Научная статья на тему 'Психолого-педагогические рекомендации для учителей, работающих с учениками с СДВГ'

Психолого-педагогические рекомендации для учителей, работающих с учениками с СДВГ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1016
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
синдром дефицита внимания с гиперактивностью / импульсивность / нарушение внимания / attention deficit hyperactivity disorder / impulsivity / impaired attention

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трубицын Павел Геннадьевич

В статье рассматриваются некоторые теоретические аспекты феномена синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у школьников. Педагогам предлагаются конкретные практические рекомендации для работы с детьми с СДВГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Трубицын Павел Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL RECOMMENDATIONS FOR TEACHERS WORKING WITH PUPILS WITH ADHD

This paper reveals the theoretical aspects of studying the phenomenon of attention deficit hyperactivity disorder in schoolchildren. Concrete practical recommendations are offered to educators for working with children with ADHD.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические рекомендации для учителей, работающих с учениками с СДВГ»

УДК 376.54

DOI 10.38163/978-5-6043858-6-9_2020_118

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ, РАБОТАЮЩИХ С УЧЕНИКАМИ С СДВГ

Трубицын Павел Геннадьевич.

Россия, Новосибирск, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», Институт филологии, массовой информации и психологии, кафедра современного русского языка и методики его преподавания, магистрант, trubitsinpavel1997@mail.ru.

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые теоретические аспекты феномена синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у школьников. Педагогам предлагаются конкретные практические рекомендации для работы с детьми с СДВГ.

Ключевые слова: синдром дефицита внимания с гиперактивностью, импульсивность, нарушение внимания.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL RECOMMENDATIONS FOR TEACHERS WORKING WITH PUPILS WITH ADHD

Trubitsyn Pavel Gennadievich.

Novosibirsk, Novosibirsk State Pedagogical University, Institute of Philology, Mass Information and Psychology, Department of Modern Russian Language and Methods of Teaching, Master student, trubitsinpavel1997@mail.ru.

Annotation. This paper reveals the theoretical aspects of studying the phenomenon of attention deficit hyperactivity disorder in schoolchildren. Concrete practical recommendations are offered to educators for working with children with ADHD.

Key words: attention deficit hyperactivity disorder, impulsivity, impaired attention.

Для современного образования, декларирующего учет индивидуальных особенностей обучающихся, актуальны трудности, возникающие перед учителями при обучении и воспитании учеников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (далее СДВГ).

При характеристике синдрома дефицита внимания на первый план выходят импульсивность, гиперактивность и невнимательность; они также выступают яркими диагностическими маркерами.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) - это стойкое нарушение минимальных мозговых функций, рубрика F90.0 в МКБ-10. Существует также американская классификация - DSM-IV, предлагающая

диагностическую методику, признанную в международной ассоциации психиатров.

По данным большинства зарубежных эпидемиологических исследований, частота СДВГ среди детей дошкольного и школьного возраста составляет от 4,0% до 9,5% [5]. Диагностические данные Н. Н. Заваденко указывают на частоту проявлений рассматриваемого синдрома в школе: 6,6%; среди мальчиков эта цифра составляет 11,2%, среди девочек - 2% [1].

Специфика нарушения оказывает значительное влияние на процесс обучения и социализации лиц с СДВГ. Негативный эффект достигается изначально, как следствие - задержанное формирование необходимых школьных навыков. Затруднения в освоении материала, детерминируемые органическими изменениями мозговых функций, также формируют препятствия нормативному психофизиологическому развитию ученика.

Часто учителя пребывают в ситуации неопределенности: отсутствие конкретных рекомендаций и размытое понимание феномена СДВГ усложняют обучение таких детей, требующих особого подхода.

Методы педагогического воздействия при работе со школьниками с СДВГ являются близкими в отношении существующих норм. Разработанные для учителей рекомендации требуют от педагогов более чуткого внимания к таким детям. Создание благоприятного психологического климата во время урока и гармоничная подача учебного материала широко используются учителями в повседневной деятельности, что направлено на эффективную организацию учебного процесса [4].

