ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ СОВМЕСТНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
ПРОЦЕССЕ Рахимов З.Т. Email: [email protected]
Рахимов Зокир Тоштемирович - доктор философии по педагогическим наукам, заведующий кафедрой, кафедра профессионального образования, Каршинский инженерно-экономический институт, г. Карши, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье отмечается, что в настоящее время одними из наиболее эффективных образовательных технологий в системе образования являются технология совместного образования, формирование научно-исследовательского метода в его активном познавательном процессе и мышлении, совместное овладение студентами знаниями в коллективе, подгруппе и паре в учебном процессе, взаимное развитие, образовательная технология, представляющая собой совместную организацию педагогико-студенческих отношений, а также его основная идея заключается в том, что, в ходе совместной работы раскрывается содержание достижения качества и эффективности в процессе обучения. Также признается необходимость создания индивидуального подхода к учащимся на основе гуманитарных идей, развития отношений на основе совместного образования. Ключевые слова: образование, учащийся, цель, необходимость, технология, сотрудничество, гуманизм, компетентность, активность, отношение, развитие.
THE EFFECTIVENESS OF THE USE OF COLLABORATIVE LEARNING TECHNOLOGY IN THE EDUCATIONAL PROCESS
Rakhimov Z.T.
Rakhimov Zokir Toshtemirovich - Doctor of philosophy in pedagogical Sciences, Head of Department, DEPARTMENT OF VOCATIONAL EDUCATION, KARSHI ENGINEERING AND ECONOMIC INSTITUTE, KARSHI, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: this article notes that currently one of the most effective educational technologies in the education system is the technology of joint education, the formation of a research method in its active cognitive process and thinking, the joint mastery of students ' knowledge in the team, subgroup and pair in the educational process, mutual development, educational technology, which is a joint organization of pedagogical-student relations, as well as its main idea is that, in the course ofjoint work, the content of achieving quality and efficiency in the learning process is revealed. It is also recognized the need to create an individual approach to students on the basis of humanitarian ideas, the development of relations on the basis of joint education.
Keywords: education, student, goal, necessity, technology, cooperation, humanism, competence, activity, attitude, development.
УДК:3 7;3 77;3 77(077)
Интенсивное развитие науки, широкое применение современных педагогических и информационных технологий, внедрение инноваций в образовательный процесс ставят перед обучающимися задачу поиска знаний на регулярной и самостоятельной основе, наряду с их быстрым освоением. Для решения этих задач, в первую очередь, необходимо коренное реформирование учебного процесса, последовательное
внедрение современных информационных и педагогических технологий, широко используемых в развитых странах мира. Нынешний период требует создания необходимых условий для вооружения обучающихся, в том числе учащихся в краткосрочной перспективе и с обоснованной информацией, тщательного освоения ими основ различных дисциплин. Известно, что [1] во все времена образовательный процесс развивался в соответствии с социальным развитием. Все происходящие социальные изменения в определенной степени отражаются в процессе обучения. Это также можно увидеть в процессе использования образовательных инноваций. Важным фактором формирования личности является совершенствование педагогического процесса, гуманизация, обеспечение независимости студента, эффективное использование возможностей технических средств в процессе обучения. Образовательно-воспитательный процесс предполагает цель систематического пробуждения активности и любопытства учащихся на протяжении всего обучения. Педагогическая технология, основанная на создании факторов обучения, позволяет быстро вовлечь студентов в образовательную или образовательную производственную деятельность. В противном случае задачи, которые являются слабыми, недостаточно понятными или не имеют четкого результата, приводят к неэффективному завершению обучения.
Такие случаи часто приводят к негативному отношению учителя к студентам. Результатом является чрезмерная эмоциональная привязанность к ученику, снижение мотивации к учебной деятельности, раздражение от чтения, негативное отношение к предмету и учителю. Отношения между учителем и студентом должны быть организованы на основе гуманистических критериев и направлены на устранение неприятных ощущений. Удовольствие от достижений, достигнутых в педагогическом отношении, стремление к учебной деятельности должно способствовать совместному творческому общению. При неуважительном подходе к личности студента в процессе обучения не может быть достигнута предполагаемая требовательность, особенно сознательная дисциплина.
Технология обучения представляет собой возможность достижения цели обучения с использованием организационно-методических средств. Если основное внимание в технологических системах направлено на разработку системы действий по осуществлению контроля с целью передачи знаний и определения уровня знаний, освоенных студентами, то выбор комплекса методов осуществляется на практической (экспериментальной) основе.
Образовательная технология позволяет положительно решать важные образовательные проблемы, такие как определение целей образования, разделение целостного процесса на части, стандартизация результатов обучения, эффективная обратная связь в учебном процессе, улучшение возможностей автоматизации. При решении этих проблем целесообразно учитывать существующий педагогический (автоматизированный и не автоматизированный) опыт, критически относиться к нему. В современных условиях особое значение приобретает Образование, Организация Сотрудничества.
В настоящее время одной из наиболее эффективных образовательных технологий в системе высшего образования является технология совместного обучения. Его задача - стимулировать процесс активного познания и формировать метод исследования в мышлении. Технология совместного обучения соответствует целям воспитания творческой активной личности.
Технология совместного обучения-это образовательная технология, представляющая собой совместную организацию отношений «педагог-ученик (и)», взаимного развития, совместного усвоения студентами знаний в коллективе, небольшой группе и паре, основной идеей которой является выполнение учебных заданий в коллективе, малых группах или паре, совместного взаимодействия технологии совместной образовательной деятельности - технологии
образовательного характера, обеспечивающие совместное освоение студентами знаний в коллективе, небольшой группе и паре, взаимное развитие, а также совместную организацию взаимодействия «педагог-студент(ы)» в процессе обучения.
