DOI 10.14526/01_2017_185 УДК 316.728
ИНТЕНЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Т.А. Пономарева - кандидат социологических наук Стерлитамакский институт физической культуры (филиал) ФГБОУВО
«УралГУФК» ул. Кочетова, 26 Б, Стерлитамак, Россия, 453100
E-mail: ponmarsem@mail. ru
Аннотация. Состояние здоровья будущего поколения в настоящее время является одной из самых актуальных проблем общества. Эта проблема имеет комплексный характер, соответственно, решать ее необходимо комплексно, на основе системного подхода к объекту исследования. Материал. Полученные ранее результаты исследований свидетельствуют о том, что, во-первых, важнейшим фактором, влияющим на здоровье человека, является образ жизни; во-вторых, одним из продуктивных способов повышения физического потенциала и оздоровления человека являются регулярные занятия физическими упражнениями; в-третьих, промедицинский характер современной системы здравоохранения нельзя считать приемлемым, необходимо разрабатывать механизмы формирования самосохранительного поведения человека, что предполагает его деятельное отношение к своему здоровью. Статья посвящена актуальной проблеме приобщения молодежи к здоровому образу жизни. Предметом анализа выступают здоровый образ жизни и интенционные ценности физической культуры. Автор ставит целью определить уровень сформированности интенционных ценностей физической культуры молодежи. Методы исследования: Основу исследования образуют системный и культурологический подходы. В качестве методов исследования выбраны: анализ и обобщение научно-методической литературы, анализ результатов всероссийских социологических опросов, анкетный опрос «Здоровье студентов» (г. Стерлитамак, Республика Башкортостан, 2016). Результаты. В ходе исследования выявлено, что показателями освоения интенционных ценностей являются: отношение человека и общества к физической культуре, потребности и мотивы отдельного человека и социальной группы в физкультурно-спортивной деятельности, активная включенность студентов в процесс освоения физической культуры. Доказано, что у студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, повышается жизненный тонус, уверенность в своих силах. Такие занятия помогают рационально распределять свободное время, активно включаться в другие виды деятельности. Таким образом, специфика физкультурно-спортивной деятельности позволяет ей выступать эффективным инструментом повышения социальной активности студенческой молодежи. Заключение. Результаты исследования могут быть использованы в качестве информационной основы для разработки стратегии в области сохранения и улучшения здоровья населения Российской Федерации, повышения роли и места физической культуры и спорта в формировании ценностного потенциала физической культуры.
Ключевые слова: ценности; интенционные ценности физической культуры; физическая культура; физкультурно-спортивная деятельность, ценностный потенциал.
INTENTIONAL VALUES OF PHYSICAL CULTURE AMONG STUDENTS Tatiana A. Ponomareva - candidate of sociological sciences
Sterlitamak Institute of Physical Culture (branch) Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Ural State University of Physical Culture" Str. Kochetov, 26 B, Sterlitamak, 453100, Russia
E-mail: ponmarsem@mail.ru
Annotation. Health state of the future generation nowadays is one of the most urgent problems of society. This problem has a complex character and that is why it is necessary to solve it in an integrated manner, on the basis of system approach to the object of the research. Material. Received earlier results of the research works prove the following: firstly, the most important factor, which influences a person's health, is his way of life; secondly, one of the productive ways of physical potential increase and health improvement are regular physical exercises; thirdly, medical character of a modern system of public health can't be considered acceptable, it is necessary to create the mechanisms of a person's self-saving behavior formation and it means his active attitude to own health. The article is about an urgent problem of young people involvement into a healthy life-style. The subject of the analysis form a healthy life-style and intentional values of physical culture. The author has the aim to determine the level of intentional values of physical culture formation among young people. Research methods: The base of the research present the following approaches: system and culturological. The research methods are the following: scientific-methodical literature analysis and summarizing, the results of All-Russian opinion polls analysis, questionnaire survey "Students' health" (Sterlitamak, the Republic of Bashkortostan, 2016). Results. During the research it was revealed that the indices of intentional values mastering are the following: the attitude of a person and society to physical culture, the need and motives of a person and a social group for physical-sports activity, active involvement of students into the process of mastering physical culture. It was proved that students, who systematically go in for physical culture and sport, have life tonus, self-confidence increase. Such kind of exercises help to regulate one's free time, participate actively in other kinds of activity. Thus, the specificity of physical-sports activity helps it to be an effective instrument of students' social activity increase. Conclusion. The results of the research can be used as informational base for the strategy creation in the sphere of population health preservation and improvement in the Russian Federation, the role and the place of physical culture and sport increase in axiologicalpotential of physical culture formation.