Суггестия со стороны педагога заключается в видоизменении обучения, в создании гармоничного пространства в классе, в групповой и парной формах организации взаимодействия детей с СДВГ с одноклассниками.

Особое значение в обучении детей с СДВГ приобретает внедрение психолого-методического и коммуникативного компонентов разработанной И. Н. Зайдман терапевтической дидактики - создание таких условий, при которых ребенок будет обучаться в свойственном ему стиле, на основе продуктивных именно для него технологий, будет получать вербальную и невербальную педагогическую поддержку [2, с. 182-221; 3, с. 6-34].

Практические рекомендации: 1. Посадите ученика с СДВГ за первую парту, рядом с учителем. Это создаст ситуацию очевидного преимущества в виде постоянного контроля педагогом деятельности ученика с СДВГ; позволит сразу поощрять успешное выполнение заданий и мотивировать дальнейшее обучение; объяснять материал (при необходимости) более подробно, не отвлекая при этом весь класс. При расположении ученика рядом с учителем снижаются возможные отвлекающие факторы для ребенка с СДВГ, что позволяет ему дольше быть включенным в работу.

3. Представляйте задания постепенно.

Поскольку детям с СДВГ трудно запоминать информацию на долгое время, то упражнение, состоящее из нескольких частей, будет сложно выполнить

школьнику с СДВГ. Последовательная, порционная подача материала / задания позволит освоить материал / выполнить упражнение успешнее. Формулируйте задания кратко, избегая лишних деталей. Если у вас есть интерактивная доска, вы можете использовать ее для кинестетических и визуальных заданий, что актуально для ребенка с СДВГ. Отдельные рабочие листы также могут решить вопрос поэтапности.

4. Групповая работа.

При организации такой формы необходимо осторожно отнестись к выбору партнера. В групповой работе дети могут мотивировать друг друга и оценивать свою деятельность; появляется возможность продемонстрировать разные точки зрения на поставленную задачу. Напарник может взять на себя ответственность делать заметки и оказывать помощь ребенку с СДВГ.

5. Ситуация определенности.

Школьники, имеющие трудности с вниманием (гиперактивные, импульсивные), нуждаются в структурированной и предсказуемой среде. Это поможет создать дополнительную уверенность и устойчивость, снять избыточную тревожность. Неожиданные перемены в расписании, перенос уроков, нестандартные ситуации и различные инциденты могут быть затрудняющими факторами в принятии решений и быстром формировании новых паттернов поведения у ребенка с СДВГ.

Именно по этой причине имеет смысл начать день (урок) с распорядка, обозначив постоянные элементы и возможные изменения. При необходимости можно написать распорядок дня в классе / представить индивидуально детям с СДВГ.

6. Работа за компьютером.

Использование компьютера является мотивационным инструментом, позволяющим ученику сконцентрировать внимание на задании. С одной стороны, компьютер предоставляет возможность использовать стимулы (задания), поддерживать концентрацию ребенка, когда учитель занят с другими учениками. С другой стороны, использование компьютера будет может быть эффективным при выполнении домашних заданий при условии дозированности инструкций и опоре на продуктивные для ребенка виды наглядности.

Мы предполагаем, что сформулированные рекомендации будут полезны педагогам без специального дефектологического образования в условиях общеобразовательной школы, в том числе инклюзивного и индивидуального обучения детей с СДВГ.

Библиографический список.

1. Заваденко Н. Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. Изд. 2. М.:«Школа-Пресс 1», 2001. - 128 с.

2. Зайдман И. Н., Ефремова О. А. Как научить всех и каждого: учебно -познавательная деятельность на основе индивидуализации и дифференциации: практико-ориентированная монография. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2010. - 352 с.

3. Зайдман И. Н. Терапевтическая дидактика в обучении гуманитарным дисциплинам: учебник. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2015. - 166 с.

4. Монина Г. Б. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь : монография / Г. Б. Монина, Е. К. Лютова-Робертс, Л. С. Чутко. СПб.: Речь, 2007. - 186 с.

5. Мэш Э., Вольф Д. Нарушения психики ребенка: психологическая энциклопедия. СПб.: «Прайм ЕВРОЗНАК», 2003. - 384 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.