Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА ПРОФЕССИИ В СОЗНАНИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА ПРОФЕССИИ В СОЗНАНИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
273
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образ профессии / профессиональное самоопределение / студенческая молодёжь / image of profession / professional self-determination / student youth

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Р.М. Эхаева, И.П. Мусаева, Т.В. Ибрагимова

В статье изучен процесс формирования образа профессии в сознании студенческой молодёжи. Становление молодого человека, его социальная зрелость, выбор дальнейшего жизненного пути проходят через все сферы жизнедеятельности. Реализация осуществляется через обучение и воспитание, через усвоение опыта предшествующих поколений. Будущая профессия – это сложный и ответственный шаг, принимаемый каждым студентом в своей жизни. Каждый хочет найти свое призвание в будущем. Безусловно, при выборе профессии надо учитывать несколько факторов, прежде всего, заинтересованность в выбранном пути самого студента, а также в век современных технологий выбранная деятельность должна быть актуальна для дальнейшего будущего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE IMAGE OF THE PROFESSION IN THE CONSCIOUSNESS OF STUDENT YOUTH

The article studies the process of forming the image of the profession in the minds of student youth. The formation of a young person, his social maturity, the choice of a further life path passes through all spheres of life. Realization is carried out through training and education, through the assimilation of the experience of previous generations. The future profession is a difficult and responsible step taken by every student in his life. Everyone wants to find their calling in the future. When choosing a profession, several factors must be taken into account, first of all, the student’s interest in the chosen one, as well as in the age of modern technologies, the chosen activity should be relevant for the future. The organization of the educational process in the educational organization should be based on knowledge of the psychological characteristics of the student’s personality on different courses of study, which should be approached comprehensively, exploring different areas: motivational, strong-willed, emotional, cognitive, etc.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА ПРОФЕССИИ В СОЗНАНИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ»

Библиографический список

1. Шумилова Е.А., Чернышенко Н.С. Профессиональный портрет педагога - компонент бренда инклюзивной дошкольной образовательной организации. Гуманитарные технологии в современном мире: материалы VIII Международной научно-практической конференции: в 2 ч. Калининград, 2020.

2. Алехина С.В. Инклюзия как мировоззрение и образовательная концепция. Инклюзивное образование: история и современность. Москва: Педагогический университет «Первое сентября», 2013.

3. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М., Хотылева Т.Ю. и др. Нейропсихологический подход в инклюзивном образовании. Инклюзивное образование: методология, практика, теория: материалы научно-практической конференции. Москва: МГППУ, 2011: 71 - 73.

4. Егорова Е.И. Дифференцированный подход в обучении русскому языку детей с разными возможностями на коррекционно-развивающих занятиях - один из методов инклюзивного образования. Инклюзивное образование: сборник научно-методических материалов. Москва: Спутник+, 2015: 96 - 102.

5. Конвенция ООН о правах инвалидов. Принята Генеральной Ассамблеей ООН - 13 декабря 2006 года. Подписана Российской Федерацией - 24 сентября 2008 года Ратифицирована Российской Федерацией - 25 сентября 2012 года. Available at: https://base.garant.ru/2565085/

6. О федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 220 годы. Постановление Правительства РФ от 23 мая 2015 года № 497. Available at: https://base. garant.ru/71044750/

7. Профессиональный стандарт педагога. Утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н. Available at: https://base.garant.ru/70535556/

8. Сластенин В.А. и др. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических ученых заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2002.

9. Сыромятникова Л.И., Борисова Л.П. Актуальность инклюзивного образования в современном мире. Молодой ученый. 2016; № 5: 741 - 743.

10. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон-273. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

11. Послание Президента России В.В. Путина к Федеральному собранию от 12 декабря 2013 года. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/38057

12. Шумилова Е.А. Педагог и родитель цифровой эпохи в призме инклюзии. Преемственная система инклюзивного образования: теоретические и практические аспекты: материалы IX Международной научно-практической конференции. Казань, 2020: 12 - 17.

References

1. Shumilova E.A., Chernyshenko N.S. Professional'nyj portret pedagoga - komponent brenda inklyuzivnoj doshkol'noj obrazovatel'noj organizacii. Gumanitarnye tehnologii v sovremennom mire: materialy VIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 2 ch. Kaliningrad, 2020.

