Научная статья на тему 'СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
способ / развитие / креативность / младший школьник / средства / проектная деятельность / method / development / creativity / elementary school student / means / project activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эльсиева Марха Султановна, Асадулаева Фатима Рамазановна, Гаджиева Умаган Абдулмуслимовна

В статье рассмотрены способы развития креативности младших школьников средствами проектной деятельности. Показана важность применения творческих навыков имеет ценность для общественности по той причине, что обозначенная деятельность приводит к созданию уникального продукта, который существенно меняет различные направления жизнедеятельности человека. Для развития креативности учащихся педагог применяет игровые технологии, которые предполагают наличие различных форм деятельности во время проведения занятия. Основной задачей образовательной организации является развитие среди школьников умений, сопряженных с самостоятельным отбором и оценкой получаемой информации. Автор пришел к выводу, что метод проектов, включает в себя получение знаний в аспекте проектной деятельности, предполагающий учет всех важных закономерностей непосредственно самого педагогического процесса, а также изучение его психологического содержания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Эльсиева Марха Султановна, Асадулаева Фатима Рамазановна, Гаджиева Умаган Абдулмуслимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the ways of development of creativity of elementary school pupils by means of project activities. The importance of application of creative skills is shown to be of value for the public for the reason that the indicated activity leads to creation of a unique product, which essentially changes various areas of human activity. In order to develop students' creativity, the educator applies game technology, which implies various forms of activities during the class. The main task of the educational organisation is to develop among students the skills associated with the independent selection and evaluation of the information obtained. The author has come to the conclusion that the project method involves obtaining knowledge in the aspect of project activities, which involves taking into account all the important laws of the pedagogical process itself, as well as the study of its psychological content.

Текст научной работы на тему «СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики начального образования Эльсиева Марха Султановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный); кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и технологии начального образования Асадулаева Фатима Рамазановна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат биологических наук, доцент кафедры педагогики и технологии начального образования Гаджиева Умаган Абдулмуслимовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)

СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье рассмотрены способы развития креативности младших школьников средствами проектной деятельности. Показана важность применения творческих навыков имеет ценность для общественности по той причине, что обозначенная деятельность приводит к созданию уникального продукта, который существенно меняет различные направления жизнедеятельности человека. Для развития креативности учащихся педагог применяет игровые технологии, которые предполагают наличие различных форм деятельности во время проведения занятия. Основной задачей образовательной организации является развитие среди школьников умений, сопряженных с самостоятельным отбором и оценкой получаемой информации. Автор пришел к выводу, что метод проектов, включает в себя получение знаний в аспекте проектной деятельности, предполагающий учет всех важных закономерностей непосредственно самого педагогического процесса, а также изучение его психологического содержания.

Ключевые слова: способ, развитие, креативность, младший школьник, средства, проектная деятельность.

Annotation. The article deals with the ways of development of creativity of elementary school pupils by means of project activities. The importance of application of creative skills is shown to be of value for the public for the reason that the indicated activity leads to creation of a unique product, which essentially changes various areas of human activity. In order to develop students' creativity, the educator applies game technology, which implies various forms of activities during the class. The main task of the educational organisation is to develop among students the skills associated with the independent selection and evaluation of the information obtained. The author has come to the conclusion that the project method involves obtaining knowledge in the aspect of project activities, which involves taking into account all the important laws of the pedagogical process itself, as well as the study of its psychological content.

Key words: method, development, creativity, elementary school student, means, project activity.

Введение. Одной из наиболее актуальных проблем отечественной и зарубежной психолого-педагогической науки является изучение свойства, которое определяет гибкое, конструктивное восприятие, поведение и мышление человека, -креативности. Необходимость изучения факторов, влияющих на развитие творческих навыков вызвано потребностью общества в креативных проявлениях личности, которая способна активно участвовать в происходящих социальных переменах.

Применение творческих навыков имеет ценность для общественности по той причине, что обозначенная деятельность приводит к созданию уникального продукта, который существенно меняет различные направления жизнедеятельности человека. Исторически сложилось, что образовательная система, поддерживаемая государством и обществом, нацелена на развитие творческого потенциала подрастающего поколения.

Для развития творческого потенциала учащихся педагог находит новые, наиболее эффективные средства и методы организации образовательной деятельности. При этом возрастает важность и ценность креативности, которая разивает не только каждого индивида, но в исторической перспективе трансформирует общество в целом. Высокий уровень креативности благоприятно влияет на творческое развитие личности, которое способствует самореализации и самосовершенствованию в интересующих ее направлениях.

