Научная статья на тему 'СПОСОБЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ'

СПОСОБЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
624
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
организация деятельности учащихся / проблемы с дисциплиной / способы регулирования поведения учащихся / комплекс приемов / organization of student’s activities / problems with discipline / ways to regulate student’s behavior / a set of techniques

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костюк Александра Владимировна

В статье рассматриваются педагогические приемы, с помощью которых учитель может регулировать поведение учащихся на уроке. Автор описывает способы организации деятельности обучающихся в процессе изучения русского языка, реакции педагога на нарушение дисциплины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO REGULATE THE BEHAVIOR OF STUDENTS IN THE CLASSROOM

The article discusses the pedagogical techniques by which the teacher can regulate the behavior of students in the classroom. The author describes the ways of organizing the students’ activities in the process of the Russian language learning, the teacher's reaction to the violation of discipline.

Текст научной работы на тему «СПОСОБЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ»

УДК 37.025(373)

DOI 10.38163/978-5-6045317-2-3_2021_189

СПОСОБЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

НА УРОКЕ

Костюк Александра Владимировна.

Россия, г. Новосибирск, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», Институт филологии, массовой информации и психологи, бакалавр, avk_sasha@mail.ru.

Аннотация. В статье рассматриваются педагогические приемы, с помощью которых учитель может регулировать поведение учащихся на уроке. Автор описывает способы организации деятельности обучающихся в процессе изучения русского языка, реакции педагога на нарушение дисциплины.

Ключевые слова: организация деятельности учащихся, проблемы с дисциплиной, способы регулирования поведения учащихся, комплекс приемов.

WAYS TO REGULATE THE BEHAVIOR OF STUDENTS IN THE

CLASSROOM

Kostyuk Alexandra Vladimirovna

Russia, Novosibirsk, Novosibirsk State Pedagogical University, Institute of Philology, Mass Information and Psychology, undergraduate student, avk_sasha@mail .ru.

Abstract. The article discusses the pedagogical techniques by which the teacher can regulate the behavior of students in the classroom. The author describes the ways of organizing the students' activities in the process of the Russian language learning, the teacher's reaction to the violation of discipline.

Keywords: organization of student's activities, problems with discipline, ways to regulate student's behavior, a set of techniques.

В педагогике, педагогической риторике, возрастной психологии довольно много исследований посвящено проблемам дисциплины и организации деятельности учащихся [1, 3, 4, 5]. И это не случайно, потому что для успешного освоения любого курса школьной программы необходимо внимание и сосредоточенность обучающихся на учебном процессе. Проблемы удержания внимания учеников, включения их в урок, тишины и порядка на занятии появляются не только у молодых, но и у опытных учителей, что часто это зависит от особенностей класса, его организованности, от самодисциплины учащихся, сформированности их волевой сферы и устойчивого внимания. Значимо также, какой стиль общения был у педагога начальной школы: обычно после авторитарного учителя дети реагируют только на жесткие способы поддержания дисциплины в классе. В процессе педагогической практики в

189

школе мы столкнулись с проблемой удержания внимания учащихся, их включения в урок. Во многом это объясняется возрастом средних подростков, следствием достаточно долгой изоляции в рамках дистанционного обучения. Пятиклассники были вынуждены заниматься дома самостоятельно, не успели как следует адаптироваться после начальной школы и были лишены важного компонента обучения - общения со сверстниками.

Одно из важнейших требований терапевтический дидактики -обеспечение психологически и физиологически комфортной, безопасной обстановки обучения, а шум в классе, однообразная деятельность, вынужденное удержание учеником одной и той же позы - все это приводит к утомлению школьников, служит предпосылкой для стресса, который препятствует учебной успешности [2, с.204-205].

В статье представлено несколько приемов регулирования поведения учащихся на уроке. Условно их можно разделить на две группы: 1) связанные с реакциями учителя; 2) связанные с организацией деятельности учащихся.

Важно отметить, что каждый из описанных способов был неоднократно применен на практике.

Из эффективных вербальных реакций учителя на нарушение дисциплины отметим «Я-высказывания», так как они позволяют педагогу безоценочно описать ситуацию в классе, тем самым показать ученикам проблему и разделить с ними ответственность за порядок в классе. Трехчастная структура суждения (характеристика ситуации, чувства / состояние, которые в связи с этим испытывает учитель, желательное изменение), например: «Когда в классе шумно, я не могу работать, я прошу вас быть внимательными»; «Мне тяжело говорить, и я не могу продолжать урок, когда вы шумите, мне хотелось бы, чтобы вы слушали ответы друг друга и перестали комментировать с места». Очень значимо, что «Я-высказывание» дает возможность избежать давления на учеников и прямых обвинений, которые обычно присутствуют в «Ты-высказывании».