2. Alehina S.V. Inklyuziya kak mirovozzrenie i obrazovatel'naya koncepciya. Inklyuzivnoe obrazovanie: istoriya i sovremennost'. Moskva: Pedagogicheskij universitet «Pervoe sentyabrya», 2013.

3. Ahutina T.V., Pylaeva N.M., Hotyleva T.Yu. i dr. Nejropsihologicheskij podhod v inklyuzivnom obrazovanii. Inklyuzivnoe obrazovanie: metodologiya, praktika, teoriya: materialy nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: MGPPU, 2011: 71 - 73.

4. Egorova E.I. Differencirovannyj podhod v obuchenii russkomu yazyku detej s raznymi vozmozhnostyami na korrekcionno-razvivayuschih zanyatiyah - odin iz metodov inklyuzivnogo obrazovaniya. Inklyuzivnoe obrazovanie: sbornik nauchno-metodicheskih materialov. Moskva: Sputnik+, 2015: 96 - 102.

5. Konvenciya OON o pravah invalidov. Prinyata General'noj Assambleej OON - 13 dekabrya 2006 goda. Podpisana Rossijskoj Federaciej - 24 sentyabrya 2008 goda Ratificirovana Rossijskoj Federaciej - 25 sentyabrya 2012 goda. Available at: https://base.garant.ru/2565085/

6. O federal'noj celevoj programme razvitiya obrazovaniya na 2016 - 220 gody. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 23 maya 2015 goda № 497. Available at: https://base.garant. ru/71044750/

7. Professional'nyj standartpedagoga. Utverzhden Prikazom Ministerstva truda i social'noj zaschity Rossijskoj Federacii ot 18 oktyabrya 2013 g. № 544n. Available at: https://base. garant.ru/70535556/

8. Slastenin V.A. i dr. Pedagogika: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih pedagogicheskih uchenyh zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr "Akademiya", 2002.

9. Syromyatnikova L.I., Borisova L.P. Aktual'nost' inklyuzivnogo obrazovaniya v sovremennom mire. Molodojuchenyj. 2016; № 5: 741 - 743.

10. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon-273. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

11. Poslanie Prezidenta Rossii V.V. Putina kFederal'nomu sobraniyu ot 12 dekabrya 2013goda. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/38057

12. Shumilova E.A. Pedagog i roditel' cifrovoj 'epohi v prizme inklyuzii. Preemstvennaya sistema inklyuzivnogo obrazovaniya: teoreticheskie i prakticheskie aspekty: materialy IX Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Kazan', 2020: 12 - 17.

Статья поступила в редакцию 05.12.20

УДК 378

Ehaeva R.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia),

E-mail: raisa.exaeva65@mail.ru

Musaeva I.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Education Management, Dagestan State Pedagogical University

(Makhachkala, Russia)

Ibragimova T.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Chemistry and Methods of Teaching Chemistry, Chechen State Pedagogical

University (Grozny, Russia)

FORMATION OF THE IMAGE OF THE PROFESSION IN THE CONSCIOUSNESS OF STUDENT YOUTH. The article studies the process of forming the image of the profession in the minds of student youth. The formation of a young person, his social maturity, the choice of a further life path passes through all spheres of life. Realization is carried out through training and education, through the assimilation of the experience of previous generations. The future profession is a difficult and responsible step taken by every student in his life. Everyone wants to find their calling in the future. When choosing a profession, several factors must be taken into account, first of all, the student's interest in the chosen one, as well as in the age of modern technologies, the chosen activity should be relevant for the future. The organization of the educational process in the educational organization should be based on knowledge of the psychological characteristics of the student's personality on different courses of study, which should be approached comprehensively, exploring different areas: motivational, strong-willed, emotional, cognitive, etc.

Key words: image of profession, professional self-determination, student youth.

