Научная статья на тему 'Развитие креативности у детей младшего школьного возраста методами активного обучения'

Развитие креативности у детей младшего школьного возраста методами активного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1439
315
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / КРЕАТИВНОСТЬ / ДЕСИНХРОНИЗАЦИЯ В РАЗВИТИИ / ДЕТЕРМИНАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ / КОГНИТИВНАЯ ОДАРЕННОСТЬ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / YOUNGER SCHOOL AGE / CREATIVITY / DE-SYNCHRONIZATION IN DEVELOPMENT / DETERMINATION OF CREATIVE BEHAVIOUR / COGNITIVE TALENT / CREATIVE ACTIVITY OF ELEMENTARY SCHOOL STUDENTS / CREATIVE THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарасов Сергей Васильевич, Трошин Денис Анатольевич

В статье отмечен ряд вопросов, связанных с выделением структурно-содержательных характеристик креативности младших школьников, а также с изучением особенностей развития таковых в учебной деятельности. Делается акцент на необходимости внедрения эффективных технологий по развитию креативности в систему школьного обучения, что обусловлено потребностью детей в самореализации и творческом решении проблем. Авторы представляют разработанную ими программу по развитию креативности методами активного обучения, эффективность которой была доказана экспериментальным путем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тарасов Сергей Васильевич, Трошин Денис Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of creativity in elementary school students by methods of active learning

The paper deals with the issues related to the structural and substantial characteristics of the creativity of elementary school students, as well as the study of the features of their development in the educational activity. The authors emphasize the need to introduce effective technologies of creativity development in the school education system, which is determined by the children's need of self-actualization and creative problem solving. The authors present a developed program of creative abilities development by active learning methods, the effectiveness of which has been proven experimentally.

Текст научной работы на тему «Развитие креативности у детей младшего школьного возраста методами активного обучения»

УДК 159.922.72:37.013.77

Тарасов Сергей Васильевич Tarasov Sergey Vasilyevich

кандидат психологических наук, PhD in Psychology, Assistant Professor,

доцент кафедры прикладной психологии Applied Psychology Department,

Пензенского государственного университета Penza State University

Трошин Денис Анатольевич медицинский психолог

Областной наркологической больницы, г. Пенза

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕТОДАМИ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Troshin Denis Anatolyevich

Clinical Psychologist, Regional Drug Addiction Treatment Hospital, Penza

DEVELOPMENT OF CREATIVITY IN ELEMENTARY SCHOOL STUDENTS BY METHODS OF ACTIVE LEARNING

Аннотация:

В статье отмечен ряд вопросов, связанных с выделением структурно-содержательных характеристик креативности младших школьников, а также с изучением особенностей развития таковых в учебной деятельности. Делается акцент на необходимости внедрения эффективных технологий по развитию креативности в систему школь-ного обучения, что обусловлено потребностью детей в самореализации и творческом решении проблем. Авторы представляют разработанную ими программу по развитию креативности методами активного обучения, эффективность которой была доказана экспериментальным путем.

Ключевые слова:

младший школьный возраст, креативность, де-синхронизация в развитии, детерминация творческого поведения, когнитивная одаренность, творческая деятельность младших школьников, творческое мышление.

Summary:

The paper deals with the issues related to the structural and substantial characteristics of the creativity of elementary school students, as well as the study of the features of their development in the educational activity. The authors emphasize the need to introduce effective technologies of creativity development in the school education system, which is determined by the children's need of self-actualization and creative problem solving. The authors present a developed program of creative abilities development by active learning methods, the effectiveness of which has been proven experimentally.

Keywords:

younger school age, creativity, de-synchronization in development, determination of creative behaviour, cognitive talent, creative activity of elementary school students, creative thinking.

Формирование и развитие творческой и энергичной личности, обладающей умением оригинально и эффективно преодолевать жизненные трудности, закладывается в детском возрасте и является необходимым условием последующего этапа развития личности ребенка, его успешной творческой самореализации.

В связи со сказанным перед педагогами образовательных учреждений уже давно назрел вопрос о реализации творческого потенциала подрастающего поколения. Работа с личностью, направленная прежде всего на развитие творческих умений, представляется нам одним из интересных и в то же время важных направлений психолого-коррекционной работы в школе [1]. Активизация обозначенного процесса в системе среднего образования требует создания творческой среды и, соответственно, высокого уровня профессиональных компетенций педагога.

