Научная статья на тему 'Оценка состояния развития физической культуры личности студентов'

Оценка состояния развития физической культуры личности студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
280
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА / КОНТРОЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ / CONTROL TESTS / УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ / LEVEL OF PHYSICAL FITNESS / МОТИВАЦИЯ К АКТИВНОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ ФИЗКУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ / MOTIVATION FOR INTENSIVE PHYSICAL ACTIVITIES AND SPORT / ИНТЕНСИВНОСТЬ ПРОЯВЛЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ / LEVEL OF MOTIVATION FOR HEALTHY LIFESTYLE / МОТИВАЦИЯ К ПРАКТИЧЕСКОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / MOTIVATION FOR ACTUAL PHYSICAL ACTIVITIES / STUDENT'S PHYSICAL CULTURE / AUTONOMOUS PHYSICAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шпак Александр Сергеевич, Иваница Иван Александрович

В статье представлены результаты анализа развития физической культуры студентов-юношей. На основе данных контрольных испытаний и результатов социологического исследования авторы доказывают наличие тенденции к понижению мотивации активности физкультурно-спортивной деятельности студентов, вскрывают причины проблемы. Итоги исследования приводят к выводу о том, что системообразующим фактором состояния развития физической культуры личности студентов является ценностное отношение к физкультурно-спортивной деятельности, формирующееся на основе знаний, опыта и мотивации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шпак Александр Сергеевич, Иваница Иван Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATING STUDENTS’ LEVEL OF PHYSICAL CULTURE

The article presents the results of analyzing teenager students’ level of physical culture. Relying on control tests data and the results of a sociological study the authors identify the tendency of students’ motivation for physical activity and sport lowering, discover the causes of the problem. The findings allow concluding that the system-forming factor of students’ level of physical culture is value attitude to physical activity and sport formed on the basis of knowledge, experience and motivation.

Текст научной работы на тему «Оценка состояния развития физической культуры личности студентов»

Шпак Александр Сергеевич, Иваница Иван Александрович

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ

В статье представлены результаты анализа развития физической культуры студентов-юношей. На основе данных контрольных испытаний и результатов социологического исследования авторы доказывают наличие тенденции к понижению мотивации активности физкультурно-спортивной деятельности студентов, вскрывают причины проблемы. Итоги исследования приводят к выводу о том, что системообразующим фактором состояния развития физической культуры личности студентов является ценностное отношение к физкультурно-спортивной деятельности, формирующееся на основе знаний, опыта и мотивации. Адрес статьи: отм^.агат^а.пе^т^епа^/З^СИб^/бЗ.^т!

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 2 (64). C. 213-218. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gram ota. net/ed itions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2016/2/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

Проблема тождества, как мы видим, может пониматься различным образом в зависимости от того, как толкуется отношение настоящего и прошлого. Попытка установить полный контроль над памятью, или хотя бы максимальную связность воспоминаний, ведет к тому, что может быть утрачено само различие настоящего и прошлого. В этом случае вместо единства лица мы обнаруживаем множественность отдельных личин, либо идентичность, живущую убийством своих двойников и отражений, возникающих на границе прошлого и нового настоящего. Иное толкование дает концепция Локка, поскольку в ней допускается забвение как необходимое свойство памяти, одновременная открытость памяти прошлому и будущему. Попытка контролировать прошлое в конечном итоге всегда оказывается попыткой подчинить контролю память и то забытое в ней, благодаря которому нам удается отпускать прошлое, а еще прежде - видеть в настоящем лишь проходящее, прошлое для будущего, видеть возможность выбора как своего будущего, так и - прошлого. Именно это забытое не позволяет тождеству сжиматься до мертвого оскала прошлого, оставаясь в нем не сводимой к определенной форме единичностью присутствия, возможностью свидетельствовать о забытом в себе как праве личной позиции.

Список литературы

1. Анкерсмит Ф. Р. Возвышенный исторический опыт / пер. с англ. М.: Европа, 2007. 612 с.

2. Нора П. Проблематика мест памяти // Нора П., Озуф М., Пюимеж Ж. де, Винок М. Франция-память / пер. с франц. Д. Хапаевой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. С. 17-50.

