Научная статья на тему 'Теория и практика уточнения категории «Воспитание» в структуре изучения современной педагогической методологии'

Теория и практика уточнения категории «Воспитание» в структуре изучения современной педагогической методологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голдобин М. А.

В статье отражены возможности уточнения определений и детализации словесно-логических моделей категории «воспитание», раскрыты направления моделирования категориального аппарата современной педагогики в ресурсах педагогической методологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теория и практика уточнения категории «Воспитание» в структуре изучения современной педагогической методологии»

III. Праксиологический компонент структуры технологической компетенции старшеклассников специализации «Кондитер» включает профессиональные умения и навыки, учебный и жизненный опыт. Обучение будет успешным, если оно развивает определённую систему умений. Действенность знаний, их направленность на практическое использование проявляются в умениях и навыках профессиональной деятельности.

Каждый компонент содержания технологической компетенции интегрально способствует развитию технологической компетенции старшеклассников специализации «Кондитер». Список использованной литературы:

1. Байденко, В.И. Компетенция: к освоению компетентностного подхода. Материалы к методическому семинару / В.И. Байденко. - М.: Логос, 2004.-115 с.

2. Зеер, Э. Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э. Ф. Зеер, Э.

3. Сыманюк // Высшее образование в России. - 2005. - № 4. - C.23-30.

3. Зимняя, И. А. Ключевые компетности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Электронный ресурс] / И. А. Зимняя. - Режим доступа: http:// old.vvsu.ru

4. Ильязова, М.Д. Компетентностный подход к результатам высшего образования: сущность, анализ, реализация: моногр. / М.Д. Ильязова, Л.Ю. Бусурина, Т.В. Жиляева. - Астрахан. гос. техн. ун-т: Изд-во АГТУ, 2006. - 120 с.

5. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: доклад А.В. Хуторского на отделении философии образования и теоретической педагогики РАО 23 апреля 2002, М.: - Центр «Эйдос».

6. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь - М.: Издат. центр «Академия», 2011. - 176 с.

7. Матяш, Н.В., Подготовка учителя технологии к обучению школьников проектной деятельности / Матяш Н. В., Семенова Н. В. - Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета имени академика И. Г. Петровского, 2000. - 120 с.

8. Махмутова З.М. Теоретические основы профессиональной компетентности / З.М. Махмутова // Информатика и образование. - 2004. -№ 12.- С. 41-44.

9. Симоненко, В. Д. Технологическая культура и образование (культурно- технологическая концепция развития общества и образования) / В. Д. Симоненко. - Брянск: Издательство БГПУ, 2001. - 214 с.

10. Федеральный закон «Об образовании», принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www .zakonrf.info/zakon -ob -obrazovanii

© М.С. Герасимова, 2015

УДК 378.1; 371.3

М. А.Голдобин

студент 5 курса факультета физической культуры, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»,

г. Новокузнецк, Российская Федерация Научный руководитель: О. А.Козырева к. п. н., доцент, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный

университет», г. Новокузнецк, Российская Федерация

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УТОЧНЕНИЯ КАТЕГОРИИ «ВОСПИТАНИЕ» В СТРУКТУРЕ ИЗУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЕТОДОЛОГИИ

Аннотация

В статье отражены возможности уточнения определений и детализации словесно-логических моделей

категории «воспитание», раскрыты направления моделирования категориального аппарата современной педагогики в ресурсах педагогической методологии.

Ключевые слова

Культура самостоятельной работы, воспитание, моделирование, гуманизм, педагогическая

методология.

Современное профессионально-педагогическое знание не может обойтись без фундаментальных основ педагогической методологии, фасилитирующей поиск методов исследования того или иного составного профессионально-педагогического знания, необходимость которого не вызывает сомнения, как и поиск новых оптимальных возможностей построения и изложения, организации и коррекции педагогического процесса в соответствии с изменяемыми условиями и реализуемой тактикой педагогической поддержки личности обучающегося, включенного в процесс развития и социализации, самореализации и самоутверждения, самосовершенствования и саморазвития.

В системе знаний педагогической методологии [1, 4, 10] и примеров реализации детерминации и уточнения категориального аппарата современной педагогики [1-10] рассмотрим возможности уточнения категории «воспитание» в системе методологических подходов, верифицирующих возможности того или иного рассмотрения современных педагогических явлений и событий.