В частности, для развития креативности учащихся педагог применяет игровые технологии, которые предполагают наличие различных форм деятельности во время проведения занятия. Следует помнить, что игра является естественной для ребенка формой обучения, которая исходит из его жизненного опыта. Главная цель современного образования состоит в конструировании определенных умений и навыков среди школьников. По словам Н.Н. Лазуковой, упомянутый процесс включает в себя несколько этапов: создание мотивационной основы у школьника, изложение информации о способах учебной деятельности, выполнение новых заданий школьниками под руководством педагога, индивидуальное выполнение школьниками дополнительного задания, перенос новых умений в иные обстоятельства с целью его применения в другой ситуации. Таким образом, основной задачей образовательной организации является развитие среди школьников умений, сопряженных с самостоятельным отбором и оценкой получаемой информации.

Изложение основного материала статьи. С древних времен людей интересовала природа возникновения творчества. В Древней Греции к творчеству относили поэзию и музыку, в Древнем Риме - внимание акцентировалось в отношении создания скульптур и художественных полотен. Аристотель считал, что творчество - это индивидуальное ремесло, то есть нечто прикладное, исходящее от самого человека. Платон наделял процесс творения божественной сущностью, проводя параллель с сотворением мироздания. Он признавал силу вдохновения, без которого невозможен процесс создания шедевра и появления творческого порыва. В Средневековье творчеством считался процесс творения всего живого. В Эпоху Возрождения к творчеству причисляли высшую художественную деятельность, авторы художественных произведений являлись гениями. Гёте в «Фаусте» превозносит процесс творения над жизненными ценностями, Томас Гоббс сопоставлял творчество с процессом освобождения от духовных оков и называл творческого индивида творцом культуры. Ницше воспринимал интуитивную природу творчества, как то, что творить могут только избранные - «сверхлюди». Бергстон утверждал, что существует большой космический потенциал, из которого человек может находить энергию для творчества [1].

В начале XX в. во время научно-технической революции появилась необходимость в людях, проявляющих способности к техническому и научному творчеству. Соответственно, данное явление привело к значительному количеству исследований, направленных на поиск необходимых критериев творческих способностей.

Впервые содержательное понятие «креативность» (от лат. Creatio - создание, сотворение) ввел Д. Симпсон в 1922 г. Под ней он понимал личную способность индивида отказываться от стандартных способов мышления.

Таким образом, в младшем школьном возрасте у подрастающего поколения проявляются определенные потребности, реализация который также может относиться к проявлению творчества. Отличительной особенностью подобной творческой деятельности является игровая форма деятельности, в рамках которой педагогом вносятся изменения в содержательную часть в целях формирования выраженного творческого потенциала. Школьник может в игровой форме выполнять роли учителя в школе, врача в медицинской организации, работника и т.д. Примеряя на себе социальные роли в процессе игры, он постепенно учится решать задачи, писать, читать, считать, рисовать, петь, размышлять и др.

В процессе занятий в игровой форме реализуются следующие виды потребностей школьников младшего возраста:

1. Потребность в движении. Школьнику сложно долго концентрировать свое внимание на занятии, в связи с чем возникает необходимость проводить небольшие физкульминутки.

2. Потребность во внешних впечатлениях. Школьнику младшего возраста интересно выполнять различные поручения, однако данный интерес является внешним. Он активно помогает, пока не исчезнет чувство новизны.

3. Стремление четко следовать требованиям учителя. Школьник стремится все сделать правильно, как говорит учитель. Для него важно получение положительной отметки и стать лучшим учеником. Он ждет эмоциональной поддержки и похвалы со стороны авторитетных для него взрослых.

Существуют различные методы развития креативности младших школьников: смыслового видения, образного видения, эвристический, аналогий, символического видения, адаптации, проектирования, генерирования идей, гиперболизации, агглютинации, мозгового штурма, игровой.

В целях развития креативности необходимо использовать новые педагогические технологии и методы, не бояться экспериментировать и комбинировать, создавая ситуацию ухода детей от общепринятых и привычных способов мышления. Педагогу следует помогать школьникам генерировать идеи, которые можно осмыслить и выделить среди них наиболее оригинальные и актуальные.

Исходя из представления о креативности как о динамическом явлении, становится понятной концепция ее развития. Развитие креативности зависит от определенных факторов: выбранных методов и форм, а также наличия благоприятной образовательной среды.

Понятие «среды» как направления для развития индивида одним из первых начал использовать Ж.Ж. Руссо. При условии благоприятной среды, по мнению ученого, природные потребности школьника находятся в соответствии с его действительными возможностями. О важности среды в своих трудах говорит и Р. Стернберг в инвестиционной теории креативности, ученый выделяет среду как один из шести необходимых компонентов для реализации творческого процесса (наряду с интеллектуальными способностями, стилем мышления, знаниями и личностными характеристиками). В трудах В.Н. Дружинина представлено развитие креативности путем влияния микросреды, в которой формируется система индивидуальных мотивов и свойств [3].