Осмысление феномена креативности в современном мире, знания о специфике работы по развитию креативности, способность диагностировать творческие возможности, умение формировать в образовательном процессе поле творческих ресурсов, желание к взаимодействию с детьми в режиме положительных подкреплений креативности обусловливают подготовленность современных педагогов [2].

Несмотря на наличие достаточного количества исследований, посвященных вопросам развития креативности, ряд вопросов остается слабо разработанным, например проблема реализации творческих возможностей детей в разные возрастные периоды. Учитывая важность обучения, совокупность социальных условий, воздействие микросреды на развитие креативности, мы считаем, что изучение их роли в разные возрастные периоды достаточно актуально.

Особенно важным для развития творческих способностей, как утверждают многочисленные отечественные ученые (А.В. Брушлинский, В.Н. Дружинин, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Теплов, К.К. Платонов, И.И. Ильясов, А.Г. Ковалев, В.С. Юркевич, Н.Б. Шумакова и др.), является младший школьный возраст.

Авторы, как и многие другие исследователи, убеждены, что в современной ситуации общественного развития у детей младшего школьного возраста происходит снижение творческой активности, хотя происходящие изменения на данном возрастном этапе в психическом развитии детей указывают на широкий спектр творческих возможностей. Вместе с тем для обеспечения качественных условий в целях формирования и развития творческих возможностей детям младшего школьного возраста необходимо освоение простых и доступных видов творческой активности для последующей творческой самореализации.

Проблема проведенного авторами исследования состоит прежде всего в решении вопросов, связанных с определением эффективных направлений психолого-педагогического сопровождения процесса развития креативности у детей младшего школьного возраста в учебной деятельности. При этом авторы подчеркивают важность применения в развитии креативности детей методов активного обучения [3].

Методы активного обучения относительно давно применяются в реализации творческого потенциала учащихся, однако изменяющиеся условия жизни требуют внедрения в психолого-педагогическую практику современных технологий. Авторам представляется интересным применение в развитии личности ребенка полимодального подхода в организации психолого-педагогической работы, а именно большого спектра технологий активного обучения в комбинации их с другими развивающими методами.

На основе обозначенного выше авторами была определена цель исследования: изучить особенности развития и возможности коррекции креативности у детей младшего школьного возраста с использованием в психолого-педагогическом воздействии современных методов и технологий активного обучения.

Гипотеза исследования выглядит следующим образом: применение современных методов и технологий активного обучения в психолого-педагогическом воздействии повышает уровень креативности у детей младшего школьного возраста.

В исследовании приняли участие 100 детей младшего школьного возраста (7-8 лет), 62 девочки и 38 мальчиков, ученики младших классов МБОУ СОШ № 68 г. Пензы. Выборка была разделена на группы. Экспериментальную группу составили 50 детей, с ними была проведена специальная программа по развитию творческих способностей. Контрольную группу, выделенную для проверки эффективности занятий, проводимых с детьми экспериментальной группы, также составили 50 детей. С ними проводились только занятия, предусмотренные в рамках работы с учениками начальных классов МБОУ СОШ № 68 по личностному развитию.

Для изучения выраженности креативности у детей были использованы критерии, разработанные Гилфордом и Торренсом:

1. Оригинальность, проявляющаяся в умении предложить новый замысел для игры.

2. Быстрота, проявляющаяся в умении быстро сориентироваться в ситуации.

3. Гибкость, проявляющаяся в умении предложить новое применение для знакомого объекта.

4. Вариативность, проявляющаяся в умении предложить разнообразные идеи в конкретной ситуации.

Исследование проводилось поэтапно.

На констатирующем этапе исследования авторами было установлено, что среди младших школьников экспериментальной группы 18 % испытуемых самостоятельно действуют в предлагаемых играх, фантазируют, придумывают разнообразные сюжеты, соединяют свои фантазии со знаниями из окружающего мира. Этим детям свойственно проявление инициативы во многих действиях. Например, они могут выбрать самостоятельно тему плодотворной игровой деятельности, осмыслить содержание своей работы, могут додумать предложенный им вариант сюжета, с легкостью осуществляют то, что задумали, воображая что-то неординарное. Эти дети способны увлечь своими замыслами других школьников экспериментальной группы, поэтому они были отнесены к категории детей с высшим уровнем развития творческих способностей.