Keywords: values; intentional values of physical culture; physical culture; physical-sports activity, axiological potential.
Актуальность. Состояние здоровья будущих поколений в настоящее время является одной из самых актуальных проблем общества. Эта проблема имеет комплексный характер, соответственно, и решать ее необходимо комплексно, на основе системного подхода к изучению объекта исследования.
Проведенные ранее исследования свидетельствуют, что, во-первых, важнейшим фактором, влияющим на состояние здоровья человека, является образ его жизни; во-вторых, одним из действенных способов повышения физического потенциала и оздоровления человека являются регулярные занятия
физической культурой; в-третьих, промедицинский характер системы здравоохранения в настоящее время нельзя считать приемлемым, необходимо создать механизмы формирования
самосохранительного поведения человека, что предполагает его активное и деятельное отношение к своему здоровью.
Разноплановость многочисленных современных образцов поведения инспирирует изменение базовых ценностей, ценностных ориентаций и стратегий поведения в студенческой среде. Согласно данным социологических исследований, приоритетными социальными ценностями на современном этапе являются высокий
доход, образование, профессиональная карьера [1, с. 147]. Можно констатировать, что интересы, ценностные установки молодежи связаны, в основном, с информационными технологиями,
формирующими искусственную среду обитания.
Доступными средствами
поддержания и сохранения здоровья, оказывающими существенное влияние на образ жизни индивида и общества в целом являются физическая культура и спорт. Однако, несмотря на внимание со стороны государства к этой проблеме, на сегодняшний момент молодежь проявляет недостаточный интерес к занятиям физической культурой и спортом и не придает должного значения данному социальному феномену.
Цель исследования - изучить ценностный потенциал физической культуры и определить уровень сформированности интенционных
ценностей физической культуры студенческой молодежи.
Задачи:
1. Охарактеризовать понятие «интенционные ценности физической культуры».
2. Определить отношение студенческой молодежи к физической культуре как к ценности.
3. Выявить место физкультурно-спортивной деятельности в образе жизни современных студентов.
4. Определить значимость интенционных ценностей физической культуры в структуре ценностных ориентаций студентов.
Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической
литературы, анализ результатов всероссийских социологических опросов, анкетный опрос «Здоровье студентов» (г. Стерлитамак, Республика Башкортостан, 2016).
Результаты исследования и их обсуждение. Физическая культура как феномен общей культуры по своей природе уникальна. В.К. Бальсевич
утверждает, что именно физическая культура позволяет соединить социальное и биологическое в развитии человека[2]. Н. Н. Визитей доказывает, что именно физическая культура является первым и базовым видом культуры, который формируется в человеке и способен влиять не только на физическое состояние организма, но и на психику, статус человека[3]. Рассматривая физическую культуру в ценностном аспекте, Л.И. Лубышева выделяет следующие группы ценностей: интеллектуальные,
двигательные, технологические;
интенционные и мобилизационные (Л.И. Лубышева, 2001) [4, с. 5].