3. Парфит Д. Что мы думаем о том, кто мы такие / пер. И. Ю. Ларионова // Метафизические исследования. Поиск тела: альманах Лаборатории метафизических исследований при Философском факультете Санкт-Петербургского государственного университета. 2008. № 215. С. 256-280.

4. Фуко М. Археология знания / пер. с франц. С. Митина, Д. Стасова. К.: Ника-Центр, 1996. 208 с.

5. Шевцов К. П. Мера души: сознание и память в концепции Джона Локка // Эпистемология и философия науки. 2012. Т. XXXIV. № 4. С. 191-203.

6. Юм Д. Сочинения: в 2-х т. / пер. с англ. 2-е изд., испр. и доп. М.: Мысль, 1996. Т. 1. 735 с.

7. Hacking I. Rewriting the Soul: Multiple Personality and the Sciences of Memory. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1995. 352 p.

FORGETTING AND MEMORY IN THE STRUCTURE OF PERSONAL SAMENESS

Shevtsov Konstantin Pavlovich, Ph. D. in Philosophy Saint Petersburg State University [email protected]

The article analyzes the role of memory and forgetting in the formation of identity. The study by Ian Hacking of the mental insanity 'Dissociative Identity Disorder' causing the formation of different centers of identity in one individual is a foundation for the analysis. An example of this insanity shows that even in case of multiple identity there is a need in the formation of sameness on the basis of the reference of memory to what remains beyond it, in the area of initially forgotten.

Key words and phrases: forgetting; memory; the past; the present; identity; history; tradition; archive; power; violence; insanity.

УДК 316.3

Социологические науки

В статье представлены результаты анализа развития физической культуры студентов-юношей. На основе данных контрольных испытаний и результатов социологического исследования авторы доказывают наличие тенденции к понижению мотивации активности физкультурно-спортивной деятельности студентов, вскрывают причины проблемы. Итоги исследования приводят к выводу о том, что системообразующим фактором состояния развития физической культуры личности студентов является ценностное отношение к физ-культурно-спортивной деятельности, формирующееся на основе знаний, опыта и мотивации.

Ключевые слова и фразы: физическая культура личности студента; контрольные испытания; уровень физической подготовленности; мотивация к активной физкультурно-спортивной деятельности; самостоятельные занятия физкультурой и спортом; интенсивность проявления мотивации к здоровому образу жизни; мотивация к практической физкультурно-спортивной деятельности.

Шпак Александр Сергеевич, к.т.н., доцент Иваница Иван Александрович

Дальневосточный федеральный университет shpakas@mail. гы; 12henry14@mail. гы

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ

Физическая культура личности студента - один из основных компонентов, составляющих общую культуру студента, во многом определяющий его жизненные ценности, поведение в социальной среде, формирующий устойчивую мотивацию к физкультурно-спортивной деятельности и поддержанию здорового образа жизни.

Оценка состояния физической культуры личности студента нами рассматривается с позиции таких компонентов как подготовленность, мотивация и практическая деятельность. В настоящее время есть достаточное количество работ по указанным компонентам в отдельности [2; 4; 8], однако оценка развития физической культуры личности студента одновременно по всем компонентам не исследована.

Основной проблемой комплексного развития студента как гармонично физически воспитанного, готового к различным формам жизнедеятельности, мотивированного к физкультурно-спортивной деятельности и поддержанию здорового образа жизни являются условия учебы, проживания и организации занятий физкультурой и спортом на территории студенческого кампуса. Поэтому целью исследования является оценка состояния развития физической культуры личности студентов-юношей 1-го курса ДВФУ очного отделения по направлению «Физическая культура и спорт» с позиции оценочных компонентов: подготовленность, мотивация и практическая деятельность.

Решение таких задач как определение уровня физической подготовленности студентов, оценка реальной мотивации активности физкультурно-спортивной деятельности, определение факторов, мешающих физкультурно-спортивной деятельности, исследование интенсивности проявления мотивации к здоровому образу жизни и оценка деятельности студентов в сфере физической культуры и спорта позволяет оценить состояние развития физической культуры личности студентов в целом.