Р.М. Эхаева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: raisa.exaeva65@mail.ru

И.П. Мусаева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала

Т.В. Ибрагимова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА ПРОФЕССИИ В СОЗНАНИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

В статье изучен процесс формирования образа профессии в сознании студенческой молодёжи. Становление молодого человека, его социальная зрелость, выбор дальнейшего жизненного пути проходят через все сферы жизнедеятельности. Реализация осуществляется через обучение и воспитание, через усвоение опыта предшествующих поколений. Будущая профессия - это сложный и ответственный шаг принимаемый каждым студентом в своей жизни. Каждый хочет найти свое призвание в будущем. Безусловно, при выборе профессии надо учитывать несколько факторов, прежде всего, заинтересованность в выбранном пути самого студента, а также в век современных технологий выбранная деятельность должна быть актуальна для дальнейшего будущего.

Ключевые слова: образ профессии, профессиональное самоопределение, студенческая молодёжь.

Молодежь как наиболее динамичная, но недостаточно опытная, а также нестабильная социальная группа, от которой зависит будущее общества, требует внимательного отношения к себе. Юношеский возраст, а особенно годы, которые приходятся на период обучения - это время формирования морально-психологической подготовленности как к дальнейшей жизни, так и к профессиональной деятельности. Поэтому так важно понимать молодое поколение, вступать в диалог и правильно выстраивать межпоколенные взаимоотношения [1, с. 34].

Для того чтобы определить молодежь как специфическую социальную группу, необходимо выделить основные составляющие социально-психологического портрета молодого поколения. Первый, но не единственный критерий - возрастные границы. В наше время, согласно многим источникам, молодежь - это люди в возрасте от 14 до 29 лет. Эти границы достаточно подвижны как в одну, так и в другую стороны, и существенную нагрузку несет не физиологический возраст, а его качество.

Также молодежь отличается от других групп социально-психологическими характеристиками, социальным статусом, ролевыми функциями и особенностями поведения, самоидентификацией и самоопределением молодого поколения.

То есть понятие «молодежь» весьма многогранно, и может рассматриваться с разных точек зрения и в рамках различных научных подходов. В целом же можно сказать, что молодежные проблемы можно условно поделить на социальные и общесоциологические. К первым относятся место и роль молодежи в процессе общественного воспроизводства, специфика процесса социализации молодых людей, социальная и профессиональная ориентация и адаптация, анализ деятельности неформальных молодежных групп. С другой стороны, нельзя забывать о проблемах образования, семьи, брака, особенности воспитания, социальной активности молодежи и так далее [2].

В широком смысле молодежный возраст относится к периоду, знаменующему переход от детства к взрослой жизни.

Молодёжный возраст - это тот возраст, который часто сопровождается половым созреванием, это биологический феномен, определяемый совокупностью событий, обусловленных повышением гормонов надпочечников и гонад, включающий развитие вторичных половых признаков и изменения в мышцах и теле.

Это связано с периодом повышенного рискованного поведения, а также с повышенной эмоциональной реактивностью. Это обычно совпадает с изменениями в социальной среде, такими как проведение меньшего количества времени с родителями и больше со сверстниками, а также увеличение уровня автономии. Эти поведенческие изменения происходят в контексте изменений в развитии, на которые влияют как внешние факторы окружающей среды, так и внутренние, которые вызывают и усиливают молодежное протестующее поведение.

Молодежный возраст ограничен во времени, но не зафиксирован; как предположили Кейси и его коллеги, его следует рассматривать как период развития, а не как временный промежуток, поскольку он сильно изменчив в поведенческом и развивающем аспектах.

Недавняя работа Natalia Jaworska, PhDandGlendaMacQueen, MD, PhD расширила определение и сроки молодежного возраста, включив в него молодую зрелость часто до 25 лет.

Хотя такое расширение охватывает некоторые дополнительные изменения в жизни, которые происходят после 18 лет, это создает проблемы в клинических подходах к молодым людям, что также усугубляет проблемы, связанные с изучением и лечением молодых людей в течение всего этого времени, поскольку мозг, поведенческие характеристики, социальные требования и роли обычно развивающихся 16-летних и 25-летних людей разительно отличаются.

Однако расширенное определение молодежного возраста согласуется с биологическим и социологическим феноменом, известным как продление молодежного возраста. Это относится к более раннему половому созреванию, особенно у девочек.