60 % испытуемых экспериментальной группы были отнесены к детям со средним уровнем развития креативности. Эти дети отличались тем, что периодически выбирали тему игровой деятельности, но в основном принимали тему лидеров, в лице которых выступали взрослые или дети с высшим уровнем креативности. В самостоятельной деятельности эти дети заимствовали сюжеты известных фильмов, сказок, мультфильмов и не всегда осуществляли свои замыслы.

22 % младших школьников экспериментальной группы были отнесены к детям с низким уровнем развития креативности. Эти дети в основном неинициативные, малообщительные и предпочитают играть в одиночестве. В придумывании темы и сюжета игровой деятельности затрудняются, не могут додумать предложенный вариант сюжета, редко проявляют самостоятельность в продуктивных игровых занятиях. У них не наблюдается способности придумывать что-то

необычное и фантазировать. Часто пассивно принимают предложенную тему и не доводят ее до логического завершения.

Анализ показателей развития критериев креативности у детей контрольной группы позволил сделать вывод об идентичных результатах. Сделанное заключение подтверждается выводами сравнительного анализа среднегрупповых значений и распределения оценок уровня развития креативности в процентном соотношении (табл. 1, 2).

Таблица 1 - Показатели уровня креативности у детей из исследуемых групп на этапе констатирующего эксперимента, %

Уровень развития Экспериментальная группа Контрольная группа

Высокий 18 24

Средний 60 56

Низкий 22 20

Сравнительный анализ данных по исследуемым группам и их математическая обработка с помощью критерия Манна - Уитни не выявили различия (табл. 2).

Таблица 2 - Сравнительный анализ показателей критериев креативности в исследуемых группах на этапе констатирующего эксперимента_

Группы Критерии креативности Общий балл

Оригинальность Быстрота Гибкость Вариативность

Задание Задание Задание Задание

1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3

Экспериментальная 2,1 2 2,1 2,7 2,3 2,3 1,6 1,2 1,3 1,4 1,4 1,5 22,3

Контрольная 1,9 1,8 2 2,1 2 1,8 1,8 1,6 1,9 2 1,7 1,8 22,4

Уэмп 168 170 184 128 152 128 158 148 126 132 142 154 188

Как видно из результатов анализа, дети в исследуемых группах сходны по уровню сформированное™ креативности, так как показали средний уровень развития критериев креативности. Вместе с тем авторы отметили, что многие дети нуждаются в коррекционно-педагогическом воздействии, а именно в развитии креативности в процессе обучения. Данный замысел был осуществлен авторами на формирующем этапе исследования.

На формирующем этапе исследования были проведены мероприятия психолого-коррекци-онной программы. Общая цель программы - содействие в развитии креативности у детей младшего школьного возраста при использовании широкого спектра современных методов и технологий активного обучения. Данную цель авторы исследования предполагали достичь посредством решения следующих задач:

- развитие способности ребенка к творческому воображению;

- развитие навыков нестандартного мышления;

- формирование позитивного отношения к сверстникам и своему «я»;

- формирование чувства принадлежности к группе и др.

Для решения перечисленных задач авторы предлагают развивающую программу, которую они уже применяли в одном из своих исследований, а именно в изучении возможности развития ролевого поведения у детей другой возрастной группы - старшего дошкольного возраста. В кор-рекционно-педагогическом воздействии были использованы комплексные, современные технологии сюжетно-ролевой игры. Данная программа, по заключению авторов, оказала положительное воздействие на детей старшего дошкольного возраста, имевших трудности в выражении ролевого поведения [4].

В связи со сказанным считаем целесообразным в данной статье еще раз коротко изложить основные особенности предлагаемой авторами программы.

Все занятия в программе были разделены на три блока (контактный, коррекционный, развлекающий):

1. Занятия контактного блока имеют задачу обеспечения благоприятной ситуации, где ребенок может почувствовать взаимопонимание и поддержку.

2. Занятия коррекционного блока имеют задачу коррекции отрицательных личностных особенностей и обучения социально желаемым формам коммуникации.

3. Занятия развлекательного блока имеют задачу закрепления форм взаимодействия в совместных игровых ситуациях.

В разработанной программе активно применялись современные игровые технологии, так как игра в младшем школьном возрасте по-прежнему занимает важное место в деятельности

детей. Игра использовалась в форме терапии отношений, то есть выступала сферой, в которой происходит нормализация отношений ребенка с окружающим его миром и людьми.