Важно подчеркнуть значение интенционных ценностей. Интенционные ценности определяют сформированность общественного мнения, престижность физической культуры в обществе и отражают фундаментальное отношение социума к физической культуре, уровень общественного сознания в отношении физической культуры и спорта. Интенционные ценности проявляются изначально в государственной политике по отношению к физической культуре: финансировании, строительстве, науке, специальном образовании и т.п. Интенциональность означает
направленность на становление
мотивационной сферы личности на физическую культуру, систему
ценностных ориентаций. Таким образом, к интенционным ценностям физической культуры следует отнести характер мотивации (биологические,
социологические, духовные); иерархию общесоциальных ценностей и место в ней физической культуры; направленность социума и личности на занятия физической культурой и спортом.[4, с.10].
Показателями освоенности
интенционных ценностей являются: отношение человека и общества к физической культуре, потребности и мотивы отдельного человека и социальной группы, включенность в процессе освоения физической культуры.
В рамках участия в международном исследовательском проекте «Здоровье студентов» совместно с Челябинским научно-образовательным центром нами было проведено социологическое исследование «Отношение студентов к здоровью» 2015-2016 гг. Анкетный опрос содержал блок вопросов, направленных на изучение уровня физической активности студентов, отношения студентов к занятиям физической культурой и активными видами туризма. В опросе приняли участие 550 студентов вузов и колледжей г. Салават (200 чел.) и г. Стерлитамак (350 чел.) Республики Башкортостан.
С целью получения достоверного
Рисунок
Дифференцируя результаты по половому признаку, мы выявили, что ежедневные занятия в большей степени характерны для юношей, чем для девушек (14,6% и 9,8% соответственно), однако регулярные занятия по нескольку раз в неделю чаще практикуют девушки (41,8% и 38,5% соответственно). При этом юноши чаще девушек отмечали, что не занимаются физической культурой и спортом (13,6% и 7% соответственно).
Сравнительный анализ данных всероссийских исследований показал, что с возрастом, особенно после 25 лет, значительно уменьшается доля
респондентов, занимающихся физической культурой и спортом. В качестве основных причин, препятствующих занятиям, указываются: отсутствие свободного
представления об уровне физической активности студентов были
проанализированы показатели
регулярности занятий физической культурой и спортом. Результаты опроса показали, что 50,7% опрошенных демонстрируют высокий уровень физической активности; 12,2% занимаются физической культурой и спортом ежедневно, 38,5% - несколько раз в неделю. 20,5% респондентов подтвердили, что практикуют занятия спортом лишь несколько раз в месяц, 13,6% опрошенных - несколько раз в год; 10,3% студентов не занимаются физкультурой и спортом. (рисунок 1)
времени, усталость и высокая стоимость физкультурно-оздоровительных услуг[7].
В ходе исследования были выявлены факторы, влияющие на формирование интереса студентов к физической культуре и спорту. Из числа опрошенных 42,9% считают, что улучшение качества занятий существенно влияет на повышение интереса к физкультурно-спортивной деятельности. Следующим по значимости была отмечена возможность выбора вида физической активности или вида спорта, который будет наиболее приемлемым для студентов, так считают 33,4% респондентов. Возможность заниматься на современно оборудованной материальной базе выделили 18,4% опрошенных. Лишь 2,2 % респондентов считают, что хорошая
1 - Распределение ответов респондентов на вопрос: «Занимаетесь ли Вы физической культурой и спортом?», %
реклама будет способствовать повышению интереса к физической культуре и спорту. Это свидетельствует о том, что студенты не придают особого значения рекламе и деятельности по пропаганде физической
культуры и спорта, ссылаясь на низкий уровень их качества.
Следующий вопрос позволил нам выявить отношение студентов к физической культуре и спорту.
