8. Козырева О.А. Корпоративная культура педагога как условие и продукт управления качеством подготовки кадров в образовательном учреждении // Современная педагогика. 2014. № 9 (22). С. 62-73.
9. Редлих С.М., Козырева О.А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. №1(3). С.49-62.
10. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
© М. А. Голдобин, О. А.Козырева, 2015
УДК 371
Р.З. Джанаева
студентка 4 курса
ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» Научный руководитель: И.Ю. Соколова
к.п.н., доцент кафедры педагогики и образовательных технологий ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»
г.Ставрополь, Российская Федерация
РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Аннотация
В статье раскрывается тема развития креативности детей младшего школьного возраста через игровые технологии. Включение игровой технологии в образовательный процесс начальной школы позволит не только активизировать учебный процесс, но и создаст условия для развития креативности младших школьников.
Ключевые слова:
Креативность, младший школьный возраст, игровые технологии.
Формирование творчески мыслящей личности является одной из важнейших задач современного образования. Потребность понять природу креативности и пути ее развития возникла, как следствие необходимости воздействовать на творческую деятельность с целью повышения ее эффективности. Один из путей решения этой проблемы - усиление творческого потенциала личности посредством развития креативности.
Проблемой креативности занимались многие ученые, среди работ зарубежных исследователей в области креативности следует отметить труды Дж. Гилфорда, А. Маслоу, К. Тейлора, Э.П. Торренса, Э. Фромма. В отечественной науке теория креативности разрабатывалась Е. П. Ильиным, А.В. Хуторским, В.Н. Дружининым, Д.Б. Богоявленской, Т.А. Барышевой и др.
Следует отметить, что по сравнению с ранними исследованиями, где креативность выступает как исключительный и уникальный феномен, в современных исследованиях подчеркивается тенденция рассмотрения креативности как процесса и комплекса интеллектуальных и личностных особенностей индивида, присущих каждой личности.
Обобщая все вышеизложенное, мы можем определить креативность как интегративное свойство личности способное создавать оригинальные ценности и принимать нестандартные решения.
Сензитивным периодом для развития креативности является младший школьный возраст, поскольку ребенок этого возраста активен и любознателен по своей природе. Именно в этот период происходит
становление новообразований, от которых во многом зависит творческий успех/неуспех взрослого человека.
Возрастные особенности проявления и развития креативности в младшем школьном возрасте соответствуют основным этапам ее развития, а именно:
-накопление творческого опыта познания действительности;
-рассмотрение задачи с разных сторон, построение вариантов;
-реализация версий, идей, образов;
-проверка найденных вариантов и их отбор[2, с. 147].
В настоящее время разработано довольно много различных методов приемов и средств, направленных на развитие креативности младших школьников. В отдельную категорию выделяют игровую технологию, способствующую не только активизации учебного процесса, но и развитию творческих способностей (креативности). Существует большое количество определений игровых технологий различных авторов (Г. К. Селевко, Л. В. Загрекова, Т. М. Михайленко и др.).
В данной статье мы разделяем мнение Т. М. Михайленко и под игровыми технологиями понимаем обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом [3, с. 143].
Эффективность развития креативности детей через игру определяется как возрастными особенностями младшего школьного возраста, так и потенциальными возможностями игры, творческой по своей сути.
В результате анализа практического опыта педагогов- новаторов начальной школы, занимающимися игровыми технологиями, можно сделать вывод, что игровую технологию можно использовать в качестве: самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; как элемент более обширной технологии; в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, контроля).
Также успешно применять игровые технологии на уроке позволяет большое разнообразие образовательных программ. Например, образовательная система начальной школы «школа 2100» включает в себя разнообразный игровой материал.
Так в 1 классе героем учебников стал заяц Пус, который превращается в мальчика Петю Зайцева и идёт учиться в первый класс. Первоклассники помогают Пете учиться, объясняют, отвечают на его вопросы, что является лучшим способом самому понять предмет объяснения. Во 2 классе «сквозные» герои учебника - второклассник Саша и сказочные персонажи - младший домовой Афанасий. Он знаток и любитель книг, они с Сашей путешествуют в сказки. В 3 и 4 классах постоянно действующие герои -Настя, профессор А.Н.Рождественский и близнецы Оля и Игорь, они путешествуют по страницам истории, «разговаривают» с учениками, задают вопросы, на которые дети пытаются самостоятельно находить оригинальные ответы.
Образовательная программа «школа 2100» включает игры и упражнения, способствующие не только активизации учебного процесса, но и создают условия для творческой реализации личности. Задача детей в этих играх в том, чтобы уйти от общепринятых и привычных способов мышления и генерировать свежие идеи, которые затем можно оценить и отобрать из них наиболее полезные.
В отечественной педагогике имеется большое количество игровых технологий, используемых учителями начальных классов («Сам Самыч» В.В.Репкина, «Мумми-тролли» томских авторов и др.), встроенных в основное содержание обучения[2].
В пособии А.Б.Плешаковой «Игровые технологии в учебном процессе» мы выделили большое количество игр, которые будут способствовать развитию креативности. Например, игра «Сотворчество», которую можно использовать на уроке русского языка в 3 классе, для закрепления частей речи. Условия игры позволяют детям творчески исследовать текст. Детям предлагается стать учеными и понаблюдать
за «жизнью» прилагательных в тексте, увидеть, как прилагательное побуждает к работе наше воображение и мысль.
В целом использование игровой технологии в процессе обучения обусловлено возрастными особенностями детей начальной школы, целями личностно-ориентированного образования, задачами развития творческой личности младшего школьника. Правомерно и обосновано его использование для развития креативности ученика начальной школы. Список использованной литературы: 1. Большакова, Л. А. Развитие творчества младшего школьника / Л. А. Большакова // Завуч начальной школы. - 2002. - № 2. - С. 12-16.
2. Михайленко Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т. М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-147
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г. К. Селевко - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
© Р.З. Джанаева, И.Ю.Соколова, 2015
УДК 378.1; 371.3
В. В.Евдохин
студент 4 курса факультета физической культуры, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»,
г. Новокузнецк, Российская Федерация учитель физической культуры, МНБОУ №76, г. Новокузнецк, Российская Федерация
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕЙ ГУМАНИЗМА И ПРОДУКТИВНОСТИ В МОДЕЛИРОВАНИИ ПОРТФОЛИО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Аннотация
В статье представлены вопросы и возможности повышения качества моделирования портфолио обучающихся начальной школы, включенных в соревновательный процесс определения победителей в рамках участия в заочной, научно-практической конференции обучающихся средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва «Портфолио как итог формирования культуры самостоятельной работы обучающегося».
Ключевые слова
Портфолио обучающегося начальной школы, культура самостоятельной работы, моделирование, гуманизм, нормальное распределение способностей, педагогическая методология.
Идея гуманизма и продуктивного становления личности обучающегося начальной школы - идея реализации современной практики формирования культуры самостоятельной работы, в ресурсах которых обучающийся начальной школы формирует навыки и опыт общеучебных и предметных знаний, фасилитирующих самостоятельную постановку и решение проблемы в той мере, в которой она осознается развивающимся младшим школьником.
Одной из форм формирования культуры самостоятельной работы обучающегося начальной школы является вовлечение его в продуктивную работу, в том числе и научную работу, в структуре которой уделяется большое внимание практике самоанализа или рефлексии достижений.
Культура самостоятельной работы обучающегося начальной школы - это продукт совместной деятельности педагогов и родителей в продуктивном самовыражении, самореализации и самосовершенствовании обучающегося начальной школы, в ресурсах которого качество определяемых и
203