Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ'

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
807
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проект / проектная деятельность / креативность / студент / project / project activity / creativity / student

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Р.М. Эхаева, П.К. Магомедова, Л.И. Джегистаева

В статье изучен процесс развития креативности в проектной деятельности студентов. Проведенный анализ теоретических разработок и практических подходов показывает, что креативность является на сегодняшний день важнейшим качеством личности, обеспечивающим успешную социализацию в современном постиндустриальном обществе. Проблемой развития креативности занимались многие психологи и педагоги. Одним из инструментов развития креативности, доказавших свою эффективность, является проектная деятельность. Проектной деятельностью является особая учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, направленная на достижение определенной цели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Р.М. Эхаева, П.К. Магомедова, Л.И. Джегистаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CREATIVITY IN PROJECT ACTIVITY OF STUDENTS

The article studies the process of developing creativity in the project activities of students. The analysis of theoretical developments and practical approaches shows that creativity is today the most important quality of a person, ensuring successful socialization in a modern post-industrial society. Many psychologists and educators have dealt with the problem of developing creativity. One of the tools for the development of creativity, which has proven its effectiveness, is project activity. Project activity is a special educational, cognitive, creative or game activity of students aimed at achieving a specific goal. In order to effectively develop the creativity of adolescents in project activities in additional education, it is necessary and sufficient to fulfill the following pedagogical conditions: harmonious relations between all participants in the educational process: teachers and students should treat each other with respect, encourage self-reliance and initiative of trainees, development of critical thinking that provides positive self-esteem.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ»

Формирование системы ценностей, становление самосознания, формирование социальной адекватности, - все эти моменты приходятся на период молодости, в это время сознание молодых людей особенно восприимчиво.

Молодой человек способен воспринимать и усваивать больший поток информации, чем представители старшего поколения. Несмотря на то, что некоторые стереотипы и установки, сформированные на предшествующем этапе, еще присущи молодым людям, тем не менее, уже ярко проявляется критичность мышления, поиск оригинальных решений. Молодые люди стремятся дать собственную оценку различным явлениям и проблемам, появляется способность аргументировать. Невозможен автоматический быстрый переход из одного состояния в другое. Стереотипы прошлого этапа исчезают, заменяются постепенно новыми.

Такое столкновение нацеленности на активную созидательную деятельность, ценностно-ориентированную с ограниченностью практической ориентированности приводит к тому, что молодой человек не слишком активно включается в общественную деятельность. Как следствие, поведение молодых людей зависит от противоречивых качеств, зачастую соперничающих друг с другом.

С одной стороны, стремление к общению, идентификация, подражание общепринятым нормам, с другой - обособление, уход от внешнего мира, негативизм, отрицание нормативного поведения.

Культурная самореализация молодых людей нередко выражается в потребительстве, которое проявляется как в социокультурном, так и в эвристическом аспектах, что само собой вытекает их основного потока культурной информации, основанной на ценностях массовой культуры. Такое восприятие основано на поверхностном закреплении ее в сознании молодых людей. В основном такой выбор основан на групповых стереотипах, на престиже и так далее.

Социально-психологический анализ, выявление портрета современной молодежи позволяют разрабатывать методы работы с учетом специфических черт молодого поколения в самых различных областях, в первую очередь в области подготовки специалистов в стенах образовательной организации. Организация учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении должна осно-

Библиографический список

вываться на знании психологических особенностей личности обучающегося на разных курсах обучения, к изучению которых необходимо подходить комплексно, исследуя разные сферы: мотивационную, волевую, эмоциональную, познавательную и другие.