Исследование вопросов гармоничного развития личности посредством физической культуры представлено в работе В. К. Бальсевич и Л. И. Лубышевой [1, с. 2-4]. Достижение личностью такой гармонии обеспечивает ей социальную устойчивость, продуктивную включенность в жизнь и труд, создает ей психический комфорт. С позиции Л. И. Лубышевой, феномен физической культуры личности студента позволяет представить ее как интегральное качество личности, как условие и предпосылку эффективной учебно-профессиональной деятельности, как обобщенный показатель профессиональной культуры будущего специалиста и как цель личностного саморазвития и самосовершенствования [3, с. 10].

С позиции Р. С. Наговицина, всестороннее и целостное изучение особенностей формирования физической культуры личности позволяет мониторинг формирования физической культуры личности студента на основе использования комплекса диагностических методик [4].

С учетом планов реализации физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» [6; 7] возникают проблемы осуществления системной диагностики базовых компонентов физической культуры студентов и мотивационных предпочтений к физкультурно-спортивной деятельности.

Для точного и детализированного исследования использовались стандартные методики социологического опроса. Анкетирование проводилось среди студентов-юношей 1-го курса ДВФУ очного отделения по направлению «Физическая культура и спорт». В социологическом исследовании приняло участие 25 студентов. Структура опрашиваемых студентов по наличию спортивного разряда представлена на Рис. 1.

С позиции компонента «подготовленность» для определения состояния физической подготовленности студентов были проведены стандартные контрольные испытания:

1) челночный бег - 10 м по 3 раза (определение показателей координационных способностей);

2) сгибание и разгибание рук в упоре лежа, подтягивание на перекладине (определение показателей силовой выносливости);

3) бег на 100 метров (определение показателей быстроты);

4) прыжок в длину с места (определение показателей скоростно-силовых способностей);

5) наклон вперед из положения сидя ноги врозь (определение показателей гибкости);

6) бег 1000 метров (определение показателей выносливости).

Не имеют; 44,20%

1-ый и выше; 34,50%

Ниже 1-ого; 21,30%

Рис. 1. Структура опрашиваемых студентов по наличию спортивного разряда, %

После проведения процедуры тестирования результаты всей основной выборки сравнивались с нормативными данными вступительных испытаний. Затем вычислялся процент студентов, имеющих определенный уровень физической подготовленности («высокий», «средний», «низкий»). Диаграмма, представленная на Рис. 2, демонстрирует уровень физической подготовленности студентов.

Рис. 2. Уровень физической подготовленности студентов

Анализируя результаты контрольных испытаний, можно констатировать, что у 21,2% студентов наблюдается высокий уровень развития общей выносливости, а 27,4% студентов имеют высокий уровень силовой выносливости. Остается низким процент студентов (18,9%) с высоким уровнем развития гибкости. У 53,8% студентов эта способность соответствует низкому уровню развития. Также выделим значительный процент юношей с высоким уровнем развития координационных способностей (42,1%).

Контрольные испытания - силовая выносливость, скорость, силовые способности и гибкость - совпадают с «обязательными испытаниями» в соответствии со ступенями структуры физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Контрольные испытания «общая выносливость» и «координационные способности» соответствуют «испытаниям по выбору».

Из проведенных испытаний, в соответствии со ступенями структуры физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», непротестированными остались испытания по выбору - «определение уровня овладения прикладными навыками». В данном случае для нас важным является не только выявление соответствия контрольных испытаний, но обоснование взаимосвязи между уровнем физической подготовленности и мотивацией к активной физкультурно-спортивной деятельности.

Учитывая статичность контрольных испытаний во временном отрезке (один день в начале семестра), для получения динамических показаний, по нашему мнению, необходимо проведение испытаний недельного двигательного режима, а контрольных испытаний - в середине и конце семестра. На наш взгляд, можно выдвинуть гипотезу, что недельный двигательный режим может влиять на мотивацию активности физкультурно-спортивной деятельности.

С позиции компонента «мотивация» для определения реальной мотивации активности физкультурно-спортивной деятельности использовалась анкета, состоящая из 12 аспектов, влияющих на мотивацию к занятиям физической культурой, и 8 аспектов, мешающих этим занятиям. В Таблице 1 приведено распределение ответов студентов о реальных мотивах физкультурно-спортивной активности по данным социологического опроса.

Анализируя результаты данных Таблицы 1, можно отметить превалирующую роль таких мотивов как «стремление повысить физическую подготовленность» и «добиться спортивных успехов». Ведущую роль этих мотивов можно объяснить проявлением у юношей желания уметь выполнить нормативные требования при проведении соревнований и более того - стать победителем.