Таблица 1 - Отношение респондентов к физической культуре, в процентах
Утверждение Пол студентов Все студенты
Юноши Девушки
Физическая культура - это приятная форма проведения свободного времени и досуга 57,46 46,64 52,14
Физическая культура - школа мужества и воспитания характера 20,64 16,8 18,72
Физическая культура - это упорный труд, тяжелая работа 11,54 28,66 20,05
Физическая культура - интересное занятие 9,4 12,8 11,1
Физическая культура - это ценность и смысл моей жизни 2,36 1,58 1,97
Примечание: ответы на вопрос предполагали многовариантность, поэтому сумма ответов больше 100%
Анализ результатов показал, что физическую культуру как форму проведения досуга,как развлечение воспринимают более 50% опрошенных студентов, причем чуть более 57% юношей и почти 47% девушек. Школой мужества и воспитания считают физическую культуру в среднем пятая часть опрошенных студентов (20,64% юношей, 16,8% девушек). Определяют физическую культуру как интересное занятие 11% респондентов (9,4% и 12,8% юношей и девушек соответственно). Чуть более 20% опрошенных студентов отождествляют физическую культуру с упорным трудом и тяжелой работой, причем девушки соглашаются с этим больше, чем юноши (28,66% и 11,54% соответственно). Около 2% студентов считают физическую культуру ценностью и смыслом жизни. Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что студенты относятся к физической культуре как к приятному времяпрепровождению, форме
организации досуга.
Полученные данные не
коррелируют с полученными результатами относительно предпочтений респондентов в выборе форм проведения свободного времени. Так, по результатам наших
исследований, активные формы досуга предпочитает небольшая группа опрошенных: в свободное время спортом занимаются 9,6 % опрошенных, 16,8 % совершают велопрогулки или прогулки на природе. Все это говорит о том, что хотя физическую культуру считают значимой составляющей здорового образа жизни, однако она не осознается как ценность.
Социологические исследования последних лет неоднократно показывали, что социальная активность во многом определяется структурой духовных интересов и потребностей личности, ее мотивов и ценностных ориентаций, предпочтений и установок[6].
Анализ социологических
исследований, проводимых Л.И. Лубышевой (2001) , И.В. Журавлевой (2012) , выявил комплекс объективных условий и субъективных (внутренних) факторов, характеризующих отношение и мотивацию студентов к физкультурно-спортивной деятельности. По мнению студентов, их потребности, интересы и мотивы включения в физкультурно-спортивную деятельность определяются состоянием материальной спортивной базы, направленностью содержания учебного процесса и организацией
Примечание: ответы на вопрос предполагали многовариантность, поэтому сумма ответов больше 100%
массовой физкультурно-оздоровительной работы, наличием физкультурных знаний для организации самостоятельных занятий [6;8].
С целью детального изучения уровня сформированности интенционных
ценностей физической культуры нами были выявлены субъективные факторы, влияющие на процесс формирования потребностей, интересов и мотивов студентов (таблица 2).
Таблица 2 - Субъективные факторы, побуждающие студентов к физкультурно-спортивной активности, в процентах
проявлению
Факторы Пол студентов Все студенты
деву шки юн оши
Желание повысить физическую подготовленность 20,4 56,8 38,6
Воспитать культуру движений 4,5 1,8 3,5
Добиться спортивных успехов 0,4 1,2 0,8
Воспитать волевые качества 0,2 0,6 0,4
Рационально использовать свободное время 0,6 0,8 0,7
Желание получить зачет по физической культуре 10,3 4,7 7,5
Необходимость оптимизировать вес, улучшить фигуру 58,2 20,8 39,5
Возможность снять усталость, стресс и повысить работоспособность 8,9 10,6 9,9
Не задумывался, не знаю 2,0 4,7 2,3
Анализ эмпирических данных позволяет сделать вывод, что на уровень физкультурно-спортивной активности существенно влияет значительный приоритет двух факторов: желание студентов повысить свою физическую подготовленность (38,6% опрошенных) и необходимость оптимизировать вес и улучшить фигуру (39,5% опрошенных). Следовательно, 78,1% студентов считают, что их физкультурно-спортивная активность определяется одним из этих факторов. Проведенное исследование показало низкую значимость для студентов такого фактора, как достижение высокого спортивного результата: лишь 0,8% опрошенных оценивают его формирующее воздействие на свои мотивационные установки в сфере физической культуры.
