8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека [2, с. 80].
В результате теоретического анализа мы также констатируем факт неоднозначной трактовки понятия «инклюзивная культура». Инклюзивная культура это:
- часть общей школьной культуры, направленной на обеспечение поддержки ценностей инклюзии, высокий уровень которой способствует повышению эффективности процесса инклюзии в целом;
- уникальный микроклимат доверия, способствующий развитию взаимозависимых отношений семьи и школы, позволяющих избежать конфликтных ситуаций и нанести потенциальный вред каждому участнику процесса;
- особая инклюзивная атмосфера, в которой внедряемые модификации адаптированы к потребностям определенной школы и органично вплетены в её общую структуру, а также педагогам предоставлена возможность получения разнообразной поддержки, как со стороны администрации, так и со стороны других педагогов, позволяет снизить риск возникновения многих противоречий;
- фундаментальная основа для создания культуры инклюзивного общества, в котором многообразие потребностей приветствуется, поддерживается, аккумулируется обществом, обеспечивая возможность достижения высоких результатов в соответствии с целями инклюзивного образования и обеспечивая сохранность, принятие, сотрудничество и стимулирование непрерывного совершенствования педагогического сообщества и общества в целом;
- особая философия, согласно которой ценности, знания об инклюзивном образовании и ответственность приняты и разделены между всеми участниками данного процесса; [3, с. 73 - 74].
На основании вышеперечисленных дефиниций понятие «инклюзивной культуры» можно рассматривать как в широком, так и в узком смысле. В определении структуры инклюзивной культуры как многопланового феномена исследователи предлагают использовать модель айсберга, которая предполагает видимые элементы, которые легко увидеть и определить («надводная часть айсберга») и ту часть, которая определяет поведение человека в системе инклюзивного образования: неосознаваемые правила поведения, социальные нормы, ценности и их иерархию, нормы невербальной коммуникации и др. («подводная часть айсберга).
Библиографический список
Поэтому в нашем исследовании мы определяем внутреннюю и внешнюю структуры инклюзивной культуры общеобразовательной школы. Внешняя инклюзивная культура - это организация образовательного пространства в соответствии с принципами доступности и безопасности; адаптированные образовательные программы, специальные методы обучения и воспитания, учебники, учебные пособия, дидактические материалы, технические средства, команда специалистов и т.п.
Внутренняя структура инклюзивной культуры общеобразовательной школы - это ценностно-смысловые основы инклюзивной политики и практики образовательной организации, нормы отношений субъектов образовательного процесса (система представлений, правил, установок, ценностей и моделей поведения, общих для группы и являющихся условием устойчивости группы).
Однако, инклюзивная культура не может существовать без активного включения ребёнка в культуру образовательного учреждения. Так, профессор Стокгольмского университета Ульф Йонсон (и. Janson, 1997) считает, что обучение может называться инклюзивным лишь тогда, когда ребёнок включен в культуру образовательного учреждения и выделяет три вида культуры, включение в которые важны для ребёнка:
1) культура обучения, то есть овладение правилами поведения на уроках, овладение методами, овладение знаниями и т.д.;
2) культура ухода, которая подразумевает владение нормами поведения в образовательном учреждении, нормами общения со взрослыми, принятие ролей, характерных для ребёнка в детском саду или школе;
3) культура сверстников, то есть владение языком той группы детей, которая преобладает в детском коллективе, наличие необходимой для общения со сверстниками свободы и автономности и т.д. [4, с. 8].
Таким образом, под «инклюзивной культурой общеобразовательной школы» мы понимаем систему принципов и ценностей инклюзивного образования, которая имеет сложную структуру: внешнюю (организация образовательного пространства в соответствии с принципами доступности и безопасности; адаптированные образовательные программы, специальные методы обучения и воспитания, учебники, учебные пособия, дидактические материалы, технические средства, команда специалистов и т. п.) и внутреннюю (система представлений, правил, установок, ценностей и моделей поведения, общих для группы и являющихся условием устойчивости группы).
1. Бут Т. Показатели инклюзии: практическое пособие. Москва, 2007. Available at: http://perspektiva-inva.ru
2. Алехина С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья. Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография. Красноярск, 2013: 71 - 95 .