Аналогичным образом, с точки зрения социальной / личной ответственности, связанной с ролями взрослых, молодежный возраст распространился на начало 20-х годов, когда все больше людей откладывают традиционные обязанности взрослых (например, создание семьи или полный рабочий день, покупка недвижимости) в современном обществе.

Молодежный возраст характеризуются развитием и поведенческим переходом от детства (родительская зависимость) к полной зрелости и поведенческой независимости.

Поведенчески молодежь, как правило, проявляет повышенное стремление к новизне, взаимодействию со сверстниками и непоследовательному и гедонистическому поведению.

Точно так же молодежь часто совершает рискованные решения и действия, часто они проявляют большую эмоциональную реактивность, чем дети или взрослые.

Основной когнитивной особенностью, определяющей прогрессию в молодежном возрасте, является способность контролировать импульсы и откладывать удовлетворение в пользу целенаправленных и более оптимизированных результатов и поведения. Накапливающиеся данные указывают на то, что поведение молодежи по-разному смещено в мотивационно заряженных контекстах по сравнению с поведением взрослых, соответственно, чувствительность к вознаграждениям достигает пика в молодежном возрасте.

Молодежный возраст также является отчетливым периодом развития, в течение которого частота многих психических заболеваний резко возрастает По данным национального опроса о сопутствующих заболеваниях, три четверти психических заболеваний начнутся к возрасту 25 лет

Развитие автономии тесно связано с формированием идентичности и, как правило, концептуализируется в основном как психологический или межличностный процесс.

Некоторые исследователи, пояснил Браун, предположили, что существует универсальный процесс, посредством которого люди развивают здоровую автономию (Kagitcibasi, 2005). Если люди развивают сильное чувство воли (берут на себя ответственность за свои действия), сохраняя при этом тесные связи со значимыми взрослыми, они могут развить здоровое «автономное относительно других Я», что может привести к достаточно низкому риску Когда этот процесс идет «наперекосяк», результат часто увеличивает риск.

Другие исследователи показали, что молодые люди, у которых развитие автономии развивается слишком рано или слишком поздно, часто имеют худшие результаты, чем те, кто развивает ее в то же время, что и их сверстники.

Наконец, молодежь проводит со своими сверстниками гораздо больше времени, чем младшие сверстники, и на них они оказывают большее влияние. Стремление к присоединению и принятию на этом этапе делает молодых людей более открытыми для влияния со стороны сверстников, а также способствует быстрому развитию новых отношений, при этом меньше времени затрачивается на обсуждение основ дружбы, чем на других этапах жизни.

Берндт, Браун и другие исследователи определили «линейную закономерность, которая связывает возраст и открытость к влиянию сверстников, с пиком открытости к антисоциальным влияниям примерно в 9 классе». Открытость как для нейтральных, так и для просоциальных влияний выше на каждом этапе. Некоторые данные свидетельствуют о том, что молодежь в наибольшей степени подвержена влиянию сверстников на ранних стадиях новых отношений или непосредственно перед развитием новых отношений.

Переходный период может поднимать вопросы независимости и идентичности, по мере того, как молодежь развивает чувство собственного достоинства, она может столкнуться с трудностями в выборе, что касается различных сфер жизни.

Большинство физических и психических функций, таких как скорость, сила, время реакции и память, более полно развиваются в молодежном возрасте. Также в молодежном возрасте новые, радикальные и расходящиеся идеи могут оказать глубокое влияние на воображение.

Возможно, больше всего на свете молодежь обладает замечательной внутренней способностью, что выражается в их уникальной возможности справляться с трудными и кризисными ситуациями и усматривать положительное в негативных событиях. Исследования показали, что молодежь полностью меняет плохое настроение примерно в два раза быстрее, чем взрослые. Несмотря на эту устойчивость, для некоторых молодых людей эти годы более стрессовые, чем полезные - отчасти из-за условий и ограничений, которые часто сопровождают этот период в жизни.

Молодежный возраст - это этап, когда человек достигает зрелости в физическом развитии, в отношении сексуального поведения, а также в познавательной сфере. Жан Пиаже считал, что это этап формальных операций, когда растущий юноша начинает мыслить логически и настойчиво.