Будущая профессия - это сложный и ответственный шаг принимаемый каждым студентом в своей жизни. Каждый хочет найти свое призвание в будущем. Безусловно, при выборе профессии надо учитывать несколько факторов, прежде всего, заинтересованность в выбранном профессиональном пути самого студента. Следует также учитывать тот факт, что в век современных технологий выбранная деятельность должна быть актуальна для дальнейшего будущего. Правильный выбор принесет не только материальные блага, но и моральное удовлетворение. На данный момент есть перечень профессий, которые востребованы: инженер, врач, специалист информационных технологий, специалисты сельского хозяйства, маркетолог-аналитик, научный работник, технолог, учитель, финансист и другие. Следует согласиться с тем, что «идущий в настоящее врем во всем мире процесс взаимопроникновения политических, социальных и культурных достижений и проблем затрагивает, естественно, и систему высшего образования» [3, с. 150].

Современные технологии XXI века оказывают как положительное, так и отрицательное влияние на будущее поколение страны. Минусы современных гаджетов заключаются в том, что молодежь уходит от реального мира, проводя свободное время в играх на всевозможных электронных устройствах. Такое времяпрепровождение пагубно отражается на учебном процессе, появляются трудностей в освоении учебной образовательной программы, душевное расстройство. Положительные аспекты заключаются в том, что образование переходит на интерактивный уровень, возникают возможности в изучении нового материала с помощью ресурса глобальной сети Интернет. Появляется возможность записи книжных версий учебных книг на электронные носители, это компактно и практично. На формирование образа будущей профессии у молодежи влияет ряд факторов. Некоторые являются первостепенными, другие - второстепенными.

1. Антоненко С.В. Социальные сети как инструмент профориентации. Известия ТулГУ. Технические науки. 2013; Выпуск 11: 41 - 44.

2. Блауберг И.В. Проблема целостности и системный подход. Москва, 1997.

3. Балюк А.Д. Профессиональная ориентация в системе социализации молодежи (на примере Ростовской области). Диссертация ... кандидата социологических наук. Тюмень, 2014.

References

1. Antonenko S.V. Social'nye seti kak instrument proforientacii. Izvestiya TulGU. Tehnicheskie nauki. 2013; Vypusk 11: 41 - 44.

2. Blauberg I.V. Problema celostnostiisistemnyjpodhod. Moskva, 1997.

3. Balyuk A.D. Professional'naya orientaciya v sisteme socializacii molodezhi (na primere Rostovskojoblasti). Dissertaciya ... kandidata sociologicheskih nauk. Tyumen', 2014.

Статья поступила в редакцию 28.11.20

УДК 378

Ehaeva R.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia),

E-mail: raisa.exaeva65@mail.ru

Magomedova P.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Professional Pedagogy, Technology and Teaching Methodology,

Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: papanesh@mail.ru

Dzhegistaeva L.I., senior teacher, Department of Pedagogy and Preschool Psychology, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia)

DEVELOPMENT OF CREATIVITY IN PROJECT ACTIVITY OF STUDENTS. The article studies the process of developing creativity in the project activities of students. The analysis of theoretical developments and practical approaches shows that creativity is today the most important quality of a person, ensuring successful socialization in a modern post-industrial society. Many psychologists and educators have dealt with the problem of developing creativity. One of the tools for the development of creativity, which has proven its effectiveness, is project activity. Project activity is a special educational, cognitive, creative or game activity of students aimed at achieving a specific goal. In order to effectively develop the creativity of adolescents in project activities in additional education, it is necessary and sufficient to fulfill the following pedagogical conditions: harmonious relations between all participants in the educational process: teachers and students should treat each other with respect, encourage self-reliance and initiative of trainees, development of critical thinking that provides positive self-esteem.

Key words: project, project activity, creativity, student.

Р.М. Эхаева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: raisa.exaeva65@mail.ru

П.К. Магомедова, канд. пед. наук, ст. преп., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: papanesh@mail.ru

Л.И. Джегистаева, ст. преп., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

В статье изучен процесс развития креативности в проектной деятельности студентов. Проведенный анализ теоретических разработок и практических подходов показывает, что креативность является на сегодняшний день важнейшим качеством личности, обеспечивающим успешную социализацию в современном постиндустриальном обществе. Проблемой развития креативности занимались многие психологи и педагоги. Одним из инструментов развития креативности, доказавших свою эффективность, является проектная деятельность. Проектной деятельностью является особая учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, направленная на достижение определенной цели.