Именно среда может актуализировать, развить индивидуальные способности школьника к творчеству через определенную направленную деятельность преобразовательного смысла. При этом необходимо учитывать, что среда включает в себя следующие три уровня: микросреда (семья, класс, друзья), макросреда (двор, школа) и мегасреда (населенный пункт). На каждом из них происходит взаимодействие или воздействие школьника с окружением. А также каждый из данных уровней влияет на потенциальное развитие школьника, в том числе и на его развитие творческих способностей.

В работе педагога Львовой И.М. «Важные психологические факторы доя развития творческой личности» представлена гипотеза о том, что «несмотря на многочисленные экспериментальные и теоретические исследования проблема развития креативности требует дальнейшего изучения, так как в известных научных концепциях нет однозначного ответа на вопросы о факторах, природе развития креативности, отсутствует единый взгляд на феноменологию и классификацию качеств творческой личности» [5, С. 4]. Далее автор приходит к заключению, что «креативность - это свойство индивида, которое характеризуется наличием определенной творческой активности, имеющую гуманистическую основу.

Творческие проявления индивида в данном аспекте возможны в разных сферах деятельности, при этом результатом творчества могут являться ситуации, способы деятельности, средства, чувства, а также эмоции человека» [5, С. 14].

Педагог И.М. Львова представила в своих трудах классификацию трех ступеней креативности: «Первая ступень развития креативности каждого индивида выявляется в способности провести анализ предметной ситуации, а также в умении выразить оригинальность и гибкость мышления.

Вторая ступень проявляется в рефлексии индивидуального состояния и оценке деятельности, в умении определять цели и задачи по самосовершенствованию и самопреобразованию. Третья ступень показывает профессионализм индивида.

Находясь на данной ступени, человек способен, по нашему мнению, эффективно реализовывать индивидуальную потребность в персонализации, продолжить себя в других» [7, С. 20].

В своей работе «Важные психологические факторы для развития творческой личности» при проведении экспериментального исследования сформирован вывод о том, что становление творческого потенциала индивида взаимообусловлено определенными психологическими факторами: внутренними (успешное общение, активность индивида, интеллектуальность) и внешними (создание психологического комфорта, творческая среда, общение с искусством и культурой).

В становлении креативности особое внимание приобретает изучение таких качеств личности как проницательность, гибкость, активность, самостоятельность, смелость, энергичность, метафоричность и оригинальность мышления» [6, С. 19]. Данные выводы наиболее близки к исследованной в современной мировой науке концепции метапроблем, которые определяют креативность.

Ученый, педагог И.М. Львова использовала метод факторного анализа для установления возможной зависимости определенный характеристик креативности. При применении факторного анализа были выбраны следующие характеристики, как: метафоричность и оригинальность мышления в прямой зависимости от индивидуально-психологических особенностей индивида «сизотимии (отчужденность, холодность), проницательности, гибкости, смелости, энергичности» [6, С. 15].

В работе педагога Маркиной H.A. «Рефлексивные механизмы креативности личности» постулируется, что «социально-экономическая ситуация, которая сложилась в обществе в начале наступившего тысячелетия, требует от индивида становления таких его качеств, которые бы стимулировали его продуктивность и творческий потенциал. Высокий уровень

становления креативности и рефлексивности является важным и существенным условием успешного функционирования индивида в современном мире» [5, С. 11].

Автор обозначает, что «креативность рассматривается как «мыследеятельность», представляющая собой формирование и расширение «концептуальных пространств деятельности и мышления» индивида» [5, С. 12]. Основным фактором становления креативности является «рефлексивность как «интегральное психическое свойство», способствующее индивиду управлять становлением личных «мыследеятельных способностей»» [8, С. 125].

Исследование представлено в аспекте отечественной психологической школы, рассматривающего «рефлексивную детерминацию креативности», как важный источник творческих способностей. Основным недостатком применяемого подхода является соединение в психологическом анализе суждения сущности креативности и явления креативности. Эмпирический анализ психологического портрета отдельно анализируемого индивидуума, считающегося креативной личностью, признается как универсальный результат, который определяет основную сущность креативного подхода.

В работе Г.А. Бучневой [2, С. 703] приведен тематический обзор технических методов развития творческого мышления педагогов начального образования. Из исследуемого объема литературы авторы работы обособляют три основных способа: влияние на средовые факторы; работа через разрешение ситуативных проблем; тренинги креативности.