Идеи технологий совместного обучения - это Ди-Джей в 80-х годах прошлого века. Джей.Руссо, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко и другие новаторы-педагоги сформировались на основе своих взглядов [2]. Партнерские образовательные технологии продвигают цель создания мировоззрения студентов на основе развития интеллектуальных, морально-нравственных и физических способностей, интересов, мотивов. В отличие от «кооперативного обучения» технологии совместного обучения, он обеспечивает студентам навыки работы в команде, работая как в паре, так и в небольшой группе.
Рис. 1. Направления сотрудничества в области образования
Структурные элементы технологий образования сотрудничества: 1.Общие положения Использование базового конспекта (физических, математических и химических формул, тезисов, пояснительных иллюстраций, кратких выводов, символических знаков, схем, графиков, таблиц, диаграмм).
2. Тестирование знаний на тестовой основе.
3. Оценка успеваемости учащихся.
Принципы технологий образования сотрудничества:
- взаимное единство членов пары и подгруппы;
- ответственность каждого члена в паре и подгруппе за личный и групповой успех;
- организация совместной учебно-познавательной деятельности в подгруппе;
- общая оценка групповой и коллективной работы. Признаки технологий совместного обучения:
- внимание к личности студента, индивидуальности;
- овладение готовыми знаниями и отказ от их перевоспитания;
- развитие самостоятельного и критического мышления у студентов;
- обеспечение положительного отношения к педагогу и сверстникам;
- развитие у студентов навыков культурного общения;
- создание среды, основанной на сотрудничестве и взаимном равенстве.
- работать в паре и в группе - чувствовать, что это серьезный и ответственный труд.
Рис. 2. Тренинг по применению технологий совместного образования
Вариант 1: обучение в команде (рис. 2). Команда будет информирована о достижениях каждого студента, поскольку команда заинтересована в успешном освоении учебного материала каждым студентом. Ведь успех команды зависит от каждого ученика и его успеха, от решения задачи, поставленной перед командой.
Вариант 2: обучение в подгруппе (рис. 2). Студенты объединяются в подгруппы из 4-5 человек и работают над учебным материалом, предоставленным в случае блока. Каждый студент работает отдельно на материале. Затем студенты в одной группе посещают другие группы по 1 человеку и после того, как они сообщают своим сверстникам в качестве эксперта по исследуемому материалу, возвращают их в свою группу и знакомят членов своей команды с информацией, которую они изучали от своих сверстников. При этом необходимо внимательно выслушать партнеров, зафиксировать необходимую информацию в их тетрадях. После обучения учитель спрашивает любого ученика, чтобы он отвечал на вопросы по изученной теме.
Вариант 3. Работа в паре (Рис. 2). Студенты делятся на пары. Каждая пара получает отдельное задание по целостной теме. На основе совместной работы члены пары осваивают предоставленный им материал. Тогда он будет информировать об этом команду.
Технологии совместного обучения основаны на принципе «педагогико-студенческого сотрудничества» и используются в следующих формах:
- проведение небольших исследований;
- участие в конкурсе по предмету;
- подготовка к предметным олимпиадам;
- подготовка совместных проектов;
- публикация научных статей в творческом сотрудничестве;
- создание учебных ресурсов в творческом сотрудничестве.
При применении технологий совместного обучения от студентов требуется:
- сотрудничество с партнерами и группировщиками
- активная работа, ответственный подход к заданию
- позитивное отношение к партнеру или группе
- не только чувствовать ответственность за свой успех, но и за успех партнера и группы
Порядок применения технологий совместного образования:
- студенты (4-5 человек) работают в небольших группах;
- единый учебный материал для команды;
- каждая группа находит ответ на отдельный вопрос;
- сформирована экспертная группа;
- эта группа подробно знакома с работой каждой группы;
- экспертная группа имеет возможность индивидуально оценивать деятельность каждого студента;
- баллы, набранные студентами, суммируются и оцениваются по деятельности подгруппы;
- команда, набравшая самый высокий балл, считается победителем.
Процесс обучения невероятно сложный [3]. Общество требует высокой эффективности образования на основе своих социально-политических, экономических потребностей. Опираясь на технологию совместного образования, которая представляет собой отношения между учителем и учеником, студенты получают совместное образование.
Таким образом, технологии сотрудничества в образовании имеют большие возможности для улучшения качества, повышения эффективности образования, принятия решений о взаимодействии между преподавателями, студентами, группой студентов, а также командой, достижения идеологического и духовного единства, стремления к единой цели, реализации внутренних возможностей каждого обучающегося (ученика, студента), создания необходимых условий и условий для его проявления как личности. Самое главное, учителя должны обратить внимание на изучаемую тему, проблему или вопрос, который должен быть решен при применении технологий совместного образования. Кроме того, с учетом возрастных, психологических особенностей, уровня мировоззрения, жизненного опыта студентов в применении технологий совместного образования эффективность урока возрастет. Это требует от учителей овладения профессиональными навыками, навыками, знаниями, интуицией и интуицией.
Список литературы /References
1. Толипов У., Усмонбоева М. Педагогик технология: назария ва амалиёт. Т.: Фан, 2005. 205 б.
2. Хидоятова Д.А. Интерфаол таълим модели воситасида таълим рус тилида олиб борилаиган мактаблар узбек тили у^итувчиларининг малакасини ошириш жараёни самарадорлигини ошириш: Пед.ф.буйича фалс.фанл.докт. ... дис. автореф. Т., 2017. 32 б.
3. Очилов М. Янги педагогик технологиялар. - Карши: Насаф, 2000. 79 б.