Ключевые слова: проект, проектная деятельность, креативность, студент.

Современная динамичная жизнь ставит перед каждым членом общества нестандартные задачи, для решения которых необходимо проявлять креативность. А для этого ее необходимо целенаправленно развивать. Креативность -важное качество для учащихся двадцать первого века.

Новые вызовы предъявляют особые требования к развитию творческой личности. С точки зрения социального заказа, современному обществу требуется креативная личность, способная адаптироваться к быстроменяющимся условиям и оперативно находить решения нестандартных задач. Гибкость и оригинальность мышления сегодня можно с полным основанием рассматривать как необходимые качества личности [1 - 9].

Ряд авторов (Фумина И.Д., Добряковой М.С., Баранникова К.А., Реморенко И.М.) для оценки текущей ситуации по данному вопросу обобщили педагогический опыт, а также провели исследования отношений учителей и родителей к «навыкам двадцать первого века» и их ожиданий от образования.

В наше время креативность требуется практически во всех видах деятельности. Ее понимают как особую систему творческих способностей и знаний, включающую различный набор компонентов в уникальных сочетаниях. Например, системное мышление, предприимчивость, умение находить нестандартные решения. В современных условиях для обеспечения массовой потребности современного общества требуется организация «поточного» производства креативных специалистов. Появляется необходимость целенаправленного развития творческого мышления как одной из базовых компетенций современного человека.

Исследованиями креативности занимались различные исследователи. Среди них можно отметить Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, И.Я. Лернера, М.И. Махмутова, М. Чиксентмихайя и др.

Широко распространено интегральное определение креативности на основе исследований креативности Л.С. Выготского и креативности «с большой буквы» М. Чиксентмихайя. Под креативностью понимается творческий акт, направленность мозговой активности на оригинальный, необычный, новый результат, связанный с преобразованием окружающего мира и самореализацией.

Массовый спрос на креативность является одним из индикаторов нашего времени. В этом проявляется противоречие: с одной стороны, высокий спрос на креативную личность во всех областях и отраслях экономики, с другой - отсутствие как в начальном и среднем, так и высшем образовании результативности в формировании этой важной компетенции.

Социальный заказ современного общества - развитие творческой личности, поэтому чрезвычайно важной сегодня является задача по поиску форм и методов формирования креативности в современном образовательном процессе. В настоящий момент наиболее оптимально решать данную задачу возможно в рамках системы дополнительного образования. Будучи менее формализованной, система дополнительного образования обладает большей гибкостью и быстрее адаптируется к новым запросам общества.

Есть мнение, что креативность - это культурный эквивалент процесса генетических перемен, благодаря которому вершится биологическая эволюция. Они утверждают, что креативный человек отличается от человека - ретранслятора чисел, теорий, формул, песен, рецептов, законов, убеждений и т.п. тем, что сам их изменяет.

Гилфорд и Томас рассматривали креативный процесс как разрушение существующего гештальта. Способностью отказаться от стереотипных способов мышления называл креативность К. Симпсон.

Эксперименты Дж. Гилфорда были направлены на диагностику уровня креативности и взаимосвязи креативности с когнитивными свойствами личности. Он считал, что развитие креативности не происходит стихийно. В своих исследованиях Э. Торренс изучал возможности воздействия на развитие креативности. Он доказал, что развитие креативности зависит от воспитания и в общем случае -культуры той среды, в которой происходило взросление человека [1, с. 60].

Исследования Д. Тейлора выявили влияние креативности на общество. И ученый пытался определить количественные и качественные характеристики этого влияния.