Воспитание с точки зрения аксиологического подхода - это процесс ретрансляции социальных норм и опыта в контексте реализуемой государством системы общечеловеческих ценностей и приоритетов реализации идей гуманизма как составной социального знания, опирающегося на тенденции нормального распределения способностей и здоровья всей рассматриваемой совокупности субъектов социокультурного пространства, для каждого из которых создаются условия выбора оптимальной траектории развития и формирования, становления и социализации, самореализации и самоутверждения, самосовершенствования и саморазвития, предопределяющих качество жизни, успешность, самостоятельность, востребованность, конкурентоспособность и прочие ценности, свойства, характеристики полисубъектных отношений в микро, мезо-, макро-, мегамасштабах.

Воспитание с точки зрения акмеологического подхода - это процесс, обеспечивающий формирование и развитие мотивов, способностей, целей, ценностей, стремлений, потребностей, компетенций субъекта социальной среды к качественному самовыражению и самореализации личности в ресурсах выбора и достижения им вершин своего развития в различных направлениях деятельности, располагающих личность к уникальному, своевременному продуцированию в материальных и идеальных объектах культуры, искусства науки и спорта антропологического потенциала и / или поля, предопределяющих сохранение ноосферы, культуры и цивилизации, располагающих все звенья целостной системы к гибкой адаптации и оптимизации в модели функциональной, процессуальной, полисистемной, мультифакторной детерминации, фасилитирующих изучение и повышение качества описываемого процесса.

Воспитание с точки зрения деятельностного подхода - это процесс формирования и развития личности, фасилитирующий определение основ, визуализацию и коррекцию качественного саморазвития и самосовершенствования личности, системно детерминируемой через набор формируемых конкретных черт, принятия правил поведения, норм, ценностей и других процессуальных элементов культуры в ресурсах взаимодействия «воспитатель-воспитанник», «учитель-ученик», «взрослый-ребенок» и пр., предопределяющих сохранение и преумножение наследия государства и народа, продолжение общечеловеческого потенциала культуры, системно-научного познания, антрополого-ноосферных преобразований сознания личности и качества создаваемых продуктов, обогащаемых и обогащающих все составные социальных отношений и ресурсов самосохранения личности и общества в целом.

Воспитание с точки зрения диалогического подхода - это процессуальный, социально-педагогический механизм создания условий для полноценной организации вербальных и невербальных полилогов и актов самовыражения между субъектами социального пространства и группами, обеспечивающий личности продуктивное становление и позитивное сосуществование в социальном континууме, механизм страховки которого сводится к грамотной постановке и решению различного рода проблемных вопросов и задач, пополняющих как индивидуальный, так и социальной-групповой опыт,

качество и востребованность которых предопределяют все изменения в антропосреде и ноосфере.

Воспитание с точки зрения информационного подхода - это процесс целенаправленного формирования личности, функциональная матрица которого представляет собой набор приоритетов и оптимальных условий ретрансляции социального опыта и верификации всех получаемых из социума информационно-аксиологических объектов и продуктов культуры, науки, искусства, спорта и пр., предопределяющих неустанное развитие и личности, и общества как ценностей и ресурсов современной антропосреды.

Воспитание с точки зрения индивидуального подхода - это целенаправленный процесс развития и формирования субъектов социального пространства с учетом их индивидуальных особенностей и специфики нормального распределения способностей и здоровья, влияющий на выбор модели поведения, особенностей формирования культуры внутреннего мира и социального взаимодействия, способности к адаптации и социализации, самореализации и самоутверждения, саморазвития и самосовершенствования в целостном понимании важности всех антропологически обусловленных явлений и процедур.

Воспитание с точки зрения графологического подхода - это педагогически обусловленный ресурс социокультурной среды, обеспечивающий развивающейся личности качественное восприятие, отражение, преобразование различных сторон и нюансов социального взаимодействия, основа которых познается и системно верифицируется в контексте выбора и оптимизации адекватных словесно- и структурно-логических моделей, предопределяющих устойчивость развития, востребованность и конкурентоспособность, креативность и продуктивность отношений, разнообразие и целостность уникального сосуществования и пр. ценностей, являющих в антропосреду ресурсы самосохранения и развития.

