Бекзод Эргашевич, Хайитова Садокат

В развитии Узбекской Республики уделяется большое внимание задаче подготовки конкурентоспособных спецалистов, основанных на богатом духовном потенциале и общечеловеческих ценноcтях, а также современным достижениям экономики техники и технологии, созданию и применению новой национальной педагогики, теории и методическим основам современной педагогической технологии. В процессе развития инновационных педагогических технологий и их внедрения в образовательный процесс, а также быстрого обмена и совершенствования информационных технологий каждый педагог-учитель должен развивать свою профессиональную подготовку, педагогическое мастерство. В данной статье приводятся некоторые проблемы и их решения в использовании современной педагогической технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING THE EDUCATIONAL PROCESS ON THE BASIS OF INNOVATIVE APPROACH

In the development of the Uzbek Republic, much attention is paid to the task of training competitive specialists based on the rich spiritual potential and common human values, as well as modern achievements of the economy of technology and technology, the creation and application of a new national pedagogy, theory and methodological basis of modern pedagogical technology. In the process of developing innovative pedagogical technologies and their implementation in the educational process, as well as the rapid exchange and improvement of information technologies, each teacher-teacher must develop his professional training and pedagogical skills. This article presents some problems in the use of modern pedagogical technology .

Текст научной работы на тему «Развитие образовательного процесса на основе инновационных подходов»

РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ

ИННОВАЦИОННЫХ ПОДХОДОВ 1 2 Юсупов Б.Э. , Хайитова С.О. Email: Yusupov673@scientifictext.ru

1Юсупов Бекзод Эргашевич - старший преподаватель, кафедра профессионального образования; 2Хайитова Садокат - студент, инженерно-технический факультет, Каршинский инженерно-экономический институт, г. Карши, Республика Узбекистан

Аннотация: в развитии Узбекской Республики уделяется большое внимание задаче подготовки конкурентоспособных спецалистов, основанных на богатом духовном потенциале и общечеловеческих ценностях, а также современным достижениям экономики техники и технологии, созданию и применению новой национальной педагогики, теории и методическим основам современной педагогической технологии. В процессе развития инновационных педагогических технологий и их внедрения в образовательный процесс, а также быстрого обмена и совершенствования информационных технологий каждый педагог-учитель должен развивать свою профессиональную подготовку, педагогическое мастерство. В данной статье приводятся некоторые проблемы и их решения в использовании современной педагогической технологии.

Ключевые слова: преподование-воспитание, педагогические технологии, интерактивные методы, педагог и личность студента, инновационная деятельность, педагогическая техника, педагогический процесс, творческая деятельность, инноваторский педагогический коллектив.

DEVELOPING THE EDUCATIONAL PROCESS ON THE BASIS OF INNOVATIVE APPROACH Yusupov B.E.1, Нayitova S.O.2

1Yusupov Bekzod Ergashevich - Senior Lecturer DEPARTMENT VOCATIONAL EDUCATION STUDY, 2Hayitova Sadocat - Student, FACULTY OF ENGINEERING TECHNICS, KARSHI ENGINEERING-ECONOMICS INSTITUTE, KARSHI, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: in the development of the Uzbek Republic, much attention is paid to the task of training competitive specialists based on the rich spiritual potential and common human values, as well as modern achievements of the economy of technology and technology, the creation and application of a new national pedagogy, theory and methodological basis of modern pedagogical technology. In the process of developing innovative pedagogical technologies and their implementation in the educational process, as well as the rapid exchange and improvement of information technologies, each teacher-teacher must develop his professional training and pedagogical skills.

This article presents some problems in the use of modern pedagogical technology. Keywords: teaching-education, pedagogical technologies, interactive methods, teacher and student's personality, innovative activity, pedagogical technique, pedagogical process, creative activity, innovative pedagogical collective.

УДК 378 (076)

В настоящее время на уровень государственной политики поднялся реформа и совершенствование системы непрерывного образования страны, идущей по пути

независимого развития, подъём её на новый качественный уровень, внедрение в неё передовых педагогических и информационных технологий и повышение эффективности образования. В процессе развития инновационных педагогических технологий и их внедрения в образовательный процесс, а также быстрого обмена и совершенствования информационных технологий каждый педагог-учитель должен развивать свою профессиональную подготовку, педагогическое мастерство.

Как известно, при активизации развития и проведении собственного влияния на процессы, происходящие в жизни, важно воспитывать молодежь, которая является важным субъектом социально - политического, экономического, культурно-духовного обновления общества, гармонично развитую личность.