Молодежь следует логическим отношениям, которые существуют среди тех, кто принадлежит к одному и тому же классу, и среди тех, которые принадлежат к различным классам. До сих пор ребенок мог следить за существующими отношениями, которые были в событиях, но теперь юноша развил способности визуализировать будущие возможные отношения и благодаря этому может проектировать ситуации.

Молодежный возраст также является периодом, когда человек достигает продвинутой стадии развития воображения, что очень помогает в интуитивном мышлении. Размышляя о своем будущем, молодой человек может сделать жизненный выбор, конечно, разнообразие и сложность в сфере профессий могут потребовать экспертного руководства, тем не менее его осознание выбора карьеры - большой шаг, свидетельствующий о его когнитивном развитии.

Бэнкс и Улла проанализировали ситуацию и выяснили, что безработица среди молодежи является фактором, вызывающим беспокойство или тревогу у большинства выпускников развитых стран.

Полученные данные свидетельствуют о том, что предоставление работы было важным фактором для восприятия идентичности, особенно для девушек, у которых короткий период безработицы не вызывает большого беспокойства. Другие исследования показывают, что длительный период безработицы вызывает не только чувство беспокойства, но и своего рода стигму и снижает самооценку.

Становление молодого человека, его социальная зрелость, выбор дальнейшего жизненного пути проходит через все сферы жизнедеятельности. Реализация осуществляется через обучение и воспитание, через усвоение опыта предшествующих поколений.

Регулировка таких сложных процессов возможна благодаря ценностным ориентациям, социальным нормам, которые собственно определяют дальнейший характер деятельности, потребности и интересы, а также основные образцы поведения.

Формирование системы ценностей, становление самосознания, формирование социальной адекватности, - все эти моменты приходятся на период молодости, в это время сознание молодых людей особенно восприимчиво.

Молодой человек способен воспринимать и усваивать больший поток информации, чем представители старшего поколения. Несмотря на то, что некоторые стереотипы и установки, сформированные на предшествующем этапе, еще присущи молодым людям, тем не менее, уже ярко проявляется критичность мышления, поиск оригинальных решений. Молодые люди стремятся дать собственную оценку различным явлениям и проблемам, появляется способность аргументировать. Невозможен автоматический быстрый переход из одного состояния в другое. Стереотипы прошлого этапа исчезают, заменяются постепенно новыми.

Такое столкновение нацеленности на активную созидательную деятельность, ценностно-ориентированную с ограниченностью практической ориентированности приводит к тому, что молодой человек не слишком активно включается в общественную деятельность. Как следствие, поведение молодых людей зависит от противоречивых качеств, зачастую соперничающих друг с другом.

С одной стороны, стремление к общению, идентификация, подражание общепринятым нормам, с другой - обособление, уход от внешнего мира, негативизм, отрицание нормативного поведения.

Культурная самореализация молодых людей нередко выражается в потребительстве, которое проявляется как в социокультурном, так и в эвристическом аспектах, что само собой вытекает их основного потока культурной информации, основанной на ценностях массовой культуры. Такое восприятие основано на поверхностном закреплении ее в сознании молодых людей. В основном такой выбор основан на групповых стереотипах, на престиже и так далее.

Социально-психологический анализ, выявление портрета современной молодежи позволяют разрабатывать методы работы с учетом специфических черт молодого поколения в самых различных областях, в первую очередь в области подготовки специалистов в стенах образовательной организации. Организация учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении должна осно-

Библиографический список

вываться на знании психологических особенностей личности обучающегося на разных курсах обучения, к изучению которых необходимо подходить комплексно, исследуя разные сферы: мотивационную, волевую, эмоциональную, познавательную и другие.