3. Сигал Н.Г. Инклюзия как вектор гуманизации образования и общества: зарубежный опыт. Киров, 2014.
4. Алехина, С.В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики. Психологическая наука и образование. 2014; 1: 5 - 16.
References
1. But T. Pokazateli inklyuzii: prakticheskoe posobie. Moskva, 2007. Available at: http://perspektiva-inva.ru
2. Alehina S.V. Inklyuzivnoe obrazovanie dlya detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii v rabote s det'mi, imeyuschimi ogranichennye vozmozhnosti zdorov'ya: monografiya. Krasnoyarsk, 2013: 71 - 95 .
3. Sigal N.G. Inklyuziya kak vektor gumanizacii obrazovaniya i obschestva: zarubezhnyj opyt. Kirov, 2014.
4. Alehina, S.V. Principy inklyuzii v kontekste izmenenij obrazovatel'noj praktiki. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2014; 1: 5 - 16.
Статья поступила в редакцию 03.02.17
УДК 37.042
Zolotukhina I.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia),
E-mail: [email protected]
Dedlovskaya M.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and
Tourism (Kazan, Russia), E-mail: [email protected]
Belikova E.V., senior teacher, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
DIAGNOSIS OF INDIVIDUAL FEATURES OF STUDENTS, THEIR ATTITUDE TO PHYSICAL EDUCATION AND THEIR PROFESSION AS FACTORS OF THE HEALTHY LIFESTYLE. The article considers the problem of formation of healthy lifestyle and the attitude of students to their chosen profession. The authors conduct a survey on self-assessed health status, physical fitness level and interests in a healthy lifestyle. The work presents the results of the research of physical-sports activity of young people and its impact on their health. The authors estimate the interdependence of physical development and effectiveness of educational activities of students. The research shows a low level of stress among first-year students, as well as the means used for stress relief and perceived recovery. The researchers study the factors influencing the desire to engage in physical activity in the classroom at the university and sports activities outside school hours. A prospective student should choose his profession consciously, which is not
the case with everyone. Sometimes they don't think it is necessary to learn skills to compensate low motor activity especially in the course of their future professional activity.
Key words: diagnostics of individual characteristics, healthy lifestyle, physical culture, professional orientation.
И.А. Золотухина, канд. пед. наук, доц. Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул,
Е-mail: [email protected]
М.В. Дедловская, канд. пед. наук, ст. преп. Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и
туризма, г. Казань, Е-mail: [email protected]
Е.В. Беликова, ст. преп. Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул,
Е-mail: [email protected]
ДИАГНОСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ, ИХ ОТНОШЕНИЕ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И ОСВАИВАЕМОЙ ПРОФЕССИИ КАК ФАКТОРОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
В статье рассматривается проблема формирования здорового образа жизни и отношение студентов к выбранной профессии. Проведён опрос о самооценке состояния здоровья, уровня физической подготовленности и интересов в сфере здорового образа жизни. Представлены результаты исследования физкультурно-спортивной активности молодежи и влияние на состояние здоровье. В работе оценивается взаимозависимость физического развития и результативности образовательной деятельности студентов. Авторы обращают внимание на низкий уровень стрессоустойчивости студентов первого курса, а так же средства, выбираемые для снятия стресса и мнимого восстановления работоспособности. На основе исследования выявлены факторы, влияющие на желание заниматься физической культурой на занятиях в вузе и физкультурно-спортивной деятельностью во внеучебное время. Будущий студент должен выбирать свою профессию осознанно, что не всегда происходит так. Также не считают необходимым овладеть навыками компенсирования малой двигательной активности особенно в процессе своей будущей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: диагностика индивидуальных особенностей, здоровый образ жизни, физическая культура, профессиональная направленность.