Непрерывное образование-это глубокое, всесторонне обоснованное обучение, совершенное сочетание различных форм, стилей, средств, методов и направлений подготовки специалистов. Взаимосвязь качества непрерывного образования между различными компонентами обеспечивает рациональное применение определенных стилей и методов к процессу обучения. Общая педагогическая и дидактическая потребность во всех этапах образования заключается в совершенствовании эффективности самостоятельной работы учащихся на основе программных знаний, представлений и навыков, усилении интереса к научному мышлению, учебной дисциплине, углублении профессиональных знаний, повышении их учебно-познавательной активности в ходе теоретических и практических занятий [1, с. 27].

Активность учащегося в процессе обучения стала одним из основных принципов дидактики и остается такой [2, с. 97]. Мировой педагогический опыт свидетельствует о том, что современные педагогические технологии безграничны в возможности заинтересовать учащихся науками, повысить их активность в самостоятельной работе. Сегодняшняя задача образования состоит в том, чтобы научить студентов самостоятельно работать в условиях постоянно меняющейся информационно-образовательной среды, рационально использовать информационные потоки. Для этого необходимо создать им возможность и условия непрерывной самостоятельной работы.

Главная цель и движущая сила реформ, осуществляемых в сфере образования на пути построения демократического, правового и гражданского общества Республики Узбекистан, заключается в воспитании всесторонне развитого гармонично развитого человека.

Важным условием развития нашей страны является достижение функционирования усовершенствованной системы подготовки кадров на основе развития современной экономики, науки, культуры, техники, технологий.

Структура и содержание системы непрерывного образования в республике предусматривают коренные реформы, опираясь на современные достижения науки и социальный опыт. Для этого, прежде всего, необходимо обеспечить учебный процесс в учреждениях всех форм системы образования новой, научно-методической и современной методологией.

Одной из актуальных проблем, стоящих перед современной системой образования, является эффективное использование достижений науки, техники и передовых технологий в соответствии с целями, задачами, содержанием, методическими требованиями обучения молодого поколения. Образовательное учреждение создает условия для обучения растущего человека в процессе обучения. Ориентированность на формирование и развитие активности, образовательных потребностей и способностей учащихся в процессе обучения несет ответственность за деятельность учителя.

Для повышения эффективности образования, обеспечения того, чтобы человек находился в образовательном центре и получил независимые знания молодежи, необходимы хорошо подготовленные к учебным заведениям преподаватели, которые, помимо прочного овладения знаниями в своей области, знают педагогические

технологии и интерактивные методы, могут использовать их в организации учебных и воспитательных занятий. Для этого необходимо постоянно повышать квалификацию учителей всех дисциплин по педагогическим и информационным технологиям, интерактивным методам, а также применять полученные знания на учебных занятиях.

До сих пор известно, что традиционное образование учить студентов только овладеть готовыми знаниями. Понятно, что такой метод не дает большой возможности студентам развивать у них навыки самостоятельного мышления, работы, творческого поиска, инициативы. В результате развития науки, техники и инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе с каждым днем повышается интерес и внимание к повышению эффективности образования с использованием интерактивных методов (инновационных педагогических и информационных технологий).

Проблемная образовательная технология - это технология, направленная на преподавание учебного материала на основе научного исследования в сознании студента, которое создает задачи и проблемы. В процессе обучения возникают проблемные ситуации в мыслительной деятельности ученика, которые поощряют его объективно искать и делать логически правильные научные выводы [3, с. 273].

Для решения проблем, стоящих перед системой образования в инновационных процессах, происходящих в настоящее время, необходимы независимые и свободно мыслящие люди, способные самостоятельно оценивать приобретенные и приобретенные знания о новой информации, принимать необходимые решения.

Поэтому в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений неоценима роль и значение современных методов обучения, то есть интерактивных методов, инновационных технологий. Знания, опыт, касающиеся педагогических технологий и их применения в образовании, обеспечивают студентов знаниями и зрелыми навыками.

"Инновация (англ. innovation) - это нововведение, обновление, изменение чего-то. Инновационные педагогические технологии понимают систему образования, педагогический процесс, а также новшества и изменения в деятельности учителя и ученика, в реализации которых используются в основном интерактивные методы. Интерактив ("Интер " - это взаимодействие," ИКТ " - действовать) - означает взаимодействие (или общение, общение с кем-то). Суть интерактивного образования заключается в том, что это образование, направленное на обучение студентов друг другу" [4, с. 14].

Интерактивное обучение, интерактивные стили-это система стилей, основанная на регулярном общении, а также система обучения и стилей, в которых учащиеся участвуют совместно и активно. Другими словами, интерактивные методы обучения-это особая форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой обучающиеся вовлечены в процесс познания, способны понимать и мыслить то, что они знают и думают. Роль учителя в интерактивных уроках частично приводит к тому, что деятельность учащихся направлена на достижение целей урока. Особенность этих методов заключается в том, что они выполняются только через совместную деятельность педагогов и учеников.