В качестве основных методов и приемов в предлагаемой программе были применены: беседы на различные темы, коммуникативные игры, сюжетно-ролевые игры. Дополнительными развивающими методами выступали: психогимнастика, релаксационные техники, сказкотерапия, театрализованная деятельность, просмотр мультипликационных фильмов.

В программу в соответствии с заявленной целью были включены сюжетно-ролевые игры, известные многим педагогам-психологам. Были использованы разнообразные элементы игры: воображаемая ситуация, сюжет, ролевые действия. Особенным игровым компонентом в программе стали игрушки, изображающие сказочных персонажей. Дети достаточно хорошо воспринимают и очень эмоционально реагируют на образы героев известных рассказов и сказок, стараясь им подражать. Для этой цели нами были выбраны образы Чиполлино, Айболита и других героев сказок.

Немаловажная роль была отведена участию детей в театральных постановках полюбившихся сказок, таких как «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Красная Шапочка», «Гадкий утенок», «Жадные медвежата», и последующему обсуждению с детьми поведения персонажей. Проигрываемые детьми образы героев сказок способствуют раскрытию в понятной форме понятий «добро» и «зло», воспитывают добрые чувства, позволяют постигать простую и сложную, удивительную и поучительную правду жизни.

С аналогичной целью был организован и детский киноклуб, в котором детям демонстрировались мультфильмы. Возможности мультипликации в развитии культуры поведения детей достаточно высоки - при условии демонстрации реально воспитывающих и развивающих мультфильмов. Авторы, как, наверное, и многие другие взрослые, считают, что современные мультфильмы обладают низким педагогическим потенциалом, в связи с чем внимание было обращено на богатую коллекцию советских мультфильмов. Они более просты и понятны, проблемы, поднятые в них, знакомы детям, герои говорят на красивом и правильном языке, звучит настоящая авторская музыка.

В каждом занятии ведущие программы с помощью психогимнастики обучали детей выражению переживаний, эмоциональных состояний. А с целью развития воображения и снятия напряжения в процессе работы с детьми применялись игры-медитации: «Я - солнышко», «Я - дождик», «Я - облачко», «Я - ветер» и т. д.

Хотя многие задания, игры, упражнения в предложенной программе известны достаточно хорошо, полезность их состоит в том, что они позволяют весьма результативно развивать креативность детей младшего школьного возраста.

Для осуществления программы авторами предложена групповая форма работы. В реализации программы принимали участие педагоги-психологи МБОУ СОШ № 68 г. Пензы. Развитие креативности детей экспериментальной группы происходило по разработанному плану работы. Занятия проводились два раза в неделю, по 75-85 минут. Длительность данного этапа работы составила 15 недель.

На контрольном этапе исследования была осуществлена проверка проведенных психо-лого-коррекционных мероприятий.

После проведения развивающих мероприятий с детьми экспериментальной группы на этапе контрольного эксперимента были выявлены изменения в проявлении критериев креативности. В группе увеличились среднегрупповые показатели по всем критериям креативности. В большей степени увеличение отмечается по таким критериям, как гибкость и вариативность. Соответственно были выявлены изменения и в показателях выраженности уровня креативности (табл. 3).

Таблица 3 - Показатели уровня креативности до и после формирующего эксперимента

у младших школьников экспериментальной группы, %

Уровень развития До После

Высокий 18 62

Средний 60 32

Низкий 22 6

В экспериментальной группе стало больше детей с высоким уровнем креативности и меньше - с низким уровнем.

Сравнительный анализ данных на выявление достоверности сдвига значений исследуемых признаков в экспериментальной группе детей младшего школьного возраста обнаружил статистически значимые различия (табл. 4).

Таблица 4 - Сравнительный анализ показателей критериев креативности у младших школьников экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента

Критерии креативности

Группы Оригинальность Быстрота Гибкость Вари ативность Общий

Задание Задание Задание Задание балл

1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3

До 2,1 2 2,1 2,7 2,3 2,3 1,6 1,2 1,3 1,4 1,4 1,5 22,3

После 2,1 2,3 2,6 2,4 2,3 2,7 2,7 2,4 2,6 2,6 2,5 2,7 30,1

^мп 132 154 128 140 184 152 44 30 50 30 64 40 62

В экспериментальной группе значимо изменились среднегрупповые показатели по следующим критериям креативности:

- гибкость: задание № 1 (^мп = 44*; р < 0,01); задание № 2 (^мп = 30*; р < 0,01); задание № 3 (^мп = 50*; р < 0,01);

- вариативность: задание № 1 (^мп = 30*; р < 0,01); задание № 2 (^мп = 64*; р < 0,01); задание №3 (^мп = 40*; р < 0,01);

- общий уровень выраженности креативности (^мп = 62*; р < 0,01).