Происходящие в России изменения общественно-политической и экономической ситуации повлекли за собой резкое ухудшение состояния здоровья подрастающего поколения, в настоящее время лишь 10 - 14% выпускников школ могут считаться здоровыми [1]. По мнению ряда авторов [2; 3; 4; 5], решение проблемы формирования здорового образа жизни видится в изучении отношения студенческой молодежи к выбранной профессии, а психофизическую готовность и успешность ее освоения следует рассматривать как позитивный фон формирования компонентов здорового образа жизни. Использование индивидуальных характеристик в качестве позитивного формирования профессиональной направленности личности, требует определенных педагогических воздействий, которые могут быть реализованы в рамках нового образования - профессиональной физической культуры, целенаправленное использование средств и методов которой, обеспечивает комплексное и наиболее полное удовлетворение социальных и личностных потребностей и способностей человека, обусловленных требованиями профессионального образования [б].
Цель исследования - изучить отношение студенческой молодежи, поступившей на первый курс к различным аспектам физической культуры и спорта, осваиваемой профессии, состоянию здоровья.
Исследование проводилось с помощью опроса студентов Алтайского государственного педагогического университета. Всего участвовало 180 студентов первого курса, обучающихся в институте психологии и педагогики.
Рассматривая отношение первокурсников к жизни, следует отметить, что 66,7% опрошенных удовлетворены жизнью, 33,3% - частично. Сравнительный анализ полученных данных, характеризующих самооценку состояния здоровья, показал, что свое состояние как «отличное» оценили 26,8% опрошенных, «хорошее» - 40%, «удовлетворительное» и «плохое», соответственно 24,4 и 8,8%. Из всей исследуемой выборки только 25% студентов не болели в течение учебного года. Около 60% болели не менее 4-х раз в год, а 20% первокурсников - более 6-ти раз в течение учебного года.
Проанализировав ответы, выявлена, неспособность первокурсников объективно оценить свое здоровье, на это указывает расхождение самооценки с представленным реальным уровнем заболеваемости. Полученные данные указывают на неудовлетворительный показатель. Оценивая динамику самооценки психоэмоционального состояния в течение дня, отметим следующее. По всем трем показателям (по 5-балльной системе) самочувствия, работоспособности, настроения утром у испытуемых -«удовлетворительное» (от 3,0 до 3,3 балла). К вечеру состояния
находится в диапазоне от 4,0 до 4,4 балла, что свидетельствует о хорошем настроении, самочувствии, работоспособности. Что касается оценки утомляемости первокурсников в течение учебной недели, 37,7% опрошенных устают незначительно, почти не устают 40% и совсем не жалуются на усталость - 22,3%.
По имеющимся данным, регулярную профилактику утомления и ежедневное восстановление после учебы проводят только 23% студентов, рациональный суточный режим соблюдают в среднем 20%, закаливающие процедуры используют 26%, а антистрессовые мероприятия - 18% обучающихся. Среди неблагоприятных факторов студенческой жизни 24,4% указывает чувство одиночества и тревожность. Полученные данные свидетельствуют: чувство одиночества испытывают 24,4%, иногда -31% и почти никогда - 44,4%. Для снятия хронического стресса, подавления тревожности молодые люди достаточно прибегают к приёму алкоголя, психоактивных веществ, курению.
В настоящее время система образования плохо мотивирует к здоровому образу жизни. Ведь многие люди знают, что пить, курить и принимать наркотики вредно, но все же многие продолжают это делать. Все согласны с тем, что надо закаливаться, больше двигаться, но все равно большинство людей ведут малоподвижный образ жизни. Неправильное питание является причиной избыточного веса и многих других проблем.
На вопрос «Употребляете ли Вы алкогольные напитки?» отрицательно ответили 46,7% студентов первого курса. Остальные имеют лишь опыт употребления алкоголя, причем часто употребляют пиво. Регулярно (3 - 4 раза в неделю и более) его употребляют 43,3%; 33,4% употребляют вино несколько раз в месяц, а 15,6% - несколько раз в неделю.
Если учесть, что некоторая часть респондентов, не пожелала, отвечать на данные вопросы, то эти цифры могут находиться в пределах 60%, что весьма существенно. Угрожающие размеры приобретает употребление наркотических средств. На вопрос «Употребляли ли Вы когда-либо наркотики?» 100% опрошенных молодых людей ответили отрицательно, однако из полученных ответов и бесед можно заключить, что опыт пробы наркотических веществ в студенческой среде, присутствует. Приобщение к табаку начинается в раннем возрасте и затем сохраняется на долгие годы. На вопрос «Курите ли Вы?» положительно ответили 31,1%, употребляя от 10 до 15 сигарет в день, отрицательно - 46,7%; «курили, но бросили» - 12,1%, остальные 10,1% - изредка.