Необходимо отметить также, что студенты явно недооценивают такие субъективных факторы, как воспитание культуры движений (3,5%); воспитание
волевых качеств (0,4%), рациональное использование свободного времени (лишь 0,6%) опрошенных студентов. Такое положение характеризует низкий образовательно-воспитательный потенциал учебных занятий и спортивно-массовых мероприятий, с
акцентированным вниманием к
нормативным показателям физкультурно-спортивной деятельности студентов. Подтверждением сказанному может служить то, что для 10,3% студенток и 4,7% студентов положительной мотивацией для занятий физической культурой является получение зачета по физической культуре.
Осознавая необходимость
физической культуры для поддержания здоровья (78,6%), физически активными людьми себя считают лишь 45,3% опрошенных студентов, не считают себя физически активными 27,8% опрошенных студентов; 26,9% респондентов затруднились ответить на данный вопрос.
Половина опрошенных студентов (49,6%) при знакомстве с человеком обращают внимание на его физическую форму, им нравятся физически развитые люди. Каждый третий (34,5%) сообщил, что для него это не является важным[7].
Подводя итоги исследования, следует подчеркнуть, что непременным уровнем освоения интенционных ценностей физической культуры студента является его вовлеченность в физкультурно-спортивную деятельность. Результаты доказывают, что у студентов, включенных в систематические занятия физической культурой и спортом, повышается жизненный тонус,
уверенность в своих силах, оптимизм. Занятия физической культурой
способствуют рациональному
распределению свободного времени, позволяют студенту активно включаться в другие виды деятельности. Целостный характер физкультурно-спортивной
деятельности и ее общедоступность могут стать мощным средством повышения социальной активности студенческой молодежи.
Заключение. Полученные в социологическом исследовании
эмпирические данные позволяют сделать следующие выводы.
Физкультурно-спортивная деятельность наряду с другими видами деятельности входит в образ жизни студентов. Большинство студентов высоко оценивают социальную значимость физической культуры в жизни общества. Однако систематически используют средства физической культуры во внеучебное время лишь 21,8% опрошенных студентов.
Наибольшее влияние на уровень интереса оказывают такие объективные факторы, как улучшение качества проведения занятий физическими упражнениями (40,9% опрошенных) и возможность выбора форм занятий и видов спорта (35,7%). В то же время низкий уровень качества рекламы и пропаганды физической культуры и спорта не
позволяет студентам осознать ее истинную ценность и влияние на формирование интереса к физкультурно-спортивной деятельности.
Сознательное отношение к физической культуре формируется под воздействием различных субъективных факторов, поэтому часто связывается с желанием студентов повысить свою физическую подготовленность,
возможностью оптимизировать вес тела и улучшить фигуру, необходимостью снять усталость и повысить работоспособность. В то же время недооценка студентами таких субъективных факторов, как понимание духовной ценности занятий, развитие познавательных возможностей в процессе физкультурно-спортивной
деятельности связаны, по нашему мнению, с низким воспитательно-образовательным уровнем и доминирующим влиянием нормативного подхода к организации учебно-воспитательного процесса в учебном заведении. Создавшаяся критическая ситуация требует глубокого анализа уровня физкультурной
образованности студентов и принятия активных мер для повышения информационно-образовательной направленности учебных и внеучебных форм занятий физическими упражнениями студентов.
Литература
1. Халикова, С. С. Здоровье как социальная ценность: интеграция физического и социального / С. С. Халикова, Л. А. Кривоносова // Научный ежегодник. - 2014. - №8. - С. 145-167.
2. Бальсевич, В. К. Физическая культура для всех и для каждого : учебное пособие / В. К. Бальсевич. - М., 1988.
3. Визитей, Н. Н. Физическая культура личности : учебное пособие / Н. Н. Визитей. - Кишинев, 1989.