Анализ средних групповых значений контрольной группы также свидетельствует об изменениях уровня сформированности креативности младших школьников после занятий, предусмотренных программой МБОУ СОШ № 68 по личностному развитию. Однако статистически значимых различий в показателях контрольной группы до и после формирующего этапа исследования отмечено не было (табл. 5, 6).

Таблица 5 - Показатели уровня креативности до и после формирующего эксперимента у младших школьников контрольной группы, %

Уровень развития До После

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Высокий 24 32

Средний 56 52

Низкий 20 16

Таблица 6 - Сравнительный анализ показателей критериев креативности у младших школьников контрольной группы до и после формирующего эксперимента

Критерии креативности

Группы Оригинальность Быстрота Гибкость Вариативность Общий

Задание Задание Задание Задание балл

1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3

До 1,9 1,8 2 2,1 2 1,8 1,8 1,6 1,9 2 1,7 1,8 22,4

После 2 2 2,1 2,3 2,1 2,1 2 2 2,1 2 2 1,9 24,6

^мп 184 170 184 180 184 156 170 142 168 200 154 184 172

Сравнивая экспериментальную и контрольную группы детей младшего школьного возраста по уровню развития критериев креативности на этапе контрольного эксперимента, можно сказать, что в экспериментальной группе произошли более существенные изменения уровня креативности школьников.

Сравнительный анализ данных по исследуемым группам и их математико-статистическая обработка выявили статистически значимые различия в уровне развития креативности детей (табл. 7).

Таблица 7 - Сравнительный анализ показателей креативности в исследуемых группах на этапе контрольного эксперимента_

Критерии креативности

Группы Оригинальность Быстрота Гибкость Вариативность Общий балл

Задание Задание Задание Задание

1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3

Экспериментальная 2,1 2,3 2,6 2,4 2,3 2,7 2,7 2,4 2,6 2,6 2,5 2,7 30,1

Контрольная 2 2 2,1 2,3 2,1 2,1 2 2 2,1 2 2 1,9 24,6

^мп 112 154 128 190 168 122 76 140 124 108 124 72 104

Значимые различия между группами были зарегистрированы по таким критериям креативности, как:

- оригинальность: задание № 1 (^мп = 112*; р < 0,01);

- быстрота: задание № 2 (^мп = 122*; р < 0,01);

- гибкость: задание № 1 (^мп = 76*; р < 0,01);

- вариативность: задание № 1 (^мп = 108*; р < 0,01); задание № 3 (^мп = 40*; р < 0,01);

- общий уровень выраженности креативности (^мп = 104*; р < 0,01).

На основании результатов, полученных на контрольном этапе исследования, были сделаны следующие выводы:

1. В обеих группах повысился уровень креативности. Однако в экспериментальной группе после проведенной психолого-развивающей работы динамика более заметна по многим показателям - и в проявлении критериев креативности, и в уровне развития креативности.

2. Заметно вырос уровень креативности у испытуемых экспериментальной группы, показавших низкие результаты на констатирующем этапе исследования. После проведенной психолого-развивающей работы у большинства детей был отмечен средний уровень сформированности.

3. При сравнительном анализе показателей уровня креативности у детей из исследуемых групп были отмечены статистически значимые различия.

Таким образом, по результатам исследования было сделано заключение об эффективности программы с применением современных методов и технологий активного обучения в психологической работе с детьми, имеющими проблемы в развитии креативности.

Авторы исследования указывают на актуальность внедрения эффективных технологий по развитию креативности в систему школьного обучения не только младших школьников. Данная необходимость обусловлена потребностью детей в творческом решении проблем и самореализации.

Ссылки:

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков : учеб. пособие. 2-е изд., перераб. СПб., 1998. 189 с.

2. Грузенберг С.О. Психология творчества. Минск, 1997. 213 с.

3. Тарасов С.В., Трошин Д.А. Формирование экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста методом сказкотерапии // Problems of development of a personality : materials of the II international scientific conference on November 15-16, 2014. Prague, 2014. Р. 89-92.

4. Тарасов С.В., Трошин Д.А. Игра как активный метод развития ролевого поведения и положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 11. С. 62-66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.