Некоторые условия формирования креативного познания выделил В. Вард. Исследователь отмечал, что производству новых идей предшествуют специфические генерирующие процессы. И протекание этих процессов зависит от креативных характеристик самой личности и упорства, с которым креативная личность работает над реализацией своих идей. Р. Стернберг изучал креативность как диалектическое взаимодействие интеллекта и здравого смысла. П. Стоко в своих исследованиях креативности уделял внимание вариативности решений.

По мнению ряда авторов, исследовательский инстинкт познания заложен в человеке с рождения. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова утверждали, что основой креативного мышления является радость познания, которую человек получает от открытий.

Я.А. Пономарёв в своих исследованиях сумел выделить дискурсивное мышление, которое объединяет мышление интуитивное и мышление логическое. И, решая творческие задачи, человек как бы проходит путь от интуитивного мышления к логическому, а затем - в обратном порядке [2]. Я.А. Пономарев выделяет следующие уровни креативного мышления: интуитивное; логическое; дискурсивное.

Альтернативное мнение высказывает в своих исследованиях Д.Б. Богоявленская. Она выделила следующие уровни креативности:

- пассивный, или репродуктивный уровень, когда человек остаётся в рамках первоначально найденного способа действия;

- эвристический уровень характеризуется определенной степенью проявления интеллектуальной инициативы;

- креативный уровень подразумевает самостоятельную целенаправленную постановку проблемы и предсказание изменений объекта за счет мысленных манипуляций - прогностической способности углублённого проникновения в объект [3, с. 175].

Некоторые исследователи выделяют креативность мышления личности и социальное творчество. Социальное творчество направлено на преобразование мира. Оно является социокультурным феноменом, например, для больших социальных групп и даже народов.

Креативность личности как особая типологическая черта проявляется в «игровом» проживание жизни. Люди, обладающие данной чертой, как бы «входят в роль».

А креативность мышления представляет собой вид мышления, используемый человеком для создания нового знания или художественного образа.

Есть мнение, что креативность является синонимом новаторства. Я.А. Пономарев доказывает, что суть креативности сводится к случайным или «побочным продуктам» деятельности. По мнению исследователя, созданию оригинального продукта предшествует возникновение образных и ассоциативных связей. Наличие способности выстраивать подобные связи и создавать образы отличает, по мнению исследователя, творческих личностей [4, с. 70].

Одним из инструментов развития креативности, доказавших свою эффективность, является проектная деятельность. Проектной деятельностью является особая учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, направленная на достижение определенной цели. Для этого используются различные методы, способы и приемы, способствующие реализации на практике представлений о конечном продукте. Проект как одна из форм совместной деятельности педагога и учащихся позволяет развивать креативность, способствует формированию самостоятельности, умения находить и применять на практике знания. Проектная деятельность содержит:

- этап анализа возникающей проблемы;

- этап постановки цели и задач;

- этап выбора средств достижения цели проекта;

- этап поиска и обработки информации, анализ и синтез полученной информации;

- этап реализации проекта;

- этап оценки полученных результатов и формулирования выводов. Теория и практика проектного метода показывает различные подходы к пониманию ее сущности. Например, Дж. Дьюи исследовал метод проектов как утилитарное средство обучения выполнению учебных заданий в реальной жизненной обстановке [5, с. 68]. У.Х. Килпатрик с помощью метода проектов добивался эффективного выполнения учебных упражнений [6, с. 89]. Д. Снезден относил к проектам выполнение специальных заданий, ориентированных на потребности производства [7]. П.Ф. Каптерев называл проекты «всесторонним упражнением ума» [8, с. 34]. С.Т. Шацкий назвал проектный метод средством развития личности, которые готовят индивида к профессиональной деятельности и самостоятельной трудовой жизни [9, с. 29].

Несмотря на различные подходы к проектной деятельности, исследователи сходятся во мнении, что проектная деятельность является эффективным инструментом развития личности учащихся, в том числе развития креативности как важнейшего и необходимого сегодня качества личности.