Это свидетельствует о том, что более 45% молодых людей имеют опыт курения.
Студенческая молодежь достаточно широко знакома с психоактивными веществами: более 40% курят; около 60% употребляют алкогольные напитки. Если принять во внимание, что сту-
денты - наиболее благополучная часть молодежи, то получаем весьма тревожную ситуацию. В этой связи представляет интерес, осведомленность молодежи о факторах риска болезней.
Оказывается, они прекрасно осведомлены, что самый большой вред здоровью наносят именно «вредные привычки»: о вреде потребления наркотиков знают 78,7%, алкогольных напитков - 56,2%, курения - 52,8%. Недостаточно высоко оценивают студенты вред малоподвижного образа жизни (27,2%), низкой физической подготовленности (22,4%), неправильного питания (19,1%), стресса (17,6%).
Существует очевидная связь меду психоэмоциональным и физическим состоянием человека. Результаты исследований Раевского, Кабачкова, Бурова [3; 5] свидетельствуют о том, что более высокий уровень физической подготовленности позволяет быстрее и эффективнее адаптироваться к условиям обучения, факторам внешней среды, преодолению различных стрессовых ситуаций т.д.
Позитивное отношение студентов к занятиям физкультурой, а также спортом является одной из задач учебного, воспитательного и образовательного процесса в вузе. Критерием оценки этого является физкультурно-спортивная активность, которая характеризуется степенью участия, вовлеченностью студентов в сферу этой деятельности. Однако занятия спортом не для всех являются ценностью, и большинство молодых людей не в полной мере осознают их важность и необходимость для будущей профессиональной деятельности. Исследование отношения студентов-первокурсников, обучающихся в Алтайском государственном педагогическом университете, свидетельствуют о том, что 68,9% респондентов положительно относятся к занятиям физической культурой, 20% - отрицательно, 1,1% - безразлично. Основной формой занятий физической культурой для 60% первокурсников является дисциплина Прикладная физическая культура в учебном заведении. Часть студентов, помимо академических занятий, предпочитают дополнительные.
Изучение физкультурно-спортивной активности молодежи в свободное от учебы время, показало следующее. На период опроса активно положительно относятся к дополнительной форме организации физического воспитания 31,1% студентов. При этом ежедневно занимаются 22,2%; 3 - 4 раза в неделю - 26,7%, 1-2 раза в неделю - 17,8%; 22,2% очень хотели бы заниматься дополнительно, но не имеют возможностей; и только 11,1% студентов не испытывают тяги к занятиям спортом.
При таком объеме занятий физическими упражнениями студенты первого курса оценивают свою физическую форму и оздоровление населения подготовленность достаточно высоко. Так, 22,2% респондентов считают свою подготовленность «достаточно высокой», 46,7% - «средней» и 31,1% - «ниже средней» и «низкой». Очевидно, учитывая свой субъективный достаточно высокий уровень физической подготовленности, 64,4% молодых людей считают, что соблюдаемый ими режим двигательной активности является оптимальным для нормальной жизнедеятельности и сохранения здоровья. 35,6% считают, что этого объема.
Основными факторами, определяющими интерес студентов к дисциплине «прикладная физическая культура», являются: всестороннее физическое развитие (60%), разнообразие средств и методов на занятиях (68,9%), дополнительная двигательная активность (26,7%), общение с единомышленниками (17,8%).
Среди факторов, определяющих негативное отношение к данному предмету, являются: отсутствие индивидуального подхода, однообразие учебного материала, не соответствие предлагаемых средств и методов интересам и потребностям занимающихся (31,1%), невнимательное отношение преподавателя и отсутствие прогресса в физической подготовленности (10,8%). Основными мотивами к физкультурно-спортивной деятельности, респонденты считают оздоровительный характер (30,4%), занятия помогают улучшить самочувствие (24,8%), дают возможность проводить время с друзьями (15,8%) и развивать физические качества (15%). При этом большинство молодых людей имеют весьма низкие знания о физической культуре и спорте, здоровом образе жизни. Только 9% считают, что хорошо знают правила самоконтроля при занятиях физическими упражнениями, частично - 19,5% и не знают - 71,5%.