4. Лубышева, Л. И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Л. И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - 1997. - №6. - С. 4-12.
5. Здоровье студентов: социологический анализ : монография / отв. ред. И. В. Журавлёва. - Москва : ИНФРА-М, 2014. - 272 с. - (Научная мысль). - DOI 10.12737/375 (www.doi.org).
6. Правильное питание, спорт и отказ
от вредных привычек - три составляющих здорового образа жизни [Электронный ресурс] // Всероссийский центр изучения общественного мнения. - Режим доступа:
http://wciom.ru/mdex.php?id=236&uid=l 15250(дата обращения: 13.01.2017).
7. Дёмкина, Е. П. Формирование здорового образа жизни студентов: как не упустить главного? // Высшее образование в России. - 2016. - № 5. - С. 50-55.
8.Ионов, А. А. Актуальные проблемы формирования здорового образа жизни студентов / А. А. Ионов, Н. Н. Софронов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2009. -№ 4(13). - С. 59-64. Режим доступа: http://iournal-science.org/ru/magazine/40.html.
9.Оплетин, А. А. Саморегуляция в системе средств физической культуры как ведущий регулятивный механизм и важный компонент структуры саморазвития личности /А. А. Оплетин // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2013. - Том 8, № 2. - С. 165-174. Режим доступа: http://jou rnal-
science.org/ru/magazine/20.html.
References
1. Khalikov S. S., Krivonosov L.A. Health as a social value: integrating physical and social. Nauchnyi ezhegodnik [Scientific Yearbook], 2014, No. 8, pp. 145-167. (in Russian).
2. Balsevich V. K. Fizicheskaya kul'tura dlya vsekh i dlya kazhdogo [Physical culture for all and for everyone]. Moscow, 1988.
3. Vizitey N. N. Fizicheskaya kul'tura lichnosti [Personality physical culture]. Chisinau, 1989.
Подано: 18.02.2017 г. Принято: 21.02.2017г.
4. Lubysheva L. I. Modern value potential of physical culture and sport and the way of its development society and personality. Teoriya i praktika fiz. kul'tury [Theory and practice NAT. culture], 1997, No. 6, pp. 4-12. (in Russian).
5. Zdorov'e studentov: sotsiologicheskii analiz [Health of students: a sociological analysis]. Moscow, INFRA-M, 2014, 272 p. DOI 10.12737/375 (www.doi.org). (in Russian).
6. Proper nutrition, exercise, and avoiding harmful habits - three components of a healthy lifestyle. Vserossiiskii tsentr izucheniya obshchestvennogo mneniya [the all-Russia centre of studying of public opinion]. Available at: http://wciom.ru/mdex.php?id=236&uid=l 15250(date accessed: 13.01.2017). (in Russian).
7. Demkina E. P. Formation of healthy lifestyle of students: how not to miss the main thing? Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2016, No. 5, pp. 50-55. (in Russian).
8. A.A. Ionov, N.N. Sofronov Actual problems of students' healthy life-style formation. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta [Pedagogico-psychological and medio-biological problems of physical culture and sport], 2009, vol. 4, No.4, pp. 59-64. Available at: http ://j ournal-science.org/ru/magazine/40.html
9. Opletin A. A. Self-regulation in the system of physical culture means as the leading regulative mechanism and an important component of personality self-development structure. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sport], 2013, vol.8, no. 2, pp. 165-174. Available at: http ://j ournal-science.org/ru/magazine/20. html.
Пономарева Татьяна Александровна - кандидат социологических наук, зав. кафедрой, Стерлитамакский институт физической культуры (филиал) ФГБОУ ВО «Урал ГУФК», Кочетова 26 б, Стерлитамак, Россия, 453104.
Для цитирования: Пономарева Т.А. Интенционные ценности физической культуры студенческой молодежи // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т.12. - №1. - С. 74-81. DOI 10.14526/01_2017_185