В работах Д.Б. Богоявленской, РМ. Грановской, А.М. Матюшкина подчеркивается, что в образовательных учреждениях существует тенденция не столько развивать творческую личность, сколько формировать инструментальные навыки для репродуктивной деятельности. Репродуктивные методы обучения не способствуют развитию творческой активности. Такие исследователи, как В.Н. Дружинина и Н.В. Хазратова рассматривают креативность как свойство, актуализирующееся в определенных условиях, таких как отсутствие образца регламентированного поведения, наличие позитивного примера творческого поведения, подражание творческому поведению, социальное подкрепление творческого поведения.

На интенсивное развитие креативности студентов влияет:

- свобода выбора творческой деятельности;

- выбор образовательной траектории и времени освоения программы обучения. Развитию креативности способствует построение индивидуальных программ обучения для развития креативности в различных студенческих объединениях и кружках;

- учёт индивидуальных особенностей личности студента. Имеется в виду весь набор индивидуальных особенностей, интересов, памяти, внимания, мышления, его физические и психические особенности;

- гибкость организационной структуры образовательной организации и содержания учебных программ обеспечивает соответствие целей содержания и результатов обучения потребностям студентов.

Таким образом, анализ теоретических разработок и практических подходов показывает, что креативность является на сегодняшний день важнейшим качеством личности, обеспечивающим успешную социализацию в современном

постиндустриальном обществе. Проблемой развития креативности занимались многие психологи и педагоги. Но до настоящего времени в научных кругах нет единого подхода к практическому решению данной проблемы.

Для эффективного развития креативности подростков в проектной деятельности в дополнительном образовании, необходимо и достаточно выполнения следующих педагогических условий:

- гармоничные взаимоотношения между всеми участниками образовательного процесса: педагоги и учащиеся должны уважительно относиться друг к другу;

Библиографический список

- стимулирование и поощрение проявления самостоятельности и инициативы обучаемых;

- развитие критического мышления, обеспечивающего позитивную самооценку;

- учет возрастных и личностных особенностей;

- формирование корпоративной культуры у обучающихся;

- использование практико-ориентированных, проблемных, развивающих заданий, кейсов, квестов;

- учебное сотрудничество с перманентной ротацией групп.

1. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум. Ростов-на-Дону, 2006.

2. ТАСС - пресс-конференция. Подготовка инженерных кадров: профессии будущего. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=U2 LpvThGmM8

3. Панов М.И. Интуиция, логика, творчество. Москва: Наука, 1987.

4. Дружинина В.Н., Ушакова Д.В. Когнитивная психология: учебник для студентов вузов. Москва: PerSe - Пер СЭ, 2002.

5. Истратова О.Ю. «Метод проектов» и «Проектный подход»: перекличка идей второй половины 20-х годов XX столетия и первого десятилетия XXI века. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2008; № 1.

6. Якуничев Д.А. Анализ прагматического уклона в философии образования в трудах американских философов 20 века. Достижения науки и образования. 2019; № 12 (53).

7. Ретивых М.В. Становление и развитие метода проектов в отечественной и зарубежной педагогической теории, и практике. ВестникБГУ. 2008; № 1.

8. Воронина Л.В., Толмачева Ю.С. Роль метода проектов в развитии креативности старших дошкольников. Педагогическое образование в России. 2014; № 1.

9. Коробейников Д.В. Педагогическое наследие Станислава Теофиловича Шацкого в современном духовном воспитании. Культура. Духовность. Общество. 2014; № 9.

References

1. Stolyarenko L.D. Osnovypsihologii. Praktikum. Rostov-na-Donu, 2006.

2. TASS - press-konferenciya. Podgotovka inzhenernyh kadrov: professii buduschego. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=U2 LpvThGmM8

3. Panov M.I. Intuiciya, logika, tvorchestvo. Moskva: Nauka, 1987.

4. Druzhinina V.N., Ushakova D.V. Kognitivnaya psihologiya: uchebnik dlya studentov vuzov. Moskva: PerSe - Per S'E, 2002.