Из невербальных средств регуляции поведения обучающихся отметим эффективность изменения педагогом тона и громкости голоса, когда шум в классе достигает уровня громкости голоса учителя или превосходит его. Преподавателю необходимо выдержать паузу, а затем начать говорить тихо; при этом можно дополнительно описать ситуацию, в которой ему некомфортно работать. На практике в нашем классе были подобные случаи.

Разделение места преподавания и места дисциплинирования. Суть этого приема состоит в том, что пространственное положение, из которого происходит решение проблем с дисциплиной, должно быть отделено от пространства обучения. Ученики привыкают, что положение учителя в конкретной части кабинета связано с определенным видом деятельности либо свидетельствует о какой-либо проблеме, что служит психологическим якорем. Соединение же места дисциплинирования и места обучения приводит к нерасчлененности для ребенка предметного и организационного (часто негативного) содержания.

Один из важнейших способов дисциплинирования, по нашему мнению, -это визуальный контакт с учеником, нарушающим дисциплину. Обычно этого достаточно, чтобы не отвлекать остальных и включить ребенка в учебный процесс. Если же это не один ученик, то учитель делает паузу в проведении урока. Задача педагога - замолчать, занять пространственную позицию в классе, чтобы видеть всех ребят, и они видели преподавателя, строго осматривать школьников и ждать, пока они обратят свое внимание на учителя. Конечно, слишком долгое молчание может породить еще большие проблемы с дисциплиной, поэтому важно использовать комплекс приемов для включения учеников в урок. Когда один ребенок отвечает у доски, а в классе начинается шум, учитель устанавливает визуальный контакт по возможности с каждым школьником, в результате внимание учеников «собирается».

Что касается результативных приемов, связанных с организацией деятельности учащихся, отметим максимально четкие установки, так как они позволяют предупредить вопросы и, следовательно, возможность нарушить дисциплину. Так, при установке на самостоятельную работу важно объяснить, как выполнять задания, сколько времени отводится, кто и каким образом соберет / сдаст выполненные работы: «В левом верхнем углу карточки подпишите имя и фамилию. Время на выполнение самостоятельной работы -5 минут; когда останется минута, я сообщу; если выполнили, молча поднимаете руку, я подхожу и забираю у вас карточку». Подобные формулировки позволяют структурировать деятельность учащихся.

Показали свою эффективность и невербальные приемы организации учеников, в частности, изменение положения детей в пространстве. Нарушения дисциплины часто свидетельствуют об усталости учеников. Для того чтобы повысить эффективность занятия, необходимо дать школьникам время на отдых. Продуктивнее всего в подобных случаях работает физкультминутка. Физические упражнения нужны для того, чтобы сменить вид деятельности, переключить внимание, снизить напряжение. В нашем опыте были такие случаи, когда из-за нехватки времени не проводилась физминутка, это приводило к нарушению дисциплины, мы не могли собрать внимание школьников из-за их переутомления.

В случае нарушения дисциплины можно также предложить пятиклассникам встать и задать им вопросы, которые позволят учащимся отрефлексировать сложившуюся ситуацию: «Почему я попросила вас встать?», «Что сейчас происходит в классе?», «Что нужно сделать, чтобы продолжить урок?» и т. п.

Использование условных сигналов. Сущность этого приема заключается в том, что для учителя и учеников действует правило - использование условного сигнала = внимание и создание тишины в классе. В психологии существует понятие «правило левой (правой) руки»: поднятая рука обозначает, что необходимо сосредоточить внимание на учителе и замолчать. Мы же на практике использовали жест хормейстера - раскрытая ладонь плавно рисует в воздухе полукруг, и в конце все пальцы соединяются в одной точке. Хормейстеры применяют данный жест для регуляции звука и его громкости в

хоре. Раскрытая ладонь означает наличие громкого звука, шума, движение ладони ассоциируется с собиранием этого шума, соединение пальцев в одну точку - сведение звука «на нет». На практике этот сигнал использовался вместе с вербальными приемами, и через два-три применения ученики поняли, чего мы от них хотим.

Подводя итог, следует сказать, что способы регулирования поведения учащихся на уроке этими приемами не ограничиваются, однако мы проверили их на практике и считаем наиболее эффективными. Использование данных приемов в совокупности позволяет быстро и продуктивно решать возникающие на уроке проблемы с дисциплиной.

Библиографический список.

1. Зайдман И.Н. Терапевтическая дидактика в обучении русскому языку: развитие коммуникативных и социальных компетенций: практико-ориентированная монография. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. - 164 с.

2. Зайдман И.Н. Терапевтическая дидактика как основа здоровьесберегающих технологий // Народная культура: личность, творчество, досуг. - М.: Российский институт культурологии, Сибирский филиал. 2003. - С. 204-205.

3. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М.: Просвещение, 1987. - 190 с.

4. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М.-Нальчик: Изд. центр "ЭльФа", 1996. - 92 с.

5. Монина Г.Б. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь: монография / Г. Б. Монина, Е. К. Лютова-Робертс, Л. С. Чутко. - СПб.: Речь, 2007. - 186 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.