Будущая профессия - это сложный и ответственный шаг, принимаемый каждым студентом в своей жизни. Каждый хочет найти свое призвание в будущем. Безусловно, при выборе профессии надо учитывать несколько факторов, прежде всего, заинтересованность в выбранном профессиональном пути самого студента. Следует также учитывать тот факт, что в век современных технологий выбранная деятельность должна быть актуальна для дальнейшего будущего. Правильный выбор принесет не только материальные блага, но и моральное удовлетворение. На данный момент есть перечень профессий, которые востребованы: инженер, врач, специалист информационных технологий, специалисты сельского хозяйства, маркетолог-аналитик, научный работник, технолог, учитель, финансист и другие. Следует согласиться с тем, что «идущий в настоящее врем во всем мире процесс взаимопроникновения политических, социальных и культурных достижений и проблем затрагивает, естественно, и систему высшего образования» [3, с. 150].

Современные технологии XXI века оказывают как положительное, так и отрицательное влияние на будущее поколение страны. Минусы современных гаджетов заключаются в том, что молодежь уходит от реального мира, проводя свободное время в играх на всевозможных электронных устройствах. Такое времяпрепровождение пагубно отражается на учебном процессе, появляются трудностей в освоении учебной образовательной программы, душевное расстройство. Положительные аспекты заключаются в том, что образование переходит на интерактивный уровень, возникают возможности в изучении нового материала с помощью ресурса глобальной сети Интернет. Появляется возможность записи книжных версий учебных книг на электронные носители, это компактно и практично. На формирование образа будущей профессии у молодежи влияет ряд факторов. Некоторые являются первостепенными, другие - второстепенными.

1. Антоненко С.В. Социальные сети как инструмент профориентации. Известия ТулГУ. Технические науки. 2013; Выпуск 11: 41 - 44.

2. Блауберг И.В. Проблема целостности и системный подход. Москва, 1997.

3. Балюк А.Д. Профессиональная ориентация в системе социализации молодежи (на примере Ростовской области). Диссертация ... кандидата социологических наук. Тюмень, 2014.

References

1. Antonenko S.V. Social'nye seti kak instrument proforientacii. Izvestiya TulGU. Tehnicheskie nauki. 2013; Vypusk 11: 41 - 44.

2. Blauberg I.V. Problema celostnostiisistemnyjpodhod. Moskva, 1997.

3. Balyuk A.D. Professional'naya orientaciya v sisteme socializacii molodezhi (na primere Rostovskojoblasti). Dissertaciya ... kandidata sociologicheskih nauk. Tyumen', 2014.

Статья поступила в редакцию 28.11.20

УДК 378

Ehaeva R.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia),

E-mail: raisa.exaeva65@mail.ru

Magomedova P.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Professional Pedagogy, Technology and Teaching Methodology,

Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: papanesh@mail.ru

Dzhegistaeva L.I., senior teacher, Department of Pedagogy and Preschool Psychology, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia)

DEVELOPMENT OF CREATIVITY IN PROJECT ACTIVITY OF STUDENTS. The article studies the process of developing creativity in the project activities of students. The analysis of theoretical developments and practical approaches shows that creativity is today the most important quality of a person, ensuring successful socialization in a modern post-industrial society. Many psychologists and educators have dealt with the problem of developing creativity. One of the tools for the development of creativity, which has proven its effectiveness, is project activity. Project activity is a special educational, cognitive, creative or game activity of students aimed at achieving a specific goal. In order to effectively develop the creativity of adolescents in project activities in additional education, it is necessary and sufficient to fulfill the following pedagogical conditions: harmonious relations between all participants in the educational process: teachers and students should treat each other with respect, encourage self-reliance and initiative of trainees, development of critical thinking that provides positive self-esteem.

Key words: project, project activity, creativity, student.

Р.М. Эхаева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: raisa.exaeva65@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

П.К. Магомедова, канд. пед. наук, ст. преп., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: papanesh@mail.ru

Л.И. Джегистаева, ст. преп., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

В статье изучен процесс развития креативности в проектной деятельности студентов. Проведенный анализ теоретических разработок и практических подходов показывает, что креативность является на сегодняшний день важнейшим качеством личности, обеспечивающим успешную социализацию в современном постиндустриальном обществе. Проблемой развития креативности занимались многие психологи и педагоги. Одним из инструментов развития креативности, доказавших свою эффективность, является проектная деятельность. Проектной деятельностью является особая учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, направленная на достижение определенной цели.

Ключевые слова: проект, проектная деятельность, креативность, студент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.