Процесс такого педагогического сотрудничества имеет свои особенности и дает им возможность:

- принуждение учащегося к равнодушию, самостоятельному мышлению, творчеству и поиску во время урока;

- обеспечение непрерывности интереса учащихся к науке в процессе обучения;

- усиление интереса учащихся к науке самостоятельно, творчески подходя к каждому вопросу;

- постоянная организация совместной деятельности педагогов и учащихся.

По сути, инновации - это динамичная система для привлечения инноваций к отношениям или процессам. Само по себе нововведение как система представляет

собой логику отношения или процесса, во-первых, внутренней логики и, во-вторых, прогрессивного развития внедряемого со временем нововведения и его взаимодействия с окружающей средой.

Рис. 1. Этапы инновационных процессов

Суть инновационного процесса отражается в содержании взаимодействия между учителями и учениками, которое помогает учителям преодолевать стоящие перед ними проблемы. Сущность педагогической помощи характеризуется описанием инновационного метода, его целенаправленности, а также задачами, которые необходимо решать при формировании и воспитании личности.

Изучение инновационных процессов, их функций, законов развития, механизмов и технологий их реализации, принципов управления позволит организовать учебный процесс в высших учебных заведениях, профессиональных колледжах, академических лицеях и школах на основе современных педагогических технологий и достижений психологии [5, а 62].

Происходящие в нашей стране огромные преобразования оказывают свое влияние на все сферы, а также на процесс высшего образования. Нарушение старых форм социальных отношений и появление новой демократической системы жизни требуют творческой активности личности. Для воспитания и воспитания творческой, активной, самостоятельной мыслящей личности необходимы значительные изменения и перестройка в высшем образовании.

Поэтому задачей ряда дисциплин является коренное изменение в высшей школе, создание научных основ подготовки активных, творческих, интеллектуальных специалистов. Решение такой сложной задачи, как определение условий воспитания личности в процессе обучения, относится к предмету и содержанию исследования психологической науки.

Задачи образовательных технологий заключаются в том, чтобы научить профессоров - преподавателей осознавать сущность современных педагогических технологий и организовывать их в нетрадиционных формах учебный процесс, направленный на преподавание основ специальных дисциплин, добиться проектирования образовательного процесса на основе идеального модуля, овладеть навыками и навыками проектного использования образовательных технологий, быть

гарантом тщательного, глубокого овладения теоретическими знаниями обучающихся, формирования в них практических навыков.

В заключение следует отметить, что при внедрении инновационных педагогических технологий в образовательный процесс и их применении следует обратить внимание на следующее:

- педагогические учителя, желающие работать на основе образовательных технологий, должны иметь сценарии, разработанные на основе интерактивных методов по темам урока, в которых должны быть указаны сроки для формирования знаний, мотивационная часть для пробуждения мотивации у студентов, применение методов при разбивке проектируемого текста на фрагменты или проектировании, а также наглядность;

- проверка разработанного профессорско-преподавательским составом, работающим на основе педагогических технологий, проекта педагогической технологии в процессе обучения, анализ степени результативности целей и преимущества работы по педагогическим технологиям, обеспечение поддержки советом инновационных преподавателей на заседаниях кафедры, научно-методических семинарах, научных советах муссас высшего образования;

- инновационные (педагогические технологии) центры, работающие по современным педагогическим технологиям, созданные при организациях высшего образования, должны быть обеспечены необходимыми дидактическими и методическими материалами, техническими средствами;

- необходимо развивать технологическую компетентность передовых профессоров-преподавателей, обладающих теоретическими и практическими знаниями в области педагогических технологий и их использования в образовательном процессе.

Позитивное решение этих задач позволяет не только достичь определенной эффективности в учебно-воспитательном процессе, но и подготовить грамотных личностей и конкурентоспособных квалифицированных специалистов.

Список литературы /References

1. Очилов М. Янги педагогик технологиялар. Укув кулланма. Карши: "Насаф", 2000. 27-бет.

2. Авлиёцулов Н.Х., Мусаева Н.Н.Педагогик технология. Дарслик. - Тошкент: "Тафаккур бустони", 2012. 97-бет.

3. Рахимов Зокир Тоштемирович. «Этапы применения технологий профессионально-ориентированного проблемного обучения» Международный центр научного сотрудничества «Наука и просвещение» «European Scientific Conference» сборник статей XIV Международной научно-практической конференции, Состоявшейся 7 марта 2019 г. в г. Пенза МЦНС «Наука и просвещение», 2019. С. 273.

4. Ишмщамедов Р., Юлдашев М. Таълим ва тарбияда инновацион педагогик технологиялар. Укув кулланма. Тошкент: "Адабиёт учкунлари", 2017. 14-бет.

5. Азизхужаева Н. Педагогик технологиялар ва педагогик мадорат. Укув кулланма. Тошкент: "Узбекистон Ёзувчилар уюшмаси", 2006. 62-бет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.