Необходимо отметить два мотива, играющих важную роль в побуждении студентов к физкультурно-спортивной деятельности, - «укрепление здоровья» и «воспитание силы воли, характера, целеустремлённости». Первый из них можно отнести к мотивам валеологическим, а второй - к функциональным. Слабую роль в реальной мотивации активности физкультурно-спортивной деятельности играют мотивы, которые можно отнести к социально-психологическим, режимно-гигиеническим, идентификации и самоутверждения.

Обобщая результаты этого этапа исследования, авторы приходят к выводу, что просматривается явная тенденция понижения мотивации активности физкультурно-спортивной деятельности, что в общем актуализирует проблему поиска реальной мотивации активности. Такие результаты свидетельствуют о проблемах системы развития массового, детско-юношеского, школьного и студенческого спорта в нашем регионе.

Таблица 1.

Оценка реальной мотивации активности физкультурно-спортивной деятельности студентов

№ п/п Мотивы физкультурно-спортивной деятельности Распределение ответов (%)

1 Стремление повысить физическую подготовленность 36,1

2 Желание добиться спортивных успехов 20,2

3 Укрепление здоровья и улучшение самочувствия 15,1

4 Воспитание силы воли, характера, целеустремлённости 10,4

5 Улучшение фигуры и оптимизация веса 5,3

6 Повышение работоспособности, снятие усталости и напряжение 2,7

7 Получение зачёта по физической культуре 2,4

8 Выработка постоянной потребности к занятиям спортом 2,3

9 Желание рационального времяпровождения 2,1

10 Приобретение красивой манеры, культуры движения, осанки 1,6

11 Стремление соответствовать уровню друзей и кругу общения 1,4

12 Желание защитить честь курса, школы, ДВФУ 0,4

В процессе проведения анкетирования выяснялись факторы, мешающие физкультурно-спортивной деятельности студентов (Таблица 2).

Таблица 2.

Факторы, мешающие физкультурно-спортивной деятельности студентов

№ п/п Факторы, мешающие физкультурно-спортивной деятельности Распределение ответов (%)

1 Недостаточное количество свободного от учебы времени 52,1

2 Пассивная информационная и организационная работа преподавателей (тренеров) по привлечению в спортивные секции 10,3

3 Недостаток в ДВФУ секций по твоим видам спорта 9,5

4 Отсутствие достаточной мотивации 8,3

5 Необходимость первоначального внешнего «толчка» 5,9

6 Недостаток знаний и навыков для проведения самостоятельных занятий физкультурой и спортом 5,4

7 Отсутствие соответствующих требованиям спортивной формы и инвентаря 4,8

8 Личная неорганизованность 3,7

Определяющим фактором, по мнению анкетируемых, является отсутствие свободного времени или его недостаток. На этот фактор приходится 52,1% ответов. Весомой причиной этого, с одной стороны, является отсутствие в университете расписания занятий, учитывающего работу секций по виду спорта, которым хотел бы заниматься студент, а с другой стороны, - пассивная информационная и организационная работа преподавателей (тренеров) по привлечению в спортивные секции, на что указали 10,3% анкетируемых, и недостаток в ДВФУ секций по видам спорта, в которых готовы заниматься 9,5% анкетируемых. При этом 8,3% анкетируемых сослались на «отсутствие достаточной мотивации», 5,9% - на необходимость первоначального внешнего «толчка», а 3,7% - на личную неорганизованность.

По нашему мнению, фокус проблемы лежит в недостатке знаний и навыков для проведения самостоятельных занятий физкультурой и спортом, хотя на это сослались только 5,4% анкетируемых, и в неиспользовании современных информационных технологий. В связи с этим возникает необходимость повышения уровня знаний и навыков студентов о средствах, методах и формах проведения самостоятельных занятий физкультурой и спортом с использованием арсенала средств современных информационных технологий.

Следующая часть исследования, относящаяся ко второму компоненту, представлена изучением интенсивности проявления мотивации к здоровому образу жизни (далее - ЗОЖ). Был проведён анонимный социологический опрос среди студентов-юношей 1-го курса ДВФУ очного отделения по направлению «Физическая культура и спорт». В опросе приняло участие 25 человек, которым были заданы семь вопросов:

1) По вашему мнению, вы ведете здоровый образ жизни?