Воспитание с точки зрения поведенческого подхода - это процесс формирования и развития полноценной, социально-адаптированной личности, модели взаимодействия в биосоциокультурном пространстве которой обеспечивают сохранение и преумножение материальных ресурсов и духовной культуры общества или государства, где человек является высшей ценностью и целью всех традиций и инноваций, детерминируемых и оптимизируемых в науке, технике, культуре, искусстве и прочих отраслях человекознания.

Воспитание с точки зрения герменевтического подхода - это процесс создания и реализации условий для формирования и становления личности, специфика повышения качества которого осуществляется за счет системы верифицируемых ценностей и модели разъяснения и дополнения изучаемых процессов и явлений, центром которых является антропосреда и человек.

Список использованной литературы:

1. Козырева О.А. Воспитание как феномен моделирования и практики: монография. Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. 410 с. ISBN 978-5-7148-0346-8.

2. Козырева О. А. Воспитание как категория педагогики: учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008. 115 с. [+прил. на CD]. ISBN 978-5-85117-357-8.

3. Козырева О. А. Категории психолого-педагогической антропологии: учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2008. 207 с. [+прил. на CD]. ISBN 978-5-85117-359-2.

4. Козырева О. А. Моделирование дефиниций категорий современной педагогики в структуре инновационной деятельности будущего педагога: моногр. Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2008. 374 с. ISBN 978-5-85117-411-7.

5. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов: теоретический аспект // Europan Souciai Science Jornal. 2014. № 4-1. С. 136-142.

6. Козырева О.А. Культура самостоятельной работы педагога: от определения до продуктов самореализации // Современная педагогика. 2014. № 12 (25). С. 97-102.

7. Козырева О.А. Некоторые аспекты формирования культуры самостоятельной работы будущих педагогов в структуре подготовки к воспитательной работе в школе // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. 2014. № 1. С. 69-71.

8. Козырева О.А. Корпоративная культура педагога как условие и продукт управления качеством подготовки кадров в образовательном учреждении // Современная педагогика. 2014. № 9 (22). С. 62-73.

9. Редлих С.М., Козырева О.А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. №1(3). С.49-62.

10. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.

© М. А. Голдобин, О. А.Козырева, 2015

УДК 371

Р.З. Джанаева

студентка 4 курса

ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» Научный руководитель: И.Ю. Соколова

к.п.н., доцент кафедры педагогики и образовательных технологий ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»

г.Ставрополь, Российская Федерация

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация

В статье раскрывается тема развития креативности детей младшего школьного возраста через игровые технологии. Включение игровой технологии в образовательный процесс начальной школы позволит не только активизировать учебный процесс, но и создаст условия для развития креативности младших школьников.

Ключевые слова:

Креативность, младший школьный возраст, игровые технологии.

Формирование творчески мыслящей личности является одной из важнейших задач современного образования. Потребность понять природу креативности и пути ее развития возникла, как следствие необходимости воздействовать на творческую деятельность с целью повышения ее эффективности. Один из путей решения этой проблемы - усиление творческого потенциала личности посредством развития креативности.

Проблемой креативности занимались многие ученые, среди работ зарубежных исследователей в области креативности следует отметить труды Дж. Гилфорда, А. Маслоу, К. Тейлора, Э.П. Торренса, Э. Фромма. В отечественной науке теория креативности разрабатывалась Е. П. Ильиным, А.В. Хуторским, В.Н. Дружининым, Д.Б. Богоявленской, Т.А. Барышевой и др.

Следует отметить, что по сравнению с ранними исследованиями, где креативность выступает как исключительный и уникальный феномен, в современных исследованиях подчеркивается тенденция рассмотрения креативности как процесса и комплекса интеллектуальных и личностных особенностей индивида, присущих каждой личности.

Обобщая все вышеизложенное, мы можем определить креативность как интегративное свойство личности способное создавать оригинальные ценности и принимать нестандартные решения.

Сензитивным периодом для развития креативности является младший школьный возраст, поскольку ребенок этого возраста активен и любознателен по своей природе. Именно в этот период происходит

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.