5. Istratova O.Yu. «Metod proektov» i «Proektnyj podhod»: pereklichka idej vtoroj poloviny 20-h godov XX stoletiya i pervogo desyatiletiya XXI veka. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. 2008; № 1.

6. Yakunichev D.A. Analiz pragmaticheskogo uklona v filosofii obrazovaniya v trudah amerikanskih filosofov 20 veka. Dostizheniya nauki i obrazovaniya. 2019; № 12 (53).

7. Retivyh M.V. Stanovlenie i razvitie metoda proektov v otechestvennoj i zarubezhnoj pedagogicheskoj teorii, i praktike. Vestnik BGU. 2008; № 1.

8. Voronina L.V., Tolmacheva Yu.S. Rol' metoda proektov v razvitii kreativnosti starshih doshkol'nikov. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2014; № 1.

9. Korobejnikov D.V. Pedagogicheskoe nasledie Stanislava Teofilovicha Shackogo v sovremennom duhovnom vospitanii. Kultura. Duhovnost'. Obschestvo. 2014; № 9.

Статья поступила в редакцию 28.11.20

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 378

Savinova А.Е., postgraduate, State Sea University of the Admiral F.F. Ushakov (Novorossiysk, Russia), E-mail: savinovaalisa@list.ru

FORMATION OF COMPETENCES OF STUDENTS WITHIN COMPETENCE-BASED APPROACH IN THE MODERN EDUCATION SYSTEM. The relevance of studying is caused by qualifying standards of modern labor market which are based on conditions of global continuous modernization in all spheres of the state and on a global scale, therefore, before educational institutions the purpose of a qualitatively new graduate is set. Importance of disclosure of the competence-based approach in an education system within realization of Federal State Educational Standard is based on the theoretical analysis of views of researchers. Statement of a problem lies in the research on a conceptual framework within competence-based approach, classifications of key competences of future experts offered by different authors and also consideration of a question of formation of key competences at remote form of education and fixing of the gained knowledge, skills on practical experience. A research objective is identification of conditions of formation of key competences of future experts of higher educational institutions. Speaking about the organization of process of training within competence-based approach, the relevance of creation of the atmosphere and situations for formation at future experts of knowledge, skills necessary for the independent solution of communicative, informative, situational, organizational and other problems within the content of education is noted.

Key words: competence-based approach, education system, Federal State Educational Standard, competences, common cultural competences, all-professional competences, professional competences, formation of competences, student's practice, distance learning.

А.Е. Савинова, аспирант Государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск,

E-mail: savinovaalisa@list.ru

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Актуальность изучения обусловлена предъявляемыми требованиями современного рынка труда, которые основываются на условиях глобальной непрерывной модернизации во всех сферах государства и в мировом масштабе, следовательно, перед образовательными учреждениями ставится цель - «качественно новый выпускник». Так, актуализируется важность раскрытия сущности компетентностного подхода в системе образования в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта, основываясь на теоретическом анализе взглядов отечественных ученых и исследователей. Постановка проблемы заключается в исследовании понятийного аппарата в рамках компетентностного подхода, классификаций ключевых компетенций будущих специалистов, предложенных разными авторами, а также рассмотрении вопроса формирования ключевых компетенций при дистанционной форме обучения и закреплении полученных знаний, умений и навыков на практическом опыте. Целью исследования является выявление условий формирования ключевых компетенций будущих специалистов в высших учебных заведениях. Говоря об организации процесса обучения в рамках компетентностного подхода, отмечается актуальность создания атмосферы и ситуаций для формирования у будущих специалистов знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельного решения коммуникативных, познавательных, ситуационных, организационных и других проблем в рамках содержания образования.

Ключевые слова: компетентностный подход, система образования, Федеральный государственный образовательный стандарт, компетенции, компетентность, общекультурные компетенции, общепрофессиональные компетенции, профессиональные компетенции, формирование компетенций, студенческая практика, дистанционное обучение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.