2) Чем вы занимаетесь в свободное время?

3) Насколько часто вы занимаетесь спортом?

4) По вашему мнению, у вас есть вредные привычки?

5) По вашему мнению, здоровый образ жизни способствует успешности человека в учебе и работе?

6) Ваше отношение к здоровому образу жизни?

7) По вашему мнению, какова главная причина того, что люди ведут нездоровый образ жизни?

Обработка результатов опроса дала следующие данные.

Значительное количество студентов (79%) положительно относятся к ЗОЖ. Примерно такое же количество студентов (74%) придерживаются мнения, что ЗОЖ является залогом успешной учебы и работы. Существенно незначительное количество студентов (2%), открыто позиционирующих свое негативное отношение к ЗОЖ. Тем не менее, только 33% студентов, с учетом положительного отношения к ЗОЖ, его соблюдают. По мнению 49% студентов, у них отсутствуют вредные привычки. В пристрастии к вредным привычкам признались менее 41% опрошенных.

По нашему мнению, полученные результаты не в полной мере отражают реальное соотношение количества студентов с вредными привычками с теми, у кого этих привычек нет. Будем это расценивать как еще одно косвенное подтверждение того, что ЗОЖ принимается большинством опрошенных. В продолжение этого можно утверждать, что у опрашиваемых присутствует осознание того, что ЗОЖ несовместим с вредными привычками.

Для 38% опрашиваемых главной проблемой поддержания ЗОЖ является отсутствие какой-либо мотивации. Следующей по значимости проблемой, по мнению 26% студентов, является отсутствие у них свободного времени. С учетом таких результатов исследования можно сделать вывод, что для большинства студентов главными препятствиями для поддержания ЗОЖ являются: отсутствие мотивации и непонимание смысла ведения ЗОЖ.

Понимание смысла ведения ЗОЖ у студентов первого курса ассоциируется с тем, что надо не курить, не употреблять алкоголь и наркотики, делать зарядку, вести подвижный образ жизни и т.п. Данная совокупность представлений, тем не менее, не является нормой для многих опрошенных. Более того, с учетом назидательно-категоричной формы преподнесения данного образа жизни, это вызывает у юношей отталкивающие эмоции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проведенные исследования, как и исследования Ю. В. Науменко [5, с. 23], показывают, что у студентов-первокурсников в большинстве случаев отсутствует мотивация к сохранению здоровья в будущем. Этот мотив для них является второстепенным. Некоторые из опрашиваемых, пренебрегая этому требованию образа жизни, испытывают гордость, искренне считают, что таким образом они «самоутверждаются».

По нашему мнению, основными методами повышения интенсивности проявления мотивации к ЗОЖ у студентов должны стать пропаганда ЗОЖ и ценности собственного здоровья, формирование имиджа спортивного образа жизни, рекламирование самостоятельных занятий физкультурой и спортом с широким использованием природных возможностей территории кампуса ДВФУ и о. Русский.

С позиции компонента «практическая деятельность» проведен социологический опрос о деятельности студентов в сфере физической культуры и спорта. Оценка результатов представлена в Таблице 3.

Таблица 3.

Оценка результатов деятельности студентов в сфере физической культуры и спорта, %

Вид деятельности Занимаются Иногда Не занимаются

Инструкторская 12 20 68

Судейская 8 24 68

Результаты данного опроса показывают, что очень низкий процент студентов занимаются инструкторской и судейской деятельностью, а 68% не занимаются вообще.

По нашему мнению, системообразующим фактором, формирующим мотивацию к практической деятельности в сфере физической культуры и спорта и комплекс связанных с ним явлений, нужно отнести ценностное отношение студентов к физкультурно-спортивной деятельности. Ценностное отношение к деятельности формируется на основе знаний, опыта и мотивации.

Знания и опыт студенты должны получать, принимая участие в проведении занятий в качестве помощников тренера, составлять с ним план подготовки, привлекаться к судейству зачетных соревнований. Далее часть тренировок выполнять самостоятельно, проводить занятия с другими группами обучающихся в качестве помощников тренера и инструктора, участвовать в судействе официальных соревнований, выполнять необходимые требования для получения званий инструктора и судьи по спорту, что можно отнести к моти-вационной составляющей.