В современных школах проектная деятельность характеризуется творческой, продуктивной и поисковой деятельностью в процессе обучения. Важная задача современных педагогов начальных классов школы является не обучать школьников в формате проекта, а заинтересовывать их в участии самого процесса, а также соблюдать требования непосредственно нового ФГОС НОО [9]. Кроме того, у школьников уже должно быть сформировано представление, включающее итоговый результат деятельности, этапы формирования и реализации проекта, а также понимание и фиксации своей деятельности по проекту.

Ученый, педагог Ю.Б. Дударева рассматривает в научном исследовании применение метода проектов непосредственно на занятиях в начальной школе. Проект представляется как творческая задача, в которой индивид перестает являться собственником своей идеи с основной целью будущего солидарного поиска оптимального ее решения [4, С. 768]. А также педагог Т.В. Пикулина утверждает, что при реализации проектов среди школьников в начальных классах осуществляется множество определенных действий, которые в совокупности организовывают деятельность [7, С. 241.

Необходимо учитывать и понимать, что основная деятельность взаимосвязана с изменением действительности. Главная цель упомянутого метода заключается в том, чтобы стимулировать интерес школьника к определенной проблеме, требующей некоторого объема знаний, и продемонстрировать практическое применение данных знаний посредством одного или нескольких проектных мероприятий по решению задач. Данный метод основан только на на индивидуальной деятельность школьника. Проект можно делать лично, в парах, в группах и в течение разного периода времени. Этот метод хорошо сочетается с методом коллективного образования.

В своих исследованиях педагог В.Н. Дружинин рассматривает проектное обучение как «организованный педагогом процесс, в котором школьник решает определенные критические задачи, применяя разнообразные инструменты и методы, целостные знания» ГЗ, С. 1251.

С.А. Болтасова считает итоговым результатом и главным продуктом - созданный проект, отраженный в виде прототипа подлинного плана желаемой действительности в будущем, что является оптимальным описанием объекта в будущем или непосредственно деятельности в будущем Г11-

Успех любого учебного процесса зависит от важного аспекта того, как педагог успешно организует занятие. Первостепенным является планирование действий и оценки. Качество образования должно обеспечиваться осмысленными исследованиями.

Проблемы сегодняшнего дня требуют от школьников активного вклада в жизнь общества. Поэтому педагоги должны быть более гибкими, чтобы помочь им справиться с данной задачей. Метод проектной деятельности является средством, помогающий школьникам находить, исследовать, синтезировать, интерпретировать и исследовать полученную информацию, для получения новых знаний и информации.

Выводы. Таким образом, метод проектов, включает в себя получение знаний в аспекте проектной деятельности, предполагающий учет всех важных закономерностей непосредственно самого педагогического процесса, а также изучение его психологического содержания. Проект является продуктом проведенной интерактивной деятельности в сфере прогнозирования активности, которая была организована педагогом и индивидуально выполнена школьниками в целях последующего получения результатов творческого самовыражения.

Литература:

1. Болтасова, С.А. Развитие креативных способностеймладших школьников посредством метода проектов (проектирование игр) / С.А. Болтасова, H.A. Козырева // Психология одаренности и творчества: сборник научных трудов участников III Международной научно-практической онлайн-конференции, Москва, 3 ноября 2021 г. [Электронный ресурс].

- URL: http://ippo.selfip.com:85/izvestia/boltasova-s-a-razvitie-kreativnykh-sp/ (дата обращения: 28.05.2023)

2. Бучнева, Г.А. Внеурочная предметная деятельность и ее роль на современном этапе / Г.А. Бучнева // Молодой ученый. - 2017. - №14. - С. 702-705

3. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 1999. - 450 с.

4. Дударева, Ю.Б. Развитие творческого мышления в системе дополнительного образования детей и взрослых / Ю.Б. Дударева. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - № 6 (110). - С. 767-771

5. Львова, ИВ. Психологические факторы развития креативности личности. Автореф. дисс. .канд. психолог, наук / ИВ. Львова. - Кемерово, 2005. - 24 с.

6. Метод проектов в начальной школе: система реализации / Н.В. Засоркина, М.Ю. Шатилова, Н.Б. Помянина [и др.].

- Волгоград: Учитель, 2016. - 135 с.

7. Пикулина, Т.В. Внеурочная деятельность младших школьников / Т.В. Пикулина // Молодой ученый. - 2015. -№2.1. - С. 24-25

8. Проектная и исследовательская деятельность в образовательном процессе современной школы: Монография [под ред. С.Д. Якушевой]. - Новосибирск: Изд. АНС СибАК, 2017. - 164 с.

9. ФГОС НОО // ФГОС: [сайт]. - URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 28.03.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.