Библиографический список
Одной из задач нашего исследования являлось изучение отношения молодежи к выбранному виду профессиональной деятельности и мотивов выбора профессии. Интерес к определенному виду трудовой деятельности, взаимосвязи с профессиональной мотивацией, свидетельствует о тех побудительных причин, которые заключаются в мотивах выбора будущей профессиональной деятельности.
Результаты проведенных исследований свидетельствуют, что на начальном этапе освоения профессии не все первокурсники осознали суть будущей специальности. Так, на вопрос «Как Вы относитесь к выбранной профессии?» 46,7% ответили, профессия нравится; 20% - время покажет; 17,8% еще не определились, а 15,6% - безразлично.
Среди ведущих мотивов выбора будущей профессиональной деятельности студенты-первокурсники учитывали советы сторонних людей. Так, ответ на вопрос «Укажите основные мотивы выбора своей будущей профессии», 35,6% первокурсников назвали советы родителей и друзей. Ценность образования 31,1% опрошенных видят не в получении образования, а лишь в достижении материальных благ. И только незначительная часть опрошенных (6,7%) основным мотивов выбора своей будущей профессии считают мотив, характеризующий личность молодого человека, способного к самовыражению, быть лучшим в избранной профессии и приносить пользу обществу.
Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что студенты, поступившие на первый курс, на до вузовском этапе обучения не получили должного объема информации о профессиях, а их выбор будущей трудовой деятельности мог стать ошибочным. Несоответствие реалий профессионального выбора будущей профессиональной деятельности довольно часто в этот период становится причиной социальных деформаций, таких как снижение успеваемости.
Результаты опроса свидетельствуют о том, что в течение учебного года на «отлично» и «хорошо» училось 18% респондентов, на «удовлетворительно» - 72%, а 10% не справлялись с программой. Утрата интереса к учёбе, снижение ценностей здоровья является одной из причин ведения не здорового образа жизни. Определённый интерес представляет анализ знаний испытуемых о требованиях, предъявляемых к физическим и профессионально значимым качествам, необходимых для успешного освоения будущей профессии. К числу компетенций, отражающих специфику любой профессиональной деятельности, относятся: общефизические (общая выносливость, сила, быстрота, координация движений) и психофизические качества - работоспособность, решительность, способность сосредоточиться, эмоциональная устойчивость, организаторские способности, самообладании, выдержка.
Анализ результатов опроса испытуемых показал, что значительная часть опрошенных считают, что основными физическими качествами, необходимыми для успешного освоения профессии являются общая выносливость (33,4%) и сила (28,9%); и только 20% и 17,7% отдали предпочтение быстроте и координации движений.
Самооценка испытуемыми уровня развития профессионально важных качеств (по 5-балльной системе) показала, что наиболее развиты, составляющие структуру профессиональных способностей: работоспособность (3,40 балла), коллективизм (3,52 балла), а уровень их развития можно оценить как «средний». Менее развиты следующие способности: организаторские (2,93 балла), умение сосредоточиться в неблагоприятных условиях (2,76 балла), решительность (2,38 балла), самообладание и выдержка (2,79 балла), эмоциональная устойчивость (2,56 балла). Уровень развития вышеперечисленных способностей оценивается как «ниже среднего».
Исходя из исследования, можно сделать следующий вывод: у студентов первого курса недостаточный уровень физического здоровья, что в свою очередь приводит к быстрой утомляемости, росту заболеваемости и неспособности переносить увеличение учебных и эмоциональных нагрузок, которые ощутимы студенческой молодежью особенно в первый семестр обучения. Также, следует отметить неэффективное использование и достаточно слабое развитие основных психических функций, которое негативно сказывается на академической успеваемости.
1. Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни (проблемы и перспективы использования средств массовой информации в их пропаганде). Москва: Мысль, 1990.