Подводя итоги исследования, можно сделать вывод.

Трехкомпонентный подход к оценке состояния развития физической культуры личности студентов позволил по результатам его практического применения в ходе контрольных испытаний и социологического исследования определить структуру опрашиваемых, которые в большей части не имеют спортивный разряд. Контрольные испытания, в основном соответствующие ступеням структуры физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», показали, что у студентов-юношей высокий уровень физической подготовленности в среднем не превышает 23%. Для выявления объективной взаимосвязи уровня физической подготовленности и мотивации к активной физкультурно-спортивной деятельности необходимо проведение испытаний недельного двигательного режима, а контрольных испытаний - в середине и конце семестра.

По результатам опроса было доказано, что просматривается явная тенденция понижения мотивации активности физкультурно-спортивной деятельности студентов. Такие результаты свидетельствуют о проблемах системы развития массового, детско-юношеского, школьного и студенческого спорта в нашем регионе. В авторском понимании факторов, мешающих физкультурно-спортивной деятельности студентам, фокус проблемы лежит в недостатке знаний и навыков для проведения самостоятельных занятий физкультурой и спортом и неиспользовании современных информационных технологий. Для повышения уровня знаний и навыков студентов о средствах, методах и формах проведения самостоятельных занятий физкультурой и спортом необходимо использовать весь арсенал средств современных информационных технологий. Пропаганда ЗОЖ и ценности собственного здоровья, формирование имиджа спортивного образа жизни, рекламирование самостоятельных занятий физкультурой и спортом с широким использованием природных возможностей территории кампуса ДВФУ и о. Русский должны стать основным методом повышения интенсивности проявления мотивации.

На наш взгляд, системообразующим фактором, формирующим мотивацию к практической деятельности, является ценностное отношение студентов к физкультурно-спортивной деятельности, при этом ценностное отношение к деятельности формируется на основе знаний, опыта и мотивации.

Список литературы

1. Бальсевич В. К., Лубышева Л. И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. 2011. № 4. С. 2-7.

2. Доронин А. М., Федорова Н. П., Ворошилова И. С., Романов Д. А. Формирование физической культуры личности студентов [Электронный ресурс] // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2010. № 1. С. 69-71. URL: http://www.rae.ru/upfs/pdf/2010/01/2010_01_26.pdf (дата обращения: 14.01.2016).

3. Лубышева Л. И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физической культуры. 1997. № 6. С. 10-15.

4. Наговицин Р. С. Мониторинг формирования физической культуры личности студента [Электронный ресурс] // SCI-ARTICLE. 2014. № 8. URL: http://sci-artide.ru/stat.php?i=monitoring_formirovaniya_fizicheskoy_kul1:ury_lichnosti_ studenta (дата обращения: 14.01.2016).

5. Науменко Ю. В. Комплексное формирование социокультурного феномена «здоровье» у подростков в общеобразовательной школе: автореф. дисс. ... д. пед. н. М., 2009. 43 с.

6. О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 05.10.2015 г. № 274-ФЗ // Российская газета. Федеральный выпуск. 2015. 07 октября.

7. О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне (ГТО)»: Указ Президента Российской Федерации от 24.03.2014 г. № 172 // Российская газета. Федеральный выпуск. 2014. 26 марта.

8. Сутоцкий В. Г., Романов Д. А., Тихомирова Т. В. Формирование физической культуры личности студентов технического колледжа // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2009. № 6 (52). С. 74-80.

EVALUATING STUDENTS' LEVEL OF PHYSICAL CULTURE

Shpak Aleksandr Sergeevich, Ph. D. in Technical Sciences, Associate Professor Ivanitsa Ivan Aleksandrovich

Far Eastern Federal University [email protected]; [email protected]

The article presents the results of analyzing teenager students' level of physical culture. Relying on control tests data and the results of a sociological study the authors identify the tendency of students' motivation for physical activity and sport lowering, discover the causes of the problem. The findings allow concluding that the system-forming factor of students' level of physical culture is value attitude to physical activity and sport formed on the basis of knowledge, experience and motivation.

Key words and phrases: student's physical culture; control tests; level of physical fitness; motivation for intensive physical activities and sport; autonomous physical activities; level of motivation for healthy lifestyle; motivation for actual physical activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.